Урок чтения подарки зимы с прокофьева презентация. Подарок для Снегурочки. Зимняя сказка (С. Прокофьева, илл. О. Фадеева). Проверка домашнего задания

Интегрированный урок письма и чтения предназначен для учащихся 4 класса обучающихся по коррекционной программе VIII вида. На данном уроке дети знакомятся со стихотворением С. Прокофьевой «Подарки зимы», закрепляют умение находить слова-предметы в тексте, ставить к ним вопросы.

Интегрированный урок по теме "Подарки зимы" (письмо и чтение)

Тема по письму: «Название предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что?». Тема по чтению: С. Прокофьева «Подарки зимы».

Цель:

1. Закреплять умение ставить вопросы к словам-предметам;

2. Формировать навык правильного выразительного чтения целыми словами;

3. Корректировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, классификации;

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Оборудование: картина «Зимний лес», сюжетные картинки «Забавы детей» и «Птичья столовая».

Ход урока

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет слово-предмет.

Ребята, сейчас у нас будет немного необычный урок. Мы вместе проведем письмо и чтение.

2. Артикуляционная гимнастика

Подготовим наш язычок к работе (работа над скороговоркой). «Зимним утром от мороза на заре звенят березы»

3. Сообщение темы и целей урока (Учитель читает стихотворение о зиме.)

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно. (Н.С.Никитин)

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зиме.)

На уроке мы будем говорить о зиме, о зимних нуждах птиц, закрепим умение ставить вопрос к словам-предметам.

4. Чистописание

Назовите первый звук в слове зима.

Какой буквой он обозначен на письме?

Прописывание в тетради заглавной и строчной букв «Зз», слова «зима».

5. Словарная работа по письму

Выборочный диктант. Учитель читает предложения, дети записывают из них изученные словарные слова.

Зимой наша деревня очень красивая. На ветвях деревьев серебрится иней. Сегодня в магазин завезли елки. Из-за выпавшего снега шофер вел автомобиль очень медленно. Лягушек и ящериц зимой не увидишь.

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? и что?)

Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? (слова-предметы)

6. Словарная работа по чтению

Нахлобучила, спозаранку - объяснение смысла слов.

7. Знакомство с текстом стихотворения «Подарки зимы» С. Прокофьевой (Учитель читает стихотворение.)

8. Проверка восприятия текста стихотворения

Какое время года наступило?

Какие признаки зимы описаны в стихотворении?

Какие подарки принесла зима детям?

Кому трудно жить зимой?

Как вы помогаете зимой птицам?

9. Физкультминутка

Физические упражнения, пальчиковая гимнастика («лепим снежки», «разогреваем пальчики от холода»)

10. Работа по письму

Выписать из текста стихотворения слова-предметы в два столбика по пять слов по вопросам: 1 столбик - Кто?, 2 столбик - Что? (2 человека у доски).

11. Работа с текстом стихотворения

Чтение детьми по цепочке по четверостишию. Работа над выразительностью чтения.

12. Работа по письму

Составление и запись предложений по сюжетным картинкам «Зимние забавы детей» и «Птичья столовая». Нахождение и подчеркивание одной чертой слов-предметов в каждом предложении. (Коллективная работа)

13. Продолжение работы по чтению

Выразительное чтение стихотворения детьми выборочно.

14. Домашнее задание

1. Чтение: выучить стихотворение наизусть.

2. Письмо: по разноуровневым карточкам.

15. Итог урока и рефлексия

О каком времени года говорили на уроке?

Что на уроке понравилось больше всего?

Какие задания оказались трудными для вас?

Какие задания оказались лёгкими?

Что у тебя на уроке получилось лучше всего?

Пьеса «Подарок для Снегурочки»-новогодняя. А почему мы ее уже в ноябрьском номере печатаем? Да потому, что предлагаем вам не просто прочесть пьесу, а успеть подготовить и поставить спектакль на новогоднем празднике.

Когда пьесу прочтешь в первый раз, может показаться-трудная она, ни за что ее не сыграть. Тут и волшебство разное, и превращения! Такая пьеса только для настоящих артистов. Но давайте не будем торопиться, не будем унывать. Не так уж все и сложно. Главное-взяться за дело всем вместе. Одни станут актерами, другие-декораторами, третьи-костюмерами, четвертые-музыкантами, пятые - осветителями. Работа для всех найдется. А руководить ею будет режиссер.

Режиссер, конечно, главная фигура в спектакле, хотя он и не играет в пьесе. Ему надо разработать «план» спектакля, каждой его сцены, представить, как будут двигаться и говорить актеры, а потом научить их хорошо играть свои роли. Режиссер руководит и работой всех остальных участников подготовки спектакля.

Как готовить роли актерам? Сначала, конечно, надо их распределить, решив, кто лучше сыграет одну роль, а кто другую (кстати, можно найти актеров и на роль ворот у домиков Волка и Лисы - сделать ворота «живыми» намного проще, чем делать декорации. После того, как роли рас

пределены, актеры должны научиться читать пьесу вслух «на голоса», научиться подавать друг другу реплики, а уж потом, когда роли выучены наизусть и «разговаривают» актеры без запинки, не забывая, кто, когда и что должен сказать, вот тогда только и надо начинать репетировать на сцене: учиться двигаться, жестикулировать.

Сложным делом, наверное, окажется и оформление спектакля. Чтобы сделать декорации, костюмы, чтобы придумать, как будут происходить все волшебства на сцене, нужна не только фантазия, нужно и техническое мастерство. Нужно и шить уметь, и молотком действовать, и в электротехнике разбираться. Конечно, вовсе не обязательно точно следовать указаниям, которые даны в пьесе. Можно оформить спектакль и попроще. Посмотрите на рисунки в журнале-вдруг возьмете эти костюмы и декорации на заметку? Сказка-это всегда условность. Вьюга может быть из марли с наклеенными на нее бумажными снежинками или из новогоднего «дождика». Музыку к волшебным песенкам подберите сами-выберите какой-нибудь подходящий мотив детской песни, чтобы октябрята знали его и могли подпевать...

Мы вам дали всего несколько советов для «пробуждения» вашей фантазии. Дальше действуйте сами. С инициативой, с. выдумкой, а главное -дружно!

Софья ПРОКОФЬЕВА, Ирина ТОКМАКОВА

ПОДАРОК ДЛЯ СНЕГУРОЧКИ

ПЬЕСА В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ, ШЕСТИ КАРТИНАХ

Тема урока : С.Л Прокофьева «Подарки зимы»

Цель : познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью людей. Развитие у детей техники и выразительности чтения, речи.

Задачи:

1. Образовательные: знакомство с новым произведением совершенствовать технику чтения; учить находить основные признаки зимы;

2. Коррекционно- развивающие: корригировать и развивать связную речь;

корригировать мыслительную деятельность на основе загадок;

3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность к явлениям зимней природы и развивать чувство красоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : С.Л Прокофьева «Подарки зимы»

Цель : познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью людей. Развитие у детей техники и выразительности чтения, речи.

Задачи:

1. Образовательные: знакомство с новым произведением совершенствовать технику чтения; учить находить основные признаки зимы;

2. Коррекционно- развивающие: корригировать и развивать связную речь;

корригировать мыслительную деятельность на основе загадок;

3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность к явлениям зимней природы и развивать чувство красоты.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, картинки о зиме, карточки со слогами, пазлы.

Учебник: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения : проблемное изложение; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; практический; частично-поисковый.

Формы работы : фронтальная; групповая; индивидуальная.

В ходе изучения нового материала использовать разнообразные приёмы : работу с учебником, постановку проблемных вопросов.

Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент.

учитель

Прозвенел звонок для нас

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Ученики здороваются с помощью пальчиков.

«Желаю успеха большого

во всем и везде – здравствуйте!

Разминка.

Цель: Развивать речевое дыхание.

Сели правильно.

Прежде чем приступить к работе, проведем дыхательную разминку.

вдох носом, выдох через рот

вдох, задержка дыхания. выдох

вдох, выдох по порциям

Разминка для языка

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было все понятно

Слайд 1 Практическая разминка

Скороговорка

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке

Проверка домашнего задания

У меня в руках комочек снега.(комок ваты) Я вам кидаю снежок и задаю вопросы, а вы на них отвечаете.

Скажите с каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Какое было домашнее задание? (Найти в стихотворении смешные строки и прочитать их с выражением.)

Ребята а теперь нужно узнать какое стихотворение будим читать на сегодняшнем уроке?

Упражнение на развитие быстроты реакции: Слайд 2

– Прочтите слова

сне́г, вью́га, пода́рки, сне́жный, моро́з, зимы́, сугро́бы.

Работа на интеракт. доске

и подчеркните слова: подарки, зимы

Чтобы узнать название следующего произведения вам нужно, составить из слов предложение.

Кто прочтёт составленное предложение?

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведениям о зиме, называется оно….

(По-дар-ки зи-мы) открыли учебники

Автобиография С. Прокофьевой.

–Софья Леонидовна Прокофьева -русская писательница, автор замечательных детских сказок. Родилась в Москве 14 мая 1928 г. в семье художника… Слайд

При чтении стихотворения встретятся незнакомые вам слова.

Работа с учебником.

а) Словарная работа.

Цель: дать обучающимся конкретное представление об изучаемых словах.

нахлобучила – небрежно одела

спозаранку – очень рано

завитушки- это узоры с волнистыми загнутыми линиями

Физминутка. (под музыку)

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Изучение нового материала

1) Первичное чтение стихотворения учителем.

Физминутка для глаз

2)Читайте стихотворение выразительно, передовая голосом настроение.

- Работа с 1 столбиком.

Что принесла во двор Зима?

Работа со 2 столбиком.

Прочитайте самостоятельно и найдите в тексте. От чего на окнах появились звёзды, листья, завитушки? (Ответы детей)

Работа в парах.

Прочитайте друг другу 3 – й столбик и ответьте на вопрос.

Почему ребятам стало жарко в декабре?

К каким строкам стихотворения можно отнести эти картинки. Найдите в тексте и прочитайте.

Задание: составление предложений с предлогами. Приложение 1

Итог урока.

– Что читали? О чём и о ком читали?

– Что нового узнали?

Что составляли?

Оценивание

Домашнее задание

Саша, Никита, Юра –наизусть

Настрой на перемену

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.


Колобушкина Анжелика ВладимировнаМОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида. г.Калязин Тверская область. Учитель начальных классов

Урок развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени. 2. Развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие познавательного интереса. 3. Коррекция логического мышления. 4. Воспитание любви к природе, наблюдательности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде.На занятиях, в труде.Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.

2. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Вы хотите узнать кто? Отгадайте загадку и узнаете.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (осень).

Правильно. Но Осень пришла к нам не одна. Она привела с собой своего младшего брата Кто из вас догадался, что это за брат? Отгадайте загадку и узнаете. (Месяц – сентябрь.)

Загадка.

Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

Молодцы. Как вы догадались? Младший брат Осени очень любит играть. Давайте поиграем в мяч. Я буду задавать вопрос и кидать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

Сколько времён года вы знаете?

Какие времена года вы знаете?

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц был перед ним?

Какой месяц будет следующий?

Что выглядывает из-за туч?

Какого цвета листья осенью?

Какой ветер дует осенью?

Что делает дождь?

Что делают птицы?

Молодцы. Мы назвали признаки осени. Повторим их.

3.Работа с демонстрационным материалом.

Картинки:

Солнце. (Солнце греет меньше).

Шапка, куртка, сапоги. (На улице становится холоднее).

Символы дня и ночи – чёрная длинная и короткая жёлтые полоски. (День становится короче, ночь – длиннее.)

Зонт. (Часто идут дожди).

Дерево. (Начали желтеть и опадать листья).

Птица. (Птицы улетают на юг).

Повторение признаков осени по опорным картинкам по цепочке, затем одним учеником.

Вывод: Осень только началась, в сентябре ещё мало жёлтых листьев, ещё не очень холодно. Говорят, сентябрь – начало осени, или, по –другому, ранняя осень.

Учащиеся несколько раз повторяют словосочетание «ранняя осень» хором и индивидуально.

4.Работа с пословицами.

Ребята «срывают» листочки с осеннего дерева. На листочках записаны пословицы:

Сентябрь красно лето провожает, золотую осень встречает.

Сентябрь птиц в дорогу торопит.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Сентябрь яблоком пахнет, а октябрь капустой.

В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Сентябрь – вечер года.

Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое движениями).

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Деревцо все выше, выше.

Ветер тише, тише, тише.

5. Закрепление.

Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками, с подарками.

Ученик читает стихотворение «Подарки осени» С.Прокофьева

Вопросы и задания

Какие плоды созревают в сентябре?

Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

Отгадать загадки:

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

Маленький Иван,

Костяной кафтан. (Орех)

У одной матери

Тысяча сыновей.

Она каждому шапочку дала,

А себе не взяла.

(Дуб, желуди)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

4. Нарисовать и раскрасить гроздь рябины, желуди, орехи, грибы (корзину с грибами).

Игра « Весёлые стихи» (Правильно – хлопаем, неправильно – топаем и объясняем).

Под осень лист берёзовый

Абсолютно розовый. (Не розовый, а жёлтый.)

У сосны иголки,

Короче, чем у ёлки. (Не короче, а длиннее.)

Осенью в стужу

Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома.)

Чтоб было осенью тепло,

Наденем на себя пальто. (Это правильно.)

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас сейчас настроение .

Используемая литература:

      И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром. М.: «Мозаика - Синтез», 2007

      Т.Н. Ильюшина Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста, В.: «Издательство Учитель», 2011

      Л.Г. Селихова Ознакомление с природой и развитие речи. М.: «Мозаика - Синтез», 2006

      С.Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

      Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей, М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

Понравилось? Лайкни нас на Facebook