Легендарная "копейка" или как делали первые "жигули". Легендарная "копейка" или как делали первые "жигули" Жигули копейка история

В 1966 году между Советским Союзом и итальянской компанией «Фиат» было подписано соглашении о совместном строительстве автомобильного завода и выпуске на нем модели . Уже через год в Тольятти началось строительство нового предприятия, а в 1970 году в конвейера завода сошли первые машины.

Седан, получивший название ВАЗ-2101 «Жигули», имел типичную для тех лет классическую компоновку, а за время подготовки к серийному выпуску в его конструкцию было внесено множество изменений. Например, в отличие от «Фиата», советский автомобиль оснащали двигателем не с нижним, а с верхним расположением распредвала. Сам мотор объемом 1,2 литра развивал 64 л. с. Кроме того, «Жигули» получили усиленное сцепление, модернизированную четырехступенчатую коробку передач, измененную конструкцию задней зависимой подвески, задние барабанные тормоза вместо дисковых.

В 1974 году началось производство модификации ВАЗ-21011 с 1,3-литровым двигателем мощностью 69 л. с. Также эта версия отличалась формой бамперов, видоизмененными задними фонарями и наличием фонаря заднего хода, рулем и сиденьями другой формы. С 1977 года в Тольятти делали также версию 21013 с перечисленными внешними изменениями, но с прежним мотором объемом 1,2 литра. В небольших количествах, в основном для милиции, выпускался ВАЗ-21016 с 1,5-литровым силовым агрегатом.

В конце семидесятых – начале восьмидесятых «копейка» стоила 6600 рублей. «Жигули» продвались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт под названиями Lada 1200 и Lada 1300. Для рынков Великобритании и некоторых других стран делали и версии с правым рулем.

На базе «копейки» были созданы универсал и седан , а в последующем - серия других моделей «классического» семейства. Производство модификации ВАЗ-2101 продолжалось до 1982 года, версию 21011 делали до 1983 года, а 21013 - до 1988 года. Всего было выпущено 2 710 930 «Жигулей» первой модели.

Заднеприводный седан малого класса и, по совместительству «первенец» Волжского автозавода – ВАЗ-2101 – «появился на свет» 19 апреля 1970 года – именно тогда с конвейера тольяттинского предприятия сошли первые шесть экземпляров новоиспеченной модели…

Но ее история началась куда раньше – еще в 1966-м Министерство автомобильной промышленности СССР подписало генеральное соглашение с компанией Fiat, позаимствовав у них четырехдверку Fiat 124 для своей «копейки». Правда, перевоплотившись в ВАЗ-2101, итальянский «донор» подвергся значительным изменениям: ему доработали экстерьер и интерьер, отделили новые моторы, увеличили клиренс, усилили подвеску и кузов, а также внесли массу других «правок».

В 1974 году дебютировала модель ВАЗ-21011, которая (по сравнению с базовым «собратом») получила подправленную внешность, более удобный салон и двигатель увеличенного (до 1.3 литра) объема.

«Жизненный» цикл трехобъемника продолжался до 1988-го, и за этот период он разошелся в количестве свыше 2.7 миллионов штук.

Снаружи ВАЗ-2101 обладает весьма симпатичным, лаконичным и сбалансированным, но устаревшим (по современным меркам) обликом, в котором отсутствуют какие-либо запоминающиеся дизайнерские ходы.

Дружелюбный передок с круглыми фарами-глазами, между которыми «прописалась» решетка радиатора, и хромированной «балкой» бампера, классический трехобъемный силуэт с высокой линией крыши, плоскими боками и длинным «отростком» багажника, незатейливая корма с узкими фонарями и аккуратным бампером – экстерьер автомобиля прост и непримечателен.

По своим габаритам «копейка» относится к «B-сословию» (по европейской классификации): в длину она вытянута на 4043 мм, в ширину достигает 1611 мм, в высоту не превышает 1440 мм. База колес занимает у четырехдверки 2424 мм, а ее дорожный просвет насчитывает 170 мм.

В снаряженном виде машина весит как минимум 955 кг, а ее полная масса равняется 1355 кг.

Интерьер ВАЗ-2101 оформлен в полном соответствии с внешним видом – смотрится он скромно по всем фронтам, но при этом отличается неплохо продуманной эргономикой. Крупный двухспицевый руль с тонюсеньким ободом, предельно простая комбинация приборов, предоставляющая лишь необходимый минимум информации, крайне сдержанная передняя панель с круглыми дефлекторами вентиляции, двумя «ползунками» отопительной системы, пепельницей и радиоприемником – по современным меркам убранство седана устарело целиком и полностью.

Формально салон «копейки» имеет пятиместную компоновку, однако на втором ряду смогут усесться лишь два человека, да и они не ощутят переизбыток свободного пространства. И спереди, и сзади автомобиль снабжен аморфными сиденьями без подголовников, которые обладают плоским профилем (даже без намека на боковую поддержку) и мягким наполнителем.

Багажник у ВАЗ-2101 – аскетичный: у него замысловатая форма, и практически везде наблюдается неприкрытый металл. Объем грузового отделения у четырехдверки составляет 325 литров, но это с учетом полноразмерного запасного колеса, которое закреплено внутри по левому борту.

Советский седан предлагается с двумя четырехцилиндровыми бензиновыми «атмосферниками» с вертикальной компоновкой, верхним распредвалом, карбюраторным впрыском горючего и 8-клапанным строением ГРМ:

  • ВАЗ-2101 (Lada-1200) оснащается мотором рабочим объемом 1.2 литра, который генерирует 64 лошадиные силы при 5600 об/минуту и 89 Нм вращающего потенциала при 3400 об/минуту.
  • ВАЗ-21011 (Lada-1300) приводится в движение 1.3-литровым двигателем, развивающим 69 л.с. при 5600 об/минуту и 96 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту.

По умолчанию трехобъемник комплектуется 4-ступенчатой «ручной» коробкой передач и ведущими колесами задней оси.

С места до 100 км/ч автомобиль разгоняется по истечению 18-22 секунд, а его максимальные возможности «упираются» в 140-145 км/ч.

В комбинированном режиме движения четырехдверка потребляет от 8.2 до 9.2 литров горючего на каждую «сотню» в зависимости от модификации.

В основе ВАЗ-2101 находится заднеприводная «тележка», позаимствованная у модели Fiat 124, которая подразумевает продольное расположение силовой установки в передней части и наличие несущего стального кузова.

Спереди седан снабжен независимой подвеской на сдвоенных поперечных рычагах с телескопическими амортизаторами, витыми пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади – зависимой конструкцией с жесткой балкой, прикрепленной к остову одной поперечной и четырьмя продольными штангами. Автомобиль оборудован рулевым механизмом с двухгребневым роликом и глобоидальным «червяком», а также тормозной системой с дисковыми передними и барабанными задними устройствами.

На вторичном рынке России в 2018 году ВАЗ-2101 можно приобрести по цене от ~15 тысяч рублей, однако стоимость некоторых экземпляров (близких к оригинальному состоянию) может доходить и до миллиона рублей.

Среди достоинств седана владельцы обычно выделяют: простую и надежную конструкцию, высокую ремонтопригодность, доступное содержание, в меру тяговитые двигатели, большой дорожный просвет, хороший уровень сборки, неприхотливость к качеству топлива и многое другое.

Хватает у автомобиля и недостатков: устаревшая техническая «начинка», невысокие динамические и скоростные характеристики, низкий уровень безопасности и прочие моменты.

МИФ 1: ВАЗ-2101 являлся полной копией автомобиля Fiat 124 - миф

П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 - машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали "сыпаться" на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной "бельгийской мостовой" кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, "натурные" испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.


Двигатель Fiat 124 был выполнен по схеме OHV – то есть, с нижним расположением распределительного вала



Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

МИФ 2: ВАЗ-2101 в чем-то уступал Москвичам - правда

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты - в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали "окорока" колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в "итальянце". Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича.

1 / 2

2 / 2


Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно "укрыт" мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя "ахиллесова пята" - печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.


Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

А еще Москвич был куда более неприхотливым - он спокойно "переваривал" низкосортные масла и "семьдесят шестой" бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов - топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения... Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент.

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) , где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

МИФ 3: ВАЗ-2101 первых выпусков целиком состояли из фиатовских деталей - миф

«Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов!


Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года)

В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (, 2105) были разработаны уже собственными силами.


Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года "копейки" оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также "фиатовскими" стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось - в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4


Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии

МИФ 4: ВАЗ-2101 был популярен за рубежом - правда

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали "соплатформенным" Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы "Автоэкспорт" поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ - так называемый "соцлагерь". Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы "копейка" начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.


В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги»


Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку»

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое - до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки - Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

1 / 2

2 / 2


Праворульная «копейка» - было и такое!

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства - и это были именно Жигули! Правда, интерес к "копейке" за рубежом к этому времени стал стремительно угасать - для избалованных "европейцев" первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство "чистой единички" весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей "наследницу" ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

МИФ 5: ВАЗ-2101 отдельными партиями выпускался до начала девяностых годов - миф

Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели.


ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий в 1990-1991 годах.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой».

МИФ 6: У Высоцкого была "копейка" - правда

В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку».


Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им вроде представительского седана .

МИФ 7: В проблемах с распредвалом были виноваты советские конструкторы - и миф, и правда

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

В ходе многочисленных переговоров советским специалистам удалось "отстоять" верхнее расположение распределительного вала, согласившись при этом на использование чугуна для изготовления блока цилиндров вместо алюминия, на котором наши представители настаивали ранее.

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной - особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо "жигулёвского" группы «Г» что угодно - "москвичёвское" марки АС-8 или даже "камазовское" масло.


Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов - дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях - и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин "распредвальной проблемы" ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.


Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно "копейка" позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине - и даже не за рулём, а из роддома.

В советском автопроме самым известным и популярным флагманом считаются «Жигули». Транспорт имеет и выпускался вплоть до 2012 года. В периоде всего существования он был не единожды улучшен и модернизирован. История ВАЗ-2101 включает в себя много событий: менялся дизайн, корректировалась техническая сторона и менялась сама концепция автомобиля.

Сотрудничество с Fiat

Самая известная и первая в своём роде модель - это ВАЗ-2101, что была произведена на Волжском автомобильном заводе. В своё время этот флагман стал возможным благодаря соглашению с из Италии - Fiat. Нашу страну представлял «Внешторг», имеющий в своём распоряжении мощности для производства легковых транспортных средств. Этот контракт был заключён в 1966 году и ознаменовался постройкой завода для производства отечественных флагманов.

Согласно первоначальному плану, требовалось организовать выпуск нескольких моделей транспорта ВАЗ-2101. Один из них должен был иметь в своей комплектации кузов от седана и нормальный тип технической оснастки. Вторая же «копейка» имела характерные черты от универсала, которые дополняла комплектация люкс-класса. Первым прототипом такого модельного ряда стал флагман Fiat 124, который стал лучшим брендом за весь год. Он станет основой для автомобиля ВАЗ-2101.

Почему Fiat 124 не подошёл

Во время периода глобального тестирования флагмана, что было необходимо для обеспечения развития собственной марки транспорта, производителями был обнаружено ряд серьёзных недостатков. Они требовали срочного решения, чтобы машина могла называться ВАЗ-2101. Главной проблемой было то, что флагман не подойдёт для отечественных дорог, так как обладал слишком низким дорожным просветом и не предусматривал буксирной проушины.

Это делало модификацию неприспособленной для бездорожья, что крайне часто встречалось на наших территориях. Дополнял эту проблему достаточно слабый корпус, который быстро изнашивался и не предназначался для длительной эксплуатации. К тому же наш народ любит активный отдых, поэтому производство автомобиля должно ориентироваться на выносливость флагмана.

Как ВАЗ-2101 обогнал Fiat 124

Чтобы усовершенствовать флагман ВАЗ-2101, была доделана система активного заднего тормоза, а также улучшена подвеска переднего моста, которая косвенно отличалась от предшественников. Подверглась изменениям , которая получила более удобное управление. Происходил активный выпуск новых модификаций, которые всё больше уходили от оригинального Fiat.

В общей сложности модернизаций получилось более 800, которые сделали «копейку» одной из лучших. Она смогла полностью соответствовать требованиям дорожного покрытия в России и обладала высоким удобством для активных пользователей. Выпуск этих машин получил признание от международных экспертов.

Фабричный выпуск ВАЗ-2101

В 1970 году с конвейера сошли первые шесть автомобилей, а именно 19 апреля считается днём рождения марки «Жигули». Разнообразие цветов тогда было представлено только красным и синим цветами. На практическом тесте такие машины показали отличные результаты, поэтому даже не поддавались доработкам. Уже в 1970 году завод по их выпуску заработал на полную мощность. Так, за год работы было произведено 21530 единиц транспорта.

Особенности классификации

Среди особенностей «Жигулей» выделяется то, что автомобиль получил специальный документ ОН 025370-66. Эта нормаль регламентировала принцип классификации и обозначения технического состава.

Таким образом, все выпускаемые модели обзавелись четырёхзначным номером. Первые две цифры давали информацию о классе модификации, а следующие две - данные о её модели. На практике использовалась и пятая цифра, которая показывала, что эта машина является модификацией. Могла быть и шестая - предназначение для экспорта, определяла климатические условия.

Период модификаций

За весь период выпуска автомобиля было выпущено большое количество единиц транспорта. Среди модификаций были флагманы, предназначенные исключительно для заводов, а также особые машины вроде производства лимузинов. Долгое время они продавались за границу.

Среди транспорта особой популярностью пользовалась первая машина - «копейка». Это было удачным решением в плане технического оборудования, что подтверждают и отзывы пользователей. Поэтому эта машина стала основой для последующих модификаций. Выпуск модификаций ВАЗ-2101 позволил удовлетворить запросы большего количества покупателей.

Первой моделью, которая подверглась изменениям, является ВАЗ-21011. Главным её отличием был двигатель. Транспорт получил , а также объём, который составил 1,3 литра. Дизайн автомобиля также перенёс модификации. Теперь и охлаждение радиатора происходило через улучшенную систему вентиляции. Для этого добавилось несколько прорезей и изменилась форма самой решётки. Позже было решено добавить новые задние фары.

Пополнение модельного ряда

Вскоре произошёл выпуск модели 21013, которая получила менее мощный мотор, что до этого использовался в оригинальной «копейке». Он обладал объёмом в 1,2 литра. Все остальные изменения были поставлены от новых моделей. Покупатели двояко отнеслись к таким изменениям.

Lada 1200

Эта модель «Жигулей» активно выпускалась для нужд экспорта. Тогда она производилась под названием Lada 1200 и была распространена на всех просторах СССР. Общее количество выпуска таких машин составило 57000. Немного позже автомобиль был положительно воспринят более далёкими странами, поэтому активно экспортировался для продажи.

Поскольку «Жигули» были известны и в далёком зарубежье, то была выпущена отдельная модификация ВАЗ-21014 и 21012. Для них было характерным выполнение руля на правой стороне, что соответствовало нормам в некоторых государствах. На правом колесе транспорта располагалась более сильная пружинная подвеска. Это было обусловлено нестандартным распределением веса из-за смещения элементов управления модификации. Выпуск таких машин продолжался до 1982 года.

Производство пикапа

Поскольку во времена Союза практиковалось использование даже отходов, чтобы ничего не пропадало зря, бракованные флагманы активно применялись в переработку. Заводы их переделывали в небольшие пикапы, которые использовались на территории производства. На практике полностью срезалась вся задняя часть от крыши транспорта, поэтому она заканчивалась уже после передних сидений. Устанавливалась задняя стенка, которая создавал компактную кабину.

Задние двери автомобиля было решено заваривать, чтобы увеличить грузоподъёмность пикапа. Таким образом, новая модель могла работать с весом в 300 кг. Такую вариацию не пускали в производство, но некоторые автолюбители специально так переделывали свои машины.

Как ни странно, классическая «копейка» также была модифицирована в удлинённую модель. Она активно использовалась на территории Кубы, где применялась в сфере перевозок для такси. Исходя из неблагоприятного состояния тех дорог, «Жигули» могли без проблем справиться с поставленными задачами.

Создание эмблемы

Поскольку требовалось выделить машину и сделать её узнаваемой, был создан оригинальный логотип. За время существования бренда он был переделан три раза. Среди них выделялась ладья серебряного цвета, плывущая на рубиновом фоне. Она была положительно воспринята покупателями и находилась на транспорте вплоть до 1971 года.

Правда, вскоре логотип было решено изменить, ведь на нём находилось название города Тольятти, что не было востребованным в связи с ростом бренда. Также позже убрали надпись на машине, чтобы скрыть от посторонних глаз расположение стратегического объекта.

Среди вариантов ВАЗ-2101 история создания «перевёрнутого» логотипа также заслуживает особого внимания. Производители изменили положение буквы «Я», заменив её на R. Причиной тому стал заказ в Италии, где компания-производитель логотипа допустила ошибку в написании буквы для -2101. В широкое производство такие эмблемы не пошли, их разобрали сотрудники в качестве сувениров. Всего их было 30 штук, и достать их сегодня крайне трудно.

Большого внимания заслуживает сумка с инструментами, которая поставлялась с оригинальной машиной. В ней даже присутствовала спусковая рукоять. За рубежом это вызвало бы шок, но инструкция указывала, что инструмент предназначался исключительно для запуска транспортного средства зимой.

Модель ВАЗ-21011 была единственной, обладающей подвесной педалью. До этого все автомобили имели только напольные варианты. Их дополняла установка кнопки стеклоомывателя, которая также находилась на полу. Всё последующее время она располагалась на приборной панели.

Обязательным условием машины ВАЗ-2101 также было использование отечественных деталей для производства моделей «Жигулей». Правда, в некоторых «копейках» не раз были обнаружены запчасти от Weber вроде амортизаторов . Они были несколько мощнее наших аналогов, а свечи зажигания работали более эффективно.

Общая оценка автомобиля

У специалистов сложилось положительное мнение о качестве транспортного средства ВАЗ-2101. В советском автопроме производство «Жигулей» стало настоящим прорывом для заводов, которое подняло все технологии на новый уровень. Этот флагман отлично показал себя при вождении как для опытных водителей, так и для новичков, которые только обзавелись правами на транспорт.

Отечественные водители впервые столкнулись с машиной, которая могла работать достаточно тихо, обладала топлива, а также хорошо обогревала салон в холодное время года. Конечно, эти преимущества были бы невозможными без заимствования технических новинок у итальянских коллег. Выпуск таких машин позволил многого добиться для «копейки».

Водителей очень привлекала возможность, при которой в зимний период машина ВАЗ-2101 могла без проблем завестись. Раньше для этого тратилось много времени, используя паяльную лампу, а также горячую воду в ведре, но «копейка» могла начать активную работу даже без использования стартёра. Это было возможным при работе Weber 32 DCR - карбюратора от Fiat на две камеры. Чуть позже они активно продавались в СССР под названием их модификации ДААЗ-2101.

Появление «копейки» стало успехом для всего Союза. В то время нужно было продемонстрировать возможности отечественного производства и также доказать его значимость. Именно выпуск этой линейки автомобилей сделал бренд известным на весь мир. И по сегодняшнее время эти машины активно присутствуют на наших дорогах.

Сегодня автомобильные компании делают большую ставку на современные технологии. Они используют всё новые решения, чтобы упростить работу водителя. Но многие забыли о качестве сборки, которым известны «Жигули». По этой причине многие люди до сих пор используют старые и проверенные «копейки».

ВАЗ-2101 «Жигули» - легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе.

За основу был взят Фиат-124 1966 года. Конструкция была доработана с учётом советских условий - увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменены на барабанные как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавлен «кривой стартер» (рукоятка завода двигателя). Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали утопленными. Была изменена конструкция двигателя - распредвал перенесён в головку, увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр). Масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего было сделано более 800 изменений.


Первый ВАЗ-2101 в музее АвтоВАЗа

19 апреля 1970 года на главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый автомобиль. Самый первый экземпляр свёл с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. В сборке участвовали слесари Волжского автозавода В. Присяжнюк, И. Осипов, В. Гусев, В. Орлихин и В. Глазунов. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода.

Этот автомобиль - начальный представитель всей классики ВАЗов. На самом деле, ВАЗ 2101 и следующие модификации получили отличную адаптацию к дорогам СССР иномаркой - FIAT 124 1966 года. Однако, двигатель ВАЗ 2101 был более прогрессивным, благодаря верхнему нахождению распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс был увеличен на 30мм, подвеску пришлось переработать и усилить. Сильнее всего изменилась модификация кузова ВАЗ 21011 (1974 год), получившая гораздо более удобные по форме передние сиденья и прогрессивные механизмы управления, а еще пепельницы, которые из задних подлокотников были перенесены, и стали находиться сзади на панели дверей. Также данная модификация была дополнена более мощным 69-сильным мотором, имевшим рабочий объем 1,3л. Данные машины имеют другую решетку радиатора с часто встречающимися поперечинами, располагавшимися горизонтально, в нижней части панели передка находилось 4 специальных прорези для вентиляции. Бамперы ВАЗ 2101 стали изготавливать без клыков и на них по всей длине расположились накладки из резины.

На стойках кузова ВАЗ 2101 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решетками, стоп-сигналы и поворотники получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать сигнал заднего хода. Спустя некоторое время начали изготавливать версию ВАЗ-21013, имеющую кузов 21011 и 1,2-литровый мотор ВАЗ 2101. «Милицейский» вариант ВАЗ-21016 получил мощный 71-сильный (77л.с. поустаревшему ГОСТу) мотор ВАЗ-2103.

Экспортное вариант автомобиля назывался Lada 1200. Свыше 57 тыс. автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества - ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Вскоре "Лады" появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.

Изготовление автомобиля ВАЗ 21011 было остановлено в 1981 году, а ВАЗ 2101 прекратили выпускать в 1982-м году. Далее стали изготавливать только разновидность «копейки» ВАЗ-21013.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook