Способы и стили общения участников дорожного движения. Общение с другими участниками движения на дороге. Мигание дальним светом фар

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Этика водителя Составила: Осипова Т.Н., педагог-психолог

Этика – это нормы поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении. Только вежливый, предусмотрительный участник дорожного движения вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе других участников движения. Только в обстановке взаимоуважения можно добиться уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий!

Черты плохого водителя: агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Этика складывается из следующих нравственных отношений: − уважительное отношение ко всем участникам движения; − предупредительный, вежливый стиль езды; − оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов; − недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него; − помощь другим водителям; − ответственность за рядом сидящих пассажиров; − бдительность по отношению к пешеходам; − использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством; − садиться за руль только в трезвом состоянии; − следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Находясь за рулем, водитель должен придерживаться таких правил этики: − Паркуясь, нужно помнить о других. − Следует соблюдать рядность. − При возможности следует помогать выехать на дорогу из боковых проездов. − При возможности следует помогать обгонять. − Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее. − При сужении дороги соблюдайте очередность проезда. − Включайте ближний свет в сумерках. − Переходите на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет. При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходите на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары. Грамотно используйте световые приборы. − Пропускайте пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Учитывайте видимость на дороге.

Одним из важнейших условий безопасного управления − это прогнозирование дорожной ситуации. Общий прогноз связан с выбором цели поездки, ее маршрутом, оценкой погодных и дорожных условий, планированием времени, средней скорости вождения, скорости на отдельных участках и т. п. Местный, краткосрочный прогноз сопровождает водителя в процессе движения. У водителей, имеющих практический опыт, прогноз является составной частью автоматизма, а у начинающих водителей необходимо прививать это качество уже в процессе обучения.

Уязвимый участник: Инвалид. Пешеход. Велосипедист. Пассажир.

Влияние темперамента на стиль вождения Темперамент - индивидуальные психологические особенности, которые характеризуют личность человека c учетом динамики его психических процессов. Холерик Сангвиник Меланхолик Флегматик

Сангвиник Спокойный,уравновешенный.общительный,активный,с юмором,вежливый. Так, сангвиники, как правило, являются надежными, хорошими водителями, но порой они переоценивают свои возможности, легко отвлекаются, требуют повышенного контроля в работе.

Холерик Холерики, для которых характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будут утомляться сильнее флегматиков, которым свойственно спокойное отношение к делу. К тому же холерики недостаточно усидчивы, невыдержанны, а бессистемность в работе снижает их качества как водителя, особенно в дальних поездках.

Флегматик Спокойствие, уравновешенность флегматиков благоприятны для управления автомобилем, однако не в сложной дорожной обстановке, так как их действия и решения обычно замедленны.

Меланхолик Для меланхоликов типичны колебания, нерешительность и другие особенности, которые отрицательно сказываются при управлении автомобилем. Однако чаще всего в аварии попадают водители с чрезмерно высокой эмоциональной возбудимостью.

Агрессивный стиль Обилие резких движений. Стремление произвести впечатление. Резкий старт. Необоснованное торможение и ускорение. Перестроение на соседние полосы без предупреждения и т.д.

Классический стиль Неторопливый разгон. Хорошо продуманный скоростной режим. Уверенные повороты. Разумное использование тормозов.


Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Водитель обладает определенным арсеналом технических средств для передачи информации другим участникам движения о своих намерениях:

Стоп - сигнал,

Сигналы поворота,

Переключение света фар,

Сигнал заднего хода,

Звуковой сигнал.

Их использование не только в случаях, предусмотренных ПДД, но и для оказания помощи другим водителям в принятии решения повышает безопасность на дороге.

Например, вы едете по загородной дороге, впереди движется большой грузовой автомобиль, скорость которого 70 км/ч. Дорога прямая, погода ясная, справа и слева лес, вы правильно оценили ситуацию, включили левый указатель поворота и начали для обгона выезжать на встречную полосу, увеличивая скорость. И тут увидели, что на грузовике зажегся левый указатель поворота. Вы, естественно возвратились на свою полосу, отказавшись от обгона. Потом водитель грузовика, выключив указатель поворота начал снижать скорость, вы благоразумно последовали его примеру и увидели справа бегущего вдоль дороги лося. Так коллега водитель, возможно, спас вам жизнь. Затем водитель грузовика зажег указатель правого поворота, приглашая вас к обгону. Выполнив обгон вы на несколько секунд включили аварийную световую сигнализацию, и обгоняемый водитель понял, что вы его поблагодарили.

Опытный водитель уже по тому, как ведет себя соседний автомобиль может легко прогнозировать некоторые планы его хозяина. По тому какую полосу или ряд хочет занять водитель перед перекрестком можно судить о том, куда он поедет дальше.

Если водитель снижает скорость перед пешеходным переходом и останавливается непосредственно перед ним, значит, на проезжей части уже или еще находятся пешеходы.

Эти примеры говорят о том, что водитель должен действовать таким образом, чтобы его планы были предельно ясны другим участникам движения и избегать всяких нестандартных и особенно неожиданных маневров.

Еще один путь улучшения общения в дорожном движении - использование языка жестов. Так, например, хороший водитель всегда жестом приглашает нерешительных пешеходов переходить дорогу в предназначенном для этого месте. Именно жесты водителей, имеющих преимущество в движении, помогают влиться в транспортный поток автомобилям, выезжающим с прилегающий территорий. Официальный порядок общения определен правилами движения, но существует еще неписанный закон общения водителей. Многолетний опыт доказал состоятельность некоторых из таких информационно - предупреждающих сигналов.

Сигналы фарами

Одно короткое моргание в «пробке» - можно проезжать,

Несколько коротких подмигиванием дальним светом:

1) надо сбросить скорость, потому что впереди находится опасность,

2) необходимо отключить дальний свет при езде ночью,

Ряд миганий аварийным светом - вас благодарят за то, что вы уступили дорогу;

Включен левый указатель поворота - обгонять нельзя;

Включен правый указатель поворота - обгон возможен.

Подача звукового сигнала

Длинный звуковой сигал в сочетании с подмигиванием дальним светом фар - следует остановиться без замедлений или из-за того, что впереди серьезная опасность или из-за неисправности транспортного средства.

Жесты руками

Рука изображает круг и показывает вниз - у вас спущено колесо;

Рука указывает на обочину - неисправность автомобиля, необходимо прекратить движение;

Рука указывает на дверцу авто - возможно, одна из дверей автомобиля плохо закрыта или в дверной проем что-то попало (например, ремень безопасности);

Ладонь направлена в воздух - у вас открыт багажник;

Водитель крутит пальцем у виска - ну это вы и без нас знаете…

Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нрав­ственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, кол­лективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность – эти качества обычно присущи хорошим и надежным водителям. Отсутствие интереса к ра­боте, эгоизм, грубость и бесцеремонное отношение к окружающим людям, не­уважительное отношение к правопорядку – эти качества недисциплинированно­го водителя.

Недисциплинированность водителя чаще всего проявляется в игнориро­вании требований Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников дви­жения. Нужно не только строго соблюдать Правила, но и следить за действия­ми других участников движения. При виде ошибок, допущенных пешеходом или другими водителями, нужно сделать все возможное, чтобы предотвратить ДТП. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, от­сутствие которой связано не только с нарушением пред писаний Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей. Так, например, водители многих городов, выполняя пово­рот, игнорируют требования пропустить пешеходов, находящихся на пешеход­ных переходах. Нередки случаи, когда водитель, вынужденный пропустить пе­шеходов, допускает грубые окрики, пугает их звуковым сигналом или подъез­жает вплотную. Вежливый водитель всегда считается с другими участниками движения при выборе приемов вождения, владеет собой, старается по возмож­ности избегать осложнений, а при возникновении их пытается разрешить си­туацию безопасным путем. Вежливый водитель – это, прежде всего, думающий и внимательный водитель. В ГЩД отсутствует требование быть вежливым. Но также не говорится, что водитель не имеет права отказаться от приоритета, если он об этом своевременно оповещает других участников движения. Если води­тели, нарушающие ПДД, несут наказание, то не вежливые водители, соблю­дающие ПДД, наказанию не подлежат. Например, водитель, который остано­вился перед «зеброй», чтобы пропустить пересекающих проезжую часть пеше­ходов, выполняет требования ГЩД. Водитель же, остановившийся, чтобы про­пустить пожилого человека или мать с коляской, ожидающих на тротуаре воз­можности перехода, является вежливым водителем.

Вежливость в дорожном движении, однако, нельзя доводить до абсурда. Например, водитель, который при неинтенсивном движении предлагает право проезда водителю транспортного средства, у которого согласно ПДД этого пра­ва нет; создает своими действиями неразбериху, что может привести к опасной ситуации. Жеманность в дорожном движении неуместна.

Часто требуется участие и взаимная помощь других водителей а полу­чить их удается не скоро, хотя мимо проехало много водителей. Водитель будет чувствовать себя немного уверенней, если участники движения будут взаимно доброжелательны, готовы выручить и оказать помощь.

В присяге водителя, которую принимают водители многих зарубежных стран первым пунктом записано: «Я всегда буду любезным и вежливым по отношению к другим водителям и по-товарищески с ними сотрудничать».

Дорога – рабочее место для любого водителя и их взаимодействие во время работы по безопасному управлению транспортными средствами позволит успешно выполнить эту работу или привести к трагедии.

На Дорогах каждый водитель постоянно взаимодействует с водителями транспортных средств, двигающимися в попутном и встречном направлении, маневрирующими, выезжающими из боковых проездов и площадок и даже просто стоящими на дороге. По предназначению, характеру движения транспортных средств, по подаваемым их водителями сигналам и многим другим признакам водитель обязан определять их намерения, предвидеть направления движения, маневры, что очень важно для обеспечения безопасности движения. Ничто так не грозит серьезными осложнениями дорожной обстановки, как неожиданные для других участников движения действия водителей.

Среди всех транспортных средств особое место занимают транспортные средства общего пользования, которым в силу их особого предназначения Правилами предоставлен ряд преимуществ перед другими видами транспорта. При движении по установленным маршрутам они имеют право отступать от требований некоторых запрещающих и предписывающих знаков. Кроме того, для них предусмотрены и другие преимущества, обеспечивающие им беспрепятственный проезд, особенно по дорогам с интенсивным движением.

В населенных пунктах водители всех транспортных средств не должны создавать помех троллейбусам и автобусам общего пользования, отъезжающим от обозначенной остановки в попутном направлении. Правила обязывают водителей других транспортных средств уступить дорогу троллейбусу (автобусу), отъезжающему от остановки, замедлить движение или даже остановиться и дать возможность ему выехать на свободную полосу движения. На загородных дорогах таких требований нет (рис. 46). На дорогах с интенсивным или односторонним движением транспорта для троллейбусов и автобусов общего пользования может выделяться специальная полоса. Над полосой или справа от проезжей части устанавливаются дорожные знаки: 5.9. «Полоса для маршрутных транспортных средств» и 5.10.1. «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств».

По этой полосе движение других транспортных средств запрещается, ее нельзя пересекать, например, для заезда во двор или при выезде со двора, при перестроении для поворота на перекрестке, на ней запрещены стоянка и остановка.

Иногда полоса для маршрутных транспортных средств выделяется пунктирной линией. Движение по ней других транспортных средств и стоянка на ней также запрещаются. Однако на нее можно заезжать для посадки или высадки пассажиров, ее можно пересекать при выезде на дорогу с прилегающей территории, на нее можно перестраиваться перед перекрестком для выполнения правого поворота, не создавая помех для маршрутных транспортных средств.

При взаимодействии с водителями других транспортных средств важную роль играют звуковые, световые и другие (например, рукой) сигналы. Но некоторые водители в нарушение Правил по разным причинам эти сигналы при маневрировании не подают. Этим они создают аварийную обстановку как для себя, так и для других участников движения. Опытные водители обычно предвидят действия других и заранее принимают меры по предупреждению нежелательных осложнений.

Так, например, по перемещению к осевой линии или на полосу встречного движения без изменения скорости движения впереди идущего автомобиля опытный водитель определяет намерение его водителя объехать стоящее на правой стороне дороги транспортное средство и принимает решение снизить скорость. Объезд стоящего транспортного средства можно начать лишь тогда, когда водитель впереди идущего автомобиля его закончит.

При следовании за транспортным средством с грузом в кузове или в багажнике на крыше водитель обращает внимание и на положение груза. Плохо закрепленный груз может выпасть на дорогу и создать препятствие для движения. Обнаружив такой груз, водитель подает звуковой или световой сигнал и старается обогнать транспорт с плохо закрепленным грузом. При обгоне с помощью пассажиров голосом или жестами его водителю дают понять о плохо закрепленном грузе.

Подобным же образом следует оповещать водителя движущегося в попутном направлении автомобиля, если у него неплотно прикрыта дверь, спущено колесо, плохо закреплен номерной знак и т.д.

При внезапной остановке, идущего впереди транспортного средства непосредственно на проезжей части водитель также останавливает свой автомобиль. Объезжать остановившееся транспортное средство с ходу ни в коем случае нельзя, перед ним могут быть пешеходы или животные, неожиданно вышедшие на проезжую часть, груз, выпавший из кузова других машин, иное препятствие. Объехать остановившегося можно лишь после полного выяснения обстановки.

При движении по щебеночной дороге, особенно по свеженасыпанному щебню или гальке, ветровое стекло может быть разбито и камнем, вылетевшим из-под колес встречного автомобиля. Современные легковые автомобили оснащаются ветровыми стеклами типа «тримплекс», состоящими из двух слоев стекла и специальной пленки между ними. При попадании камня такое стекло мгновенно покрывается множеством тонких трещин и дороги не видно. Рассыпаться полностью стеклу часто не дает находящаяся в нем пленка.

При повреждении ветрового стекла водитель немедленно останавливается, не меняя полосы движения, и включает аварийную световую сигнализацию.

Очень внимательным надо быть при движении за такси или рядом с ним. Водитель такси может сделать неожиданный маневр или остановиться по требованию пассажиров. К этому надо быть всегда готовым.

Особого отношения к себе требуют легковые автомобили с водителями-инвалидами, имеющие ручное управление. Они обозначаются лишь специальным опознавательным знаком «Инвалид», который устанавливается и спереди и сзади. Многие операции по управлению водители-инвалиды выполняют только руками. Они медленно трогаются с места, медленно выезжают на дорогу, медленно маневрируют. Любые операции с органами управления водителями-инвалидами выполняются с задержкой. Учитывая это, при следовании за таким автомобилем надо выдерживать дистанцию побольше, не следует сигналить инвалиду и требовать от него ускорения движения. Следует иметь в виду, что при трогании на подъеме он может скатиться назад.

С представителями органов милиции и Госавтоинспекции

Взаимоотношения водителя и сотрудника ДПС, категорий людей, непосредственно причастных к дорожному движению, складываются далеко не просто. Их невозможно охарактеризовать в двух словах, нельзя сказать, что здесь все благополучно. У многих водителей вид человека с жезлом в милицейской форме не вызывает положительных эмоций, хотя они прекрасно понимают его функции. Они знают, что контроль на дороге необходим. Без этого сегодня пока нельзя, и в обозримом будущем положение не изменится.


На успешность вождения влияют различных психические свойства и состояния водителя. Однако водитель обычно действует не в одиночку, а в системе дорожного движения совместно с другими водителями, с пешеходами. Поэтому для хорошего вождения недостаточно самому иметь хорошие качества, быть в хорошем состоянии, овладеть автомобилем, а нужно еще умение взаимодействовать с другими участниками дорожного движения. Для этого требуется прежде всего хорошее взаимопонимание.

К сожалению водители располагают очень ограниченным арсеналом технических средств для передачи друг другу информации и общения между собой. Это фактически два-три вида световой сигнализации: стоп-сигнал, сигнал поворота и иногда переключение фар, в исключительных случаях - еще и звуковой сигнал (комм.автора - в настоящее время почти все водители знакомы с азбукой дорожных разговоров с использованием данных средств).

Однако бывают ситуации когда все эти средства бесполезны. Например, водитель хочет перестроиться в соседний ряд и сигнализирует об этом. Однако пропустит или не пропустит его водитель, едущий чуть сзади по этому ряду, он не знает, так как ответа он не получает. Возможно столкновение, и только потому, что не было получено определенного ответа от коллеги по движению.

Поэтому необходимо в пределах имеющихся технических средств совершенствовать способы общения и коммуникации водителей в процессе дорожного движения.

Так, опытный водитель уже по тому, как ведет себя соседний автомобиль, может легко прогнозировать некоторые планы его хозяина. По тому, в какой ряд хочет встать водитель перед перекрестком, можно судить о том, куда он далее поедет. Подобных понятных другим водителям маневров существует немало. Поэтому всем водителям следует избегать всяких нестандартных и особенно неожиданных маневров, которые могут не понять или неправильно истолковать коллеги по движению. Действовать на дороге всегда следует так, чтобы твои планы были предельно ясны соседям. В таком случае, если водитель даже по его вине попадает в сложное положение, его всегда правильно поймут другие участники движения, и зачастую помогут ему безопасно выйти из него.

Следует назвать еще один путь для улучшения общения в дорожном движении - использование так называемого невербального общения - языка жестов. Жесты оказываются весьма полезны, когда в сложных дорожных ситуациях останавливается несколько автомобилей и водители ждут, как будут действовать другие.

При этом нужно всегда учитывать недостаточную надежность такого канала общения. Поэтому полученные таким образом сигналы следует трактовать всегда очень осмотрительно, проверять и еще раз перепроверять их перед тем, как по ним действовать.

Для безопасного дорожно-транспортного движения нужно добиться и взаимопонимания между водителями и пешеходами. Установлено, что больше половины дорожных происшествий в той или иной мере связано с пешеходами, а четверть из них происходит по их непосредственной вине. Пешеходы находятся в лучших условиях, чем водители. Им не так уж сложно прогнозировать действия водителя: водитель может притормозить или увеличить скорость, повернуть чуть вправо, влево. Автомобиль - это довольно крупная и инертная конструкция, которая постепенно меняет свое положение. Мгновенно она переместиться не может.

Водителю же гораздо сложнее прогнозировать поведение пешехода. Здесь могут мгновенно возникать самые неожиданные варианты поведения, особенно, если пешеходом является ребенок или перепуганный пожилой человек. Поведение пешеходов бесконечно разнообразно и здесь нельзя назвать какие-либо определенные, справедливые на все случаи закономерности. Поэтому водителям приходится вести расчет на самый худший вариант поведения пешехода и заранее готовиться к его самому неожиданному маневру (особенно если у дороги дети).

А в общем водитель всегда старается получить информацию о намерениях пешехода и при этом ему очень важно знать, увидел ли он приближающийся автомобиль или нет. Поэтому водителю приходится постоянно заниматься раскодированием движений, жестов, мимики пешеходов и по этой информации принимать решения на дальнейший маневр.

Установлены некоторые закономерности как поведения пешеходов у дорог и переходов, так и дорожных происшествий с пешеходами. Например, если пешеходы хотят перейти улицу (на нерегулируемом пешеходном переходе) и ждут у перехода 15-20 с, то потом, если их не пропускают, они начинают перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Хотя считается, что безопасный переход обеспечивается, когда человек пересекает улицу на 8-9 с до подхода автомобиля, люди начинают перебегать дорогу уже за 2-3 с до этого. Отсюда следует важный для водителей вывод. Если видите, что перед переходом столпился народ и люди уже ждут более 10 с, нужно непременно остановиться и пропустить пешеходов, иначе будут возникать вышеперечисленные опасные ситуации (комм.автора - аналогично поведению пешеходов, могут поступать и водители, например, когда долго не могут выехать со второстепенной, замечал по себе - начинаешь нервничать и рискуешь).

Результаты некоторых исследований, показывают, что число несчастных случаев при подъезде к переходам и на переходах оказалось значительно меньшим, чем сразу после переходов. И объясняется это тем, что перед подъездом к таким переходам и на самих переходах водители обычно настораживаются и ведут автомобили осторожнее, чем тогда, когда опасный участок дороги уже пройден и остался позади. Эту закономерность, свидетельствующую о том, что и участок дороги сразу после перехода оказывается тоже опасным, полезно знать водителям.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook