Как двигаться задним ходом на автомобиле. Особенности движения задним ходом. Езда задним ходом с применением зеркал

Точное движение задним ходом является одним из тех элементов водительского мастерства, без которого невозможно себе представить полноценное управление автомобилем. Рассмотрим, как научиться ездить задним ходом, чтобы без проблем огибать препятствия и парковаться.

Основы основ

У вас не получится развить навык без тренировок, поэтому вам потребуются:

  • небольшая площадка, где вы сможете ездить, не боясь причинить вред другим участникам движения. Малочисленные неподвижные объекты не будут препятствием, так как вам потребуются ориентиры для маневрирования;
  • автомобиль, максимально приближенный к габаритам и органам управления вашего ТС, если обучение будет происходить не на вашей машине. Этот пункт особенно важен, ведь обучившись на малолитражке с АКПП, в самый ответственный момент, к примеру, при сдаче экзамена на механике вы можете растеряться.

Чувство габаритов – едва не самое полезное умение при движении задним ходом. С опытом приходит и умение быстро адаптироваться под любое авто, но для начинающего водителя чувство габаритов – реальная проблема. Побороть эту трудность можно с помощью правильной настройки зеркал заднего вида. Мы рассматривали , при которой максимально уменьшаются слепые зоны.
При движении задним ходом нам в первую очередь важно оценить расстояние от габаритных точек автомобиля до препятствий. Поэтому боковые зеркала рекомендуем перевести в парковочное положение:

  • в ближней части зеркального элемента отображаются наиболее выступающая часть кормовой части кузова и колесная арка;
  • только 40% отображения занимает горизонт, ведь так легче парковаться вплотную к бордюрам, а также гораздо проще заметить небольшие объекты вблизи авто.

Простые правила

Особенности, которые необходимо учитывать при маневрировании:

Тонкости управления

Учтите, что при движении назад направление задается задними по ходу движения колесами. Это делает автомобиль более маневренным, так как реакция кузова на рулевое колесо будет резче. Именно поэтому погрузчики оборудуются задней поворотной осью. Двигаться нужно с небольшой скоростью. Избегайте резких движений рулем. Особенно на скользком покрытии, так как в независимости от типа ведущей оси активная рулежка спровоцирует занос.

Ввиду особенностей восприятия нашим мозгом информации, смотрите туда, где должен оказаться ваш автомобиль. Если двигаясь задним ходом, вы зациклите свое внимание на препятствии, которое необходимо объехать, то велика вероятность, что мозг помимо вашей воли заставит руки направить автомобиль именно к препятствию.

Не корректируйте траекторию увеличением скорости. На начальном этапе лучше всего двигаться с постоянной, небольшой скоростью, на которой вы сможете контролировать угол поворота и обстановку вокруг автомобиля. На механике, то есть автомобиле с МКПП, при небольшой скорости темп можно регулировать педалью сцепления. На машине с исправной АКПП для движения на малой скорости достаточно отпустить педаль тормоза. На механике можно частично выжимать педаль сцепления. При этом важно не подымать обороты двигателя, пока авто не начнет глохнуть. Иначе при продолжительном движении можно подпалить сцепление, что выльется в будущем в довольно затратный ремонт. Поэтому чтобы научиться правильно ездить задним ходом на механике, вам обязательно нужны базовые рефлексы работы с педалями.

Формирование навыка

Тренировки стоит начинать с развития чувства габаритов автомобиля. Для этого сдавать к препятствию задним ходом необходимо постепенно, периодически выходя из салона и визуально контролируя расстояние. В качестве барьера удобней всего использовать несколько покрышек, удар об которые не причинит вред ЛКП автомобиля. Как только вы максимально приблизитесь к препятствию, соотнесите отражение в зеркале заднего вида с расстоянием между задним бампером и объектом. Чем дольше вы будете тренироваться, тем лучше вы будете в будущем соотносить отражение в зеркалах заднего вида с фактическим расстоянием до объекта.

Как ни странно, но чтобы научиться правильно ездить задним ходом, нужно лишь немного теории, но много практики. Выставляйте из пластиковых конусов змейки и коридоры всевозможной формы. При этом с повышением уровня вашей квалификации уменьшайте расстояние между конусами. Таким же способом можно научиться параллельно парковаться и сдавать в гараж. Начать обучение рекомендуем с просмотра видео, на которых опытные водители покажут основные приемы и особенности движения задним ходом.

Электронные помощники

Решить проблему с парковкой можно при помощи камеры, установленной в кормовой части автомобиля. В продаже существуют универсальные камеры с возможность подключения к 2-DIN магнитоле. Также вы можете приобрести центральное зеркало заднего вида, на котором при движении назад будет отображаться изображение с камеры. Более бюджетный вариант – парктроник. Стоимость универсального комплекта нельзя назвать высокой, к тому же .

Большинство автомобилистов обычно ездят вперёд. Иногда вам, возможно, придётся ездить на задней передаче, например, когда появляется необходимость припарковаться методом .

Изначально движение в обратном направлении может показаться трудным, особенно если у вас недостаточно практики.

К счастью, научиться управлять автомобилем в обратном направлении довольно легко. Следуя нескольким простым шагам, вы можете научиться быстро ездить.

Как контролировать движение задним ходом

Чтобы научиться ездить обратным ходом, для начала отрегулируйте положение сиденья. Во-первых, вам нужно настроить своё кресло так, чтобы вы могли или газ в любой ситуации, даже если ваше тело слегка повёрнуто, когда вы двигаетесь назад. Положение кресла должно позволять вам легко и комфортно поворачиваться и смотреть через правое плечо, сохраняя при этом возможность при необходимости нажимать на тормоз и быстро останавливаться.

Если вам нужно двигаться в обратном направлении в течение длительного времени, лучше пододвинуть сиденье ближе к рулю, а затем снова отодвинуть его назад, когда понадобится ехать прямо.


После регулировки сиденья, зеркал и проверки ремня безопасности можно начинать движение назад. В зависимости от типа вашего автомобиля вы можете сделать это одним из нескольких способов. Механизм переключения коробки передач вашего автомобиля находится либо на рулевой колонке, либо на полу; в зависимости от модели автомобиля КПП может быть автоматическая или механическая.

  • Вариант 1: Автоматическая коробка на руле. Для транспортных средств с автоматической коробкой передач, расположенной на руле, при включении задней передачи необходимо выжать тормоз. Не убирайте ногу с тормоза или не поворачивайте, пока вы не включите заднюю передачу.
  • Вариант 2: Автоматическая коробка передач на полу. То же самое касается автомобилей с автоматическими коробками передач с кулисой на полу. Держите тормоз и переместите механизм переключения передач вниз и в реверс.
  • Вариант 3: Ручная коробка передач на полу. Для автомобиля с механической коробкой передач на полу задний ход находится напротив пятой передачи и обычно требует дополнительного нажатия вниз.

При использовании механической коробки передач для езды задним ходом ваша левая нога должна выжимать сцепление, в то время как правая управлять газом и тормозом.

Правильное использование заднего стекла во время движения назад

Стекло заднего вида предоставляет дополнительный обзор находящихся сзади пешеходов, транспортных средств или других препятствий. Не забывайте о том, что при повороте руля направо задняя часть автомобиля также начнёт движение вправо, а в зеркале будет отображаться движение влево.

Езда задним ходом с применением зеркал

Установите зеркала. Перед тем, как двигаться задним ходом, убедитесь, что ваши . После регулировки зеркала должны дать вам полное поле обзора.

Имейте в виду, что после регулирования положения кресла вам снова понадобится настраивать зеркала, чтобы восстановить необходимый обзор.

Как научиться выполнять повороты

Если вы поворачиваете передние колеса вправо, задняя часть автомобиля на механике поворачивается налево. То же самое касается поворота вправо, когда требуется поворот рулевого колеса влево. Не делайте резких поворотов во время движения в обратном направлении.


Пошаговые движения рулевого колеса позволяют вам корректировать ваш курс более легко, чем резкие повороты. При необходимости используйте тормоз и избегайте подачи слишком большого .

Маневрирование и остановка

После переключения передачи можно приступать к движению задним ходом. На этом этапе вы можете повернуть и медленно отпустить тормоз.



Кроме того, чтобы избежать слишком быстрого движения и сдавать задним ходом правильно, не нажимайте на педаль газа, если вам не нужно. Сосредоточьтесь на том, куда едете, и, если понадобится, используйте тормоз, чтобы замедлить движение.

  • Шаг 1: Посмотрите вокруг. Удостоверьтесь, что область вокруг вашего автомобиля свободна от пешеходов или других движущихся транспортных средств. Поверните налево и посмотрите в окно со стороны водителя. Продолжайте осматривать область, пока вы не посмотрите через правое плечо.
  • Шаг 2: Посмотрите через своё правое плечо. Держите левую руку на середине рулевого колеса, правую положите на спинку сиденья пассажира и посмотрите через правое плечо. При необходимости можно выжать тормоз, остановиться и снова тщательно осмотреть область вокруг автомобиля, чтобы не задеть проезжающие или или пешеходов.
  • Шаг 3: Для управления автомобилем во время заднего хода используйте только левую руку. Имейте в виду, что при движении в обратном направлении поворот рулевого колеса поворачивает ваше транспортное средство в противоположном направлении, как при движении вперёд.

Электронные помощники

Бортовые компьютеры современных автомобилей, а также новинки рынка девайсов и гаджетов предлагают решения и для езды задним ходом. К наиболее популярным относятся:

  • Система ночного видения.

Благодаря внедрению технологии в автомобилестроение движение задним ходом стало гораздо проще и безопаснее. Совокупность инфракрасных сенсоров сканирует пространство вокруг автомобиля и при необходимости сигнализирует водителю о появлении преграды на пути.

  • Круговой обзор.

Система фиксирует пространство вокруг автомобиля и передаёт модель цифрового изображения с видом сверху. Будет особенно удобно для начинающих водителей.

Цифровое зеркало заднего вида с функцией воспроизведения изображения с камеры.

Система состоит из камеры, установленной сзади, и экрана, который заменяет зеркало заднего вида. К преимуществам использования такой технологии следует отнести широкий угол обзора, чёткое изображение, отсутствие преград, таких как сиденья заднего ряда, улучшенное изображение в условиях пониженной освещённости.

  • Автоматический тормоз.

Такая система при резком появлении преграды блокирует колёса. Рекомендуется для начинающих и неопытных водителей.

Меры предосторожности

Наденьте ремень безопасности. В качестве окончательной меры предосторожности перед выполнением любого манёвра задним ходом по зеркалам пристегните ремень безопасности. Это же относится и к вождению задним ходом.

ВАЖНО! Убедитесь, что ремень безопасности находится над вашим плечом, как предусматривает производитель. Правильное использование ремней безопасности может помочь предотвратить травму в случае аварии.

Для этого просто используйте тормоз. Вождение задним ходом не такое сложное, если выполнять шаги, указанные выше. Пока вы постоянно контролируете свой автомобиль и едете медленно, у вас не должно возникнуть проблем с транспортировкой автомобиля до места, где вам нужно парковаться или останавливаться. Обязательно следите за тем, чтобы ваши зеркала и должным образом.

Обязательное условие безопасной поездки

Городское движение становится все более насыщенным, пробки на дорогах не редкость. Опаздывающие по делам водители все чаще начинают использовать движение задним ходом в условиях, когда оно, по их мнению, разрешено. В пункте 8.12, раздела 8 ПДД определено: движение разрешено, только когда не создает помех для пешеходов и автомобилей.

К сожалению, правила не уточняют, что подразумевается под условием «не создавать помеху» и когда нужно назначать штраф. Особенно сложная и неопределенная ситуация складывается, когда автомобилю с прицепом необходимо припарковаться на односторонней дороге. Как сделать маневр безопасным? Должна быть включена аварийка или нет?

Как наказываются нарушители

Решают, безопасен или нет маневр, сотрудники дорожной инспекции.

  • Определили – опасен, выписывают штраф за движение задним ходом – статья 12.15 КоАП 2016 г.
  • Если водитель нарушил правила расположения ТС на дороге при обгоне или разъезде, он должен заплатить от 1000 до 5000 рублей. Трактовать нарушение можно по разному.
  • Пункт 3 статьи 15 по существу разрешает поворот на встречку для объезда препятствия, надо только заплатить 1000 рублей.
  • Пункт 4 статьи 15 – за проезд во встречном направлении надо заплатить 5000 рублей.

Причем не указано, на какой тип ТС распространяются требования ПДД: на автомобиль грузовой с прицепом или обычное легковое авто.

Не определено: статья 12.15 применяется только на городских улицах или езда во дворе жилого дома, в некоторых случаях, тоже может считаться административным нарушением.

При повторном нарушении правил проезда по односторонней дороге водителя лишат права управлять автомобилем на срок не менее 4 месяцев и не более 1 года. Если нарушение будет зафиксировано дорожными видеокамерами, ему назначат административный штраф пять тысяч рублей (статья 12.16 КоАП).

Дорожные знаки

Знака, запрещающего проезд и перестроение движение задним ходом в ПДД нет. Есть правила, запрещающие маневрирование на дорогах. Они приводятся в разделе «Знаки специальных предписаний». К ним относится дорожный знак 5.1, обозначающий главную магистраль и знак 5.3 – дорога для автомобилей.

На междугородних трассах нередко приходиться объезжать место аварии. Как правильно поступить в этом случае? Разрешается ли движение задним ходом по автомагистрали где произошло ДТП? Разрешено, но необходимо помнить, что любое перестроение всегда сложный дорожный маневр. Особенно для машины с прицепом, когда траектория разворота увеличивается. Необходимо учитывать в этой ситуации – поворот руля в нужную сторону, разворачивает прицеп в противоположную сторону может усложнить дорожную ситуацию. Сотрудники ГИБДД сочтут это нарушением и потребуют заплатить штраф.

Есть мнение

Кратковременное движение задним ходом по дороге допустимо приравнять к маневрированию или считать разворотом. По пункту 11 раздела 8 ПДД разворот в городе запрещен только:

  • на пешеходных переходах;
  • в местах остановки городских ТС;
  • на дорогах, где видимость меньше 100 метров;
  • на мостах и под ними.

Таким образом, правила не запрещают разворот при 1 одностороннем движении, соответственно, и штраф назначать нельзя. Учтите, что езда должна быть безопасна для пешеходов и ТС. Аварийка также должна быть включена.

Когда разворот выполняется машиной с прицепом во дворе жилого дома, действия водителя обязан страховать другой человек.

При выполнении всех этих условий можно доказать – нарушения нет.

Проезжаем перекресток

В ПДД есть однозначное требование – движение задним ходом запрещено на перекрестке. За нарушение этого правила положен штраф. Его минимальный размер 500 рублей. Перед тем, как включить поворотники и прежде чем сделать поворот руля, надо вспомнить – водитель обязан пропустить пешеходов и другие ТС, иначе езда может спровоцировать ДТП. Когда создается препятствие ТС, проезжающим по основной дороге, вступает в действие статья 12.13 КоАП.

Организатор затора должен заплатить в два раза больше – штраф 1000 рублей. Правильное выполнение въезда на перекресток требует от водителя ещё больше внимательности, если автомобиль с прицепом поворачивает на дорогу с односторонним движением. Необходимо учитывать угол разворота прицепа – он увеличивается. Выезд из прилегающей территории на дорогу не считается пересечением перекрестка.

Движение запрещено

Правила ПДД (глава 9, пункт 74) однозначно запрещают автомобилям движение задним ходом на пешеходном переходе и в 15 метрах от него. Запрет нарушен – штраф 5000 рублей. Требование вполне справедливое. Особенно часто регистрируются ДТП при движении задним ходом на участках дорог, отмеченных специальной разметкой: зеброй.

Наезды на переходе почти всегда сопровождаются тяжелыми травмами пешеходов. В этом случае езда водителя считается уголовным преступлением, а не административным правонарушением.

Сегодня легковые автомобили и машины с прицепом часто паркуются на дороге, параллельно тротуару. Водителю необходимо сделать поворот, чтобы выехать на проезжую часть дороги. Выезд на дорогу разрешен только прямым ходом.

Парковка

Иногда ДТП при движении задним ходом, совершаются во время парковки во дворе многоквартирного жилого дома. Не все автомобили оборудованы парк-трониками. Выполняя параллельную парковку, необходимо не только включать поворотники и смотреть в зеркала заднего вида, но и внимательно попеременно смотреть в боковые зеркала. Иначе можно врезаться в автомобиль, расположенный сбоку. Часто столкновения машин происходят при парковке около супермаркетов. Рекомендуют соблюдать следующие правила: въезжать на парковочное место кормовой частью автомобиля, а выезжать передом. Парковка машин с прицепом считается безопасной, когда выезд с парковочного места выполняется только вперед.

В заключение необходимо отметить, что изменения и дополнения в правила дорожного движения периодически вносятся сотрудниками МВД. Часто и по решению Верховного суда РФ устраняются противоречия между формулировками, приведенными в ПДД и КоАП.

Недавно было выпущено постановление обязывающей судей, при рассмотрении административных нарушений по статье 12.16 КоАП, учитывать условия проезда, на которые указывает статья 15 правил дорожного движения. Предложено не считать нарушением перестроение и маневрирование на дороге с изменением направления движения. Требование «не создавать помеху», в постановлении оставлено.

Зачем нам знать, где запрещено движение задним ходом? На самом деле, с этим связаны самые непредсказуемые аварии, ведь, двигаясь назад, мы видим дорогу в зеркала. Так что данную опасность лучше предупредить, чем мы сейчас и займемся.

Почему следует соблюдать запреты ПДД?

На дороге автомобилисты совершают множество маневров: обгон, разворот, поворот и прочие. Одним из таких маневров является движение задним ходом. Такое действие редко встречается на дороге. Как совершать этот маневр, известно каждому автовладельцу, но не каждый помнит, когда этого делать нельзя, ведь такое действие зачастую бывает попросту не безопасным. В силу этого на законодательном уровне были введены ограничения движения задним ходом.

Водитель, который совершает такой маневр на дороге, должен пропускать абсолютно всех : проезжающие мимо машины, разворачивающийся транспорт или совершающие любой другой маневр автомобили. Движение задним ходом разрешено только в случае, если этот маневр не может стать помехой для других автомобилей. Об этом говорится и в разделе 8, пункт 8.12 в правилах.

Кроме того, если у водителя возникает довольно опасная ситуация выезда на проезжую часть посредством заднего хода (к примеру, выезд из двора), то он, во избежание , должен воспользоваться помощью постороннего человека. Таким может быть пассажир или прохожий. В ином случае водитель опять же нарушает правило пункта 8.12.

Этим правилом можно пользоваться и на дороге, но только в том случае, если для человека-помощника не возникает угрозы для жизни. Если этот маневр совершить сложно, то лучше от него отказаться.

Места, где запрещено движение задним ходом

Помимо этого, водитель должен знать, что для движения задним ходом не существует разметки или других полос, ограничивающих его. Зато есть места, которые абсолютно точно прописаны в ПДД, запрещающие совершение этого маневра. К таким относятся перекрестки, тоннели, железнодорожные переезды, мосты и прочие . Весь список этих мест предоставлен в пункте 8.11, 8.12 и 16.1 соответствующего нормативного документа.

Такой список создан не случайно. К примеру, ситуация на дороге: водитель двигался вперед к мосту, и вдруг он понимает, что он не туда поехал – ему нужно было поехать под мост, а он въехал на него. В этом случае при помощи заднего хода ему не получится вернуться назад, и развернуться также не выйдет. Оба эти маневра будут помехой другим водителям, а соответственно будет создана аварийная ситуация. Кстати, в любой автошколе вам будут твердить, что дорогу нужно продумывать заранее именно по этой причине.

Хитрости перемещения на участке с односторонним движением

Некоторые водители считают, что сдавать назад вообще запрещено , но они глубоко ошибаются. Например, если водитель въехал на дорогу со знаком «Одностороннее движение», и ему требуется сделать маневр – сдать назад, то он вполне может его совершить. Ведь в правилах есть ограничения лишь в том, что по такой дороге запрещено двустороннее движение, и на этом участке запрещено совершать разворот, а о том, что двигаться задом нельзя – в законе ничего не сказано.

Но последнее время инспекторы ГИБДД стали штрафовать водителей, которые совершали подобные маневры на таком участке дороги. Они объясняли свои действия тем, что есть такой закон, который запрещает встречное движение на участке с односторонним движением. Штраф за такое правонарушение не маленький: 5000 рублей или вовсе лишение прав.

Бывает такая ситуация на парковке, что впереди стоящая машина блокирует выезд водителю, поэтому он вынужден сдать назад. Именно для таких ситуаций действует пункт 8.12, в котором ничего не говорится о том, что такой маневр запрещен. Таким образом, для того чтобы не нарушать принятые нормы, необходимо следить за всеми изменениями законодательства, а также знать те правила, которые есть в ПДД. Но и там нормы постоянно меняются, поэтому даже опытным водителям стоит периодически перечитывать эти утвержденные законы.

Остановите машину, включите аварийную сигнализацию и переключитесь на заднюю передачу. Это первый и самый логичный шаг. Для ручных коробок передач переключение на заднюю передачу не сильно отличается от переключения на первую: дайте машине полностью остановиться, нажмите педали сцепления и тормоза, переключите рычаг коробки передач в положение R (задний ход) и начинайте двигаться. В некоторых машинах, чтобы переместить рычаг на заднюю передачу, нужно нажать на нем кнопку, в некоторых для переключения нужно вдавить рычаг вниз, а в некоторых оно осуществляется без каких-либо специальных действий. В случае автоматических коробок все происходит немного по-другому: конечно же у вас не будет педали сцепления, но в зависимости от конфигурации автомобиля вам нужно будет нажать либо на педаль тормоза, либо кнопку на рычаге. Общее для автоматов то, что вам нужно будет потянуть рычаг в положение R.

Настройте зеркала. Настроив зеркала, вы сможете лучше контролировать то, что происходит снаружи машины. Некоторые не трогают их вообще, тогда как другим нравится опускать зеркало со стороны пассажира, чтобы оно показывало заднее колесо. Все это сводится к личным предпочтениям и опыту. Со временем вы привыкнете к габаритным размерам вашего автомобиля, и вам больше не нужно будет настраивать зеркала.

Повернитесь, или не поворачивайтесь. При вождении на задней передаче это большая дилемма: нужно ли смотреть только в зеркала, или поворачиваться, чтобы смотреть через заднее стекло? Поворачиваться учат на курсах вождения, но так ли это необходимо? Смотря в заднее стекло, вы лучше чувствуете реальные расстояния, но при этом вы оставляете сторону водителя без обзора, из-за чего вам придется постоянно поворачиваться и смотреть, что там происходит. Кроме того, на некоторых автомобилях нет заднего стекла, или же оно может быть слишком маленьким, чтобы через него можно было что-либо увидеть. С другой стороны, вождение по зеркалам требует хорошего знания габаритных размеров автомобиля и общего расположения на дороге. Если вы водите американскую машину (произведенную в основном для американского рынка), то вы скорее всего заметили предупреждение "Objects in mirror are closer than they appear" ("Объекты в зеркале ближе, чем они кажутся"). Это может быть проблемой, поскольку создается ложное ощущение пространства, особенно если учитывать тот факт, что объекты во внутреннем зеркале обычно больше, чем кажутся. Однако это можно легко исправить, вам нужно всего лишь опустить зеркала, чтобы лучше видеть задние колеса и задний бампер. Получится хороший ориентир: вы можете доверять им, поскольку они тоже кажутся ближе и соответствуют по размеру окружающим объектам.

Езжайте медленно. Как правило, задняя передача – самая мощная передача автомобиля; это значит, что она дает самый сильный рывок, и движение начинается гораздо быстрее, чем на первой передаче. Вы должны учитывать это и разумно дозировать мощность.

"Направо – это налево, а налево – это направо". Несмотря на то, что многие упоминают это, когда речь идет о вождении задним ходом, данное утверждение справедливо только в том случае, если вы представляете себе поворот передней части машины. При вождении задним ходом и повороте руля влево машина повернет налево, потому что вы хотите повернуть налево заднюю часть машины. В ответ на поворот задней части машины налево ее передняя часть повернет направо. Это происходит лишь потому, что руль поворачивает передние колеса, но при этом вы все еще поворачиваете налево, не так ли?

Понравилось? Лайкни нас на Facebook