Надбавка за классность для водителя как определить. О присвоении классности водителям. Как отмечается в удостоверении

Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.

1. Общие положения

Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.

Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

2. Категории водительского состава

Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:

1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).

4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:

  • грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:

7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки.

3. Оплата труда водителей

Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

Статья 129 ТК РФ

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  • категории водителя;
  • классность водителя;
  • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  • графика работы (дневное время, ночное время).
  1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
  • определенной спецтехники;
  • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
  • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
  1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
  2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
  3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .

4. Повременная оплата труда

Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:

  • при условии, что сдельный заработок не выгоден для сотрудника и может «недооценить» его фактическую производительность, что значительно отразиться на конечном вознаграждении;
  • если транспортную работу невозможно пронормировать;
  • когда выполняемые транспортные работы не получается объективно учесть.

Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.

Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:

Оплата труда водителей, когда ТС на ремонте или во время простоя транспорта не по причине самого водителя производится по его почасовому тарифу без надбавок на классность и прочих.

!!!Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте .

5. Сдельная оплата труда

Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:

  • за пройденное расстояние (км),
  • пассажирообъём (V п),
  • тонны (т),
  • тонно-километры (ткм).

Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:

  • когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
  • в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
  • когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.

Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:

  • коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
  • индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).

Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.

Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.

Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.

Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:

Выработка может исчисляться в:

  1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
  2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: V п или V п *км= V пкм
  3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
  4. Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

6. Премирование водителей

Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.

Показатели премирования работников могут зависеть от:

  • высококачественного и своевременного выполнения заданий, указанных в путевых листах;
  • отсутствия жалоб от грузоотправителя и/или грузополучателя;
  • соответствия пробега автомобиля с нормами расстояний;
  • выполнения или перевыполнения месячного плана выработки.;
  • уровня качества работы в коллективе;
  • роста выработки транспортного средства (роста производительности труда самого водителя);
  • управления ТС в рамках пригородных и междугородных маршрутов:
  • соблюдения графика движения, указанного в путевом листе;
  • высокого сервиса обслуживания пассажиров;
  • содержания транспортного средства в технически исправном состоянии;
  • целесообразного и бережного использования ТС;
  • экономии ГСМ и РТИ (зависит от манеры и характера вождения);
  • совмещения профессий, например для водителей экспедиторов;
  • расширения зоны обслуживания автомобилем (увеличение объема транспортного производства);
  • выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*К п) , где

ЗП – заработная плата водителя

ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)

П – фиксированная сумма премии

К п – премиальный коэффициент.

Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).

7. Оплата за категории, классность.

Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.

Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.

Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.

Классность водителей имеет три ступени:

  • III класс – водитель, начинающий свой трудовой стаж;
  • II класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «E» и/или «D» категорий, а также, как минимум, беспрерывный трёхлетний водительский (III класса) стаж работы на данном предприятии;
  • I класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «D», «E» категорий, а также, как минимум, беспрерывный двухлетний стаж работы водителем II класса на данном предприятии.

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса - 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.

8. Структура положения об оплате труда.

Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:

1. Общие положения:

  • введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
  • общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
  • определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.

2. Условия и порядок оплаты труда:

  • основные условия материального вознаграждения.
  • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
  • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
  • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

  • по результатам работы работников (за отчетный период);
  • за качество и сервис производимых транспортных работ;
  • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
  • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

5. Заключительные (итоговые) положения.

9. Заключение

Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).

Документ «Положение об оплате труда водителей» имеет юридическую силу с момента его утверждения руководителем предприятия и действует бессрочно.

Класс водителя автомобиля.

Класс водителя автомобиля — это его квалификационная характеристика в зависимости от открытых категорий в водительском удостоверении и стажа работы.

Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).

Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

Класс водителя автомобиля как вызывающая много вопросов тема среди заинтерисованной аудитории в данной статье рассмотрена в следующем порядке:

— приведены квалификационные характеристики водителя 3 класса, водителя 2 класса, водителя 1 класса (без раздела «должен знать»);

— приведены основания для присвоения классности;

— приведен порядок присвоения классности;

— рассмотрены вопросы доплат за классность;

  1. Квалификационные характеристики.

1.1. Водитель автомобиля, 3 класс.

Характеристика работ.

  1. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С», или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.

Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

1.2. Водитель автомобиля, 2 класс.

Характеристика работ.

  1. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
  2. Буксирование прицепов весом свыше 750 кг.
  3. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов.

Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

1.3. Водитель автомобиля,1 класс.

Характеристика работ.

Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

2. Основания для присвоения классности.

водителя 3 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями транспортных средств «В» и (или) «С», или одной категории «Д». Такие категории получают при первичном профессиональном обучении.

Основанием для присвоения квалификации водителя 2 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С» и «Е» или «Д» («Д» и «Е»). Непрерывный стаж работы должен быть не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
Основанием для присвоения квалификации водителя 1 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С», «Е» и «Д». Непрерывный стаж работы должен быть не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

3. Порядок присвоения классности.

Квалификация водителя 3 класса может быть присвоена при первом приеме на работу, при этом пишется заявление такого содержания «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытой категории В (можно управлять газелью и легковым автомобилем), или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытых категорий В и С или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями (автобусами) согласно открытой категории Д». Но может иметь место прием на работу водителем автомобиля без указания класса (например, у работодателя всего один автомобиль). Или работодатель не платит надбавку за классность и в принципе не хочет применять у себя присвоение классности (даже квалификации водителя 3 класса).

Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или иного субъекта транспортной деятельности. Это при условии, что работодатель применяет у себя систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 класс.

4. Доплата за классность.

4.1. Как было. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».

Согласно приложения № 21 данного постановления водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачивалась ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса — 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Постановление от 17 сентября 1986 г. N 1115 в настоящее время носит рекомендательный характер.

4.2. Как стало. Различными нормативными документами обязательный характер на выплату доплаты за классность водителям автомобилей в настоящее время отменен. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

Доплаты за 2 и 1 классы производятся, если они установлены коллективными договорами предприятий, постановлениями по отдельным ведомствам (министерствам), локальными нормативными актами (положениями об оплате труда и материальном стимулировании работников).

Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.

Классность водителей по категориям

В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.

Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.

При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:

  • водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
  • 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
  • 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.

В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.

Присвоение классности водителям

Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2019 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

  • с 3 класса на 2;
  • со 2 класса на 1.

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Понижение классности

Понижение ранее установленной классности возможно в следующих случаях:

  • регулярное нарушение трудовой дисциплины, правил дорожного движения и правил эксплуатации машины;
  • невыполнение требований, которые прописаны в Справочнике для установленного водительского класса;
  • трудоустройство на новую работу. В этом случае, классность присваивается вновь, согласно правам.

Например, уволенный сотрудник имеет только категории В и С, но благодаря стажу работы имел должность водитель 1 класса. Требования Справочника указывают, что на следующее место работы он может устроиться только водителем 3 класса.

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  • За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
  • За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  • За 3 класс доплата не предусматривается.

Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.

Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  • Положение о присвоении классности;
  • Положение о доплате за классность.

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

Обязательно ли устанавливать классность водителей по категориям

Руководство компании вполне себе может не присваивать классность своим работникам, законодательство их к этому не принуждает. Соответственно, не обязательна и доплата за классность водителям. В этом случае человек принимается просто на должность водителя.

Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, регламентирует, как получить классность водителя, условия и порядок ее повышения при работе на одного работодателя. Если компания все же присваивает своим водителям классность, она должна производить и начисление надбавок за нее.

Наиболее распространена данная выплата при регулировании вопросов оплаты труда водителей. При этом следует учитывать, что тарификационный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника 3 класса. Для работников же, которым в установленном порядке присвоены 1-ый или 2-ой классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.

Надбавка за классность , как правило, устанавливается в следующих размерах:

за 2 класс — 10 процентов;

за 1 класс — 25 процентов.

При выплате надбавки следует учитывать, что в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 февраля 1984 года № 58/3-102 (раздел «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады) квалификация третьего, второго и первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли соответствующую подготовку и получили удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

Так, присвоение водителю3-го класса производится при наличии в водительском удостоверении разрешающихотметок «В» или «С», или только «Д»; водителю 2-го класса — «В», «С», «Е» илитолько «Д» («Д» или «Е»), а водителю 1-го класса — «В», «С», «Д» и «Е».

При этом квалификация2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех летв качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, аквалификация 1-го класса — при непрерывном стаже работы не менее двух лет вкачестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.

Выплата надбавки за классность также предусмотрена:

1) в размере 10 процентов за 2-ой класс и 25 процентов установленной тарифной ставки (оклада) в месяц водителям автомобилей и автобусов Государственной противопожарной службы МЧС России (пункт 2.3. приложения № 3 к приказу МЧС России от 21 августа 2003 г. № 499 «Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России»).

Порядок присвоения водителям автомобилей класса квалификации определен письмом МЧС России от 28 октября 1999 г. № 21/7-1041.

2) в размере 25 процентов за 1-ый класс квалификации и в размере 10 процентов тарифной ставки за 2-ой класс — водителям предприятий городского наземного пассажирского транспорта (пункт 4.2.8. Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002—2004 годы, зарегистрированного в Минтруде России 22 марта 2002 г., регистрационный номер 1641-ВЯ);

3) до 25 процентов тарифной ставки — водителям служебного транспорта организаций и учреждений Пенсионного фонда Российской Федерации (постановление Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 8 июня 1999 года № 73 «Об условиях оплаты труда работников системы ПФР»);

Общеустановленные размерынадбавки за классность водителей (от 10 до 25 процентов) предусмотрены длявыплаты в министерствах и ведомствах, в которых законодательством предусмотренавоенная или иная специальная служба, в частности:

в Спецстрое России — постановление Минтруда России от 22 февраля 2002 г. № 15 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности структурных подразделений Федеральной службы специального строительства Российской Федерации»;

в Гостехкомиссии России — постановление Минтруда России от 18 сентября 2001 г. № 68 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) по категориям работников Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации»;

в ГТК России — постановление Минтруда России от 19 октября 2000 г. № 77 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) по категориям работников таможенных органов Российской Федерации, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности таможенных органов Российской Федерации»;

в МЧС России — постановление Минтруда России от 6 апреля 1993 г. № 76 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности учреждений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

в МВД России — постановление Минтруда России от 15 марта 1993 г. № 52 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

в Минобороны России — постановление Минтруда России от 4 марта 1993 г. № 47 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации».

Более высокие размерынадбавки устанавливаются на предприятиях лесопромышленного комплекса. Согласнопункту 1.2.4. Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу РоссийскойФедерации на 2003—2005 годы (зарегистрировано в Минтруде России 23 декабря 2002г., регистрационный номер 8671-ВЯ) надбавки за классность трактористам, а такжеводителям грузовых и легковых автомобилей устанавливаются на основании решенийаттестационной комиссии в следующих размерах: за 1-ый класс — до 50 процентов,за 2-ой класс — до 25 процентов. Конкретные размеры и условия выплаты надбавкиопределяются в коллективном договоре.

Правомерность введениянадбавок за классность в бюджетных учреждениях подтверждена (дело в том, что вотдельных учреждениях в этих случаях применяется общеустановленное правило отом, что квалификация работников уже учтена в их тарифных ставках) письмомМинтруда РФ от 18 января 1993 года № 63-РБ «О надбавках, доплатах и другихвыплатах стимулирующего характера».

В данном письме указано,что согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетнойсферы на основе Единой тарифной сетки» руководители учреждений, организаций ипредприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено правосамостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплатыстимулирующего характера, в том числе и надбавки за классность водителямгрузовых, легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств, впределах выделенных бюджетных ассигнований.

Надбавка за классность,как правило, выплачивается за фактическое время работы в качестве водителя (завремя ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанномувремени на автомобиле).

Пример

Водителем предприятия (тарифная ставка 6000 руб.) отработано за месяц (норма рабочего времени — 184 часа) непосредственно на автомобиле 140 часов. Остальное рабочее время в месяце работник простаивал в связи с поломкой автомобиля, в течение которого он привлекался к работам на самом предприятии с закреплением за ним права на получение тарифной ставки в размере 100 процентов.

Работник имеет квалификацию водителя 1 класса.

Сумма заработной платы работника за месяц составит:

1) тарифная ставка — 6000 руб.;

2) надбавка за классность — 1141 руб. 30 коп. (6000 руб./184 (норма рабочего времени за месяц) х 140 часов х 25%).

Всего заработная плата за месяц — 7141 руб. 30 коп. (6000 руб. + 1141 руб. 30 коп.).

На предприятиях, относящихся к сфере морского транспорта, необходимымиусловиями выплаты надбавки за классность водителям автотранспортных средствявляется наличие разработанного Положения о начислении надбавки за классностьводителям и Положения о присвоении классности водителям. Указанные положенияпринимаются работодателями с учетом мнения соответствующего выборногопрофсоюзного органа и включаются в коллективные договоры (пункт 3.2.5.Отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2003-2005 годы,зарегистрированному в Минтруде России 31 марта 2003 г., № 2367-ВЯ).

Под квалификацией подразумевается уровень подготовленности работника к его непосредственным обязанностям.

Этот уровень подтверждается соответствующей документацией , закреплённой в правовом поле страны (диплом специалиста, аттестат об обучении, различные свидетельства и другие нормативные акты). Поговорим о том, как определить классность водителя, и как она присваивается.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что такое классность?

Водительский класс автомобилиста представляет собой квалификационные данные, которые зависят от того, какие категории в его личном водительском удостоверении открыты , а также от трудового стажа.

Третий класс

Рабочие характеристики:

Второй класс

Основные характеристики:

Первый класс

Рабочие характеристики:

Как определить?

Классность водителя в ОСАГО представляет собой итоговый коэффициент , исчисляемый на основании целого ряда характеристик. Исходя из данного параметра будет складываться настоящая цена на страховой полис для пострадавших.

Таким образом, водительский класс – это ключевой аспект оценивания водителя организациями-страховщиками. Кто же устанавливает классность водителю?

Классность по ОСАГО значит степень риска владельца транспорта для страховой компании как за клиентуру, за которую способна выплачиваться компенсация потерпевшим. Ещё это результат расчетов, на основании коих создается персональная цена автогражданки для любых владельцев автомобилей.

Водительский класс – это не постоянный документ, вроде водительских прав, это величина, которая постоянно меняется , в зависимости от перемены текущих коэффициентов расчета, где основным является КБМ (коэффициент бонус-малус), ближе всего относящийся к водительскому классу.

В отдельных организациях водительский класс отмечают уже на стадии соглашении о страховании , несмотря на то что такого рода деликатность в этих вопросах на сегодняшний день уже считается необязательной.

Таким образом, понятно, что ВК – это переменный коэффициент, определяющийся в зависимости от количества выплат по страховке.

Основной критерий

Многие уверены, то, что главным критерием для водительского класса является уровень риска страховой компанией потерпевшим за клиента, виновного в случившейся аварии.

Это не совсем так, так как необходимость компенсационных выплат для страховой компании – это базовый и неотъемлемый принцип индивидуального добровольного страхования.

В ОСАГО всё организовано по-другому: принципы автогражданки организуются не самими страховыми компаниями, а законодательством государства, так как речь идёт не об услуге коммерческого характера, а о взаимных договорённостях между автомобилистами, компанией-страховщиком и самим государством в пользу потерпевших.

Основной получатель выгоды в ОСАГО – это не страховая компания, не страхователь, и не сама жертва аварии, а скорее государство . Страховщики в данном случае играют роль торговых подрядчиков, и контролирующие органы страны в свою очередь следят за выполнением их функций.

Автогражданка с точки зрения государства является механизмом, который заставляет граждан соблюдать нормы дорожного порядка , что ведёт к снижению аварийности. А это, в свою очередь, ведёт к факторам выгод, снижая компенсационных выплат пострадавшим и т.д.

По этой причине основным критерием при определении классности ОСАГО является уровень ответственности водителя в процессе соблюдения им дорожного порядка, в частности – уровень безаварийности при управлении транспортным средством .

Порядок присвоения

Обычно водительский класс рассчитывается на базе вычисленного КБМ . Однако в случае, если автомобилист в первый раз садится за данное транспортное средство, либо если речь идёт о “сложном” клиенте, то страховой фирмой предусматриваются и другие критерии.

Как правило, это следующие коэффициенты:

Помимо данного, в некоторых случаях важную роль имеет тип ТС , а в отдельных в том числе и пол автомобилиста.

В некоторых случаях водительский класс прописывается прямо в полисе, однако это происходит далеко не всегда. В традиционном и наиболее распространённом случае, все требуемые сведения о КБМ и классе даёт страховая компания по требованию страхователя .

Стоит учитывать, что не следует доверять страховым компаниям, когда дела касаются различных скидок или бонусов, в особенности в случаях, когда автолюбитель решает поменять фирму.

Страховщика необходимо контролировать , т.к. различные погрешности либо подлоги с неправильно подсчитанными накопленными баллами, классностью и т.д. периодически встречаются.

Есть два способа, как узнать классность водителя:

  1. Согласно числу выплат от страховщика – зная собственный водительский класс либо КБМ;
  2. Посредством базы РСА – включающей значение коэффициента бонус-малус.

Если же есть значение своего класса или КБМ за предшествующий страховой период, и также есть информация о том, сколько страховая компания за прошедший год оплачивала компенсаций потерпевшим, то в таком случае значение класса установить несложно .

Присвоение класса водителю:

Помимо условий, которые предусматриваются квалификационными критериями, при присвоении первого и второго класса, автомобилисты обязаны обладать отличными служебными характеристиками:

  • осуществлять графики транспортировок,
  • придерживаться планов,
  • не перерасходовать горючего,
  • придерживаться принципов производственной этики, трудового кодекса и дисциплины,
  • соблюдать законы промышленной эксплуатации, правила производственной защиты, техники безопасности,
  • знать повестку дня и полностью быть ознакомленным с ситуацией на производстве, во избежание проблем с дисциплиной.

На предприятии присвоение и повышение классности водителю происходит после успешного прохождения квалификационной комиссии, которая оценивает навыки и умения сотрудника .

Если работодатель задается вопросом, как присвоить или повысить водителю классность, в его задачу будет входить учреждение квалификационной комиссии в соответствии со всеми правовыми нормами.

Таблица по категориям

Таблица ВК содержит в себе пятнадцать степеней-классов . Она поделена на повышающую и на снижающую классность базовой позицией, что изначально соответствует третьему водительскому классу – его получают первоначально.

  • Четыре снижающих водительских класса: М, 0, 1, 2;
  • Десять повышающих классов – от четвёртого до тринадцатого.

Любому классу отвечает его собственный показатель КБМ – начиная с 2.45 (М – это наименьший водительский класс) и вплоть до 0.50 (наибольший тринадцатый класс). Для третьего нейтрального класс коэффициент бонус-малус = 1.

В связи с количеством компенсационных выплат из-за виновника аварий, или из-за их отсутствия, коэффициент бонус-малус и классность увеличиваются либо понижаются, что воздействует на итоговую стоимость полиса.

Любая страховая выплата, будь то Росгосстрах, Ресо или другая, снижает классность мгновенно , причём на целый ряд параметров, и это заставляет водителей ответственнее подходить к управлению их транспортным средством.

Класс на время страхового периода (года) Показатель Случаев страховых выплат
Нет Одна Две Три Больше трёх
M 2.45 0 M M M M
0 2.3 1 M M M M
1 1.55 2 M M M M
2 1.4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0.95 5 2 1 M M
5 0.9 6 3 1 M M
6 0.85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0.75 9 5 2 M M
9 0.7 10 5 2 1 M
10 0.65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0.55 13 6 3 1 M
13 0.5 13 7 3 1 M

Примеры:

  1. Есть постоянная беспрерывная пятилетняя хроника страхования. За данный промежуток времени страховая компания не оплачивала вообще ничего, так как не было никаких инцидентов и поводов для компенсаций. В таблице нужно отсчитать 5 степеней с третьего класса до седьмого (3-й водительский класс также считается): в колонке «0 стр. выплат» указывается класс – 8.
  2. Машина очень осторожно водилась в течение десяти лет, и её обладатель имеет наиболее высокий 13-й класс, предоставляющий возможность на 50% скидку. Однако в 11 году страховщик три раза выплатил компенсации потерпевшему . В четырнадцатой строчке на четвёртой позиции (столбик «3 страх. выплаты») стоит класс = 1 (КБМ=1.55). И таким образом страхование возрастет по стоимости в 1,55 раза.

Посмотрите подробное видео о том, как определить коэффициент бонус-малус:

Доплата

В соответствии с дополнением № 21 этого распоряжения автовладельцам крупных грузовозов и легкого транспорта, а также автобусов выплачивалась помесячная прибавка за классность в следующих объемах:

  1. автомобилистам второго класса - 10% ,
  2. автомобилистам 1 класса - 25% поставленной тарифной ставки за проработанный водителем данного транспортного средства период.

На предприятии издается соответствующий приказ. Образец подобного:

На сегодняшний день законодательством страны необходимость на доплату за классность автомобилистам была аннулирована, хотя и по-прежнему считается рекомендуемым аспектом. Работодатели сами могут решать насчёт размеров за классность своим водителям легковушек, а также автобусов.

Доплаты за 1-й и 2-й классы выполняются в случае, если они определены корпоративными соглашениями компаний , распоряжениями по конкретным ведомствам, местными нормативными актами.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook