Что делать если на азс не доливают. Как не доливают бензин на азс. А жаль, что тигру об этом не доложили…

Федерация автовладельцев России провела проверку российских заправок и пришла к выводу, что нас регулярно обманывают на АЗС. Недолив - норма на 76% заправок. И чем дальше от Москвы, тем выше погрешность

На 76% заправках недоливают бензин

В водительской среде не редкость. В основном это происходит на региональных трассах, подальше от крупных городов и федеральных сетей АЗС. Хотя последние тоже грешат неточностью, но гораздо реже, чем их младшие братья.

Но одно дело - бездоказательные роптания в водительской среде, и совсем другое - контрольная закупка, проведенная ФАР. Представители федерации действовали тайком. Просто заезжали на заправки в разных регионах страны и покупали топливо. Заливали не в бак, а в специальную емкость, установленную в авто с разрешения ГИБДД. Внешне процедура заправки мало чем отличалась от того, через что проходили тысячи других машин.

Как только бензин попадал в «бак», представители ФАР просили мерное устройство, которое должны предоставлять по первому требованию водителя на каждой АЗС. Выводы не обнадеживают. В среднем недоливают около 5 процентов оплаченного бензина, а максимальный недолив составил 19 процентов.

«Проблема в том, что почти нереально. В баке всегда есть какое-то количество топлива. Датчик редко показывает точное содержание бензина в системе, до 100 грамм. Вылить топливо из бака невозможно, а значит, доказать, что залили меньшее количество тоже проблемно. Значит, нельзя привлечь к ответственности владельца бензоколонки», - рассказывает сайт Сергей Канаев, представитель федерации автовладельцев России.

Средство защиты у покупателя, получается, только одно: заливать бензин в канистру. Но и оно немного сомнительное: даже такая покупка не гарантирует точности до грамма. Получается, что определить объем могут только контрольные органы по специальной методике, которая учитывает целый ряд параметров, от температуры воздуха до плотности топлива.

«Заправка до полного бака тоже не гарантия. Все меняется каждый раз. Даже если перед вами налили мерник - это не гарантия, что вам нальют ровно десять литров в бак. Через 10-30 секунд система подачи топлива может обновиться и снова недоливать какую-то часть топлива. Это выверенные схемы обмана потребителя, которые приносят крупную выгоду. Нужно привлекать таких продавцов за мошенничество», - уверен Сергей Канаев.

За недолив бензина наказать очень сложно (Источник: globallookpress.com)

Как наказать АЗС за некачественный бензин?

Выход из этой ситуации есть, уверены в Госдуме. Чтобы у владельцев АЗС не было желания наживаться на клиентах, нужно дать покупателю право контроля, а еще - компенсировать время, которое он потратит на доказательство обмана. Компенсация должна быть, естественно, в рублевом эквиваленте. Для этого необходимо внести изменения в закон о защите прав потребителя.

«Покупатель должен иметь возможность наказывать продавца штрафом, в разы превышающим чек. Обсчитали вас на 500 рублей, вы это зафиксировали и можете получить не только однократную стоимость, но и многократную. Такой штраф очень сложно сегодня получить в судебном порядке. А если будет такая модель, то потребитель сможет сам участвовать в наказании рублем. Угроза крупных штрафов и банкротства (если многократно штрафовать) поможет улучшить сферу торговли и человека будут бояться обманывать», - разъясняет сайт депутат Госдумы Олег Нилов.

Парламентарий уверен, что сейчас потребители не спешат ссориться с нечистыми на руку заправщиками. Даже если количество бензина оказалось верным, не факт, что качество будет хорошим. Соответственно, нужно останавливаться где-то на дороге и требовать провести исследование. На это сейчас делают ставку недобросовестные продавцы, разбавляя бензин всякими примесями. Мало кто захочет задержаться на несколько часов, пока будут проводиться все процедуры.

«Получается, что ФАС не успевает рассматривать все жалобы, а у человека нет мотивации самому копаться в этой истории. Поэтому предлагаем ввести компенсацию именно потребителю. Если будет доказано, что товар некачественный, то продавец должен не только компенсировать стоимость, но и заплатить за время, которое потратил человек», - считает парламентарий.

Потребители не хотят ссориться с заправками.

Три четверти исследованных заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% - к таким выводам пришли эксперты «Федерации автовладельцев России», проверив 34 АЗС в разных регионах страны. Как уличить заправку в обмане и что с этим делать?

Мельче заправка - больше недолив

Эксперты ФАР проверяли честность АЗС методом тайного покупателя, определяя количество налитого топлива специальным мерником. Заправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефтяным компаниями (ВИНКам), крупные сети и мелкие сети. Из пяти АЗС ВИНКов нарушение было на одной и незначительное - недолив составил 1,63%. Заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальная величина недолива достигала 19% - почти 10 литров на 50-литровый бак. На мелких АЗС недолив был всегда, но максимальная величина поменьше - в пределах 8%.

Средняя недостача на российских АЗС составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубля за литр. В отдельных случаях переплата была выше: например, на одной из Краснодарских АЗС с учетом недолива цена литра топлива составляла 55,2 рубля вместо 44,7 рублей!

Куда жаловаться

Первый путь - обратиться в надзорные органы.

Проблемами защиты прав потребителей занимается Роспотребнадзор, - рассказывает автоюрист Лев Воропаев. - Наказать по самому факту обращения они не смогут, но жалоба потребителя является основанием для внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». В любом случае, они обязаны дать мотивированный ответ на обращение. Вообще внеплановые проверки в России строго регламентированы, но жалоба потребителя - один из поводов для ее проведения. Правда, в любом случае необходимо за сутки уведомить АЗС о предстоящей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.

Санкции по ч.1 ст. 14.7 КоАП не так уж суровы: в худшем случае юрлицам грозят штрафы до 50 тысяч рублей. Для крупной АЗС, которая реализует 20 тонн топлива в сутки, недоливая по 5%, сумма штрафа отобьется… за сутки.

С января этого года в КоАП появилась новая статья 14.43.1, которая позволяет сурово наказать АЗС за продажу некачественного топлива: штрафы составляют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тысяч рублей. А вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.

Росстандарт, в отличие от Роспотребнадзора, на жалобы граждан реагировать не обязан, но принять во внимание обратную связь может. С начала года Росстандарт проводит регулярные проверки АЗС, в том числе на недолив . За шесть месяцев исследовано 1,4 тысячи заправок, и проблемы выявлены на каждой восьмой. Сумма штрафов достигла 28 млн рублей. Правда, о контроле недолива чиновники говорят, как о нерешенной проблеме:

Возможность недолива связана, в первую очередь, с установкой всякого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, - объясняет заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Лев Воропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны для владельцев АЗС:

Проверять можно не чаще раза в три года, план проверок публикуется на сайте ведомства, а саму АЗС нужно уведомлять за три дня до проверки.

Росстандарт изучает возможность проведения внезапных проверок АЗС на недолив и внесение изменений в методику. Например, предлагается использовать проточные датчики - это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.

Не держите в себе

Для автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. Правда, сделать это нужно относительно грамотно, например, избежать необоснованных обвинений. В идеале, на видео должен быть виден весь процесс определения недолива, например, с помощью мерника. При описании процесса не нужно строить домыслов: коммертировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее.


Чтобы изменить что-то реально, нужны внезапные проверки, но они могут «закошмарить» бизнес

Может ли АЗС подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?

Может, но выиграет ли - большой вопрос, - делится опытом Лев Воропаев. - Если человек опубликовал видео, в котором отражено происходящее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Но все же это видео лучше сначала направить в Роспотребнадзор, чтобы оно стало основанием для проверки.

С недоливом бензина на АЗС сталкиваются многие автолюбители. Это самое часто встречающееся нарушение для большинства отечественных АЗС, так что недоливы, увы, скорее правило, чем исключение. Правда, по наблюдениям автовладельцев, на городских заправках такое случается реже, чем на трассах.

Для работников и хозяев АЗС соблазн достаточно велик: если брать, например, всего по пол-литра с десяти, то за день можно получить более двух тысяч рублей с одной колонки. А если ежедневно на АЗС продается около 5 т топлива, недолив будет составлять около 150 л, а за месяц это около 150 т.р.

Действительно, как определить, залито в бак 10 литров бензина или немного меньше?

Есть два способа для определения недолива. Первый - заправить полный бак. Если вместимость вашего бензобака, например, 58 литров, при заправке на АЗС будет весьма странным, если в него войдет 60, ведь такого просто не может быть!

Другой способ - наполнить канистры известной емкости или мерное ведро (должно предоставляться по вашему требованию на каждой заправке).

Оборудование АЗС настраивается так, чтобы обеспечить точный долив первых 10-ти литров. А недолив возникает уже при больших объемах заправки и будет составлять вроде бы не так и много (по оценкам специалистов, не более 300 мл на каждые 10 л). Кстати, допустимое отклонение при недоливе топлива составляет 25гр на 10 л.


Как же заправляться лучше?

  • Выбирайте одну и ту же, проверенную вами и вашими знакомыми автозаправку.
  • Контроль и еще раз контроль. Возможно все, и текучка кадров, и «сложные материальные обстоятельства» у сотрудников АЗС. Поэтому периодически устраивайте свои собственные проверки: набирайте в канистру или другую емкость бензин и измеряйте сами. Небольшие отклонения всегда возможны, например, из-за изменения температур, но значительные объемы вы легко обнаружите и отличите.
  • В теплое время года заправляйтесь с утра, пока топливо еще не нагрелось.
  • Заправляйтесь там, где только что отъехала другая машина: на этой колонке топливо прокачано и внутренности насоса им смазаны.
  • Всегда наблюдайте, как бензин поступает в шланг: там не должно быть пузырей воздуха. Если вы их видите - учтите, что топлива вы получите гораздо меньше.
  • Если заправляетесь на новой АЗС, где раньше не были, заливайте на пробу 5-10 литров бензина, так вы заодно проверите качество топлива. Кстати, практически все водители предпочитают недолив махинациям с составом горючего.
  • Заправляйтесь в проверенных местах и не соблазняйтесь на низкие цены.

Федерация автовладельцев России нашла отличный повод хорошенько взбодрить массового обывателя, расслабленного мундиалями и рональдами. Опубликованные ею сведения вновь напомнили россиянам древнюю истину: «Воруют, братцы!» В краже на сей раз обвинены . Величина недолива при этом кое-где доходила до 19%. Нетрудно подсчитать, что фактическая цена приобретенного бензина при этом подскакивала до 55 руб. за литр. Величину чьих-то барышей прикиньте сами.

Мне кажется, что «открытие» никого особо не удивило. Правда, Независимый топливный союз уже готовит исковое заявление в суд - клевета, мол! Но и он, похоже, ничуть не удивлен, ибо делает это как-то вяло. Дескать, проблемы есть - знаем, но в них виноваты наследие царизма, советская власть и отдельные нехорошие люди. Кроме того, надо бы еще посмотреть, какой такой методикой пользовалась Федерация. Усушка, утруска, испарения, лето на дворе - тут надобно мерить по науке да с настоящими учеными, а не с «дилетантами по доморощенной методологии»...

Я думаю, что две организации в итоге разойдутся миром, публично обозначив общее стремление к совершенству. Еще я полагаю, что на после этой специально организованной шумихи ровным счетом ничего не изменится. Но хуже другое - я понятия не имею, каким образом сегодня можно образцово-показательно наказать бензинового вора?

Конечно, существуют некие методики Росстандарта - мерная тара и всё такое прочее. Только что мне толку от этих методик, если именно меня и как раз сегодня опять обманули на конкретной АЗС? Обычный чайник в этих условиях - абсолютно бесправное существо: в лучшем случае он может куда-то позвонить или написать. Но и это глупо: ежу понятно, что ни один чиновничий зад при этом не оторвется от кресла, а полицейские машины не помчатся сажать вора в тюрьму. А о любых грядущих проверках заправщики всегда узнают раньше проверяющих, при этом перестроить программу управления раздаточной колонкой для них - минутное дело. И любая методика будет посрамлена.

Впрочем, в упомянутые жулье все-таки ловили и сажали (а кого-то и не только сажали). И в злачных местах типа ресторанов время от времени проводили облавы с контрольной закупкой. Скажем, заказывается огромный банкетный зал, подъезжают Чайки с молодоженами и Жигули с веселыми гостями, произносятся первые тосты, на столах появляются бутылки и блюда. И в этот момент невеста стаскивает фату и достает калькулятор, жених показывает удостоверение, а гости перекрывают пути отхода… Здесь-то и выясняется, что вместо семги вам подали селедку, армянский коньяк заменили подкрашенной водкой, а порции красной икры по пути к столу похудели вдвое… Потом об этом весело рассказывал «Крокодил» и показывал «Фитиль». А конкретные рестораторы и прочие воришки надолго меняли место работы и проживания.

Кто мешает всем нашим Росстандартам и прочим конторам с громкими вывесками время от времени организовывать аналогичные шоу, если иные меры не дают результата? Неужели банальная лень?

Кстати, а какие методы борьбы с ворюгами предложат зарулевцы? В советах просьба не ограничиваться словами типа «сажать» или «стрелять» лучше предложите, как бы выстроить систему продажи топлива, исключающую воровство. Понятно, что для этого лучше всего посадить на каждое рабочее место заведомо честного сотрудника, но…

Но где ж их столько взять-то?

Недолив топлива является одним из самых распространенных нарушений на автомобильных заправках. Как определить недолив и что делать в таком случае?

Способы недолива топлива

Несмотря на то, что подавляющее большинство оборудования на современных автозаправок управляется электроникой, некоторые короли провинциальных АЗС обзаводятся «усовершенствованным» программным обеспечением, способным вносить коррективы в работу топливораздаточных колонок.

В результате в обычном режиме работы электроника на каждых отпущенных 10 литрах не доливает от 0,5 до 1 литра топлива, причем топливо в объемах кратных 5 (5 л, 10л, 15л и т. д.) отмеряет честно.

Более того, в случае проверки или другой необходимости можно и вовсе переключить работу электронной системы управления в честный режим без недоливов, что при контрольной закупке позволяет списать всю вину на разовый сбой в работе программы.

Откроем еще один секрет автозаправок. Допустимая погрешность измерительного прибора, отпускающего топливо через раздаточную колонку составляет плюс/минус 50 мл на 10 л бензина.

Чтобы защитить себя от возможных убытков из-за потенциальных недоливов со стороны поставщиков с нефтеперерабатывающих заводов, владельцы АЗС вносят изменения в калибровку измерительной камеры таким образом, что на каждые 10 л колонка недоливает 50 мл топлива.

Казалось бы, мелочь, но некоторые хозяева бензоколонок идут еще дальше, выставляя подачу топлива в минус 100 мл и более. «Сэкономленный» таким образом после реализации дает владельцам АЗС ощутимый доход.

Очень часто затребованный к заправке объем топлива стоит некруглую сумму. В таких случаях оператор автозаправочной станции, чтобы не тратить время на поиск сдачи предлагает налить бензина на круглую сумму.

Что делает водитель? Естественно, соглашается, в спешке совершенно не проверяя, какое количество бензина отмерил счетчик колонки.

В результате в бак попадает именно тот объем, который был запрошен водителем, а стоимость «заокругленного» бензина оседает в кармане заправщика.

Еще один способ обмана — недолив из топливного шланга. Как правило, подача топлива с заправочной колонки прекращается в момент, когда цифры на счетчике показывают, что осталось еще 0,5 литра бензина до оплаченного объема.

По идее так и должно быть, поскольку недостающие пол-литра топлива находятся в заправочном шланге и в течении последующих нескольких секунд самотеком попадут в бак машины.

На самом деле, при выключении насоса количество бензина в шланге в лучшем случае составит 100-200 мл.

Пользуются невнимательностью водителей и сами заправщики, преждевременно отпускающие курок заправочного пистолета, а затем сливая остаток бензина в заранее приготовленную емкость.

Как не дать себя обмануть

По возможности сами. После того, как выключится насос колонки и на табло высветится оплаченный вами объем бензина, не спешите отпускать курок заправочного пистолета – дайте возможность остаткам топлива из шланга попасть в бак.

Если же заправку выполняет штатный сотрудник станции, внимательно следите за его действиями на финальной стадии заправки.

Не поленитесь, проследите за состоянием смотрового окна заправочной колонки. Если увидите в нем пузырьки воздуха, немедленно прекращайте заправку и требуйте у администрации свои деньги обратно.

Знайте, что отсчет цифр на табло колонки должен начаться одновременно с поступлением топлива из пистолета в бак и остановиться синхронно с прекращением подачи бензина из топливораздаточной колонки.

При заправке на незнакомой АЗС залейте 5 или 10 литров бензина в канистру, а затем проверьте объем топлива.

Будьте уверены – грубый недолив, если таковой имеется, вы обнаружите даже таким кустарным способом.

Чтобы в летнее время вместо бензина не заправиться топливом вперемешку с его парами, производите заправку в утренние часы, когда бензин в хранилище еще не нагрелся.

Особенно это важно, если емкости находятся под открытым небом или от них минуту назад отъехал топливозаправщик.

Отдавайте предпочтение колонке, из которой только что заправилась другая машина. Внутренности насоса такой колонки будут смазаны бензином, следовательно, вероятность недолива будет сведена к минимуму.

Заподозрив обман, требуйте провести контрольный пролив с использованием мерного стакана.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook