Как узнать разряжен ли аккумулятор автомобиля. Проверяем исправность аккумулятора машины. Как проверить автомобильный аккумулятор

Чтобы новая аккумуляторная батарея прослужила в автомобиле хотя бы тот срок, который обещает производитель, ей нужен постоянный контроль и периодическое техническое обслуживание. Для его проведения можно обращаться в сервисные центры, а можно выполнять и самостоятельно - особых навыков и финансовых вложений это не требует. Если грамотно и своевременно проверять аккумулятор автомобиля на работоспособность, можно оперативно обнаруживать малейшие негативные изменения и устранять их.

К примеру, постоянный недозаряд, который можно обнаружить регулярными проверками мультиметром, вносит огромный вклад в снижение срока эксплуатации батареи. Кроме того, нехватка заряда может привести к тому, что с наступлением холодов запуск двигателя окажется просто невозможным. Для постоянного самостоятельного тестирования АКБ не нужно тратить много времени или денег, и проводить его рекомендовано 5-6 раз в год . Перед тем как проверить заряд аккумулятора автомобиля снимать его совершенно не обязательно, поэтому каждый может найти пару минут перед выездом, чтобы убедиться в полной работоспособности батареи.

Проверка мультиметром - просто и информативно

Для того, чтобы проверить аккумулятор автомобиля мультиметром его нужно сначала купить. В настоящее время имеются цифровые и аналоговые модели, из которых первые отличаются большим удобством и точностью, а вторые меньшей стоимостью. Какой использовать особого значения не имеет. Стоит знать, что перед тем, как проверить заряд аккумулятора мультиметром следует очистить клеммы, поскольку наличие большого количества отложений ухудшает контакт и данные будут неточными. Для очистки можно использовать щетку по металлу или наждачную бумагу.

Для оценки степени текущего заряда батареи проверку необходимо проводить на выключенном двигателе. В идеале - после простоя авто не менее 6-ти часов. Все оборудование должно быть выключено. Минусовую клемму необходимо снять. Полностью заряженный и исправный аккумулятор должен показать напряжение покоя в 13 вольт , если значения колеблются в районе 12,5 вольт - уровень заряда составляет порядка 50%. Если показания не дотягивают и до 12 - это служит не только основанием для срочной зарядки, но и полномасштабной проверке. Для быстрого тестирования можно использовать способ проверки нагрузочной вилкой.

Для получения более полной информации, можно использовать метод проверки с нагрузкой. Для этого, перед тем, как проверить аккумулятор мультиметром, к нему подключаются потребители. Лучше всего использовать цепь из нескольких ламп, при этом суммарная мощность потребления не должна превышать половины тока самой батареи. Если подключенные лампы горят ярко и уверенно, то замеряется напряжение - АКБ считается полной, если показания мультиметра составят 12,4 вольт. Если же значение менее 12 вольт с нагрузкой, стоит задуматься о замене батареи, либо о серьезных реанимационных мероприятиях. Мультиметр позволяет проверить новый аккумулятор при покупке - делать это не обязательно, но желательно, особенно, если есть хоть малейшие сомнения.

Важно! Проверка АКБ мультиметром под нагрузкой является весьма информативным способом диагностики, но проводится лишь на полностью заряженной батарее.

Проверка генератора - важный момент для любого автомобиля

Проверка самой аккумуляторной батареи, безусловно, важна. Но какой бы качественной она ни была, если плохо работает автомобильная система зарядки батареи, добиться от нее высоких показателей и долгого срока службы будет просто невозможно. Главным «производителем» тока в автомобиле является генератор, и от его работоспособности зависит очень многое, поэтому важно не исключать его из алгоритма регулярных проверок. Наиболее простым способом его тестирования является проверка напряжения на клеммах АКБ после пуска двигателя. Если на клеммах оно составляет не менее 8 В , генератор функционирует нормально, если меньше - это является поводом для более глубокой проверки.

Внимание! Не допускается прикасаться к клеммам батареи мультиметром во время пуска двигателя - это может привести не только к выходу прибора из строя, но и поражению электрическим током. Проверка начинается уже после пуска.

Следующим этапом можно считать проверку регулятора - при увеличении числа оборотов до 3000 напряжение на клеммах не должно превышать 12,5 В. После этого можно приступать к более углубленной диагностике генератора. После тщательного визуального осмотра следует взять омметр, имеющий функцию тестирования диодов и измерения большого сопротивления. Проверке подлежат следующие элементы генератора:

  • обмотки;
  • диодные мосты;
  • конденсатор.

Следует уделить внимание и щеткам генератора, их длина не должна составлять менее 5 мм. Если на контактных кольцах устройства имеется нагар, его необходимо убрать при помощи наждачной бумаги с мелким зерном.

Другие способы проверки АКБ

Если для того, чтобы проверить аккумулятор тестером не требуется прилагать особых усилий или тратить время, то для проверки и коррекции электролита времени уйдет куда больше. Делать это необходимо, особенно, если после проверки аккумулятора мультиметром был выявлен неполный заряд. Как правило, причиной этому может быть неправильный уровень или плотность электролита. Это в случае, если генератор полностью исправен и выдает при работе адекватный ток. Начинается процесс проверки с демонтажа, очистки и визуального осмотра корпуса батареи. Не должно быть трещин и следов вытекания электролита.

Проверка уровня электролита

Его уровень должен составлять значение 12-15 см, и любые отклонения от нормы являются показанием для отказа от использования такой батареи вплоть до устранения проблем. Перед тем как проверить состояние аккумулятора автомобиля в плане количества электролита, батарея ставится на ровную и устойчивую поверхность, все пробки из него выкручиваются. Берется полая трубочка из стекла и опускается в батарею, ее верхний конец зажимается пальцем, и трубочка извлекается. После этого останется измерить высоту столбика, и, если уровень ниже положенного, требуется долить чистой дистиллированной воды, после чего замер можно повторить. На этом же этапе оценивается и цвет извлеченного из аккумулятора раствора - он должен быть прозрачным. Если наблюдается темное окрашивание, это повод либо заменить электролит в батарее полностью, либо купить новую АКБ.

Контроль плотности электролита

Это один из важнейших параметров для любого аккумулятора, определяющий насколько полным будет заряд батареи, как быстро она исчерпает свои энергоресурсы, а также ее поведение на морозе. Плотность измеряется лишь после полного цикла зарядки батареи на зарядном устройстве, для чего требуется не менее 10-ти часов. После этого нужно дать батарее время для «отдыха», которое составляет 4-6 часов. Теперь можно приступать к измерению. Потребуется специальный прибор - ареометр. Он оснащен длинным наконечником, через который удобно набирать электролит непосредственно из аккумулятора. Внутри него имеется градуированный поплавок, показывающий текущую плотность. Для удобства имеется и цветовая индикация. Стоит понимать, что плотность контролируется в каждой банке, и показания не должны расходиться более, чем на 0,1-0,2 г/см 3 . Если значения не дотягивают до нормы, требуется долить в банки концентрированный раствор, после чего замер следует повторить. Видеоинструкцию по проверке аккумулятора можно посмотреть на следующем видео:

Важно! Работать с электролитом можно лишь в плотных резиновых перчатках и защитных очках. Кроме того, в помещении необходимо обеспечить хорошую приточно-вытяжную вентиляцию - все это поможет избежать несчастных случаев, связанных с отравлением или ожогом кислотой.

Как заряжать аккумулятор правильно

Естественно, что перед тем, как проверить автомобильный аккумулятор, его необходимо полностью зарядить. И сделать это необходимо правильно, чтобы не навредить батарее. Для самостоятельного заряда, который рекомендуется проводить 3-4 раза в год, а при необходимости и чаще, целесообразно использовать заводские зарядные устройства, оснащенные регулятором тока и многочисленными системами защиты от разнообразных перегрузок.

Если же используются самодельные устройства, особенно не отличающиеся новизной, желательно проверять такую «зарядку» мультиметром каждый раз, когда возникает необходимость зарядить батарею. Важно, чтобы была возможность регулировать зарядный ток, поскольку плановая зарядка аккумулятора проводится небольшим током, но в течение длительного времени. Но иногда возникает необходимость экстренного заряда - к примеру, когда села батарея, а автомобиль необходимо срочно завести. В этом случае значение тока можно увеличить на 30% , помня о том, что такая зарядка не является «полезной» для АКБ, и должна использоваться как можно реже.

Всем без исключения автовладельцам рано или поздно придётся столкнуться с проблемой неисправности используемого аккумулятора. В процессе эксплуатации автомобиля АКБ может выходить из строя или же по каким-либо причинам разряжаться, не позволяя использовать свой автомобиль. Существуют различные способы проверки аккумулятора, о которых мы и расскажем в этой статье.

Визуальный осмотр АКБ

Перед тем как приступать непосредственно к замеру напряжения батареи следует провести ее визуальный осмотр. Так, например, нужно убедиться в целостности корпуса, который не должен иметь механических повреждений. Обратите внимание на отсутствие подтеков электролита. Клеммы должны быть чистыми, без светло-зеленого или рыхлого белого налета. При недостаточной плотности прилегания клемм в местах соединения возрастает сопротивление, что отрицательно сказывается на величинах пускового тока. В итоге двигатель плохо заводится, а клеммы при этом могут нагреваться до высоких температур. В последнем случае существует даже риск возгорания проводов и порчи авто. В обязательном порядке поддерживайте ваш аккумулятор в чистоте и своевременно подтягивайте его клеммы.


Проверяем уровень и плотность электролита

Выполнить такую проверку можно только с обслуживаемыми аккумуляторами. Чтобы проверить уровень электролита следует снять батарею с машины, установить аккумулятор на горизонтальной поверхности, после чего выкрутить пробки и визуально осмотреть уровень электролита, который должен быть на несколько сантиметров выше свинцовых пластин. В том случае, если электролит находится ниже уровня пластины, необходимо долить в АКБ дистиллированную воду. Проверка плотности может выполняться специальным ареометром для кислот. Аккуратно сливаем часть электролита и, используя ареометр, проверяем соответствующую плотность электролита, которая должна составлять 1,28.


Проверка аккумулятора мультиметром

Если по каким-либо причинам автомобиль завести не удается, то, в первую очередь, следует проверить напряжение батареи. Выполняется такая работа с помощью мультиметра. Для выполнения такой проверки необходимо выполнить следующее:

    Включаем мультиметр и устанавливаем режим измерения постоянного напряжения.

    Черный щуп мультиметра соединяем с минусовой клеммой, а к плюсовой клемме АКБ подсоединяем красный щуп.

    На дисплее фиксируем показания мультиметра.

При полной зарядке мультиметр показывает напряжение на уровне более 12,7 Вольт. Если же зафиксировано напряжение аккумулятора в 11,7 Вольт, батарея полностью разряжена. В данном случае необходимо либо заменить АКБ, либо провести ее зарядку с помощью специальных устройств.


Проверяем аккумулятор мультиметром при работающем двигателе

Проверка АКБ на работающем двигателе позволяет определить наличие утечек в сети, а также выявляет проблемы в работе генератора. На работающем двигателе напряжение на аккумуляторе должно находиться в диапазоне 13,5-14 В. Отметим, что повышенное напряжение на батарее при рабочем двигателе может свидетельствовать о проблемах с генератором. В том случае, если подобное повышенное напряжение аккумулятора держится при заведённом двигателе в течение длительного времени необходимо провести соответствующую диагностику генератора и всей электросистемы автомобиля. Если же показатели напряжения составляют 13 В и менее, то подобное говорит о поломках генератора, который не заряжает батарею во время движения машины.

Проверяем аккумулятор нагрузочной вилкой

Проверка работоспособности заряда АКБ при помощи нагрузочной вилки позволяет установить работоспособность используемого аккумулятора на машине. Такую нагрузочную вилку необходимо подключать к аккумулятору с соблюдением полярности. Если нагрузочная вилка показывает заряд аккумулятора на уровне 12-13 В, подобное говорит о качественной зарядке батареи и ее способности работать под нагрузкой. Если же во время такой проверки показатель напряжения падает ниже 9 В, то такая батарея ненадежна и считается непригодной к использованию.


Заряжаем аккумулятор

Зарядка аккумулятора в домашних условиях не представляет какой-либо сложности. Вы с легкостью сможете воспользоваться специальными зарядными устройствами, которые могут буквально в течение 8-10 часов полностью зарядить аккумулятор, что и позволяет без каких-либо сложностей использовать свой автомобиль. Специальное зарядное устройство можно приобрести в автомагазинах или же спаять самостоятельно по соответствующим схемам из интернета.


Не успела наступить зима, как что-то стало не так с хорошо работающим последние пару-тройку лет аккумулятором. Чувствуется как он напрягается из последних сил, пытаясь оживить промороженную машин ку. И это при десяти десяти градусах мороза, то ли еще будет при двадцати, как обещали этой зимой? Как узнать не пора ли с аккумулятором что-то делать, чтобы не остаться один на один с холодной машиной зимой?

Многие глядя под капот задаются вопросом: Как проверить заряжен ли аккумулятор? Есть старый дедовский способ, о котором чуть ли не каждый номер журнала “За рулем” писал. Покупаем в магазине ареометр. Это такая трубка стеклянная с грушей и поплавком, которую нужно совать в аккумулятор и поплавок должен показать заряжен ли наш друг.


Ареометр действует по принципу измерения плотности электролита, грушей набираем электролит из аккумулятора, а поплавок тонет или всплывает в зависимости от плотности. На поплавке – шкала, показывающая плотность и соответствующую ей степень заряженности. Где-то там была еще и таблица, которая вносила поправки в показания, если температура в момент измерения отличается от 25 градусов Цельсия. Самый точный способ определения емкости, и к тому же самый правильный.





Внимательно осматриваем аккумулятор. Чтобы его лучше рассмотреть я даже принес аккумулятор домой. И так, смотрим и удивляемся, и куда тут чего? По большому счету большинство современных аккумуляторов считаются необслуживаемыми. (Необслуживаемый это значит первые два-три года с ним ничего не нужно делать, а когда нужно будет, проще выкинуть и купить новый) А для визуальной проверки заряженности есть даже некий глазок. У меня почему-то ничего через него не видно.

У необслуживаемых аккумуляторов считается, что все запаяно и заклеено, но мы-то с вами понимаем, что на заводе куда-то должны были заливать электролит в этот стандартный кислотный аккумулятор. Смотрим внимательно и видим, что отверстия все-таки есть, достаточно выкрутить при помощи монетки и можно проверять. Но мы не будем его проверять ареометром. Во-первых, там в аккумуляторе кислота, и очень неприятно будет, если она попадет, например, на палец. А во-вторых, понять степень заряда 12-ти вольтового аккумулятора можно просто померив напряжение на его клеммах и не пачкаясь кислотой. Метод конечно менее точный, зато пачкаться не нужно.

Только здесь два нюанса. Напряжение нужно мерить через несколько часов после последней поездки (зарядки), чтобы все химические процессы успокоились. Если померить сразу, то аккумулятор будет всегда показывать очень хороший результат. Мерить нужно цифровым вольтметром, который показывает десятые, а еще лучше сотые доли вольта. Конечно, если вы большой любитель автомобильных аккумуляторов, то можете воспользоваться первым вариантом, с кислотой и грушами, но я предпочитаю второй. К тому же у меня брелок от сигнализации показывает напряжение на аккумуляторе, поройтесь в инструкции к своей машине, может быть у вас есть нечто подобное.

Итак: таблица напряжений заряженного аккумулятора

Что хорошо, что температура воздуха практически не влияет на напряжение. Т.е. на морозе напряжение буде чуть меньше, но не сильно. Однако отрицательная температура очень даже сильно влияет на возможность аккумулятора отдать свою емкость. Смотрим на таблицу.

Приблизительная зависимость емкости аккумулятора от температуры окружающего воздуха

Если аккумулятор заряжен на 100% при 25 градусах цельсия, то чем ниже температура, тем меньше он может отдать своей емкости. Но если аккумулятор разряжен, скажем на 50%, то при понижении температуры до -20, завести машину можно будет только вызвав помощь друга. Да и разряженный аккумулятор может просто замерзнуть, превратившись в ледяной боченок. Конечно можно его оттаить, а потом попытаться зарядить, но как потом будет это все работать- известно. Плохо будет работать, если вообще будет. Так что лучше да такого не доводить.

И при каком напряжении уже нужно аккумулятор зарядить? Ответ дает производитель автомобилей. В некоторых особо продвинутых машинках, если напряжение аккумулятора падает ниже 12 вольт, например до 11,9 , что по согласно первой таблице – 40% емкости, то машина выдает на бортовом компьютере “Аккумулятор разряжен”. У меня, к примеру, она начинает противно блямкать при каждом открытии дверцы, мол, хозяин, скорее заряжай меня, скоро смерть моя придет. Конечно производитель перестраховывается и на таком разраженном аккумуляторе можно еще ездить, но лучше все-таки не дожидаясь мороза в 20 градусов нести аккумулятор на зарядку в теплое помещение.

Заряжаем аккумулятор при помощи автоматического зарядного устройства.

А в теплое, чтобы аккумулятор взял всю возможную емкость, а не сколько, сколько указано в таблице.
Зарядник должен быть полностью автоматическим, чтобы как раз и не носиться с ареометрами для выявления степени заряда/разряда. У меня осталась еще со старых времен и работает прекрасно, зяряжает даже 70A аккумулятор, хотя в инструкции написано, что работает для 55-60 амперных.

А можно ли подзарядить аккумулятор на холостом ходу, чтобы не таскать эти 15-19 килограммов? Подзаря дить конечно можно, вопрос сколько нужно гонять машинку на холостом ходу. Это время зависит от многих факторов. Но кроме эмпирических доводов, давайте обратимся к цифрам. Автомобильный генератор выдает до 80 Ампер при максимальных оборотах около 5000 оборотов. На холостом ходу генератор будет выдавать около 30-40 ампер. Много это или мало? Все зависит от потребителей. Если схема зажигания берет около 20 ампер, фары еще 20, обогрев стекла 15. Конечно чуть меньше, поскольку мы смотрим по величине предохранителей.

Но все равно мы видим, что даже при отключенных потребителях почти весь ток, который вырабатывает генератор, будет уходить на поддержание работы машины, и на заряд аккумулятора останется всего ничего, хорошо, если ампер 10. Таким током разряженный 60 амперный аккумулятор будет заряжаться порядка 6 часов и то, если аккумулятор будет принимать заряд, мы помним, что на морозе емкость аккумулятора резко уменьшается. Вот и ответ. А если вспомнить, что стартер сразу берет 150-200 ампер, а может и до 500 ампер в сильно заторможенно-промороженном варианте, то лишний раз запускать двигатель для “подзарядки” аккумулятора вообще не стоит. Лучше уж отнести разряженный аккумулятор заряжаться туда где тепло и ему будет хорошо.

Сколько нужно ездить, чтобы аккумулятор заряжался? Если у вас короткие поездки, скажем меньше часа, да еще по городу, где вы больше стоите в пробках на холостом или близком к холостому ходу, когда мы “медленно стоим” режиме, то аккумулятор в таком варианте будет постепенно разряжаться. И через пару-тройку месяцев, даже полностью исправный аккумулятор нужно будет заряжать. Зимой проблема усугубляется тем, что при коротких поездках холодный аккумулятор не прогревается и просто не может взять заряд. Летом, когда аккумулятор теплый, подзаряд начинается сразу же после начала поездки, что явно положительно влияет на возможность завести двигатель.

Выводы простые:
Во-первых, пока не заведен двигатель, лучше не включать дополнительные потребители энергии дабы сэкономить заряд аккумулятора. К примеру в моей машинке была такая функция как “Вежливый свет”, когда после постановки не сигнализацию, еще секунд 15 машина услужливо подсвечивала мне ближним светом дабы я не шел домой в темноте. Ага, а стоит она обычно мордой к забору, и вежливо так в забор светит. А с учетом того, что у меня для отключения этой фичи нужно было специально ехать на сервис и программировать автомобильные мозги, то аккумулятор эта штука сажала мне хорошо, пока я ее не отключил.
Во-вторых, меньше коротких поездок, мало того, что при этом расход бензина бешеный, так еще и аккумулятор садится. Но это уж как получится.
В-третьих контролировать напряжение на аккумуляторе. И если оно упало ниже 12 вольт, то не раздумывая нести заряжать аккумулятор. А если ему года три и более, и раньше он работал нормально, то либо что-то в машине подтерлось и замыкает, либо поездки короткие, а то может быть и менять пора, сейчас стоит это не так дорого.

Какие есть способы проверить автомобильный аккумулятор на работоспособность

При эксплуатации автомобиля периодически нужно уделять внимание обслуживанию некоторых его узлов, в том числе, аккумулятора. Многие владельцы автомобилей знают об этом, но часто просто не понимают, как проверить аккумулятор автомобиля. Для этого существует ряд методик, о которых мы поговорим ниже. Чтобы грамотно проверить аккумуляторную батарею на работоспособность, требуются такие приборы, как мультиметр и нагрузочная вилка. Если вы постоянно собираетесь самостоятельно обслуживать АКБ, то их лучше приобрести. В магазинах эти приборы можно найти по доступной цене.

При проверке аккумулятора автомобиля стоит начать с его внешнего осмотра. Это простой, но важный этап. На нём выявляются загрязнение поверхности аккумуляторной батареи, окисление выводов, повреждения целостности корпуса. Внешний осмотр АКБ стоит проводить регулярно, поскольку его чистота также влияет на работоспособность. Это можно делать каждый раз, когда вы заглядываете под капот. Окинуть аккумулятор взглядом не займёт много времени.


Обращайте внимание на соединения клемм с токовыводами. При плохом соединении там идёт активное окисление. Корпус аккумулятора проверяется визуально на наличие трещин.

Поверхность батареи должна быть чистой. Грязь, пыль, электролит, масло нужно удалять ветошью. В противном случае аккумуляторная батарея будет постоянно терять заряд через этот токопроводящий налёт и работоспособность будет ухудшаться.

Конечно, стоит проверить надёжность крепления аккумулятора на посадочном месте. Теперь поговорим о том, как проверить аккумулятор автомобиля при помощи различных приборов.

Проверка аккумуляторной батареи мультиметром

Мультиметром можно измерять напряжение на аккумуляторной батарее. Для оценки заряженности АКБ напряжение измеряют на выводах аккумулятора без нагрузки. Для этого мультиметр устанавливается в режим измерения напряжения. Затем щупом красного цвета касаетесь положительного вывода, а чёрным – отрицательного вывода. Если АКБ полностью заряжена, то напряжение будет 12,6─12,9 вольта. Ничего страшного, если щупы присоединили наоборот. В этом случае мультиметр просто покажет напряжение со знаком минус.


Некоторые читатели спрашивают, как проверить аккумулятор автомобиля на работающем двигателе. Дело в том, что на работающем двигателе проверяется не аккумулятор, а наличие зарядки на него от генератора и исправность регулятора напряжения.

Напряжение на выводах АКБ при работающем моторе должно лежать в интервале 12,9─13,4 вольта. Если будет меньше, то АКБ будет плохо заряжаться, а если больше ─ активизируется процесс электролиза воды.

Стоит отметить, что с помощью мультиметра можно оценить лишь степень заряженности аккумулятора. Чтобы оценить его работоспособность нужно знать, как проверить автомобильный аккумулятор нагрузочной вилкой.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой


Нагрузочная вилка представляет собой прибор, который создаёт нагрузку на АКБ, аналогичную той, что батарея испытывает при запуске двигателя на автомобиле. Такая проверка автомобильного аккумулятора позволяет объективно оценить его состояние и работоспособность. В состав этого прибора входит вольтметр, нагрузочное сопротивление и клеммы.

Для проверки подключаете клеммы нагрузочной вилки к выводам аккумулятора. Вольтметр должен показывать напряжение от 12,6 до 12,9 вольта. Если оно меньше этого значения, то аккумулятор нужно зарядить полностью. Затем подаётся нагрузка на 5 секунд. По истечении этого времени напряжение на выводах не должно упасть ниже 10,2 вольта. Если напряжение просело ниже 9 вольт, то аккумулятор уже сильно изношен. Если значение менее 9 вольт, то такую батарею однозначно пора менять.

Теперь вы знаете, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность при помощи нагрузочной вилки. Здесь есть и ещё один интересный момент. Мы рассматривали случай, когда на заряженном аккумуляторе есть штатное напряжение 12,6─12,9 вольта. А что если напряжение аккумуляторной батареи меньше? В большинстве случаев это говорит о том, что вышла из строя одна или несколько банок. Чаще всего это вызвано коротким замыканием разноимённых пластин, что приводит к потере работоспособности.

Как проверить аккумулятор автомобиля на замыкание? Это можно сделать при помощи всё того же мультиметра. Подсоединяем щупы прибора к выводам заряженной АКБ и смотрим показания. Если напряжение 10,4─10,7 вольта, то вышла из строя одна из банок.

Элемент (или банка) батареи в заряженном состоянии имеет напряжение 2,1 вольта. Так, что по показаниям мультиметра вы можете сразу определить, сколько элементов вышло из строя. Чтобы определить неисправную банку, нужно померить плотность электролитах во всех. В замкнутой банке плотность будет резко отличаться от остальных, а при зарядке в ней не будет газовыделения (как ещё называют кипение).
Дополнительно можете прочитать материал про по указанной ссылке.

Проверка реальной ёмкости АКБ

Как известно, номинальная ёмкость аккумулятора в общем случае определяется его конструктивными особенностями и технологией производства. Значение номинальной ёмкости производитель всегда наносит на этикетке АКБ. Но реальное значение ёмкости в ходе эксплуатации постоянно меняется в меньшую сторону. Естественно при этом падает мощность и работоспособность АКБ. Как проверить аккумулятор автомобиля по реальному значению его ёмкости?

Для этого собирается схема следующего вида.


Сопротивление в этой схеме вычисляется по формуле:

I – ток разряда.

Ток разряда выбирают в зависимости от того, какая будет длительность цикла разряда. Обычно это 10 или 20 часов.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность? Такой вопрос возникает у владельцев транспортных средств на определенном этапе эксплуатации. Причин, спровоцировавших сбой, может быть множество. Поэтому водителям необходимо заранее подготовиться.

Плохое состояние автоаккумулятора автомашины определяется по таким признакам:

  • Минимальный уровень заряда провоцирует плохую работу двигателя. Поступающая в систему искра не поджигает смесь.
  • Быстрая разрядка автомобильного аккумулятора. Выявить эту проблему проще зимой. Ведь поступающего заряда достаточно для того, чтобы 2–3 раза запустить мотор. Основная причина – недостаточная плотность электролитического состава.

Почему работоспособность автомобильного аккумулятора ухудшается?

Причин, из-за которых аккумулятор быстро садится, несколько:

  • Слабый ток. По причине того, что генератор вырабатывает небольшой ток, источник питания заряжается лишь частично. Ликвидировать такую проблему смогут только мастера.
  • Неисправности подключаемых устройств или их неправильное подключение. Такие действия провоцируют стремительный выход из строя аккумулятора автомобиля.
  • Установка электрической проводки, изоляционный слой которой нарушен. Контакт таких проводов провоцирует КЗ и стремительный разряд АКБ.
  • Продолжительное использование. В таких случаях требуется диагностика аккумулятора. При детальной проверке выявляются нарушения.
  • Несоблюдение правил обслуживания источника питания. Если не чистить АКБ, не проверять батарею, то в скором времени возникнут сложности.
  • Посредственное отношение. Даже новый аккумулятор, который полностью заряжен, быстро садится. Это случается, если не отключать прибор, осветительное оборудование, акустику.

Их изучают перед тем, как проверить аккумулятор. Это способствует упрощению процесса.

Особенности оценки и тестирования АКБ

Для проверки состояния аккумуляторной батареи, оценки ее работоспособности используются различные способы и методики. Если заранее с ними ознакомиться, то проверить аккумулятор на работоспособность можно в домашних условиях.

Осмотр источника питания

Проверку аккумуляторной батареи начинают с визуальной оценки. При этом сосредотачиваются на таких аспектах:

  • Состояние корпуса.
  • Наличие грязи, подтеков электролитического состава и влаги.
  • Состояние токопроводящих выводов, наличие налета.
  • Проверяйте контакт крепежа и клемм.

Даже если прибор полностью заряжен, влага и прочие загрязнения провоцируют стремительный саморазряд. К такому же результату приводит неплотное прилегание зажимов и токопроводящих выводов.

Оценка состояния электролитического состава

Проверку плотности аккумулятора проводят в четкой последовательности:

  1. АКБ располагают на ровной и чистой поверхности перед тем, как измерить плотность электролита.
  2. Пробки, с помощью которых прикрыты технологические отверстия, изымаются.
  3. Осмотр банок. Электролитический состав должен покрывать свинцовые пластины полностью. Дабы узнать уровень состава, используют стеклянную или пластиковую трубку. Замеры проводят для каждой банки. Для повышения уровня в состав вводят дистиллированную воду.
  4. Состояние электролитического состава. Дабы понять, насколько качественный электролит расположен в банках, рекомендуется применение денсиметра. Такой прибор используют для установления степени почернения вещества.

Если общее состояние источника питания удовлетворительно, то стоит проверить плотность электролита в аккумуляторе при помощи ареометра.

Перед тем как проверить плотность аккумулятора, его полностью заряжают. Процедуру проводят в теплом помещении.

Как пользоваться ареометром? Стеклянный наконечник для проверки помещают в технологическое отверстие банки. Если черта на шкале совпадает с уровнем электролитического состава, то уровень плотности соответствует норме.

Для уточнения показателей используют таблицы, в которых прописаны зависимости основных параметров. Если правильно замерить плотность, то проще установить степень разрядки источника питания.

Тестирование под нагрузкой

Проверку аккумулятора под нагрузкой проводят, дабы определить, насколько заряжен прибор.

В состав нагрузочных вилок включены вольтметры, который расположен в защитный корпус, контакты со штырями. Перед тем как проверить заряд аккумулятора, его отключают от питания. Дополнительно очищают токопроводящие клеммы, закрывают технологические отверстия на банках.

Изначально напряжение определяют без нагрузки. При этом штыри нагрузочной вилки прижимают к токопроводящим клеммам. Определённая характеристика фиксируется. Напряжение без нагрузки составляет 12,7 В, если батарея исправна.

Нагрузочная вилка используется для измерения напряжения при работающем двигателе. Поэтому нагрузочное сопротивление подключается. Штыри нагрузочной вилки прижимаются к токопроводящим выводам автоаккумуляторной батареи на 5–6 секунд. Если напряжение составляет 10,2 В и более, не снижается, то источник питания считается работоспособным.

Напряжение устанавливается и другим способом. Для этих целей пользуются тестером. Этот способ отличается простотой. Поэтому справиться смогут и неопытные водители.

Установление реальной емкости

В процессе диагностики акб осматривают корпус, на котором сосредоточена этикетка со значением номинальной емкости. Но в процессе эксплуатации емкость снижается. Из-за этого уменьшается производительность батареи. Как проверить емкость аккумулятора транспорта?

Для этого подготавливается схема. Определяя токи разряда, учитывают продолжительность одного цикла разряда (10–20 часов). Для разряда применяют стандартную лампочку, которая имеет соответствующую мощность. Дабы методика была реализована грамотно, используют мультиметр или тестер.

Тестирование АКБ автотранспорта мультиметром

Мастера и опытные водители проводят проверку заряда аккумулятора мультиметром. При помощи такого устройство легко установить степень заряженности источника питания.

Дабы проверка аккумулятора была результативной, выполняются такие действия:

  • В устройстве выбирается режим, при котором определяется постоянное напряжение. Настраиваются и пределы, в которых проводят измерения.
  • Как мультиметр, так и амперметр включает 2 щупа. Красный щуп подводят к положительной токопроводящей клемме, а черный – к отрицательному выводу источника питания.
  • На мониторе прибора отобразятся показания. Их фиксируют.

У нового и заряженного источника напряжение составляет не менее 12,7 Вольт. Если этот показатель снижается до 11,7 В, то АКБ следует подключить к зарядному устройству и померить вновь.

Полученным измерением пользуются, дабы установить степень заряда. Так, при снижении напряжения на 0,1 В заряд уменьшается на 10 процентов.

Проверка автоаккумулятора без измерительных устройств

Некоторые необслуживаемые источники питания комплектуются индикаторами, а также специальными системами. Проверить акб с такой комплектацией несложно. Для этого следует ознакомиться с инструкцией, которая прилагается к агрегату.

Как проверить зарядку аккумулятора, установить его состояние без приборов? Для этого выполняют такие действия:

  • Процесс осмотра выполняют в соответствии с рекомендациями, которые зафиксированы выше, при определенных условиях.
  • Все загрязнения, подтеки очищаются.
  • Токопроводящие клеммы очищают от налета.
  • Осветительные приборы подключаются на автотранспорте. При этом мотор заглушен. При этом предварительно вычисляется то, какая именно мощность необходима для тестирования.
  • В течение 4–5 минут водители следят за степенью яркости. Если она не меняется, то источник питания работоспособен.

Дабы определить исправность аккумуляторной батареи, используют различные методики, приборы и инструменты. Дополнительно выполняют такие действия:

  1. Корпус автоаккумулятора очищается от грязи, подтеков электролитического состава. С токопроводящих выводов убирают остатки окисления, налет. Для улучшения контакта клеммы обрабатывают смазочными веществами.
  2. Автоаккумулятор 4–5 раз в год подзаряжают от сетевого прибора. Численность подзарядок увеличивается, если водитель использует машину в суровых условиях.
  3. В банках источника питания постоянно проверяется уровень электролитического состава. Как только вещество опускается к минимальной отметке, в смесь вводят дистиллированную воду. Концентрация вычисляется индивидуально. В летний период проверку уровня проводят чаще.
  4. Плотность электролитического состава проверяют только после того, как аккумуляторная батарея полностью заряжена. Летом этот показатель должен быть 1,27 г/см3, зимой – 1,29 г/см3.
  5. Зимой источник питания перемещают в дом, дабы исключить промерзание и потерю плотности электролитического состава.
  6. Вентиляционные отверстия АКБ периодически очищают.

Для поддержки автоаккумулятора в нормальном состоянии, продления периода его использования требуется выполнение нескольких правил. Дабы предотвратить стремительный выход из строя, ответственные водители проводят замеры основных параметров. Их частоту устанавливают индивидуально, учитывая период использования АКБ.

Видео про самостоятельную проверку акб


Понравилось? Лайкни нас на Facebook