Yamaha motor история производства скутеров. История концерна Yamaha. Некоторые товары Yamaha

Создателем всемирно известной компании Yamaha был господин Ямаха Торакусу . В 1887 году, будучи мастером по ремонту медицинского оборудования в городе Хамамацу, к нему обратились с просьбой починить фисгамонию (орган). Торакусу так увлекся работой с этим музыкальным инструментом, что решил в ручную изготовить каждую деталь и собрать собственную фисгармонию.

По прошествии 2-х месяцев он доставил орган в Токио для проверки в музыкальном институте. В институте признали, что корпус мел правильную форму, но нашли несколько недостатков в нестабильности настройки язычкового органа. Торакусу решил не отступать от намеченной цели и стал слушателем лекций в Институте музыкальных исследований.

Через месяц после учебы, будущий основатель фирмы Yamaha Organ Works , вернулся в родной город, где решил собрать вторую фисгармонию, которая в последствие удачно прошла проверку в Институте и была достойной заменой импортных аналогов.

В 1897 году Торакусу основал компанию Nippon Gakki , которая в том же году получила крупный заказ из Юго-Восточной Азии на сборку 80 органов. Первую половину 20-го столетия, компания успешно осваивала технику производства различных музыкальных инструментов.

В 1954 году был выпущен первый, экспериментальный мотоцикл «Aka-Tombo », который получил большой успех продаж. После того, как малокубатурный мотоцикл получил большой успех, было принято решение создать новое подразделение, которое будет заниматься разработкой транспортных средств. Во главе подразделения Yamaha Motor, созданного в 1955 году стал Геничи Каваками.
Позже, разработчиками компании был начат процесс создания первого подвесного мотора для лодок. И уже к 1960 году на японский рынок вышел первый серийный мотор для лодок под названием R-7. Годом позже компания выпустила свою первую модель скутера, которая оказалась низкокачественной и не произвела фурор у потребителей. После чего были выпущены новые модели мотороллеров уже более качественные и надежные.

  • В честь столетия компании Nippon Gakki Co ., она была переименована в Yamaha, в честь основателя фирмы.
  • В период второй мировой войны, завод выполнял военные заказы, подвергся реструктуризации и в послевоенные годы был конфискован у владельца. Правда к 1952-му году, Ямаха все-таки вернул себе фабрику и продолжил выпуск инструментов.
  • Логотип Yamaha представляет собой три камертона фиолетового цвета, заключенные в круг. Для разграничения, логотип Yamaha Motor выполнен симметричным шрифтом в красном цвете.
  • Компанией Yamaha были созданы первые в мире хоккейные клюшки из титана.
  • В Японии является обязательным получение музыкального образования для детей. Первые музыкальные школы Yamaha были открыты 1954 году. По прошествии 10 лет, подобные школы открылись и в США.
  • Модель фортепиано из серии Silent вышла в свет в 1973 году, которая позволяла прослушивать исполнение в наушниках, отключая звук.
  • Первый снегоуборочник YT 665 был выпущен в 1978 году и производится до сих пор.
  • 1983 год ознаменовался выпуском первых персональных компьютеров Ямаха КУВТ.
  • Известнейшая модель мотоцикла YZF-R1 была выпущена в 1998 году и признана лучшей моделью десятилетия.

Корпорация “Yamaha” стала крупнейшим производителем мототехники в мире не сразу. Первые мотоциклы ямаха были простыми и недорогими. Это сегодня из цехов этого старейшего концерна выкатываются стремительные и проверенные стрит-файтеры, спортивно-туристические мотоциклы, круизеры, спортивные и кроссовые байки. На сегодняшний день по доле в мировом рынке и размахам производства концерн “Yamaha” сдает позиции своему единственному конкуренту, другому японскому производителю – фирме “Honda”.

В 1851 году родился учредитель корпорации, в честь которого она и названа, – Торакусу Ямаха. Заинтересовался механикой он с раннего детства, ему нравилось чинить, и оттого никто не удивился, когда он начал учиться в Нагасаки у мастера по ремонту часов. Позднее он занимался обслуживанием часов, хронометров и даже непростой медицинской техники. Один раз ему поручили починить орган, так Торакусу не растерялся, он основательно освоил и устройство прибора, и музыкальную теорию. Впоследствии Торакусу Ямаха окончательно убедился в правильности своего выбора дальнейшей профессии.

Фирма Ямахи “Nippon Gakki Co”

В 1887 году Т. Ямаха принимает важнейшее решение в своей жизни – открывает предприятие “Nippon Gakki Co”, в переводе на русский это значит “Японские музыкальные приборы”. Из названия следует, что основное направление корпорации – изготовление музыкальных инструментов высокого качества. Хотя сегодня “Ямаха” известна, как крупнейший производитель мотоциклов, ее логотип остался такой же – изображение 3 скрещенных камертонов. В 1987 году ровно через век со дня создания фирмы “Nippon Gakki Co” она была переименована в привычную слуху “Yamaha”.
В 1890 году “Ямаха” превращается в гигантскую мировую корпорацию, выпускающую музыкальные приборы. В 1902 году предприятие начинает производить первые рояли.
В 1916 году основатель “Ямахи” скончался.
В 1955 году концерн во главе с руководителем Джениши Каваками, понимающим что Японии в послевоенное время необходимее доступные средства передвижения нежели музыкальные приборы, являет свету своего первого “железного коня” “YA-1”. Его прозвали “Красная стрекоза”, представляет он собой небольшой байк с одноцилиндровым 2-хтактным мотором объемом 125 кубов. Данная модель принесла колоссальное признание корпорации, поэтому решили открыть дочернюю компанию, производящую мототехнику, – “Yamaha Motor”.


В 1957 году предприятием сконструирован байк помощнее – “Yamaha – YD-1” с 2-хцилиндровым двигателем объемом 250 кубиков, очень напоминающий германский Adler, его улучшенную модель.


В 1958 году корпорация “Yamaha” начинает сотрудничество с дилером из Америки “Cooper Motors”, на рынок США поставляют байки “YD-1” и “MF-1”. Последний являет собой мотоцикл с одноцилиндровым 2-хтактным двигателем объемом 50 кубов.
В 1959 году на свет выходит “YDS-1”, усовершенствованная версия “YD-1”, ставшая на 2 десятилетия эталоном спортбайка с 2-хтактным 2-хцилиндровым мотором. От своих предшественников, имевших штампованную раму, мотоцикл “YDS-1” отличался наличием трубчатой двойной рамы.
В 1960 году концерн “Ямаха” реализует свою мототехнику на рынке Америки, отказавшись от посреднических услуг.
В 1964 году в первый раз на ямахе одержана победа на чемпионате мира в классе 250 кубиков гонщиком Филом Ридом.
В 1966 году большим спросом у американцев начинает пользоваться “Yamaha YDS-3”, первый из дорожных байков концерна.


В 1967 году предприятие изготавливает байк для гонок “Yamaha TD1C 250”, вытеснивший из соревнований “Grand Prix” на некоторый период мототехнику с 4-хтактными двигателями.


В 1968 году корпорацией изготовлен байк “Yamaha DT-1 Enduro”, более легкий и доступный по сравнению со своими предшественниками.


1970 год памятен концерну тем, что произведен мотоцикл “Yamaha XS-1”, имеющий 4-тактный двигатель.


В 1973 году предприятие представляет спортбайк “Yamaha RD350”, имеющий 2-хцилиндровый 35-сильный двигатель, охлаждаемый воздухом.


В 1975 году корпорация впервые производит кроссовый байк с 1 амортизатором сзади. В первый раз на ямахе в классе 500 кубов выигрывает чемпионат мира мотогонщик Джакомо Агостини.
1976 год знаменит выпуском байка-легенды “Yamaha XT500”, на нем несколько раз выиграют ралли “Париж-Дакар”.


В 1977 году основана “Yamaha Motor Corporation” – дочерняя организация в США, её главной целью является продвижение мототехники “Ямахи” у американцев.
В 1978 году концерн попытался создать мотоцикл для путешественников – “Yamaha XS650 Special”. Произведен байк “Yamaha XS1100” с карданной передачей и 4-хцилиндровым мотором.


В 1979 году мототранспорт “Ямаха” с 4-хтактным двигателем в первый раз оснащается созданной корпорацией системой контроля подачи топлива.
В 1981 году концерн произвел круизер “Yamaha Virago 750”, оборудованный 2-хцилиндровым двигателем V-образной схемы, охлаждаемым воздухом.


В 1984 году впервые был разработан пятиклапанный одноцилиндровый двигатель, его поставили на “Yamaha FZ750”. Произведен также мотоцикл “Yamaha RZV500” с 2-хтактным 4-хцилиндровым V-образным мотором, охлаждаемым жидкостью, уступающий практически во всем другим моделям ввиду большой массы.


В 1985 году выпущен дрэгстер “V-Max 1200” с сверхмощным 145-сильным мотором, задающий новомодную тенденцию в мотомире.


В 1987 году концерном “Ямаха” создана выхлопная система EXUP, в которой имеется особенный клапан, позволяющий настраивать службу системы выхлопа и мощность двигателя. Этой системой оснащаются 4-хтактные моторы.
В 1989 году корпорация реализует мотоцикл “Yamaha FZR750R”, составивший солидную конкуренцию “джиксерам”.


1990 год – очередной триумф на ямахе на чемпионате мира в классе 500 кубиков, принесенный гонщиком Вэйном Рэйни.
В 1991 году на чемпионате “AMA Superbike Championship” пальма первенства оказалась в руках у Томаса Стивенса, гонявшим на ямахе. Концерн запускает в обращение спортивно-туристический мотоцикл “Yamaha FJ1200A” с установленной на него антиблокировочной тормозной системой.


В 1993 году разработан мотоцикл “Yamaha GTC1000”, его дизайн оказался полностью в руках у Джеймса Паркера. Основными отличительными чертами этой модели были управление передним колесом через рычажную систему и впрыск топлива, осуществляемый электронно. Но данные плюсы никто не оценил, да и цена такого ямаха мото была далеко не доступной.
В 1996 году “Ямаха” производит первый байк линейки Star, в дальнейшем они производились для американцев. Концерн создает мотоцикл “Yamaha Royal Star” с V-образным 4-хцилиндровым 1300-кубовым мотором.


1998 год – одновременно разработаны 2 модели, совершившие реальный переворот: кросс-байк “Yamaha YZ400F”, который закрыл дорогу конкурентам с 2-хтактными двигателями, и “Yamaha YZF-R1” – один из ярчайших спортивных байков корпорации.


В 1999 году запускают в обращение гоночный байк “Yamaha YZF-R6”.


Yamaha YZF-R6

В 2002 году корпорация производит модифицированный байк “Yamaha YZF-R1” с электронной системой впрыска топлива.


2004-2005 годы – очередные первые места на мото ямахи, занимаемые Валентино Росси на чемпионате мира MotoGP.
В 2006 году байк “Yamaha YZF-R6” оснащается созданной концерном системой контроля работы мотора YCC-T.
В 2007 году на лидера спортбайков корпорации – “Yamaha YZF-R1” вместе с проскальзывающим сцеплением ставится также система YCC-T. На версии этого байка для гонок Нори Хага занимает 2-ю позицию на чемпионате WSBK.


В 2009 году радикальные изменения произошли в круизере “V-Maх”: он оснащен 1700-кубовым V-образным 4-хцилиндровым двигателем, выдающим 200 лошадиных сил.


Yamaha V-MAX 1700

В 2011 году корпорация “Ямаха” впервые производит “Super Tenere” – байк типа “туристический эндуро”, представляющий серьезную опасность в плане конкурентоспособности прославленному “BMW GS1200R”.


В 2013 году концерн стремительно набирает обороты, радуя новыми байками, такими как “Star Bolt” и “MT-09”.


Мотоциклы Ямаха и в настоящее время пользуются популярностью среди именитых мотогонщиков и любителей.

Видео история Ямаха


История

Главный офис

Yamaha - одна из старейших корпораций в мире, основанная в 1897 году предпринимателем Торакусу Ямаха. История работы Торакусу Ямаха с музыкальными инструментами началась с 1887 году , когда некий мужчина попросил его, мастера по ремонту медицинских инструментов, проживающего в то время в г. Хамамацу , префектура Сидзуока , починить язычковый орган (фисгармонию). Работа с этим инструментом так захватила его, что после завершения ремонта он принял решение создать собственный образец фисгармонии. Основываясь на знаниях о строении этого музыкального инструмента, полученных в процессе ремонта, он начал вручную изготавливать каждую деталь. Спустя два месяца, он собственными силами доставил готовый орган на проверку в Институт музыкальных исследований в Токио (в настоящее время - Токийский национальный университет изобразительных искусств и музыки). Специалисты института признали, что инструмент имеет правильную форму корпуса, однако выявили ряд недостатков, в том числе нестабильность настройки. Не поддавшись разочарованию, Торакусу Ямаха решил остаться в Токио и добиться своей цели, занявшись изучением музыкальной теории и методов настройки, став особым слушателем в Институте музыкальных исследований. Через месяц напряженной учебы Торакусу Ямаха вернулся в Хамаматсу, где начал трудиться с раннего утра до позднего вечера, изготавливая свой второй язычковый орган. После повторной проверки его инструмент был признан «достойным заменить импортные аналоги».

Торакусу Ямаха

Изменения в логотипе Yamaha

В 1889 г. Торакусу Ямаха основал фирму Yamaha Organ Works, а спустя восемь лет, в 1897 г. создал компанию Nippon Gakki Co., Ltd, символом которой стали камертоны, а товарным знаком - фигура китайского феникса с камертоном в клюве.

Современный логотип Yamaha представляет собой написанное латиницей имя основателя Yamaha в сочетании с камертонами. Три камертона символизируют прочную связь между технологией, производством и продажами - тремя основополагающими элементами Yamaha Corporation. Сейчас у Yamaha motors и Yamaha, отличие логотипов состоит в расположении камертонов,которые пересекают круг (Yamaha Motors) и заключенных в круг (YAMAHA)

За период своего более чем векового существования, компания Yamaha прошла большой путь развития и стала одним из флагманов мировых производителей музыкального оборудования.

В 1897 году компания Nippon Gakki Co., Ltd получила свой первый заказ на экспорт 78 органов в Юго-Восточную Азию, а в 1900 году выпустила первую партию фортепиано. В 1902 году началось производство первых роялей Yamaha, а в 1904 году орган и пианино производства компании Yamaha получили гран-при на Всемирной выставке в американском городе Сент-Луис .

В 1903 г. используя свой опыт в деревообработке, компания приступила к изготовлению мебели.

В 1914 г. Yamaha начинает выпуск первых губных гармоник и позднее в этом же году начинает продавать их на экспорт.

В 1921 г. японское правительство принимает решение задействовать колоссальный опыт компании Yamaha в деревообработке для создания авиационных пропеллеров. Спустя 10 лет компания перепрофилировала производство на выпуск металлических пропеллеров. Впоследствии, технологии металлообработки были востребованы для отливки рам для роялей и пианино, а в дальнейшем, при производстве духовых инструментов.

В 1922 г. Yamaha начинает выпуск высококачественных фонографов ручной работы.

В 1930 г. основана первая лаборатория анализа акустики.

В 1932 г. начинает производство духовых органов.

В 1941 г. компания Yamaha начинает производство акустических гитар.

В 1954 году появляется система музыкального образования Yamaha Music School. В этом же году начат выпуск первых аудио-систем класса Hi-Fi. Благодаря накопленному опыту в области металлургических технологий было запущено производство первого мотоцикла Yamaha YA-1. За год было произведено 125 мотоциклов. Вследствие успешных продаж, в 1955 году было принято решение основать компанию Yamaha Motor Co., Ltd .

Genichi Kawakami, президент Yamaha с 1950 г. по 1977 г. и с 1980 г. по 1983 г.

В 1956 г. - Первое участие в выставке музыкальных инструментов в Чикаго.

В 1958 г. компания открывает свой первый филиал за рубежом, Yamaha de Mexico S.A., а в 1960 году в США.

В 1959 г. был основан бизнес по производству товаров для стрельбы из лука, который был закрыт в 2002 г. Продукция Yamaha помогла шести лучникам завоевать золотые медали на пяти олимпиадах.

В 1959 г. открываются Технические Лаборатории Yamaha. Yamaha начинает разработку технологии аналогового моделирования и создаёт электроорган D-1 Electone. Благодаря исследованиям в области металлов компании удалось создать линию стекловолоконного оборудования. С 1961 года Yamaha вкладывает свой капитал в производство и продажу сплавов.

Вслед за успешным выпуском экипировки для стрельбы из лука, в 1961 году компания открывает производство лыж из волоконно-армированного полимера и начинает их продажи. В 1992 Финн Кристиан Джагг (Норвегия) выигрывает золотую медаль на Зимней олимпиаде в Альбертвилле на лыжах PROTO-SL производства Yamaha.

В 1962 г. открывается подразделение Yamaha Recreation Co., Ltd, которым были основаны уникальные курортные комплексы для музыкального и спортивного досуга: Nemu-no-Sato в 1967, Tsumagoi в 1974, Katsuragi в 1976, Haimurbushi в 1979 и Toba в 1964.

В 1965 г. компания Yamaha начала выпуск труб на заводах Kakegawa и Iwata. В 1970 году было произведено объединение с производителем духовых инструментов Nippon Wind Instruments (в настоящий момент Saitama Factory). В 1977 г. и 1978 г. Yamaha открывает мастерскую духовых инструментов в Токио и Гамбурге.

Также в 1965 г. произошло открытие первой музыкальной школы Yamaha за рубежом - в Лос-Анджелесе .

В 1966 происходит расширение деятельности компании в Европе, открывается Yamaha Europa G.m.b.H. в ФРГ. При сотрудничестве с министерством образования Японии, создаётся фонд Yamaha Foundation, с целью повышения квалификации учителей музыки и продвижения музыкального образования. Музыкальные школы Yamaha открываются в Мексике, Канаде и Таиланде.

Барабанная установка Yamaha серии PHX

Открывается первая линия по производству электрогитар и барабанов. Yamaha патентует технологию производства барабанов Air-seal System. Кульминацией данной технологии является концепция Phoenix (PHX).

В 1967 году компания впервые демонстрирует концертный рояль серии CF. В 1968 Святослав Рихтер играет на концертном рояле серии CF во время гастролей по Италии. А в 1983 г. Yamaha CF становится официальным инструментом Международного Конкурса Мастеров имени Артура Рубинштейна.

Святослав Рихтер играет на рояле серии CF на музыкальном Фестивале в Ментоне в 1968 г.

Yamaha NS 1000M

В 1968 г. - Корпорация Yamaha (в то время Nippon Gakki Co., Ltd) начинает выпуск акций.

В 1971 г. Yamaha запускает производство полупроводников.

В 1973 г., в области спортивного оборудования начат выпуск теннисных ракеток. Начато полномасштабное производство и продажа предметов мебели.

С 1974 г. по 2007 г. действовало производство музыкальных инструментов в США.

1974 г. - начало производства громкоговорителей NS 1000M (серия NS выпускается с 1967 г.) с бериллиевой диафрагмой, а также первого синтезатора CSY-1 и первого аналогового микшера PM-1000.

1976 г. - Yamaha начинает производство электронных пианино.

В 1980 г. - Yamaha организует учебный центр Piano Technical Academy (Техническая Академия Фортепиано). Начат выпуск портативных клавишных инструментов PortaSound.

Техническая Академия Фортепиано

1982 г. - Yamaha разрабатывает линию углеродно-композиционных материалов для гольфа. Компания представляет первый проигрыватель компакт-дисков CD-1. В продажу поступает первое пианино Дисклавир (Disklavier).

Дисклавир Yamaha

Дисклавир - музыкальный клавишный инструмент, изобретение компании Yamaha, по внешнему виду похожий на рояль или пианино, который имеет встроенную электронную систему воспроизведения живой музыки. Для получения мелодии в Дисклавире используются молоточки, которые в свою очередь стучат по струнам. Также Дисклавир обладает функцией воспроизведения мелодии записанной на диск, при этом клавиши инструмента сами нажимаются в соответствии с нотой, которая звучит.

1983 - на рынках появляется электронное пианино Клавинова. Подразделение Yamaha LSI (Large Scale Integration) начинает производство больших интегральных схем . Это подразделение занимается производством схем для FM-синтеза, графических контроллеров, с 1999 г. электронных чипов тон-генераторов для мобильных телефонов, с 2002 г. микросхем для цифровых усилителей, с 2005 г. чипов для GPS-навигации.

На данный момент, в отличие от многих европейских и японских компаний, вынужденных продать свои полупроводниковые подразделения китайским собственникам, Yamaha продолжает выпускать микросхемы, в том числе и LSI (Large-Scale Integration) на собственных мощностях. Это приносит не слишком большой доход (ок. 5 %), но позволяет при разработке AV-компонентов ориентироваться на собственную элементную базу.

Синтезатор Yamaha DX7

В 1983 г. был выпущен цифровой синтезатор Yamaha DX7 , который был очень популярен в 80-е годы и стал одной из наиболее продаваемых моделей за всю историю существования синтезаторов.

В 1983 г. компания Yamaha обратилась к технологиям цифровой обработки информации и предложила серию персональных компьютеров MSX.

Компьютеры Yamaha стандарта MSX , Yamaha YIS503IIR, YIS503IIIR и YIS805, применялись на первом этапе информатизации образования в некоторых учебных заведениях СССР и эксплуатировались с середины 1980-х по начало 1990-х годов. Компьютеры, используемые в составе комплексов, представляли собой серийные модели, специально адаптированные для поставок в СССР. Они имели русифицированную клавиатуру и программное обеспечение, а также логотипы КУВТ и КУВТ2 (цифра обозначала версию стандарта MSX).

Компьютер Yamaha CX5, имеющий встроенный модуль синтезатора SFG-01 (с возможностью подключения SFG-05) и предназначенный специально для создания музыки, использовался некоторыми отечественными музыкантами, работавшими в жанре электронной музыки с середины по конец 1980-х годов.

1984 г. - разработана собственная технология производства первых промышленных роботов.

1986 г. - Yamaha начинает продажи первых цифровых процессоров звукового поля DSP-1.

В 1986 г. было запущено направление SRS (Sound Room System).

Soundproof Room

Soundproof Rooms (Avitecs) представляет собой звуконепроницаемую камеру, позволяющую создать оптимальную акустическую среду для занятий на акустических инструментов или просмотра фильмов через создание трехуровневой звукоизоляции.

В 1987 г., к столетию основания, название компании официально изменено - компания переименована в «Yamaha Corporation» .

Центр Yamaha Artist Services на пересечении 5-й авеню и 54-й улицы в Нью Йорке

В 1987 году в нескольких столицах мира открываются центры по работе с артистами, en:Yamaha Artist Services, Inc. На данный момент действуют центры в Москве, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Пекине, Сеуле, Токио, Какегаве, Тайбэе (Тайпее).

В 1987 г. в Японии были созданы школы для обучения английскому языку, действующие до настоящего времени.

В 1988 году Yamaha приобрела фирму Sequential Circuits, а на протяжении 1989-1993 годов владела контрольным пакетом (51 %) акций Korg , конкурента на рынке музыкальных инструментов и оборудования для создания музыки.

1989 - Музей Современного Искусства в Нью-Йорке приобретает Wind MIDI Controller WX7 для своей коллекции. Корпорация представляет первый в мире привод для записи компакт-дисков CDR.

В 1990 г. было запущено производство музыкальных инструментов в Китайской Народной Республике .

В 1991 году Музей Современного Искусства в Нью-Йорке пополняет свою коллекцию сабвуфером Active Servo Processing Speaker YST-SD 90.

В 1992 г. было запущено производство AV-техники в Малайзии и Индонезии.

В 1993 г. Yamaha создает первые в мире титановые клюшки для гольфа.

Скрипка серии Silent

В 1993 году состоялся дебют фортепиано серии Silent , а в 1994 г. Yamaha представляет на рынке рояли данной серии.

Семейство технологий Yamaha Silent позволяет играть на гитарах, скрипках, виолончелях, фортепиано, духовых инструментах в беззвучном режиме, при котором звук выводится на внешний аудио-выход инструмента.

В 1995 начинается производство ударных установок серии Silent.

В 1996 Yamaha выпускает барабаны DTX Silent Session.

В 1997 Yamaha представляет на рынке скрипку серии Silent.

В 1998 начинается выпуск виолончелей серии Silent.

В 2002 - Yamaha представляет альт серии Silent

Микшерный пульт Yamaha PM1D V2

В 1994 г. компания Yamaha начинает производство цифровых микшеров. Первой моделью был микшер Pro-mix 01, а в 2001 г. вышел всемирно-известный пульт PM1D.

В 2008 году корпорация Yamaha покупает NEXO S.A.

В 2008 году начато производство синтезатора TENORI-ON.

Тэнори-он - электронный музыкальный инструмент , созданный японским художником Toshio Iwai и Yu Nishibori из подразделения музыкального и пользовательского интерфейса Yamaha-центра развития звуковых технологий (Yamaha Center for Advanced Sound Technology). Инструмент состоит из экрана, помещающегося в ладонях, с сеткой из 16x16 светодиодных переключателей, каждый из которых может быть активирован различными способами для создания музыкального развивающегося звукового рисунка.

В 2010 году компания Yamaha продемонстрировала инновационную разработку - TLF-speaker

TLF (thin, light, flexible - тонкий, легкий, гибкий) speaker - последняя разработка компании Yamaha, впервые продемонстрированная за пределами Японии на выставке ProLight&Sound в г. Франкфурт-на-Майне . TFL-speaker имеет форму плаката и излучает узконаправленную звуковую волну. Физические характеристики: толщина ок. 1 мм, вес 400 грамм на квадратный метр. Гибкий, может быть подвершен, либо свёрнут. На наружном слое ткани может быть напечатано любое изображение.

Некоторые товары Yamaha

Артисты Yamaha

С компанией Yamaha сотрудничают многие международные артисты, в том числе:

  • Дэйв Коз
  • Трой Сандерс

Связанные компании

  • Fuji Sound
  • Sequential Circuits
  • Steinberg

Примечания

Ссылки


Торакусу Ямаха создал компанию., Ltd. в 1897. Компания специализировалась на производстве музыкальных инструментов, поэтому у Ямахи такая эмблема - три скрещенных камертона.


Мото история началась с 1952 году, когда руководство компании решило заняться производством мотоциклом, потому что музыкальные инструменты не пользовались большим спросом, и в то время Япония нуждалась в дешевом транспорте.
1 июня 1955 году мир увидел мотоцикл YA-1 с объемом двигателя 125 см3.


Тогда же и было создано отделение компании Nippon Gakki Co. - Yamaha Motor Co., Ltd. Ямаха приняли участие в гонках и умудрились одержать победу над непобедимой Хондой. В том же году на Yamaha YC-1 гонщики ямаха одерживают еще ряд побед.


Так Yamaha стала популярной и известной во всей Японии.
В 1957 году был выпущен мотоцикл модели УD1 созданный с нуля. Но, как и все новое, у машины было много технических недостатков (например, ломался коленвал).


Гоночный вариант мотоцикла был не так уж плох и мотоцикл модели YD1-250S, позже переименованный в YDS1, принял участие в гонках и победил.


В октябре 1957-го года на вторых гонках по вулкану Асама, фирма выставила усовершенствованную модель серии YD. Гоночные машины, получившие названия YD/А и YD/B. Машины различались между собой конструкциями двигателя: модель А оснащалась двигателем с «квадратным» ходом поршня 54х54 мм, а В - короткоходным 56х50 мм. Yamaha выставила модернизированный YD/В в гонках по пересеченной местности на острове Катарина в Америке. И был успех – 6-е место на престижнейших соревнованиях. Модель YD/В, впоследствии назвали «Катарина». В 1959-м году мотоцикл был модернизирован до спортивного и получил название 250S. Преобразив дизайн, Yamaha 250S стал мотоциклом с современным запоминающимся обликом, весьма совершенный в техническом плане, это был первый японский мотоцикл с тахометром и пятиступенчатой коробкой передач.


Вскоре появились мопед МF1 и скутер SС1. Машины были настолько неудачны, что компанию постиг кризис, но победы в гонках двигатель прогресса и Yamaha остались на плаву. Был создан мотоцикл на базе YDS1, класса 250 см3 - ТD1. Мотоцикл был представлен во всеяпонских гонках, где одержал победу. Yamaha решились на экспансию Европы и были правы. Мотоцикл TD1 одержал не одну блестящую победу в гонках Гран-при. С этого момента Yamaha стала всемирно известна. Для городских боев выпускалась модель TD1A, а вскоре TD1B с усиленным коленвалом, который имел свойство ломаться. Затем был выпущен TD1C c новым коленвалом. Мотоциклам серии TD1 не было равных во всез клубных гонках и во всеяпонских.
На мотошоу в Токио 1967 года был представлен мотоцикл двойного назначения Trail DT1 класса 250см3. Мотоцикл обладал огромным крутящим моментом и мог тянуть машину уже со старту. Кроссовая гоночная модель DT1 с форсированным двигателем до 30 л.с. имела название
УХ26. Мотоциклы серии DT были настолько хороши, что за ними появился целый модельный ряд мотоциклов: 125 см3 - АТ1, 90см3 - НТ1, 175 см3 - СТ1 и 350 см3 - RТ1.
В 1970 году, когда в мире господствовал тяжелый мотоцикл СВ750, Yamaha выпустили свой ответ - 650 ХS-1.


Это был первый мотоцикл для Ямаха с четырехтактным двигателем большого объема, поэтому тягаться с СВ750 не получилось, а вот кавасаки W1 пришлось потеснится. Из ряда XS1 были еще выпущены ХS1В и ХS650V, которые выпускались до 80-х годов.
В 1976 году был выпущен GХ750. Мотоцикл не обладал спортивным характером, но имел хорошую управляемость. Впервые был использован рулевой демпфер, усиленная жесткая подвеска отлично чествовала дорогу и мотоцикл с легкостью входил в повороты на большой скорости, для безопасности водителя были использованы однодисковый сзади и двухдисковый спереди.

В 1984 году был выпущен RZV500R – это был гражданский вариант спортивного мотоцикла. Он похож на спортивный мотоцикл не только с виду: V - образный четырехцилиндровый двухтактный двигатель отличался компактностью, и спокойным характером. Мотоцикл выпускался двух вариантов: мощность 64 л.с. для Японии и 88 л.с. на экспорт.

Сегодня Yamaha один из лидеров по производству качественных и мощных моторов для мотоциклов и водного транспорта. Начиная с музыкальных инструментов, сегодня Yamaha создаю не менее тонкие и чувственные «инструменты» - мотоциклы.



Знаменитая японская троица. Три бренда, завоевавших в 70-80-е годы весь мир. Из-за них терпели убытки Moog, Oberheim и Arp. Они получали самые передовые патенты и наводняли мир доступными и относительно недорогими синтезаторами.

Единомышленники или беспощадные конкуренты? Соперничество во имя прогресса или экономия ради увеличения объемов продаж?

Наверное, далеко не каждый клавишник знает про таких монстров синтезаторостроения как Sequential Cirquits, Buchla, Doepfer, Analogue Solutions. Многие также лишь краем уха слышали, или случайно натыкались на Waldorf, Quasimidi, Clavia. Для кого-то даже Kurzweil – неизведанные территории. Но практически каждый в самом начале задает себе вопрос – «Yamaha , Roland или Korg ?».

С одной стороны, это действительно оправданно. Каждая из этих трех компаний на любой момент времени имела и имеет в своем арсенале довольно богатый выбор для музыканта. Это и цифровые пианино , и инструменты с автоаккомпанементом (самоиграйки, или, иначе, интерактивные синтезаторы), синтезаторы аналогового моделирования и рабочие станции, и ромплеры, миди-клавиатуры и бесклавиатурные тон-генераторы. Любой крупный магазин предложит Вам широкий выбор – плати деньги и забирай.

Ну так и что же из этого лучше? Некоторые рвут рубаху на груди – «Только Ямаха!». Другие оппонируют – «Ямаха – это для любителей, а профессионалы выбирают Корг!». Третьи всех перекрикивают – «Мой друг делает все аранжировки на Роланде, и они звучат фирменно!».

Каждый из них – в чем-то прав, а в чем-то заблуждается. И проблема не в том, что кто-то из этой троицы лучше или хуже, а проблема всего лишь в недостаточной информированности ораторов.

В истории каждой из этих трех фирм есть великие прорывы. Синтезаторы-супербестселлеры, которые сделали счастливыми тысячи клавишников по всему миру. Технологические решения, принесшие миллионные прибыли владельцам компаний. Популярнейшие инструменты всех времен и народов.

Yamaha DX7 (1983), Roland D-50 (1987), Korg M1 (1988) – легенды, поднявшие своих создателей на гребень волны. Отодвинув на какое-то время всех остальных на второй план и заставляя конкурентов собрать всю волю в кулак, консолидировать все доступные ресурсы для того, чтобы выдать что-то еще более совершенное.

Разве можно сказать, что один из трех перечисленных инструментов – лучше других? Нет, ни в коем случае. Каждый из них давал что-то новое, расширял возможности, стимулировал музыкантов к творчеству, открывал невиданные горизонты.

Но надо отделить зерна от плевел и, наконец, разобраться, почему так непросто сделать выбор – Yamaha, Korg или Roland.

Yamaha

Одна из старейших мировых корпораций, Yamaha была основана японцем Торакусу Ямахой (Torakusu Yamaha) в 1897 году. Все началось с изготовления экземпляра фисгармонии (небольшой духовой орган с педальным нагнетанием воздуха), а выросло в огромный диверсифицированный бренд, пустивший свои инновационные щупальца в совершенно разные сферы – от производства спортивного инвентаря (ракеток, луков и так далее), авиационных пропеллеров, компьютеров, до мотоциклов, электроорагнов, роялей, синтезаторов, профессионального и бытового музыкального оборудования и многого другого. Компания Yamaha также значительно вовлечена в сферы образования и лабораторных исследований. Несмотря на все вышеперечисленное, музыкальные корни Ямахи подчеркиваются их логотипом, на котором изображены три перекрещивающихся камертона.

Но, поскольку нам больше интересны именно синтезаторы, не будем углубляться в другие сферы. Свой первый электронный инструмент Yamaha создает в 1959 году. Это был электроорган D-1 Electone , в основу которого легли лабораторные исследования Ямахи в области аналогового моделирования .

Далее, в течение почти 20 лет на этой стезе не было сделано особых прорывов. Основное внимание фирмы было направлено на производство акустических инструментов – гитар, барабанов, духовых. Кроме того, 1967 год был ознаменован тем, что сам Святослав Рихтер для гастролей по Италии выбирает рояль производства Yamaha. В скором времени ямаховские фортепиано выбиваются на лидирующие позиции в мире, и уверенно конкурируют с более старыми брендами.

А еще через некоторое время Ямаха представляет миру уникальный инструмент под названием Дисклавир (Disklavier, 1982). С виду как обычное фортепиано, Дисклавир обладал встроенной электронной системой, позволявшей воспроизводить мелодии, заранее записанные на диск, имитируя при этом их исполнение движением клавиатуры и всего молоточкового механизма. Дисклавир был не просто очередным интересным изобретением. К сожалению, он сослужил и не очень добрую службу. Но подробнее об этом чуть позже.

Вернемся к органам. Здесь Yamaha не прекращает выпуск новых моделей и до сих пор. С конца 50-х и до начала 80-х все органы были аналоговыми. Начиная с 1983 года, когда Ямаха купила права на эксклюзивное использование технологии FM-синтеза , которую разработал Джон Чоунинг, ложится в основу генерации сигнала органов Ямахи, начиная с серий FC, FE, FS, FX. В серии FX также впервые были использованы засемплированные волны, пока еще только для имитации перкуссии в секции органной драм-машины.

Ну а с 1987 года в сериях органов HS и HX ямаха уже вовсю эксплуатирует собственную разработку под названием AWM (Advanced Wave Memory), по сути представляюшую собой технологию на основе семплированного звука. Последней ласточкой среди аналоговых органов Ямахи стала модель Electone D-500 , выпущенная в 1983 году.

Конечно, этот инструмент был замечательным и очень мощным. Но нельзя сказать, что он принес фирме успех. Вознесение к синтезаторному олимпу было еще впереди, но к этому времени (середина 70-х), его очертания прорисовывались все яснее.

Первым реальным прорывом было создание одного из самых значительных синтезаторов всех времен и народов, могучего и безудержного Yamaha CS80 (1976). В уже упомянутой Вы сможете прочесть и о нем кое-какую техническую и общую информацию. Преувеличить значимость появления CS80 невозможно. До сих пор многие вполне оправданно считают его королем синтезаторов. С появлением этой модели Ямаху стали воспринимать как крайне серьезного конкурента на рынке электронных инструментов.

Однако главным свершением для корпорации Ямаха навсегда останется создание Yamaha DX7 – одного из самых распространенных в мире синтезаторов. Цифровой до мозга костей, он, фактически, похоронил будущее аналоговых синтезаторов. Но, говоря об этом синтезаторе, невозможно придумать ни одного отрицательного эпитета.

Как ни крути, прогресс остановить было невозможно, и цифровая эпоха заявляла о своих правах все громче. Изобретение Джона Чоунинга, вкупе с проницательностью и прозорливостью руководства Yamaha, создали уникальные условия для появления DX7.

Полифонический синтезатор, обладающий возможностью сохранения довольно большого числа пресетов , с широчайшей палитрой звуков от сольных и шумовых, и до тембров электропианино, мягких подкладов, имитации гитар, басов… Плюс ко всему – железная стабильность строя , небольшой вес и небольшая (относительно) цена. Да, дни аналоговых синтезаторов были сочтены. Было продано 160 тысяч экземпляров этого синтезатора, и он остался в числе самых продаваемых синтезаторов в мире.

От триумфа вернемся к прозаичному. Технологический успех привел к успеху финансовому. И без того небедная компания, Yamaha, познав многомиллионные радости в долларовом выражении, переходит к мировой экспансии.

Два слова, сказанных Ямахой в начале 80-х, DX7 и Дисклавир, обрекли компанию на постоянные метания из стороны в сторону. Одна Ямаха – это производитель профессиональных музыкальных инструментов. Другая – развлечение для домохозяек и подростков.

В 1983 появляется первая Yamaha Clavinova YP-40. На тот момент это было всего лишь компактное цифровое пианино с немного расширенным набором звуков. Но уже с 1985 года появляются серии Clavinova CLP и CVP. В основе лежали простые идеи, годом ранее реализованные в Disclavier – возможность исполнения партий самим инструментом , почти без участия музыканта. Клавиновы наделяются способностью играть партии барабанов, баса и гармонического заполнения, заменяя клавишнику партнеров по музыкальной группе.

Параллельно, Ямаха развивает еще одну линейку инструментов – Porta Sound . Сначала серия PSS (1982), а затем PSR (1984). В отличие от громоздких Клавинов, это были небольшие переносные синтезаторы, оборудованные теми же функциями автоматического аккомпанемента. Постепенно возможности PSR-инструментов расширялись, интерактивные средства множились, синтезаторы становились все более приспособленными к нуждам «солиста». И теперь уже не было необходимости уметь хорошо играть. Обладая самыми базовыми знаниями в музыкальной теории и гармонии, а также некоторыми вокальными способностями, музыкант с такой Ямахой легко мог выступать как «все-в-одном», человек-оркестр.

Только вот благодаря всему этому Ямаха отдалила инструменты от их корней. С одной стороны – конечно, это еще один шаг к прогрессу. С другой – уход от творчества к техногенности. Это уже были не в прямом смысле синтезаторы . Появляются термины оркестратор, позднее интерактивный синтезатор. В профессиональной среде за такими инструментами закрепилась слава кабацких, и их вполне заслуженно стали называть не очень-то приятным термином «самоиграйка».

Yamaha до сих пор продолжает выпускать инструменты серии PSR. С каждым новым инструментом множатся обещания производителя о самом лучшем звуке, о супернавороченных способностях, и так далее. Однако, смысл инструмента не меняется. Как и раньше, это инструмент с не очень качественной клавиатурой, двумя динамиками по бокам (чтобы избежать необходимости подключения к профессиональному оборудованию), разноцветными (чаще всего) кнопками на панели управления. Гораздо большее значение, нежели звуку, в этих приборах придается размерам дисплея и прочим внешним факторам.

Бесспорно, PSR-серия принесла и до сих пор приносит Ямахе миллионные доходы от музыкантов-любителей, а также от желающих получить дома музыкальную игрушку для веселого времяпрепровождения. Однако, распространение этих инструментов нанесло удар в спину компании, подорвав в глазах многих профессионалов и начинающих музыкантов репутацию Yamaha как производителя серьезных музыкальных инструментов.

Учитывая все вышесказанное, можно в чем-то согласиться с теми, кто кричит, что «Yamaha это для любителей». При этом, нельзя забывать все заслуги этой компании перед музыкой. Инструменты, созданные на протяжении нескольких десятилетий, навсегда останутся в истории. И сотни, тысячи музыкантов будут охотиться за Yamaha CS80, DX7, RX5, SY77, EX5, FS1R, как и за десятками других моделей – до тех пор, пока последний их экземпляр не будет стерт временем в пыль.

Korg

Компания была основана в 1962 году предпринимателем Цутому Като (Tsutomu Kato) и музыкантом Тадаси Осанаем (Tadashi Osanai). Инициатива исходила от последнего, и смысл ее сводился к необходимости создания удобной и качественной модели драм-машины. Дело в том, что Тадаси выступал, играя на аккордеоне в сопровождении ритм-машины Wurlitzer Sideman , о которой он был не слишком высокого мнения, как с точки зрения звука, так и с точки зрения удобства. Так что он убедил Като инвестировать средства в проект новой ритм-машины, которая бы удовлетворяла основным потребностям музыкантов того времени.

Первоначально компания была названа Keio , и уже через год своего существования она представила музыкантам свой первый инструмент – им стала Donca Matic DA-20 . В сравнении с современными потомками, она была просто гигантской. Огромный ящик с управлением на верхнем торце, и со встроенным ламповым усилителем и большим динамиком. Более того, это был электромеханический прибор, то есть он издавал звуки не электронного происхождения, а механического. Технология была схожей с Wurlitzer – механический вращающиийся диск, вращаясь, специальными контактными пластинками запускал определенные перкуссионные звуки, генерация которых осуществлялась при помощи вакуумных ламп. Кстати, свое название «донка» получила благодаря артикуляционной схожести этого словечка со звуками, которые она издавала.

Тремя годами позже, в 1966, Keio выпускает уже Donca Matic DE-20 – уже на основе электроники, твердотельных накопителей. Правда, эта штука была не сильно меньших размеров.

В 1967 году Като поступило предложение от Фумио Миеды заняться разработкой клавишного инструмента . В скором времени на суд общественности был представлен программируемый электроорган. К этому времени фирма Keio получает новое название – KORG , созвучное со словом «орган».

С производством органов у Korg связана первая волна успеха. Пока еще скромная молодая фирма начинает создавать конкуренцию более серьезным компаниям, в числе которых на тот момент уже плотно закрепилась Yamaha. Однако, Като решает сделать ход конем и прорваться на новый рынок, пока еще недоступный японским компаниям – рынок синтезаторов .

В 1973 появляется первый синтезатор Korg MiniKORG . Это был небольшой, как следует из названия, инструмент. Идеологически, это был японский ответ Moog Minimoog – портативный аналоговый монофонический синтезатор, который клавишник мог таскать с собой на репетиции и возить на гастроли. Спустя некоторое время, Korg снова удивляет музыкантов, выпуская Korg MaxiKorg 800DV (1975), один из первых в мире дуофонических синтезаторов. Лично я, как обладатель этой модели, могу сказать, что это один из самых красивых инструментов. Причем как в плане звука, так и внешне. Также, в 1976 году была выпущена еще одна похожая модель, Korg 770 (на фото).

В 1977 появляется корговская линейка синтезаторов серии PS. Это были большие синтезаторы-полумодуляры (полу – потому что модули неразборно скреплены в едином корпусе), которые скорее были схожи с Arp 2600. Всего было выпущено три прибора в этой серии – Korg PS-3100 , PS-3200 (на фото) и PS-3300 . В соответствии с численным обозначением изменялась и степень навороченности инструмента. Самым мощным из них был 3300, который до сих пор многими считается одним из лучших в мире полифонических синтезаторов, наравне с Yamaha CS80. PS-3300 предлагал невиданную на тот момент времени полифонию в 48 голосов , которым могла позавидовать и легендарная Ямаха.

Этой линейкой Корг окончательно закрепился в сознании музыкантов как одна из фирм-законодателей в области синтезаторостроения. Огромные возможности модуляции и маршрутизации сигналов с помощью патч-кордов, уникальная полифония, отменное качество звука – ставили эти инструменты в один ряд с лучшими модульными системами того времени. Сейчас эти инструменты – сверхраритетны, и на за них идут ожесточенные торги, взвинчивающие цены до запредельных высот. Конечно, во многом виной тому коллекционеры, отбирающие у музыкантов синтезаторы ради пополнения своих коллекций.

Помимо дорогих и довольно больших инструментов PS, Корг выпускает еще одну легендарную серию синтезаторов. Конечно, это была всеми любимая (и мной, в частности, особенно) – линейка MS (1978). В эту линейку вошли не только синтезаторы. Она была представлена сразу пятью приборами, объединенными внешним видом и некоторыми элементами звуковой архитектуры и конструкции. Это были два монофонических синтезатора Korg MS20 и MS10 (упрощенная модель своего старшего брата 20-ки), экспандер MS50 (бесклавиатурная «надстройка» к MS20, которую, впрочем, можно использовать и как самостоятельный прибор), а также аналоговый секвенсор SQ10 и вокодер VC10 .

MS20 и на сегодняшний день имеет поистине культовый статус. Неимоверно мощное и агрессивное звучание, которое можно получить из этого инструмента, удивительным образом сочетается с мягкостью и теплотой двух фильтров. Сами эти фильтры оказались настолько удачными, что многие производители модульных систем стали пытаться клонировать эти фильтры, в частности – Doepfer, MOTM, Analogue Solutions и другие. Сам MS20 был не просто синтезатором, а полумодуляром , то есть, как и более дорогие PS-синтезаторы, он позволял осуществлять маршрутизацию сигнала с помощью патч-кордов, что существенно расширяло его возможности.

В 80-е годы компания несколько переориентировалась на выпуск электронных пианино. Однако, и про синтезаторы Korg не забывал.

В 1980-м появляется на свет очень интересный инструмент Korg Trident (в 1982 была выпущена его вторая версия, Trident MkII). Его уникальной особенностью было сочетание в себе трех секций – синтезаторной, струнной (strings) и духовой (brass). Естественно, струнная и духовая секция были также созданы средствами аналогового синтеза , но благодаря комбинации всех трех секций появилась возможность получать богатые и интересные созвучия.

В 1981 выходят сразу два великолепных инструмента. Korg MonoPoly и Korg PolySix . Схожие по дизайну, они были несколько разными идеологически. MonoPoly представлял собой четыре независимых монофонических синтезатора, управляемых с одной панели, тогда как PolySix был полноценным шестиголосым полифоником.

Именно PolySix вошел в историю как один из самых лучших аналоговых инструментов в мире. Его звучание сложно перепутать с чем-либо еще. Все благодаря чипам SSM (которыми оснащались гораздо более дорогие инструменты), уникальным фильтрам, а также (что немаловажно) способности сохранять звуки в память инструмента, и даже затем перекидывать их на внешний носитель (кассету) через специальный интерфейс.

Полисикс может звучать мягко, может резко. Он умеет делать глубокие и красивые басы, но и мягкие пэды ему тоже по зубам. Он прекрасно читается в любом миксе. Пресеты с названиями, схожими с «полисикс», уже давно включаются практически в любую рабочую станцию и в любой концертный синтезатор.

К сожалению, дни аналоговых синтезаторов на момент выхода PS-6 (так иначе назывался Полисикс) уже были сочтены, в скором времени музыканты оказались во власти цифровой эпохи. Тем не менее, до сих пор PolySix является объектом вожделения многих электронщиков, да и не только.

Но настоящий прорыв для Корг был еще впереди. В 1988 году, когда уже отгремела ямаховская «семерка», выходит легенда всех времен и народов, Korg M1 . 16-голосная полифония, отличный звук, разноплановые тембры (от синтетических до акустических), сочетание семплированного звука с цифровым синтезом , удобная клавиатура, навороченные возможности музыкальной рабочей станции, позволявшей создавать готовые аранжировки прямо внутри одного инструмента – все это обеспечило невероятный успех M1.

Инструмент был продан в количестве 250 тысяч экземпляров , и остался в истории как самый продаваемый синтезатор всех времен и народов. Даже со своими 160 тысячами осталась позади. Но, между тем, успех Корга в выпуске M1 был неразрывно связан с Yamaha. Дело в том, что на момент появления модели 40 процентов компании Korg принадлежало… Yamaha. Вот такой вот поворот. Сделка была заключена еще в 1987 году, Ямаха тогда была на пике после нескольких лет продаж DX7 в различных модификациях. Цутому Като выкупил обратно долю Ямахи в своей фирме лишь в 1993 году.

Тем не менее, с появлением M1 Корг выбился в лидеры среди производителей синтезаторов. Остальные вынуждены дышать в спину, изыскивая ресурсы для покорения новой высоты, заданной Като и его фирмой.

В 90-е Корг продолжает выпуск рабочих станций. На это теперь было переориентировано все производство. Появляются серии 01/W (1991), затем X (1993), Trinity (1995), Triton (1999). И всему этому толчком был тот самый M1.

Кстати, интересная история была связана с названием инструментов серии 01/W. Первоначально ее хотели назвать M10, как продолжение M1. Но, один из разработчиков, увидев рабочее название, по ошибке прочел его вверх ногами – 01W . Случайность переросла в идею, и так понравилась всем остальным, что было принято решение сменить рабочее название. В результате оно таким и осталось.

Как бы то ни было, Корг наращивал потенциал своих рабочих станций. Постепенно уходя непосредственно от технологий синтеза. Каждая новая их станция получала новое название типа синтеза, но сущность была неизменной – все больший упор на семплированные звуки . По отзывам самих музыкантов, каждая следующая модель звучала хуже предыдущих. Производитель пытается впихнуть в ограниченную память инструмента как можно больше семплов. Сами семплы становятся все более увесистыми. Чтобы сэкономить на возрастающих потребностях в объемах памяти, применяется компрессия семплов . В результате, при воспроизведении семплов синтезатор вынужден очень быстро осуществить их декомпрессию. И, даже несмотря на то, что исходно эти семплы были очень высокого качества, на выходе декомпрессия приводит к существенному ухудшению звука.

Такая гонка за экстенсивным улучшением своих синтезаторов привела к тому, что одно время Korg полностью забросил разработки в области синтеза. Уже спустя годы компания снова вернулась к истокам, уже в виде инструментов аналогового моделирования , и выпустила серию MS2000. К сожалению, от классики в этом инструменте осталась только буквенное обозначение. А по звуку он уже не дотягивал ни до собственных стандартов 70-80-х годов, ни до новых стандартов, заданных современными производителями синтезаторов аналогового моделирования Clavia и Access. Хватаясь за соломинку, Korg эксплуатирует свою историю, выпуская программные пародии на свои легендарные синтезаторы прошлого. Правда, их качество сильно не дотягивает до уровня своих прародителей.

Поэтому и отношение к Korg сегодня двойственное. С одной стороны – великое прошлое, с другой – невыразительное настоящее. Но нельзя ни в коем случае отметать все, что было сделано этой фирмой. Помимо уже перечисленного, Korg создал очень много интересных и отлично звучащих инструментов – атмосферный Korg Wavestation , великолепный Korg X5D , гибридный DW-8000 , на основе физического моделирования Z1 , ФМ-синтезатор DS-8 , не говоря уже о различных процессорах обработки звука, семплерах, драм-машинах.

В 2010 году Korg неожиданно выпускает настоящий аналоговый инструмент – Monotron . Недорогой и компактный, он вызывает всплеск интереса к фирме со стороны серьезных музыкантов. Кто знает, возможно – это символ возврата к былой славе Корга, хотя загадывать тут сложно.

К сожалению, в 2011 году скончался основатель и бессменный лидер компании Цутому Като. Он всегда стремился соответствовать требованиям современности, и во многом подавал пример другим производителям. Но на сегодняшний день Корг продолжает выпускать все более навороченные и дорогие рабочие станции. Все те же большие дисплеи, куча зачастую ненужных функций, огромные возможности, но все меньше внимания главной составляющей – звуку.

Лично мне хотелось бы верить, что однажды Korg (а может и кто-то еще) совершит очередной прорыв в индустрии синтезаторов. Возможно, это, наконец, будет сделано не ради увеличения числа продаж, а ради того, чтобы в истории отпечатался еще хотя бы один действительно прекрасный инструмент, по значимости сопоставимый с MS20 или PolySix.

Roland

На мой взгляд, самый плодовитый синтезаторный бренд. Не по количеству наклепанных инструментов (хотя вообще и по этому критерию тоже), а по своеобразному «коэффициенту полезного действия» – соотношению интересных и качественных приборов в общей массе произведенного.

Основатель Roland, Икутаро Какэхаси (Ikutaro Kakehashi), до этого руководил другой компанией по производству органов и ритм-машин для них, Ace Tone , которая была создана в 1960-м году. Позднее она превратилась в японское отделение Hammond. В 1972 году Какэхаси покинул ее, чтобы создать в Роланд. Так что, формально это самая молодая корпорация из Большой Японской троицы.

С рождением названия Roland связана одна история. По информации из некоторых источников, Какэхаси, еще будучи руководителем Ace Tone,начал задумываться о том, что это название на международном уровне имеет не совсем правильное значение, и не ассоциируется с чем-то музыкальным (acetone – по-английски «ацетон»). На тот момент уже существовали фирмы Yamaha и Korg, и две яркие, по его мнению, заглавные буквы уже были заняты этими брэндами. Другие буквы – были заняты мировыми производителями музыкальных инструментов (О – Oberheim, М – Moog, S – SCI, L – Linn, A – Arp, и так далее). Так что, Какэхаси решил придумать яркое и запоминающееся название, используя какую-нибудь букву, которая до тех пор не ассоциировалась ни с какой фирмой. Выбор пал на литеру R, и родилось название Roland . Кстати, в японском языке нет звука «л», так что по-японски это название произносится как «рорандо». Казалось бы, незначительный факт, но если вдуматься – уже на этапе задумки перед компанией ставились планы глобального характера . И, как показало время, эти амбициозные планы были выполнены сполна.

Уже в первое десятилетие своего существования, Roland уверенно заявляет о себе как о производителе совершенно разного профессионального музыкального оборудования .

Началось все с драм-машин TR-77 , TR-55 , TR-33 – в качестве наследства от Ace Tone (1972 год). Уже в 1973 появляется первый монофонический синтезатор Roland SH-1000 (параллельно с корговским Миникоргом). Дальше – практически каждый год был ознаменован чем-то новеньким.

Приборы пространственной обработки звука – Roland Space Echo RE-201 (1974) – эта модель до сих пор считается эталоном в своем роде. Первое в мире электропиано с чувствительностью к силе нажатия – Roland EP-30 (тот же 1974).

Модульные системы Roland System-100 (1975) и гигантская System-700 (1976), занявшая почетное место в списке лучших модуляров мира, и получившая свое продолжение через несколько лет в более демократичной и компактной версии System-100M (1981) (на фото).

Комбо-усилитель Roland GC-120 Jazz Chorus (1975) – прибор, который изначально создавался как гитарный, но который полюбили клавишники всего мира в сочетании с электромеханическими пианино Rhodes Piano.

Великолепный гитарный синтезатор Roland GR-300 (1977), который до сих пор высоко ценят гитаристы, экспериментирующие со звуком, цифровой секвенсор Roland MC-8 (1977), программируемые драм-машины Roland CR-78 (1978) и CR-8000 (1980) (на фото).

Один из лучших клонов Hammond B3 – Roland VK-1 (1980).

И все вышеперечисленное – в неполное десятилетие. Внушительный разброс, согласитесь. Практически весь спектр приборов , необходимый целому музыкальному коллективу или любой студии звукозаписи .

Но это было только начало! Начиная с 1980 года Roland совершает революцию за революцией, производя инструменты, которые до сих пор последователи и завистники тщетно бьются не только превзойти, но даже и аутентично клонировать. Каждый инструмент становится вершиной звуковой эстетики. Их используют в своих записях и на концертах звезды мировой величины, разнося славу компании Roland по всей планете.

Как всегда, Роланд нашел идеально верное решение. Скомбинировав два подхода внутри одного прибора , создал инструмент стоимостью примерно в 2 тысячи долларов, и совершил очередной прорыв – как технологического, так и экономического характера.

D-50, кстати говоря, в отличие от M1 и DX7, оказался способным и сохранить свою ценность и в сегодняшнем мире. Правда, не совсем в тех проявлениях, ради которых он создавался. Благодаря уникальному внутреннему строю, игра на этом инструменте оказывается очень аутентичной в рамках восточных музыкальных жанров, прежде всего – в армянской музыке. Поэтому огромное количество любителей Roland D-50 – среди армянских музыкантов. Так что, если M1 сегодня продают за 200-300 долларов, DX7 – за 400-500, то D-50 в хорошем состоянии на вторичном рынке вполне может стоить до тысячи долларов. И, в отличие от других производителей, Roland часто снабжал свои приборы специальными программаторами для доступа к параметрам звука в режиме реального времени, и D-50 был не исключением (его родной программатор – PG-1000 ).

Сегодня Roland, как и остальные два участника «большой тройки» из Японии, в основном занимается не инвестициями в новые музыкальные разработки, а конкурентной борьбой за рынки сбыта и максимизации прибыли при минимуме издержек. Производство дорогих и навороченных рабочих станций – тренд десятилетия, и, как и в случае с Korg, чем больше в одну станцию пытается впихнуть функций производитель, тем больше он вынужден в результате экономить на элементарных составляющих своих детищ.

Большинство моделей Roland (а может даже и все) сегодня производятся в Китае. Качество инструментов от года к году заметно ухудшается. Если на рубеже тысячелетий все-таки еще появлялись хорошие приборы, то спустя десяток лет все скатилось в обычную рутину. Дешевле комплектующие, ниже качество, больше вложений в рекламу и внешнюю мишуру, и, как результат – насыщение рынка некачественным товаром, радоваться которому могут разве что неопытные любители. И то – до тех пор, пока впервые не столкнутся с реально хорошими синтезаторами предыдущих лет.

По странной иронии судьбы, именно 2001 год связан с уходом от дел бессменного руководителя и идеолога корпорации Roland Икутаро Какэхаси , который, кстати, за неоценимый вклад в развитие и популяризацию электронных инструментов десятилетием раньше был удостоен звания Почетного Доктора наук . После его ухода компания не произвела ни одного прибора, в котором бы существовали хотя бы намеки на что-то радикально новое. Единственное, чем Roland отметился за последние десять лет, так это довольно бессовестная эксплуатация прошлых заслуг ради получения прибыли.

Так, в 2005-м было начато производство дешевых, почти игрушечных, синтезаторов Roland Juno D, а затем эта серия пополнилась еще рядом моделей со схожими названиями. Ничем, кроме имени, эти инструменты не были связаны с великолепными Джунами из роландовского прошлого.

2006 год был ознаменован появлением синтезатора аналогового моделирования Roland SH-201, название которого явно намекает на серию прекрасных инструментов тридцатилетней давности – SH-101, SH-1/2/5/7/09.

В 2011 году в результате очередной маркетинговой реинкарнации миру был представлен Jupiter-80, а в 2012 году – его урезанное продолжение, Jupiter-50. Как и в случае с предыдущими инструментами, «новички», будучи обычными рабочими станциями, не имеют ничего общего с Юпитерами 80-х годов. Даже несмотря на то, что производитель попытался максимально приблизить их внешний вид к оригиналу.

Ну что ж, за всю историю Роланд наделал много инструментов. Еще вовсю можно наживаться на названиях с использованием маркировки TR, TB, RS, SDD, MKS и так далее.

Как Вы уже поняли, делать выводы о фирме по современным приборам – не стоит. Это действительно замечательный, очень достойный и хороший бренд. Просто надо уметь видеть разницу между инструментами, рожденными изобретателями, и инструментами, созданными бизнесменами ради наживы.

Что лучше?

В 80-е годы Япония дала музыкантам настоящие инструменты. И это не какая-то там жалостливая ностальгическая проповедь, это реальность. Yamaha, Korg и Roland дали понять всему миру, что они не просто достойные конкуренты , мнение которых можно учитывать. Они равноправные участники процесса раздела мира , хоть и не в воинственном понимании. И, вне зависимости от чьего-либо желания, с их авторитетом придется считаться всем.

Три небольших цифровых инструмента, Yamaha DX7, Roland D-50 и Korg M1 – поставили на колени весь мир производителей синтезаторов. Один за другим, лопаются сильнейшие бренды Америки, и все из-за прорыва, который осуществила могучая «японская троица».

В 1981 году исчезает с лица земли один из величайших производителей синтезаторов, американская компания Arp .

В 1985 банкротится Oberheim .

В 1986 Роджер Линн закрывает свою компанию Linn Electronics и уходит работать в японскую компанию Akai, в рамках которой создает несколько замечательных приборов.

В 1986 Роберт Мог, некогда подаривший нам первый коммерческий синтезатор Minimoog, объявляет о банкротстве компании Moog .

В 1987 году не выдержавший конкуренции Дейв Смит продает компании Ямаха свое детище Sequential Cirquits , создавшую, в числе прочего, великий Prophet-5.

В 1990 году изобретатель Рэй Курцвейл, изобретатель одного из первых семплеров в мире, Kurzweil 250 , продает свою компанию корейцам Young Chang.

На этом, конечно, история американских синтезаторов не закончилась, но как Великая синтезаторная держава США перестали существовать, уступив все лавры японцам. Сегодня в Америке существует немалое количество фирм, производящих качественные и дорогие инструменты бутикового класса. Таких как Studio Electronics , Buchla и так далее. В отличие от современных японских разноцветных рабочих станций с огромными цветастыми дисплеями, из рук американских производителей выходят очень приличные синтезаторы.

На склоне лет, незадолго до своей кончины, Роберт Мог возродил компанию Moog и выпустил ряд хороших инструментов. И хотя они все же уступают по качеству его же старым детищам, тем не менее – это достойные внимания приборы.

Tom Oberheim также не так давно реинкарнировал свою фирму, добавив в название к своей фамилии еще и имя.

Также вернулись к производству Roger Linn и Dave Smith, каждый в своей ипостаси – первый с новыми моделями своих старых драм-машин, второй – с возрождением линии синтезаторов Prophet и некоторыми другими новыми моделями на старую тематику. В основном, кстати, аналоговыми.

Итак, что же лучше, Korg, Roland или Yamaha ? Ответ – все они – просто прекрасны. Прекрасны как часть истории синтезаторов, как компании, подарившие музыкантам десятки, или даже сотни удивительных инструментов. Если Вы увлечены электроникой, синтезаторами – не нужно отдавать свои предпочтения только одному бренду. Оглянитесь вокруг! Причем не только на японцев! Столько недорогих и качественных инструментов продается в объявлениях, на форумах, на аукционах! , получайте новые возможности, создавайте музыку на этих великолепных инструментах.

И не забывайте подписываться на этот блог , чтобы первыми узнавать о появлении новых статей. Как и раньше, всех приглашаю

Понравилось? Лайкни нас на Facebook