Плюсы и минусы дистанционного обучения. Плюсы и минусы высшего образования. Так ли оно необходимо для успеха? Плюсы получения образования в Канаде

Многие родители сталкиваются с дилеммой, когда приходит пора задуматься об образовании своих детей. Отправлять ли ребенка учиться за границу? Или пусть подольше побудет под крылышком мамы и папы? Возможно, стоит спросить самих детей? WoMo так и поступил и попросил детей наших working moms рассказать обо всех плюсах и минусах обучения за рубежом. И вот какие ответы мы получили.

Марта Билас, 25 лет

Место обучения: TASIS в Швейцарии (The American School In Switzerland), после чего получила степень бакалавра BA (Hons) Public Relations в Bournemouth University (Великобритания, Бормут) и степень магистра MA (Hons) International Business and Management в Westminster University (Великобритания)

Я уехала в школу в Швейцарии в неполных 15 лет. В школе сразу очень понравился тот факт, что тебя никто не заставляет учиться. Просто дают понять, что знания нужны исключительно тебе и создают условия и атмосферу, в которых хочется взять от процесса обучения максимум. Учителя профессиональны и дружелюбны, всегда готовы помочь тебе понять материал любой сложности, потратив на это любое количество дополнительного времени, что особенно важно для иностранных студентов с языковым барьером. Непривычен формат отношений между учителями и студентами – партнерский и равный в учебное время и дружественный, иногда даже неформальный, вне учебного процесса. Со многими преподавателями я и сейчас общаюсь как со своими друзьями.

Момент, который не нравился, связан, скорее, с разной национальной ментальностью. Многие студенты-иностранцы не хотят помогать друг другу в учебе, что для нас, воспитанников украинских школ, вообще непонятно и неприемлемо, даже после нескольких лет учебы за рубежом. Но у них таким образом проявляется конкуренция и такой индивидуализм считается абсолютно нормальным.

Жизнь студента за границей

В школе и в университете правила разные. В школе каждый студент должен был изучать английский, математику, иностранный язык, историю, одну из точных наук и один предмет из области искусства (фотографию, рисование, драматургию, историю искусства и т.д.). В университете студенты уже изучают набор предметов, который соответствует выбранной профессии. Как правило, у студентов отведено 3 часа в неделю на предмет с преподавателем — 2 часа лекций и 1 час семинара, где можно задавать вопросы и обсуждать тему с сокурсниками и 9 часов самостоятельной подготовки для максимального результата. Много проектной и групповой работы.

Кампусы и студгородки, в которых я жила или бывала у друзей, могут быть разными по размеру, но всегда очень комфортны и хорошо организованы. Обязательно снабжены и оборудованы всем необходимым для нормальной жизни: магазинчики, кафе, фудкорты, спортзал, просторные комнаты для учебы и главное место кампуса — нереальные библиотеки, где собираются студенты для работы над совместными проектами или просто интересно провести время.

Школьное образование я получала в Швейцарии, высшее — в Англии. Поскольку сам учебный процесс в школе и в университете довольно сильно отличается, то сравнивать мой личный опыт сложно. Можно, пожалуй, отметить более демократичную модель школы в Швейцарии по сравнению со школой в Англии – это из рассказов друзей, окончивших английские школы.

- Читайте также:

Сложности

Конечно же, очень тяжело быть вдали от дома, семьи и друзей в подростковом возрасте. Очень часто просто хотелось быть рядом с родителями. Жизнь в новой стране сначала тоже дается нелегко. С бытовыми проблемами, как правило, в школах не сталкиваешься, все сложности психологического плана – умение адаптироваться и коммуницировать. Просто быстро взрослеешь.

Плюсы

Знакомства и дружба с людьми с других стран — одно из самых главных и замечательных преимуществ, помимо многих других, в обучении за рубежом.

Самостоятельность и уверенность. Умение принимать решения и отвечать за них. Я могу адаптироваться в любой компании, в любом городе и в любой стране. Не могу представить, что я бы смогла приобрести эти навыки, если бы жила и училась дома.

Перспективы

Для меня мир глобален и не обременен границами. Везде рады молодым специалистам с хорошим образованием и желанием работать и развиваться, и везде есть достаточно перспектив. У меня есть опыт работы в Великобритании и, учитывая мою специальность, это хорошее место для приобретения опыта. На данный момент я пробую свои возможности в Англии, мне также очень интересно поработать в совместных с Украиной проектах и при возможности я с удовольствием буду работать Украине.

Дэн Д., 18 лет

Место обучения: Частная школа Shrewsbury (Великобритания)

Обучаться за рубеж уехал в 11 лет. Преподавание отличается тем, что отношения между студентом и педагогом намного более тесные в силу того, что классы небольшие. Да и в общем, преподаватели более профессиональны, в сравнении с украинскими учителями, которые уделяют мало внимания детям.

Жизнь студента за границей

Образование за границей очень системное, неудивительно, что британская система считается одной из лучших в мире. Обучение в частной школе отличается от государственного, так как ученики живут в домах, а это и дает им ощущение общего духа и возможность этим домом гордиться, что подкрепляется всякими спортивными и академическими соревнованиями. Что касается образования, нужно сказать, что с каждым годом изучаемые предметы становятся более профильными. Обучение приобретает индивидуальный характер, и ученикам приходится принимать ответственное решение — выбирать предметы, чтобы подготовиться к поступлению в университет.

Я учился в Москве, Киеве и Британии. В Москве подход к образованию строгий, практически советский, с одной стороны, это хорошо, так как ученикам не удается отлынивать от учебы. Тем не менее, слепое следование инструкциям бесполезно, ведь школа, пожалуй, самый первый и важный урок в жизни человека. Должен быть определенный баланс.

Сложности

За рубежом ты можешь столкнуться с финансовыми проблемами, трудностями с логистикой. Но со временем, естественно, каждый студент взрослеет, становится ответственным за свои действия, понимает, что мамы или папы, стремящихся подстелить соломку, нет рядом. И хотя жить вдали от дома непросто, это отличная возможность повзрослеть и научиться справляться со своими проблемами самостоятельно.

Плюсы

Вдали от родителей ты можешь делать все, что угодно, главное — помнить о последствиях своих действий. Планирование бюджета, путешествий, досуга, проживания — все ложится на плечи ученика или студента, но это и есть свобода действий.

Навыки, приобретенные во время обучения

За границей ты быстрее становишься взрослым, личностью. Родителей рядом нет, есть только система образования и правила поведения в школе. Каждый волен делать то, что хочет. Для каждого ученика есть масса возможностей в частной школе, помогающих определиться, чем ему нравится заниматься.

Перспективы

В Украину не вернусь ни в коем случае, так как здесь все зависит от связей, денег, определенного статуса.

В Британии на 90% соблюдается принцип меритократии. Остальные 10% зависят от меня, от тех контактов друзей, их семей, преподавателей, которые я заведу в школе, и тогда шансы открыть себе путь к успешной карьере становятся намного более реальными.

Елизавета Лапина, 16 лет

Место обучения: в восьмом классе в возрасте 13 лет училась в частной английской школе Blundell’s School. В данный момент мне 16 и я получаю BBA в EU Business School (Барселона, Испания).

Я учусь в интернациональном университете. А это означает, что у нас есть студенты чуть ли не с каждой страны мира. Это отличная возможность знакомиться с разными культурами и заводить знакомства, которые пригодятся в будущем. Мы все поддерживаем хорошие отношения, много общаемся вне занятий и даже вместе путешествуем, в том числе ездим друг к другу в гости.

Получать высшее образование в Украине я не хотела в основном по причине того, что вижу свою жизнь, связанную с бизнесом, и не хотелось бы концентрироваться только на своей стране. Кроме того, было большое желание обучаться на английском языке. Поэтому я рада, что остановила выбор на своем университете. У меня прекрасные профессора, которые также родом из различных стран. Каждый из них занимает руководящие должности в крупных компаниях, что дает нам, студентам, возможность учить не только теории, а разбирать реальные бизнес-кейсы и дискутировать с преподавателями на тему правильности принимаемых ими решений.

Жизнь студента за границей

При моем университете общежития нет, поэтому студенты живут либо в частных резиденциях (фактически студенческие отели), либо снимают собственную квартиру. Я с недавних пор отношусь ко вторым. Снимаю квартиру недалеко от университета со своей подругой. Кстати, маленький совет: если хотите расширить свой кругозор или/и выучить новый язык, снимайте квартиру с нерусскоговорящим другом. Моя соседка из Колумбии, и я уже замечаю серьезные изменения в своем испанском.

Я получаю BBA, а значит, моя система обучения сильно отличается от других специальностей. У нас обучение разбито всего на 6 семестров. То есть получить диплом можно за три или даже за два года. И да, в конце мы получаем полноценный диплом бакалавра. В каждом семестре мы изучаем по 10 предметов. Прослушал – сдал экзамен – закрыл предмет. Все очень просто. За 6 семестров успеваешь пройти все важные для твоего бизнес-будущего предметы. Обычно профессора любят задавать проекты на дом. Это могут быть презентации, видеоролики, эссе, решение бизнес-кейсов. Но никто никогда не скажет читать несколько глав учебника. Если нам интересно внеклассное чтение – у нас есть прекрасная онлайн-библиотека.

Мне тяжело сравнивать обучение в Англии и Испании, так как в одной я получала среднее, а в другой высшее образование. Конечно, жизнь в общежитии в типичной английской частной школе, в четырех часах езды от Лондона, сильно отличается от жизни в собственной квартире в центре Барселоны. Англия – это был интересный опыт.

Навыки, приобретенные во время обучения

Я поехала с минимальным знанием английского языка в самую английскую часть Британии. Абсолютно без русскоговорящих детей и взрослых. Всего за год мой уровень английского вырос от «я могу сказать как меня зовут» до «вы даже не поймете, что я из Украины». И также, несомненно, год жизни без родителей научил меня самостоятельности, которая мне очень помогает в данный момент. В Барселону я поехала уже с полным пониманием того, что обратно в отчий дом я возвращаться не буду. Немного странно жить самостоятельно несколько лет, получить высшее образование, а потом снова жить со своими родителями.

Мне кажется, что инвестиции в будущее своего ребенка должны заканчиваться на оплате его обучения. Ведь весь смысл высшего образования – это дать тебе минимальные знания для начала построения своей карьеры. И если делать все правильно, начать этот путь возможно уже на первом курсе. Тогда финансовая независимость от родителей будет ожидать тебя сразу после получения диплома .

Сложности

Для меня переход в самостоятельную жизнь не составляет пока никакого труда. Я сразу нашла соседку по квартире, чтобы снизить расходы на проживание, научилась разбираться со своими финансами и совмещать учебу с личной жизнью. Вообще, я этот переходной этап нахожу очень интересным, потому что по пути ты учишь много чего нового. Например, разбираться со счетами по квартире. В школе такому не учат, поэтому обучаешься на опыте проб и ошибок. Отключат там тебе что-то или штраф выставят за запоздалую оплату. Или еще интересно свой аккаунт в банке открывать или идентификационный номер получать. Ну вот нигде такому не научишься, пока не уедешь от родителей.

Плюсы

Обучение за границей – это вообще один всецелый плюс, особенно при моей специальности. Но самое главное преимущество для меня – это, безусловно, знакомства. Больше всего ты как раз узнаешь не от профессоров, а от своих же одногруппников, которые во время лекций делятся своим личным опытом. Каждый студент – это человек со своей уникальной историей. Чем больше друзей ты заводишь во время обучения, тем больше таких историй слышишь — об их опыте работы, путешествиях, культуре. Взгляды на многие вещи начинают меняться, так как только в интернациональном университете впервые понимаешь, насколько же большой мир и сколько возможностей он дает.

Перспективы

Я очень люблю Украину. Считаю, что я живу в самой красивой стране мира и всячески пропагандирую ее в своем университете. Мне кажется, что украинские студенты недооценивают возможности, которые сейчас есть в нашей стране. Сейчас самое время для нас обучиться знаниям мировых специалистов и привезти эти знания домой, чтобы начать строить Украину по-новому. Я не собираюсь утверждать, что сразу после получения диплома вернусь обратно. Но точно могу сказать, что всегда буду позиционировать себя как украинского специалиста, в какой бы точке мира я ни находилась.

Что может дать образование за границей

Передовые научные разработки и технологические стартапы, работа в лучших компаниях и возможность путешествовать по всему миру - образование за рубежом открывает множество новых дверей. И вот почему.

1. Высокий уровень подготовки

В США, Европе и некоторых азиатских странах работают лучшие в мире школы и вузы. Дипломы большинства российских университетов мало что скажут иностранному работодателю - в отличие от диплома Сорбонны, Кембриджа или MIT. Есть и менее известные учебные заведения с отличной репутацией: в Louisiana State University лучшие в мире курсы по финансовому аудиту и нефтяной промышленности, а в University of Massachusetts Boston - одна из топовых бизнес-школ. Некоторые предметы уже в школе можно изучать на университетском уровне. Частные школы привлекают к работе лучших преподавателей: в St. Johnsbury Academy , например, 70% учителей имеют научные степени в университетах Brown, Harvard, Dartmouth и Johns Hopkins.

2. Доступные стажировки и отличные карьерные перспективы

Образование за границей - первый шаг к построению яркой международной карьеры. Зарубежные университеты сотрудничают с ведущими мировыми компаниями: из Washington State University можно отправиться на стажировку в Boeing, Microsoft и Amazon.com, а из Goldsmiths University of London - в Yahoo! и BBC. Студенты института Les Roches получают в среднем по 3 приглашения на стажировку за семестр и после выпуска легко находят работу в лучших компаниях индустрии. Выпускники итальянского института Polimoda в 88% случаев находят работу в течение полугода после окончания вуза - и не где-нибудь, а в Dior, Cavalli и Giorgio Armani.

Занятия по робототехнике, Florida International University

3. Специальности, которым (почти) не учат в России

Бизнес-образование, гейм-дизайн и мультимедиа, альтернативная энергетика и нейробиология - в отечественных вузах эти направления пока развиты слабо или не развиты совсем. По оснащенности лабораторий и близости к переднему краю науки зарубежные университеты находятся далеко впереди наших. Например, в университете UMass Lowell , который является частью MIT, действуют уникальные научные программы по инженерному делу в сфере пластика и метеорологии, во французском L’Institut Superieur des Arts Appliques занимаются созданием мультимедиа и цифрового искусства, а студенты The University of Illinois in Chicago проводят эксперименты по биоинженерии.

4. Образование для жизни

Если в России школьники и студенты осваивают массу теоретических знаний, то в США и странах Европы действует другой подход. Здесь главная цель образования - польза, а не эрудиция, статус или диплом. Все обращают внимание не только на оценки, но и на то, как вы собираетесь применять свои знания. Студенты Hult International Business School уже во время обучения создают проекты по социально-экономическому развитию регионов - победитель конкурса получает 1 млн долларов на реализацию своих идей. А один из студентов University of Central Florida недавно основал проект Limbitless Solutions и теперь создает бионические протезы для детей-инвалидов прямо на базе университета.

5. Гибкая система выбора специальности

В старших классах американской школы ученики могут сами создавать свою учебную программу и заранее подготовиться к поступлению. Можно изучать программирование, статистику, ведение бизнеса, живопись и многое другое: у ребенка есть всё, чтобы попробовать свои силы в самых разных занятиях. Например, ученики британской Lincoln Academy проводят морские исследования, работают над цифровыми медиа и создают инженерные проекты. Даже после поступления в университет можно сменить специальность на любом годе обучения - или просто прослушать самые интересные курсы на соседних факультетах.

Образование за границей нужно не только для построения успешной карьеры. Оно учит не бояться неудач, правильно расставлять приоритеты и шире смотреть на мир.

Раньше некоторые из нас были убеждены, что академические достижения в школе и институте, круглые пятерки и медали - всё это необходимое условие успешности и быстрого накопления богатства.

Что узнали ученые

В конце прошлого года ученые из Школы экономики при Университете Санс-Сериф (Миннесота, США) опубликовали интересные результаты исследования, которые перевернут с ног на голову наше представление об устройстве общества.

Комментирует Джоэль Файбер, д. э. н.: «Чрезмерная фиксация на высокой оценке свойственна людям с так называемым комплексом отличника. Для них важно получить высочайшую оценку своей деятельности в чужой системе координат. В школе или институте это приводит их к хорошей успеваемости, но когда пропадает оценивающий, такие люди теряют цель, к которой нужно стремиться».

То есть те, кто привык соответствовать чужим системам оценки, позже в жизни рискуют не выработать собственных, что приведет их к зависимости и пассивности при построении карьеры.

Само собой, когда человек обладает редкими навыками и большой ценностью для общества, он хорошо зарабатывает и обеспечивает себе финансовое благополучие. Но настоящий успех приходит только к тем, кто умеет переделывать чужие правила под себя и создавать собственную систему ценностей.

Как проходил эксперимент

В рамках эксперимента исследователи изучили доход и карьерную динамику более 80 тысяч человек по всему миру, а потом сравнили эти показатели с уровнем их успеваемости в школе и вузе. По результатам анализа оказалось, что самыми богатыми становятся не отличники и «краснодипломники», а творческие, упорные и предприимчивые люди.

Кроме того, в своей работе исследователи отмечают важность финансового планирования: «Да, креативность и настойчивость помогают в накоплении капитала. Но чтобы сохранить его, люди должны понять принципы управления деньгами. Наши данные показывают, что сохранить свои деньги могут лишь те, кто с юности владеет навыками бюджетирования и финансового планирования».

«Мы называем это финансовым интеллектом. Именно финансовый интеллект, а не высокие оценки, являются, на наш взгляд, главным признаком богатых людей».

Так что теперь нам есть над чем подумать. Может, нужно быть не самым-самым, а просто оставаться собой - живым, изобретательным и разумным? Пора перестать гнаться за оценками других, корочками и красными дипломами, а наконец-то заняться тем образованием, которое действительно пригодится в жизни?

Плюсы

+ Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+ Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции , перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+ Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья , для проживающих в труднодоступных местностях , отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+ Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+ Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+ Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+ Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+ Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+ Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах . Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

+ Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

+ Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Для доказательства ненужности высшего образования обычно прибегают к ссылкам на авторитеты: вот посмотрите, сколько людей добились успеха не имея образования! Билл Гейтс, Пол Аллен, Стив Джобс, Стив Возняк, Генри Форд, Ричард Брэнсон… Все они либо не учились, либо бросили вузы. К сожалению, как бы ни был велик этот список, он ничего не доказывает.

Во-первых , список успешных людей с высшим образованием подлинней будет. Если мы говорим о финансах, то самые успешные инвесторы имели не просто высшее образование, а высшее финансовое: Уоррен Баффетт, Джордж Сорос, Питер Линч. В мире бизнеса тоже подобных людей немало. Google – это вообще дипломная работа Брина и Пейджа. Кто знает, бросили бы они университет, мы бы до сих пор пользовались поиском от Yahoo…

Общие зарубежные исследования дают следующие цифры: примерно 40% достигших финансового успеха не имеют высшего образования. Цифра довольно приличная, но она же означает, что 60% получили «вышку»… В России ситуация еще веселее: только 2% состоятельных людей не закончили вуз.

Но это связано с тем, что подавляющее большинство сегодняшних миллионеров и миллиардеров начинали свой путь еще в советские времена, когда образование было необходимым для продвижения по социальной лестнице… Думаю, что в будущем картина станет более похожей на общемировую.

Во-вторых , сами исследования о связи образования и достижения финансового успеха сделаны в стиле «британских ученых». Нельзя делать выводы на основе единичных примеров, да еще и самых успешных. Для выявления влияющих факторов есть определенные процедуры, которые в исследованиях финансового успеха просто игнорируются.

Известная байка, иллюстрирующая подход. Берем 200 человек с раком легких. Мы разобьем больных на две группы. Первая не будет получать лечения, вторая будет пить малиновый чай. В первой группе умерло 90%, остальные выжили. Во второй группе умерло 90%, остальные выжили. Какой вывод вы сделаете о влиянии малинового чая на лечение рака? Что НИКАКОГО влияния нет, верно?

Но консультанты действуют по-другому: они изучают выживших, и спрашивают, что те делали. Оказывается, они пили малиновый чай. Первый человек это говорит, второй, третий. Какой вывод делают авторы книг и методик? Малиновый чай работает! Ведь у них нет даже ни малейшей мысли о том, что результат может быть случаен.
Когда исследуют эффективность лекарств, то есть две группы: основная и контрольная. Основной дают лекарство, контрольной – плацебо. И смотрят, есть статистически значимое (!!!) отклонение в результатах. Только в этом случае можно говорить, что лекарство работает.

По аналогии: нужно взять две группы совершенно случайных людей, половина из которых будет с высшим образованием, а вторая – без. И сравнить их финансовые результаты. Таких исследований нет. Самое близкое, что мне удалось найти – это сравнение зарплат. У выпускников вузов начальная зарплата выше. Но этот ответ не полон. Сравниваются только начальные зарплаты, да и финансовый успех зависит не только от заработка на основной работе.

Плюсы высшего образования

С образованием легче получить хорошую работу. Совершенно верно. При размещении вакансии отдел кадров может даже сразу отсеивать кандидатов без «вышки», если конкурс большой. А в аудиторской «большой четверке» еще и не все вузы котируются. В крупных международных компаниях есть потолок, который нельзя преодолеть без МВА. Впрочем, при длительной карьере значение образования падает, а на первый план выходят опыт и профессиональные достижения.

Образование расширяет кругозор. Вы получаете множество знаний из разных областей и становитесь интересным собеседником. Очень спорный аргумент. По моему опыту самые интересные собеседники – это увлеченные чем-то люди, и не важно, какое образование они получали. Мне гораздо интереснее общаться с путешественником, который закончил начальную школу, чем с топ-менеджером с вышкой, чьи интересы ограничиваются карьерой и приобретениями потребительских благ.

Образование дает специализированные знания. Верно, но с оговорками. Я бы не хотел, чтобы мне удалял аппендицит доктор, изучивший видео-курс «как стать хирургом за 21 день». Или чтобы мой дом рисовал архитектор, научившийся создавать модели в 3D-max. Но, как вы понимаете, список таких профессий очень невелик.

Образование учит учиться. Работать с литературой, усваивать огромный объем знаний за ограниченное количество времени (за ночь перед экзаменом), вести переговоры с преподавателем, когда не знаешь предмета и т.п. Всему этому можно научиться и вне вуза.
Вуз дает полезные связи. Это да, студенческое братство создает довольно близкие отношения, которые действительно в будущем могут помочь достичь вам финансового успеха.

Образование учит системному мышлению. Фундаментальное образование дает картину явлений в целом, позволяет увидеть взаимосвязи между различными областями. Это дает гибкость. Человек закончивший бухгалтерские курсы может стать бухгалтером, и даже неплохим. А выпускник финансового вуза может стать бухгалтером, аудитором, аналитиком, управляющим, финансовым контролером, андеррайтером…

Минусы высшего образования

Высшее образование не учит созданию бизнеса. Совершенно верно. И такой задачи перед ним не стоит. Да, существуют «бизнес-школы», но это уже на совести их создателей. Ни один нормальный экономический и финансовый вуз не говорит о том, что учит создавать бизнес. О медицинских, технических, сельскохозяйственных вузах и говорить нечего. А финансовой свободы можно достичь и без своей фирмы.

Высшее образование не учит инвестированию и управлению деньгами. Тоже верно. Хотя хорошее финансовое образование уж точно этому не мешает. Баффетт с Соросом тому примеры. Лично мне финансовая и математическая подготовка очень сильно помогает в понимании некоторых аспектов инвестиций и анализе финансовых инструментов.

Стандартный набор предметов. Есть программа, ее должны изучить все студенты независимо от своих наклонностей и интересов. Верно, если вы стремитесь к красному диплому. В противном случае ничто не мешает вам нужные предметы изучать, а по «ненужным» учить необходимый минимум для сдачи экзамена и зачета.

Оторванность от практики. Зачастую лекции читают люди, которые сами знакомы с предметом по учебникам. Что касается бизнес-специальностей и финансов, зачастую так и есть. Многое зависит от вуза.

Не секрет, что популярность юридического и экономического образования привела к тому, что такие факультеты открыли вузы, весьма далекие от экономики и юриспруденции. Неудивительно, что у них нет ни кадров, ни программ, отвечающих современным требованиям.

Уж как повезет: нам курс о гражданском праве читал действующий адвокат, о страховании рассказывал актуарий, об аудите – владелец аудиторской фирмы. Есть и обратные примеры: государственное управление, макроэкономику, теорию фирмы нам читали чистые теоретики, по сути пересказывавшие учебники.

Огромные затраты времени. 4-5 лет каждый день по несколько часов. И не поспоришь. Это, наверное, самый главный недостаток «вышки». Время – ресурс ценный и невосполнимый. Лично я считаю, что высшее образование дается слишком рано. В 17-18 лет еще не сформирована личность, не определены жизненные интересы, и выбор образования является не осознанным, а под внешним давлением. Как шутят, для девушек вуз расшифровывается, как «выйти удачно замуж», а для молодых людей – «возможность увильнуть от забривания». После этого неудивительно, что выпускники считают «вышку» потерянным временем.

Самым оптимальным был бы вариант сделать высшее образование с цензом, как на МВА. Не принимать в вуз студентов со стажем меньше 3 лет по специальности. Обучение специальности – либо на работе, либо краткие курсы. Все равно, какой бы вуз не закончил студент, на серьезную должность его не возьмут, а выполнять обязанности низшего звена можно и без «вышки». Зато те, кто пойдет на высшее образование будут точно знать, зачем они его получают.

Так нужно ли высшее образование для успеха?

Я не устану повторять, что нужность любого действия или бездействия определяется целью.

Если вы хотите спасать жизни в операционной, создавать новые механизмы, открыть бозон Хиггса и определить состав темной материи – без высшего образования будет трудно. Вопреки распространенному заблуждению, что Эйнштейн был чуть ли не неучем, на самом деле у него – высшее образование по физике, полученное в лучшем швейцарском вузе.

Если ваша задача – заработать денег, то вопрос о высшем образовании более сложен. Оно может, как помочь, так и помешать. В вузе вас не научат продавать, управлять людьми, организовывать бизнес-системы. Но могут научить финансовому анализу, программированию, то есть конкретным специфическим знаниям. И чем точнее вы определите свой путь к успеху, тем яснее для вас будет ответ на вопрос: получать ли высшее образование.

Более 260 000 человек уже используют для контроля своих финансов, 55% пользователей заметно улучшают своё финансовое состояние , 25% – избавляются от долгов , 22% – достигают поставленных целей уже через год использования сервиса.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook