Столкновение не избежать. Как не попасть в лобовое столкновение. Навыки, помогающие предотвратить лобовое столкновение

Не дай вам Бог на полном ходу врезаться в дерево или стену. И уж совсем страшные последствия влечет за собой лобовое столкновение: ведь к вашей скорости фактически добавляется скорость встречной машины. А энергия, как учат в школе, пропорциональна квадрату скорости - в общем, о последствиях жутко думать.

Между тем, если все-таки подумать и вспомнить школьную физику, то... получается неожиданный вывод. Складывать скорости вовсе не нужно! И если, к примеру, на трассе сталкиваются лоб в лоб две одинаковые легковушки, двигавшиеся с равными скоростями, то энергия удара для каждой из них будет определяться только ее скоростью и массой. Иными словами, последствия для нее окажутся примерно такими же, как от удара в неподвижную стену! А вовсе не удвоенной и не учетверенной.

Непонятно? Между тем все просто - ситуацию описывал еще Яков Исидорович Перельман в своей «Занимательной механике». Действительно, если предположить, что в момент удара одна из машин стояла на месте, то очевидно, что последствия такой аварии будут куда менее страшными, чем при ударе в массивную неподвижную стену. Два столкнувшихся таким образом автомобиля продолжат движение и будут отброшены довольно далеко от точки столкновения; при этом энергия деформации поделится между ними, грубо говоря, пополам. А вот если тупо вмазаться в стену, то никакой траты энергии на перемещение уже не будет: вся накопленная энергия израсходуется на . Если же теперь предположить, что вторая машина в момент столкновения тоже обладала скоростью, то по мере ее увеличения перемещение скомканных кузовов от точки удара будет сокращаться и, наконец, при равенстве скоростей, машины останутся после аварии в точке удара. При этом последствия такой аварии будут аналогичны удару в стену.

Таким образом, столкновение двух машин равной массы на скорости, к примеру, 100 км/ч будет аналогично удару об стену на тех же 100 км/ч, а вовсе не на 200 км/ч. Примерно об этом и говорил Перельман, описывая знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Напоминаю - их пытались разъединить две упряжки по 8 лошадей, тянувших в противоположные стороны. Но того же эффекта можно было бы добиться, обойдясь всего одной восьмеркой лошадей и прицепив одно из полушарий к неподвижной массивной стене…

Само собой, что если массы автомобилей значительно различаются, то и последствия такого столкновения будут как при контакте слона с Моськой. Во всех случаях тяжеленный «слон» заведомо меньше, чем крошечная «Моська».

Выводы довольно мрачные, но все-таки озвучу их. Для тяжелого автомобиля лобовуха с легкой машинкой может быть безопаснее наезда на неподвижное препятствие типа стены или опоры моста. Для маленькой машинки подобная «встреча» опаснее. Для машин равной массы разницы нет.

А совет в итоге простой: не гоните лошадей, друзья. Все-таки энергия до сих пор пропорциональна квадрату скорости…

Аварии можно избежать, если грамотно спланировать свои действия и продумать заранее, как можно уйти от лобового столкновения в том или ином случае.

Причины, из-за которых происходят аварии и лобовые столкновения

Главная причина, почему случаются лобовые столкновения – один из двух автомобилей вылетает на встречную полосу. Причины этого следующие:

  1. Обгон. Неверная оценка скорости движущегося навстречу транспорта, ситуации на дороге, излишняя самоуверенность, оптические эффекты в туман и дождь, которые искажают зрительное восприятие расстояния, становятся причиной лобового столкновения при обгоне.
  2. Сон водителя встречного автомобиля. Такое случается с водителями большегрузных фур, дальнобойщиками. Автомобилист отключается прямо во время управления машиной. Характерные признаки: долгое нахождение на встречной полосе, когда нет препятствий для возвращения на свою полосу, неуверенная траектория движения – автомобиль виляет. Если на световые и звуковые сигналы водитель не реагирует, следует полагаться только на собственные силы, прикинув траекторию движения машины.
  3. Потеря управления – когда автомобиль заносит на дороге, и он вылетает на встречную полосу. Предугадать траекторию движения машины в этом случае сложно, поэтому, выбирая вариант действий, остаётся лишь надеяться на удачу.
  4. Другие причины.

Что делать, если навстречу несётся автомобиль

Как правильно избежать лобового столкновения, зависит от конкретных условий:

  • состояния дорожного покрытия – асфальт, грунтовая дорога или щебёнка;
  • времени года – ведут себя по-разному, к тому же имеет значение, обледенела ли дорога, либо идёт дождь или снег;
  • от количества участников дорожного движения;
  • от скорости, с которой автомобили приближаются друг к другу, и скорости попутного потока.

Играют значительную, если не главную роль, и способность водителя к быстрому реагированию и принятию решений, умение чувствовать машину и маневрировать в транспортном потоке.

Если совершается обгон

Водитель, который едет по своей полосе, должен оценивать скорость встречных авто, которые совершают обгон, выезжая на его полосу.

Ни в коем случае нельзя в критической ситуации в панике выруливать на встречную полосу без оценки ситуации, так как произойдёт столкновение с автомобилем, который вы пытались обогнать.

Если автомобиль стремительно приближается по встречной полосе и не успевает завершить манёвр, то есть вернуться на свою полосу, водителю едущей навстречу машины нужно начинать торможение на своей полосе. Резко или , зависит не только от скорости встречной машины, но и от наличия транспортных средств, следующих сзади. При резком торможении велика вероятность, что водитель следующей машины не успеет быстро среагировать. И опасность больше не в том, что он нанесёт удар в область багажника, а в том, что этот удар спровоцирует занос авто и потерю управления. Вероятен вынос машины на встречную полосу.


Некоторые водители на полной скорости сразу же съезжают на обочину. Но торможение на обочине чревато последствиями из-за неподходящего для этого дорожного покрытия, имеющего меньший коэффициент сцепления. Из-за грязи, снега, щебня, попавших под колёса на высокой скорости, можно потерять управление.

Следует быть внимательным при приближении фур, которые ограничивают обзор. Из-за одной из них может резко выскочить легковушка, и исход ситуации будет в большей степени зависеть от быстроты реакции водителей.

Движение по встречной полосе без видимых причин

Если у водителя, движущегося навстречу, есть возможность вернуться на свою полосу, но он по каким-то причинам медлит, следует затормозить, подать ему сигнал дальним светом фар и гудком, тем самым обратив его внимание на предаварийную ситуацию. Водитель может не видеть встречного авто или уснуть за рулём. Эти действия должны помочь.

Если автомобилист всё равно не реагирует, вероятно, он по каким-либо причинам не может контролировать управление. Необходимо принять вправо или влево, отпустив педаль тормоза. Если состояние обочины хорошее, то рекомендуется свернуть на неё. Зимой и при отсутствии встречных машин лучший вариант – встречная полоса. Нельзя забывать про поворотник, так как автомобиль, создавший критическую ситуацию, может выполнить аналогичный манёвр, также попытаться уйти на обочину встречной полосы. Тогда столкновение всё равно произойдёт, но уже на обочине.

Можно свернуть на обочину слева, когда сделать это не мешают встречные авто, а правая обочина занята людьми или транспортом.

Многие водители выезжают на встречную полосу, пытаясь избежать столкновения, даже в том случае, если она не просматривается на достаточном расстоянии, например, . Тогда есть риск попасть под встречный автомобиль.

Если после критической ситуации водитель начал возвращаться на свою полосу, рекомендуется прижаться ближе к обочине.

Автомобиль занесло

Если водитель авто теряет управление из-за заноса, то нужно сразу же тормозить и попытаться уйти от столкновения при помощи манёвра. Главное, не поддаться панике и не направить автомобиль на встречные машины или в лоб потерявшего управление транспортного средства.

Самая главная ошибка водителей в критической ситуации – увеличение скорости в надежде проскочить, такое поведение оправдано лишь в исключительных случаях.

Важно! Тормозить нужно правильно. Сначала тормозят, а только потом совершают желаемый манёвр. Крутить руль при нажатии на тормоз нельзя – машина уйдёт в занос.


Не стоит забывать и о безопасности сзади идущих автомобилей. Стоит предупредить их об опасности впереди сигналом аварийки, если на её включение хватит времени.

Если вы не успеваете завершить обгон

В первую очередь необходимо привлечь внимание водителя едущего навстречу авто дальним светом фар, моргнув 1 – 2 раза, тем самым дав ему понять, что необходимо притормозить. Это поможет выиграть время для дальнейших действий. Затем есть два варианта развития событий:

  1. Завершить обгон, подав сигнал поворотником, и быстро, но без резких движений, . Логично поступить таким образом, когда обгон практически завершён. Например, обгонялась длинномерная фура, и автомобиль уже поравнялся с кабиной водителя.
  2. Отказаться от обгона. В этом случае включают левый поворотник, тормозят, чтобы пропустить вперёд обгоняемое транспортное средство, и возвращаются на свою полосу. Это лучший способ, чтобы избежать лобового столкновения, если осталось больше половины пути обгона. Увеличения скорости избегайте, оно не поможет предотвратить удара.

Действия не должны быть суетливыми и хаотичными. Возвращаясь на свою полосу, важно не подрезать попутный автомобиль.

На левую обочину машину можно направлять в исключительных случаях, так как она предназначена для встречных авто, и есть высокая вероятность, что машина, едущая навстречу, будет уходить от столкновения именно вправо.

Опытные автомобилисты советуют начинать обгон, несколько увеличив дистанцию между своим и едущим впереди авто. Так лучше видна ситуация на встречной полосе, и можно разогнаться, чтобы совершить обгон по встречной полосе на более высокой скорости.

Нужно ограничить количество обгонов:


Начиная обгон, следует заранее оценить плотность движения впереди идущих машин и возможность быстрого перестроения в свой ряд. Бывает, что впереди машины идут плотной колонной, и приходится обгонять не один, а несколько автомобилей сразу.

Что делать, если столкновения не избежать

Когда времени на манёвры не остаётся, нужно максимально замедлить движение автомобиля. Эксперты считают, что изменять направление движения, чтобы удар пришёлся по касательной, не стоит, так как последствия неминуемого лобового столкновения могут быть более серьёзными. При лобовом столкновении водителя и пассажиров спасают ремни и подушки безопасности. При ударе по касательной машина может подскочить над землёй и перевернуться, иногда не один раз. Возможно, она кубарем улетит в кювет. Травмы могут быть более значительными.

Главное, сгруппироваться перед столкновением: локтями защищают грудную клетку, ладонями закрывают лицо и глаза, ноги убирают от педалей, чтобы не получить повреждения сминающимся кузовом и не застрять между сиденьем и передней панелью.

Одно из самых страшных дорожно-транспортных происшествий - это лобовое столкновение. При этом, даже если оба автомобиля двигались с достаточно умеренной скоростью, последствия все равно могут быть катастрофичны, поскольку скорость обоих транспортных средств при лобовом столкновении суммируется. Т. е. если автомобили двигались со скоростью 50 км/ч каждый, столкновение вызовет такие же последствия, как если бы авто врезалось в стену на скорости 100 км/ч. На основании многочисленных исследований, такой удар будет иметь самые печальные последствия для водителя и пассажиров.

После столкновения и мгновенной остановки транспортного средства, водитель с пассажирами продолжают движение вперед по инерции. Именно поэтому получают серьезные травмы. К числу наиболее распространенных относится удар головой о стекло. Поэтому для водителя крайне важным навыком является умение уйти от лобового столкновения. В ряде случаев при невозможности избежать дорожно-транспортного происшествия полностью, имеет смысл предпочесть столкновение «по касательной» или же «контакт» с автомобилем, двигающемся в попутном направлении.

Первое, что нужно сделать при угрозе лобового столкновения

Как показывает практика, чем ниже скорость транспортного средства перед лобовым столкновением, тем менее серьезные последствия оно за собой влечет. Поэтому при малейшей угрозе столкновения, первое, что обязан сделать водитель - максимально снизить скорость своего автомобиля. На сегодняшний день многие автомобили оснащаются самыми совершенными системами, которые в автоматическом режиме ведут мониторинг дорожной ситуации. При опасном сближении или его угрозе подаст водителю соответствующий сигнал.

Кроме того, ряд систем, к примеру, CMBS, способны самостоятельно активировать систему экстренного торможения. Но при их отсутствии, слежение за ситуацией на дороге становится обязанностью водителя. Кроме соблюдения скоростного режима, стоит осознавать, что при угрозе лобового столкновения куда предпочтительнее оказаться в придорожных кустах или кювете, нежели подвергнуть собственную жизнь опасности, а автомобиль - серьезному разрушению. Естественно, не стоит пренебрегать использованием ремней безопасности, поскольку подушка безопасности рассчитана только на пристегнутого водителя.

Одним из важных моментов, которые позволяют уйти от лобового столкновения является опыт. Но совершенно необязательно проводить за рулем многие годы, достаточно пройти специальные курсы контраварийного или экстремального вождения. Такие занятия длятся максимум 6 дней, и дают водителю не только достаточный набор навыков, но и так необходимую «мышечную память», позволяющую действовать в экстремальной ситуации практически автоматически (рефлекторно). При невозможности пройти специальное обучение, можно проводить самостоятельные занятия на пустынных площадках. Несколько дельных советов о том, как уйти от лобового столкновения можно посмотреть на видео:

Правильная посадка в автомобиль и правило 2-х секунд

Правильная посадка в транспортное средство начинается с регулировки положения кресла. При его нормальном положении водителю доступно включение любой скорости и полное выжимание любой педали. Кроме этого, перед началом движения необходимо отрегулировать положение зеркал «под себя» - они должны обеспечивать максимально возможный обзор. Ни в коем случае нельзя начинать движение при замерзших стеклах, которые препятствуют нормальному обзору.

Правило двух секунд существует уже достаточно давно. Его основной принцип заключается в измерении дистанции до ближайшего автомобиля не в его корпусах или метрах, а в секундах. Для реализации этого правила на практике следует выбрать ориентир для автомобиля, движущегося впереди, и засечь время его прохождения. Если пройти выбранную дистанцию удается быстрее 2-х секунд, ее необходимо будет увеличить. Стоит знать, что при движении по скользкой дороге дистанция увеличивается в несколько раз.

На практике это дает возможность адекватно оценить надвигающуюся опасность и вовремя принять соответствующие меры для ее недопущения. Так называемое расстояние реакции для водителя, движущегося на скорости 60 км/ч составляет около 20-ти метров - такое расстояние успевает проехать автомобиль, прежде чем водитель успевает нажать на тормоз. К этому прибавляется и тормозной путь. В общем, дистанция должна получиться таковой, чтобы автомобиль успел снизить скорость и совершить маневр, уходя от лобового столкновения.

Простые правила, помогающие избежать лобового столкновения


Достаточно часто лобовое столкновение является результатом неправильного обгона, перед совершением которого водитель не смог адекватно оценить ситуацию на дороге. Чтобы ответить на вопрос как избежать лобового столкновения при совершении обгона, имеет смысл перечислить простые правила:

  • своевременное включение поворотника предупредит всех участников о совершении маневра;
  • при смещении всего на один метр влево видимость вперед должна быть не менее 100 метров;
  • следует позаботится о запасе места для разгона, чтобы время нахождения на встречной полосе оказалось минимальным;
  • перед маневром следует выбрать ту передачу, которая позволит мгновенно набрать скорость;
  • появление на «встречке» автомобиля - это повод отказаться от обгона и вернуться на свою полосу.

Навыки, помогающие предотвратить лобовое столкновение

Помимо банального соблюдения простейших правил и культуры на дороге (подавать сигнал поворота, избегать резких маневров), необходимо проявлять максимальную концентрацию и не отвлекаться на занятия посторонними делами. Принимать пищу, употреблять напитки или поднимать упавшие на пол веще во время движения недопустимо. Также, как и менять радиостанцию или разговаривать по телефону - все это существенно отвлекает от дороги.

Важно! При скорости 100 км/ч всего за одну секунду автомобиль проезжает 30 метров, и даже легкого ослабления внимания со стороны водителя достаточно для выезда на встречную полосу и совершения лобового столкновения.

Достаточное внимание необходимо уделять и наличию свободного пространства вокруг транспортного средства. При этом, дистанцию необходимо выбирать в соответствии с типом транспортного средства, находящимся спереди. Так, от мотоцикла лучше держаться подальше, поскольку тормозной путь у него меньше. Подальше стоит ехать и от грузовика, поскольку он существенно затрудняет обзор, а внезапную опасность можно заметить слишком поздно, когда лобовое/иное столкновение будет уже неизбежно.

В последние годы все чаще отмечаются ДТП, причиной которых стала потеря управления и выезд на встречную полосу одного из транспортных средств - участников аварии. Это может произойти как в результате чрезмерной усталости водителя, так и по причине неправильной оценки расстояния, необходимого для благополучного завершения обгона. Что делать в ситуациях, когда на вашей полосе движения появляется транспортное средство? Как предотвратить лобовое столкновение?

Обгон

Согласно информации, предоставляемой службой ГИБДД, подавляющее количество лобовых столкновений на трассе возникает как результат излишней уверенности одного из водителей в возможности быстро обогнать медленно движущееся впереди транспортное средство. При этом водитель неправильно оценивает скорость движущегося по встречной полосе автомобиля, скорость попутного транспорта, оптические эффекты, возникающие в условиях недостаточной видимости (туман), дорожные условия. Все это приводит к страшным последствиям. Однако избежать аварии можно, если действия человека, сидящего за рулем второго автомобиля, окажутся достаточно грамотными.

Заметив движущийся навстречу автомобиль, необходимо максимально быстро оценить его скорость и возможность благополучного завершения обгона. В случае, когда возникают сомнения, рекомендуется снизить скорость, тем самым увеличивая расстояние, имеющееся у встречного авто для завершения маневра. Подобные действия, при всей простоте, часто помогают избежать аварии.

Помимо этого, не будет лишним и световое оповещение водителя автомобиля, выехавшего на обгон, о наличии на его встречной полосе других транспортных средств. Нередко, особенно в сумерках, авто визуально сливается с асфальтом, становясь практически невидимым. Необходимо на несколько секунд включить дальний свет, который сложно будет не заметить.

В случаях, когда расстояние до встречного автомобиля уже критически мало, и торможение не способно обеспечить необходимую дистанцию, оптимальным решением является съезд на обочину дороги. При этом важно учитывать тот факт, что водитель нарушающего автомобиля, заметив встречный транспорт, может повторить его маневр. Тогда столкновение произойдет уже на обочине. Во избежание подобного развития событий, несмотря на критический недостаток времени, необходимо включить сигнал правого поворота. Таким способом удастся скоординировать свои действия с действиями встречного автомобиля. Если же сигнал поворота включает нарушитель, съезжать на обочину не следует. В данном случае достаточно будет продолжать торможение, максимально снижая скорость.

Сон водителя встречного автомобиля

Несколько иная ситуация возникает в случаях, когда водитель встречного автомобиля засыпает вследствие переутомления. Такое нередко происходит с водителями тяжелых грузовиков - фур. Понять, что водитель спит, можно по динамике разгона авто на встречной полосе, а также по его траектории движения. Транспортное средство при этом не стремится быстро покинуть «встречку», может двигаться неровно, вилять по дороге.

При подобном развитии событий специалисты рекомендуют попытаться разбудить водителя, подавая звуковые и световые сигналы. Однако это не должно продолжаться долго. Если авто продолжает двигаться по встречной полосе, необходимо максимально быстро выехать на обочину, полностью остановить автомобиль и покинуть его. Все это должно выполняться с запасом времени, к моменту, когда автомобиль со спящим водителем еще не приблизился на критическое расстояние.

Не рекомендуется пытаться разойтись с неуправляемым грузовиком правыми боками, проехав по его полосе. Такой вариант возможен в крайних ситуациях, когда остановиться уже невозможно, но велик риск того, что водитель проснется в момент, когда ваше транспортное средство будет в его «мертвой» зоне справа. При этом проснувшийся человек попытается в короткие сроки вернуться на свою полосу, сталкивая или подминая под себя находящийся там автомобиль.

Потеря управления

Пожалуй, самой опасной ситуацией из рассмотренных в данной статье, является потеря встречным автомобилем управления (занос, блокировка руля), сопровождающаяся выездом на встречную полосу. Опасность заключается в том, что встречный водитель не способен предпринять никаких действий по предотвращению ДТП. Все зависит от грамотности и своевременности мер, предпринятых вторым водителем.

В подобной ситуации необходимо максимально быстро оценить примерную траекторию движения потерявшего управление авто. Дальнейшие действия напрямую зависят от этого.

Если автомобиль в заносе выезжает на полосу встречного движения достаточно далеко впереди, нет необходимости использовать экстренные способы торможения и ухода от удара. Достаточно просто снизить скорость, а в некоторых случаях полностью остановить свой автомобиль. Как правило, занос не продолжается на протяжении большого участка дороги. Аварийный транспорт либо вновь обретает управление, либо съезжает с дороги.

В случаях, если встречный автомобиль начало заносить прямо на вас, торможение уже не способно спасти ситуацию. Гораздо больше пользы принесет резкое ускорение, что позволяет выйти из зоны возможного удара, при этом оставляя потерявшему управление водителю пространство для маневра.

Ситуации, когда автомобиль выезжает на «встречку» в непосредственной близости от вас, требуют максимально быстрой оценки ситуации, грамотной реакции. Пожалуй, единственно возможным действием здесь является резкий уход от удара вправо, на обочину. Однако существует риск заноса в момент, когда правые колеса авто уже находятся на грунте, а левые все еще на асфальте.

Если объезд невозможен, уход от лобового столкновения осуществляется путем съезда в приобочечную канаву (кювет). При этом съезд, во избежание опрокидывания, осуществляют под максимально тупым углом.

Что приводит к тяжелым авариям на дорогах? Можно ли избежать трагического столкновения? Вот какие советы дают профессионалы.

Любая загородная дорога опасна – в частности, постепенным привыканием к скорости .

Если долго ехать по малозагруженной дороге, от монотонной езды наступает расслабление – и время реакции существенно увеличивается. Если среднее время сложной реакции – в ситуации, когда нужно немедленно принять решение, - 1,5 секунды, то при длительном расслабленном вождении оно возрастет до 4 секунд.

Маневрирование

Если водитель, начинающий какой-то маневр, не предупреждает о нем заблаговременно, он провоцирует других участников на резкие движения, - поясняет эксперт. – И даже если он, например, включил "поворотник" заблаговременно, то его сигналы видит водитель только одной, следующей непосредственно за ним, машины. Она резко уходит в сторону – и третья машина видит перед собой неожиданное препятствие.

Поэтому, по мнению специалистов, необходимо всегда обращать внимание на знаки – и быть особо осторожными перед пересечением дорог или примыканием второстепенной . Более того, стараться видеть ситуацию на дороге не только через свое лобовое – через стекло впереди едущего автомобиля. Другое дело, если ваша машина едет за внедорожником, грузовиком, фурой – очень важно держать максимально большую дистанцию. Действия этого водителя для нас абсолютно непредсказуемы – он видит препятствие, невидимое нам, и резко тормозит.

Неожиданное препятствие в полосе движения

На дороге случаются простые, потенциально опасные, экстремальные и аварийные ситуации . То есть в последнем случае мы не обсуждаем, как избежать аварии , – она, к сожалению, неизбежна. И главное - выбрать из многих зол наименьшее. К примеру, если сравнивать лобовое столкновение и съезд в кювет , то последнее безопаснее.

По поводу имеющегося мнения, что «лучше» врезаться во впереди стоящий автомобиль, чем вылететь на встречную.

Если у поворачивающей машины колеса уже повернуты влево - а большинство водителей стоят на поворот именно с повернутыми колесами, – от удара ее выбросит на встречную полосу . То есть – произойдет такое же тяжелое ДТП , но с другими участниками, - говорит эксперт.

И вспоминает, как в результате подобной аварии два года назад погиб российский актер Юрий Степанов. В стоящие на светофоре "Жигули", в которых он ехал в качестве пассажира, на скорости врезалась Mazda. От удара ВАЗ выбросило на встречную полосу, где машина столкнулась с другим автомобилем.

Стоит ли выворачивать вправо?

Водитель, по мнению профессионалов, должен постоянно сканировать ситуацию вокруг машины, ежесекундно понимать, что происходит справа/слева, заранее оценивать потенциальную вероятность маневра . Потому что когда он внезапно обнаружит в полосе движения препятствие, у него может не остаться времени посмотреть в зеркала.

Допустим, всем повезло – справа машин нет. Автомобиль объедет препятствие, человек за рулем отделается легким испугом. Если же справа кто-то движется, водитель, резко вывернувший в его сторону, вытолкнет эту машину с трассы, она вылетит в кювет , возможно, опрокинется. Снова пострадают люди. А не дай бог такое приключится в городе, и попутно ехавшую машину от удара бросит на остановку общественного транспорта?..

Тормозить или нет?

Эксперт советует: теоретически, если есть хоть какая-то возможность, – нужно тормозить.

С другой стороны, если скорость очень высокая, резкое торможение тоже может привести к неприятным последствиям. Например, на курсах экстремального вождения отрабатывают выход из заноса на скорости 60 км/ч – то есть при резком торможении даже на "городской" скорости машину заносит! При 70 км/ч все происходит еще быстрее, и машину еще труднее контролировать. Водитель, который не умеет выходить из экстремальных ситуаций на дороге, ничего сделать с ней не сможет, автомобиль становится неуправляемым.

Если "в лоб" вылетает авто

По мнению эксперта, предсказать, что будет делать водитель, когда встречная машина выезжает в его полосу, нереально.

К сожалению, бывают ситуации, когда водитель не то что сделать – подумать не успеет. Если встречную машину в доли секунды вынесло в твою полосу движения – шансов избежать столкновения, увы, нет. Если же это увидеть заранее, то время на маневры остается, но и здесь можно ошибиться. Например, едет водитель и видит, что со встречной в его полосу выезжает машина. Он сигналит, мигает – машина все так же едет навстречу. Чтобы избежать столкновения, наш водитель принимает решение выворачивать влево - на свободную (!) встречную полосу . В этот момент заснувший за рулем водитель встречного авто просыпается, понимает, что он на "встречке" , и выворачивает обратно в свою полосу. Происходит лобовое столкновение.

Автомобиль

Правила дорожного движения говорят нам: в случае возникновения опасности водитель должен принять меры к снижению скорости , вплоть до полной остановки машины. Так тормозить или маневрировать?

В попутном столкновении при движении передним ходом водителя и пассажиров спасают подушки и ремень безопасности, - рассказывает специалист. - Это тот удар, который прогнозируется производителями, рассчитывается при проектировании авто. То есть все системы безопасности "заточены" именно под фронтальное столкновение с препятствием. Капот, моторный отсек – это сминаемая часть автомобиля, которая гасит удар. Мотор в современных машинах при таком ударе конструктивно должен уходить вниз, а не в салон. Ремень держит водителя, подушка безопасности его "принимает".

Если же начать маневрирование , скорее всего, произойдет боковой удар.

Что в этом случае защищает водителя? Жестяная дверь. Все. Боковые подушки, если они есть, эффективны лишь при незначительных ударах. Сравните "нос" машины, который должен "спасать" при столкновении с фронтальным препятствием, и жестянку, которая примет удар при боковом, - советует эксперт. Даже в автоспорте, по его словам, люди чаще всего гибнут – на раллийных каркасных машинах! - именно от боковых ударов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook