Перевозка группы детей рейсовым автобусом. Правила перевозки детей в автобусе – требования к транспортировке детей. Требования к сопровождающим взрослым

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 08.08.2018) "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами"

"постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52 (часть II), ст. 7174; 2014, N 26 (часть II), ст. 3576; 2015, N 27, ст. 4083);подпунктом 10.2

Требованиям пункта 3 Правил организованной перевозки групп детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами", в соответствии с которыми для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.


В 2013 г. в России были приняты «Правила организованной перевозки группы детей автобусами» (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177) (далее – Правила). Этот документ установил много обязательных требований, которые затрагивают весь процесс осуществления перевозок. Немало внимания в нём уделяется и самому транспортному средству – автобусу, включая его качество и оснащение. С 2017 года Правила вступают в силу в новой редакции.

Ужесточение правил перевозки детей в 2017 году

Несмотря на то, что Правила были приняты в 2013 году, не все их нормы ввели в действие сразу после утверждения. Требования к перевозке детей сделали более жёсткими, и транспортные компании оказались не готовы привести свой автопарк в надлежащее состояние.

В итоге Постановлением Правительства РФ от 30.06. 2015 г. № 652 введение нормы, добавляющей требование к возрасту автобуса для перевозки детей, отложили до 2017 года.

Недавнее ДТП, случившееся с рейсовым автобусом, показало, что ужесточение правил перевозки детей — это не бюрократическое препятствие, усложняющее работу автобусных компаний. За текстом любого дорожного правила всегда скрываются чьи-то жизни, которые могут оборваться на дороге.

Напомним: 04.12.2016 года под Ханты-Мансийском в ночное время произошло ДТП с участием рейсового автобуса. В аварии погибли 12 человек, десять из которых – дети.

Дмитрий Медведев заявил, что необходимо оценить законодательство в сфере перевозки детей. Поступили многочисленные предложения изменить ПДД, включая ответственность за допущенные нарушения.

Минздрав РФ считает, что ужесточение должно коснуться охраны труда водителей, осуществляющих перевозки детей, в том числе рейсового характера. Не секрет, что аварии, в которых могут погибнуть пассажиры, часто случаются по причине усталости водителя.

Депутат Государственной Думы РФ В. Сысоев предлагает обязать ГИБДД сопровождать каждый междугородний автобус с детьми. Его поддержали и другие депутаты, ведь риск пассажира погибнуть или пострадать в таком случае практически сводится к нулю.

Уполномоченная по правам ребенка А. Кузнецова предлагает другое изменение законодательства – полный запрет на перевозку детей в рейсовых автобусах, так как контролировать такую поездку не представляется возможным. ДТП, которое случилось с рейсовым автобусом в Ханты-Мансийске, по её мнению, является тому подтверждением.

Таким образом, у всех предложенных изменений законодательства в 2017 году один вектор – ужесточение правил организованной перевозки несовершеннолетних и повышение ответственности за допущенные нарушения.

Права ребенка должны соблюдаться в любой сфере жизни, тем более такой опасной, как дорожное движение. С этим согласится каждый депутат и чиновник. ДТП, в которых может погибнуть ребенок, не должны происходить на дорогах. Депутаты обещают внести все необходимые законопроекты уже в 2017 году.

Запрет перевозки детей на автобусах старше 10 лет с 1 января 2017 года

С 1 января 2017 года вводится в действие требование к возрасту автобуса, перевозящего группу детей. Все организации, которые решат осуществить коллективную поездку несовершеннолетних, не имеют права эксплуатировать с этой целью автобусы старше 10 лет.

Определение возраста транспортного средства происходит только по году его выпуска. Технические показатели при этом на запрет не влияют. Даже будучи в хорошем состоянии, автобусы старше 10 лет не должны перевозить детей.

За нарушение требования к возрасту автобуса (в том числе рейсового) предусмотрена ответственность:

  • водителю грозит штраф в 3 тыс. рублей;
  • должностному лицу – штраф в 25 тыс. рублей;
  • организации или ИП – штраф в 100 тыс. рублей (ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ).

Наложение штрафа на должностное лицо не исключает одновременного взыскания его и с организации, и с водителя. За нарушение к ответственности привлекут как того, кто допустил автобусы старше 10 лет на маршрут, так и того, кто знал о годе их выпуска, но продолжал использовать. Даже если ни один ребенок в поездке не пострадает, административных последствий не избежать.

Другие правила организованной перевозки детей

Правила организованной перевозки детей предъявляют множество других требований к автобусу и проведению поездки. Вот наиболее важные из них:

  • транспортное средство, включая рейсовый автобус, в обязательном порядке должно иметь тахограф и устройство навигации ГЛОНАСС/GPS;
  • маршрут перевозки детей составляется заранее. В случае изменения пути следования, родители каждого ребенка должны быть оповещены об этом;
  • не допускается брать пассажиром ребенка до 7 лет, если перевозка на автобусе продлится свыше 4 часов (больший срок нахождения такого ребенка в пути опасен для детского организма);
  • у водителя должен быть стаж за рулём не менее 1 года из предшествующих поездке 3-х лет (обо всех требованиях к водителю в п. 8 Правил);
  • для перевозки на автобусе необходимо составить список, куда заносятся сведения о каждом ребенке (включая ФИО и возраст ребенка).

За нарушение любого из указанных требований предусмотрены штрафы (для водителя и иных лиц), аналогичные тем, что установлены за превышение автобусом возраста 10 лет (см. выше).

Дополнительные требования к перевозке детей:

  • у каждого ребенка должны быть еда и питьё, если перевозка длится более 3 часов;
  • нельзя перевозить ребенка, не включённого в общий список детей;
  • в автобусе должны присутствовать сопровождающие, которые наблюдают за каждым ребенком и за водителем, и к которым ребенок может обратиться в случае необходимости.

Повышенные штрафы предусмотрены за нарушение норм законодательства о перевозке в ночное время. К тому же на водителя могут не только наложить штраф, но и лишить водительских прав.

Не стоит забывать об организации перевозки ребенка другим транспортом:

  • ребенок до 12 лет должен перевозиться в автомобиле с использованием устройств, пристёгивающих ребенка к ремню безопасности;
  • ребенка до 12 лет можно сажать на переднее сидение только в том случае, если имеется удерживающее устройство;
  • запрещается сажать ребенка до 12 лет на заднее сидение мотоцикла;
  • у ребенка возрастом после 12 лет на мотоцикле должен быть защитный шлем;
  • запрещается перевозить ребенка, если превышен лимит количества пассажиров;
  • запрещено перевозить ребенка вне предусмотренных для этого мест;
  • ребенок после 12 лет может пользоваться ремнями безопасности без дополнительных устройств.

Нарушение указанных требований езды с ребенком приведёт к тем же штрафам, что и в случае перевозки детей группой, независимо от того, произошло ДТП или нет. В результате нарушения может даже никто и не погибнуть, но ответственность всё равно наступит.

Точное соблюдение всех требований должно сделать ДТП, где может погибнуть ребенок, невозможным. В этом и заключается главная цель ужесточения законодательства. Родители должны быть уверены, что их ребенок максимально защищён от ДТП, когда они отправляют его в поездку.

Каждый из родителей испытывал то неприятно-липкое чувство страха, отправляя своего ребенка в путешествие с группой на автобусе. Ведь все мы слушаем и читаем новости, где ежедневно озвучивают последствия ужасных аварий.

После просмотра роликов хочется закрыть своего малыша дома и обложить со всех сторон подушками, чтобы обезопасить. Но развитие и социум необходимы каждому из детей, и вот, в очередной раз, скрепя сердце, вы отпускаете кровиночку на экскурсию. Что нужно знать о правилах перевозки детей в автобусе? Все ли вам, как родителю, известно?

Что говорит закон на 2017-18 год

Правила, действовавшие еще с 2013 года, в 2017 году стали более жесткими. Для коллективной транспортировки детей, автобус должен быть произведен менее, чем 10 лет назад.

Нарушение этого правила будут грозить водителю автобуса штрафом, размер которого - 3000 рублей. Для транспортной организации штраф будет в разы выше - 100 000 рублей.

Тот же штраф ждет и ИП. Для должностного лица, сопровождающего детей, штраф в размере 25 000 рублей. Если наказание назначено на ИП, то не факт, что его не получат ответственные лица и водители. Обычно штрафы выписываются всем, кто был в курсе состояния ТС и отнесся к этому факту с попустительством.

Важно: Если автобус новый и эксплуатировался лишь 5 лет, но был выпущен до 2007, то такой автобус не допускается к транспортировке группы детей. Десятилетний отсчет начинается именно с года выпуска транспортного средства.

Кроме того, обязаны быть обеспеченными едой и питьем, если поездка будет длительностью от 3 часов. Строго запрещено брать попутчиков или других детей, чьи данные не внесены в списки документов. Запрещена транспортировка детской группы без сопровождения взрослых. Если в автобусе 2 входа, то места сопровождающих должны быть рядом с ними.

Важно: до 7 лет не должны находиться в поездке дольше 4 часов.

Как происходит перевозка детей под присмотром взрослых

Группу, состоящую из детей, обязательно должен сопровождать один или два взрослых. Это обусловлено не только мерами безопасности, но и фактом того, что ребенку может понадобиться помощь, появится вопрос, или, малыш захочет в туалет. В прямые обязанности сопровождающего взрослого входит контроль за маршрутом, за детьми. Если автобусов несколько, то всегда назначается главный сопровождающий, который будет нести ответственность за всех.

Транспортировка детской группы в сопровождении родителей, которые не были назначены сопроводителями, проводится по общим правилам. В этом случае вся ответственность за безопасность ребенка лежит на плечах родителя. Это касается и небольших перемещений, и длительных путешествий.


Когда детские автобусы должны сопровождаться сотрудниками ГИБДД

Сопровождение считается возможным, если дети едут колонной, которая состоит из 3 и более автобусов. Для того, чтобы организовать поездку, требуется получить у представителя автоинспекции разрешение в бумажном виде. На всех постах ГАИ этот документ проверяется, водитель обязан предоставлять для этого оригиналы или заверенную копию.

Важно: Обратиться с заявлением лучше заранее. Крайний срок - за 2 дня до начала пути. Ответственное лицо обязано хранить оригинал разрешения в течение 3 лет.

Лицо, организующее перевозку, должно заблаговременно подать заявление. Организацией сопровождения детских перевозок занимается Госавтоинспекция. Поэтому, с заявлением следует обратиться именно туда.

Что указываем в заявлении:

  • точный маршрут движения;
  • время начала путешествия;
  • продолжительность путешествия;
  • описание каждого автобуса;
  • количество детей: списки с возрастом по всем автобусам;
  • ФИО сопровождающих в каждом автобусе;
  • ФИО водителя, его документы.

Если дети отправляются в поездку на 1-2 автобусах, то сопровождение сотрудниками ГИБДД в этом случае не нужно. Однако, уведомить их о своих намерениях ответственное лицо обязано.

Что указываем в этом случае:

  • точный маршрут движения;
  • даты движения, продолжительность;
  • данные об организации, занимающейся перевозкой;
  • списки детей с ФИО и возрастом;
  • списки сопровождающих лиц;
  • данные о ТС, о водителях, их документах.

Инспекторы должны выдать свое разрешение. В нем будет указано, что организатор уведомил их, они не имеют причин воспрепятствовать перевозке детей. Чуть подробнее об этом можно посмотреть в видео

Какие документы нужны для организации перевозки детей

Группа детей не может перемещаться просто так, без документальной подосновы. Поэтому, организаторы до начала путешествия собирают пакет документов.

  1. Договор фрахтования, который обязательно нужен, если поездка организуется с организацией по договору.
  2. Документы от родителей с подписью о том, что они не против поездки ребенка и уведомлены о маршруте.
  3. Подробный маршрут по времени, с расписанными остановками в пути (где, во сколько, на сколько).
  4. Документы, подтверждающие осведомленность ГИБДД о планируемой поездке. Или документы, подтверждающие назначение сопровождения машин ГАИ.
  5. Списки детей: ФИО, возраст, в каком автобусе, на каком месте сидит.
  6. Списки сопровождения: ФИО, данные паспорта, в каком автобусе, на каком месте сидит.
  7. Данные о водителях.
  8. Данные об автобусах.
  9. Списки по продуктам, которые заготовлены для детей.
  10. Список посадочный для детей и сопровождения. Может быть частью договора фрахтования.

Все эти документы необходимо предъявлять на постах инспекторам (по запросу). Если какого-либо документа не хватает, возможно, что поездка может быть приостановлена или прервана.

Каким должен быть детский автобус и водитель

Каждый водитель, которого наняли для перевозки детей, должен иметь права (D). Водительский стаж должен быть большим или приравниваться к 1 календарному году из трех последних. В течение последнего года не должно быть правонарушений административного типа и лишений . Перед началом работы, водитель детского автобуса должен пройти инструктаж и медицинский допуск.

Автобус должен быть не старше 10 лет. Обязательно необходимо удостовериться, что все системы работают исправно. Подтвердить этот факт можно карточкой или выпиской из диагностики.

Все современные автобусы необходимо обеспечить тахографами. Они обеспечивают контроль за скоростью передвижения, режимом работы водителя. Для возможности отслеживать передвижения транспортного средства, следует установить систему Глонасс. Дети должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Запрещается меняться местами и играть в салоне во время движения автобуса.

Что ждет за нарушение правил?

Правила и нормы придуманы не просто так и за их невыполнение все ответственные лица получают наказание в виде штрафа и выговора.

Важно: Нехватка одной или нескольких частей пакета документов считается таким-же правонарушением, как и любое другое.

Какие штрафы за нарушение?

    • Штраф для водителей - 3 тысячи, для юридических лиц - 100 тысяч, для должностного лица - 25 тысяч.
    • За транспортировку детей ночью назначается штраф для водителя 5 тысяч (или на срок до полугода). На юрлиц штраф 200 тысяч рублей. На ответственное лицо - 50 тысяч.
    • Уголовная ответственность за иные нарушения.

Суммы достаточно серьезные, поэтому, чтобы избежать расправы с финансовым состоянием портмоне, следует с большой ответственностью подходить к транспортировке детей. Для того, чтобы дети чувствовали себя в поездке комфортно, нужно не только создать безопасные условия, но и грамотно чередовать езду и шумные игры в перерывах.

Таким образом, дети не устанут от дороги и не будут накалять обстановку в салоне, отвлекать водителей. Особенно это касается маленьких детей, дошкольников, младших классов. Сопровождающие лица обязаны контролировать состояние детей, отвлекать, подготовить коллективные игры, занятия.

На официальном сайте ГИБДД города Москвы было опубликовано напоминание, что с 27 апреля 2018 года в Постановление Правительства "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами" вносится изменение. Стоит подчеркнуть, что это важное и долгожданное изменение, которое напрямую влияет на безопасность детей, перевозимых автобусами, откладывается на потом уже несколько лет. Первые попытки узаконить на автобусах не старше 10 лет предпринимались еще в 2015 году.


И вот с 1 июля 2018 года для осуществления организованной перевозки групп детей на маршрутах, начинающихся или заканчивающихся в Москве , Санкт-Петербурге , Московской или Ленинградской областях (и в этом суть внесенных изменений), должен использоваться автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, соответствующий по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, а также оснащенный в установленном порядке тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Требование касается автобусов массой до 5 тонн.

Также при организованной перевозке группы детей на автобусе . При этом включенный маячок не дает преимущества в движении и служит лишь для предупреждения других участников движения: Внимание, в автобусе находятся дети!

Отметим, что законодатели ограничились на 2018 год внесением изменений для автобусов легче 5 тонн и не старше 10 лет только в вышеназванных двух городах федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург) и прилегающих к ним областях. Сделано это было, по всей видимости, из-за большого пассажиропотока и аварийности в этих регионах.

С 1 апреля 2019 года правила по организованной перевозке на легких автобусах распространятся и на другие маршруты и регионы страны.

За несоблюдение Правил организованной перевозки группы детей автобусами предусмотрена административная ответственность по частям 4-6 статьи 12.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

«Нарушение правил перевозки людей»
4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами,
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей .

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами,
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей .

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей .

Также напоминаем, что «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица» (примечание к статье 12.23 КоАП).


Схожие требования будут применяться и для автобусов категории M3, то есть массой более 5 тонн: «используемых для организованных перевозок групп детей по маршрутам, начальные пункты отправления и (или) конечные пункты назначения которых расположены в Ленинградской и Московской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, с 1 октября 2018 г ., а в отношении автобусов категории М3, используемых для организованных перевозок групп детей по иным маршрутам, с 1 октября 2019 г. »

Понравилось? Лайкни нас на Facebook