Что такое задний подшипник ступицы, как он устроен и как его заменить? Ступица задняя: функции и инструкция по замене Как поменять задние подшипники

Ни один узел автомобиля не подвергается такой нагрузке, как ходовая часть. Отсюда и большое количество неисправностей. Яркий тому пример – подшипник ступицы заднего колеса. По замыслу и расчетам конструкторов, он должен исправно служить не менее 100 000 км. пробега. Но отечественные дороги и неправильная эксплуатация вносят свои коррективы. Очень часто подшипник выходит из строя, не выслужив и половины ресурса.

В этом случае тянуть с заменой нельзя. Дело даже не в том, что неисправный подшипник станет причиной еще более серьезной неисправности. В данном случае речь идет о безопасности. Не нужно думать, что такой сложный ремонт могут сделать только в автосервисе. Замену подшипника ступицы заднего колеса вполне можно произвести самостоятельно.

Симптомы и причины

Рассмотрим, как проверить подшипник ступицы заднего колеса. В отличие от многих других, эту неисправность можно локализовать почти со 100% точностью. И по силу это не только опытным, но и начинающим автолюбителям, если знать характерные признаки. Основные из них:

  • Посторонний шум при движении автомобиля. Его часто ошибочно путают с «воем» коробки, но в этом случае звук не пропадает даже при переходе на нейтраль.
  • Неприятный звук особенно различим на заднем сидении, со стороны неисправного колеса;
  • На поворотах чувствуется явное притормаживание неисправной стороны, а в особо тяжелых случаях, слышны щелчки;
  • Нагрев колеса во время движения.

Все это косвенные симптомы, услышав которые автолюбитель должен насторожиться и провести более детальную проверку. Для этого необходимо воспользовавшись домкратом, провесить предположительно неисправное колесо. Теперь нужно его хорошо раскрутить.

Ищем самый проходимый кроссовер — 10 претендентов. Смотите

Слышится гул – плохо, но пока не смертельно. Взявшись за колесо руками сверху и снизу, необходимо покачать его по вертикали. Если есть люфт – подшипник на свалку.

От чего это происходит? Удивительно, но только треть подшипников «умирает» от естественного износа металлических частей. Остальные две трети, приходятся на следующие причины:

  • Заводской брак;
  • Тяжелые условия эксплуатации. К примеру, постоянная езда по просёлочным дорогам на большой скорости;
  • Отсутствие своевременного обслуживания. Как правило, недостаток смазки и попадание на подшипник пыли и грязи;

Кроме того, есть еще одна причина – неправильная установка во время предыдущего ремонта. Впрочем, этого можно легко избежать, если перед самостоятельной заменой подшипника ступицы заднего колеса заранее изучить последовательность работы и акцентировать внимание на некоторых деталях.

Замена подшипника ступицы заднего колеса своими руками

Любой ремонт ходовой части автомобиля, нельзя назвать простым. Не потому, что он требует специального образования и особых умений. Сложность, прежде всего, заключается в трудоемкости ремонта. Снятие некоторых деталей требует порядочного усилия и большого терпения.

Надо быть заранее к этому готовым. Автомобиль с полуразобранной задней ступицей в сервис уже не отгонишь. Если решимость не пропала – прежде всего, необходимо запастись инструментом.

Инструменты и принадлежности

Чтобы своими руками поменять подшипник ступицы заднего колеса понадобятся:

  • Домкрат и подходящая деревянная опора;
  • Торцевой ключ, как правило, на 30 и подходящий кусок трубы, в качестве усилителя для воротка;
  • Ключ на 12, для направляющих диска;
  • Баллонный ключ;
  • Круглогубцы для снятия стопорных колец;
  • Молоток;
  • Зубило;
  • Универсальный съемник. Можно обойтись и без него, но для этого нужен определенный опыт. Поэтому его лучше купить, он подходит и для подшипника передней ступицы.
  • Монтировка.
  • Ну и, конечно, новый подшипник. Его не нужно раньше времени доставать из упаковки, чтобы не допустить попадания грязи.

Как поменять задней подшипник ступицы на ваз 2110: последовательность действий

Сначала нужно сорвать болты колес, и поднять автомобиль домкратом.

Внимание, ни в коем случае нельзя проводить работы на автомобиле, установленном на один домкрат, обязательно нужно дополнительно использовать деревянную подставку подходящих размеров.

Связано это с большим усилием, которое придется прилагать в процессе работы. Автомобиль на домкрате будет очень неустойчивым. Дальнейший порядок действий следующий:

  • Откручиваются болты, и снимается колесо;
  • Теперь можно снять пыльник ступицы.
  • Выкручиваются направляющие колесных дисков. Иногда сделать это не просто, они «закисают» в алюминии. Главное здесь не сорвать грани, поэтому не надо торопиться;
  • Далее снимаются тормозные барабаны. Здесь все зависит от того, как давно их не снимали. Иногда они демонтируются «от руки», а иногда приходится стучать молотком, через дерево, с обратной стороны. Есть еще один способ. Направляющие вкручиваются в специальные отверстия. Надо иметь в виду, что штифтами нельзя снять диски, это приведет к разрушению алюминиевой резьбы. Можно лишь закрутить их до небольшой натяжки, после чего попробовать обстучать диск через дерево. Должно помочь.
  • Откручивается ступичная гайка. Придется постараться – закручена она очень плотно. Поэтому вороток усиливается отрезком подходящей трубы. Необходимо соблюдать осторожность, автомобиль при этом будет раскачиваться.
  • Снимается ступица. Здесь конечно лучше воспользоваться трехлапым съемником. Однако есть он далеко не у всех, поэтому придется воспользоваться «пролетарским» способом. Заключается он в следующем. На ступицу устанавливается колесо и закручивается болтами, но не до конца, а чтобы между диском и ступицей был зазор в несколько сантиметров. Таким образом, получается некое подобие обратного молотка. Несколькими резкими рывками колеса, ступицу обычно удается снять. И это уже половина дела.
  • Круглогубцами, вставленными в соответствующие отверстия, извлекается стопорное кольцо.
  • Универсальным съемником выпрессовывается или просто выбивается старый подшипник;
  • Внимательно осматривается ось ступицы. Иногда на ней остается обойма старого подшипника. Ее нужно удалить. Подшипник снят, можно переходить к установке нового. Но сначала можно осмотреть рабочий тормозной цилиндр. Если он имеет подтекания, придется сменить, чтобы вновь не снимать потом барабан.
  • Ось и ступица осматриваются на предмет повреждений, очищаются от пыли, грязи и ржавчины и смазываются смазкой типа «литол».
  • Новый подшипник вытаскивается из упаковки, его обойма также легко смазывается по посадочной части;
  • С помощью универсального съемника подшипник устанавливается на место. При отсутствии приспособления можно впрессовать подшипник с помощью тисков. В качестве оправки в этом случае используется обойма старого. Не рекомендуется забивать подшипник молотком, это может привести к его разрушению.
  • Теперь можно установить стопорное кольцо;
  • Аккуратно, с помощью оправки или трубы подходящего диаметра, легкими ударами, ступица ставится на место;
  • Фиксируется гайкой;
  • Ставится на место тормозной барабан, закручиваются направляющие;
  • Закручивается колесо. Интереса ради, стоит попробовать покачать и покрутить его. Ни каких посторонних звуков и люфта не будет.

Как поменять подшипник задней ступицы на ваз 2110 видео

Итог

Сняв машину с подставок и домкрата, можно опробовать ее на ходу. Наслаждение тишиной и удовлетворение от проделанной работы будут обеспечены. А главное, теперь есть уверенность в надежности и безопасности своего автомобиля.

При появлении нехарактерных для исправного автомобиля звуков и шумов обязательно следует искать источник их происхождения. Если шум, появляющийся в движении, исходит от задних колёс и меняет свою тональность при выполнении маневров, то необходима замена подшипника задней ступицы.

Проверка подшипника и подготовка к ремонту

В справочной автолитературе можно найти информацию о том, какой ресурс имеют некоторые детали автомобиля. Для срок жизни составляет примерно 100 тыс. км. Число это весьма условно.

На продолжительность использования ступичных подшипников могут повлиять такие факторы, как:

  • интенсивность использования автомобиля и стиль вождения;
  • состояние дорожного полотна в регионе использования авто;
  • качество установленных ранее деталей;
  • частая перевозка грузов, неравномерное распределение грузов, перегруз, использование прицепа.

В отличии от ступицы передних колес , с задними чаще приходится сталкиваться с тем, что необходимость замены подшипника ступицы возникает гораздо раньше, чем это ожидает автолюбитель. Учитывая, что подавляющее большинство автомобилей, которые выпускает отечественный и зарубежный автопром, имеют передний привод, следует рассмотреть вопросы диагностики и задних колёс именно таких авто.

Появление характерного шума от задних колёс в движении – это лишь первый признак, указывающий на износ подшипников. Для начала работ необходимо убедиться в правильности поставленного «диагноза». Задние колёса следует поочерёдно вывесить, приподняв угол кузова домкратом.

Колесо необходимо раскрутить и послушать звук, который от него исходит в свободном вращении. Изношенный подшипник будет издавать характерный шум вместо тихого хода. Кроме этого можно взять двумя руками колесо с разных сторон и проверить осевой люфт, дёргая его, то правой, то левой рукой.

Если замена подшипника задней ступицы неизбежна, необходимо подготовить орудия труда:

  • домкрат;
  • комплект ключей для авторемонта;
  • ветошь, WD-40;
  • верстак с тисками;
  • специальные или кустарно изготовленные съёмники.

Новый подшипник упущен из списка умышленно, так как его покупку следует производить после демонтажа старого. Иногда после разборки узла возникает необходимость заменить подшипник вместе со ступицей или цапфой.

Как заменить подшипник задней ступицы самостоятельно

Любая работа в гараже начинается с облачения в спецодежду, освобождения места ремонта от ненужных предметов и обустройства освещения. Далее всё достаточно просто.

Необходимо следовать следующему алгоритму:

  • ставится на первую передачу, передние колёса фиксируются «башмаками»;
  • снимается защитный колпачок ступицы и с помощью керна отгибается вмятина на бортике гайки;
  • торцевыми ключами срываются гайка ступицы и болты колеса;
  • колесо вывешивается поднятием угла кузова домкратом;
  • откручивается и снимается колесо;
  • ввинчиванием болтов в съёмные отверстия или с помощью ударов через деревянную проставку снимается тормозной барабан;
  • откручивается гайка ступицы;
  • ступица снимается с полуоси (если ступица очень легко снимается с полуоси шкворня, то это может указывать на сильные износ посадочного места. Возможно, понадобится замена шкворня.). Для того, чтобы быстро снять ступицу можно прикрутить к ней колесо и дёрнуть его двумя руками или воспользоваться специальным съёмником;
  • из ступицы извлекается стопорное кольцо и сальник;
  • с помощью подходящего по диаметру отрезка трубы из ступицы выбивается подшипник;
  • ступицу и полуось шкворня следует очистить от грязи, старой смазки, следов коррозии, посадочное место для обойм подшипника смазать.

На этом этапе разборка ступичного узла заканчивается. Проделав операцию впервые, даже неопытный автолюбитель сможет выучить, как заменить подшипник задней ступицы своими руками. В этом действительно нет ничего сложного.

Установка нового подшипника

Для того, чтобы автомобиль смог снова ездить, следует закончить работы и выполнить следующие технологические операции:

  • впрессовывается новый подшипник в ступицу (не вбивается!). Для этого можно использовать тиски или длинный болт с шайбами большого размера. Для окончательной посадки подшипника можно использовать проставку из старой обоймы подшипника;
  • новый сальник устанавливается на своё место также с помощью пресса или лёгкими ударами молотка через деревянную рейку. При установке подшипника и сальника необходимо следить за равномерностью их погружения, не допускать перекосов;
  • ступица в сборе устанавливается на полуось цапфы. Внутренняя обойма подшипника ступицы ставится на место с помощью нанесения лёгких ударов молотка по отрезку трубы, внутренний диаметр которого чуть больше диаметра полуоси;
  • закручивается (туго) гайка ступицы. Бортик гайки загибается в паз, распложенный на полуоси, устанавливается защитный колпачок;
  • ставится на место тормозной барабан;
  • прикручивается колесо;
  • проверяется вращение колеса на новом подшипнике;
  • автомобиль снимается с домкрата.

Как видно из описания, особой сложности смена подшипников не имеет, что позволяет автовладельцам выполнять эту манипуляцию самостоятельно, сэкономив деньги на посещении автосервиса.

К сожалению, иногда наши автомобили ломаются и нуждаются в ремонте, необходимо менять разные детали, оптику, а в некоторых случаях нужна замена подшипника задней ступицы, правда, как показывает статистика, такое случается довольно редко.

Как распознать неполадки в ступице?

Дело в том, что ступица является важнейшим элементом любого вращающегося механизма, в том числе и автомобильного колеса. Она представляет собой центральную часть вращающихся деталей с отверстием для возможности насадки ее на ось либо вал. Таким образом, ее главная задача – обеспечение вращательного движения. Для того чтобы вращение на оси не было свободным, в отверстие ступицы запрессовывают подшипники качения либо же специальные заглушки. Кроме того, именно благодаря подшипникам ступица, а также колесо может вращаться.

Заметить, что срочно необходима замена подшипника ступицы, довольно легко, в этом случае возникает характерный стук в задней нижней части кузова , чаще всего, он усиливается при движении по неровной дороге или же при наезде на ямы, а также бугры. Во время же движения по относительно ровному дорожному покрытию может возникнуть гул. Кроме этого, очень сильно нагревается тормозной барабан.

Проверяем, нужна ли замена подшипника ступицы заднего колеса

Прежде всего, причиной подобной поломки служат плохие неровные дороги, тем более что в некоторых случаях наше дорожное покрытие вообще сложно назвать дорогой. Второй же причиной, по которой подшипник может прийти в негодность, является некачественный материал, из которого он был изготовлен. заднего колеса – не очень сложный процесс, поэтому его довольно легко можно осуществить и самостоятельно в домашних условиях.

Однако, прежде чем приступать непосредственно к действиям, следует выяснить действительно ли дело в нем. Для этого необходимо вывесить то колесо, со стороны которого слышен гул, и, раскачивая его руками, проверить люфт. Если же при осуществлении данных действий люфт будет обнаружен, и при этом возникнут глухие стуки, то медлить с заменой нельзя. Развалившийся по дороге подшипник вызовет повреждения других деталей ступичной системы.

Залогом быстрой и качественной работы служит правильно подобранный инструмент и высококачественные материалы, в данном случае подшипник. Поэтому не старайтесь экономить на нем, приобретайте варианты только лишь от хороших производителей, ведь от этого во многом зависит и срок службы.



Замена подшипника задней ступицы – ваши действия шаг за шагом

Из инструмента вам потребуется отвертка, домкрат, баллонный ключ, литол, съемник для гайки ступицы, иногда зубила и монтировка. Далее, подготовив все необходимое, действуем следующим образом. Ставим авто на первую передачу, предварительно подложив под передние колеса «башмаки». Поднимаем автомобиль с помощью домкрата и демонтируем нужное колесо. Открутив направляющие штифты, нужно снять тормозной барабан, чаще всего его сбивают. Теперь специальным съемником откручивается гайка ступицы и сбивается с цапфы сама ступица. Она должна сойти вместе с кольцом подшипника, в противном же случае его необходимо снять с помощью монтировки и зубила.

Для того чтобы впрессовать сам подшипник, необходимо специальными щипцами снять стопорное кольцо и сбить металлический пыльник. Дальше надо смазать посадочное место и с помощью специального съемника запрессовать обратно новые подшипники. При этом учтите, что забивать их крайне не желательно . Теперь обратно и стопорное кольцо. Ударяя по внутреннему кольцу подшипника, надеваем ступицу обратно на цапфу. Далее нужно затянуть цапфу и как можно лучше замять ее бортики. Процесс почти закончен, на прежние места устанавливаются колодки, тормозной барабан и, конечно же, колесо.

Задняя ступица предназначена для того, чтобы соединять подвижное колесо и элемент подвески - балку. Конструкцию ступицы можно сравнить с небольшим стаканом, изготовленным из металла. Во внутренней его части запрессован специальной конструкции подшипник. Очень простое устройство, но оно может доставить массу хлопот автомобилисту - при износе подшипники начинают сильно гудеть. А если своевременно не произвести замену, то шарики могут и вовсе заклинить, что приведет к блокировке колеса и резкой остановке машины - при езде на высокой скорости это приведет к аварии.

Особенности конструкции

Очень сильно отличается задняя ступица 2108 от аналогичного механизма, используемого в автомобилях «классической» серии - ВАЗ 2101-2107. Конструкция задней подвески на переднеприводных машинах довольно простая. На балке производится крепление полуоси, она чем-то похожа на устанавливаемый на передней оси. Но одно отличие - этот элемент может перемещаться в вертикальной плоскости, но осуществить поворот не получится - крепеж жесткий.

Сама ступица представляет собой небольшой металлический цилиндр, полый внутри. В него запрессовывается ролик - специальный подшипник, с помощью которого производится вращение колеса на полуоси. Причем внешний диаметр у этого подшипника такой же, как внутренний у ступицы. А диаметр внутренней обоймы такой же, как внешний у полуоси. Следовательно, посадка ступицы на полуоси оказывается максимально плотной, никаких зазоров нет. Это можно понять, всего раз разобрав элемент.

Признаки и причины неисправностей

В механизме задней ступицы 2108 чаще всего выходит из строя именно подшипник - это наиболее уязвимое место. Но иногда случаются и более специфические поломки - трещины на металлической поверхности ступицы, разрушение резьбы для болтов крепления колес. Во втором случае можно не менять полностью ступицу, достаточно нарезать новую резьбу. Но не всегда это помогает, оказывается проще приобрести и поставить новую. Поэтому, если при затяжке болтов они проворачиваются на резьбе, нужно сразу же начинать ремонт, иначе это может закончиться тем, что вы потеряете колесо.

В том случае, когда изнашивается подшипник, появляются посторонние звуки - сильный гул, нарастающий с набором скорости. Причин может быть несколько:

  1. Изначально низкое качество изделия.
  2. Недостаточное количество смазки внутри подшипника.
  3. Неправильный монтаж.
  4. Превышение допустимого ресурса.

В любом случае требуется проводить замену элемента. После того как гул достигнет своего максимума, начнет появляться вибрация - и чем сильнее износ, тем больший уровень ее будет.

Какие потребуются инструменты

Перед тем как поменять заднюю ступицу или ее подшипник, обязательно убедитесь, что у вас имеются все необходимые инструменты. Без специальных съемников осуществить демонтаж подшипника вряд ли получится. Если вы планируете поставить новую ступицу в сборе, то проблем не возникнет - в ней уже имеется новый подшипник, который установлен по всем правилам.

Но если вы покупаете все элементы отдельно, наличие съемника крайне желательно. Вам нужно иметь под рукой следующие инструменты:

  1. Домкрат - желательно подкатного типа. И обязательно надежные опоры. Если таковых нет, то можно использовать деревянные бруски.
  2. Ключ баллонный для болтов крепления колес - обычно головка на 19, 17 либо шестигранник.
  3. Плоскогубцы.
  4. Торцевую головку на 30 или накидной ключ.
  5. Отрезок прочной трубы.
  6. Молоток, зубило, выколотку.
  7. Деревянный брус или бронзовый молоток.
  8. Монтажную лопатку.
  9. Любой конструкции съемник для выпрессовки ступичного подшипника.
  10. Обязательно наличие двулапого съемника.

Это и все, также вам потребуются новый подшипник и ступичная гайка. Старую повторно использовать не рекомендуется.

Какие подшипники купить?

Цена ступицы в сборе для автомобилей ВАЗ-2108 и аналогичных моделей составляет около 1200 рублей. Подшипник обойдется примерно в 350-600 рублей (в зависимости от производителя и жадности продавца). Неплохие результаты показывают некоторые зарубежные производители подшипников, но если вы хотите качество и дешевизну, то обратите внимание на отечественные - вологодские или самарские. Первые оказываются намного качественнее, срок службы высокий. Но нужно покупать детали только у проверенных продавцов - на рынке запчастей немало китайского ширпотреба, качество которого оставляет желать лучшего.

Подготовка к снятию ступицы

Для демонтажа задней ступицы на ВАЗ-2108 или любом другом автомобиле с передним приводом необходимо выполнить подготовительные работы:

  1. Установите машину на ровной поверхности. Смотровая яма не нужна - все работы выполняются без нее.
  2. Установите под передними колесами башмаки, включите первую скорость или заднюю - это обеспечит максимальную фиксацию машины. Нельзя выжимать ручник - ведь вы будете снимать задний барабан.
  3. Извлеките защитный колпачок, чтобы добраться к ступичной гайке.
  4. Теперь нужно выпрямить буртики на гайке, используя выколотку и молоток.
  5. Установите ключ на 30 и сорвите гайку. Обязательно применяйте насадку - длинную трубу.
  6. Только после этого можно ослабить крепеж колесных болтов.

Теперь нужно поднять ремонтируемую сторону машины и приступать к демонтажу ступицы.

Как снять ступицу

Для того чтобы демонтировать заднюю ступицу, вам нужно выполнить такие манипуляции:

  1. Снять тормозной барабан, выкрутив две направляющих шпильки. Если барабан не поддается, необходимо вкрутить эти направляющие в соседние отверстия или аккуратно, используя проставку, обстучать его сзади.
  2. Полностью выкрутите гайку крепления ступицы, не забудьте про шайбу, расположенную под ней.
  3. При помощи трехлапого съемника демонтируете ступицу. Но можно воспользоваться более простым способом - поставить колесо обратной стороной и резко дергать его.
  4. Если на полуоси осталась внутренняя обойма подшипника, ее нужно извлечь с помощью двулапого съемника.

Вот и все, теперь можно ставить новую заднюю ступицу в сборе. Но если вам требуется заменить только подшипник, нужно старый демонтировать и вместо него поставить новый.

Снятие и установка подшипника

Для того чтобы снять подшипник, вам нужно:

  1. При помощи специальных щипцов снять стопорные кольца.
  2. Извлечь старый подшипник. Для этого можно использовать любой способ - при помощи съемника, молотком и оправкой.
  3. Тщательно очистить внутренние поверхности - если имеются зазубрины, нужно от них избавиться.
  4. Установите новый подшипник, используя съемник. Если забивать молотком, то можно повредить сальник. Заднюю ступицу желательно прогреть, но не более чем до 50-60 градусов.
  5. Установите стопорные кольца - обязательно проверьте, чтобы они попали в канавки.

После всех этих манипуляций произведите сборку всего узла. Затянув ступичную гайку, загните буртики, чтобы она не выкрутилась.

Иногда, перед предстоящей поездкой, от пассажиров приходится слышать подобные выражения «главное, что бы колеса не отлетели», но на самом деле никто не вкладывает серьезный смысл в эти слова, а зря.

Такое вполне может случится!Плохие крепления и изношенные детали не самым лучшим образом влияют на обеспечение безопасного передвижения, поэтому очень важно вовремя выявить и устранить появившуюся проблему, даже если, на первый взгляд, она кажется незначительной. Так, например, многие водители не относятся с должной ответственностью к диагностике подшипников ступиц, не смотря, на то, что именно эта деталь является важным элементом вращающего механизма автомобильного колеса. Про характерные признаки поломки ступицы и способ ее замены, мы расскажем Вам в сегодняшней статье.

1. Как узнать о неполадках в ступице?


Ступица - важная деталь любого транспортного средства. Она имеет отверстие, созданное для возможности ее насадки на ось или вал, а главным предназначением этой детали является передача крутящего момента от коленвала к колесу, благодаря чему последнее начинает вращаться и автомобиль приходит в движение. На ряду со ступицей, не менее существенным элементом узла ходовой части, выступает подшипник ступицы, представленный в виде двухрядного шарикового или однорядного роликового подшипника качения. Вместе они нацелены на соблюдения мер безопасности в процессе движения автомобиля, поэтому понятно, что выход из строя любой их части не сможет этого гарантировать.


Сегодня, на ступицы задних колес любого автомобиля влияют значительные вертикальные и осевые нагрузки, а на транспортных средствах с задним или полным приводом к этому добавляется еще и большой крутящий момент.

Неосознанно, поспособствовать быстрому износу подшипника ступицы может и сам владелец машины в процессе замены колес. Закручивая болты крепления, можно не рассчитать силу и сорвать их, но это совсем не значит, что не стоит хорошо фиксировать колесной диск. В этом деле важно найти «золотую середину» и тогда не придется думать о возможных последствиях. Для затягивания болтов лучше всего воспользоваться электрическим гайковертом, так как он лучше «чувствует» границу допустимого усилия.


Влияет на быстрый износ подшипникового узла (заднего колеса) и влага с пылью, попадающая в него с дороги. Проникая в ступицу, пыль работает как абразивное вещество, постепенно выдавливая смазку через уплотнительные детали, в следствии чего подшипник ступицы разрушается от нагрева.

Заметить необходимость замены ступичного подшипника несложно, об этом Вам сообщит характерный стук, идущий из задней части кузова, усиливающийся при езде по неровным дорогам или при наезде на бугры и ямы. Если же автомобиль движется по ровной поверхности - возникает гул и, хоть это не заметно, сильно греется тормозной барабан. Также, поворачивая руль, довольно часто заметно нехарактерное притормаживание - еще один верный признак неисправной работы подшипника.

Обычно, для определения причины поломки подшипника, мало лишь визуального осмотра, следует также учитывать и состояние соседних деталей, количество (качество) смазки и условия использования транспортного средства.

Среди основных факторов, влияющих на выход из строя подшипника задней ступицы, выделяют:

Сокращение ресурса деталей за счет длительной эксплуатации в экстремальных условиях (средний срок службы данного вида подшипников рассчитанный примерно на 1000000 км., что в реальности часто не соответствует этому показателю);

Ненадежность смазочных материалов: их избыток (недостаток) или плохое качество (70% случаев);

Загрязнение, когда внутрь детали попадает влага или твердые частицы различного мусора (18% случаев);

Неправильно проведенный монтаж колеса: неправильная регулировка, применение лишнего усилия, надмерная затяжка втулки, перегрев, неточный зазор и.т. Для избежания дорогостоящей поломки и соблюдения мер предосторожности, производители рекомендуют проверять ступичные подшипники при каждой замене тормозных колодок, несмотря на возраст транспортного средства.

2. Проверяем, нужна ли замена подшипника ступицы заднего колеса


Чаще всего причин поломки подшипника ступицы заднего колеса всего две: плохое качество дорожного покрытия (в некоторых местах его вообще сложно назвать дорогой) и плохое качество материалов самой детали. В этих случаях, при появлении сигнализирующих признаков необходимости замены задней ступицы, стоит ее произвести. Процесс этот несложный, поэтому выполнить его можно самостоятельно, в домашних условиях. Но прежде чем приступать к работе, следует точно знать правда ли все дело в неисправном подшипнике или, возможно, есть другая причина.

Для этого придется воспользоваться домкратом и приподнять заднюю ось. После этого, колесо, в котором слышится гул, вращают и раскачивают, что бы проверить люфт. Если он обнаружен, а при выполнении вращательных движений слышно глухое постукивание или похрустывание - менять подшипник следует незамедлительно, так как развалившись в процессе движения автомобиля он может повредить остальные детали системы ступицы.

Одним из критериев успеха при замене подшипника ступицы заднего колеса, является качество новой детали. Всем любителям купить «подешевле», стоит помнить поговорку «Скупой платит дважды». Требовать от дешевого и некачественного подшипника долгих лет исправной службы определенно не стоит и вполне возможно в скором времени придется опять совершать аналогичною покупку (дай Бог, что б только этой детали).

3. Пошаговая инструкция замены подшипника задней ступицы


На предварительном этапе проведения замены, необходимо подготовить соответствующий инструментарий. Он включает в себя: домкрат, набор отверток, баллонный ключ, съемник для ступичной гайки, литол, монтировку и зубило (последнее может и не пригодится, но лучше, чтоб было под рукой).

Этап непосредственной замены включает следующие моменты:

Поставив автомобиль на первую передачу, с помощью домкрата (подъемника) поднимают его заднюю часть и открутив болты крепления, снимают нужное колесо со ступицы (в случае использования домкрата,чтобы машина не покатилась в перед, под передние колеса следует подложить специальные подпорки, именуемые «башмаками»);

Открутив направляющие штифты снимают тормозной барабан (хотя обычно просто сбивают), а следом за ним и тормозные колодки;

Гайка крепления ступицы откручивается специальным съемником (перед этим с нее снимают заглушку), а саму ступицу сбивают с цапфы. Ее необходимо снять вместе с кольцом подшипника, а если сделать это не получилось, то данная деталь демонтируется с помощью зубила и монтировки в ходе выдалбливания и выдергивания. Процесс этот довольно длительный, так что стоит запастись терпением;


выпрессовывание старого подшипника. Для этого специальными щипцами необходимо снять стопорное кольцо, а после этого сбить металлический пыльник. Если же в ходе «душевной» работы молотка и зубила края ступицы были сильно отбиты, то кроме нового подшипника, стоит приобрести и новую ступицу, так дальнейшая исправная работа «покалеченной» подпадает под сомнение;

Новую (или старую) ступицу смазывают литолом и с помощью специального съемника запрессовывают в нее замененный подшипник. Заметьте! Забивать его молотком очень нежелательно, во избежание повреждений.

На прежнее место устанавливают пыльник и стопорное кольцо;

Ступицу надевают обратно на цапфу, при этом немного постукивая по внутреннему кольцу подшипника, после чего цапфа затягивается, а ее бортики как можно лучше заминаются;

В конечном счете, тормозные колодки, барабан и напоследок само колесо, устанавливаются на свои места. Существует, также, ряд рекомендаций, для получения оптимального результата работы:

Что бы избежать повреждения посадочного места подшипника задней ступицы, следует использовать только специально предназначенные для этого профессиональные съемники, учитывая нужный диаметр обоймы.


Для улучшения процесса установки нового подшипника и сальника используют прессы различного типа. Применять ударный метод запрессовки новых деталей (например, с помощью молотка) крайне не рекомендуется. Это может повредить уплотнитель сальника и он начнет пропускать смазку, а также создаст в обойме подшипника микротрещины, из-за чего она будет сильнее нагреваться и, соответственно, быстрее выйдет из строя.

Собирать задний ступичный узел следует в обратном порядке, после чего методом прокачки, воздух удаляют из тормозной системы и производят регулировку стояночного тормоза.

На некоторых моделях, подшипник задней ступицы можно заменить только вмести со ступицей.

Лучше сразу менять ступичные подшипники обоих задних колес, так как они подлежат одинаковой нагрузке и изнашиваются точно также.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook