Relatives в английском языке. Relative clauses (придаточные определительные предложения). Общие сведения о придаточных частях

Relative clause – это придаточное предложение, выполняющее в предложении функцию определения.

Давайте рассмотрим несколько предложений с определительными придаточными, чтобы понять, что они из себя представляют.

My friend who lives in Canada has divorced recently. Мой друг, который живет в Канаде, недавно развелся.

That’s the boy who broke my glasses . Это мальчик, который разбил мои очки.

This is the exercise that I couldn’t do . Это упражнение, которое я не смог решить.

The poem which you wrote is great! Стихотворение, которое ты написал, великолепно!

The girl whom you wrote is my cousin. Девушка, которой ты написал, моя двоюродная сестра.

This is Mike, whose elder sister was on yesterday party . Это Майк, чья старшая сестра была на вчерашней вечеринке.

Where is this the house which/that you bought? Где дом, который вы купили?

Как вы видите из примеров, Relative Clauses в английском языке могут начинаться с таких относительных местоимений как (relative pronoun ) :

who (кто, который – употребляется только с людьми),

that (что, который – употребляется с неодушевленными и одушевленными предметами),

which (который – может стоять только в середине предложения, используется с неодушевленными предметами),

whom (которому – употребляется с одушевленными предметами),

whose – чей.

А теперь давайте перейдем к самому главному, к правилам Relative clause:

Давайте рассмотрим предложение:

The couple who live next door have twelve children. Пара, которая живет по соседству, имеет 12 детей. (Грамотнее, конечно, на русский перевести как: У пары, живущей по соседству, 12 детей).

The couple have twelve children –это главное предложение.

Если мы хотим дать какое-либо уточнение об этой семейной паре (какая она?), то необходимо использовать определительное придаточное предложение – defining relative clause . В данном случае это — who live next door.

Who в является относительным местоимением — relative pronoun.

Обратите внимание, что относительное местоимение может быть как субъектом, так и объектом главного предложения.

I have a friend who speaks German. У меня есть друг, который говорит на немецком языке.

Здесь who является подлежащим = Он говорит.

The girl who you saw speaks Chinese. Девушка, которую ты увидел , говорит на китайском языке. Здесь who является определением.

Спрашивается, зачем это надо знать? Все дело в том, что если who является подлежащим (т.е. субъектом, выполняющим действие), то его можно опустить!

Обратите внимание, что если who является объектом (т.е. определением), то его можно заменить на whom, если речь, конечно, идет о человеке.

Если речь идет о неодушевленном предмете и животных, то надо использовать местоимение which.

Местоимение that можно использовать как к одушевленным, так и к неодушевленным предметам.

Возникает вопрос, если that может заменить who и which, то можно ли его тогда использовать всегда и забыть о других местоимениях?

Нет, так делать нельзя. Грамотно that использовать в следующих случаях:

Обычно that используется в тех предложения, где оно является субъектом (т.е. то, что выполняет действие) и стоит после таких слов как:

Something [‘s?m???] — кое-что, что-нибудь, что-то

Anything [‘en????] — что-нибудь

All [??l] – все

Little [‘l?tl] – мало, маленький

Much – много

None – ни один из

Также местоимение that используется в предложениях с превосходной степенью сравнения.

Кстати, подробнее о степенях сравнения в английском языке читайте здесь.

Relative clauses (придаточные определительные предложения)

Subject or object

Relative clauses give extra information about a noun in the main clause.

Relative clauses begin with a relative pronoun

(who, which, that, whom, whose).

The relative pronoun can refer to the subject of the clause.

-That"s the woman who bought my car.

The woman (subject) bought my car (object).

Or the relative pronoun can refer to the object of the clause.

-This is the car that I used to own.

I (subject) used to own the car (object).

Субъект или объект

Придаточные определительные предложения дают дополнительную информацию о существительном в главном предложении.
Придаточные определительные предложения начинаются с относительного местоимения (кто, что, тот, кого, чья).

Относительное местоимение может относиться к подлежащему в предложении.

Женщина (субъект) купил свою машину (объект).

Или относительное местоимение может относиться к дополнению в предложении.

Я (субъект) владел автомобилем (объект).

Defining

. Defining clauses give important information which tells us exactly what is being referred to.

-The book which you lent me is really good.

This indicates which book we are talking about. Without the relative clause, it might be difficult to understand the meaning.

Определяющие

Определяющие предложения дают важную информацию, которая говорит нам, что именно имеется в виду.
-Книга, которую вы предоставили мне действительно хорошо.

Это указывает на ту книгу,о которой мы говорим. Без определяющего предложения, может быть трудно понять смысл.

Non-defining

. Non-defining clauses add extra information. They are separated by commas in writing, and by a pause on either side (where the commas are) in speaking. We generally use which not that in non-defining clauses.

- This gives extra information about the book.

We could miss out the relative clause and the meaning would still be clear.

Не определяющие

Не определяющие предложения добавляют дополнительную информацию. Они разделены запятой в письменной форме, и паузой с каждой стороны (там, где запятые) в разговоре. Мы вообще используем which а не that в не определяющие предложениях.

- Книга, которую я не читал, по-прежнему лежала на полке.

Это дает дополнительную информацию о книге. Мы могли опустить н е определяющее предложение, но смысл все равно будет понятным.

Omitting the relative pronoun

. In a defining relative clause we can leave out the relative pronoun if it is the object of the clause.

- That"s the car (that) I used to own.

We cannot miss out the relative pronoun if it is the subject of the clause.

- That"s the woman who bought my car.

. In a non-defining relative clause we cannot leave out the relative pronoun.

- The book, which I hadn"t read, was still on the shelf.

Опуская относительное местоимение

В о пределяющем предложении мы можем опустить относительное местоимение, если оно является дополнением в предложении.

Это автомобиль, который у меня был.

Мы не можем опустить относительное местоимение, если оно является подлежащим в предложении.

-Это женщина, которая купила машину.

В н е определяющих предложениях мы не можем опустить относительное местоимение.

- Книга, которую я не читал, по-прежнему лежала на полке.

Which, who and that

. That instead of which

When we talk about things, that is often used instead of which in defining clauses. This is very common in speech.

- Is this the house that you bought?

. That instead of who

When we talk about people, that can be used instead of who in defining clauses.

-Have you met the boy that Sue is going to marry?

. Which in non-defining clauses

That cannot be used to introduce a non-defining clause.

-The hotel, which was a hundred years old, was very comfortable.

. Prepositions

That cannot be used after a preposition.

-This is the car (that / which) I paid £2000 for. (speech)

- This is the car for which I paid £2000. (formal)

Который, кто и что

. That вместо which

Когда мы говорим о вещах, That часто используются вместо which в определяющем предложении. Это очень распространено в речи.

- Это тот дом, который вы купили?

. That вместо who

Когда мы говорим о людях, that может быть использовано вместо who в определяющем предложении.

-Вы встретили молодого человека, за которого Сью выходит замуж?
. Which в не определяющих предложениях
That не может быть использовано для введения не-определяющего предложения.

- Отель, которому было сто лет, был очень удобен.

. Предлоги

That не может быть использовано после предлога.

-Это автомобиль (за который) я заплатил £ 2000.

(в речи)

-Это автомобиль,за которую я заплатил 2000 фунтов стерлингов. (формально)

Whom and whose

. Whom is generally used in writing.

-Smith was one of the men whom Jones had met earlier. (formal)

- Smith was one of the men (that / who) Jones had met earlier . (speech)

Whom has to be used after prepositions.

- This is the person (who) I sold my car to. (speech)

- This is the person to whom I sold my car. (formal)

. Whose means of whom, and usually refers to people.

- This is Jack. His sister is staying with us.

- This is Jack, whose sister is staying with us.

Кому и чьё

Whom , как правило, используется в письменной речи.
-
Смит был одним из мужчин, с которым Джонс встречался ранее. (формально)

-Смит был одним из мужчин,(с которым) Джонс встретился ранее. (в речи)

Whom должно быть использовано после предлогов.

Это человек, (которому) я продал свой автомобиль. (в речи)

- Это человек, которому я продал свой автомобиль. (формально)

. Whose означает чьё, и,как правило, относится к людям.

-Это Джек. Его сестра остается с нами.

-Это Джек, чья сестра остается с нами.

Exercise 1: Fill in: who, whose, which or where.

My school, 1) __________ is called King Edward"s, has about 2,000 students. My favourite teacher, 2)__________ is called Mr Brown, teaches sport. The sports centre, 3)____________ I play basketball and tennis, is the largest in the area. I walk to school every day with my friend Mike, 4)____________ father teaches History.

Exercise 2:

Make sentences as in the example. Use relative pronouns or relative adverbs.

Example: A painter is someone who paints pictures.

. builder / someone / build houses . elephant / animal / ears are big

. circus / place / can see acrobats

. tiger / animal / live in jungle

. supermarket / place / do shopping

Exercise 3:

Fill in: who"s or whose.

1 My mother,_________

2 She"s the woman ________________married to an actor.

3 Celine is the girl ______________brother won the prize.

4 Helen is the person______________car is outside our house.

5 Ann"s the one________________ a History teacher.

6 Lucas is the man ______________helping us move house.

7 That"s the woman _____________

8 . ______________concert did you go to?

Exercise 4:

Fill in the correct relative pronoun. What part of sentence is each, subject or object? Write S for subject and О for object, then state if the relatives can be omitted or not in the box provided.

Did you see the man __________ stole her bag?

not. omitted

The dress__________ Mary bought yesterday is too big.

Please give me the keys______

are on the table.

Is that the man______________we saw in the park yesterday?

What"s the name of the lady_____

babysits your little sister?

Klaus is playing with the dog____

lives next door.

Have you eaten all the cakes_____

I made yesterday?

How old is the man___________

owns that shop?

Have you met the man_________

Jackie is going to marry?

Let"s all look at the picture______

is on page 7.

Has Peter returned the money____

he borrowed from you?

What colour is the dress ______

you"re going to wear tonight?

Exercise 5:

Write one word for each space.

Hi Janet,

How are you? I"m doing all right. I just wanted to tell you 1)______________ something exciting 2) ________ happened to me last Saturday. Do you remember Beth, 3) _____________party we went to last winter? Well, I went 4) __________ her and her cousin to a concert at Croke Park 5)___________my favourite band, Nickelback, were playing. Anyway, her cousin Rick knew someone 6) _________ was working backstage and he let us meet the band. He even invited us to a party 7) ______________ the band was going to after the concert. It was amazing! Now about the weekend hiking trip - the reason 8) ______ I can"t come is because my sister has asked me to take care of her children as she"s 9)______________ on a business trip. I "m so sorry. I was really 10) _____ forward to it.

Write and tell me your news,

Shelly

Exercise 6:

Fill in the appropriate relative, say whether the relative clauses are essential or not to the meaning of the main sentence, then add commas where necessary.

    Paul Stevens___________ starred in Days went to school with my brother.

    The pen __________ I left on that table has disappeared.

    The woman _________ repairs our car is very friendly.

    David _________ grew up in Canada speaks French fluently.

    The man _______car was stolen has gone to the police station.

    Rye_________ my grandmother lives is near the sea.

    Oleg_________car has broken down is late for work.

    The Coliseum_________attracts many tourists is in Rome.

Exercise 7:

Fill in the relative pronoun or adverb. Put commas where necessary. Write D for defining, ND for non-defining and if the relative can be omitted or not in the box provided.

Mr Brown , who_ _

teaches us French, comes from London.

not omitted

The girl___________

I met on the bus looks just like my sister.

Peter Smith_________

had an accident is in hospital.

The apples__________

grow on these trees are delicious.

This lemon pie______

I made yesterday tastes great.

The film__________

I saw on TV last night was very exciting.

My friend Akim_____

is a doctor works very long hours.

John___________

father is a lawyer has moved to Paris.

The sports centre____

we play tennis is expensive.

The vase .__________

Susan gave me got broken.

The summer ______

I went to Spain was really hot.

The car____________

tyres are flat is mine.

The cafe___________

I first met my husband has closed down now.

Simon____________

mother is a vegetarian doesn"t eat meat.

The bakery_________

is by my house sells wonderful pies.

Exercise 8:

a) Translate the sentences into English.

1. Художник, который нарисовал эту картину, жил в 19 веке.

2. Книга, которую ты прочитал летом, действительно очень увлекательная.

3. Катя, чей брат учится в моем классе, выиграла чемпионат мира.

b) Translate the text into English.

Зоопарк - это место, куда люди ходят с самого детства. Животные, которых там можно увидеть, представляют разные страны и континенты. Люди, которые часто посещают зоопарк, даже имеют там своих любимых животных. В некоторых зоопарках животным можно давать специальную еду, которая куплена здесь же. День, когда вся семья идет в зоопарк, обычно очень радостный, особенно для детей.

.................................................................................................................................................................................................................

Answers:

Exercise 1: 1)which 2)who 3)where 4)whose

Exercise 2:

1)Builder is someone who/that builds houses

2) A circus is a place where we can see acrobats.

3)A tiger is an animal which/that lives in the jungle.

4)A supermarket is the place where we do the shopping.

5)An elephant is an animal whose ears are big.

Exercise 3:

1 My mother,_ whose ________ name is Elizabeth, is a piano teacher.

2 She"s the woman ___ who"s_ ____________married to an actor.

3 Celine is the girl __ whose ____________ brother won the prize.

4 Helen is the person___ whose ___________car is outside our house.

5 Ann"s the one___ who"s _____________ a History teacher.

6 Lucas is the man ___ who"s_ __________ helping us move house.

7 That"s the woman __ whose ___________ son just graduated from university.

8 . ___Whose ___concert did you go to?

Exercise 4:

1) who / that (S- not omitted)

6)which/that (S- not omitted)

11)which/that (O-omitted)

16)who / that(S-not omitted)

2)which/that (O-omitted)

7)which/that(O-omitted)

12)which/that(O-omitted)

17)which/that (S- not omitted)

3)which/that (S- not omitted)

8)who / that (S-not omitted)

13)who / that(S-not omitted)

18)who / that (S- not omitted)

4) who(m) / that(O-omitted)

9)who(m) / that(O-omitted)

14)which/that (S- not omitted)

19)which/that (O- omitted)

5) who / that (S-not omitted)

15)who / that(S-not omitted)

20)who(m) / that (O-omitted)

Exercise 5:

1)about

3)whose

5)where

7)which

9)going

2)which

4)with

6)who

8)why

10)looking

Exercise 6:

1)who

3)who/that

5)whose

7),whose...,

2)which/that

4),who.........,

6),where....,

8),which...,

Exercise 7:

1) who (ND-not omitted)

6)which/that(D-omitted)

11)when (D-omitted)

2) who(m) / that (D-omitted)

7),who...,(ND-not omitted)

12)whose(D-omitted)

3),who..., (ND-not omitted)

13)where(D-omitted)

4) which / that(D-omitted)

9)where(D-omitted)

14),whose..., (ND-not omitted)

5) ,which.., (ND -not omitted)

10)which/that(S-not omitted)

15)which/that(D-omitted)

Exercise 8:

Translation (suggested answers)

a) 1) The artist who painted this picture lived in the 19 th century.

2) The book you read in the summer is really very exciting.

3) Kate, whose brother studies in my class, has won the world championship.

b) The zoo is a place where people go from their childhood on. Animals which you can see there come from different countries and continents. People who often go to the zoo even have their favourite animals there. In some zoos you can give the animals special food which has been bought there. A day when the whole family goes to the zoo is usually very jolly, especially

__________________________________________________ ___________________________________________________________________

More exercises:

1 ) Underline any relative pronouns that can be left out in these sentences.

1 I think that my boss is the person who I admire most.

2 Harry, who was tired, went to bed very early.

3 Were taking the train that leaves at 6.00.

4 Have you seen the book that I left here on the desk?

5 The film which we liked most was the French one.

6 My radio, which isn"t very old, has suddenly stopped working.

7 The clothes which you left behind are at the reception desk.

8 The couple who met me at the station took me out to dinner.

9 Last week I ran into an old friend who I hadn"t seen for ages.

10 Don"t cook the meat

2)Replace the relative pronouns in italics with that, where possible.

1 This is the magazine which I told you about.

2 John"s flat, which is in the same block as mine, is much larger.

3 The girl whose bag I offered to carry turned out to be an old friend.

4 The policeman who arrested her had recognized her car.

5 I work with someone who knows you.

6 We don"t sell goods which have been damaged.

7 Brighton, which is on the south coast, is a popular holiday resort.

8 I don"t know anyone whose clothes would fit you.

9 There"s a cafe near here which serves very good meals.

10 People who park outside get given parking tickets.

3) Underline the most suitable word in each sentence.

1 My friend Jack, that I who / whose parents live in Glasgow, invited me to spend Christmas in Scotland.

2 Here"s the computer program that / whom / whose I told you about.

3 I don"t believe the story that / who / whom she told us.

4 Peter comes from Witney, that / who / which is near Oxford.

5 This is the gun with that I whom / which the murder was committed.

6 Have you received the parcel whom / whose / which we sent you?

7 Is this the person who I which / whose you asked me about?

8 That"s the girl that I who / whose brother sits next to me at school.

9 The meal, that I which / whose wasn"t very tasty, was quite expensive.

10 We didn"t enjoy the play that / who / whose we went to see

4) Put one suitable word in each space, or leave the space blank where possible.

The story so far:

Jane Piatt, (1).............is travelling to London because of a mysterious letter, is the only person (2).....................witnesses a murder at Victoria Station. The detective to (3).....................she gives her statement then disappears.Jane goes to an office in Soho to answer the letter 4)..................... she had received. There she discovers that her uncle Gordon, (5).....................

lives in South America, has sent her a small box (6)..................... she is only to open if in trouble.) Jane, (7)..................... parents have never mentioned an Uncle Gordon, is suspicious of the box, (8)..................... she gives to her friend Tony. They go to Scotland Yard and see Inspector Groves, (9)..................... has not heard of the Victoria Station murder, (10)..................... was not reported to the police. Jane gives Inspector Groves the murdered man"s ticket, (11)..................... she found beside his body. Then Jane and Tony decide to go to Redhill, (12)..................... was the town (1 3)..................... the murdered man had come from. On the train they meet a man, (14)..................... face is somehow familiar to Jane, (15)..................... says he knows her Uncle Gordon.

5 ) Put a suitable relative pronoun in each space, or leave the space blank where possible.

1 My bike, ..........I had left at the gate, had disappeared.

2 The shoes.....................I bought were the ones.....................I tried on first.

3 The bag in.....................the robbers put the money was found later.

4 The medicine.....................the doctor gave me had no effect at all.

5 Peter,.....................couldn"t see the screen, decided to change his seat.

6 I really liked that tea.....................you made me this morning.

7 What was the name of your friend.....................tent we borrowed?

8 The flight.....................Joe was leaving on was cancelled.

.......................................................................................................................................................................

Answers:

1 1 who . 2 none. 3 none. 4 that. 5 which. 6 none. 7 which. 8 none. 9 who. 10 that.

2 1 that I told you about . 2 not possible. 3 not possible. 4 that arrested her. 5 that

knows you. 6 that have been damaged. 7 not possible. 8 not possible. 9 that serves

very good meals. 10 that park outside.

3 1 whose . 2 that. 3 that. 4 which. 5 which. 6 which.7 who. 8 whose. 9 which.10 that.

4 1 who . 2 who. 3 whom. 4 blank. 5 who. 6 which. 7 whose. 8 which. 9 who. 10

which. 11 which. 12 which. 13 blank. 14 whose. 15 who.

5 1 which . 2 blank, blank. 3 which. 4 blank. 5 who. 6 blank. 7 whose. 8 blank.

Семестр пролетел, как и не было. Казалось, еще учиться и учиться, а вот уже экзамены сданы! Недаром говорят - Все в мире относительно. Предлагаю очередную тему моей грамматической рубрики: Relative Clauses - Все относительно!

Для начала, хочу напомнить о разнице между Sentence и Clause.
Sentence - все предложение от начала до конца. Может содержать в себе много Clause-ов. Бывает сложно-сочинительное, когда Clause-ы не подчиняются друг другу, и сложноподчинительное, соответственно:)

Существует два типа придаточных определительных:

Defining relative clauses

Non-defining relative clauses

ограничительные

распространительные

Those who have not yet registered should do so at once. — Те, кто еще не зарегистрировался, должны сделать это незамедлительно

Yesterday we visited the City Museum, which I"d never been to before . — Вчера мы ходили в Городской музей, в котором я никогда раньше не был

уточняют значение определяемого слова:

только те, кто еще не зарегистрировался

сообщают дополнительную информацию об определяемом слове - музее


. Мы используем which / that, когда говорим о вещах, понятиях:

The office which / that the CEO prefers is in the city centre.
Офис, который предпочитает наш директор, находится в центре.
which / that the CEO prefers говорит о том, какой именно офис

Subject and Object relative Clauses

Относительные местоимения who/which/that могут быть опущены, если они являются объектом Defining relative clause:
The manager (who) we hired
Менеджер, которого мы наняли на прошлой неделе
Наняли кого? - которого:) в смысле менеджера; которого - объект

The manager who applied last week has already resigned.
Менеджер, который обратился к нам
Обратился кто? - который:) в смысле менеджер; который - субъект

Если относительное местоимение является субъектом, оно не опускается.

Non-defining relative clauses

Используются, чтобы дать дополнительную информацию о человеке или предмете:

Mr. Green, who is our best lawyer, is going to leave the company.
Нам известен человек, о котором мы говорим - Мистер Грин.
Тот факт, что он лучший юрист - дополнительная информация.
. Определительное придаточное предложение может относиться не только к отдельному слову, но и ко всему главному предложению целиком. Такое придаточное может вводиться только союзом which. Находится оно всегда после главного предложения:

He never
admits his mistakes, which is extremely annoying.
Он никогда не признает своих ошибок, что безумно раздражает

И, как обычно, немного упражнений для отработки полученных знаний:)
5. Придаточные предложения, выполняющие роль существительных

Придаточные предложения, которые могут выполнять эти функции существительного бывают трех типов.

Первый тип таких придаточных предложений соединяется с главным предложением с помощью союза that. Такие предложения называются that-предложениями (That-clauses).

Второй тип таких предложений соединяется с главным с помощью союзных слов who, what, which, where, when, why и how . Такие предложения называются wh-предложениями (Wh-clauses).

И, кроме того, придаточные предложения могут соединяться с главным с помощью союзов if/whether в косвенных вопросах.

1. THAT-предложения .

That-предложения могут выполнять именно четыре функции существительных/местоимений.

1. Подлежащее.

Jack was too young Джек был слишком молод.
That the driver could not control his car was obvious то, что водитель потерял контроль над машиной, было очевидно.

(Однако такие предложения звучат очень литературно и в разговорной речи обычно вводится второе формальное подлежащее it: It was obvious (that) the driver could not control his car было очевидно, что водитель потерял контроль над машиной).

2. Дополнение.

Everyone could see Jack все могли видеть Джека.
Everyone could see that he was frightened все могли видеть, что он напуган.

(в таких предложениях that может опускаться – everyone could see he was frightened).

3. Комплемент.

This is Jack это Джек.
The truth is that he was very shy дело в том, что он был очень застенчив.

(в таких предложениях that также может опускаться – the truth is he was very shy)

4. Приложение.

We met my friend Jack мы встретили моего друга Джека.
We must face the fact that we have spent all our money мы должны осознать тот факт, что мы потратили все наши деньги.
The hard truth, that they had spent all their money , was a great shock to her горькая правда, что они истратили всех деньги, было для нее большим потрясением.

В данном случае that-предложения являются приложениями, а не определениями, так как то, что они потратили деньги и является фактом или правдой.

В первом предложении придаточное предложение ограничительное (то есть, не может быть опущено без нарушения грамматического строя предложения) и не выделяется запятыми, а во втором предложении - неограничительное (если его убрать, предложение останется грамматически правильным) и выделяется запятыми.

Разновидностью that-предложений является косвенная речь

2. WH-clauses

Для связи придаточных WH-предложений с главным предложением употребляются три вопросительных местоимения what, who, which, а также четыре вопросительных наречия where, when, why, how (если приглядеться к слову how, то можно увидеть, что там тоже есть буквы w и h)

WH-предложения, как и THAT-предложения, могут являться подлежащим, дополнением и комплементом, но в отличие от THAT-предложений, они не могут выступать в роли приложения.

1. Подлежащее.

It is a complete mystery это полная загадка.
What caused the accident is a complete mystery что вызвало аварию – полная загадка.

2. Дополнение.

No one knows it никто этого не знает.
No one knows what caused the accident никто не знает, что вызвало аварию.

3. Комплемент.

It is a question of taste это вопрос вкуса.
The question is what caused the accident вопрос в том, что вызвало аварию.

4. Кроме того, WH-предложения могут быть частью предложного оборота:

We depend on it мы зависим от этого.
It depends on what you really mean это зависит от того, что вы в действительности имели в виду.

5. Также WH-предложения часто употребляются в качестве так называемых косвенных вопросов:

That man caused the accident этот человек виновен в аварии.
ПРЯМОЙ ВОПРОС: Who caused the accident? кто виноват в аварии?
КОСВЕННЫЙ ВОПРОС: Tell me who caused the accident скажи мне, кто виноват в аварии.

Mr. Smith will return on Monday мистер Смит возвращается в понедельник.

ПРЯМОЙ ВОПРОС: When will Mr. Smith return? когда возвращается мистер Смит?
КОСВЕННЫЙ ВОПРОС: Tell me when Mr. Smith will return скажите мне, когда возвращается мистер Смит.

5. Косвенные вопросы c if/whether

Придаточные предложения могут вводиться также с помощью союзов if/whether в том случае, если вопрос предусматривает ответы yes или no:

I wonder if/whether you’ve met him интересно, встречались ли вы с ним.
Please tell me whether or not you agree пожалуйста, скажите, согласны вы или нет.

Такие предложения могут быть:

1. Подлежащим:

Whether we can help you is a difficult question сможем ли мы вам помочь – сложный вопрос.

2. дополнением:

Whether we can really help you , I don’t know yet я еще не знаю, сможем ли мы вам помочь.

3. Частью предложного оборота:

It depends on whether we have enough money это зависит от того, есть ли у нас достаточно денег.

Друзья, сегодня мы поговорим о defining и non-defining clauses. Сразу скажу, в русском языке такого понятия нет, поэтому, например, во фразе «Вот дом, который построил Джек» мы ставим запятую, а англичане (This is the house that Jack built) – нет. Эта тема очень важна для правильного перевода на английский язык конструкций со словами который, чей, что и т. д. Итак, в английском языке существуют так называемые relative clauses (придаточные предложения, выполняющее функцию определения). Они могут быть defining (показывают, о чем или о ком мы говорим) и non-defining (содержат дополнительную информацию, которую можно выкинуть).

1) Рассмотрим сначала defining clauses , которые содержат крайне важную информацию, которую нельзя выкинуть, не изменив смысла фразы. Возьмем такие примеры:
The bike that is broken is in the garage. В этом случае с помощью определителя that is broken мы выделяем предмет из ряда других. Иными словами, у нас есть много велосипедов, и тот, что сейчас сломан, стоит в гараже.

Tom’s brother who works at the supermarket is a friend of mine. Вопрос. Сколько у Тома братьев? Ответ: два или больше. В данном случае определитель who works at the supermarket позволяет нам выделить именно этого брата из всех остальных. Если мы выкинем этот оборот, понять, о каком именно из братьев идет речь, мы не сможем.

Stroke incidence data are obtained from sources that use the ICD (International Code of Diseases) classification systems . Мы не можем выкинуть relative clause, поскольку иначе информации будет явно недостаточно (from sources. Из каких-то неизвестных источников?).

Итак, defining clauses содержат информацию, важную для понимания всей фразы, их нельзя выкинуть, не потеряв смысл, они позволяют выделить предмет из ряда остальных и не отделяются запятыми (да-да, несмотря на то, что в русском языке перед словами который, чей и т.д. запятая всегда ставится). Также стоит помнить, что с одушевленными существительными употребляется who (в разговорной речи его можно заменить на that), а с неодушевленными – which (некоторые авторы рекомендуют употреблять в defining clauses только that, другие – разрешают и which, и that. Я предлагаю остановиться только на that , чтобы было проще).

2) Non-defining clauses вводят дополнительную информацию, которую можно выкинуть, и смысл фразы будет по-прежнему ясен. Вспомним про велосипед в гараже и сделаем из него non-defining clause:

The bike, which is broken, is in the garage. В этом случае велосипед у нас только один, он стоит в гараже. То, что он сломан, является дополнительной информацией, которую можно и выкинуть, и фраза по-прежнему будет осмысленной. NB! Обратите внимание на запятые и на то, что они не дружат с that! Только which/who !

Tom’s brother, who works at the supermarket, is a friend of mine. Вопрос. Сколько у Тома братьев? Ответ: один. Выкидываем who works at the supermarket , получаем тот же смысл, просто без дополнительной информации.

Еще один пример использования non-defining clauses – предложения с конструкциями после «что», например: Курение наносит вред здоровью, что хорошо известно каждому курильщику. Smoking is bad for your health, which is well known to every smoker. В подобных случаях необходимо ставить запятую и использовать which в качестве подлежащего. Если предложение очень длинное, лучше разбить его на части: Smoking is bad for your health. This is well known to every smoker (или, что еще лучше, переделаем в active voice: Every smoker knows it very well).
В последнее время мне перестало нравиться which в таких конструкциях, потому что иногда они получаются двусмысленными:
Smoking is bad for your health, which is well known to every smoker. — можно подумать, что «здоровье хорошо известно каждому курильщику».
Поэтому предпочитаю писать с this, лучше отдельным предложением.

Напоследок то том, как избавляться от этой красоты. 🙂

Books that were printed before 1600 are rare and valuable. Tuesday is the only day that is possible for the meeting. Here are some cells that the researcher has identified.

(NB: who/which/that + have так заменять нельзя: We need to talk about some problems that have arisen during the operation).

Также следует помнить, что оборот после which/who/that относится к слову, стоящему перед ним. Соответственно, если в русской фразе это не так, перевод лучше построить таким образом, чтобы избежать двусмысленности. Вот пара забавных примеров на эту тему:

The man who spoke French… The dog that bit me… Добавим дополнительную информацию про мужчину и собаку, забыв, что разделять определяемое слово и that/who нельзя: The man on the horse who spoke French… The dog sitting near the building that bit me… 😀

Так что помните о лошади-полиглоте и ставьте who/that только после слова, к которому они относятся!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook