Может ли машина дымить из за свечей. Белый дым из выхлопной трубы, основные причины


АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, кандидат технических наук, директор фирмы "АБ-Инжиниринг"

Знакомая картина: запустили двигатель после долгой стоянки и из выхлопной трубы пова- лил густой дым. Вполне возможно, что после прогрева он уменьшится, а при поездке и вовсе исчезнет. Но чаще бывает иначе. Дымление продолжается и явно показывает, что в моторе имеются какие-то неполадки. Долгое бездействие послужило своего рода толчком к их рез- кому проявлению.
Дым из выхлопной трубы бывает и белым, и черным, и любых промежуточных оттенков. Цвет служит важным диагностическим признаком. Работа двигателя с повышенным дымлением часто сопровождается и другими отклонениями от нормы, хотя порой малозаметными. Их обязательно надо улавливать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию.
Обычно появление дыма связано с неисправностями следующих рабочих органов двигателя: системы управления (в основном топливоподачи), системы охлаждения, механической части (поршневая группа, распределительный механизм и т.д.). В соответствии с этим дым возникает либо из-за неполного или "неправильного" сгорания топлива, либо попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо поступления туда масла. Присутствие масла, охлаждающей жидкости или излишнего топлива при сгорании в цилиндрах и придает характерный цвет выхлопным газам.
Если проанализировать возможные неисправности, то окажется, что во многих ситуациях дым одинаков по цвету, хотя и имеет различную природу. Другое обстоятельство: нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Уже вследствие этого в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.
Начинать поиск причины дыма лучше с сопоставления всех зафиксированных обстоятельств: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможных внешних влияний.
О характерных сочетаниях этих факторов у нас и пойдет речь.

Белый дым.
Белый дым из выхлопной трубы - вполне нормальное явление для режимов прогрева холодного двигателя. Только это не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии - естественный продукт сго- рания топлива. В ненагретой выпускной системе этот пар частично конденсируется и становится видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. По мере прогревания сис- темы конденсация уменьшается. Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным и белым получается пар. При температуре ниже -10° С белый пар образуется и на хорошо прогретом двига- теле, а при морозе в минус 20-25 градусов приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. На цвет и насыщенность пара влияет также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще. Белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связан с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (например, через негерметичную прокладку головки блока), Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании топлива и образует довольно густой белый дым (на деле опять-таки пар). Его оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Иной раз он выглядит сизым, напоминая "масляный" дым. Отличить водяной пар легко: он сразу рассеивается, а после "масля- ного" дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.
Чтобы убедиться в виновности именно системы охлаждения, потребуется ряд целевых прове- рок. Нетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Капли воды с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, да и на ощупь они не будут жирными.
Далее поиск надо согласовать с конструкцией двигателя. Жидкость может попадать в цилиндр вследствие не только повреждения прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (порой там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания.
Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко заметить запах выхлопных газов и пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. Да и уровень жидкости будет понижен- ным. Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя давление в системе охлаждения сразу повышается (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний шланг радиатора), быстро увеличивается и уровень жидкости в расширительном бачке. Причем этот уровень нестабилен, и в бачке можно заметить выход пузырей газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жид- кости из бачка.
Если двигатель остановить, то картина изменится. Жидкость начинает уходить в цилиндр. По- степенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При после- дующем запуске масло с жидкостью перемешивается, образует эмульсию и меняет цвет - стано- вится непрозрачным и более светлым. Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену светлого желто- коричневого цвета.
Это проверяют, вынув масляный щуп и открыв пробку горловины, но если дефект (трещина, прогар) невелик, то никаких изменений может и не быть (случается, что масло остается чистым, хотя пена на пробке образуется). Напротив, если негерметичность в цилиндре существенна, то жидкость, накапливаясь над поршнем, даже препятствует провороту коленчатого вала стартером в первый момент при запуске. В особо тяжелых случаях возможен гидроудар в цилиндре, деформа- ция и поломка шатуна.
Иногда удается уточнить место дефекта. Попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно "чистит" все, с чем соприкасается, поэтому и свеча зажигания будет выглядеть совсем свежей Ес- ли через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).
Дальнейшие проверки возможны только со снятой головкой блока. Оценивают состояние про- кладки, плоскостей головки и блока. Прогар прокладки часто сопровождается деформацией плос- кости головки, особенно если дефекту предшествовал перегрев двигателя (например, из-за неис- правности термостата, вентилятора и других причин). Хуже, если явных дефектов не найдено. То- гда необходимо проверить головку на герметичность под давлением; наиболее вероятно, что на стенке камеры сгорания будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана). Следует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещина в цилиндре - редкий дефект, но если она есть, обнаружить ее несложно, Края трещины расходятся (стенки "дышат") и нередко оказываются отполированными поршневыми кольцами. Бывает также, что охлаждающая жидкость попадает в цилиндр через систему впуска - напри- мер, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора (если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов в ней нет, но масло превращается в эмульсию, а уровень охлаждающей жидкости быстро убывает. Этих признаков, как правило, дос- таточно, чтобы найти дефект и не спутать его с описанным выше, иначе будет напрасно снята го- ловка блока.
Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует про- верить и устранить неисправности в системе охлаждения - возможно, что не работает термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или со- единения.
Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нель- зя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых - работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей и через несколько сотен километров без капитального ре- монта, скорее всего, уже не обойтись.

Синий или сизый дым
Основная причина появления синего дыма - попадание масла в цилиндры двигателя. "Масля- ный" дым может иметь различные оттенки - от прозрачного голубого до густого бело-синего, что зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Характерно, что масляный дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а упомянутый выше тест с бумагой дает жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.
Очевидно также, что масляный дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а при достижении 1,0 л/100 км - и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах масляный дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очи- стить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.
Масло в цилиндры (точнее в камеры сгорания) попадает двумя путями - либо снизу, через поршневые кольца, либо сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.
Износ деталей цилиндро-поршневой группы - одна из самых распространенных причин появле- ния масляного дыма. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, воспринимающим давление газов в цилиндре. Могут быть изношены и канавки этих колец в поршнях. Большие зазо- ры в канавках создают насосный эффект. Даже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно "подкачивают" его снизу вверх.
Цилиндры более всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца при положении поршня в верхней мертвой точке, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Отклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. В зоне замков обычно образуются просветы, но не исключено их появление и в других местах окружности. Нередки случаи, когда при сравнительно приличном состоянии колец и поршней повреждается поверхность цилиндра. Это бывает, например, при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршня и цилиндром попадают абразивные частицы. Тогда на цилиндре возникают царапины. Аналогичная ситуация реальна и после долгой стоянки автомобиля, когда на поверхности ци- линдров и колец могут появиться очаги коррозии. Потребуется значительное время на сглажива- ние этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться). Тот же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигателя, если поверх- ность отремонтированного цилиндра слишком грубая или цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца. В подобных случаях, как правило, вообще нельзя рассчитывать на нормальную приработку.
Износы деталей цилиндро-поршневой группы нередко сопровождаются потерей компрессии и повышением давления картерных газов, что определяют соответствующими приборами (компрес- сометр, тестер утечек и др.). Однако следует помнить, что большое количество масла, поступаю- щего в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях. Если они не слишком велики, то результат оценки компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство запутывает поиск конкретной причины синего масляного дыма.
Еще одно замечание о характерных обстоятельствах. Когда больших износов деталей нет, то синий или сине-белый дым явно наблюдается только при прогреве двигателя, постепенно умень- шаясь и даже исчезая. Причина проста: нагреваясь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. При чрезмерно больших износах картина обрат- ная: дым на прогретом двигателе усилится, так как горячему маслу, имеющему малую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.
Всегда легче определить неисправность, связанную с более серьезными дефектами или даже поломками деталей. Так, детонация обычно приводит к поломке перемычек ме- жду кольцами на поршнях, реже - к поломке самих колец. Сильный перегрев двигателя вызывает деформацию юбок поршней, образуется большой зазор между поршнем и ци- линдром. Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец. Тот же результат возможен при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по незакрывшемуся клапану Применение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршня. А вследствие длительного калильного зажигания кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности. Рассмотренные выше дефекты обычно возникают не во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и значение ком- прессии в разных цилиндрах. Более того, подобным дефектам часто сопутствуют разного рода посторонние шумы и стуки, изменяющиеся с оборотами, нагрузкой и степенью про- грева двигателя, а также неустойчивая работа двигателя из-за отключения цилинд- ров(особенно при холодном пуске).
Распространенная группа неисправностей, вызывающих масляный дым и расход мас- ла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, ме- ханическими дефектами и дарением (потерей эластичности) масло-съемных колпачков. Эти дефекты, как правило, дают заметное увеличение дымления двигателя по мере про- грева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями. Кроме того, попадание масла в цилиндры усиливается на холо- стом ходу и при торможении двигателем. На этих режимах во впускном коллекторе возни- кает большое разрежение, и масло течет по стержням клапанов под действием перепада давления, накапливаясь на стенках деталей и в выхлопной системе. Последующее 01кры-тие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего масля- ного дыма.
У двигателей с турбонаддувом расход масла, сопровождаемый синим дымом, возмо- жен из-за неисправности турбокомпрессора, в частности, износа подшипников и уплотне- ний ротора. Износ уплотнения переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из строя маслосъемных колпачков (включая масляный нагар на свечах), но при этом во входном патрубке компрессора собирается лужица масла.
Неисправность уплотнения турбины определить сложно, поскольку масло поступает непосредст- венно в выхлопную систему и там догорает.
В эксплуатации синий дым и расход масла нередко появляются при отключении одного из ци- линдров из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно, если клапан имеет явный прогар. Такой дефект опреде- ляется без труда - компрессия в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар, часто в виде наростов.
Встречаются и довольно экзотические дефекты, вызывающие синий масляный дым. Так, у ав- томатических коробок передач с вакуумным датчиком нагрузки возможен разрыв мембраны регу- лятора. Поскольку ее полость соединена шлангом со впускным коллектором, то двигатель начина- ет попросту высасывать масло из коробки передач. Как правило, масло поступает только в те ци- линдры, около которых в коллекторе сделан отбор вакуума. При этом возможен заброс свечей и разбрызгивание масла из свечных отверстий (напомним, что масла ATF обычно имеют красный цвет).

Черный дым
Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливо-воздушной сме- си, и, следовательно, о неисправностях системы топливоподачи. Такой дым обычно хорошо про- сматривается на светлом фоне за автомобилем и представляет собой частички сажи - продукты неполного сгорания топлива.
Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчи- вой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.
У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой ка- мере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров. У бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок. Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упоминавшимися выше последствиями. Суть в том, что через неисправную фор- сунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке. У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска. Общим для режимов работы бензиновых двигателей на переобогащенной смеси является по- вышенный износ и даже задиры деталей цилиндро-поршневой группы, поскольку избыточное то- пливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку. Кроме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя. В не- которых случаях это разжижение настолько велико, что уровень масла в картере (точнее, смеси масла с топливом) значительно повышается. Разбавленное масло приобретает отчетливый запах бензина.
Очевидно, что эксплуатация двигателя с такими неисправностями не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро ведет к новым, куда более серьезным неприятностям.

Возникновение дыма может быть обусловлено неисправностями разных рабочих узлов и систем силового агрегата: системы зажигания, системы охлаждения, системы питания, системы управления впрыском, распределительного механизма, цилиндропоршневой группы и так далее. Соответственно причине поломки дым появляется или в результате неправильного либо неполного сгорания топлива, или в результате попадания в цилиндры охлаждающей жидкости, или в результате попадания туда масла, что придает выхлопным газам специфический цвет.

Достаточно часто неисправность одной системы, которая оказывается источником дымления, появляется в результате дефектов и неполадок в другой. К примеру, плохое функционирование системы охлаждения влечет за собой перегрев двигателя и, соответственно, пригорание поршневых колец. Из-за этого масло поступает в цилиндры, что и приводит к дымлению. Начинать поиск причины желательно с сопоставления видимых обстоятельств: характера дымления, возможного воздействия внешней среды, замеченных сопутствующих явлений.

Возможно знакомая ситуация: вы запускаете мотор после длительной стоянки, а с выхлопной трубы валит густой дым. При прогреве количество дыма может уменьшаться, а при езде и вовсе исчезать. Однако зачастую бывает по-другому. Дымление продолжается, сохраняется цвет дыма, что явно свидетельствует о неполадках в силовом агрегате. И причина этого вовсе не длительная стоянка. Бездействие автовладельца при этом только усугубляет проблему или приводит к ее резкому проявлению.

Дым с выхлопной бывает черным, синим и белым, а также любых промежуточных оттенков. Стоит отметить, что цвет является важным диагностическим признаком. Функционирование мотора с повышенным дымлением не редко сопровождается и иными отклонениями, хотя иногда малозаметными, на которые автовладелец обращает внимание лишь при возникновении дыма того или другого цвета. Именно поэтому подобные симптомы в обязательном порядке необходимо замечать и отмечать для точной оценки исправности и работоспособности мотора. При анализе возможных неисправностей окажется, что дым во многих ситуациях одинаковый по цвету, хотя имеет разные причины.

Черный дым, какие причины появления черного дыма

Черный дым с выхлопной говорит о переобогащении воздушно-топливной смеси и, соответственно, о проблемах с системой топливоподачи. Такой дым, как правило, хорошо виден на светлом фоне и являет собой частички сажи, то есть продукты неполного сгорания горючего.

Черный дым не редко сопровождается плохим запуском, большим расходом топлива, высокой токсичностью газов выхлопа, неустойчивой работой мотора, а достаточно часто и потерей мощности в результате неоптимального состава воздушно-топливной смеси.

У карбюраторных моторов черный дым, как правило, возникает в результате перелива в поплавковой камере из-за дефекта игольчатого клапана либо вследствие закоксовывания воздушных жиклеров.

Что касается бензиновых моторов с электронным впрыском, то переобогащение смеси в них обычно появляется при поломке и отказах разных датчиков (расхода воздуха, кислорода и так далее), а также в условиях негерметичности форсунок, что опасно гидроударом в цилиндре во время запуска. Дело в том, что через вышедшую из строя форсунку на неработающем силовом агрегате может вытечь много топлива в цилиндр, которое не будет позволять поршню подходить к верхней мертвой точке.

У дизельных двигателей черный дым возникает, если есть нарушения в работе насоса высокого давления (ТНВД) или если угол опережения впрыска слишком большой.

Общим для режимов функционирования бензиновых моторов в условиях переобогащенной смеси является высокий износ и задиры элементов цилиндро-поршневой группы, так как избыточное топливо смывает со стенок цилиндров масло и ухудшает смазку. Помимо этого, попадая в масло, топливо разжижает его, тем самым ухудшая условия смазки и в прочих сопряженных элементах мотора.

Иногда данное разжжижение настолько большое, что уровень смазочного материала в картере существенно повышается (точнее, уровень смеси смазочного материала с топливом). Разбавленное масло получает отчетливый запах бензина. Разумеется, эксплуатировать двигатель с такими проблемами не только затруднительно, а и крайне нежелательно, так как это быстро приводит к новым, более серьезным неприятностям.

Как устранить причину появления черного дыма


Синий или сизый дым, причины появления синего дыма

Причина здесь фактически всегда одна — попадание в камеру сгорания масла. Оно сгорает вместе с топливом, однако не полностью, что окрашивает выхлопные газы в сизые либо синие цвета.

Вместе с появлением из выхлопной трубы синего дыма могут возникать и прочие отрицательные явления:

  1. Быстрый выход катализатора из строя.
  2. Повышение расхода топлива.
  3. Падение мощности.
  4. Снижение в цилиндрах компрессии.
  5. Быстрый износ свечей.
  6. Повышенный расход масла.

Попадание масла в камеру сгорания влекут за собой разные поломки. На более старых машинах возможно износились маслосъемные колпачки, которые находятся на клапанах мотора, или маслосъемные кольца на поршнях силового агрегата. В двигателях, которые оборудованы турбокомпрессорами, причиной появления синего дыма может быть разгерметизация ротора в этом турбокомпрессоре.

Как устранить причину появления синего или сизого дыма

Обнаружить разгерметизацию ротора очень просто. Для этого отсоедините выпускной патрубок турбокомпрессора и осмотрите его на наличие масла. Если проблема в маслосъемных колпачках на клапанах, необходимо заменить их. Но если дело в поршнях, придется заменить маслосъемные кольца и выполнить притирку поверхности цилиндра. В некоторых случаях приходится растачивать цилиндры.

Белый дым, причины появления белого дыма

Первая причина данного явления — холодная погода. Как известно, в выхлопных газах присутствует водяной пар. В холодное время горячий пар выходит с выхлопной, моментально остывая. Поэтому автовладелец и замечает беловатый оттенок. Кстати, чем температура ниже, тем сильнее он будет заметен.

Стоит отметить, что белый дым может идти даже если погода теплая. Из-за разницы температур порой в глушителе возникает конденсат. При запуске мотора глушитель раскаляется, а вода начинает испаряться. В таком случае не стоит переживать, данные симптомы не указывают на поломку.

Однако если, вне зависимости от погоды и температуры, из выхлопной трубы валит густой белый дым, уровень охлаждающей жидкости все время падает, а обороты постоянно «пляшут», значит в камеру сгорания попадает охлаждающая жидкость, после чего выходит в глушитель вместе с выхлопом, что очень опасно.

Как устранить причину появления белого дыма

Существует один «дедовский» способ, благодаря которому можно самостоятельно продиагностировать поломку:


Напоследок хочется сказать, что не стоит игнорировать проблему, если вы заметили, что из выхлопной трубы идет дым черного, белого либо синего цвета. Необходимо как можно быстрее провести диагностику и устранить причину, во избежание еще больших проблем.

Почти у каждого автомобиля сразу после запуска двигателя заметны выделения из глушителя. В норме они представляют собой пар, прозрачность которого зависит от температуры мотора – чем горячее двигатель, тем прозрачнее пар. Пар должен стать незаметным после прогревания автомобиля, а если этого не происходит, значит с машиной что-то не так. В статье мы расскажем, о каких неисправностях может свидетельствовать разный цвет выхлопа.

1 Из-за чего выхлопные газы приобретают характерный цвет?

Выделения из глушителя могут иметь разные оттенки. Белый дым из выхлопной трубы, а также сизый и черный встречаются чаще всего. Именно по цвету, который указывает на характер протекающих в двигателе физических и химических процессов, можно определить, какие проблемы есть у вашего авто. Характерные оттенки дыма свидетельствуют о неисправности механизма газораспределения, цилиндрической группы, системы питания, управления впрыском, системы охлаждения или зажигания.

Окрасить дым могут различные процессы, а именно:

  1. Неполное или некачественное сгорание топлива может окрашивать дым в синий или черный цвет.
  2. Попадание в камеру сгорания антифриза делает дым белым.
  3. Горение масла в цилиндре окрашивает пар из трубы в синий цвет.

Однако не всегда можно точно определить неисправность машины только по цвету выхлопов. Нередки случаи, когда неисправность в системе, приводящая к окрашиванию дыма из трубы, является следствием проблем в других системах транспортного средства.

2 Белый дым или белый пар – что свидетельствует о неисправности машины?

Чаще всего при обнаружении белого пара из выхлопной трубы автовладельцы задумываются о проблемах в двигателе. Пар лучше всего заметен во время прогрева мотора, но он далеко не всегда свидетельствует о каких-то неисправностях. В холодной системе выхлопа скапливается влага, конденсирующаяся из воздуха, а при нагреве она испаряется и становится паром. По мере испарения идущий из трубы пар должен пропадать.

Насыщенность пара зависит от влажности – чем выше влажность воздуха, тем гуще пар.

На цвет пара влияет и температура воздуха:

  • при –10 °C пар может образовываться и при эксплуатации прогретого двигателя;
  • при –20 °C пар может приобрести сизый оттенок.

Так называемый "белый дым" чаще всего оказывается паром, полученным в результате образования конденсата в системе выхлопа

Если при положительной температуре воздуха двигатель прогрелся, но белый выхлоп не пропал, в камеру сгорания могла попасть охлаждающая жидкость. Причиной этого выступает повреждение головки блока цилиндра или проблемы с прокладкой ГБЦ. При попадании антифриза в камеру вода, входящая в его состав, не успевает испариться и превращается в белый пар. Именно он при выхлопе выглядит, как дым.

Оттенок пара зависит от используемого антифриза, влажности воздуха, температуры окружающей среды и освещенности. Пар может выглядеть сизым и напоминать дым, характерный для сгораемого масла. Различить пар и дым очень просто, каким бы ни был цвет пара, он быстро рассеивается, но в воздухе остается туман синеватого оттенка.

3 Белый дым и неисправности, которые его вызывают

При обнаружении белого пара, похожего на дым, необходимо первоначально подтвердить наличие или отсутствие неисправности в охлаждении. Для этого вам понадобится лист бумаги, который нужно на 15–20 секунд приложить к отверстию глушителя при прогретом, работающем двигателе. Если горит масло, то на листе останутся заметные масляные следы.

Далее вам нужно проверить на наличие повреждений блок цилиндров и ГБЦ. Повреждения цилиндров при работе двигателя приводят к попаданию в систему охлаждения выхлопа. Поэтому для определения проблемы необходимо открыть пробку радиатора. Если вы увидите на поверхности антифриза (его будет меньше обычного) масляную пленку или почувствуете стойкий запах выхлопных газов – проблема действительно в блоке цилиндров.

Рекомендуется проверить масло на образование эмульсии. Откройте пробку для заливки масла или вытяните масляный щуп. При прохождении по каналам двигателя эмульсия оставляет на пробке горловины или крышке узнаваемую пену, цвет которой может колебаться от желто-коричневого до светло-голубого. Эмульсия в масле появляется из-за попадания антифриза в цилиндр. Со временем он проходит через поршневые кольца, а затем оказывается в масле и в поддоне картера. Из-за перемешивания с антифризом, масло становится эмульсией и светлеет.

Незначительные дефекты цилиндра, приводящие к попаданию небольшого количества антифриза в масло, могут и не привести к образованию эмульсии, но пена на пробке появится. Сильные прогары и трещины приводят к накоплению антифриза над поршнем, что препятствует провороту стартером коленвала в первый момент при пуске двигателя. Все это может стать причиной гидроудара в цилиндре, поломки поршневых колец, поршней и клапанов.

Далее вам следует проверить состояние свечей зажигания. Для этого нужно первоначально повернуть коленвал в положение, в котором клапаны будут закрыты, включить передачу и держать авто на тормозе. В таких условиях следует поочередно вытащить свечи и тщательно их осмотреть. Если антифриз попал в систему, то он может очистить свечу, сделать ее внешне похожей на новую. Если одна свеча чистая, то вы нашли поломку, вы можете подтвердить это, направив в цилиндр воздух под давлением, из-за этого жидкость в бачке будет повышаться.

Рекомендуется проверить возможность попадания антифриза в цилиндры через систему впуска. Такое возможно, если прокладка впускного коллектора имеет сильные повреждения. Возможно также и повреждение уплотнительного узла дроссельной заслонки. Чаще всего такие проблемы встречаются на азиатских автомобилях. В таких условиях давление в охлаждении не увеличено, отсутствует запах выхлопа и нет признаков превращения масла в эмульсию, зато в выхлопе проявляется сильный запах антифриза, сопровождаемый активным парением.

Следующий этап диагностики – снятие ГБЦ и механическая проверка мотора. Вам необходимо проверить состояние прокладки ГБЦ, а также осмотреть камеру сгорания, днище поршня и тарелки клапанов. Прогар прокладки ГБЦ может произойти из-за перегрева мотора, что часто сопровождается деформацией головки блока цилиндров. Если проблема подтвердится, нужно будет отшлифовать плоскость ГБЦ и заменить прокладку. Если же при снятии головки явных дефектов не замечено, нужно будет проверить головку на герметичность – выполнить опрессовку под давлением. Нужно также проверить сам цилиндр на целостность. Для этого его необходимо опустить в нижнюю точку и осмотреть.

Таким образом, существует ряд причин, из-за которых из глушителя может идти белый дым. Очень важно найти первопричину обнаруженного дыма, причем ездить на поврежденном автомобиле не рекомендуется. При превращении масла в эмульсию, резко возрастает нагрузка на детали двигателя, что может привести к еще более существенным неполадкам. Трещины в цилиндрах могут быстро прогрессировать. Если при обнаружении проблемы сразу обратиться в автосервис, ремонт можно ограничить заменой прокладки ГБЦ, но если продолжить эксплуатацию машины с повреждениями и на плохом масле, вы можете наездить на капитальный ремонт.

4 Почему из глушителя идет черный дым?

В отличие от белого дыма, который можно спутать с паром, черный – это действительно дым, который приобретает свой цвет из-за содержащихся в нем частичек сажи, появляющихся при неполном сгорании топливной смеси. Черный дым всегда свидетельствует об излишнем обогащении топливовоздушной смеси, на основе чего можно сделать вывод о наличии проблем в системе зажигания, питания или управления впрыском. Такие поломки всегда сопровождаются увеличенным расходом топлива, неустойчивой работой мотора, плохим запуском двигателя, высокой загрязненностью выхлопных газов и общей потерей мощности авто. То есть поврежденный автомобиль просто не тянет.

В машине с карбюратором дым появляется из-за неправильного угла опережения зажигания или неисправности самого карбюратора. Топливо может переливаться в поплавковую камеру из-за поломки игольчатого клапана либо из-за загрязнения воздушных жиклеров обгоревшим маслом.

Черный дым может появиться и при неисправностях бензинового двигателя. Если подача топлива выполняется через инжектор, управляемый компьютером, переобогащение топливной смеси возможно из-за неисправности расходомера или лямбда-зонда. Кроме того, проблема может возникнуть и из-за протекающих форсунок. Главная опасность описанных неисправностей заключается в попадании в цилиндр бензина, из-за которого поршень не сможет дойти до мертвой точки, в результате чего появляется вероятность гидроудара.

У дизелей черный дым может выступать свидетельством неисправности топливной аппаратуры. Это возможно не только из-за дефектов насоса высокого давления, но и из-за большого угла опережения впрыска. Для дизельного двигателя, как и для любого другого, вредно функционировать на слишком обогащенной смеси. Из-за этого возможен повышенный износ элементов мотора, появление задиров на стенках цилиндров, где топливо будет смывать масло, ухудшая смазку деталей.

Несгоревшее топливо может догореть в катализаторе, который будет раскаляться, из-за чего может появиться огонь, угрожающий не только машине, но и ее владельцу. Для обнаружения такой проблемы достаточно вынуть масляный щуп, при этом уровень масла будет повышен, и от него будет идти стойкий запах топлива.

5 Синий масляный дым – причины и возможные последствия

Главная причина появления дыма синего оттенка – горение масла в моторе. Синий дым называют масляным, он свидетельствует о проблемах с двигателем. В зависимости от типа неисправности может изменяться цвет и фактура дыма. Он может иметь голубой оттенок или быть насыщенным синим.

Цвет дыма при сгорании масла может различаться и зависит от ряда факторов, начиная со степени прогрева двигателя и количества оборотов и заканчивая количеством масла, составом масла и внешними условиями окружающей среды. Масляный дым легко отличить от пара, он долго держится в воздухе и имеет характерный запах.

По характеру дымления можно определить степень износа двигателя автомобиля:

  1. Дым сине-белый или синий хорошо заметен только при запуске холодного двигателя, и его становится меньше после прогрева. Чаще всего это указывает на отсутствие существенно изношенных деталей. Объясняется расширением отдельных элементов при прогреве.
  2. Дым лучше всего заметен на прогретом двигателе. Свидетельствует о сильном износе элементов мотора. Расширение деталей недостаточно для герметизации протечки, масло легко протекает в цилиндр. Такой двигатель расходует масло в больших количествах.

Диагностируя причины возникновения дыма, необходимо помнить, что компрессия может быть как завышенной, так и заниженной. Компрессия может понижаться, так как детали цилиндропоршневой группы сильно износились, а давление картерных газов увеличилось. Но из-за большого объема масла, попадающего в цилиндры, происходит уплотнение зазоров соседних деталей. Если зазоры не очень велики, то замеры компрессии могут давать нормальные или слегка завышенные результаты.

Существует два пути, по которому масло может попадать в камеру сгорания:

  1. Через промежутки между направляющими втулками и стержнями клапанов.
  2. Через поршневые кольца.

Если в вашем авто сильно дымит двигатель, производит белый, черный или синий дым, его настоятельно не рекомендуется использовать. Поездки на поврежденном автомобиле будут не только совершенно некомфортными для вас, но и по-настоящему губительными для самого автомобиля. Имеющиеся у машины проблемы и поломки только усугубятся, что приведет к резкому возрастанию стоимости необходимого ремонта. Следите за состоянием авто и, не теряя времени, отдавайте его в автосервис при появлении дыма из глушителя.

X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

Изменение цвета выхлопа – настораживающий признак. Выяснять причины, почему дымит двигатель сизым дымом, нужно как можно скорее, поскольку это явление говорит о том, что в цилиндры движка попадает масло. Недаром среди водителей такой выхлоп называется масляным. Цвет его может принимать различные оттенки и иметь разную насыщенность.

Диапазон включает в себя чуть ли не всю синюю палитру, начиная с прозрачно-голубого и заканчивая густо-синим. На внешний вид дыма влияют многие факторы: степень прогретости движка, режим его работы, даже освещенность места, в котором вы обратили внимание на выхлоп своей машины.

Объединяет все вариации масляного дыма 2 признака :

  • Во-первых, он не рассеивается, а держится довольно долгое время в воздухе.
  • Во-вторых, если к выхлопной трубе поднести чистую бумажку, на ней после высыхания остается отчетливое маслянистое пятно.
Причины, почему дымит двигатель сизым дымом , могут быть устранены быстро, а могут затребовать полноценный и дорогостоящий ремонт. Однако откладывать диагностику надолго не стоит: чем дольше вы ездите на машине с масляным выхлопом, тем дороже вам после обойдется восстановление работоспособности движка.

Когда беспокоиться рано

Не всегда масляный дым настоятельно подталкивает вас в направлении автомастерской. Присмотреться, прислушаться и сделать соответствующие выводы, но не торопиться с точной диагностикой можно в 2 случаях:

  • новая (или почти новая) машина (читай как правильно );
В этих случаях движок дымит маслом просто потому, что его отдельные детали не притерлись друг к другу. Признаком такой ситуации может служить постепенное прекращение дымления по мере прогрева мотора. Понаблюдать за развитием событий нужно 2-3 дня. Если в это время масляный дым постепенно становится прозрачнее, а время его рассеивания сокращается, значит, притирка идет успешно, и нарушений в вашем двигателе пока нет.

Когда пора принимать меры?

Совсем другое дело, если по степени прогрева движка дымление усиливается. Это легко объясняется: у нагретого масла повышается текучесть, и оно интенсивнее проникает в появившиеся дефекты. Масляный выхлоп при этом сопровождается увеличением расхода масла, так что догадаться о подкравшихся проблемах можно и по показаниям соответствующих приборов.

Причем можно даже приблизительно оценить степень угрозы: если расход повысился до 0,5 л на 100 км и сизый дым начинает появляться преимущественно в переходных режимах, у вас есть еще некоторый запас времени для решения проблемы с наименьшими затратами.

Если на 100 км масла уходит около литра, дымит движок и при равномерной работе, а при наращивании оборотов масляный выхлоп приобретает сине-белый оттенок, поездка на СТО стала очень срочной.

Особо бдительными надо быть тем, у кого наиболее современные модели: стоящие на них нейтрализаторы могут в значительной мере очищать отводимые газы, а визуальный сигнал тревоги проявляется очень слабо. Здесь контроль придется вести по значениям расхода масла.

Наиболее часто явление вызывается проблемами с поршневыми кольцами. Они могут износиться как снаружи, так и с торцов.

Если сами кольца не носят следов истирания, подсос масла может происходить по изношенным канавкам на кольцах.

Следующая возможная причина износ самих цилиндров . Больше всего от него страдает самая верхняя их точка, где кольцо при работе останавливается по достижению поршнем верхней мертвой зоны. Во время проверки цилиндра проводятся замеры его геометричности, поскольку даже малое отклонение размерности ведет к ухудшению герметичности, а следовательно – к подсасыванию масла.

Причиной появления сизого дыма может быть . Косвенным признаком этого является голубоватый оттенок выхлопа. Проверить предположение можно даже без посещения автомастерской: нужно повыкручивать свечи и замерить компрессию в цилиндрах. В пострадавшем она будет отсутствовать, а на свече окажется нагар густо-черного цвета. Если с таким цилиндром ездили не один день, вместо нагара будет смолисто-масляный налет.

В отдельную группу можно объединить износы втулок, клапанных стержней и колпачков съема масла.

На турбированных движках сизый выхлоп нередко связан с неполадками турбокомпрессора, с выработкой подшипников, роторных уплотнений. Такая же картина получается при неисправности колпачков; отличие – образование масляной лужи на входном компрессорном патрубке.

Здесь перечислены основные причины, почему дымит двигатель сизым дымом, однако случается и полная экзотика вроде разрыва мембраны регулятора на авто с АКПП с вакуумным датчиком. Если вы не профессиональный автомеханик, у вас может и не получиться выяснить, с чем вы столкнулись. Так что ваша задача при обнаружении масляного выхлопа – как можно скорее доехать до СТО.

Приветствую своих уважаемых подписчиков и читателей! Если Вы следите за этими строками, значит, тема эффективного и правильного функционирования двигателя Вашего авто Вам небезразлична. Каждого уважающего себя автолюбителя не может оставить равнодушным вопрос, почему двигатель есть масло. С одной стороны, это не просто вопрос постоянной его доливки, ведь причины могут быть намного глубже и требовать оперативного вмешательства. Вот и попробуем разобраться в этих причинах.

Считается, что в двигателе равен плюс-минус 10–15 тысячам километров. Нормальной является ситуация, если в этом интервале двигатель «съест» не более 1 литра. Многое, конечно, зависит и от стиля езды, и от состояния автомобиля. Новый двигатель может потреблять совершенно другие объемы смазки по сравнению с изрядно изношенным. Если Вы сторонник агрессивной манеры вождения, то должны знать, что таким образом происходит очищение камер сгорания. Но устраняются не только элементы нагара, но также выдувается масло.

А вот, если Ваш двигатель потребляет больше 300 граммов на каждую тысячу пробега, то это должно стать поводом задуматься. Определить эту ситуацию поможет синеватый оттенок выхлопных газов, которому они обязаны попаданию продуктов смазки в камеры сгорания. Какими еще могут быть причины увеличенного расхода масла? Очень часто это связано с повышенным износом цилиндров поршневой группы, колец, а также ряда элементов газораспределительного механизма, например, маслосъемных колпачков.

Другой интересный момент, почему мотор берет масло, связан с типом самой смазки. Есть мнение, что применение синтетических масел обязательно приведет к увеличенному расходу. Дескать, их потребление даже рассчитано изготовителем таким образом, а, кроме того, соединительные уплотнения подтекают из-за высокой вязкости смазки по сравнению с ее минеральным аналогом. Однако это совсем не так, ведь именно синтетика способна сохранять свою вязкость стабильной, в то время как минералка разжижается при нагреве и застывает при снижении температуры.

Как производить расчеты и оценивать состояние системы смазки

Что делать, если двигатель все-таки берет масло? Во-первых, нужно принять как факт, что абсолютно все двигатели внутреннего сгорания будут его расходовать. Таков механизм их работы, и мы здесь изменить ничего не в силах. Дело в том, что смазочное вещество вынуждено постоянно циркулировать по системе, так что потери неминуемы.

Наибольшие потери относятся именно к поршневой группе, поскольку на нее приходится максимальное трение деталей. Если не обеспечить ее смазкой, то ресурс двигателя автоматически снизится. Но и это не единственная причина. Ведь это место является самым горячим во всем моторе, что приводит к сгоранию масла с одновременным формированием шлаковых отложений на клапанах и кольцах.

Для современных автомобилей существуют установленные расчеты, сколько ест силовой агрегат масла. Это связано с расходом топлива, например, если машина затрачивает несколько литров бензина на каждые 100 пройденных километров, то употребить 10 граммов масла тоже будет допустимой нормой. Поэтому и говорят, что израсходованный на 10 тысяч пробега литр смазки - вполне нормальное явление. По сути, даже пара-тройка литров будет не критично.

Если же данный показатель выше, значит, определенно с двигателем есть какие-то проблемы. Обычно, ситуация не выходит из-под контроля внезапно, то есть, симптомы поедания масла начинают проявляться заранее. Чаще всего это выглядит в виде небольших подтеканий в местах соединений, а в дальнейшем перерастает в пятна на асфальте в области картера.

Основные причины неисправностей и перерасхода

Идем дальше. Если силовой агрегат оснащен турбиной, то она сама по себе способна опустошить сразу весь поддон мотора только по причине износа у втулок ротора. Поэтому есть смысл начинать поиск неисправности с тщательной диагностики турбонагнетателя.

Почему могут влиять на потребление вышедшие из строя маслосъемные колпачки, которые установлены на клапанах газораспределительного механизма. Как это происходит? Очень просто - любой перегрев двигателя вызывает затвердевание манжеты сразу в несколько раз. Поэтому колпачок теряет свои уплотнительные характеристики, и масло может просачиваться под направляющей втулкой. После этого смазка выходит наружу с отработанными выхлопными газами или сгорает в камере вместе с топливно-воздушной смесью.

Еще одна причина может быть связана с поршневыми кольцами. В этом случае говорят, что двигатель дымит, имея в виду большое количество отработанных выхлопных газов из глушителя. Маслосъемное кольцо располагается под компрессионными. Они не только уплотняют зазор, но и смазываются моторной смазкой, которая равномерно распределяется по стенкам цилиндра. Остаток ее уходит на кромку маслосъемных колец, от износа которой будет зависеть, сколько смазки израсходует силовой агрегат.

Роль поршневых колец и других деталей КШМ

В ходе его дальнейшей эксплуатации проходит множество циклов нагрева, а потом и охлаждения. Поршневые кольца не должны менять свою упругость, так заложено еще на стадии разработки и апробации мотора. Однако достаточно ему перегреться, и их свойства кардинально меняются. А в дальнейшем придется менять поршневые кольца.

Но сами по себе кольца могут и не являться виновниками. Многое связано с качеством моторного масла, даже если оно и содержит в себе специальные присадки. Некачественная смазка или отслужившая свой ресурс начинает сгорать и окисляться, что и приводит к образованию трудно удаляемых отложений. Из-за этого кольца закипают на поршне и перестают полноценно выполнять свои функции. Впоследствии это приводит к ухудшению компрессии в любо из цилиндров или же во всех сразу. Даже если автомобиль эксплуатируется без чрезмерных нагрузок, то стенки цилиндров потихоньку деформируются, между ними и поршнями образуются зазоры, в которых начинает собираться смазка. При каждом следующем цикле работы она будет прогорать.

Что можно пожелать напоследок. Необходимо не пропускать интервалы замены, своевременно оценивать качество смазочного вещества, а также состояние силового агрегата и выхлопных газов. При наличии признаков старения необходимо провести замену масла, а также, возможно, и полностью промыть двигатель. А еще нелишним будет использовать только качественную продукцию и приобретать ее в проверенных магазинах или торговых точках.

Надеюсь, что в сегодняшнем обзоре каждый смог почерпнуть для себя хоть немного ценной информации. Или подтвердил свои прежние догадки, поскольку мнения у владельцев автомобилей зачастую противоположные. Мы еще обязательно вернемся к вопросу обслуживания смазочной системы двигателей. До встречи в новых публикациях!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook