Сколько масла нужно заливать в двигатель? Какой объем масла в двигателе? Сколько масла заливать в двигатель? Рассматриваем на примерах иномарки и наших машин Сколько надо лить масло в двигатель

Водители часто спорят о том, сколько нужно масла для замены в моторе. Перед тем как менять автомасло, необходимо определиться, около какой отметки на щупе (верхней или нижней) должен быть уровень расходника. Для легковушек, оборудованных двигателем на полтора литра, автопроизводители советуют использовать 3-3,5 л нефтепродукта.

Сколько нужно масла для замены в двигателях большего объема? Если рабочий объем движка составляет два литра и более, потребуется как минимум четыре литра автомасла.

Верхняя или нижняя отметка?

Если уровень смазки находится ниже минимальной отметки щупа, то нормально эксплуатировать авто не получится. Из-за масляного голодания может произойти заклинивание коленчатого вала. Когда количество масла становится слишком большим, давление в двигателе повышается. Износившиеся сальники могут прорваться. Так сколько литров масла надо заливать в мотор, чтобы не допустить возникновения подобных проблем?

Рекомендуется доводить уровень автомасла почти до максимальной отметки. В таком случае все детали будут хорошо смазываться. Многие водители пытаются поддерживать уровень смазки на средней отметке, хотя всякий движок «съедает» масляную жидкость. Желательно лить масло с запасом.

При первой заливке масла нужно соблюдать осторожность. Не надо пытаться достигнуть максимальной отметки. Если наполнить движок смазкой и обождать некоторое время (приблизительно час), то ее уровень увеличится сам по себе. Обусловлено это тем, что маслу требуется время на переход в поддон через все детали ДВС.


Оптимальный уровень достигнет отметки выше нормы

Как доливать автомасло, если вы подождали час, но смазочной жидкости все равно недостаточно? Лейте расходник небольшими дозами по 100-200 мл. Доливку рекомендуется выполнять поутру, после длительного простаивания машины. В этом случае масло по максимуму наполнит поддон.

Как определить количество масла в силовом агрегате?

Не каждый умеет определять, сколько масла в движке. Установить количество смазки можно по емкости, из которой лили автомасло. Необходимо измерить ее и прибавить приблизительно десять сантиметров остатка, который не сливается.

Литражи автомобильных изготовителей значительно отличаются друг от друга. Если вам неизвестно, какое количество жидкости нужно использовать при замене масла, задайте вопрос на специальном форуме или опытному автовладельцу, который ездит на той же марке машины, что и вы. Выполнять процедуру без знания точного объема нужной смазки нежелательно, ведь любой ДВС располагает собственными конструктивными особенностями.

В России практически каждому автомобилисту известен литраж для машин ВАЗ. В ВАЗ 2107 надо лить 3,75 л смазки. Для ВАЗ 2108/2109 потребуется три литра масляной жидкости.

Частота замены расходника

Всякому автовладельцу необходимо знать, как часто требуется проводить замену автомасла в ДВС. Обыкновенно рекомендуемая частота указывается автопроизводителем в эксплуатационном руководстве. Средняя частота замены равна десяти тысячам километров.

Начинать отсчитывать километры необходимо после того, как вы слили отработанную масляную жидкость. Обязательно фиксируйте начало отсчета. В дальнейшем, эксплуатируя транспортное средство, делайте по спидометру отметки километров, которые вы проехали.

В сильные холода, а также при жестких эксплуатационных условиях менять масло нужно почаще как минимум на пару тысяч километров. Обусловлено это дополнительной работой, которую выполняет авто, простаивая в пробках, а также при утреннем прогревании.


Следовательно, частота замены для автомобилей, которые эксплуатируются в крупных мегаполисах либо зимой, составляет один раз в восемь тысяч километров. Заменить масляную жидкость в автомобильном сервисе стоит приблизительно пятьсот рублей. При этом смазку и маслофильтр покупает хозяин машины. Иногда автосервисы устраивают акции, бесплатно заменяя расходник, если водитель купил определенное масло. В любом случае, намного выгоднее собственноручно заменять автомасло. Это предоставляет возможность сильно сэкономить собственные денежные средства, а также время.

Выбор нефтепродукта

Выпускаемые сегодня моторы располагают большой удельной мощностью. Эксплуатационные условия достаточно жесткие, потому необходимо обеспечить хорошее смазывание соприкасающихся запчастей. Если элементы ДВС трутся друг о друга, может произойти поломка. Смазочная пленочка очень сильно увеличивает эксплуатационный период моторных запчастей. Главная задача автомасла – уменьшить трение в двигателе. Затраты смазки в моторе должны быть соизмеримы с интенсивностью его использования. Существует 3 типа автомасла:

  • минералка;
  • синтетика;
  • полусинтетика.

Минералка стоит дешево, однако летом, когда на улице жарко, ее вязкость значительно уменьшается. Зимой же минеральное масло делается гуще. Иногда оно становится настолько густым, что больше не может проходить по маслоканалам коленвала. При таком раскладе запчасти движка изнашиваются по максимуму.

Полусинтетика и синтетика не так сильно зависят от климатических условий. В зимних условиях они дают возможность без труда запустить ДВС. Летом они сохраняют собственную вязкость, формируют надежную смазочную пленочку. Недостаток синтетики заключается в ее довольно высокой стоимости, потому самым оптимальным вариантом является приобретение полусинтетического расходника.

Весьма важно при выборе масла обращать внимание на ее SAE маркировку. Расшифровав то, что написано на канистре, возможно понять, при каких температурах допускается использовать масляную жидкость. Знание SAE маркировки может уберечь вас от покупки неподходящего нефтепродукта. В Российской Федерации зимой лучше всего лить 0w30 или 0w40. Летом рекомендуется использование 5w40. Это масло обладает техническими характеристиками, которые считаются оптимальными для российской зимы.

Большинство современных транспортных средств перемещается, используя двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Общеизвестно, что они не могут работать без моторного масла (ММ), обеспечивающего минимальное трение между деталями. Эта жидкость выполняет также другие жизненно важные для мотора функции. Поэтому оптимальный объем масла в двигателе необходим для его нормальной работы.

Почему двигатель расходует масло

Объём моторного масла в двигателе для каждой его модификации зависит от конструктивных особенностей, объёма цилиндропоршневой группы и количества цилиндров, а также от некоторых других факторов. Это значение указано в сервисной книжке к каждому авто и определяет, сколько масла нужно заливать в двигатель при его замене.

По мере пробега моторное масло постепенно расходуется. Каждый конкретный движок расходует его по-разному, даже если он ещё новый. Почему так происходит? Даже если все сальники и уплотнения прочно удерживают смазочную жидкость внутри системы, она всё равно расходуется на угар, сгорая в цилиндрах вместе с топливом. Какое-то количество масляного состава остаётся на поверхностях цилиндров внутри камер сгорания, проходя сквозь маслосъёмные и компрессионные кольца поршней. Это необходимо для образования тонкой смазочной плёнки.

Уровень потребления масла сильно отличается. Например, за 1 тысячу километров проезда моторы с 6 или 8 цилиндрами могут сжигать до 1 литра масляной жидкости. Для них этот показатель нормальный. Вот почему требуется регулярная проверка уровня смазки щупом. Это покажет, когда и сколько масла заливать в ДВС, если его уровень упадёт до критического.

Причины, по которым расходуется чрезмерное количество масла в двигателе, кроме угара, может быть несколько:

Часто возникают ситуации, когда перерасход масла требует капитального ремонта двигателя. Отсрочить это дорогостоящее событие можно, используя определённые присадки. Их добавляют к смазке или топливу. Таким образом, можно временно увеличить компрессионные показатели цилиндров, поднять мощность и уменьшить расход ММ.

Какая смазка подходит мотору

Очень важно знать, какое масло в двигатель следует лить. Информацию об этом можно почерпнуть из сервисных книжек. Кроме того, сколько литров масла заливается, можно узнать по основным спецификациям, которым оно должно соответствовать. Многие автопроизводители также рекомендуют определённые марки. Предлагаются продукты под названиями конкретных брендов. Например, такие моторные и трансмиссионные масла, как Toyota, Mazda, Honda, Subaru и другие.

Сегодня производятся минеральные, полусинтетические, а также синтетические смазывающие смеси. Синтетика применяется для новых движков, полусинтетическая жидкость будет уместна в моторах, уже пробежавших 100 тысяч км и больше. Устаревшим автомобилям отечественного производства нужна минералка. Синтетику для них использовать не рекомендуется, потому что она плохо воздействует на устаревшие материалы уплотнителей, сальников и прокладок, вызывая течь.

Во всём мире вязкостные характеристики моторных масел классифицируются по методике американского Общества инженеров автопрома – SAE. Другие свойства определяют также основные действующие классификаторы – API (Американский нефтяной институт), АСЕА (Ассоциация европейских автопроизводителей), ILSAC (Американо-японский комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов). Одна или несколько классификаций, согласно этим стандартам, обязательно должна быть указана в сервисной книжке автомобиля. По ним надо подбирать тот смазывающий материал, который лучше всего подойдёт вашему мотору.

Сколько масла требуется движку

Сколько нужно масла в двигатель? Если под рукой нет технической документации на авто, можно воспользоваться знанием ориентировочного объёма. К примеру, в автомашины российского производства залейте 3 литра моторной жидкости – не ошибётесь. Бывает, что придётся немного добавить, но это надо смотреть по щупу.

В большинство иномарок лучше заливать масла как минимум 4 литра. Потом понемногу добавлять, проверяя щупом. В мощные моторы объёмом от 4 литров и выше может потребоваться до 8 литров ММ. Следует правильно определять, сколько масла в двигателе. Для того чтобы найти реальный уровень, следует дать мотору немного поработать после замены смазки. Выключить движитель и подождать, пока масло не стечёт в картер. Затем посмотреть щуп. Главное, чтобы уровень не был ниже минимального (min), а также не выше максимального (max).

Что случится, если масляную жидкость вовремя не долили и её уровень опустился ниже минимального? Такой исход чреват быстрым выходом ДВС из строя. Начнётся масляное голодание, как следствие – ускоренный износ поверхностей во многих деталях. Пройдёт совсем небольшой срок, и мотору потребуется дорогостоящий капитальный ремонт, так как шейки, а также вкладыши коленчатого вала разрушатся. Чем дольше продлится масляное «голодание», тем больше вероятность заклинивания движка.

Не менее тяжёлыми будут последствия, если уровень смазывающей смеси больше максимально допустимого. Многие начинающие автомобилисты ошибочно считают – чем больше масла заливать, тем лучше. На самом деле это не так. Коленвал, вращаясь, начнёт задевать поверхность смазки, которая находится в картере. Такое интенсивное взбалтывание неизбежно приведёт к образованию пены. Первый признак такого явления – стук клапанов, снабжённых гидрокомпенсаторами.

Далее опускается давление смазочной жидкости, поскольку масляный насос начнёт гнать по магистралям пену вместо смазки. Низкое давление вызовет разрушение критичных деталей коленвала, поршневой группы и двигателя в целом. Вспененное масло начнёт выдавливаться через сальники под давлением газов, образующихся в поддоне ДВС. Общие последствия перелива будут плачевными.

Если хорошо усвоить последствия недостаточного или избыточного количества ММ – вопрос о том, сколько залить масла в двигатель, отпадёт сам собой. Уровень смазки должен быть в среднем положении, между отметками min и max.

Когда нужно менять масло

Каждый раз после определённого пробега возникает необходимость сделать замену моторной жидкости. При российских условиях эксплуатации и низкокачественном топливе синтетика подлежит замене после 7-8 тысяч км проезда. Минералку и полусинтетику следует менять ещё чаще.

Отработав достаточное время, ММ уже не может выполнять свои защитные функции. Присадки неизбежно разрушаются. Запас щелочного материала, успешно противостоящего кислотной среде, исчерпан. Температурно-вязкостные характеристики всё больше уходят от первоначальных. Чтобы не подвергать силовой агрегат повышенному износу, смазку меняют.

Сколько нужно масла для замены? Столько же, сколько указано в сервисной книжке, за исключением небольшого объёма старой жидкости. От 200 до 300 мл отработавшего состава остаётся в неровностях поддона. Некоторые модели авто дают возможность вытянуть эти остатки шлангом, подсоединённым к большому шприцу. Лучше это сделать, потому что в остатках много осадка, мусора и шлаков, которые снова вернутся в масляную систему.

Качественные свойства смазок обеспечивают бесперебойную работу мотора машины, продлевая его срок службы. Заливать масло в двигатель необходимо через 10-15 тыс. км пробега. Для каждого транспорта уровень и объем смазочного материала индивидуальны.

[ Скрыть ]

Как правильно проверить уровень масла

Процедура проверки уровня смазывающей жидкости является простой. Ее необходимо производить ежедневно перед выездом автомобиля.

Перед проверкой состояния уровня масла в моторе необходимо выполнить ряд технических условий:

  1. Автомобиль должен стоять на ровной поверхности. Наклоны приведут к ложным показаниям.
  2. Свободный доступ к измерительному щупу.
  3. Проверка производится на прогретом моторе.

Измерение уровня масла производится в следующем порядке:

  1. Прогревается мотор машины до 50 градусов.
  2. Делается выдержка 20 минут для стекания смазочного материала в картер.
  3. Затем необходимо открыть капот и вытянуть щуп.
  4. Вставить его обратно в двигатель автомобиля и подождать несколько секунд.
  5. Следует вытянуть щуп и оценить уровень масла.

На щупе есть отметки максимум и минимум. Нормальным уровнем считается, если след от масла будет находиться между этими отметками.

Каналом Гараж №6 показана процедура проверки уровня масла в автомобиле.

Сколько масла нужно заливать в двигатель

Объем масла в каждом автомобиле разный, тип смазочного материала и количество описано в технической литературе транспортных средств. В резервуар входит от 3 до 4,5 литра смазки — это зависит от рабочего объема и исполнения двигателя. Добавлять масло необходимо постепенно, чтобы не перелить.

Для отечественных автомобилей

Легковые автомобили отечественного производства имеют объем мотора 1300-1600 кубических сантиметров. Из этого следует, что заливать масло в двигатель нужно не больше 3,5 литра в среднем.

Для импортных автомобилей

Зарубежные легковушки выпускаются с ДВС объемом от 1800 до 2400 кубических сантиметров. Для замены потребуется около 4-4,5 литра масла. Уровень при выполнении доливки необходимо периодически проверять щупом.

Слишком высокий уровень масла: хорошо это или плохо?

Рассматривается вариант, когда уровень смазочного материала в двигателе внутреннего сгорания выше отметки «max» на щупе. Причиной является перелив масел, связанный с невнимательность владельца авто или недостаточным прогревом мотора перед заменой. Некоторые водители считают, что чем больше автомобиля, тем лучше тянет мотор, но это не так.

Повышенный уровень смазки может нанести автомобилю большой вред, т. к. в моторе возрастает давление масла, что приведет к поломке агрегата. Прокладки и сальники могут повредиться. Поэтому при превышенном уровне масла в двигателе не следует использовать автомобиль.

Как снизить количество масла в двигателе

Для правильной работы двигателя автомобиля необходимо слить излишки моторного масла.

В случае когда необходимо слить лишнее масло с двигателя, нужно воспользоваться следующими способами:

  1. Через сливную пробку в картере. Эта операция производится на яме или эстакаде. Перед сливом следует учитывать, что масло горячее и можно получить ожоги. Надо открутить пробку картера и слить лишнее количество масла.
  2. Через отверстие измерительного щупа. Производится откачка с помощью шприца и надетым на него резиновым шлангом длиной 15 см.

Видео «Замена масла в двигателе»

Денис Дурнев показал, как правильно выполнить замену масла в моторе автомобиля.

Многие автовладельцы не знают, через сколько менять масло в двигателе своего автомобиля или сомневаются в предоставленных производителем данных по периодичности замены расходников. И неспроста. через каждые 10-15 тысяч километров зачастую не совсем верно.

Лучше при этом руководствоваться количеством отработанных моточасов и средней скоростью . В ответе на вопрос о том, как часто менять масло в двигателе присутствует много составляющих. Среди них - рекомендации автопроизводителя, условия эксплуатации машины (тяжелые/легкие, в городе/на трассе, часто/редко используется), пробег до замены масла и общий пробег, техническое состояние автомобиля и используемое масло.

Также на периодичность замены масла в двигателе влияют дополнительные факторы - количество моточасов, мощность и объем двигателя, время с последней замены масла (даже без учета эксплуатации машины). Далее мы подробно расскажем вам о том, как часто менять масло в двигателе, каким оно бывает, и других вещах, которые наверняка будут вам полезны.

Для тех, кто не хочет вдаться в подробности и детально во всем разобраться сразу дадим ответ по интервалу смены: в городских условиях масло «работает» 8-12 тысяч, на трассе/легком режиме движения без пробок отрабатывает до 15 тыс. км. Наиболее точно узнать когда менять может дать лишь лабораторный анализ отработки масла.

Что влияет на частоту замены

Каждый автопроизводитель в мануале к машине указывает подробную информацию о том, когда менять масло в двигателе. Однако дело в том, что эти сведения не всегда корректны. Как правило, в документации стоит значение 10...15 тысяч километров пробега (в каждом отдельном случае количество может отличаться). Но на самом деле на пробег между заменами влияют несколько факторов.

10 показателей влияющих на сроки замены моторного масла

  1. Вид топлива (газ, бензин, дизель) и его качество
  2. Объем двигателя
  3. Марка ранее залитого масла (synthetic, Semy-Synt, mineral oil)
  4. Классификация и тип применяемых масел (API и система longlife)
  5. Состояние моторного масла
  6. Способ замены
  7. Общий пробег двигателя
  8. Техническое состояние авто
  9. Эксплуатационные условия и режимы
  10. Качество расходных материалов

Предписания производителя в этот список не включен, поскольку для него сервисный интервал – понятие маркетинговое.

Режимы эксплуатации

В первую очередь на сроки замены масла в двигателе влияет эксплуатация автомобиля . Не вникая в суть различных переходных процессов, стоит упомянуть два основных режима - по трассе и в городе. Дело в том, что когда автомобиль едет по трассе, во-первых, километраж набегает гораздо быстрее, а во-вторых, происходит нормальное охлаждение двигателя. Соответственно, нагрузка на мотор и на используемое в нем масло не так высока. Напротив, если машина используется в городе, то пробег у нее будет значительно ниже, а нагрузка на двигатель будет выше в силу того, что она часто стоит на светофорах и пробках с включенным мотором. Охлаждение при этом будет недостаточное.

В связи с этим более грамотно было бы рассчитывать, через сколько нужно менять масло в двигателе, опираясь на моточасы , как это делается в грузовой, сельскохозяйственной и водной технике. Приведем пример. 10 тысяч километров в городских условиях (со средней скоростью 20...25 км/ч) машина проедет за 400...500 моточасов. А те же 10 тысяч по трассе со скоростью 100 км/ч - лишь за 100 моточасов. Тем более, что условия эксплуатации двигателя и масла на трассе гораздо мягче.

Езда в условиях мегаполиса справедливо приравнивается к езде по жесткому бездорожью в вопросе того, как она губит масло. Особенно это актуально в случае, когда его уровень в картере ниже среднего, а еще хуже, когда он меньше минимального уровня. Также помните, что летом в жаркую погоду на масло воздействует гораздо большая нагрузка вследствие высокой температуры, в том числе от раскаленной поверхности дорог в мегаполисах.

Объем и тип двигателя

Что влияет на частоту замены масла

Чем мощнее двигатель, тем легче для него пережить изменение нагрузки, а также трудные условия эксплуатации. Соответственно, и на масло не будет оказываться такое сильное воздействие. Для мощного мотора движение по трассе со скоростью 100...130 км/ч не оказывает существенной нагрузки, она будет ниже средней. При увеличении скорости нагрузка на двигатель, а значит, и на масло, будет изменяться плавно.

Другое дело малолитражки. Как правило, на них установлена “короткая” трансмиссия, то есть, передачи рассчитаны на небольшой скоростной диапазон, и диапазон рабочих оборотов. Соответственно, малолитражные двигатели испытывают большие нагрузки в критических режимах, чем мощные. Когда нагрузка на мотор увеличивается, то растет и температура его поршней, а также увеличивается количество картерных газов. Это приводит к общему повышению температуры, в том числе и температуры масла.

Особенно несладко приходится малолитражным форсированным двигателям (например, 1,2 TSI и другим). В этом случае нагрузка дополняется еще и турбиной.

Дополнительные факторы

Сюда стоит отнести высокую температуру термостатирования (рабочую температуру), плохую вентиляцию картера двигателя (особенно при езде в городских условиях), использование некачественного или неподходящего для данного двигателя масла, наличие грязи в масляных каналах, засоренный масляный фильтр, рабочий температурный диапазон масла.

Считается, что оптимальный интервал замены масла в двигателе составляет от 200 до 400 моточасов при различных режимах эксплуатации за исключением максимальной нагрузки, в том числе, езды на максимальной скорости и максимальных оборотах.

Также большое значение играет тип используемого масла - , или полностью . О каждом из упомянутых видов вы можете почитать отдельно по приведенным ссылкам.

Зачем нужна регулярная замена масла

Индикация на приборной панели

Что может случиться с машиной, если долго не менять масло в двигателе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, какие функции оно выполняет. Любое масло состоит из так называемой “базы” и некоторого количества присадок. Именно они выполняют защиту деталей двигателя.

Во время эксплуатации машины, и даже ее стоянки, происходит беспрерывное химическое разрушение присадок. Естественно, что при езде этот процесс выполняется быстрее. При этом формируются естественные отложения на картере двигателя, происходят окислительные процессы с отдельными составляющими масла, меняется его вязкость и даже уровень кислотности pH. Именно эти факты являются ответами на вопрос - зачем менять масло раз в год минимум .

Некоторые автопроизводители и производители моторных масел указывают, через сколько надо менять масло в двигателе не по пробегу, а по периодичности, как правило, по месяцам.

А при значительной нагрузке описанные процессы в масле происходят с еще большей скоростью. Особенно при большой температуре. Однако современные производители постоянно улучшают технологии и химические составы своих масел. Поэтому они способны длительное время противостоять загрязнению и воздействию высоких температур.

Во многих современных автомобилях ЭБУ постоянно отслеживает, через какое время менять масло в двигателе. Естественно, это решение принимается на основе эмпирической методики. В ее основе лежат фактические данные - среднее количество оборотов двигателя, температура масла и мотора, число холодных пусков, скоростной режим и так далее. Кроме этого, в программе учитываются погрешности и технические допуски. Поэтому компьютер сообщает лишь приблизительное время , когда нужно менять масло в двигателе.

К сожалению, на полках магазинов не только Российской Федерации, но и других стран СНГ, в настоящее время продается большое количество некачественных или попросту поддельных моторных масел. А учитывая, что и топливо у нас зачастую некачественное, то периодичность замены масла нужно еще корректировать. В частности, если говорить, через сколько км менять масло в двигателе, то рекомендуемое количество нужно уменьшить приблизительно на треть. То есть, вместо часто рекомендуемых 10 тысяч менять через 7...7,5 тысяч.

Меняйте масло НЕ РЕЖЕ одного раза в год вне зависимости от того, эксплуатируете вы машину или нет.

Перечислим причины и последствия несвоевременной замены моторного масла:

  • Формирование отложений . Причины этого явления заключаются в процессе разрушения присадок или загрязнении масла продуктами сгорания в картере двигателя. Следствиями становятся значительное снижение мощности мотора, увеличения содержания токсичных веществ в выхлопных газах, их почернение.
  • Значительный износ двигателя . Причины - масла теряют свои свойства из-за изменения состава присадок.
  • Повышение вязкости масла . Это может произойти по тем же причинам. В частности, из-за окисления или нарушения полимеризации присадок вследствии неправильного подбора масла. К проблемам, возникающим на почве этого, стоит отнести трудности с циркуляцией масла, значительный износ двигателя и отдельных его элементов. А возникающее масляное голодание двигателя может привести к , в критических случаях возможен даже отказ двигателя.
  • Проворот шатунных вкладышей . Это происходит по причине засорения масляного канала загустевшим составом. Чем меньше площадь его поперечного сечения, тем большим нагрузкам подвергаются шатунные вкладыши. Из-за этого возникает их перегрев и проворот.
  • Значительный износ турбокомпрессора (при его наличии). В частности. велик риск повреждения ротора. Он возникает по причине того, что отработанное масло оказывает значительное воздействие на вал компрессора и подшипников. Вследствие чего на них образуются повреждения и царапины. А кроме этого, грязное масло приводит к засорению каналов смазки компрессора, что может привести к его заклиниванию.

Не эксплуатируйте машину с подгоревшим и загустевшим маслом. Это подвергает мотор значительному износу.

Описанные выше проблемы свойственны машинам, эксплуатирующихся в городских условиях. Ведь именно она считается одной из самых сложных для двигателя. Далее приведем интересные фактические данные, которые были получены экспериментально. Они помогут вам определиться, через какой пробег менять масло в двигателе.

Результаты экспериментов с маслами

Специалистами известного автомобильного журнала «За рулем» были проведены полугодовые исследования нескольких типов синтетических масел при условиях эксплуатации машин в городских пробках (на холостых оборотах). Для этого двигатели работали в течении 120 моточасов (аналог пробега 10 тысяч километров по трассе) на оборотах 800 об/мин без охлаждения. В результате были получены интересные факты...

Первое - вязкость всех моторных масел при продолжительной работе на холостых оборотах до определенного (критического) момента существенно меньше , чем при езде “по трассе”. Это происходит по причине того, что на холостых оборотах возникает пропуск отработанных газов и несгоревшего топлива в картер двигателя, где все это смешивается с маслом. При этом в топливе может оказаться некоторое (незначительное) количества масла.

Значение падения вязкости моторного масла составляет порядка 0,4...0,6 сСт (сантистокс). Это значение находится в пределах 5...6% от среднего уровня. То есть, вязкость находится в пределах нормы. Однако это происходит лишь до определенного момента.

Чистое и отработанное моторные масла

Приблизительно на 70...100 моточасе (у каждого масла по-разному, однако тенденция у всех одинаковая) вязкость начинает резко возрастать. Причем гораздо стремительнее, чем при работе в режиме “трасса”. Причины этого заключаются в следующем. Масло постоянно контактирует с продуктами неполного сгорания (о чем писалось выше), и достигает своего критического насыщения. Упомянутые продукты имеют определенную кислотность, которая и передается маслу. Также сказывается отсутствие вентиляции и малая турбулизация топливовоздушной смеси вследствие того, что поршень ходит относительно медленно. Из-за этого скорость сгорания топлива ниже среднего, а попадание отработанных газов в картер максимально.

Распространенное мнение о том, что в режиме холостого хода в двигателе образуется большое количество грязи экспериментально не подтвердилось. Однако при этом количество высокотемпературных отложений было мало, а количество низкотемпературных отложений - велико.

Что касается продуктов износа, то их количество значительно больше у масла, эксплуатируемого в режиме “пробки”, чем у того, которое было на “трассе”. Причина этого заключается в низкой скорости движения поршней, а также высокой рабочей температуре масла (отсутствие вентиляции). Что касается угара, то каждое масло ведет себя по своему. Однако можно утверждать, что по причине высоких рабочих температур и увеличения густоты также будет увеличиваться и угар.

На основании приведенной информации попытаемся систематизировать данные и ответить на вопрос, через сколько километров менять масло в двигателе.

Далее подробнее остановимся на вопросе, с какой периодичностью менять масло в двигателе. Как указывалось выше, к рекомендациям автопроизводителей необходимо относиться весьма скептически. Не совсем игнорировать их, но вносить свои поправки . Если вы ездите на машине лишь в условиях города (по статистике, таких автовладельцев большинство), то это означает, что масло эксплуатируется в тяжелом режиме. Помните, что чем меньше масла в картере - тем быстрее оно стареет. Поэтому его оптимальный уровень - немного ниже на индикаторном щупе.

Через сколько тысяч менять масло в двигателе?

Расчет моточасов для замены масла

Выше мы писали о том, что грамотнее высчитывать периодичность замены масла по моточасам. Однако сложность такой методики заключается в том, что порой трудно перевести километры в моточасы, и на основании этой информации получить ответ. Рассмотрим подробнее две методики, которые позволяют эмпирически , однако достаточно точно, вычислить, через сколько менять синтетическое (и не только) масло в двигателе. Для этого ваша машина должна иметь ЭБУ, который показывает среднюю скорость и расход топлива за последние хотя бы одну тысячу километров пробега (чем больше пробег, тем точнее будут вычисления).

Итак, способ первый (расчет по скорости). Для этого вам необходимо знать среднюю скорость вашего автомобиля за последние несколько тысяч километров пробега и рекомендации автопроизводителя, на каком пробеге необходимо менять масло. Например, пробег до замены масла - 15 тысяч километров, а средняя скорость по городу - 29,5 км/ч.

Соответственно, чтобы вычислить количество моточасов, необходимо расстояние разделить на скорость. В нашем случае это будет 15000 / 29,5 = 508 моточасов. То есть, получается, чтобы производить замену масла при данных условиях, необходимо использовать состав с ресурсом 508 моточасов. Однако в реальности таких масел попросту не существует на сегодняшний день.

Предлагаем для вас таблицу, где приведены типы моторных масел и соответствующие им значения моточасов по API (American Petroleum Institute):

Предположим, что в двигателе автомобиля залито масло класса SM/SN, которое имеет рабочий ресурс 350 моточасов. Для вычисления пробега необходимо 350 моточасов умножить на среднюю скорость 29,5 км/ч. В результате получим 10325 км. Как видите, этот пробег разительно отличается от того, который предлагает нам автопроизводитель. А если средняя скорость будет составлять 21,5 км/ч (что более характерно для больших мегаполисов с учетом пробок и простоев), то с теми же 350 моточасами мы получим 7525 км пробега! Теперь наглядно становится ясно, почему необходимо делить рекомендуемый автопроизводителем пробег в 1,5...2 раза .

Другой метод расчета основывается на количестве расходуемого топлива. В качестве исходных данных нужно знать, какой объем топлива по паспорту тратит ваша машина на 100 км пути, а также это фактическое значение. Его можно взять из того же ЭБУ. Предположим, что по паспорту машина “берет” 8 л / 100 км, а фактически - 10,6 л / 100 км. Пробег для замены остается прежним - 15000 км. Выведем пропорцию и узнаем, сколько теоретически машина должна потратить на преодоление 15000 км: 15000 км * 8 литров / 100 км = 1200 литров. Теперь произведем аналогичные расчеты для фактических данных: 15000 * 10,6 / 100 = 1590 литров.

Теперь нам нужно вычислить, при каком расстоянии необходимо проводить фактическую замену масла (то есть, сколько автомобиль проедет на теоретических 1200 литрах топлива). Воспользуемся аналогичной пропорцией: 1200 литров * 15000 км / 1590 литров = 11320 км.

Представляем для вас электронный калькулятор, который позволит вам вычислить значение фактического пробега до замены масла, используя следующие данные: теоретический расход топлива на 100 км, фактический расход топлива на 100 км, теоретическое расстояние до замены масла в километрах:

Однако самый простой и действенный метод проверки - визуальный осмотр состояния масла. Для этого не ленитесь периодически открывать капот и проверять, не загустело и не подгорело ли масло. Его состояние можно оценить визуально. Если вы увидели, что масло стекает со щупа как вода, то это верный признак, что масло подлежите замене. Еще один интересный метод проверки - по растеканию состава по салфетке. Очень жидкое масло образует большое и жидкое пятно, которое скажет вам о том, что жидкость пора менять. Если это так - сразу же езжайте в автосервис или проведите процедуру самостоятельно.

Как часто менять масло в дизельном двигателе

Что касается дизельных двигателей, то здесь действует такая же логика расчета, как и для бензиновых агрегатов. Необходимо лишь учитывать, что рабочая жидкость в них подвергается большему внешнему воздействию. Вследствие этого менять необходимо немного чаще. Кроме этого, отечественное дизельное топливо отличается большим содержанием серы, которая пагубно влияет на двигатель автомобиля.

Относительно показаний, приведенных производителем автомобиля (особенно это касается западных производителей) их, аналогично бензиновым двигателям, необходимо делить в 1,5...2 раза. Это касается легковых автомобилей, а также фургонов и малых грузовиков.

Как правило, большинство отечественных автовладельцев машин с дизельными двигателями меняют масло через каждые 7...10 тысяч километров пробега в зависимости от машины и используемого масла.

Теоретически выбор масла основывается на значении общего щелочного числа (TBN). Оно измеряет количество активных антикоррозионных присадок в масле и говорит о склонности их составов к образованию отложений. Чем больше число - тем больше способность масла нейтрализовать кислотные и агрессивные продукты, образующиеся при окислении. Для дизельных двигателей TBN находится в пределах 11...14 единиц.

Второе немаловажное число, характеризующее масло, - это общее кислотное число (TAN). Оно характеризует наличие в масле продуктов, провоцирующих увеличение коррозии и интенсивности изнашивания различных пар трения в двигателе автомобиля.

Однако перед тем как определиться, через сколько моточасов менять масло в двигателе, работающем на дизельном топливе, необходимо разобраться с одним нюансом. В частности, можно ли использовать моторные масла, имеющие низкое щелочное число (TBN), в странах с некачественным горючим (в частности, российским, в котором содержится большое количество серы)? В процессе эксплуатации двигателя, и соответственно, масла, щелочное число падает, а кислотное растет. Поэтому логично предположить. что пересечение их графиков при определенном пробеге автомобиля говорит нам о том, что масло полностью отработало свой ресурс, и далее его эксплуатация только губит двигатель. Представляем вашему вниманию графики испытаний четырех типов масел с различными показателями кислотных и щелочных чисел. Для эксперимента брались четыре типа масел с условными названиями букв английского алфавита:

  • масло A - 5W30 (TBN 6,5);
  • масло B - 5W30 (TBN 9,3);
  • масло С - 10W30 (TBN 12);
  • масло D - 5W30 (TBN 9,2).

Как видно из графика, результаты испытаний оказались следующими:

  • масло A - 5W30 (TBN 6,5) - полностью было отработано через 7000 км;
  • масло B - 5W30 (TBN 9,3) - полностью было отработано через 11500 км;
  • масло С - 10W30 (TBN 12) - полностью было отработано через 18 000 км;
  • масло D - 5W30 (TBN 9,2) - полностью было отработано через 11500 км.

То есть, самым стойким оказалось масло для тяжело нагруженных дизельных двигателей. Какие выводы можно сделать на основании приведенной информации:

  1. Высокое значение щелочного числа (TBN) критично для тех регионов, где реализуется дизельное топливо плохого качества (в частности, с большими примесями S). Использование такого масла обеспечит вам более длительную и безопасную эксплуатацию двигателя.
  2. Если вы уверены в качестве используемого вами топлива, то вам будет достаточно использовать масла со значением TBN в районе 11...12.
  3. Подобные рассуждения справедливы и для бензиновых двигателей. Лучше заливать масла с TBN = 8...10. Это даст вам возможность не так часто менять масло. Если же вы используете масло с TBN = 6...7, то в этом случае будьте готовы к более частой замене жидкости.

Из общих соображений стоит добавить, что в дизельных двигателях менять масло необходимо немного чаще, чем в бензиновых. А выбирать его стоит в том числе и по значению общих кислотного и щелочного чисел.

Выводы

Таким образом, каждый автовладелец должен сам для себя решить, через сколько менять масло в двигателе. Это необходимо делать с учетом индивидуальных обстоятельств. Рекомендуем вам пользоваться методиками расчета по моточасам и расходу бензина, приведенным выше (в том числе, калькуляторами). Кроме этого, всегда визуально оценивайте состояние масла в картере двигателя. Так вы значительно снизите износ мотора вашей машины, что избавит вас от необходимости проводить дорогостоящие ремонты. Также при замене покупайте качественные масла, рекомендованные производителем.

Эта статья, небольшое продолжение « », предлагаю локально поговорить об объеме масла, который нужен для вашего авто. Конечно, каждый производитель уже указывает нужный литраж, однако на многих машинах он «граничит» в районе 3,5 – 4,2 литра. А с тем учетом что не все оно стекает из картера двигателя многие берут небольшие канистры! Правильно ли это? Давайте разберемся …


К чему я клоню, многие фирменные «упаковки» идут либо в 4 литровом объеме, либо в 5 литровом, ну и конечно же 1 литр.

Многие автомобили имеют объем равный 3,5 – 4 литра, так например наши ВАЗ, 8 клапанные движки 3,5 л, а вот некоторые 16 клапанные – 4 л.

Многие берут именно 4 литра, и заливают всю канистру в движок. То есть у них практически ничего не остается. Расчет какой – если у меня всего 4 л., зачем мне покупать больше? Оно же дороже на 200 – 300 рублей.

Лично на мой авто, официальный дилер заливал где-то 4,2 л. При том, что у меня полный объем 4,5 литра (вместе с масляным фильтром).

Поэтому мне приходится покупать 5 л. И у меня еще много остается.

Но у тех, у кого пограничное состояние, именно 4 л. Я рекомендую брать канистру с пятью! И вот почему.

1) Конечно вы можете залить всю канистру и остаться без масла, однако это не совсем правильно! Даже идеальный двигатель расходует масло, пусть минимально, но расходует! НА 10000 километров, расход может быть до 300 – 500 грамм. А у вас уже масла нет, придется докупать 1 литровую канистру.

2) Литровая канистра стоит дорого, примерно 500 – 600 рублей (иногда даже 1000), все зависит от вашего производителя. ТО есть если собрать 5 литровых канистр, то это будет дороже примерно на 20 – 30%, чем купить 1 пятилитровую.

3) Для турбированных двигателей, обязательно покупать с запасом! У них расход моторного масла намного выше, и может достигать порядка 1 – 2 литров на 10000 км, тут вам и 5л., может не хватить!

4) Некоторые мои друзья, которые «загнаны» на чистоте двигателя, частично меняют масло уже при 5000 – 6000 км. То есть они берут, выкачивают старое масло именно того объема, который у них остался, например осталось 0,8л. Они выкачивают ( эти 800 грамм) и добавляют новое! Износ двигателя снижается в разы, особенно полезна такая процедура перед зимой. Получается у вас треть объема чистая. Что вам прекрасно позволит еще проехать около 5000 км.

Так что народ:

— для тех, у кого заявленный объем 3,5 л – берем 4л.

— для тех, у кого ровно 4, или чуть больше – берем 5л.

Смотрим небольшое видео.

И последнее что хотел сказать, регламентный интервал замены на иномарках обычно 15000 км – это реально много! Просто не представляете, что у вас творится в движке, какая там «грязь». Поэтому мой совет меняйте масло через 10000 максимум, особенно если у вас кончилась гарантия – проработает дольше.

НА этом все, быстрая статья – полезный совет.

Читайте наш АВТОБЛОГ.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook