Разная плотность в банках аккумулятора что делать. Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе: повышение плотности и плотность после зарядки АКБ. Поднимаем плотность электролита в АКБ

Многим автовладельцам наверняка приходилось сталкиваться с проблемой некорректной работы аккумулятора. Бывает так, что машина простояла всего сутки, а завести ее после этого становится невозможно. При этом даже длительная зарядка батареи не помогает. Подобные симптомы свидетельствуют о снижении О том, какая должна быть плотность в аккумуляторе, почему она падает, и как ее поднять до нужного уровня, мы и поговорим в этой статье.

Электролит и его плотность

Электролит - это раствор, состоящий из серной кислоты и дистиллированной воды. Эти компоненты содержатся в примерно равных частях: вода - 1 часть, серная кислота - 1,25 части. Показатель 1,25 - это и есть плотность аккумулятора АКБ напрямую зависят от этого показателя - чем он выше,
тем ниже у нее температура замерзания, а сама она находится в удовлетворительном рабочем состоянии. Зная, какая должна быть плотность в аккумуляторе, можно судить о реальном состоянии своего устройства.


Замер плотности АКБ

Перед тем как проверить плотность аккумулятора, следует обзавестись специальным прибором под названием ареометр. Он представляет собой устройство, состоящее из нескольких резиновых и стеклянных элементов.

Т.к. электролит является опасным химическим соединением, перед замером его плотности необходимо позаботиться о мерах предосторожности, а именно работы проводить в резиновых перчатках, избегая попадания жидкости на кожу и одежду. Категорически запрещается курить!

Откройте горловину банки, вставьте в нее наконечник устройства и с помощью груши наберите немного электролита так, чтобы поплавок ареометра свободно плавал в корпусе, не задевая дно, боковые стенки и верх. Подождите, пока жидкость в приборе успокоится, и, держа его на уровне глаз, визуально считайте показания. Данную процедуру проведите со всеми банками. Если разница плотности будет превышать 0,01 г на куб. см, то обязательно долейте дистиллированную воду либо поставьте АКБ на выравнивающую зарядку. При снижении плотности до показателя 1,24 г на куб. см или ниже аккумулятор следует подзарядить.

Важно знать не только, как проверить плотность аккумулятора с помощью ареометра,
но и правила внесения поправок к показанию прибора в конкретных температурных условиях. Оптимальная температура электролита для измерения его плотности составляет +15 - +25˚С, но если приходится выполнять эту процедуру при более высокой или низкой температуре, то показания необходимо корректировать.

Температура электролита (˚С)

Поправка к показаниям ареометра

Не следует выяснять, какая плотность в аккумуляторе, после того как туда недавно
была долита вода, или после неоднократных попыток запуска стартера. После выполнения всех процедур тщательно промойте ареометр водой.

Как поднять плотность в аккумуляторе?

Самым простым способом поддержания необходимого уровня электролита в АКБ является долив Однако большинство автовладельцев забывают или не знают о том, что периодически необходимо замерять плотность аккумулятора, т.к. вода со временем выкипает, а вместе с ней и электролит, что влечет снижение плотности, иногда до критической отметки. Когда аккумулятор совсем
отказывается работать, то тут же возникает животрепещущий вопрос: "Как поднять плотность в аккумуляторе?"

Используя нижеизложенную инструкцию, вы сможете самостоятельно продлить жизнь АКБ. Однако помните, что эта процедура требует особого внимания и аккуратности.

Меры предосторожности

Соблюдайте максимальную осторожность при работе с электролитом: все действия выполняйте в защитных очках и резиновых перчатках.
. При самостоятельном разведении электролита обязательно следует добавлять кислоту в воду, но не наоборот! Эти жидкости имеют разную плотность, и результатом ошибки могут стать серьезные ожоги.
. Запрещено переворачивать АКБ вверх дном, т.к. вследствие этого активная поверхность пластин может осыпаться и вызвать короткое замыкание.
. Заранее подготовьте емкости для слива старого электролита и приготовления новой смеси.
. Предварительно проверьте пластмассу, которую будете использовать для запайки отверстий, на стойкость к электролиту.
. Помните, что заряженный аккумулятор будет иметь большую плотность.

Подготовительный этап

Для того чтобы поднять плотность электролита аккумуляторе, потребуются:
. ареометр;
. мерная емкость;
. клизма-груша;
. паяльник;
. дрель;
. электролит;
. аккумуляторная кислота;
. дистиллированная вода.


Как поднять плотность электролита в аккумуляторе: подробная инструкция

Производим замеры плотности электролита в каждой банке. Помня, какая должна быть
плотность в аккумуляторе, сопоставляем свои реальные показатели. Итак, если плотность составляет 1,25-1,28, а разброс значений в каждой банке не превышает 0,01, то аккумулятор вполне работоспособен, и каких-либо процедур ему не требуется. Если же показатели варьируются на уровне 1,18-1,20, то единственным вариантом будет долив электролита с плотностью 1,27.

Из одной банки откачайте с помощью клизмы-груши максимальное количество старого электролита и замеряйте его объем.
. Долейте свежий раствор в количестве, составляющем половину от откачанного.
. Активно, но аккуратно покачайте аккумулятор, чтобы перемешались жидкости.
. Замеряйте плотность. Если значение не такое, какая должна быть плотность в аккумуляторе, долейте еще ½ электролита от оставшегося количества. Операцию следует повторять, пока не получите требуемые показатели.
. Остаток долейте дистиллированной водой.


Что делать при критическом уровне плотности

Если показатель плотности ниже 1,18, то данную проблему решить доливом электролита не получится. В этом случае потребуется аккумуляторная кислота, имеющая существенно большую плотность. Данный процесс производится аналогично схеме добавления электролита. Если с одного раза не удалось достичь нужных результатов, повторяйте процедуру необходимое количество раз.
Если в аккумуляторе плотность даже ниже 1,18, то необходимо прибегнуть к процедуре полной замены электролита. Для этого сразу надо откачать с помощью груши максимальное количество раствора. Затем на аккумуляторных банках герметично закройте вентиляционные отверстия пробок. Поставьте АКБ набок и поочередно просверлите 3-3,5-миллиметровые отверстия в дне каждой из банок. Перед тем как проделывать очередное отверстие, из предыдущего сливайте остатки электролита.

Далее необходимо тщательно промыть дистиллированной водой. После этого запаяйте высверленные отверстия кислотостойкой пластмассой (к примеру, для этого можно использовать пробки с ненужного аккумулятора).
Проделав все подготовительные процедуры, можете приступать к заливке свежего электролита. В этом случае рекомендуется использовать раствор, приготовленный самостоятельно, плотность которого будет несколько выше, чем предусмотрена для вашего климатического пояса. При этом следует учесть, что даже полная замена электролита в старом аккумуляторе не сможет обеспечить ему такой же срок службы, как у новой АКБ.

Совет: если вы хотите, чтобы аккумулятор служил вам как можно дольше, не забывайте его вовремя заряжать и проверяйте периодически его плотность.

В качестве электролита в свинцово-кислотных аккумуляторах выступает серная кислота и дистиллированная вода. Плотность электролита представляет собой соотношение этих двух компонентов, которое измеряется с помощью специального прибора под названием ареометр.

Плотность является очень важным параметром аккумулятора, и любой владелец автомобиля обязан следить за ее уровнем и знать, как его поднять при необходимости. Фото: onlinetrade.ru

Какая плотность является нормой

В свинцовых АКБ плотность может зависеть не только от соотношения кислоты и воды, но и от температуры раствора (при высокой температуре плотность будет низкая и наоборот). Автовладельцу обязательно нужно следить за тем, чтобы показатели плотности электролита всегда были в норме. Следует учитывать, что данные показатели очень сильно зависят от климатической области .

  • Оптимальная плотность в районах с холодным климатом, где температура может понижаться до минуса тридцати градусов и ниже, составляет от 1,26 до 1,30 гм/см3,
  • В зонах с умеренным микроклиматом это значение должно быть около 1,24-1,26 гм/см3. В теплой климатической зоне оптимальная плотность равна 1,22-1,24 гм/см3. А там где зима особенно холодная и температура падает до пятидесяти градусов стоит придерживаться значения 1,29-1,31 гр/см3.

АКБ обычно заряжена только на восемьдесят-девяносто процентов от ее общей вместимости, так что плотность в этом случае будет несколько меньше, чем если бы аккумулятор был заряжен на 100%.

Это происходит из-за того, что во время заряда, АКБ поглощает воду из электролита и плотность возрастает. Кроме того, осуществляется разрушение солей сернистой кислоты, оседающей на пластинах. У батареи, которая заряжена максимально, плотность равняется 1,26-1,28 г/см3. Через некоторое время аккумулятор начинает разряжаться, и значение падает примерно до 1,17 г/см3.

Во время разряда АКБ происходит поглощение серной кислоты, и она, превращаясь в кристаллы сульфатов, со временем покрывает всю поверхность пластин. Вследствие этого уменьшается емкость, и снижаются электрохимические характеристики АКБ. Этот процесс носит название сульфатации, он является одной из наиболее распространенных причин выхода из строя аккумулятора.

Сульфатация начинается при плотности около 1,16-1,1,18, так что в этой ситуации необходимо незамедлительно зарядить аккумулятор.

Как плотность влияет на работу АКБ

Плотность АКБ во время эксплуатации подвержена постоянным изменениям. Благодаря измерению плотности электролита, ареометром, совместно с измерением напряжения, можно определить состояние аккумулятора.

Значительное понижение уровня плотности, скорее всего, указывает на то, что какая-то из ячеек имеет дефект либо указывает на разрыв цепи или на сильную разрядку АКБ (в этом случае все ячейки будут обладать низкой плотностью).

Стоит отметить, что чем ниже плотность электролита, тем более длительный срок сможет проработать батарея. Но при этом низкое значение нередко приводит к сульфатации пластин. Помимо этого в таких условиях АКБ может и вовсе замерзнуть, а после такого, скорее всего, аккумулятор восстановлению уже подлежать не будет и придется приобретать новый.

  • Повышенный уровень плотности электролита способствуют понижению срока эксплуатации АКБ. Пониженная же плотность в батареи может привести к затруднениям с запуском силового агрегата.

Если аккумулятор перестает держать заряд, необходимо осуществить проверку состояния жидкости внутри него. Когда батарея функционирует, происходит испарение воды, вследствие этого электролит становится концентрирование, это также отрицательно влияет на работу аккумулятора.

Как измерить плотность

Плотность электролита оценивают, как правило, используя ареометр – измерительный прибор в виде стеклянной колбы с ареометром внутри, грушей из резины на одном конце и резиновой трубкой на другом. Фото: akbshop.in.ua

Для измерения плотности необходимо проделать следующие действия:

  • Прежде чем начать делать замер, нужно нажать на грушу, чтобы выпустить из нее воздух;
  • После этого максимально глубоко опускаем трубку в электролит;
  • Затем, не спеша, набираем из нее содержимое, понемногу разжимая грушу, при этом ареометр начнет плавать, не прикасаясь ко дну и к стенкам;
  • Устанавливаем прибор в вертикальном положении и смотрим на нижнюю градуировку, которая и покажет плотность электролита;
  • В завершении осуществляем нажатие на грушу, дабы слить жидкость обратно в электролит;
  • Проделываем данную процедуру со всеми оставшимися банками.

Также можно измерить плотность при помощи вольтметра. К клеммам батареи нужно подключить автоматический тестер и померить напряжение. Оно должно составлять двенадцать-двенадцать с половиной вольт. Затем следует повернуть ключ в зажигании и набрать 2500 оборотов. Напряжение должно скакнуть до четырнадцати вольт, но не превысить четырнадцати с половиной. Если изменения отсутствуют, значит нужно просто подзарядить батарею.

Большинство аккумуляторов, которые выпускаются сегодня, оборудованы специальным цветным датчиком.

Зеленый цвет датчика указывает на то, что батарея полностью заряжена, а желтый — что осталось совсем немного зарядки.

Как повысить плотность

Чтобы повысить плотность электролита можно воспользоваться следующими методами:

  • Поменять электролит на новый;
  • Зарядить аккумулятор;
  • Добавить серную кислоту;
  • Залить корректирующий электролит.

Перед тем как приступить к процессу, нужно подготовить все то, что нам может потребоваться, а именно – емкость для разведения электролита, клизма-груша, дрель, дистиллированная вода и непосредственно сам корректирующий электролит.

В самом начале рекомендуется осуществить зарядку батареи и проверить ее напряжение. Если после набора оборотов ничего не поменялось, необходимо оставить АКБ подзаряжаться примерно на десять часов. При этом ток должен быть меньше емкости аккумулятора в 10 раз, то есть если емкость составляет шестьдесят ампер/час, хватит тока в шесть ампер.

Эта таблица поможет выбрать плотность аккумулятора в зависимости от времени года и климата. Фото: prosdo.ru

ует снизить значения в два раза и заряжать батарею еще на протяжении двух часов. Благодаря этому и выравнивается плотность электролита. Если при запущенном силовом агрегате напряжение становится больше четырнадцати с половиной ватт, залейте в АКБ воду и затем подзарядите его.

Если же это не помогло и заряд батареи продолжает стремительно понижаться, придется работать с электролитом.

Чтобы повысить плотность аккумулятора самостоятельно, необходимо выполнить следующие действия :

  • Отобрать немного электролита с банки АКБ;
  • Добавить такой же объем корректирующего электролита, если необходимо прибавить плотность либо воду, если нужно ее понизить;
  • Затем около тридцати минут заряжать батарею, чтобы жидкость могла перемешаться;
  • После зарядки, нужно подождать 1-2 часа, это позволит плотности всех банок сравняться. За это время также понизиться температура и выйдут все газы;
  • Далее нужно проверить плотность и если она не соответствует норме повторить все шаги заново и вновь померить ее.

Обязательно следите за тем, чтобы плотность не превышала 1,35 г/см, в противном случае кислота начнет «съедать» пластины.

Видео-инструкцию по повышению плотности электролита вы найдете здесь:

Итог

Итак, плотность является очень важным параметром, который оказывает влияние на функционирование аккумулятора и может либо продлить срок его эксплуатации либо наоборот сократить. Поэтому владельцу любого транспортного средства рекомендуется регулярно проверять плотность АКБ и при необходимости поднимать либо понижать ее уровень.

Владельцы обслуживаемых аккумуляторов время от времени должны проводить измерение и корректировку концентрации серной кислоты в ячейках батареи. Ведь от этого зависит не только ее срок службы, но и морозоустойчивость. Делают это чаще всего в период подготовки автомобиля к эксплуатации зимой. Используют для этого либо корректирующий электролит, либо дистиллированную воду. Надеемся, что после прочтения материала каждый будет понимать: что именно добавлять и в каких случаях это требуется делать.

Причина кроется в разряде аккумулятора. Это происходит из большой нагрузки на генератор в виде регулярно светящих фар, музыкальных устройств, современных систем безопасности и прочего дополнительного оборудования, что не позволяет нормально питать АКБ. Качественная зарядка проходит только при быстром движении автомобиля, а регулярные пробки больших городов практически не предоставляют возможности это сделать.

Требования для разных климатических зон

Перед тем как корректировать плотность электролита в аккумуляторе необходимо разобраться, для чего это делается. Зимой данный параметр необходимо повышать, чтобы АКБ не замерз при низких температурах. Летом он снижается, что продлевает срок службы батареи. Опытным специалистам удается повысить плотность, добавляя корректирующий электролит для аккумуляторов, а в случае необходимости возможно ее понижение с помощью дистиллированной воды. При этом автолюбители рекомендуют без крайней необходимости не пользоваться таким методом, поскольку возможен вывод из строя АКБ из-за несоблюдения правильных пропорций. Многие используют усредненную плотность, что позволяет пользоваться батареей в любое время года без лишних манипуляций. В таблицу сведены наиболее распространенные параметры плотности: Если ожидается аномальный холод в центральном либо южном районе, то рекомендуется занести батарею в теплую комнату, проверить уровень заряда и довести его до 100% если необходимо. Полностью разряженная батарея обладает низкой плотностью (1,10 г/см 3), что способствует ее замерзанию уже при -5°C.

Как пользоваться корректирующим электролитом

Для проведения процедуры понадобится ареометр и емкость для удаленного электролита. Плотность корректирующего электролита варьируется от 1,30 до 1,80 г/см 3 ,но чаще всего встречается 1,40 г/см 3 . Наиболее часто можно встретить жидкость от таких производителей, как Tyumen Battery, Агат-Авто Юг, Sibtэk, OilRight, стоимость которой составляет от 30 до 80 рублей за литр.

Внимание! Любые работы с электролитом необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении. Чтобы избежать химических ожогов, руки следует защитить резиновыми перчатками, глаза - очками. При длительном контакте с кожей место контакта следует быстро высушить тряпкой и промывать водой в течение 30 минут.

Перед тем как пользоваться корректирующим электролитом, необходимо изучить порядок действий:

  • из корректируемой ячейки удаляется некоторая часть жидкости;
  • теперь необходима добавить точно такой же объем корректирующего электролита, что повысит плотность.
  • далее, батарею ставят на зарядку номинальным током стационарным устройством, что способствует смешиванию жидкостей;
  • после получасовой зарядки батарея должна «отдохнуть» в течение 1-2 часов (это необходимо для выравнивания плотности в ячейке);
  • вновь производится замер и в случае необходимости еще раз добавляется кислотный корректирующий электролит, но в меньших объемах.

Важно! Добавление такого же объема, что и был отобран необходимо для упрощения процесса и прогнозирования результата. При наличии достаточного опыта равенство может быть нарушено.

Из этого следует, что процесс достаточно прост, однако может занять длительное время по причине повторения процедуры и ожидания ее результатов. Во время выполнения операции необходимо помнить о контроле уровня жидкости в батареи, что можно сделать с помощью прозрачной трубки. Один из краев трубки погружается в аккумулятор до упора в предохранительную сетку. Верхний конец зажимается пальцем и трубка аккуратно извлекается. Столбик жидкости внутри должен составлять от 10 до 15 мм (уровень электролита над пластинами АКБ). Если батарея обладает индикатором или прозрачным корпусом с метками минимального и максимального уровня, то провести контроль объема жидкости будет проще. Правильная эксплуатация батареи и своевременная корректировка плотности электролита позволяют максимально продлить срок службы АКБ, которая в свою очередь будет безпроблемно запускать двигатель автомобиля при любых погодных условиях.

Каждый водитель в своей жизни сталкивался с такой проблемой, как севший аккумулятор. Одной из распространенных причин разряда батареи является низкая плотность электролита. Многие не знают, что поднять плотность электролита в аккумуляторе можно и в домашних условиях.

Зачем в машине аккумулятор

Слово "аккумулятор" пришло к нам из латинского словаря, переводится оно как "накопитель". В нашем случае аккумулятор накапливает энергию и хранит ее. Чтобы запустить двигатель автомобиля, потребуется достаточно большое количество электрического тока. Генератор в машине еще не может вырабатывать энергию, а значит, ее необходимо взять из какого-либо источника. Таким источником энергии служит аккумулятор.

Аккумулятор служит не только для того, чтобы запускать двигатель, но и чтобы поддерживать определенные функции электрических приборов в машине (например, автосигнализации, которая при выключенном двигателе питается электрическим зарядом от аккумулятора). Поэтому необходимо тщательно следить за зарядом батареи и не допускать ее полной разрядки.

Электролит в аккумуляторе

Электролит - вещество, которое проводит и сохраняет электрический ток. В состав электролита входят два важнейших компонента: серная кислота и дистиллированная вода. Одним из параметров электролита является его плотность. Замеряют ее прибором под названием "ареометр". Замер плотности производится при плюсовой температуре (22-25 °C).

Повышенная плотность электролита в аккумуляторе может вызвать коррозию на положительном электроде и банках. Но и низкая плотность аккумуляторной батареи не принесет ничего хорошего. При минусовой температуре электролит с пониженной плотностью может просто замерзнуть.

Разряженный аккумулятор может способствовать понижению плотности электролита. Так что в зимнее время важно тщательно следить за зарядом вашего аккумулятора. Но если все же машина не завелась, а аккумуляторная батарея разрядилась, как повысить плотность электролита в аккумуляторе? В таком случае не стоит бежать в ближайший автосервис. Зарядить аккумулятор и поднять плотность электролита можно и в домашних условиях. Для этого понадобятся определенные инструменты.

Необходимые инструменты

Чтобы определить, какая плотность электролита в аккумуляторе вашего автомобиля, вам понадобится ареометр. Цена такого прибора составляет 150-500 рублей. Купить его можно в любом строительном или автомобильном магазине. Также вам пригодится мерный стакан и медицинская груша, чтобы выкачать часть электролита. И самое главное - вам потребуется электролит и дистиллированная вода.

Если плотность электролита в аккумуляторе совсем низкая (подробнее мы рассмотрим такую ситуацию ниже), то нужны будут такие инструменты, как зарядное устройство, дрель, паяльник и пищевая сода. Все эти предметы могут находиться у вас дома, а если чего-то и нет, можно попросить у знакомых. Обязательно купите резиновые перчатки в аптеке или магазине.

Подготовка аккумулятора

В зимний период времени автомобильный аккумулятор необходимо занести домой и оставить на сутки в теплом помещении. По истечении этого времени можно проверить заряд аккумулятора. Для этого нужно отчистить клеммы наждачной бумагой и замерить заряд тестером или мультиметром. Если аккумулятор требует подзарядки, то перед заливкой электролита следует зарядить его.

Как только аккумулятор зарядился, можно приступать к замеру плотности. Аккуратно открутите все крышки банок аккумулятора. Опустите ареометр в каждую банку и набирайте электролит до того момента, пока поплавок не всплывет. По шкале замеряйте плотность электролита в аккумуляторе. Зима - суровое испытание для вашего аккумулятора, так что плотность должна быть немного выше, чем летом - примерно 1,30-1,31.

Повышаем плотность электролита

Итак, если вы измерили плотность электролита в аккумуляторе, необходимо приступить к следующему этапу. Для начала вам нужно знать, что для каждого региона и времени года плотность отличается. Плотность электролита в аккумуляторе летом составляет примерно 1,26-1,27. В каждой банке она должна быть одинаковой, допускается разброс значений максимум на 0,01.

Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе, можно посмотреть в таблице, представленной ниже.

Сначала выкачиваем из каждой банки электролит при помощи медицинской груши. Старайтесь делать это как можно тщательнее. Далее нужно залить новый электролит в том объеме, в котором он был выкачан. Как только все банки будут готовы, их следует закрыть и потрясти немного аккумулятор.

Замеряем снова плотность. Если значения все еще малы, повторяем процедуру заново, и так до тех пор, пока результат не будет удовлетворительным. Дистиллированная вода служит для того, чтобы заполнить остатки банки после всей процедуры.

Если плотность совсем низкая

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе, если она упала ниже 1,20? Придется сходить в ближайший автомагазин или магазин электроинструментов и купить аккумуляторную кислоту. Плотность аккумуляторной кислоты составляет 1,84. Процесс заливки кислоты производится тем же способом, что и электролита. Обязательно работайте в перчатках! Если аккумуляторная кислота попадет на кожу, появятся химические ожоги.

Полная замена электролита

Бывают случаи, когда плотность электролита в аккумуляторе слишком низкая (ниже 1). Тогда потребуется полная его замена. Для начала нужно откачать максимально возможный объем кислоты из банок. После этого закройте герметично банки и переверните аккумулятор на бок. Сверлом 3-4 мм проделайте отверстие на дне каждой банки и скачайте остатки электролита. Дистиллированной водой промойте аккумулятор. Возьмите паяльную лампу и запаяйте отверстия. Запаивание осуществляется кислотной пластмассой, которую можно взять от старого аккумулятора.

Теперь можно начинать заливать новый электролит, лучше всего приготовить его самостоятельно. Готовится он при помощи аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды. Внимание! Разбавляйте путем добавки кислоты в воду, а не наоборот. Смешивать необходимо до тех пор, пока плотность не составит определенного значения (плотность для каждого региона и времени года представлена в таблице выше).

Срок службы аккумуляторной батареи составляет в среднем от 3 до 5 лет. С наступлением холодов покупка аккумулятора является такой же важной задачей, как и покупка зимних шин. При выборе этого элемента необходимо учитывать некоторые важные моменты.

  1. Емкость аккумулятора. Она зависит от типа вашего автомобиля и типа двигателя. В основном для легковых машин хватает аккумулятора емкостью 55-65 Ам/ч. Покупать с более высокой емкостью необязательно, особенно если зажигание и система питания настроены правильно.
  2. Тип аккумулятора. Существует два вида аккумуляторных батарей - обслуживаемые и необслуживаемые. В последних доливка электролита и дистиллированной воды понадобится 1-2 раза в год. Минусом является то, что необслуживаемый аккумулятор нельзя зарядить обычным зарядным устройством. Стоимость таких источников тока выше, чем у обслуживаемых батарей.
  3. Эксплуатация. Если вы собирайтесь ездить по бездорожью, то стоит взять аккумулятор с повышенной защитой, чтобы при тряске пластины не повредились. Для кратковременных поездок подойдет необслуживаемый аккумулятор, он имеет более скоростной заряд от генератора.

Эксплуатация в зимний период

Перед началом зимнего сезона обязательно проверяйте заряд аккумулятора и плотность электролита. О том, как поднять плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях, вы уже знаете. Сейчас в магазинах продаются термокейсы для аккумуляторов, а также специальные одеяла для подкапотного пространства автомобиля. Чтобы с запуском двигателя зимой не возникло проблем, следует утеплить капот. Обязательно поменяйте моторное масло, оно должно сохранять свою текучесть даже при минусовой температуре. Обычно на зиму заливают синтетическое масло (0W30, 5W40 и т.д.).

При температуре ниже 20 градусов не стоит пытаться сразу запускать двигатель. Для начала включите на несколько секунд дальний свет или «аварийку», чтобы дать возможность аккумулятору «проснуться». Это поможет разогреть электролит и воспроизвести электрохимические процессы в аккумуляторе. Не стоит крутить стартер больше 30 секунд: во-первых, он может сгореть, а во-вторых, вы посадите аккумулятор.

Если сел аккумулятор в дороге

Бывают моменты, когда сел аккумулятор, а ехать необходимо, что делать тогда? Одним из наиболее популярных способов является прикуривание от другого автомобиля. На обоих автомобилях зажигание должно быть выключено. Кабель подключите сначала на положительную клемму разряженного аккумулятора, другой конец - на клемму донора. Таким способом подключайте и другой кабель. Запускайте двигатель донора и пусть он поработает на оборотах в течение 20 минут. Пробуйте запускать после этого двигатель своего автомобиля.

Кабелей для зарядки может и не оказаться или данный способ не подействует. Тогда поможет буксировка автомобиля (этот способ предназначен только для моделей с ручной коробкой передач). Буксировочным тросом следует закрепить оба автомобиля и начать движение. Включите вторую передачу и выжимайте сцепление. Далее следует резко бросить сцепление и нажать на педаль газа. Как только автомобиль заведется, стоит дать время поработать двигателю, чтобы аккумулятор зарядился от генератора.

Подведем итоги

Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе для вашего региона или времени года? Это вы можете уточнить, воспользовавшись таблицей, приведенной выше. Повысить плотность электролита можно в домашних условиях. А вот в автосервисах такая услуга будет стоить 500-700 рублей. Если будете это делать сами, есть уверенность, что выполните все на совесть. Как проверить плотность электролита в аккумуляторе, вы теперь знаете. Внимательно следуя инструкции, вы легко сможете выполнить всю работу.

Если будете следить за здоровьем и состоянием вашего железного друга, то он никогда вас не подведет и прослужит долгое время.

Аккумуляторная батарея – один из основных элементов автомобиля, отвечающих за пуск двигателя. Значение аккумулятора сложно переоценить, ведь без него невозможно завести мотор, а, значит, машина своим ходом передвигаться не сможет. Именно поэтому АКБ требует к себе особого внимания, исключающего возникновение неприятных ситуаций в виде невозможности совершить запланированную поездку. При этом стоит отметить, что для поддержания работоспособности это важного источника питания не требуется предпринимать каких-то сверхусилий, а достаточно выполнять лишь небольшой комплекс профилактических мер.

Свинцовая аккумуляторная батарея представляет собой гальванический элемент, внутри которого химическая энергия в результате протекающих реакций преобразуется в электрическую. Этот процесс невозможен без электролита – раствора кислоты, обеспечивающего движение заряженных частиц между погруженными в него электродами. Как правило, электролит представляет собой водный раствор серной кислоты определенной плотности. Именно такой параметр как плотность электролита оказывает значительное влияние на работоспособность аккумулятора, поэтому периодически его нужно контролировать.

Измерение плотности электролита в аккумуляторе

Измерить плотность залитого в свинцовый аккумулятор электролита не так уж сложно, однако есть определенные нюансы, связанные с особенностями устройства и принципом работы АКБ. Перечислим некоторые важные моменты, которые надо учесть:

  1. Осуществить процедуру измерения плотности получится только в случае с так называемым обслуживаемым аккумулятором, который предоставляет доступ к банкам (секциям) с электролитом посредством закрытых крышками заливных отверстий. Как раз через эти отверстия (обычно их число равно шести, как и количество секций) и осуществляется забор состава для замера плотности.
  2. В процессе своей работы автомобильная аккумуляторная батарея постоянно заряжается и разряжается. Разряд происходит при прокручивании стартера, а заряд – при уже заведенном двигателе от генератора. В зависимости от степени заряженности меняется и плотность электролита. Значения могут колебаться в пределах 0.15-0.16 г/см 3 . Важно отметить, что автомобильный генератор не способен полностью зарядить аккумуляторную батарею. При штатной работе на машине потенциал АКБ используется только на 80-90%. Полный заряд может обеспечить только внешнее зарядное устройство, к которому обязательно придется прибегнуть перед осуществлением замера плотности электролита.
  3. Плотность электролита зависит от его температуры. Обычно замер производится при температуре +25 °С, в противном случае делаются поправки.

Допустим, все вышеперечисленные условия приняты во внимание, и есть возможность приступить непосредственно к замеру плотности. Для этого понадобится специальный прибор – денсиметр, который состоит из ареометра, резиновой груши и стеклянной трубки с наконечником. Прибор вводится в банку аккумулятора через заливное отверстие, а затем осуществляется засасывание электролита с помощью резиновой груши. Оно происходит до тех пор, пока ареометр не всплывет. Показания считываются после того, как прекратятся колебания ареометра и появится возможность определения точного значения. Отсчет показаний производится по шкале, при этом взгляд должен находиться на уровне поверхности жидкости.

Полученное значение должно входить в диапазон 1.25-1.27 г/см 3 , если автомобиль эксплуатируется в средней полосе. В холодной климатической зоне (средняя месячная температура января ниже -15 °С) показатель должен находиться в интервале 1.27-1.29 г/см 3 . Проверять плотность электролита на соответствие этим числам нужно в каждой из шести банок аккумулятора. Показания не должны отличаться более чем на 0.01 г/см 3 , иначе потребуется их корректировка.

Как мы уже говорили, плотность электролита изменяется в зависимости от температуры. Это значит, что зимой и летом жидкость в одном и том же полностью исправном аккумуляторе будет иметь разную плотность. О том, насколько будут разниться показания, дает представление приведенная ниже таблица.

Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности демонстрирует еще одна таблица. На основе этих данных можно установить оптимальную плотность электролита для конкретных климатических условий. Нижняя граница подобранного интервала должна гарантировать, что электролит не замерзнет даже при самых сильных холодах и обеспечит требуемое для прокручивания стартера усилие. В то же время чрезмерно завышать плотность тоже нельзя, так как на положительных электродах аккумулятора начинают ускоряться коррозионные процессы, приводящие к сульфатации пластин.

Температура замерзания, °С Плотность электролита при 25 °С, г/см 3 Температура замерзания, °С
1.09 -7 1.22 -40
1.10 -8 1.23 -42
1.11 -9 1.24 -50
1.12 -10 1.25 -54
1.13 -12 1.26 -58
1.14 -14 1.27 -68
1.15 -16 1.28 -74
1.16 -18 1.29 -68
1.17 -20 1.30 -66
1.18 -22 1.31 -64
1.19 -25 1.32 -57
1.20 -28 1.33 -54
1.21 -34 1.40 -37

Причины изменения плотности электролита

Зафиксированные в результате измерения плотности значения не всегда соответствуют требуемым показателям. Расхождения могут касаться как отдельных банок аккумулятора, так и всех вместе. Если плотность завышена, то нужно обратить в первую очередь внимание на уровень электролита. Низкий уровень в большинстве случае является последствием электролиза, приводящего к разложению входящей в состав электролита воды на водород и кислород. Этот процесс выражается в появлении на поверхности жидкости пузырьков, что обычно происходит при зарядке аккумулятора. Частое «кипение» может приводить к снижению концентрации воды, и этот вопрос решается ее простым добавлением. Доливать в аккумулятор стоит только дистиллированную воду, контролируя при этом уровень электролита. Подробнее о корректировке плотности электролита поговорим ниже.

Если с повышенной плотностью все ясно, то с пониженной ситуация несколько сложнее. В теории, одной из причин понижения плотности, может быть то, что по какой-то причине в электролите уменьшилась доля серной кислоты. Однако на практике это маловероятно, так как сама по себе она обладает высокой температурой кипения, исключающей испарение даже при интенсивном нагреве, который происходит, например, при зарядке аккумуляторной батареи. Более распространенной причиной снижения плотности электролита является так называемая сульфатация пластин, заключающаяся в образовании на электродах сульфата свинца (PbSO4). На самом деле, это естественный процесс, происходящий при каждом разряде АКБ. Но дело в том, что при нормальном режиме работы после разряда аккумулятора обязательно происходит его заряд (на автомобиле аккумулятор постоянно подзаряжается от генератора). Заряд сопровождается обратным преобразованием сульфата свинца в свинец (на катоде) и двуокись свинца (на аноде) – в те активные вещества, которые составляют основу электродов и непосредственно участвуют в химическом процессе внутри аккумуляторной батареи. Если АКБ находится длительное время в разряженном состоянии, сульфат свинца кристаллизуется, безвозвратно теряя способность участвовать в химических реакциях. Это очень неприятный процесс, в результате которого аккумулятор уже не получится зарядить полностью даже при использовании внешнего зарядного устройства ввиду того, что не вся площадь пластин задействована в работе. Так как аккумулятор не заряжается до конца, то и плотность электролита не восстанавливается до своих исходных значений. По сути, здесь уже идет разговор об устранении нарушений в нормальном функционировании аккумулятора.

Частичную сульфатацию пластин можно устранить с помощью контрольно-тренировочных циклов, заключающихся в заряде и последующем разряде батареи до определенного уровня. Большинство современных зарядных устройств имеют такую функцию, поэтому имеет смысл ей воспользоваться, особенно если аккумулятор по какой-то причине долго находился в разряженном состоянии. Процедура десульфатации весьма длительная и может занять до нескольких дней. Если она не принесла результата, то крайней мерой является увеличение плотности с помощью добавления корректирующего электролита (плотность около 1.40 г/см 3). Такой способ можно рассматривать только как временное решение проблемы, потому что причина как таковая не устраняется.

Как поднять плотность электролита

Понизить или повысить плотность электролита в аккумуляторе можно путем откачивания его определенного количества, и долива взамен дистиллированной воды или электролита с повышенной плотностью (корректирующего). Данная процедура требует больших временных затрат, так как цикл откачки-долива может повторяться несколько раз, пока не будет достигнуто требуемое значение. После каждой корректировки необходимо поставить аккумулятор на зарядку (минимум на 30 минут), а затем дать ему постоять (0.5-2 часа). Эти действия необходимы для лучшего перемешивания электролита и выравнивания плотности в банках.

В процессе поднятия (или понижения) плотности электролита не стоит забывать и о контроле его уровня. Он осуществляется стеклянной трубкой с двумя отверстиями по краям. Один край погружается в электролит до тех пор, пока не упрется в предохранительную сетку. Далее верхний конец закрывается пальцем, а сама трубка осторожно поднимается вместе со столбиком жидкости внутри. Высота этого столбика указывает на расстояние от верхней кромки пластин до поверхности залитого электролита. Оно должно составлять 10-15 мм. Если аккумулятор имеет индикатор (тубус) или прозрачный корпус с нанесенными метками минимума и максимума, то контролировать уровень значительно проще.

Не стоит забывать, что все операции с электролитом необходимо выполнять осторожно, используя защитные перчатки и очки.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook