Регулировка рулевой рейки автомобиля своими руками. Рулевая рейка: люфт и другие неисправности. Как устранить или отрегулировать? Люфт рулевой рейки что делать

Одной из причин возникновения посторонних шумов или стука в приводе управления автомобилем является образовавшийся люфт в рулевой рейке. Если применить этот термин к рулевому управлению, то он будет означать угол поворота руля, не изменяющий направление движения автомобиля. В узлах рулевой рейки люфт – это технологический зазор, предусмотренный для обеспечения правильного зацепа. Так чем грозит люфт в рулевой рейке и не будет ли хуже, если устранить его?

Признаки и причины возникновения люфта

Чтобы устранить неисправность, ее нужно правильно диагностировать. Появление люфта в механизме управления автомобилем не определяется «на глаз». Но первые признаки заметит только сам водитель авто, а именно:

  • Стук в рулевом приводе при проезде неровностей;
  • Хруст при повороте колес;
  • При отпущенном руле автомобиль не держит заданное направление;
  • Появление вибраций при движении;
  • Щелкает в руле во время смены направления;
  • Произвольные маневры автомобиля, не зависящие от положения руля.

Во время диагностики детально рассматривают весь механизм и выявляют наиболее слабые узлы. Причин возникновения очень много, но сводятся они к одному – это появление неисправности во взаимодействии элементов привода управления, например:

  • Износ зубьев шестерни или зубчатой рейки;
  • Неисправности элементов ходовой - рулевых тяг, наконечников, ступичных подшипников;
  • Сильно протянутая рейка;
  • Несвоевременная замена жидкости в гидравлике;
  • Износ зацепления зубчатой планки и «червяка» и др.

Норма или опасность?

Иногда для диагностики люфта используют специальный прибор – люфтомер. С помощью него можно выявить проблему еще до появления симптомов. Если параметры, показанные на приборе, превышают нормальные, то он подлежит устранению. В правилах дорожного движения приведены нормы люфта для всех типов транспортных средств.

Чаще всего проблема выявляется слишком поздно, а это грозит полной заменой всего механизма. Слишком низкий показатель зазора плохо сказывается на комфорте управления автомобилем. И самая главная опасность – потеря контроля над автомобилем. При сильном зазоре приходится постоянно крутить руль, чтобы направить машину в нужное положение, т.е. «ловить» ее.

Небольшие отклонения от нормы можно регулировать и самостоятельно, но конструктивные особенности некоторых автомобилей предполагают только качественное обслуживание в специализированном автосервисе. Одним из таких сервисов в Москве является компания «Вольтаж-Ремонт реек».

Диагностика и ремонт

Для точного диагностирования понадобятся специальные стенды и опытный мастер. Стоимость ремонта или цена новой детали достаточно высоки, поэтому важно при диагностике важно не спутать банальные проблемы ходовой части авто с неисправностью рулевого механизма. Сколько стоит диагностика и ремонт рулевой рейки, подскажут консультанты нашего автосервиса всего лишь после одного звонка нам.

Если во время движения на своем автомобиле вы начали отмечать такие неприятные явления, как стуки, излишнюю вибрацию, самопроизвольное отклонение от траектории, это может быть причиной возникающего люфта в рулевом управлении. По правилам дорожного движения, суммарный люфт исправного автомобиля не должен превышать 10 градусов. Но и меньшие значения создают уже определенные неудобства и дискомфорт. Даже самый маленький люфт имеет тенденцию перерасти в большой. Согласитесь, ненормально, когда на практически ровной дороге приходится постоянно поворачивать рулевое колесо влево-вправо. При большом люфте это уже называется «ловить дорогу».

Причины люфта и способы обнаружения

Основных причин появления люфта в рулевом управлении можно выделить четыре. Возникают они в результате износа деталей в процессе длительной эксплуатации автомобиля. Так, например, со временем в шарнирах рулевых тяг передних колес образуются и увеличиваются зазоры. Их наличие и величину можно определить визуально или тактильно, прощупывая пальцами детали, которые этими шарнирами соединяются. При этом кто-то должен резко прокручивать руль , то вправо. Обе детали должны перемещаться синхронно. В одиночку проверить, перемещая рулевую тягу в продольном направлении. Люфта нет, если она перемещается вместе с сошкой. При наличии даже небольшого зазора шарнир необходимо заменить.

Вторая причина – повышенный износ или разрегулирование зацепление ролика и «червяка». При резких поворотах руля в рулевом механизме прослушивается стук. Также дефект обнаруживается при покачивании руками сошки рулевого привода. Действия: регулировать или замена деталей.

Стук и скрип при поворачивании колес, а также при покачивании маятникового рычага вверх-вниз говорят об износе втулок или оси этого самого маятникового рычага. Попробуйте гайку на оси. Изношенные детали требуют замены.

Наконец, четвертая причина – ослабло крепление кронштейна маятникового рычага или картера. Вам необходимо просто подтянуть соответствующие гайки и болты.

Остается добавить, что при правильной эксплуатации автомобиля и ухода за элементами рулевого управления: периодической смазке, своевременном обнаружении дефектов и устранении появляющегося люфта – все механизмы прослужат долго и не потребуют непредвиденных расходов по их замене.

Когда во время контрольного осмотра машины выявляется неравномерный износ протектора покрышки колеса, то причин подобного нарушения, как правило, существует не менее двух. Первая из них: разница давления в шинах. Вторая: образования люфта в креплениях колеса.

Вам понадобится

  • - гаечный ключ на 19 мм,
  • - гаечный ключ на 13 мм,
  • - ступичный ключ,
  • - домкрат.

Инструкция

В тех случаях, когда причиной интенсивного износа стала давления в , данный параметр корректируется при помощи компрессора. Но когда неравномерный износ происходит из-за образовавшегося люфта, тогда необходимо выяснить, какой именно узел неисправен.

Взявшись по центру за колесо в одной горизонтальной плоскости, и, пытаясь повернуть его влево и вправо, выявляется люфт наконечника рулевой тяги. При положительном результате наконечник заменяется новым.

Чтобы техническое состояние подшипника ступицы колеса и шаровой опоры, необходимо заложить монтировку в верхнее отверстие колесного диска и, удерживая ее руками, покачать подвеску вверх и вниз, стопой ноги при этом придавливается вовнутрь нижняя часть обода колеса. Любая отдача в ногу свидетельствует о неисправности проверяемых узлов.

Причем стуки шаровой опоры и подшипника ступицы – различаются. Так что определить, в каком именно узле образовался люфт, не составляет особого труда. Немного сложнее выявить люфт в сайлентблоках, но с помощью монтировки или большой отвертки, решается и эта задача.

Определив неисправные детали, и, заменив их новыми, устранив тем самым люфт колеса, производится обязательная перестановка колес.

Люфт руля особенно ярко проявляется при движении на большой скорости по прямой дороге. Признаком неисправности служит стук при резком повороте рулевого колеса при включенном или заглушенном моторе.

Инструкция

Обязательно найдите источник стука и проведите диагностику подвески. После этого попробуйте подтянуть рулевую . Постарайтесь найти причину люфта. Для выполнения данной операции вам обязательно потребуется помощник.

11.03.2017

Искушенные опытом автолюбители знают, средняя продолжительность эксплуатации рулевой рейки варьируется от 12 до 15 лет. Аналогичные цифры зачастую указываются и в технической документации к машине. Вот только эти значения будут актуальны в тех случаях, когда транспортное средство эксплуатируется грамотно: используются рекомендованные и качественные масла, рейки обслуживаются в специализированных сервисах, автомобиль ездит по ровным дорогам.

Во всех остальных случаях владельцы машин неизменно сталкиваются с вопросом – как подтянуть рулевую рейку своими руками. Это вполне ожидаемо, поскольку ездить нашим соотечественникам приходится исключительно по дорогам с выбоинами. В таком случае без регулярных ремонтов автомобиля уже не обойтись. Подтягивание или регулировка является разновидностью таких работ.

Принцип работы механизма

Перед тем как начинать какие-либо ремонтные работы в машине, необходимо выяснить принцип функционирования того или иного механизма. Рулевая рейка нужна для передачи физических усилий, прикладываемых водителем при повороте руля, к косозубой шестерне, расположенной на подшипнике. Прижимные пружины гарантируют качественное соприкосновение шестерни и зубчатой рейки.

Регулировка рулевой рейки – задача несложная по своей сути, и с ней может справиться любой водитель. В среднем на эту процедуру тратиться от 1 до 2 часов, с учётом выполнения подготовительных мероприятий. В каких случаях требуется такая подтяжка?

В каких случаях требуется регулировка рулевой рейки?

В преобладающем большинстве случаев подтяжка рулевой рейки требуется при наличии стука и люфта в этом механизме. Тем не менее, необходимо отдавать себе отчёт, что подобный ремонт далеко не всегда помогает. Указанные неисправности могут сигнализировать о банальном износе шестерни или же зубчатой рейки, отдельных ее деталей.

Постукивание и выраженный люфт в рулевой рейке нередко возникают по следующим причинам:

  • передающая пара (зона ее зацепления) требует подстройки, регулировки;
  • имеет место быть ослабление фиксации кронштейна рычага, картера рулевой системы, сошки;
  • естественный износ деталей, шаровых шарниров.

Грамотно отрегулированный рулевой механизм избавит от любого постукивания, да и комфорт от вождения автомобиля возрасте. Поэтому, если вы заметили, что руль машины поворачивается туго, не стоит ограничиваться подтяжкой соответствующего устройства, настоятельно рекомендуется долить смазку в картер.

Нюансы регулировки рулевой рейки

В первую очередь акцентируем внимание на том, что для того чтобы отрегулировать рулевую рейку своими руками, следует чётко соблюдать определенную последовательность действий. Но такие усилия далеко не всегда увенчиваются успехом, поскольку причина может крыться в физическом износе передающей пары. Выводы можно сделать исключительно по факту вскрытия зубчатой рейки и расположенной около нее шестерни. Можно ли подтянуть этот механизм? Рассмотрим, как правильно выполнять первую регулировку поэтапно.

Обратите внимание ! Если ваше вмешательство в механизм рулевой рейки не принесёт должного эффекта, а проблемы останутся, обратитесь без отлагательств за помощью в СТО .

Последовательность подтяжки

  1. Регулировка осуществляется посредством корректировки винта регулировки. Располагается он в торцевой крышке рулевого механизма.
  2. Все работы можно проводить исключительно после фиксации автомобиля на подъемнике (можно воспользоваться домкратами, в идеальном варианте – загнать машину в гараж с ямой). Передние колёса транспортного средства должны находиться прямо, максимально ровно.
  3. Регулировка рулевой рейки показана в тех случаях, когда люфт руля составляет 10 и более градусов (определить соответствующее значение можно при помощи электронного люфтомера).
  4. Работы по подтяжке проводятся максимально медленно. Каждый этап перепроверяют на предмет наличия стука и рулевого хода.
  5. Если по объективным ощущениям человека, проводящего подтяжку, проблему удалось устранить, имеет смысл испытать автомобиль на ходу. В некоторых случаях после подтяжки может наблюдаться тугой ход рулевого колеса. Если оное наблюдается, необходимо ослабить винт регулировки.

Увеличенный люфт руля ВАЗ 2107 - достаточно распространенная проблема, характерная для всего семейства “классики”. В большинстве случаев устранить неисправность можно самостоятельно, не прибегая к сложному дорогостоящему ремонту. Важно лишь правильно диагностировать и локализовать причины люфта в рулевом механизме.

Проверка люфта руля ВАЗ 2107

Большой люфт руля ВАЗ 2107 - понятие расплывчатое. Между тем, допустимый люфт руля имеет установленные нормативы. Для “классики” он составляет 5 градусов. Чтобы проверить люфт, на СТО используется специальный прибор - люфтомер. В домашних условиях можно обойтись без него. Для этого понадобится линейка, мел (или проволока) и помощь напарника.
Проверка величины люфта выполняется следующим образом:

  • установить машину на ровную площадку;
  • проверить давление в шинах, при необходимости подкачать их;
  • выставить руль так, чтобы колеса были направлены параллельно оси машины;

Важно: если колеса стоят ровно, а спица колеса перекошена, то возможно нарушение углов установки колес, наличие дефектов подвески и рулевого управления. Следует выполнить регулировку или ремонт рулевого управления и подвески.

  • разместите линейку так, чтобы она уперлась в приборную панель, касалась верхней частью переключателя света фар и, вторым концом, обода колеса;
  • плавно вращайте руль, пока напарник следит за положением передних колес;
  • как только колеса начнут смещаться, остановите вращение руля;
  • сделайте мелом отметку на рулевом колесе напротив линейки (или оберните руль проволокой);
  • плавно вращайте руль в другом направлении, пока напарник не заметит, что колеса начали поворачиваться;
  • нанесите мелом на рулевое колесо еще одну отметку или оберните его вторым куском проволоки;
  • померяйте расстояние между метками по ободу колеса.

Люфт 5 градусов соответствует смещению 17 мм при диаметре рулевого колеса 40 сантиметров.

Причины люфта руля ВАЗ 2107

Если вы заметили недопустимый люфт руля ВАЗ 2107, причины его могут заключаться в следующем:

  • не затянута центральная гайка крепления рулевого колеса на оси;
  • ослаблена гайка крепления рулевой колонки к редуктору;
  • не отрегулирован червячный редуктор рулевого механизма;
  • изношены втулки маятника рулевого механизма;
  • повреждены рулевые тяги или изношены их наконечники.

Все перечисленные проблемы требуют немедленного вмешательства. Иначе рулевой механизм может выйти из строя и машина потеряет управление.

Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107

Начать работу следует с проверки затяжки резьбовых соединений рулевого механизма и состояния рулевых тяг (наконечников). Погнутые тяги или изношенные шарниры рулевых наконечников подлежат замене. Для этого придется воспользоваться съемником и гаечным ключом на 22. Не стоит пытаться выровнять тяги или отремонтировать наконечники. В целях безопасности эти детали всегда нужно заменять новыми.
Далее следует проверить состояние маятника и регулировку червячного редуктора.
Изношенные втулки маятника необходимо заменить новыми. Для этого необходимо открутить от него рулевые тяги (используется ключ на 22 и съемник) и демонтировать маятник с автомобиля, открутив болты крепления. Маятник зажать в тиски, вынуть шплинт и открутить регулировочную гайку. Когда гайка откручена, можно разобрать маятник и заменить изношенные втулки новыми. При сборке маятника необходимо закрутить регулировочную гайку так, чтоб его сошка вращалась с усилием 1-2 килограмма.
Если все детали заменены или исправны, а резьбовые соединения затянуты, регулировка люфта руля ВАЗ 2107 осуществляется за счет регулировки рулевого редуктора. Для этого понадобится ключ на 19 и мощная шлицевая отвертка. Регулировка выполняется следующим образом:


Таким образом можно отрегулировать люфт руля ВАЗ 2107 в соответствии с границами, установленными производителем.

Срок службы рулевой рейки (далее РР) должен составлять около 15 лет, как заверяют производители. Однако он будет таковым лишь при условиях: регулярного обслуживания, использование рекомендованных качественных масел, езды на автомобиле по хорошим дорогам и/или по дорогам, для которых ваш авто предназначен, иначе вам не избежать .

Конечно, если постоянно кататься только по качественным дорогам без выбоин и ям и с хорошим покрытием, то возможно в автомобиль очень редко придется лазить, чтобы отремонтировать. Но, к сожалению, хорошие ровные дороги остаются пока несбывшейся мечтой для российских автолюбителей, поэтому РР приходится ремонтировать несколько чаще, чем хотелось бы. Одной из разновидностей ремонта рулевой рейки является ее регулировка.

Когда необходима регулировка?

Регулировка такой автомобильной конструкции, как РР, выполняется довольно просто и не занимает много времени у водителя.

Прежде чем приступить к регулировке, необходимо убедиться, что следует делать именно ее, для этого лучше заранее ознакомиться с возможными предвестниками такого вида ремонта. Но до того как я их оглашу, хотелось бы кратко объяснить принцип работы рейки, знание которого поможет лучше понять возможные неполадки.

Принцип работы.

Итак, принцип работы рулевой рейки заключается в передаче усилий, которые прикладывает водитель для поворота руля на прямозубою или косозубую шестерни, установленные на подшипнике и приходящие в действие вместе с зубчатой рейкой.

Беззазорное взаимодействие зубчатой рейки и шестерни обеспечивается прижимными пружинами.

Видео.

Неисправности рулевой рейки.

Самые распространенные проблемы, возникающие в описываемом агрегате, – это люфт и стук. При них регулировка может и не помочь. Ведь они в большинстве случаев возникают ввиду того, что произошел простой износ (его можно увидеть только при полной разборке) деталей зубчатой рейки и шестерни.

Однако люфт и стук могут также появляться по иным причинам:

  • произошло ослабление крепления рулевой сошки, картера рулевой, либо ослабилось крепление кронштейна рычага;
  • зацепление передающей пары нуждается в регулировке.

Если руль стал поворачиваться тяжелее и с прикладыванием больших усилий, то это тоже знак того, что деталь необходимо отрегулировать. Также необходимо долить масло в картер рейки.

Пошаговая инструкция.

Главной задачей регулировки РР является избавление от стука, люфта и придание легкости управлению автомобилем. Для данной процедуры вам понадобится помощь друга, так как одному это сделать будет сложно.

Этапы работы:

  • Завозим автомобиль на яму или эстакаду, на крайний случай подойдут и домкраты. В последнем случае передние колеса нужно поставить прямо, и не забудьте закрепить домкраты при поднятии машины.
  • Для регулировки подтягивают регулировочный винт, который расположен в рулевой системе, а именно в торцевой крышке.

  • Подтягивать винт следует очень медленно. Во время регулировки винта проверяем люфт, ход руля и наличие стука. Люфт можно измерить при помощи специального устройства – люфтомера. При измерении нужно придерживаться ГОСТа, в соответствии с которым люфт не может быть больше 10 градусов.
  • После проведения процедуры следует провести испытание машины в движении. Если тяжесть при маневрировании отсутствует, то все подтянуто хорошо, если же такая проблема есть, то винт необходимо немного ослабить.

На этом все. Напоследок лишь повторю, что подтяжка винта рулевой рейки может и не решить проблемы, в подобных случаях лучшим решением станет поездка на консультацию к мастеру.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook