Как часто менять масло в акпп, рекомендации специалистов. Нужно ли менять масло в автоматической коробке передач (акпп). вся правда, обязательно к прочтению С какой периодичностью менять масло в акпп

Чтобы знать, когда менять масло в АКПП, и какой смазочный материал необходим для стабильной работы трансмиссии автомобиля, необходимо ознакомиться с рекомендациями, изложенными в сервисной книжке конкретного транспортного средства.

Основные свойства и характеристики технических масел в автомате

На заводе-изготовителе постоянно проводятся испытания смазочных материалов с целью определить масло, наиболее подходящее для эксплуатации в коробке автомат. При этом также устанавливаются оптимальные сроки замены смазочной жидкости.

В функции автоматической трансмиссии входит передача мощности силового агрегата на колеса машины для преодоления определённого участка дороги. При этом часть энергии двигателя и объема трансмиссионного масла тратится на снижение внутреннего трения между рабочими деталями и узлами коробки автомат.

Если используются смазочные материалы низкого качества, масло быстро нагревается, окисляется, возникает коррозия элементов АКПП и всего автомобиля.

Смазочные жидкости высокого качества для автомобилей с АКПП активно противостоят окислительным процессам и предупреждают появление очагов коррозии внутри коробки автомат.

  • Cold;

Первая отметка показывает уровень холодного масла в коробке автомат. Вторая определяет объем горячей смазывающей жидкости. Считается, что проверка уровня смазки «на горячую» более точная.

Заключение

Отвечая на вопрос, нужно ли менять масло в АКПП, ответ однозначный: обязательно. Именно от качества смазывающего вещества во многом зависит стабильная работа трансмиссии. Мы постарались ответить в полном объёме на вопрос, как правильно менять трансмиссионное масло в АКПП.

Масло в автоматической коробке переключения передач, или ATF, выполняет несколько функций:

    отводит тепло от нагревающихся деталей,

    смазывает подшипники,

    служит рабочим телом для гидравлической системы управления и гидротрансформатора.

АКПП работает нормально, если масло имеет определенные смазывающие свойства и вязкость - например, 2000 мПа при температуре 20°C. ATF не может сохранять свои свойства вечно - его нужно периодически менять. О том, когда и как это делать, расскажем в статье.

Когда менять масло в АКПП

Интервал замены масла прописан в паспорте каждого автомобиля - найдите нужную цифру. В среднем он составляет 80000–90000 км пробега. Производитель устанавливает меньший интервал замены масла для тяжелых условий эксплуатации - например, в случаях, если автомобиль ездит по грунтовой дороге или в местностях с большим количеством пыли: например, в пустынях.

Многие дилеры советуют менять масло в АКПП чаще, чем рекомендовано производителем. Это связано с тем, что интервал слишком большой для российских условий эксплуатации. Если обобщить советы, то чтобы коробка переключения передач работала корректно, нужно менять масло раз в 60000–80000 км пробега.

Проверить состояние масла можно самому. Для этого вытащите щуп - масло должно быть светлым. Если оно слишком темное или имеет неприятный запах гари, отправляйтесь в СТО.

Некоторые проблемы в работе АКПП могут служить признаками низкого уровня масла или старого ATF. Вот самые распространенные из них:

    Низкое давление масла в магистрали.

    При переключении передач машина пробуксовывает.

    На затяжном подъеме на последней скорости АКПП пробуксовывает и переключается на пониженную.

    Машина не едет - ни назад, ни вперед.

    Машина не переключается с P или N на любую скорость.

    При включении любой скорости есть толчок, машина переключается на скорость, но не едет.

У каждой из этих проблем могут быть другие причины. Например, низкое давление масла в магистрали может быть не только из-за низкого уровня масла, но и из-за неисправного клапана сброса в масляном насосе, загрязненных соленоидов или гидроблока. Подробнее о проблемах читайте в нашей статье про смерть коробки.

В паспортах авто Mercedes Benz с пятиступенчатой АКПП серии 722.6 было написано, что масло залито на весь срок службы. Менять рекомендовали только при экстремальных условиях эксплуатации. Сейчас тот же Mercedes Benz рекомендует менять ATF после 125 000 км пробега или один раз в пять лет для семиступенчатой АКПП 722.9.

Как проверить уровень масла в АКПП

Если уровень масла низкий, коробка переключения передач перестанет корректно работать. Тогда надо просто долить недостающее количество ATF. Чтобы проверить его уровень, нужно посмотреть на щуп. Он расположен под капотом авто. Обычно щуп моторного масла желтого цвета, а щуп масла АКПП - красного.

Уровень ATF проверяют на прогретой коробке. Заведите двигатель, проедьте 10–15 км в положении АКПП «Drive» и припаркуйте машину на ровной поверхности. Затем переведите рычаг селектора в положение P - «Parking» - и дайте двигателю поработать на холостом ходу еще 2–4 минуты.

Не заглушая двигатель, вытащите щуп масла АКПП и протрите его насухо тканью, которая не оставит ниток и ворса. Затем вставьте его обратно в трубку, подержите там 4–5 секунд и вытащите. На щупе будет две зоны - вам нужна отметка Hot. Уровень масла должен располагаться между максимальной и минимальной насечками, примерно посередине. Если масло выше максимальной отметки зоны Hot, его залито слишком много. Если ниже - нужно долить ATF.

На некоторых автомобилях уровень масла проверяют по-другому. Например:

    В автоматических коробках BMW, большинства моделей Volkswagen и Audi уровень виден через смотровое окошко, а щуп отсутствует. Чтобы проверить ATF, понадобится подъемник.

    АКПП Dodge, Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi, некоторых моделей Volkswagen и Audi нужно ставить в положение N.

    В автомобилях Honda уровень масла АКПП нужно проверять при заглушенном двигателе.

Как менять масло в АКПП

Масло в автоматической коробке переключения передач можно поменять двумя способами: частичным и полным. Частичная замена требует меньше времени и ATF, но при такой процедуре старое масло смешивается с новым, поэтому полученная смесь все равно неидеальна. Полная замена занимает больше времени и сил, но ее точно хватит на 30000–50000 км пробега.

Пошаговая инструкция по частичной замене

Заранее подготовьте все необходимое - новое масло, маленькую воронку и пустую мерную тару для замера количества слитого масла. Затем:

    Открутите сливную пробку в картере АКПП - она расположена снизу.

    Подставьте под сливную пробку мерную тару и дождитесь, пока масло стечет.

    Посмотрите, сколько масла вытекло - нужно будет залить столько же масла, сколько стекло.

    Залейте ATF в щуп АКПП при помощи маленькой воронки.

После этого проверьте уровень масла - если его недостаточно, долейте еще. Если переизбыток - слейте лишнее через сливную пробку.

Пошаговая инструкция по полной замене

Подготовьте все необходимое:

    новое масло, пустую мерную тару и воронку;

    прокладку поддона АКПП и герметик;

    уплотнительное кольцо сливной пробки;

    кисточку, емкость для промывки деталей, ацетон и бензин;

    фильтр АКПП, если вы хотите его поменять;

    головки для снятия болтов - для разных авто нужны разные размеры.

Также вам понадобится помощник, чтобы завести автомобиль после долива масла. Перед процедурой желательно проехать на машине 5–10 км, чтобы прогреть ATF.

Шаг 1. Сливаем масло.

Поставьте машину на яму, на ручник, переведите селектор в нейтральное положение. Открутите сливную пробку и подставьте емкость, подождите, пока масло сольется. Затем открутите болты, на которых держится поддон, и сорвите его с герметика. Будьте осторожны - в поддоне останется масло, при неосторожном движении вы можете вылить его на себя. Это ATF тоже вылейте в мерную тару. Затем снимите фильтр - из-под него тоже потечет масло, соберите его в тару.

Шаг 2. Обрабатываем поддон.

Промойте поддон и магниты на нем бензином с помощью кисточки. Если осталась старая прокладка, удалите ее. Если в поддоне есть металлическая стружка, опилки или инородные предметы, это - повод проверить АКПП. После промывания протрите детали насухо тряпкой, не оставляющей ворс и нитки.

На этом этапе можно установить новый фильтр, если вы собираетесь менять его. Если нет - старый фильтр можно промыть бензином, но это не даст полной очистки.

Шаг 3. Устанавливаем поддон.

Обезжирьте место установки поддона и сам поддон ацетоном. Установите прокладку поддона АКПП, затем нанесите небольшое количество герметика на днище авто, в местах соприкосновения с поддоном, и на сам поддон. Установите его на место и закрутите болты.

Будьте внимательны - со стороны сливной пробки может капать масло. Если не обезжирить это место, в будущем ATF будет подтекать. Чтобы избежать такой проблемы, можно на время заткнуть отверстие ветошью, снять ее перед установкой поддона и сразу надеть его.

Шаг 4. Заливаем масло.

Посмотрите, сколько масла слили из АКПП. Залейте такое же количество через щуп с помощью маленькой воронки.

Шаг 5. «Продавливаем» масло и доливаем.

Найдите два шланга охлаждения масла АКПП - они расположены внизу радиатора. Нам нужен тот, который расположен слева по ходу движения. Аккуратно отсоедините его и опустите конец шланга в емкость для слива - любая большая бутылка от 5 литров подойдет. Затем попросите помощника завести двигатель на ручнике, на нейтральной передаче. Из шланга польется масло - насос АКПП выдавит старое ATF новым, и масло полностью поменяется.

Сливайте масло до тех пор, пока из шланга не пойдет новое - оно будет визуально светлее старого. Заглушите двигатель, установите обратно шланг охлаждения АКПП, замерьте количество слитого масла и долейте аналогичное количество через щуп.

Шаг 6. Проверяем уровень масла.

Проверьте уровень масла по холодным и горячим меткам. Если жидкости недостаточно - долейте. Будьте предусмотрительны и старайтесь не перелить масла - сливать лишнее намного сложнее, чем долить немного.

Кратко о том, как поменять масло

Частично:

    Открутите сливную пробку

    Слейте масло в бутылку, посмотрите, сколько литров получилось

    Залейте то же количество литров нового ATF через трубку щупа

    Проверьте уровень масла

Полностью:

    Проедьте на авто 5–10 км

    Открутите сливную пробку, снимите поддон и фильтр, слейте все масло, посмотрите, сколько литров вышло

    Промойте поддон и магниты бензином, вытрите насухо.

    Установите новый фильтр

    Поставьте поддон на место

    Залейте столько же масла, сколько слили, через щуп

    Отсоедините левый шланг охлаждения АКПП, заведите двигатель на холостых, «продавите» старое масло новым

    Посмотрите, сколько масла вышло из шланга, присоедините его обратно

    Долейте столько же через щуп

    Проверьте уровень масла

Если не хотите сами заниматься проверкой уровня и качества масла в АКПП, его заменой, посетите СТО. Процедура в СТО занимает меньше времени, кроме того, вы получите гарантии качества работы.

Автомобили с автоматической коробкой передач обеспечивают больший уровень комфорта во время езды, чем машины с механикой. Нет необходимости постоянно переключать передачи вслед за изменившимися дорожными условиями, потому что автомат самостоятельно справляется с этой работой. Прочитав статью, вы узнаете, какие процессы происходят в АКПП и сколько проработает этот агрегат без замены масла. Это поможет понять, когда менять масло в АКПП.

Что делает масло в АКПП

В отличие от двигателя, где масло выполняет лишь функции смазки и частично охлаждения деталей, в АКПП (автоматической трансмиссии) оно один из участников процесса преобразования скорости и крутящего момента. Исключение составляют АКПП с вариатором. От состояния масла (гидравлической жидкости, ATF) зависит, как и сколько будет работать коробка передач. Во время работы автомата многие детали нагреваются до температуры 200–300 градусов, что приводит к увеличению температуры ATF. Из-за этого масло в автоматической коробке передач нагревается на 30-50 градусов сильней, чем в моторе.

Агрегат оптимально работает лишь тогда, вязкость гидравлической жидкости достигает заданного производителем значения, которое соответствует температуре 80-110 градусов.

Если температура ниже этого значения, то чрезмерно возрастает вязкость. Если же температура выше нормы, то вязкость снижается. Если АКПП и масло рассчитаны на работу при максимальных температурах, то движение с непрогретым автоматом приводит к ускоренному износу деталей. А нормально прогреть его можно только ездой. Если АКПП и масло рассчитаны на среднюю температуру, то износ деталей во время прогрева снижается. Зато увеличивается износ при перегреве масла.

Что меняет свойства масла

На изменение свойств масла влияют:

  • состояние дорожного покрытия;
  • пробки и ритм движения;
  • состояние деталей АКПП;
  • манера езды.

По дороге с плохим покрытием автомобиль движется на низких передачах. При этом скорость вращения гидротрансформатора и первичного вала автоматической трансмиссии такая же, как при движении на высокой скорости. То есть одно и то же расстояние, пройденное по трассе и разбитой дороге, по-разному влияет на ресурс коробки. Пробки и рваный ритм езды с постоянным набором и сбрасыванием скорости, расходуют ресурс АКПП во много раз больше, чем спокойное движение по трассе. Использование некачественного топлива приводит к тому, что необходимая мощность мотора появляется на более высоких оборотах. А чем выше обороты коленчатого вала, тем сильней нагревается гидравлическая жидкость.

Фильтр АКПП

Со временем в гидравлической жидкости появляется металлическая стружка. Это свойственно любой автоматической трансмиссии из-за ухудшения смазывающих свойств ATF. Если внутри агрегата установлен масляный фильтр, то стружка оседает в нем. Однако, пока стружка дойдет до фильтра, она успевает серьезно навредить. Механической коробке передач стружка менее опасна, потому что там нет мелких каналов и жиклеров, через которые движется гидравлическая жидкость. Попав в жиклер, стружка снизит его пропускную способность и приведет к ухудшению переключения передач. Агрессивная манера езды, частые разгоны на высоких оборотах двигателя, приводят к более сильному нагреву ATF, что снижает его смазывающие свойства. Ресурс автоматической коробки зависит как от качества изготовления, так и от того, сколько часов или километров агрегат работает в неоптимальных условиях.

Нужно ли менять ATF

Вопреки уверениям производителей о том, что гидравлическая жидкость современных трансмиссий эффективно работает весь срок службы машины, можно привести один пример, опубликованный на одном из форумов автомехаников.

Два автомобиля БМВ Х5 (кузов Е70, выпуск 2008 года). Один владелец поступил, как написано в руководстве по эксплуатации машины и не стал вообще менять масло. Автомат вышел из строя, когда пробег составлял 365 тысяч километров. Владелец другой машины решил не рисковать и поменял гидравлическую жидкость, когда пробег достиг 250 тысяч километров. Через 60 тысяч километров агрегат пришлось менять. При том, что АКПП автомобилей БМВ, выпущенных в конце XX и начале XXI века, нередко до ремонта пробегали не менее 500 тысяч километров. Это говорит лишь об одном – без замены гидравлической жидкости через 200–250 тысяч километров в коробке начинаются необратимые изменения.

Сколько проработают детали, если гидравлическая жидкость не обеспечивает необходимый уровень смазки? Средний срок службы автомобиля в Европе 3-5 лет, средний пробег за это время 150–200 тысяч километров. Поэтому производители АКПП и ориентируются на эти данные. Если вас устраивает пробег в 200–300 тысяч до замены коробки, то поступайте по рекомендации производителя и готовьтесь ремонтировать или менять ее. Регулярная замена масла позволяет продлить пробег АКПП до 400–600 тысяч километров.

Когда менять ATF

Как определить, когда менять масло в коробке, если каждый производитель указывает различные данные?

Сколько километров пробега считать критическим? Одни пишут, что менять необходимо через 60 тысяч километров. Другие, что через 100 или 150. Третьи рекомендуют не менять вовсе. Существует общее правило, распространяющееся на все автомобили:

  • плавный разгон и торможение;
  • движение на постоянной скорости по ровным дорогам;
  • использование качественного бензина.

Если вы всегда выполняете эти условия, то замена масла в АКПП необходима через 100–150 тысяч километров. Если какое-то правило идеального движения регулярно нарушается, то сокращает пробег, после которого необходима замена ATF на 25 процентов. Если нарушены два или три правила, то их влияние на пробег складывается. Эксплуатируя машину в условиях, когда постоянно нарушены все три правила, вы должны понимать, что без замены масла через 80–120 тысяч километров начинается необратимое изменение деталей. Сколько автоматическая трансмиссия проработает после начала этих изменений, не знает никто. В таких условиях замена масла в АКПП через 50–70 тысяч километров позволит значительно продлить срок службы агрегата.

Автоматическая коробка передач (АКПП) – один из самых надежных агрегатов автомобиля. Ее ремонт входит в гарантийное обслуживание, и производители автомобилей стараются сделать все возможное, чтобы она не вышла из строя до окончания срока гарантии. В большинстве своем, автоматические трансмиссии рассчитаны на определенный срок работы, после чего они могут придти в негодность. Имеется мнение, что менять масло в автоматической коробке передач не нужно. Предлагаем разобраться, действительно ли это так, и если проводить замену масла в АКПП, то когда?

Любой автомобилист знает, что в двигателе масло менять необходимо, и у него есть срок работы. После нескольких тысяч километров, моторное масло, залитое в двигатель, приходит в негодность. Связано это с тем, что работает оно в среде, в которой образуется много продуктов сгорания. В свою очередь трансмиссионное масло действует в куда более «мягких» условиях, и может сложиться впечатление, что его замена не требуется.

На этот счет имеется два мнения, каждое из которых обладает своим обоснованием:


Следует отметить, что если речь идет о вариаторной АКПП, то рекомендация по замене масла прописывается в «паспорте» автомобиля. Подобный тип трансмиссии не позволяет маслу сохранять свои полезные свойства более 60 тысяч километров, и на данном рубеже следует производить его замену, чтобы коробка передач не вышла из строя.

Если вы решили пойти по рекомендациям производителей трансмиссии и заменить масло в коробке передач, не следует это делать также часто, как . Лучшим вариантом станет поиск информации по частоте замены масла конкретно в вашей трансмиссии. Подобные сведения можно с легкостью найти в интернете. Чаще всего указывается, когда менять масло в АКПП при стандартных или тяжелых условиях эксплуатации. Данные цифры значительно разнятся, примерно на 30%.

Тяжелые условия эксплуатации АКПП следующие:


Если найти информацию о частоте замены масла в АКПП для конкретной модели трансмиссии не удалось, необходимо руководствоваться общими рекомендациями. Чаще всего замена масла в АКПП проводится, при эксплуатации автомобиля в нормальных условиях, через 60-70 тысяч километров пробега. Считается, что в более старых моделях машин (до 2000 года выпуска) замена масла в коробке передач требуется чаще – раз в 30-40 тысяч километров пробега при нормальной эксплуатации.

Внимание: Если вы купили автомобиль «с рук», советуем сразу заменить масло в автоматической трансмиссии или проверить его качество.

Рекомендуем прочитать:

Самый простой способ проверки масла в автоматической коробке передач – это взять его пробу. Определить «на звук» или по характеру движения автомобиля, что требуется смена масла в коробке, практически невозможно, если речь не идет о критических случаях.

Чтобы проверить масло в АКПП следует взять немного его на пробу и капнуть на белый лист бумаги или ветоши. Далее остается определить степень загрязнения масла по цвету, в соответствии со следующими правилами:

  • Масло прозрачное. Если масло прозрачное, то его замена не требуется. При этом не стоит обращать внимания на цвет масла. В процессе работы масло розового цвета может стать черным, но главное, чтобы оно оставалось прозрачным;
  • Масло мутное. Если сквозь масло не видно белого листа, значит оно загрязнено мелкими частицами, и его следует поменять. В данной ситуации водитель может выбрать полную замену масла или частичную;
  • Масло с вкраплениями стружки. Если в пробе масла, взятого из коробки, отчетливо видны детали металлической стружки или других частиц, значит, с трансмиссией вскоре будут большие проблемы. Также такое масло отличается едким запахом гари. Чаще всего при появлении металлической стружки замена масла уже не сможет спасти АКПП от разрушения.

При появлении подозрений на начало разрушения коробки передач, можно полностью слить масло и снять поддон, чтобы диагностировать проблему с коробкой передач. Чистый поддон покажет, что опасения были ложными. Если на него налипла небольшая металлическая стружка (так называемые «ежики»), следует понимать, что началось разрушение АКПП, и вскоре трансмиссия перестанет работать должным образом. Заметив на поддоне явные куски металла, которые по диаметру могут быть больше 1 мм, можно диагностировать фактически разрушение коробки передач и необходимость срочного капитального ремонта.

Автоматическая трансмиссия – дорогостоящий агрегат, и заливать в него необходимо строго такое масло, которое рекомендовано производителем автомобиля. Если оригинальное масло найти не удалось, тогда необходимо подыскать его аналог. В справочной литературе конкретной модели автомобиля, а также в интернете, всегда пишут название не только оригинального масла для АКПП, но и его аналога.

Каждый автовладелец задавался вопросом о том, как и когда надо менять масло в автоматической коробке передач, двигателе, на какой марке масла остановить свой выбор, какова должна быть периодичность замены. И это правильно, поскольку несвоевременная замена трансмиссионной жидкости (ATF) может привести к недешевому ремонту в будущем.

[ Скрыть ]

Нужно ли вообще менять жидкость?

Чем дольше вы эксплуатируете свой автомобиль, тем больше в коробке собирается продуктов износа, засоряющих жидкость. ATF теряет свои основные свойства, вырабатываются присадки и жидкость сгущается так, что напоминает масло только отдаленно. Кроме того, со временем происходит активный износ втулок, подшипников и других компонентов, в результате чего страдает вся коробка передач. Поэтому если вы все еще задаетесь вопросом о том, нужно ли менять масло в АКПП, то знайте — нужно. Чем дольше автомобиль эксплуатируется со старой трансмиссионной жидкостью, тем больше вероятность того, что ремонт коробки влетит «в копеечку».

Заливка АТФ в автоматическую коробку переключения передач

Не стоит также забывать о холодах — в зимнее время года, особенно после сильных морозов, с коробки может капать ATF в месте стыка с двигателем. Это может привести к вытеканию всей жидкост из АКПП и, как следствие, неизбежна его поломка.

Гораздо хуже, если беда застигнет во время движения — водитель может не заметить быстро вылетающую трансмиссионную жидкость, а с ее недостаточным уровнем можно и вовсе сжечь автоматическую коробку передач. Что касается пробега или периодичности, то интервал замены масла в АКПП определяется отдельно для каждого авто — в среднем это осуществляется с периодичностью пробега от 25 до 40 тысяч км.

Вытекающее из сливного отверстия АКПП грязное масло

Способы замены ATF

Есть несколько способов — ручной и аппаратный. Какой из них лучше выбрать — личное дело каждого водителя.

  • Ручную замену лучше делать, если смазка в коробке чистая, а ее цвет соответствует марке, указанной производителем вашего авто. В этом случае полная промывка необязательна — можно долить около половины, и жидкость восстановит все свои свойства.
  • Аппаратную же проводят в случае, если визуально видно, что ATF грязное. Кроме того, необходимо выяснить, по какой причине оно грязное — если вы не обладаете достаточными для этого знаниями, то лучше обратиться к специалисту на СТО.

Примечание: владельцам машин, в которых отсутствует поддон АКПП (автомобили Honda и т.д.) специалисты категорически не рекомендуют аппаратную замену масла.

Регламент замены

Промывка АКПП с помощью промывочной установки

Частичная замена проводится систематически при каждом техобслуживании авто. В полной же коробка нуждается намного реже — как правило, это делается после покупки машины с неизвестным прошлым, при пробеге более 100 тысяч км или с имеющимися проблемами переключения скоростей.

Для справки: на специализированном СТО такая процедура будет стоить не дешево. Для того чтобы полностью убрать старое масло, через коробку нужно прокачать двойной объем новой жидкости.

Видео «Замена масла в двигателе и АКПП с промывкой»

В этом видео подробно описан процесс, как можно поменять жидкость в автоматической коробке передач.

А вы сталкивались с заменой жидкости в автоматической коробке передач? Оставьте свой отзыв, если вам есть что сказать.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook