Менять ли фильтр в акпп. Фильтр акпп - нужно ли менять? расположение. Какие бывают фильтры акпп

Постоянное очищение смазки, которая циркулирует по каналам корпуса коробки-автомат, играет исключительную роль в поддержании работоспособного состояния автоматической трансмиссии. Роль очистителя в подобных устройствах играет внешний фильтр, берущий на себя основной удар, который наносят посторонние частицы, присутствующие в масле. Сегодня мы расскажем, для чего нужен фильтр АКПП и какое строение он имеет в современном автомобиле.

Назначение

Фильтр АКПП, как и любой другой элемент-очиститель, предназначен для того, чтобы отсеивать посторонние частицы и обеспечивать максимальную чистоту того масла, которое циркулирует в корпусе коробки-автомат.

Откуда вообще берутся подобные частицы и из чего они состоят? Ведь на первый взгляд кажется, что корпус коробки-автомат абсолютно герметичен и не допускает попадания каких-либо частиц и пыли извне.

Тем не менее частицы периодически появляются, и это давно подтвержденный факт. Чтобы понять, откуда они берутся, стоит немного углубиться в механику процессов, протекающих в АКПП.

Коробка-автомат, как и механическая трансмиссия, при езде постоянно находится в движении: с огромной скоростью вращаются фрикционы, шестеренки и другие активные элементы, которые обеспечивают равномерное передвижение машины.

Из-за высокой скорости вращения и сильнейшего трения все детали постепенно истираются и приходят в негодность. Ко всему прочему, трансмиссия постоянно нагревается и достигает достаточно высоких температур.

Конечно, по всему корпусу постоянно циркулирует смазка, находящаяся под давлением. Она не просто обеспечивает экстремальное снижение трения фрикционов друг об друга, главная задача смазки - предотвращение перегрева механизмов в результате их взаимодействия. Кроме того, для присутствует собственный картер, обтекаемый потоками встречного воздуха.

Но как бы совершенна ни была система смазки «автомата», износа деталей избежать не удается. Со временем из-за трения от механизмов отпадают частицы металла и композитов, которые попросту отсеиваются в смазку и начинают в ней циркулировать. Такой эффект способен серьезно навредить коробке-автомат: засорение каналов способствует нечеткому переключению передач, банальному перегреву и выходу из строя дорогостоящего агрегата.

С этой целью и вводится внешний фильтр: его задача - очищение масла от посторонних частиц и приведение агрегата в рабочее состояние.

Строение

Внешний фильтр и его строение очень похожи на те, что используются при проектировании обыкновенного фильтра в двигателе автомобиля. «Автомат», так же как и двигатель, постоянно работает с составляющими, которые трутся друг об друга и со временем образуют посторонние частицы металла.

Фильтр встраивается в ту часть трансмиссии, которая содержит наибольшее количество смазки - ее картер - и работает до тех пор, пока количество частиц не станет критическим, и фильтр не засорится.

Сам фильтр состоит из корпуса, который выполняется из алюминия или толстого пластика. Фильтрующая поверхность, содержащаяся внутри корпуса, выполняется из специальной бумаги, которая способна накапливать в себе все попадающие на нее загрязнения. Бумага складывается в форму гармошки, что позволяет автоматически увеличить фильтрующую поверхность и повысить эффективность работы фильтра.

Корпус имеет два канала: входной и выходной. Попадая во входной канал, масло протекает через сложенную бумагу: здесь все посторонние частицы отсеиваются и откладываются на ее поверхности. На выходе получается масло, очищенное от многочисленных загрязнений и не способное причинить вред гидротрансформатору и фрикционам.

Подводим итоги

Внешний фильтр трансмиссии позволяет продлить ресурс этого дорогостоящего и сложного агрегата. Если производить регулярную диагностику и проверку состояния фильтрующего элемента, то срок службы АКПП многократно увеличится, и владельцу не придется растрачиваться на дорогостоящее обслуживание и ремонт.

В процессе эксплуатации в гидравлической жидкости накапливается микроскопическая стружка, которая без принудительной очистки приводит к повреждению соленоидов и вынуждает производить дорогостоящий ремонт. Наличие фильтра позволяет осуществлять качественную тонкую очистку, что в свою очередь продлевает срок службы гидроблока и всей коробки передач в целом.

Менять или не менять фильтр АКПП - вот в чем вопрос

Если в прошлом гидроблоки и масляный фильтр акпп в автоматических коробках передач не требовали какого-либо обслуживания и ремонта, то сегодня с появлением высокотехнологичных трансмиссий появилась необходимость замены масла и фильтров коробки передач. В соответствии с требованиями производителя автомобилей выполнять эту операцию необходимо каждые 50 - 70 тысяч километров. При этом одновременно со сменой производится замена фильтра АКПП . В том случае, если автовладелец пытается экономить на замене масла в коробке или фильтрующего элемента, это приводит к быстрому повреждению трансмиссии её выходу из строя.

Именно поэтому при проведении сервисных работ с автомобилем рекомендуется производить замену фильтров. В настоящее время вопрос нужно ли менять фильтр АКПП , не стоит на повестке дня. Все автопроизводители рекомендуют выполнять данную процедуру. Только лишь в отдельных моделях автомобилей эти элементы коробки передач являются необслуживаемыми и даже не отображаются как отдельная деталь в автомобильных каталогах конкретной марки авто.

Различая фильтров

В зависимости от расположения фильтры АКПП можно разделить на внутренние и внешние.


Внешние фильтры располагаются на корпусе коробки передач, и соединяются в большинстве случаев с помощью резьбового соединения. По-своему внешнему виду такие фильтрующие элементы напоминают масляные фильтры, которые устанавливаются на двигатели. В большинстве случаев замена внешнего фильтра АКПП не представляет какой-либо сложности. При наличии у вас соответствующего опыта работы вы можете провести работу самостоятельно.


Внутренний фильтр коробки передач, как следует их названия, располагается внутри корпуса трансмиссии, поэтому его замена и сервисное обслуживание представляет определённую сложность. Данная работа в большинстве случаев производится в специализированных сервисных центрах, мастера в которых произведут вам необходимые ремонтные работы. В данном случае самостоятельно провести эту работу не представляется возможным.

Конструкция

Изначально конструкция фильтра в автоматической коробке передач была чрезвычайно простой и состояла из мелкодисперсной металлической сетки. Преимуществом использования таких фильтрующих металлических элементов является их лёгкость обслуживания. В данном случае необходимо лишь демонтировать фильтрующую сеточку из коробки передач и очистить её с помощью струи из сжатого воздуха или напором воды. Подобные фильтры коробки передач используются сегодня в отдельных американских и японских пикапах и внедорожниках.

По мере развития технологий появились двухслойные фетровые фильтры, которые позволяли максимально качественно осуществлять очистку трансмиссионной жидкости от продуктов износа. Единственный недостаток двухслойных фильтров состоит в их недостаточной живучести. Уже спустя 50 - 70 тысяч километров пробега фильтрующий элемент полностью забивается и не обеспечивает необходимую очистку масла.

Наиболее распространенный - фетровый фильтр

Как результат появляются проблемы с работой гидроблока и всей коробки передач в целом. Фетровые фильтры способны задерживать металлическую и фрикционную пыль, связывать эмульсию из фрикциона, что позволяет обеспечить максимальную степень защищенности соленоидов и гидроблока от залипания. Именно поэтому автовладельцам необходимо пристально следить за сервисным интервалом и выполнять замену фильтрующих элементов в полном соответствии с требованиями производителя.

Мазда 6 - интервал между заменой - 60.000 км

По поводу интервала смены фильтра в коробке передач сломано немало копии. Отдельные специалисты сервисных центров утверждают о том, что для продления срока службы коробки передач необходимо и сам фильтр каждые 20 - 30 тысяч километров. Тогда как от иных специалистов можно услышать, что фильтры и вовсе не требуют замены. В данном случае мы можем вам порекомендовать исходить из расчёта требований завода изготовителя, который в технической документации к каждой конкретной модели трансмиссии устанавливает требования по сервисному обслуживанию тех или иных элементов и интервалу проведения работы с ними. Придерживаясь таких интервалов по замене фильтра АКПП, которые установлены заводом изготовителем, вы сможете обеспечить максимальную долговечность и безпроблемность использования автоматической коробки передач.

Замена масляного фильтра АКПП своими руками

Если вы планируете провести самостоятельную замену фильтра АКПП, вам необходимо в первую очередь ознакомиться с технической документацией, чтобы узнать, где находится фильтр АКПП . Как было сказано выше, самостоятельно провести замену фильтров возможно лишь в том случае, если он имеет наружное расположение. Тогда как в настоящее время большинство автопроизводителей переходит к конструкции коробки передач с внутренним фильтрующим элементом.

Заменить ВНУТРЕННИЙ фильтр автоматической коробки - занятие не из простых

Произвести замену такого внутреннего фильтра чрезвычайно сложно. В данном случае вам необходимо с помощью ремкомплекта раскрутить корпус коробки передач и снять пластины, которые закрывают фильтрующий элемент. Далее в обратном порядке закручивается коробка с установленным новым фильтром. Советуем так же залить в , которые положительно влияют на работу трансмиссии в целом. Следует помнить о том, что данную процедуру необходимо выполнять одновременно с заменой трансмиссионного масла. Многие автовладельцы и сотрудники сервисных центров при выполнении замены фильтра пренебрегают использованием новой прорезиненной прокладки между поддоном картера и коробкой передач. Как результат появляются проблемы с герметичностью системы смазки трансмиссии, что вынуждает производить дорогостоящий ремонт.

Видео: Самостоятельная замена масла и фильтра в автоматической коробке передач

Планируя проведение сервисных работ с коробкой передач необходимо помнить о том, что требуется использовать качественные фильтрующие элементы, которые предназначены для использования с конкретной модификацией коробки передач. Только лишь правильно подобрав необходимые расходные материалы, вы сможете провести качественный сервис, а следственно обеспечите максимальную долговечность и безпроблемность эксплуатации вашего автомобиля. Не следует пытаться экономить и устанавливать в коробку передач фильтрующие элементы от неизвестных китайских производителей, что неизменным образом приведёт к необходимости последующего дорогостоящего ремонта трансмиссии.

В идеале работу по замене трансмиссионного масла и фильтров коробки передач необходимо выполнять с использованием оригинальных расходных материалов и в сертифицированном сервисном центре. Подобное позволит вам гарантировать проведение всей работы в полном соответствии с техническими требованиями автопроизводителей. Грамотное сервисное обслуживание коробки передач обеспечит её длительный эксплуатационный срок и избавит вас от каких-либо сложностей в эксплуатации коробки автомат.

Еще одно видео для тех, кто все же хочет заменить фильтр АКПП своими силами

Ни для кого не секрет, что элементы автоматической коробки передач работают в условиях повышенного трения, поэтому нуждаются в постоянной смазке. Стандартная АКПП имеет в своих полостях порядка 6-8 литров трансмиссионной жидкости. С течением времени в масле коробки передач скапливается микроскопическая стружка, отслаивающаяся от работающих металлических и резиновых элементов механизма. Чтобы подобная грязь отрицательно не сказывалась на работе АКПП, автомобильные инженеры встроили в конструкцию механизма фильтрующий элемент, постоянно очищающий трансмиссионную жидкость от загрязнений. Данный элемент коробки требует качественного и своевременного обслуживания, так как существенно влияет на ресурс детали. В сегодняшнем материале наш ресурс детально осветит устройство и принципы эксплуатации именно масляного фильтра АКПП. Интересно? Тогда обязательно листайте страницу дальше.

Устройство и принцип работы фильтра

Конструкция современных АКПП предполагает совокупную работу огромного числа крутящихся механизмов. Все элементы – от небольших шестерёнок до основных фрикционов планетарного ряда и лопастей гидротрансформатора, требуют постоянной смазки, в качестве которой выступает трансмиссионное масло. Без его использования коробки «автомат» не отрабатывали бы даже десятой части своего нынешнего ресурса, и в их использовании не было бы практического смысла. Однако наличие смазки меняет ситуацию в корне.

Безусловно, полностью избежать выработки невозможно, но снизить ее в десятки раз – вполне. Чтобы ещё больше увеличить срок службы АКПП, в их конструкцию были внедрены масляные фильтры. Главная задача этих элементов механизма заключаются в том, чтобы очищать смазку от имеющихся в ней продуктов выработки. Последняя, к слову, в большинстве своём представлена мелкой металлической и резиновой стружкой.

Очищая трансмиссионную жидкость, типовой фильтр АКПП выполняет ряд важнейших функций, среди которых стоит выделить следующее:

  • Продление срока службы коробки, в среднем, на 40-80 000 километров пробега;
  • Увеличение ресурса масла, как минимум, на 10 000 километров эксплуатационного пробега;
  • Придание сохранности фрикционным механизмам КПП, что позволяет избежать частых ремонтов коробки.

Конструкционно, фильтры для автоматической коробки передач могут быть представлены:

  • мелкой металлической сеточкой, которая требует периодического снятия и очистки от скопившей выработки. Такие элементы часто встречаются на японских и американских внедорожниках, намного реже — на моделях представительского класса;
  • мягким фильтрующим элементом из бумаги или поролона, обслуживаемым также периодически, но уже методом полной замены. Данные фильтры используются заметно чаще рассмотренных выше и устанавливаются на большинство современных моделей авто.

Фильтр АКПП может располагаться как вне самого узла, так и внутри него. Большинство современных коробок предполагают внутреннее расположение фильтрующего элемента, который устанавливается в гидроблоке либо в начале масляных каналов, либо в головном (линейном) соленоиде. Вычислить расположение фильтра конкретно для вашей автоматической коробки передач можно, просто ознакомившись с техническим паспортом узла, что, к слову, необходимо при желании провести его собственноручную замену.

Периодичность замены или прочистки фильтрующего элемента

Сегодня ситуация с обслуживанием фильтров АКПП предполагает два основных подхода:

  • Отсутствие его замены или прочистки;
  • Организация необходимых мероприятий.

Как показывает практика и опыт многих авторемонтников, обслуживать фильтрующий элемент коробки не просто желательно, а реально нужно. Отсутствие обслуживания, как правило, приводит к серьёзным поломкам автомата. К слову, чем дольше не меняется фильтр, тем серьёзнее страдает АКПП.

У каждого производителя коробок передач есть своей регламент, с учётом которого и требуется проводить её обслуживание. Что касается фильтров автомата, то зачастую периодичность его замены или чистки совпадает со сроками полной смены трансмиссионного масла. К этой процедуре и у каждого производителя, и у каждого автоэксперта свой подход. Сейчас принято выделять две основных методики:

  • Одна часть владельцев автомата и лиц, их обслуживающих, производит замену масла и фильтра АКПП через каждые 20-40 000 километров эксплуатационного пробега;
  • Другая часть – через каждые 50-70 000.

Какой подход будет удобен лично вам – решайте сами. Единственное, что стоит констатировать, так это отсутствие рисков при раннем обслуживании масляной системы автомата. То есть, смена фильтра и трансмиссионной жидкости АКПП через каждые 20-40 000 километров даст максимальные гарантии владельцу автомобиля по поводу того, что с его агрегатом проблем не случится.

Порядок замены фильтра АКПП

Обслуживание фильтрующего элемента коробки «автомат» — настоящая лотерея. Почему? Всё очень просто. Владельцам некоторых моделей АКПП потребуется лишь залезть под автомобиль, слить масло и сменить находящийся под коробкой фильтр, а другим потребуется сливать смазку, снимать поддон механизма или автомат целиком, после чего уже менять фильтрующий элемент.

Беря в расчёт возможное положение дел, в первую очередь, перед заменой фильтра АКПП требуется детально изучить технический паспорт обслуживаемой коробки и узнать, где находится данный элемент. Если расположение фильтра вполне доступно (внешнее или находится под снимаемым поддоном коробки), то провести обслуживание будет несложно, однако если смена элемента требует снятия АКПП, то стоит всерьёз задуматься об обращении к профессионалам.

Допустим, вами было принято решение менять фильтр собственноручно. Что требуется делать? Естественно, обслуживать АКПП. Порядок действий таков:

  1. Сначала готовим необходимый инструментарий. Как правило, в его перечень входят:
    • непосредственно фильтр (нужную вариацию узнаём по технической документации);
    • стандартный набор гаечных ключей, отвёрток и молоток;
    • ветошь;
    • ёмкость для слива масла;
    • при необходимости снятия поддона АКПП или внешнем расположении фильтра – смотровая яма, эстакада или подъёмник;
    • при необходимости снятия АКПП с автомобиля – шестигранники, специальный съёмник коробки с авто и эстакада или подъёмник.
  2. Затем производим демонтаж фильтра. Данная операция может быть осуществлена одним из следующих образов:
    • При наружном расположении фильтра — лезем под машину, находим фильтр и откручиваем его;
    • При расположении фильтра под поддоном АКПП – лезем под машину, снимаем поддон, находим фильтр и откручиваем его;
    • При необходимости снятия АКПП с автомобиля – снимаем коробку, разбираем до необходимых пор, находим фильтр и откручиваем его.

    Перед проведением любой из описанных выше процедур необходимо полностью слить масло с коробки, о чём не стоит забывать;

Это типтроники, вариаторы, роботы ДСГ и прочие трансмиссии. Однако большинство автолюбителей доверяет классическому автомату. Эта коробка появилась гораздо раньше, чем все вышеперечисленные, и как показывает практика, процент поломок у нее невелик. Как известно, АКПП работает благодаря маслу - это основная рабочая жидкость в коробке. И сегодня мы поговорим о таком немаловажном элементе, как масляный фильтр АКПП.

Назначение

Задача данного элемента проста - очистить рабочую жидкость от продуктов отработки и предотвратить ее попадание в каналы гидроблока, гидротрансформатор и другие элементы трансмиссии. О каких продуктах отработки идет речь?

Это мелкая металлическая стружка, которая образуется при работе планетарного механизма коробки передач. Небольшой ее объем оседает на магните, что расположен внизу. Но большая часть циркулирует по системе, забивая собой каналы и радиатор. Таким образом, фильтр АКПП служит для очистки АТФ-жидкости в трансмиссии.

Виды

Существует несколько типов данных элементов. В зависимости от расположения, фильтр АКПП может быть:


О конструкции

Первые четырехступенчатые автоматические трансмиссии укомплектовывались чрезвычайно простыми фильтрами. Они являли собой обыкновенную металлическую сетку. Такие фильтры АКПП не нуждались в замене. При обслуживании, достаточно лишь демонтировать сетчатый элемент и промыть его в каком-либо растворе или обычной водой под давлением. Сейчас такая схема конструкции фильтров масла используется только на некоторых американских пикапах. Если говорить о большинстве кроссоверов и легковых авто, в конструкции АКПП используется иной фильтр. Это фетровый двухслойный элемент.

Благодаря такой конструкции, осуществляется более качественная фильтрация масла. Фетровый элемент задерживает не только металлическую стружку из планетарного механизма, но и эмульсию из пакета фрикционов. Так достигается надежная работа гидроблока и соленоидов. Эти механизмы не «залипают» и не клинят. Но есть и недостатки двухслойных фильтров. Первый момент - это их недолговечность. Такие элементы загрязняются уже через 50-70 тысяч километров. Второй момент - двухслойный фильтр не подлежит очистке. Он меняется целиком. Таким образом, фетровые элементы меняются при каждой смене масла в автоматической коробке. Большинство производителей регламентируют срок в 60 тысяч километров. Если замена масла в АКПП своими руками будет осуществлена позже, возможны неисправности с коробкой. Это различные пинки и толчки при переключении передач и режимов.

Дабы не сталкиваться с преждевременным ремонтом, нужно правильно эксплуатировать коробку и вовремя в ней менять масло. Только так можно гарантировать слаженную и бесперебойную работу коробки.

О замене АТФ-жидкости

Различают несколько методов замены жидкости в АКПП:

  • Полная. Подразумевает полную Выполняется при помощи специального оборудования. Аппарат подключается к коробке через патрубок радиатора и под давлением выгоняет старую жидкость. Одновременно в систему закачивается новое масло. плюс данного метода в том, что масло будет заменено на 100 процентов, в полном объеме. Но недостатки также имеются. Это невозможность замена масла в АКПП своими руками, а также дороговизна процедуры. Большую часть суммы нужно потратить не на услуги СТО, а на АТФ-жидкость. Ведь для стандартной понадобится от десяти до двенадцати литров масла. Это вдвое больше, чем ее полный объем.
  • Частичная. В данном случае масло сливается частично. Около половины объема остается в гидротрансформаторе и блоке АКПП. Этот объем далее возобновляется до нормального уровня новым маслом. Всего на замену уходит порядка трех литров жидкости. Плюсы метода очевидны - возможность проведения операции своими руками, а также малый объем расходных материалов. Но минусы тоже есть. При частичном способе следует сократить регламент замены масла до 30 тысяч километров.

Таким образом, более экономным является метод частичной замены. Но более правильным с технической точки все же является способ полной замены. Далее мы рассмотрим, как слить и залить масло в АКПП самостоятельно, а также установить новый фильтр.

Замена масла в АКПП своими руками

Для этого нам понадобится не менее трех литров новой жидкости, пустая емкость для слива старой, а также стандартный набор инструментов. Работы лучше производить на смотровой яме. Итак, загоняем на нее наш автомобиль и находим отверстие для слива.

На большинстве авто пробка откручивается ключом «на 19». Далее подставляем пустую емкость и ждем, пока из блока не выльется вся жидкость. После этого откручиваем нижнюю крышку коробки. Она крепится на 20 болтах. Снимать ее нужно аккуратно, не переворачивая. Будьте внимательны - часть жидкости может остаться в ней. В блоке будет находиться фильтр. Он снимается руками, без каких-либо приспособлений.

Обратите внимание: перед тем, как произвести замену фильтра АКПП, следует очистить стенки поддона от старого масла. Для этого подойдет обыкновенный очиститель карбюратора в форме спрея.

Что далее?

Далее устанавливаем на место новый фильтр и закручиваем обратно поддон коробки. Затем переходим в подкапотное пространство. Находим щуп - он и будет нашей заливной горловиной. Заливать масло лучше через удлинитель. Лучше использовать лейку и метровую трубку с диаметром не больше, чем у отверстия. Следует заливать именно тот объем жидкости, который был слит ранее. Затем убираем наше приспособление и заводим двигатель. Переключив несколько раз селектор по режимам P-R-N-D, глушим мотор и проверяем щуп. Уровень должен находиться на середине. На этом в АКПП успешно завершена. Осталось лишь сделать отметку в бортжурнале, дабы не прогадать через 30 тысяч следующую замену АТФ-жидкости в трансмиссии. Кстати, фильтр можно оставить. Он будет служить весь свой срок - 60 тысяч километров.

В заключение

Итак, мы выяснили, что такое фильтр АКПП, а также как его заменить вместе с маслом. Как видите, операция не особо трудна и под силу любому автовладельцу.

Фильтры 3-4-х ступенчатых гидравлических АКПП были вечным и не самым важным элементом трансмиссии.

Конструкция автоматов 20-го века была настолько неприхотлива к качеству масла, что простые фильтры из стальной сетки установили глубоко внутрь коробки и до капремонта коробки о них и не вспоминали. Первые минеральные масла-"дексроны" легко копировались и 4-х ступки "переваривали" любое масло - как желудок дворняжки.

Открытые металлические фильтры

Фильтры для масла АКПП до конца прошлого века имели сетку из нержавеющей стали и во время капремонта трансмиссии не менялись, а только промывались. Такой фильтр легко выдерживал многократные разборки и чистки и не требовал замены без каких-либо проблем для здоровья автомата.

Даже когда автоматы получили букву Е в и стали управляться с помощью компьютера, электроники и соленоидов, такие фильтры вполне справлялись со своими обязанностями. Единственная причина, из-за чего эти фильтры заменялись - это эксплуатация с горелым маслом.

Нагар, содержащий в себе клей от фрикционных накладок забивает ячейки сетки, практически не очищается промывкой и чисткой и также легко при перегревании до 130-140°C может уйти обратно в " " трансмиссии, чтобы осесть на клапанах плиты и соленоидов, что приводит к проблемам переключения передач.

Чем сильнее забита сетка фильтр, тем быстрее он забивается и крупной грязью. И чем старее автомат, тем интенсивнее он пачкает масло бумагой, пластиком, железом, латунью, алюминием итд.

Следующим поколением металлических фильтров с сеткой стали:

Закрытые металлические фильтры


Для технологичности установки и замены сетчатые фильтры сделали закрытым блоком.

Они отличались от открытых только комфортом для мастеров - для их демонтажа и монтажа не нужны были прокладки и множество болтов. Закрытые фильтры с металлической сеткой уже никто не промывает - только заменяют.

Крепится закрытый фильтр парой-тройкой болтов к плите и имеет пробковую или резиновую прокладку.

Сформировалось следующее правило по замене закрытого сетчатого фильтра:

Закрытый металлический фильтр меняют с каждой второй сменой масла ATF.

Но такое правило многими не выполнялось и это сходило с рук, так как на капремонты таких "долгоиграющих" АКПП владельцы соглашались обычно только один раз в жизни.

В принципе действительно, пока трансмиссия (и масло) находится в удовлетворительном состоянии такой фильтр совершенно штатно работает до 200 ткм и много дольше.

В конце 20-го века, когда масла стали выполнять более сложные функции, (вроде регулируемого фрикционов) появилось следующее поколение масляных фильтров с уже более тонкой очисткой:


Фильтр с фетровой мембраной.

Это изменение понадобилось одновременно с применением новых соленоидов- и "проскальзывающих" немецких и , "интеллектуального" синтетического масла и значительным ужесточением требований к качеству .

Синтетическое масло в 6-ти ступенчатых АКПП и вариаторах выполняет больше функций и его роль возросла до первостепенной. Фильтровальная мембрана стала выполняться из 1.8-2.0 мм нетканого фетра, который задерживает уже гораздо более мелкие частицы грязи и главное - клеевой слой съеденных до железа фрикционов (в первую очередь - ).

Справа - однослойный фильтр АКПП ставшей легендарной 6-й серии 722.6 №192010

Такие фильтры все мастера меняют при снятии поддона, если автомат прошел свыше 100 ткм. А на многих АКПП от GM и Chrysler - и даже после 50-ти ткм.

К таким фильтрам на 100% справедливо правило: замена минимум каждую вторую смену масла. Существуют даже 6-ти ступенчатые автоматы, которые позволяют водителю нагружать железо до предельных нагрузок, и конструктора коробок рекомендуют там менять фетровый фильтр с маслом каждые 30-40 ткм.

Слабым местом фетрового фильтра является зимний период эксплуатации, когда уже сильно изношены фрикционы, масло и фильтр загрязнены фрикционной пылью, смешанной с металлической стружкой. Холодное густое масло в мороз так запирает фильтр, что насос не высасывает через него масло из холодного поддона и первые минуты работает в условиях масляного голодания. И от недостатка масла ускоренно стареет и насос (втулка) и вся трансмиссия. Поэтому для фетровых фильтров существует рекомендация: - менять масло и фильтр как только масло становится слишком грязным (см. ).

Срок штатной службы такого фильтра редко удается дотянуть до 200 ткм. Даже если масло менялось через 50-60 ткм. Вся проблема в изнашивающемся фрикционе : - чем сильнее он изношен - тем быстрее загрязняется масло (и гидроблок с соленоидами).


Двухслойные фильтры.

В середины 90-х, когда распространился по свету легендарный немецкий бестселлер , где гидротрансформатор стал активно пылить своим фрикционом чтобы быстрее и экономнее разгонять машину, появились двух- слойные фетровые фильтры и фильтры с фетром-гармошкой.

В начале жизни масло проходит через верхний слой по короткому пути, но по мере его загрязнения все больше начинает фильтроваться сквозь нижний - по более длинному пути. Это увеличивает срок его нормальной службы, но и несколько увеличивает гидравлическое сопротивление фильтра, что может стать критичным холодной зимой.


Фильтры стали встраиваться в дешевые пластиковые корпуса и меняются уже при каждом капремонте. Доступ к ним стали облегчать, но все равно, чтобы добраться до них, приходится как минимум снимать крышку-поддон.

Фетровые фильтры уже совершенно бессмысленно промывать.

Можно ли вылечить "больной" автомат, заменив масло и фильтр?

Довольно часто владельцы автоматов пытаются спасать "заболевший" автомат с помощью замены масла и фильтра. Бывают случаи, когда это помогает устранить легкие удары при переключении, особенно если до этого было залито "неправильное" масло или "неправильным" был его уровень .

Но в большинстве случаев это не помогает. Когда например "сопливит" сальник насоса, или проскальзывают передачи, а еще позже - пропадают скорости. Тогда замена масла может создать иллюзию "выздоровления" и позволяет немного отсрочить капремонт. Особенно, если сделано вовремя. И совершенно бессмысленно менять масло, которое пахнет горелым, читай - .

Фетровый фильтр имеет способность задерживать не только мелкую фрикционную и металлическую пыль, но и, главное - он задерживает горячую эмульсию из клеевого состава фрикциона, которым фрикционы приклеены к металлу. Это спасает золотники гидроблока и соленоидов от залипания.

И это к сожалению не отменяет необходимости вовремя ремонтировать .

Поэтому разумным будет менять фильтр пока фрикционы еще не съедены до клея. Не дожидаясь, когда автомат серьезно заболеет. Примерно такая же рекомендация, как для смены масла двигателя: менять масло и фильтр, не дожидаясь проявления болезни двигателя.

***

Встроенные фильтры


В следующем поколении фильтры встроили в поддон - #181010 .

Это нововведение - уже частный случай, а не система. Потребовалось такое дорогое решение исключительно для того, чтобы сэкономить место для мелкого поддона легковых авто с низкой посадкой. Как только эта трансмиссия устанавливается на высокие внедорожники, сразу и фильтр и поддон в этой трансмиссии проектируются раздельными.

Внешние фильтры тонкой очистки

Особое место занимают вариаторы CVT. Там масло, кроме смазывающих и охлаждающих свойств, должно выполнять функцию "противоскольжения". То есть "склеивать" металл ремня к металлу поверхности конусов, чтобы исключить проскальзывание и износ металла.

И любая мельчайшая фракция на этой поверхности увеличивает риск проскальзывания металла по металлу, которое так же катастрофично, как и проскальзывание колес болидов формулы 1 на поворотах. И в вариаторах вывели наружу коробки дополнительный фильтр-картридж тонкой очистки (слева - картридж для вариатора JF011E - 316010 ).

Доступ к нему облегчен, чтобы менять его было также легко, как фильтр масла двигателя.


Дальнейшие усложнения конструкции фильтров связаны скорее с проблемами компактности и емкости (как для айсиновского бестселлера U660 справа ).

Фетровые фильтры следует менять как можно чаще, особенно если коробка пришла в капремонт из-за проблемы недостаточного давления масла, перегрева. А также для всех возрастных коробок, где "железо" уже не новое, пылит и загрязняет масло металлической крошкой (смотри магниты на поддоне) особенно быстро.

Правило замены фильтров АКПП рекомендуют такое: для автоматов (из группы "неубиваемых") с пробегами св. 150 ткм фетровый фильтр стоит менять каждые 50-60 ткм, следя за чистотой масла. Неразумно экономить тысячу рублей на замене фильтра, когда капремонт АКПП с переборкой обходится около 70 тысяч. Фильтры - описаны на странице каждой . (Нажав на номер фильтра можно узнать его цену)

Дополнительный внешний фильтр-картридж (тонкой очистки) масла

По аналогии картриджей для вариаторов, в случае когда масло загрязняется слишком быстро, а замена штатного фильтра конструктивно трудоемка - в ступенчатых автоматах активно применяются внешние магистральные фильтры - 100019 .

Такой фильтр тонкой очистки врезается в магистраль охлаждения масла в самом легкодоступном месте и зажимается хомутами. Особенно часто мастера заказывают такие фильтры для АКПП где штатный фильтр имеет металлическую сетку. Например для коробок RE5R05A (Инфинити и Ниссан).


Такой фильтр обеспечивает гораздо более тонкую очистку масла от твердых частиц по сравнению со штатным сетчатым фильтром. Он перехватывает клеевой состав от изношенных до железа фрикционов и предохраняет от загрязнения . В таком фильтре есть дополнительный магнит для железной стружки.

И меняют такой фильтр одновременно со сменой масла АКПП или с вскрытием масляного поддона. Магистральный фильтр создает небольшое сопротивление потоку масла, масляные насосы обычно имеют большой запас по производительности и расходу. Поэтому если насос не убит и сальники не текут, то такой фильтр работает в гидравликой штатно минимум несколько лет. В случае если забыть о его замене, то встроенный клапан откроет канал-байпас и сбросит часть грязи в линию.

Магистральные фильтры выпускают в Китае (Магнефайн) и на Тайване с примерно одинаковым качеством, отличающиеся только внешним дизайном. Мастера уже много лет оценивают качество китайских фильтров достаточно высоко, и такие неоригинальные фильтры давно уже вытеснили с рынка европейские и американские «оригинальные» фильтры тонкой очистки.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook