Когда родился генри форд первый. Форд Генри. Henry Ford. Биография. Форд не изобретал конвейер, а впервые организовал поточное производство

Генри Форд — удивительная история. Краткая биография, цитаты, взгляд на жизнь.

Генри форд: краткая биография

Изобретатель, крупный промышленник, идейный вдохновитель и создатель «Ford Motor Company» – таким запомнят бедного парня из Детройта. Родился Генри Форд 30 июля 1863 года в семье ирландского выходца в окрестностях Детройта, поселке Спригфилд. С младшего возраста помогал отцу и матери по хозяйству, будучи старшим из 6 детей в семье. Первое образование получил в сельской школе. В 12 лет устроился подмастерьем в мастерскую, чтобы занять руки в свободное время. В этот период проявились первые инженерно-конструкторские задатки будущего предпринимателя – смастерил паровой двигатель.

В 16 лет, в 1876 году, переезжает в поисках работы в Детройт . Генри Форду удалось устроится на должность инженер-механика под рукой главного машиниста в «Электрическую компанию Эдисона». Неутомимая работа привела Генри Форда в 1887 года на конгресс в Атлантик-Сити, где состоялась личная встреча с Томасом Эдисоном , с которым поделился своими задумками. Генри Форд озвучил идеи о двигатели внутреннего сгорания, ожидая, что Эдисон лишь посмеется над юным мечтателем, но ученый ответил: «Продолжайте работу над Вашей задумкой и вы достигнете той цели, которую поставили. Я предсказываю Вам большое будущее».

После такого мощного стимула Генри Форд продолжает работу на заводе, вскоре получая должность управляющего, а в 1893 году становиться главным инженерном . Теперь ему был подвластен весь цикл работы и, хотя в 1899 году после увольнения из компании и неудачного старта – дело Генри Форда обанкротилось – изобретатель имел четкое представление о своей дальнейшей работе.

1903 год – время рождения « Ford Motor». С легкой руки автора и 12 бизнесменов штата Мичиган было открыто предприятие во главе с Генри Фордом, вице-президентом компании и Александром Малколмсом , основным инвестором. В 1905 году стал единоличным владельцем из-за расхождения во взглядах со своими партнерами, не желавшими вкладываться в разработку дешевых автомоделей.

В 1913 году было открыто конвейерное производство первых моделей автомобилей , перевернувшее не только жизнь одного человека, но и знаменовавшее новую мировую эпоху. Главный труд Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» стал источником философских исследований и нового политэкономического течения – фордизм.

После многолетнего сотрудничества с Советским бюро в Нью-Йорке, заключил сделку о продаже «Фордзона». В 1919 сын Генри Форда, Эдсел Браян Форд , выкупил часть акций других акционеров, после чего предприятие стало семейным делом. В 1943 умер сын Генри Форда, после чего компания осталась на попечение отца, а в сентябре 1945 года он передал ее своему внуку, Генри Форду Второму. Скончался известный предприниматель 7 апреля 1947 года в собственном доме в Диборне.

Заслуги и память:

  • Книга «Моя жизнь, моя работа» (1922 год);
  • «Завтра и сегодня» (1926 год);
  • «Движение вперед» (1931 год);
  • Фонд имени Форда – совместно с сыном;
  • Награда за заслуги перед автопромышленностью (май 1946 год);
  • Золотая медаль за заслуги перед обществом от Американского института нефти;

Цитаты Генри Форда:

  • «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор»
  • «Никакое дело не покажется невыполнимым, если разбить его на мелкие части»
  • «Единственный момент, когда деловой человек может занять деньги с некоторой уверенностью, — это, когда он в них не нуждается»

«Думай, что ты способен на то или иное свершение, или думай, что не способен – в любом случае ты окажешься прав»

(Пока оценок нету)

На следующий день газеты всего мира вышли с некрологами на первых страницах. Cреди тысяч вежливых, но стандартных заметок и отписок выделялась статья одного детройтского таблоида, весьма красноречиво озаглавленная «Скончался отец автомобиля».

Как ни странно, c определенной точки зрения это было правдой. Конечно же, мы знаем о человеке по имени Карл Бенц и его Motorwagen, вполне официально признанном первым автомобилем в истории. Но пусть Генри Форд и не придумал машину как инженерно-техническое устройство, зато он сделал для ее популяризации больше, чем кто бы то ни было. Именно благодаря ему автомобиль из игрушки для богатых превратился в предмет всеобщей страсти, в транспортное средство, доступное всем и каждому. Короче говоря, по-своему детройтские журналисты были правы.

В одной статье рассказать о Форде столь же утопичная затея, как и попытаться в двух словах изложить содержание Большой Советской Энциклопедии. Но все же мы попробуем вспомнить основные вехи судьбы и черты характера основателя одной из крупнейших корпораций мира, вклад которого в развитие автоиндустрии совершенно невозможно переоценить.

Мечтатель

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в местечке Спрингфилд-Тауншип (штат Мичиган) в семье ирландских иммигрантов. Сколотив состояние на лесозаготовках, они могли позволить себе хороший дом, зажиточное хозяйство и немалые земельные угодья в частной собственности. Так что старший сын Уильяма и Мэри-Лигот Форд рос в сытости и достатке. С младых ногтей Генри проявлял повышенный интерес к технике. Причем интерес этот порой носил маниакальный характер. Младшие сестры - всего в семье Фордов было 8 детей - даже прятали от Генри заводные механические игрушки, подаренные на Рождество. Тот все равно находил их и разбирал до винтика, чтобы понять, как же все устроено. Затем юный Самоделкин не на шутку увлекся часами, управляясь со сложными механизмами с ловкостью курсанта, разбирающего АК-47. Но, в конечном итоге, у любопытного мальчугана нашлось более серьезное увлечение. Как-то погожим деньком в июле 1876-го Уильям Форд, прихватив сынишку, отправился по делам в Детройт. По дороге легкой двухместной упряжке отца и сына встретилась самодвижущаяся коляска с паровым двигателем...

Вот как описывал эту встречу сам Генри: «Это был огромный паровой котел, установленный на колеса, с баком для воды и угольной тележкой, прицепленными сзади. От мотора к задним колесам шли ремни, которые и приводили всю конструкцию в движение...».

Много позже, в своих весьма многочисленных мемуарах Форд будет утверждать, что именно этот эпизод стал поворотным в его жизни - именно тогда он захотел посвятить себя созданию транспортных средств. Не став откладывать дело в долгий ящик, в возрасте 15 лет Форд бросил школу и отправился в Детройт, уже тогда превращавшийся в центр зарождавшейся индустрии Америки. Первый кавалерийский наскок на будущий «Город моторов», впрочем, не слишком удался. Недолго проработав на фабрике трамвайных вагонов, Генри затем устроился подмастерьем в мастерскую «Джеймс Флауэрз и братья». Платили сущие гроши, но это и не имело значения - главное, что молодой человек волен был вдоль и поперек изучать гидранты, насосы, паровые двигатели, подъемники и прочую технику, которой в цехах фирмы оказалось видимо-невидимо.

Все это было здорово, конечно, но к осуществлению детской мечты Генри едва ли приблизился хоть на шаг. Кроме того, он женился и на некоторое время вместе с красавицей Кларой даже вернулся в дом отца, но лишь для того, чтобы окончательно разочароваться в деревенском образе жизни. Короче говоря, спустя некоторое время Форд вновь оказался в Детройте, на этот раз устроившись на работу в филиал гигантской империи электрического короля Америки Томаса Эдисона. Начинал Генри простым смотрителем линий, но за очень короткое время добился впечатляющих успехов. За два года он дослужился до главного инженера, а его оклад удвоился до $90 в неделю.

Надо сказать, что особой нужды в дензнаках Генри не испытывал и вообще, по собственному признанию, на фирму Эдисона он устроился с одной целью - разобраться во всех премудростях электричества. Зачем? Чтобы понять, как работает передовой для конца 19 века ДВС системы Отто, топливная смесь в котором воспламенялась от искры. Да-да, об автомобилях он не забывал.

Пытливый ум Генри справился и с этой задачей. И когда в сочельник 1893 года примитивный 1-цилиндровый бензиновый мотор собственной конструкции Форда наконец заработал, будущий автомобильный магнат понял, что готов к следующему шагу. Сколотив команду единомышленников, он занялся постройкой своего первого автомобиля.

Под его чутким руководством

Талант альфа-лидера проявился у Форда в достаточно молодом возрасте. С тех самых пор личный магнетизм, умение заражать окружающих энтузиазмом и собственными, порой даже безумными идеями стали неотъемлемыми чертами его характера. Представьте себе, уже в бытность наемным сотрудником на предприятии Эдисона, Генри был больше руководителем, нежели инженером. Один из рабочих, свое свободное время посвящавший автомобильному проекту вчерашнего смотрителя линий, так и говорил: «Сам мистер Форд практически ничего не делал. Он лишь все время давал указания, советовал что-то...».

Угольный сарай рядом с домом Форда, который Генри переоборудовал в мастерскую. Именно здесь родился его первый автомобиль - Quadricycle. Кстати, когда машина была готова, оказалось, что она не проходит сквозь двери. Пришлось расширять проем киркой и ломом

Так или иначе, летом 1896-го первая машина была готова. Как ни странно, Quadricycle, как впоследствии окрестил машину сам Форд, оказался вполне работоспособным экземпляром. 2-цилиндровый, четырехтактный двигатель мощностью 4 л.с. посредством ременной передачи разгонял машину до 30 км/ч. На ней все семейство Фордов, включая Клару и сына Эдсела, выбиралось за город на прогулки, удивляя соседей и пугая лошадей.

Но еще большее впечатление Quadricycle произвел на непосредственного начальника Форда. Автомобили в то время еще были в диковинку, потому-то директор детройтского филиала Edison Illuminating Company пригласил Генри на статусную вечеринку, где присутствовал Томас Альва Эдисон собственной персоной. В разгар званного ужина величайшему изобретателю Америки представили «молодого инженера из Детройта, который сам построил самодвижущийся экипаж».

Эдисон немедленно пригласил Форда к своему столику и с нескрываемым любопытством принялся расспрашивать молодого человека о конструкции Quadricycle. Нисколько не робея, Генри подробно отвечал на все вопросы создателя электрической лампочки и даже набросал принципиальную схему работы двигателя внутреннего сгорания на обороте меню.

«Молодой человек, вы просто молодец! - похоже, что Эдисон был действительно впечатлен. - Полагаю, что за подобными бензиновыми моторами будущее. Держитесь за свою идею. Это ваш шанс!».

Генри воспринял слова кумира своей юности буквально. Первым делом он уволился из Detroit Illuminating Company, походу отказавшись от двукратного увеличения жалования и руководящей должности, а уже через несколько месяцев Форд обживал кресло главного конструктора Detroit Automobile Company - первой в городе автомобильной фирмы. Но, как это часто бывает, стартовый блин вышел комом.

Случилось так, что Генри подхватил вирус, который на современном языке именуется звездной болезнью. Щедрые похвалы от самого Эдисона, безграничное доверие влиятельных инвесторов, помноженные на собственное гипертрофированное эго, сыграли злую шутку. Форд почувствовал себя техническим гением с замашками свободного художника, мол, что хочу, то и делаю. Он весьма некстати увлекся автогонками и с головой окунулся в постройку спортивных моделей. Меж тем, из ворот Detroit Automobile Company лишь изредка выезжали примитивные грузовики, каждый из которых приносил фирме одни убытки. Терпение инвесторов оказалось небезграничным, и после нескольких предупреждений, не возымевших никакого эффекта, Генри пришлось освобождать кабинет. Подумаешь! В дым рассорившись с влиятельными бизнесменами, он тут же охмурил новых, выбив средства под разработку гоночного автомобиля. Но и это счастье продлилось недолго. Вскоре Генри испортит отношения и с очередными деловыми партнерами - уж чем-чем, а покладистым характером он никогда не отличался.

Сегодня в это сложно поверить, но в начале 20-го века в бизнес кругах Детройта, наверное, не было фигуры более одиозной, нежели Форд. Более известный благодаря своему несносному характеру, нежели инженерному гению, Генри, вернее одно только его имя, отпугивало инвесторов и бывших компаньонов. Человека, который на заре нового столетия предсказал бы Форду судьбу крупнейшего промышленника эпохи, просто подняли бы на смех. Казалось, что уж у этого-то заносчивого выскочки точно ничего не выйдет.

И в самом деле, деньги под очередной проект удалось выбить буквально чудом. С большим трудом Генри нашел общий язык с угольным магнатом Александром Малколмсоном, хорошим знакомым еще со времени работы у Эдисона. Малколмсон выделил средства на разработку новой модели, а 16 июня 1903 года на свет появилась новая автомобильная фирма Ford Motor Company.

Все, и в первую очередь сам Генри, понимали - другого подобного шанса заявить о себе может и не представиться. К счастью, фортуна, наконец, улыбнулась упертому потомку ирландских эмигрантов.

Царь горы

Фактически, выпуск первого серийного Ford - модели А начался в начале июня, то есть даже чуть раньше даты официальной регистрации компании. Десяток рабочих в арендованной мастерской на Мэк-авеню неспешно собирали простенькие 2-местные «ранэбауты» с 2-цилиндровым мотором мощностью 8 л.с. Поначалу работали «на склад». Первый заказ компания получила лишь 15 июля - некий мистер Пфенниг, дантист из Чикаго, выбрал модель с опционным верхом за $850. Потом пришел второй заказ, за ним последовал третий... До конца года фирма продаст 215 автомобилей, а свои первые дивиденды акционеры получат уже в ноябре 1903-го - спустя всего пять месяцев с момента официальной регистрации Ford Motor Company! Дальше больше. К началу 1904-го года штат рабочих-сборщиков увеличится более чем в десять раз, а общее число выпущенных за первые полтора года существования компании автомобилей достигнет 1700 штук.

Это был безусловный успех. Форд, наконец, осуществил свою детскую мечту - он выпускал автомобили, доказав скептикам, что умеет не только скандалить и ссориться. Тем не менее, до сих пор его карьера ничем не отличалась от судьбы сотен других относительно успешных автомобильных фабрикантов начала 20 века. Но в том-то и дело, что Генри глядел куда дальше коллег по цеху. Во-первых, он не слишком-то верил в популярную теорию, согласно которой, выпуск дорогих автомобилей приносит больше прибыли. Напротив, Генри не сомневался: кратчайший путь к успеху - массовое производство недорогих моделей.
Вопреки распространенному мнению, первым массовым Ford стала отнюдь не легендарная T, а дебютировавшая двумя годами раньше модель N. По сути, это был автомобиль-эксперимент. Максимально упрощенная, если не сказать спартанская машина с 15-сильным мотором стоила всего $500. Результат? Все 8500 экземпляров, выпущенных в 1906-м, раскупили мгновенно, сделав Ford Motor крупнейшим автопроизводителем США.

Убедившись, что концепция максимально дешевого автомобиля работает, Генри и его инженерная группа форсировала работу над моделью, которой безо всякого преувеличения суждено было изменить судьбы миллионов людей.

Известную популярность Ford N принесла лишь крайне низкая цена. Сама машина, говоря начистоту, получилась неважной: с маломощным мотором, всего лишь 2-местным салоном, слабенькой рамой, которой не доставало жесткости и выносливости, что, помимо прочего, сказалось и на отвратительной плавности хода. Однако же за более чем скромный ценник «энке» прощали кучу недостатков. Как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.

И Генри рассудил верно. Если люди охотно покупают не слишком хороший, зато дешевый автомобиль, то что же будет если предложить рынку машину столь же доступную, как модель N, но лишенную всех ее минусов?

Так на свет появился Ford Т. Порой этот легендарный автомобиль называют ничем не примечательным в техническом плане, но это не совсем так. Конечно, «тэшка» не поражала дизайном, сверхмощным мотором или россыпью революционных инженерных решений. Зато ее конструкция была продумана вплоть до самых незначительных мелочей - от усиленной рамы из ванадиевого сплава до мотора, который переваривал как бензин, так и керосин, и даже спирт. Короче, это был первый в мире качественно созданный бюджетный автомобиль - считайте, пра-пра-прадедушка сегодняшнего Logan.

« Тэшка» была дешевой по цене, но не по исполнению. К продуманной до мелочей конструкции Генри добавил еще один немаловажный ингредиент - высокий, вернее высочайший, максимально возможный в то время уровень качества. И это касалось не только самого процесса сборки - на его предприятии подобное подразумевалось само-собой. Другое дело, что представители компаний-поставщиков комплектующих, работавшие с Ford, бились в истерике от сверхжестких требований к качеству деталей, узлов и механизмов, предназначавшихся для модели Т. Допуски по некоторым позициям доходили до 4 мм - и это, напомню, в начале 20 века! С другой стороны, поставщики, работавшие на Ford, получали на разработку и выполнение заказа ровно столько времени, сколько они требовали, да и оплачивались их услуги по высшему разряду.

В первый неполный год покупателям отгрузили около 10 тысяч «тэшек». В 1911-м владельцами машины стали почти 70 тысяч человек, а еще год спустя эта цифра удвоилась! Такая популярность даже Форду не могла привидеться в самых радужных сновидениях. Сама же «тэшка» очень быстро из просто удачного автомобиля превратилась в социальное явление.

Искусство выпускать

В дебютном для себя 1908-м Ford T по праву считался самым совершенным бюджетным автомобилем мира, но время шло, а конструкция модели почти не изменялась. По сути, за 19 (!) лет на конвейере все нововведения, коснувшиеся «Жестяной Лиззи», можно пересчитать по пальцам одной руки. В 1915-м году на машине появились электрические фары, в январе 1919-го электростартер, а вместе с ним и приборная панель, состоявшая из одного лишь амперметра, а еще через шесть лет на «тэшку» стали, наконец, устанавливать пневматические шины. Все остальное и вовсе мелочи.

Но почему? Ведь Форда при всем желании не назовешь самодуром или противником технического прогресса. Разумеется, нет. Просто настоящей страстью Генри всегда была эффективность производства - этому божеству он поклонялся всю жизнь, к его алтарю он с готовностью приносил все, вплоть до дружбы.

Ведь что такое эффективность производства? Если в двух словах - наибольшее количество продукции, выпущенное на единицу рабочей силы. Так вот, Генри никогда не был доволен этим соотношением. Как бы поступил любой другой успешный фабрикант, озабоченный проблемой расширения производства? Скорее всего, построил бы еще один завод, а потом еще один... Такой подход претил Генри - он искренне верил, что можно найти другой способ выпускать больше, даже когда производственные мощности, казалось, уже исчерпаны. И, по обыкновению, оказывался прав.

Чего только не выдумывал пытливый ум Форда. Скажем, рабочих на сборочном участке разбивали на бригады, каждая из которых совершала определенную последовательность операций, но не на одной, а сразу на нескольких машинах. Таким образом, процесс изготовления чуть ускорялся. Затем догадались, что время можно сэкономить, загодя доставляя необходимые комплектующие со склада. Так выкроили еще несколько минут, и постепенно шаг за шагом темп производства увеличивался.

Кроме того, Форд ввел на заводе атмосферу постоянного творческого соревнования, когда каждый сотрудник мог и даже обязан был предложить собственную идею оптимизации производственного процесса. Что характерно - прислушивались к любой мелочи. Рабочие, чьи идеи приживались, получали щедрое вознаграждение. Собственно говоря, и конвейерная сборка стала прямым следствием подобных рацпредложений.

Бытует мнение, что идея автомобильного конвейера пришла в голову помощникам Генри во время визита на чикагские скотобойни фирмы Swift and Co. В цехах мясокомбината менеджеров Ford Motor Company шокировала зловещая и завораживающая одновременно картина. Подвешенные на цепях туши двигались от поста к посту, где мясники с тесаками наготове отрубали куски, не теряя времени на переходы от одного рабочего места к другому и практически не опуская ножей. Эффективность механизированного процесса разделывания свиней поразила автомобильных инженеров.

Подобный эксперимент решили провести в цехах нового «фордовского» завода в Хайленд-Парке. Сборку магнето - популярной в то время системы зажигания - разбили на два этапа с использованием конвейерной ленты. Получилось! Время сборки готовой детали с 20 минут (в человеко-часах) сократилось на треть. Постепенно на конвейер стали переводить и другие операции, сначала попроще, позже посложнее. Дошла очередь и до двигателя, и до коробки передач, и до подвески. Наконец, в августе 1913 года автоматизировали и самую сложную операцию - так называемую «свадьбу» шасси и кузова. Пожалуй, именно этот день можно считать датой рождения автомобильного конвейера.

Эффективность новых методов работы не знала аналогов. Время сборки шасси с 12,5 часа сократилось до 93 минут! Но, конечно же, новые технологии внедрялись не рекордов ради. Главное, начиная с 1913-го производительность завода каждый год вырастала вдвое, а цена Ford T неуклонно снижалась, в конечном итоге упав до $260! По нынешним ценам выходит всего 3200 долларов.

Автомобильный конвейер не единственное, что подарил цивилизованному миру Генри. Среди других гениальных идей гиганта мысли и отца автомобильной индустриализации, скажем, рекордные по рынку зарплаты для собственных рабочих, не только повысившие лояльность персонала, а вместе с тем эффективность труда, но и подстегнувшие продажи. Ведь разбогатевшие трудяги стали покупателями автомобилей, которые они сами и производили.

Форд не только применил принципы производства автомобилей, которые актуальны и по сей день, он же придумал и весьма эффективные инструменты продажи. Скажем, в 1914-м, дабы подстегнуть спрос, Генри публично пообещал каждому покупателю скидку в $50. Более чем щедро, учитывая, что на тот момент базовая цена автомобиля составляла всего 500 долларов. В чем же гениальность акции? Так деньги-то возвращали покупателям только при условии, что Ford по итогам календарного года реализует не менее 300 тысяч автомобилей. Продажи в том году составили 308 213 машин, и Генри с удовольствием выполнил обещание. В любом случае заработал он больше, чем потратил. «Каждый раз, когда я понижаю цену на 1 доллар, я получаю тысячу новых покупателей!» - посмеиваясь, говорил Форд.

Еще в начале века Генри осознал, что одним из непреложных условий эффективного массового производства является выпуск собственных автокомпонентов. И к 1920 году компания, скажем, выпускала не только деревянные рамы для кузовов, но и высаживала лесные плантации для будущих заготовок! Форд раньше других понял, что ключ ко всемирной популярности - выпуск автомобилей в разных странах и континентах. Первый зарубежный филиал Ford Motor Company открылся в Канаде еще в 1904-м. К моменту начала производства модели Т представительства компании появились в Париже и Лондоне, а в 1911-м заработал завод в Манчестере - первое сборочное предприятие «Голубого овала» в Европе.

Его причуды

Богатство никогда не являлось целью Форда, в конце концов он родился в состоятельной семье, но получилось, что деньги сами гнались за Генри. Еще до выпуска модели T он считался более чем преуспевающим бизнесменом, но «Жестяная Лиззи» в одночасье сделала его миллионером. Вернее, мультимиллионером. При этом, имея все возможности, он не вел разгульно-роскошный образ жизни, так отличающий людей, быстро сколотивших капитал. Конечно, Форд не слыл отшельником и, по большому счету, ни в чем себе не отказывал, но деньги предпочитал тратить на все что угодно, кроме развлечений.

Сложно сказать, во сколько Генри обошлась тяжба с неким Джорджем Селденом, изобретателем и юристом, известным, прежде всего, своим патентом на... автомобиль. Еще в конце 19 века этот американец оформил патентную заявку на самоходное транспортное средство с ДВС. Причем искушенный в вопросах права Селден провернул дело так, что каждый, кто в дальнейшем намеревался выпускать автомобили на территории США, должен был платить ему патентные отчисления. И все платили до тех пор, пока Форд не сказал: «Довольно!».

Генри как никому другому были по карману переводы за «селденовский патент», но самому его естеству претила мысль о том, что какой-то прохвост наживается за счет фальшивого по своей сути патента. Никто не верил, что хваткого и упертого Селдена можно перебороть, но Форд оказался еще более хватким и упертым. 10 января 1911 года после длительных и ожесточенных судебных разбирательств неоднозначный патент потерял свою силу.

Еще дороже обошлось Генри и его возможно самое неудачное предприятие. В разгар Первой мировой войны Форд, всю жизнь слывший убежденным пацифистом, оплатил фрахт огромного океанского лайнера. На его борту он с группой дипломатов и деятелей культуры отправился в Европу, дабы попытаться убедить враждующие стороны сложить оружие. Надо ли говорить, что экспедиция потерпела провал, а над наивностью Генри после этого не посмеивался только ленивый?! Но каким бы примитивным не казался его поступок, помыслы Форда были чисты и благородны.

Опять же, исходя из наилучших побуждений, он вошел в историю как и один из самых непримиримых борцов с профсоюзами. И эту позицию Генри довольно легко понять и разделить. Он буквально с нуля создал систему, в которой рабочие и менеджеры имели возможность хорошо зарабатывать, если полностью отдавались делу. Форд был убежден, что хорошему работнику, равно как и толковому менеджеру, совершенно не нужен защитник интересов из профсоюзной организации. Неудивительно, что Генри оказался в авангарде анти-профсоюзного движения 30-х годов.

С новой напастью автомобильный гигант боролся весьма специфическими методами. В качестве начальника службы внутренней безопасности Генри нанял военного моряка и боксера Гарри Беннета. Двухметровый верзила, которого когда-то Форд спас от тюрьмы, был патологически верен боссу и без колебаний выполнял все его поручения, включая поручения весьма сомнительного толка. Неудивительно, что проблем с трудовой дисциплиной на заводах «Голубого овала» не было, а те, что возникали, пресекались самым решительным образом. Как говорится, кулак и доброе слово убеждают лучше, чем просто доброе слово. Более того, попытки профсоюзных лидеров заставить Форда подписать коллективное трудовое соглашение, которое к середине 30-х годов одобрили все остальные автопроизводители Америки, включая General Motors и Chrysler, также ни к чему не приводили.

В конце концов, то, что должно было случиться, все-таки произошло. Впрочем, поставить подпись под злосчастным документом Форда заставили не доводы разума, советы коллег или, упаси боже, общественное мнение. Нет, нет и еще раз нет! Генри, не сомневавшийся в правильности собственных решений, готов был скорее разбить компанию на мелкие филиалы и начать распродажу активов, нежели пойти на поводу у людей, идеалы которых он всю жизнь презирал. Но в дело вмешалась его жена. Клара пригрозила мужу разводом, если тот не сохранит целостность компании и не сделает все для того, чтобы Ford Motor Company навсегда осталась семейной вотчиной Фордов. Только тогда Генри, скрепя сердце, подписал соглашение с ненавистными профсоюзами...

А чего стоят его весьма сомнительные (и это мягко сказано) антисемитские взгляды?! Не говоря уже о том, что именно Форд оказался единственным американцем, которого Гитлер упоминает, причем упоминает в восторженных тонах в «Майн Кампф»!

Но кто мы такие, чтобы осуждать величайшего автопромышленника 20 века? Праведников в мире большого бизнеса в любом случае просто не существует, к тому же Форду и без того крепко досталось от судьбы. Он пережил единственного сына - Эдсел скончался от рака еще в 1943-м, а друзей к тому времени у него давно не осталось. Кто знает, возможно, это и есть цена, которую гениальному автопромышленнику пришлось заплатить за сказочное богатство и всемирную славу?

Данила Михайлов

Генри Форд один из основателей автомобильной промышленности США. Автомобильный король так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры просто делали для босса деревянный макет и отдавали ему на суд.

Генри Форд (30 июля 1863 - 7 апреля 1947) - Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, основатель “Форд мотор компани” (Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства.

Генри стал главным управляющим. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».

Автомобильный король так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры просто делали для босса деревянный макет и отдавали ему на суд.

В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 – 1919 и в 1943 – 1945).

Ford-триумф

Принципы управления Генри Форда

  • Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего (неудач), тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна: позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.
  • Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.
  • Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.
  • Производить – не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит только затруднять указанный процесс.

Книга Генри Форда: «Моя жизнь, мои достижения»

Генри Форд, скачать книгу: Моя жизнь, мои достижения (PDF)

Генри Форд простыми словами учит повседневной жизни. Такими же простыми словами он объясняет и сложнейшие производственные отношения. Книга изобилует примерами. Эти примеры – бесценный опыт моделей, которые придуманы, внедрены и работают.

Простота анализа производственных, социальных, экономических и финансовых отношений наглядно доказывает жизненную важность основных идей Форда:

  • Моя цель – простота.
  • Хозяйственный принцип – это труд.
  • Нравственный принцип – это право человека на свой труд.
  • Благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы, которую он приносит народу.

Тема историй успеха знаменитых личностей мира сегодня волнует большую часть населения планеты. Потому-то огромный интерес вызывает биография Генри Форда – изобретателя и автора 161 патента, владельца автомобильных заводов во всем мире, американского промышленника и успешного бизнесмена.

История успеха этой неординарной личности уникальна. Цитаты из его знаменитой книги «Моя жизнь, мои достижения» давно уже превратились в крылатые выражения.

Детство магната

Родился Генри Форд в 1863 году 30 июля. Его отец – Уильям Форд – был мичиганским фермером, ирландским эмигрантом. Мать звали в девичестве Мари Литогот. Кроме Генри родители воспитывали троих сыновей: Джона, Вильяма и Роберта – и двух дочерей: Маргарет и Джейн.

До нас дошли такие интересные факты из его детства: если кому-то в дар преподносилась заводная игрушка, сёстры и братья наперебой кричали, чтобы её не давали в руки Генри. И в самом деле, попав в руки маленького вундеркинда, игрушка обязательно разбиралась до последнего винтика. При обратной же сборке многие детали оказывались лишними, но игрушка действовала не хуже, а подчас даже лучше прежней.

С раннего детства отец приучал детей к фермерскому труду. Однако Генри не нравился этот безрадостный труд. И уже в период детства у него в мозгу зарождались мысли о его усовершенствовании, автоматизации.

Получив в подарок от отца наручные часы, двенадцатилетний паренёк втихаря вскрыл ножом их крышку и был потрясён механизмом. Генри не удержался и разобрал часы, затем собрал их снова. В будущей жизни этот первый опыт помогал Генри зарабатывать на кусок хлеба и на оплату жилья.

Юность и начало трудового пути

В конце концов, Генри Форд ночью сбежал от родителей в город. Поначалу подросток устроился на завод, выпускающий вагоны для конки. Но его одарённость стали помехой для карьерного роста. Способность мальчишки с одного взгляда понимать, в чём кроется неисправность механизма, пробуждало у других рабочих чувство зависти. Поэтому очень скоро они выжили молодого Генри Форда. Следующие годы жизни беглец провёл, работая на судостроительном заводе братьев Флауэр. В свободное время молодой человек занимался ремонтом часов, подрабатывая на оплату комнаты и покупку еды.

Узнав, что сын живёт трудно в материальном плане, отец – Уильям Форд – решил «купить» его. Он предложил Генри в обмен на его мечту 40 акров земли. Но по устному договору слово «машина» не должно сорваться с уст молодого Форда даже во сне. Не было конца-краю радости Уильяма, когда Генри дал согласие на возвращение в родительский дом! Да и откуда бы знать отцу, что это возвращение было всего лишь хитроумным ходом со стороны Генри, который тот предпринял ради временной передышки.

Женитьба будущего владельца автомобильных заводов


Избранницей Генри Форда стала скромная девушка из фермерской семьи Клара Брайант. За годы жизни в супружестве жена постоянно морально поддерживала любимого. Генри Форд, чья биография стала для многих эталоном для подражания, постоянно советовался с ней, рассказывал ей о своих грандиозных планах.

История успеха Форда не была бы полной, если не отдать должное влиянию на его судьбу супруги. В воспоминаниях Генри Форд есть цитаты, которыми он благодарил супругу за поддержку во всех его начинаниях: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда».

Рождение сына и появление на свет первого автомобиля

И вот в 1893 году у Генри Форда появляются на свет два «детища»: рождается первенец-сын, и он заканчивает работу над сборкой своего первого автомобиля. Сына супруги нарекли Эдселем, а авто получило название «квадроцикл».

В этом же году изобретателя принимают в Эдисоновскую компанию, которая специализировалась на освещении Детройта, на должность инженера. Через 6 лет Генри становится главным инженером в автомобильной компании Детройта. Но в эти годы ум Форда был занят изобретением бензиновой тележки.

Поиск компаньонов

Руководство компании решило «вернуть» главного инженера на землю: ему предложили руководящий пост с тем, чтобы изобретатель забыл о своём новом проекте. Но не в характере Генри Форда отказываться от поставленной цели, хотя сомнения и обуревали его: все сбережения были потрачены на изготовление тележки, а семью содержать на что-то было нужно.

Высказывания супруги о том, что любое решение супруга она примет как должное, укрепили его в принятом решении: изобретатель уволился с предприятия и вплотную занялся поиском состоятельных компаньонов, которые бы стали покупать его идеи. Но долгое время попытки его были безрезультатными.

История успеха Форда-автомобилестроителя получила своё начало со случая, когда почти отчаявшийся Генри решился прокатить «с ветерком» одного из местных бизнесменов. Именно тогда в жизни изобретателя произошёл переломный момент: Генри нашёл, наконец-то, компаньона!

Так родилась «Детройт Автомобайл Компани», которая просуществовала совсем недолго. Высказывания Форда по этому поводу — это выводы, основанные на полученном опыте. Он не считал возможным жаловаться либо обвинять кого-то в неудачах. Главное – это извлечь выгоду, даже если извлекать её нужно из своих ошибок. «На автомобили в то время ещё совсем не было покупательского спроса — так не бывает спроса ни на один новый, ещё незнакомый потребителю, товар. Я бросил это занятие, покинув свой пост в компании, а на будущее решил: отныне никогда не стану занимать я зависимого положения», — звучали высказывания Генри об этом времени.

Поиск новых компаньонов был не менее труден, однако в 1903 удача улыбнулась — появилась «Форд Мотор Компани», где Генри Форд был главным управляющим.

В роли управляющего


Интересные цитаты из его книги отражают взгляд управляющего на образование: «Специалисты так опытны и образованы, что доподлинно знают, почему чего-то нельзя сделать, они способны повсюду увидеть препятствия и пределы. Поэтому если ты хочешь победить конкурентов, то просто предоставь им полчища наиболее образованных специалистов.» Эти цитаты самоучки-самородка Генри Форда из его книги не лишены некоторого смысла: главное, всё-таки, в человеке не образование, а талант.

Хотя и сопротивление образованности в жизни Форда иной раз доходило до смешного. Известны, например, такие интересные факты из жизни великого талантливейшего изобретателя: Форд так до самой смерти и не умел читать чертежи! Инженерам приходилось делать вместо чертежей деревянные макеты, которые они выкладывали автомобильному королю на стол для вынесения вердикта.

Триумф изобретателя – модель «Т»

Но то, что изобрел гениальный Генри Форд, взяв за основу дорогостоящую модель авто и создав «авто для американцев среднего класса», стало настоящим переворотом в автомобилестроении. Машины расхватывались потребителями с такой скоростью, что Генри стал обдумывать новую идею – как усовершенствовать процесс производства авто.

Так он изобрёл новую систему управления, названную им «террором машины». История успеха Форда-управляющего вписала новую страницу.

Система управления, внедрённая Фордом

Первым шагом к повышению эффективности производства стало внедрение конвейерной системы. Это позволило уменьшить время изготовления, как отдельных узлов, так и самой машины в целом. Позднее королём автомобилестроения конвейер был ещё больше усовершенствован — он стал разрабатываться в двух вариантах: для высоких и для низеньких рабочих.

Конечно, бизнесмена в первую очередь занимали не сами факты создания удобства труда рабочих, а повышение получаемой прибыли.

Вторым шагом было установление 8-ичасового рабочего дня, социальная служба на предприятии. Повышение заработной платы было третьим шагом к увеличению прибыли.

Странные на первый взгляд факты в действительности имели своё объяснение: повысилась производительность труда, рабочие старались изо всех сил, дабы не потерять своё рабочее место, «текучка» стала редким явлением и, как следствие, уменьшились затраты на обучение новых рабочих.

История успеха автомобильного магната была в зените славы: его действия поддерживала основная масса населения – рабочий класс.

Основные вехи жизни после 1925 года

В 1925 году автомобильный магнат создаёт уже авиакомпанию, которую называет Ford Airways. Первым выпущенным авиалайнером был трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Всего за годы с 1925 по 1989 годы было выпущено 199 экземпляров лайнеров под руководством Генри Форда.

Далее краткая биография магната такова:

1928 г. — вручение Форду Медали Эллиотта Крессона института Бенджамина Франклина за революционные достижения в автомобильной промышленности и индустриальное лидерство.

1930 г. – уход Форда с руководящего поста в связи с разногласиями с профсоюзами и компаньонами и передача управления кампанией своему сыну Эдселу,

1943 г. – смерть сына и возвращение на пост главы фирмы. 1945 г. — передача управления компанией внуку Генри Форду II.

Книга о жизни и достижениях


Биография Форда вместе с его размышлениями изложена в его авторском произведении «Моя жизнь, мои достижения». Автор книги высказывает в ней интересные мысли о том, как добиться успеха, освещает читателю некоторые факты своей биографии.

В ней есть интересные цитаты-размышления об реинкарнации. «Гениальность - это опыт. Некоторые люди думают, что это кем-то подаренный дар или талант, но в реальности это всего лишь плоды опыта, который человек накопил за многие предыдущие жизни».

Иные интересные цитаты из книги подходят не только для бизнесмена, но и каждому человеку, независимо от пола и возраста. Например, в размышлениях о прошлом и будущем высказывается мудрая мысль: «Не следует бояться будущего так же, как не следует почтительно относиться к прошлому. Боясь неудач в будущем, человек сам ставит себе границу. Неудачи же в прошлом – это только возможность начать всё сначала, но сделать всё уже более умно».

Генри Форд - изобретатель, основатель автомобильного концерна «Ford Motor Company», модернизатор поточно-конвейерного производства. Талантливый и успешный руководитель, первый повысивший минимальную зарплату рабочим, сокративший рабочий день до восьми часов, а неделю - до пяти дней.

30 июля 1863 в семье фермера Уильяма Форда родился первый ребёнок Генри. С детства он не проявлял интереса к работе отца. Он видел, что силы, затрачиваемые на выполнение тех или иных операций, порой не оправдывают себя, и внедрение механизмов позволит облегчить труд его близких.

Образование Генри получил в начальной церковной школе, но никогда не испытывал угрызений совести по поводу того, что писал с ошибками. Его развитый живой ум с лихвой компенсировал этот недостаток.

В двенадцать лет мальчик стал одержим идеей создания самоходного движущегося механизма, после того, как увидел локомобиль, «мчащийся» со скоростью шесть километров в час. И хотя родственники осуждали его увлечение, юный Форд поступает в качестве ученика механика в мастерскую.

Вернувшись через четыре года домой, он не отказывается от своих идей и продолжает трудиться над своими изобретениями. Уже в 1887 году Генри делает предложение фермерской дочери Кларе Брайант, с которой затем счастливо прожил всю жизнь. Эта женщина всегда поддерживала и вдохновляла изобретателя, даже в те моменты истории, когда все остальные считали его идеи безумством. В 1991 году у Генри и Клары Фордов рождается сын, которого они назвали Эдсед.

Основание компании

Бензиновая молотилка стала первым изобретением, после которого к Форду стали относиться серьёзно. Томас Эдисон приобретает у него патент и предлагает место главного инженера на своём предприятии. Но даже эта престижная должность не отвлекает Генри от идеи производства автомобиля, который был бы доступен практически всем жителям страны.

Вскоре руководство компании настоятельно советует молодому специалисту перестать думать о «посторонних вещах». Тогда Форд увольняется и в 1899 году становится одним из совладельцев «Детройтской автомобильной компании». Однако уже через три года уходит из неё, не найдя поддержки своей идеи у коллег.

Вскоре Форд самостоятельно выпускает свой первый «Фордмобиль», который никого не заинтересовал. Но гениальный маркетинговый ход вскоре спасает положение. Генри сам садиться за руль своего авто и участвует в общенациональных гонках, добиваясь успеха. Первое место стало лучшей рекламой, и заказы посыпались со всех сторон.

В 1903 году благодаря инвесторам, знаменитый изобретатель открывает свою компанию под названием Ford Motor Company, с помощью которой он воплощает свою мечту и создаёт общедоступный автомобиль.

В 1908 году на свет появляется «Форд-Т», отличающийся надёжность, удобством и доступной ценой, составляющей всего 850 долларов. Конкуренты уходят в тень, и продукция компании Форда надёжно закрепляется на лидирующих позициях.

Основные инновационные преобразования

Генри Форда можно назвать революционером в преобразованиях, внедрённых на его производстве. К основным из достижений, которые привели к успеху относятся:

  1. Конвейерное производство. Конвейер не принадлежит к числу изобретений Форда, он только усовершенствовал и применил его при сборке сложных механизмов. Но это открыло огромные перспективы увеличения производительности труда и позволило ускорить весь процесс по выпуску машин.
  2. Повышение минимальной заработной платы рабочим до пяти долларов в день. Это привлекло в его компанию многих сотрудников, которые впоследствии дорожили своими рабочими местами. К тому же они, постепенно скопив нужную сумму, могли приобретать автомобили своей компании.
  3. Введение восьмичасовой смены. Благодаря этому новаторству, предприятие стало работать в три смены, тем самым обеспечив новые рабочие места.
  4. Форд первым узаконил шестидневную рабочую неделю, дав возможность сотрудникам спокойно отдыхать в свой выходной.
  5. Выплата отпускных. Ранее отпуск на предприятиях не оплачивался, а часто - даже не предоставлялся.

Трудности компании и выход из них


Вскоре Форд выкупает у инвесторов контрольный пакет акций с
воей компании и становится её полноправным владельцем. Помимо этого он приобретает шахты, рудники и предприятия по производству материалов для производства автомобилей.

Но конкуренты не желают так легко сдаваться, и в 1927 году компания оказывается на грани краха. Но сломить волю Форда оказалось не по силам даже таким суровым испытаниям. В этом же году мир увидел усовершенствованную модель «Форд-А», которая имела головокружительный успех у потребителей, так как превосходила аналоги конкурентов по качественным характеристикам и эффектному внешнему виду.

Умер Генри Форд у себя на родине не далеко от Детройта в 83 года. Он пережил смерть своего единственного сына и оставил свою империю внуку Генри Форду II. Его жизнь явилась ярким примером того, как сила человеческого духа и разума способна воплощать в жизнь самые фантастические и смелые мечты, если в них действительно верить всем сердцем.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook