Основные приемы ораторского искусства. Ораторские приемы в публичном выступлении. Основные принципы построения ораторской речи

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Однако внимание слушателей со временем притупляется. Поддержать внимание у аудитории помогают ораторские приемы и средства.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

1. Наглядность: для лучшего восприятия речи лучше все абстрактное представлять наглядно с помощью:

Метких сравнений и примеров,

Образов,

Коротких рассказов.

Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические

выражения, элементы юмора.

2. В ораторском искусстве особое значение имеет повтор. С его помощью лучше закрепляется основная мысль, повышается убедительность речи. Различают следующие виды повтора:

Дословный повтор;

Варьируемый повтор (повторение содержания, но в новом словесном оформлении);

Частичный повтор (повторение первого слова или части предложения, ключевого слова предложения);

3. Разъяснение - это особая форма повтора, а именно расширенный повтор. В том случае, если выражение, выбранное первоначально, кажется слишком слабым, при известных обстоятельствах к нему возвращаются, улучшают и поясняют его.

4. Призывом (восклицанием) часто пользуются в речах с выражением мнения. Восклицания используют эпизодически, поскольку в противном случае их действие притупляется. Восклицания должны быть убедительными и неназойливыми.

5. Цепь - часто применяемое средство воздействия. В ней полный смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена.

6. Кажущееся противоречие (парадокс) - особый вид игры слов. Парадокс представляет собой сознательно акцентированную формулировку.

7. Вставка - это замечание, которое делается мимоходом. Ее функция - приобщить слушателя к моменту высказывания. Зачастую вставка является сообщением, вызывающим внимание.

8. Предупреждение (постановка возражений) заключается в том, что оратор продумывает, какие возражения можно выдвинуть с противоположной точки зрения, и сразу включает их в свою речь, а вслед за ними приводит опровержение.

9. Мнимые вопросы (риторические). Ответ на них не дается. У мнимых вопросов одна задача -стимулировать мысль слушателя.

10. К приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

11. Вопросно-ответный прием . Оратор вслух раздумывает над поставленной задачей. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные возражения и сам же их отвергает. Это очень эффективный прием: он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Все вышеперечисленные ораторские приемы и средства обычно не применяются одновременно , так как в этом случае их действие становится менее эффективным. Главная задача ораторских приемов и средств - сделать речь наглядной, внутренне напряженной и убедительной.

Многие из нас хотят обучиться ораторскому искусству, для того, чтобы лучше доносить свои мысли в кругу друзей и профессиональной сфере. Но никто не подозревает, что для изучения всех тонкостей необходимы годы. Помимо того, что вам следует усвоить теорию, такую, как приемы ораторского выступления, их и применение, необходимо ещё и научиться применять её на практике. Лишь спустя неопределённый срок вы научитесь правильно оперировать всем этим, и ваша техника речи улучшится в разы. Но сначала давайте изучим ораторские приемы, их виды и правила обучения.

Виды приемов ораторского выступления

Условно ораторские приемы можно разделить на несколько классов или, так называемых, «видов». Классификация позволяет составить более структурированный план изучения и последующей практики, чтобы вы могли шаг за шагом стремиться к совершенству владения речевыми оборотами и уловками. Так, существуют следующие приемы ораторского искусства:

  1. Тропы – это различные виды сравнений, позволяющие избавить вашу речь от ненужных повторов и, в случае необходимости, выразить подходящий эмоциональный накал во время выступления. Если вы хотите в совершенстве изучить секреты ораторского искусства, то начать стоит с эпитетов, метафор и аллегорий, которые позволят вам хорошо овладеть как публицистикой, так и академической речью. К тому же, зачастую, когда необходимо объяснить сложную терминологию или технологию, на помощь всегда придут аллегории.
  2. Повторы – противоположность выше обозначенного вида ораторских уловок, позволяющие сконцентрировать внимание публики на конкретном факте или моменте выступления. Как и с тропами, их необходимо уметь использовать, не перенасыщая свою речь, чтобы сохранять баланс. Применяемые разновидности повторов и троп напрямую зависят от того вида речи, который вы решили использовать в конкретном случае. Так, при , лучше применять дословное повторение основных пунктов зачитываемого плана, чтобы сказанное лучше закрепилось в голове слушателей.
  3. Фокусировка является одним из методов подстройки материала под аудиторию. Необходимо понимать, перед кем вы выступаете, и что для этой аудитории будет являться основным в ваших словах. Один из элементов данного вида – фрейминг, что в переводе с английского – «Разбиение на части», остается важным элементом нейролингвистических техник программирования людей. Это умение преподнести идею людям так, чтобы они подумали, что это их собственная задумка. Фрейм – это своего рода контекст, в котором вы преподносите то или иное высказывание. Подобно выставлению запятых в предложениях, он может в значительной степени изменить основной смысл вашей речи. На эту тему лучше всего прочитать книгу «Фокусы языка» от Роберта Дилтса, в которой он описывает, как можно преподносить одну и ту же мысль, а также, каким образом изменить угол восприятия людей на подходящий оратору. Выделяют 14 основных приемов фрейминга, упрощающих преподнесение материала.
  4. Софизм является ложным высказыванием, преподносящимся под видом аксиомы. Его часто используют в философских дебатах и церковных речах, дабы запутать оппонента. Суть заключается в том, что вы сознательно хотите ввести слушателя в заблуждение, чтобы затем показать оттуда выход, сконцентрировав его внимание на той или иной проблеме. Софизмы можно разделить на логические и терминологические, одним из известных является слово «Буквально», которое часто используют в неправильной трактовке. Софизмы делятся на открытые и скрытные, к последним прибегают в крайнем случае. Цель их также диаметрально противоположна, ведь в первом случае вы стараетесь завоевать доверие аудитории, показав свою открытость и хорошую логику. Во втором же оратор старается сознательно ввести слушателей в заблуждение, дабы преподнести ту или иную мысль под нужным углом. Будучи уличенным в скрытом софизме, вы рискуете потерять внимание и доверие публики, что приведет к плачевному исходу, поэтому стоит быть крайне осторожным с этим инструментом.
  5. Другие приемы, к которым относятся различные методики приукрашивания речи и выражения своих мыслей. К ним относится аллегория, которая также применяется в тропах, но зачастую не причисляется к данному виду ораторских приемов. Этот вид изучается после того, как вы освоите все остальные, и является ювелирным инструментом, позволяющим доточить вашу технику, избавив речь от возможных недугов или, наоборот, приукрасив уже сформированное ораторское искусство.

В каждом виде от 4 до 15 различных приемов, и рассказ о каждом займет много времени. Давайте выделим основные приемы ораторского выступления и их содержание, с которых стоит начинать знакомство с , и которые необходимы каждому человеку, выступающему перед публикой или желающему улучшить свою речь.

Среди троп стоит выделить два основных инструмента, которыми пользуются чаще всего:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  • Сравнение является базовым приемом, позволяющим вам избавиться от ненужных повторов или лучше донести свою мысль. Чаще всего применяется в риторике и обладает высокой убеждающей силой, которая стимулирует у слушателей ассоциативное или образное мышление, в зависимости от того, как вы используете инструмент. Первый вариант лучше подойдет для мужской аудитории, а второй – для женской, из-за особенностей психологии. Также сравнение выгодно использовать для того, чтобы слушатель запомнил числовую информацию, которая первой улетучивается из памяти после лекций или тренингов.
  • Метафора – не следует путать с аллегорией, ведь в метафоре больше именно от сравнения с небольшим творческим оттенком. Особенность в том, что все образы не создаются искусственно, а являются частью увиденного или услышанного оратором.

Среди остальных видов приемов вам следует изучить и попрактиковаться в:

  1. Аллегориях или наглядном воплощении идей и мыслей.
  2. Хиазме или аналогии пассивного и активного времени в английском языке. Это крестообразное изменение последовательности слов для гиперболизации посыла.
  3. Призывах – это также крайне важный элемент любой мотивации и известный прием ораторской речи.
  4. Варьируемых повторах. Являются смесью дословного и синонимичного повторов.
  5. Фреймах. Крайне важно попрактиковаться преподносить свою мысль так, чтобы слушатель понял её с правильной точки зрения.


Правила обучения приемам

Ораторские приемы проще всего освоить, руководствуясь тремя основными правилами:

  • Изучи ораторский прием.
  • Опробуй речевой инструмент.
  • Примени речевой инструмент.

Таким образом, ваше выступление должно на 60 процентов состоять из практики, дабы в ответственный момент вы могли быть уверены в том, что сможете выступить без запинок и правильно использовать все приемы построения ораторской речи.

Секреты и техники опытных ораторов

У многих в голове закрепился образ, что опытные ораторы обладают какими-то сокровенными знаниями, недоступными простым смертным. На самом деле никаких секретов нет, они используют известные приемы ораторского выступления, оговоренные выше, просто умеют правильно их варьировать и выстраивать структуру своего выступления в соответствии с его целью.

Введение


В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека - умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим, где используются публичные речи - поэтому рассмотрение данной темы актуально.

Человек, свободно владеющий речью на публику, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Цель данной работы рассмотреть понятие публичной речи. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

дать определение понятию «публичная речь». Раскрыть виды публичного красноречия;

рассмотреть риторические приемы и принципы построения публичной речи.

Начало европейской риторики обычно связывают с античной цивилизацией. Ее хронологические рамки: V в. до н.э. - V в. н.э.

В истории европейской риторики выделяют несколько этапов: древнегреческая риторика, древнеримская риторика, средневековая риторика, новые европейские риторики (XVI-XIX вв.).

Колыбелью риторики является Древняя Греция. Именно там 2,5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука.

В данной работе я использовала учебные пособия Александрова Д.Н., Введенской Л.А., Львова М.Р., Порубова, Н.И. и др.

При рассмотрении понятие публичной речи и виды публичного красноречия я опиралась на книгу М.Р. Львова «Риторика». При рассмотрении риторических приемов публичной речи я опиралась на учебники Д.Н. Введенской, Порубова, Н.И., Александрова Д.Н. При рассмотрении основных принципов построения ораторской речи я опиралась на учебные пособия Кузнецова И.Н., Михайличенко Н.А.

Публичное выступление - это особого рода искусство. Публичная речь отличается от разговорной. Ее отличительными чертами являются прежде всего доступность изложения и выразительность. Публичная речь - характеризуется как речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Понятие публичной речи. Виды публичного красноречия


Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».

Публичная речь - монолог по форме, а по существу - диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение - лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец и начало высказывания.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен.

Другая отличительная особенность - это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

В письменной речи, конечно, тоже чувствуется общая интонация сообщения, выраженная в порядке слов, выборе синтаксических конструкций, в оформлении их определенными знаками препинания. Однако те интонационные нюансы, которые присущи устной речи, в письменной не могут быть выражены, и о них можно только догадываться. Кроме того, устная речь более свободна синтаксически, менее отягощена союзами и чаще использует вместо них бессоюзную, интонационную связь слов, предложений и частей текста.

Паузы размещаются в устной речи более свободно, чем при чтении вслух, ставятся не по знакам препинания. Почему это происходит? Потому, что в устной речи отражается то членение, которое сопровождает процесс мысли у автора».

Устная речь, вооруженная современными техническими средствами, решительно наступает на письменную, приобретая ее отличительные особенности - способность фиксироваться, сохраняться и воспроизводиться, и получая перед нею важные преимущества: моментальность передачи информации и гораздо более широкий диапазон действия. Люди часто стали говорить там, где раньше только писали, и главным образом от этого устная речь постоянно изменяется качественно, во многом приближаясь к книжной, происходит размывание ранее четко обозначенных границ между устной и письменной формами речи.

Виды публичного красноречия

Еще со времен античности различают 5 родов публичного красноречия, или ораторского искусства: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и церковно-богословское. Все эти роды публичной речи являются подготовленным устным монологом.

Социально-политическое красноречие - род ораторского искусства включает в себя следующие виды: а) доклад на социально-политические и политико-экономические темы, б) отчетный доклад на собрании (конференции, съезде), в) политическая речь, г) дипломатическая речь, д) политическое обозрение, е) военно-патриотическая речь, ж) митинговая речь, з) агитаторская речь.

Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе. Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии. Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты. Политическое обозрение содержит в себе краткую характеристику международных и внутригосударственных политических событий. Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войн. Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью. Агитаторская речь близка к митинговой, но отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь.

Академическое красноречие - род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды: а) лекция вузовская, б) научный доклад, в) научный обзор, г) научное сообщение пли информация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно. Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Научный обзор - это краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

Судебное красноречие сейчас в значительной мере утратило свое общественное значение. Заметим, что прокурорская и адвокатская речи разделяются жанрово-стилистически: прокурорская речь исполнена пафоса обличения, осуждения. Речь же адвоката всегда была больше рассчитана на эмоции слушателей.

В истории русской общественной мысли определенную роль сыграли церковные проповеди и соборные речи, которые входят в род богословского красноречия.

В общественной жизни мы часто используем различные виды социально-бытового красноречия, к которым относятся юбилейная речь, поминальная речь и застольные речи, или тосты. К сожалению, искусство социально-бытового красноречия у нас в значительной мере утеряно, однако русское ораторское искусство накопило за свою историю немало высоких его образцов. Конечно, такие речи должны заранее готовиться, но произноситься как экспромт.

2. Риторические приемы и принципы построения публичной речи


.1 Риторические приемы публичной речи


При любом публичном выступлении главное - это передача основных идей и содержания доклада.

Проблемы, которые освещает оратор, должны быть актуальными, увлекательными и понятными для аудитории. Если по окончании речи говорящему начинают задавать вопросы, можно считать выступление удачным, поскольку оратору удалось вызвать интерес к данной теме, сделать из слушателей собеседников. Выразительность публичной речи является важным моментом выступления. Речь должна быть четкой, яркой и экспрессивной, грамотной, что должно привлечь внимание публики, призвать не только к осознанию, но и к чувствам, эмоциям аудитории.

Умелое использование различных стилистических и художественных приемов делает речь образной и эмоциональной.

Например, многозначность слова используется как стилистическое средство для усиления образности речи, позволяющее представить явления более наглядно. Тропы, пословицы, поговорки, фразеологизмы не только украшают выступление, но и придают ему глубокий смысл.

Тропы - это слова, которые в переносном значении сохраняют выразительность и образность. Можно использовать крылатые выражения в качестве эпитета к работе. Однако не стоит забывать об уместности данных приемов. Следует обращать внимание на стиль повествования. Использование метафор, гипербол или сравнений в научном докладе будет неуместным. Употребление крылатых выражений, иноязычных слов, технических терминов в аудитории, которая заведомо не сможет их понять, может испортить любое хорошо подготовленное и отрепетированное выступление.

Речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. е. соответствовать нормам русского литературного языка. Ошибки в речи оратора вызывают недоверие, подрывают авторитет. Люди, выступающие публично, должны стремиться к тому, чтобы быть хорошим оратором.

Оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, и техника речи.

Естественность поведения оратора - это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это естественные жесты, естественные позы.

Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего.

Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека- техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи - это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

Дикция (от лат. dictio- "произнесение")- это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus- "время")- это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи- 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2-2,5 минуты.)

Интонация (от лат. intonare- "громко произносить")- важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко"- "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

Итак, владение техникой речи - важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки.


2.2 Основные принципы построения ораторской речи


Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

Виды вступления

Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.

Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно

Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение

Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.

Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.

Виды доказательства

Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи

Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.

Эмоциональное. Требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.

Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

По классической схеме ораторского искусства:

Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

Кратко повторяет основные мысли своей речи.

Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко (возможно использовать шутку цитату афоризм) излагает главную идею выступления.

Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.

Логические правила построения речи. Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко. Вот несколько практических советов, которыми следует руководствоваться во время выступления:

Быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не закончен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение.

Не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры.

В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы.

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль, о каком либо предмете, событии должна иметь определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Закон исключённого третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое - необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем - его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое - ложным.

Закон достаточного основания. Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

Заключение

публичный речь красноречие дикция

В данной работе я рассмотрела понятие публичной речи - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего, к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника. Виды публичного красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и церковно-богословское.

Так же рассмотрели риторические приемы и принципы построения публичной речи - речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. е. соответствовать нормам русского литературного языка. Оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения и техника речи.

Классическая структура построения публичной речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

Речи публичного выступления могут быть: написаны полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

Литература


1.Александров Д.Н. Риторика.[Текст]: учебное пособие / Д.Н. Александров- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 534 с.

2.Бахмутова Е.А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / Е.А. Бахмутова - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964. - 118 с.

.Введенская Л.А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / Л.А. Введенская - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с.

.Копнина Г.А. О классификации риторических приемов (к постановке проблемы) [Текст] / Г. А. Копнина. // Филологические науки. - 2004. - № 2. - С. 88-95.

.Кохтев Н.Н. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Кохтев - М.: Просвещение, 1994. - 207 с.

.Кузнецов И.Н. Риторика [Текст]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов - Минск: Амалфея, 2000. - 464 с.

.Львов М.Р. Риторика [Текст]: учебное пособие / М.Р. Львов - М.: Академия, 1995. - 252 с.

.Михайличенко Н.А. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н.А. Михайличенко - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

.Петров О.В. Риторика [Текст]: учебное пособие / О.В. Петров - М.: Проспект, 2004. - 423 с.

10.Порубов Н.И. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н.И. Порубов - Минск: Вышэйная школа, 2001. - 384 с.

Приложение


Критерии оценки речи оратора


Составляющие техники речиКритерии оценки речи оратораположительныеотрицательные123Дикциячеткое произнесение звуков и словневнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слоговТемп1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступленияИнтонациямелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузымелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузыГолос1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос (крикливый, хриплый).

Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории. Таких приемов существует довольно много, однако далеко не все из них используются в публичных выступлениях часто и активно.

Еще Цицерон говорил, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей. Для этого нужны, в том числе, образы, нужны картины: пусть оратор своей речью сделает дело очевидным, представит его образно.

Великий английский адвокат 19 века Р.Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению».

Эстетическое наслаждение Шопенгауэр рассматривает как состояние чистого созерцания и безвольного познания вне времени и иных отношений. Эта мысль, как правило, смутно воспринимается. Однако за тем автор объясняет: «Тогда уже все равно, из-за тюремной решетки или из окон дворца смотреть на заходящее солнце». После пояснения определение автора становится ярким, понятным и запоминающимся.

Миль, сравнивая духовную неудовлетворённость и материализм, говорит, что лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей.

Ниже представлен список самых распространенных и эффективных риторических оборотов, умение пользоваться которыми будет крайне полезно каждому оратору.

Сравнение и метафора

Сравнение – это один из главнейших приемов ораторского искусства, используемый настолько часто, что многие даже не задумываются о нем как о какой-то особой фигуре речи. Этот прием позволяет представить абстрактное наглядно, что бывает особенно полезно, когда необходимо донести до слушателя числовую информацию. Например, если сообщить кому-то, что одна из самых крупных во Вселенной звезд VY Большого Псаимеет диаметр в два миллиарда километров, вряд ли обычный человек сможет представить, насколько это много. Совсем другое дело, если сравнить эту величину с чем-нибудь понятным и всем известным – например, горой Эверест. Так, если принять размер звезды за размер Эвереста, то Земля окажется не больше мячика для гольфа. И то, и другое может представить себе каждый.

Под сравнением также подразумевается и более простой прием уподобления одного предмета или явления другому по общему признаку с использованием сравнительных оборотов или союзов будто, словно, точно, как. Довольно близок к сравнению такой риторический оборот, как метафора, заключающийся в употреблении слов в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения. Метафоры широко используются в литературе. Пример: «Это не человек, а какие-то погребальные дроги (И.Бунин)»; «Любовь – пьянящее вино (Пушкин)».

Повтор – еще один распространенный ораторский прием, широко используемый в публичных выступлениях.

Часто бывает так, что слушатель даже ненадолго отвлекся, вспомнил о доме, о незаконченных делах, о девушке, о чем-то еще, и в этом момент может прозвучать важная, возможно даже одна из ключевых мыслей, без которой все остальные рассуждения оратора останутся не вполне понятными. Поэтому наиболее важные положения желательно так или иначе повторять. Мысли, повторенная дважды, намного лучше усваивается, даже если никто не отвлекался. Кроме того, повторение какой-либо мысли способствует ее закреплению в сознании слушателей, позволяет при правильном использовании сделать речь оратора более убедительной.

Повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными. Дословные повторы применяются относительно редко – в основном для цитирования и акцентирования внимания на какой-либо фразе. Чаще встречаются варьируемые повторы, когда сказанное ранее повторяется другими словами, а также расширенные – когда при повторении мысль развивается. Противоположность расширенного повтора – частичный повтор, или обобщение, позволяющий подытожить сказанное ранее.

Очень часто в результате использования не дословных повторов психологически кажется, что оратор смог в подтверждение своего тезиса привести несколько аргументов (хотя с логической точки зрения – аргумент был один:).

Риторический вопрос

Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который известен заранее или же дается самим спросившим. Использовать данный оборот следует только тогда, когда аудитория полностью разделяет мнение выступающего, иначе эффект будет лишь негативным.

Помимо риторического вопроса, также существует риторическое восклицание и риторическое обращение.

Существуют и так называемые цепляющие вопросы, когда оратор задает какой-нибудь вопрос аудитории или конкретному слушателю и затем ждет – ответят ему или нет. Здесь важно не давить на слушателей, не обижаться на то, что, по мнению оратора, слушатели какие-то не активные. Ответят на вопрос – хорошо. Не ответят – ничего страшного (к такому варианту развития событий оратор готов и не испытывает каких-либо недобрых чувств или эмоций к своим слушателям). В этом случае оратор сам на него спокойно, без тени смущения отвечает. Так завязывается общение со слушателями, которое намного лучше, чем простое озвучивание текста выступления.

Аллегория

Представляет собой выражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Например, в животном эпосе ягненок служит олицетворением кротости, муравей – трудолюбия, осел – упрямства и т.п. В риторике аллегория – это довольно сложный прием, требующий от оратора мастерства и хорошей подготовки.

Призыв – это весьма распространенный риторический прием, заключающийся в обращении к аудитории с воззванием к чему-либо. Призыв хорошо работает в том случае, если слушатели положительно относятся к личности оратора и его идеям, однако использовать такой прием слишком часто не рекомендуется.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook