Познавательное развитие в подготовительной группе тема транспорт. Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт. Дыхательное упражнение «Гудок»

Задачи:

«Речевое развитие»:

Закрепить навыки чтения.

«Физическое развитие»:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Транспорт»

Цель: обобщить знания детей о транспорте (виды транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения)

Задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный транспорт;

Показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека;

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Закрепить знания о правилах безопасного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

«Речевое развитие»:

Активизировать словарь детей словами – названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами;

Совершенствовать речь как средство общения;

Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику;

Закрепить навыки чтения.

«Художественно – эстетическое развитие»:

Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;- учить выразительно, исполнять литературное произведение;

Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, создавать из элементов целостную композицию.

«Физическое развитие»:

Формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей; используя здоровьесъберегающие технологии В. Ф. Базарного (режим динамических поз; солевые мешочки; рукотворчество; «мигающие огоньки») .

Методы и приёмы:

Наглядные (рассматривание картин, иллюстраций)

Словесные (вопросы, рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседа)

Практические.

Предварительная работа:

Д/и «Для чего нужен специальный транспорт», «Что здесь лишнее», «Азбука золотых дорог», «Дорожные знаки», «Пешеходы и транспорт»

Чтение художественной литературы: С. Маршак «От кареты до ракеты», Н. Носов «Автомобиль», Г. Юрмин «Любопытный мышонок»

Конкурс на лучшую конструкцию автомобиля будущего;

Выставка «Машины на нашей улицы» (совместное рукотворчество родителей и детей,

Сюжетно-ролевые игры: «Автомастерская», «Автосалон», «Путешествие по городу».

Оборудование: мультимедийное оборудование, дидактическая игра «Читаем слова», массажные коврики, наборы для детского творчества.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Д/и «Читаем слова» (дети прочли слова: машина, самолёт, ракета, пароход)

Как можно назвать эти предметы? (транспорт). Сегодня мы поговорим о транспорте.

Д/и «Узнай звук» (в аудиозаписи звучат звуки - колёс легкового автомобиля, грузовика, мотоцикла, сирена скорой помощи, гудок поезда, гудок корабля в море и т. п.)

Отработка шагового алгоритма при рассказывании стихотворения «Мы ехали» на массажных ковриках (здоровьесберегающая методика В. Ф. Базарного) :

Мы ехали, ехали, к горке подъехали,

Мы ехали, ехали, к яме подъехали

Мы ехали, ехали, к речке подъехали,

Мы ехали, ехали, к детскому саду приехали.

Ребята, почему мы так быстро добрались до детского сада? (Мы соблюдали и выполняли правила движения) .

Вспомните и расскажите, какие вы знаете правила движения -Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем отранспорте. Работа с алгоритмом транспорта:

Как можно назвать транспорт по месту его передвижения?

Как называется транспорт, который перевозит пассажиров, грузы?

Послушайте стихотворение «Транспорт» Е. Алябьева

Различный транспорт перевозит людей и грузы каждый час,

И по горам, и в деревнях, и под землёй, и на морях.

В пустыне, даже небесах. Воздушный транспорт в небе служит, как птицы с небом дружит.

Летают быстро самолёты и, как стрекозы, вертолёты,

И даже в космос от земли Людей уносят корабли. В глубинных водах водный транспорт, людей и грузы перевозит,

Через моря и океаны по рекам далеко он ходит.

Плывут большие пароходы и баржи тянут тонны груза,

На белоснежных теплоходах туристы едут куда нужно. Подземный транспорт под землёй работает в больших тоннелях.

Метро – людей там перевозит, чтоб к месту прибыли быстрее. А на земле людей и грузы везут по рельсам поезда,

А по дорогам бесконечным в машине едет кто куда,

Автобусы, такси, маршрутки, огромные грузовики – чего тут только не увидишь, так быстро едут все они.

Все перевозочные средства для человека так важны.

Людей доставят к месту, грузы. Они всегда, везде нужны. -В каждом населённом пункте существуют оперативные службы, которые обеспечивают спокойствие его жителям. Это полиция, служба газа, скорая помощь, пожарная служба. У этих служб есть служебные машины.

Назовите эти машины. (Ответы детей, -Есть специальные номера телефонов, по которым можно вызвать эти машины, если кто – то заболел, или начался пожар, или пахнет газом, или где то нарушен общественный порядок. Эти телефоны должен знать каждый.

По телефону 01 вызывают (ответы детей)

По телефону 02 вызывают (ответы детей)

По телефону 03 вызывают (ответы детей)

По телефону 04 вызывают (ответы детей)

По телефону 112 вызывают (ответы детей)

Но никогда нельзя вызывать эти машины в шутку, ради забавы. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Строительные, уборочные машины являются специальными механизмами, чтобы выполнять различные действия в помощь человеку (-Ёщё существуют машины для перевозки продуктов -Ребята, объясните, почему так говорят - снегоуборочная машина, молоковоз, бетономешалка, автокран? (ответы детей) .

Физкультминутка «Транспорт»

Встали, потянулись. (Руки вверх, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох) .

Заводим мотор. (Поворот туловища влево - вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.)

Проверяем ремни безопасности. (Наклоны влево - вправо, руки скользят вдоль туловища.)

Проверяем тормоза. (Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.)

Поехали. (Ходьба на месте, переходящая в бег.)

Игра «Разрешается - запрещается» (использование здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного «Мигающие огоньки»). Дети берут на себя роль пешеходов и в соответствии с сигналами светофора («Мигающие огоньки») выполняют движения: красный - стоят, желтый - хлопают, зелёный - топают.

Ребята, как вы думаете, транспорт существовал всегда в таком виде, к которому мы привыкли? (ответы детей) .

Ещё каких – то сто лет назад автомобиля не было. Для перевозки грузов использовались сильные, но небезопасные для жизни людей животные. Слонов, верблюдов, ослов, лошадей, буйволов, собак. Однако не всегда вьючные животные были под рукой, да и жалко их было переутомлять. Позже люди изобрели экипаж с мотором – локомобиль. Локомобиль топили углем, и он еле тащился по дороге,

Ребята, это портрет Генри Форда, В пятнадцать лет Генри начал конструировать и собирать первую машину, потом вторую, третью. И каждая следующая машина становилась удобнее и красивее

Генри называл машины по своей фамилии. Его сын и внук также стали изобретателями «Фордов», Сегодня эти удобные автомобили ездят по всем дорогам мира.

Ребята, вы много знаете о транспорте, соотносите его по месту передвижения, различаете транспорт грузовой и пассажирский, много знаете об аварийных службах. А вот дети младшей группы только начали изучать транспорт. Я предлагаю нашим малышам сделать и подарить альбом о транспорте.

Продуктивная деятельность детей по изготовлению транспорта с заранее вырезанных форм.

Ребята, давайте рассмотрим все ваши работы и расскажем – к какому виду по месту передвижения относится транспорт; кто им управляет.


Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности. Тема: "Транспорт"

СКАЧАТЬ (с картинками)

Подготовила: учитель-логопед Милашевская Надежда Валерьевна

МБДОУ детский сад № 172 г. Иркутск

Цели:

Образовательные:

Расширить и закрепить представления детей о транспорте;

Уточнить, акти-визировать словарь по теме «транспорт»;

Закрепление цифр 1-9, соотнесение цифры и числа.

Коррекционно- развивающие:

Закреплять навык согласования имен существительных с числительными;

Совершенствовать навык слогового анализа слов;

Совершенствовать навык составления и чтения слов;

Развивать слуховое и зрительное внимание и память;

Развивать мыслительные процессы;

Продолжить учить анализировать предложения, составлять графическую схему;

Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания;

Воспитывать внимательное отношение к речи взрослого и собственной речи;

- воспитывать самоконтроль, усидчивость.

Индивидуальная работа:

Побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей. Следить за произношением звуков детьми, при необходимости исправлять.

Оборудование: мольберт, набор цифр 1-9, интерактивная доска, презентация к занятию, кассы букв на каждого ребенка, набор схем предложений на каждого ребенка.

I. Оргмомент.

Логопед:

Ребята, утром мне пришло смс с таким текстом: "Ребята, мне нужно позвонить своим друзьям в Солнечный город, но номер телефона- каждая его цифра- зашифрован заданиями. А я не умею ни читать, ни писать, помогите мне выполнить эти задания и узнать номер телефона".

Ну,что ребята будем делать?

Дети:

Поможем Незнайке и выполним задания.

II. Сообщение темы занятия

Логопед:

Незнайка по почте нам отправил задания, давайте их выполнять, скорее поможем Незнайке.

III. Основная часть

Логопед:

1.-Отгадайте загадку:

Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (транспорт)

2. Развитие зрительного гнозиса.

Логопед:

Посмотрите и скажите, какой транспорт вы здесь видите?

Правильно, сколько здесь предметов? (3). Это будет первая цифра нашего номера телефона.(Логопед вызывает ребенка, который находит среди цифр цифру 3 и выставляет на мольберт).

3. Развитие зрительной памяти и внимания.

Логопед:

Посмотрите на картинки и скажите, каких предметов не было на 1 слайде.

4.Деление слов на слоги.

Логопед:

Найдите самое короткое слово и составьте его из букв. (дети выкладывают слово -поезд-).

Сколько букв в этом слове(5).Это следующая цифра в нашем номере.(Ребенок выставляет ее на мольберт).

5. Виды транспорта. Деление слова на слоги.

Логопед:

На какие виды можно разделить транспорт, который видим на слайде. (воздушный, водный, наземный). Какого вида транспорта здесь нет? (подземного)

Что относится к подземному транспорту? (метро)

Составьте это слово из букв. Какое правило вспомнили при его написании?

Давайте разделим это слово на слоги? Какое правило вспомним? (Сколько в слове гласных, столько и слогов), (дети называют гласные буквы и определяют количество слогов). Ребенок выставляет на мольберт цифру 2.

Еще одна цифра определилась в номере телефона.

6. Согласование числительного с существительным, Развитие зрительного внимания.

Логопед:

Определите чего на картинке больше всего. Давайте проверим: один самолет, 2 самолета...7 самолетов.(далее также проверяется вертолеты и автобусы, делается вывод, что больше всего самолетов). Сколько самолетов?-7. Эта цифра появляется на мольберте.

7. Упражнение на координацию речи с движением «Едем на машине».

Логопед:

- Давайте представим, что мы поедем на машине, где каждый может стать водителем, построим такую машину из стульчиков.(Дети строят машину и выполняют движения)

Едем, едем на машине- Имитируют движения рулём.

Нажимаем на педаль- Ногу сгибают, вытягивают.

Скорости переключаем- воображаемый «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль- Приставляют ладонь ко лбу.

Дворники счищают капли- Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.

Вправо, влево. Чистота!- Наклоняют руки вправо, влево.

Волосы ерошит ветер- Над головой шевелят пальцами.

Мы - шофёры хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.

Ребята, скажите, что регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор ). А сколько цветов у него? 3. Давайте вспомним про каждый.

Еще одна цифра появляется в нашем номере.(на мольберте выставляется цифра 3).

7. Профессии на транспорте. Игра "Кто чем управляет"

Логопед:

Давайте вспомним кто же управляет транспортом.

  • Автобусом управляет.... водитель.
  • Грузовиком управляет... шофер.
  • Поездом управляет...машинист.
  • Вертолетом управляет....летчик.
  • Самолетом управляет....летчик.
  • Кораблем управляет....капитан.
  • Мотоциклом управляет....мотоциклист.
  • Велосипедом управляет....велосипедист.
  • Ракетой управляет....космонавт.

Как одним словом можно назвать всех -это профессии. Давайте вспомним и посчитаем сколько профессий мы назвали - 9.(На мольберт выставляется цифра 9).

7.Дидактическая игра « Составь предложение».

Логопед:

Предложения, которые отправил Незнайка, рассыпались на слова, давайте их соберем.

Автомобиль, по, ехать, дорога.- Автомобиль едет по дороге.
Пароход, море, по, плыть.
Театр, около, трамвай, остановиться.
Пассажиры, поезд, в, заходить.
В, вертолет, небо, лететь, высоко.
Подъехать, остановка, к, автобус.
Мост, выехать, пароход, из-под.

Давайте составим схему первого предложения.

Что обозначает треугольник в этой схеме?(предлог).

Сколько слов в этом предложении?-4.(на мольберт выставляется цифра 4).

IV. Итог.

Итак, давайте назовем номер телефона.(дети называют цифры). Я обязательно отправлю смс Незнайке.

Трудные были для вас задания?

Что было самым трудным?

А что понравилось выполнять?

ГОУ - детский сад № 1758

КОНСПЕКТ

Тема

ТРАНСПОРТ

Москва, 2011

Задачи:

1. Раскрыть значение транспорта

2. правила поведения в общественном транспорте

3. закрепить умение применять полученные знания в инсценировке

Материал: иллюстрации с разными видами транспорта

Ход занятия

Ведущая: Дети, сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать.

  1. Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином!

/Автобус/

  1. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,

А он держит их руками.

/Троллейбус/

  1. Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма

По стальным прямым дорожкам

Ходят красные дома.

Ведущая: Дети о чем загадки?

Дети: О транспорте.

Ведущая: Что такое транспорт?

Дети: Транспорт – это машины всех видов, едущие по дорогам.

Ведущая: Для чего нужен транспорт?

Дети: Для перевозки людей и грузов.

Ведущая: Какой бывает транспорт?

Дети: Грузовой, пассажирский.

Ведущая: Загадки о каком транспорте? /пассажирском/

Рассматриваем иллюстрации с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая.

Ведущая: Почему вы думаете, что транспорт пассажирский?

Дети: Эти машины перевозят людей

Ведущая: Кто управляет транспортом?

Дети: Водитель

Ведущая: Вы знаете о правилах поведения в транспорте?

Дети: Надо пройти и сесть на свободное место. В автобусе надо сидеть тихо, нельзя громко разговаривать.

Ведущая: Надо уступать место старшим?

Дети: Старшим надо всегда уступать место.

Ведущая: Ребята, какой пассажирский транспорт еще есть / рассматриваем иллюстрации /

Дети: Воздушный, водный, железнодорожный.

Воздушный – самолеты, вертолеты…

Водный – катер, пароход…

Железнодорожный – поезда, электрички…

Ведущая: А вот сейчас послушайте загадку:

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто, в час любой

Повезу вас под землей.

/Метро/

О каком виде транспорта загадка?

Дети: Это метро – подземный пассажирский транспорт.

Ведущая: Дети мы знаем правила поведения в транспорте, а правила дорожного движения мы должны знать?

Дети: Конечно.

Ведущая: Все мы знаем?

Дети: Да-а

Ведущая: А это мы сейчас проверим, для этого поиграем в игру «Мяч».

Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра проводится со всеми детьми по очереди.

Вос.: По дороге кто идет?

Ребенок. Пешеход.

Вос.: Кто машину ведет?

2-й ребенок. Водитель.

Вос.: Сколько «глаз» у светофора?

3-й ребенок. Три глаза.

Вос.: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

4-й ребенок. Стой и жди.

Вос.: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

5-й ребенок. Подожди.

Вос.: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

6-й ребенок. Можете идти.

Вос.: Идут наши ножки по пешеходной...

7-й ребенок. Дорожке.

Вос.: Где мы автобус ждем?

8-й ребенок. На остановке.

Вос.: Где играем в прятки?

9-й ребенок. На детской площадке.

Ведущая: Дети мы поговорили о пассажирском транспорте. А какой вы транспорт еще знаете?

Дети: Грузовой.

Ведущая: А для чего нужен грузовой транспорт?

Дети: Для перевозки грузов.

Ведущая: Каких грузов?

Дети: Строительных материалов, мебели, продуктов.

Ведущая: Какие машины вы знаете?

Дети: камазы, самосвалы.

Ведущая: А как называются машины, которые перевозят груз в жидком состоянии?

Дети: Цистерны.

Чтение стихотворения «Умные машины»

Умные машины продают билеты,

Добрые машины делают конфеты.

Строгие машины площадь подметают,

Сильные машины уголь добывают.

Славные машины сеют кукурузу,

Быстрые машины перевозят грузы.

Загадки о специальном транспорте

  1. Мчусь с сиреной на пожар

Везу я воду с пеной

Потушим в миг огонь и жар

Мы быстры словно стрелы.

/ Пожарная машина/

  1. Если кто-то заболел

Срочно нас зовет на помощь

Набери скорей 03

Приедет…

/Скорая помощь/

Ведущая: А еще есть специальный транспорт? Что это за транспорт, для чего он нужен?

Дети: Это пожарная и скорая помощь.

Ведущая: Специальный транспорт нужен для ответственной работы. Эти машины вызывают при необходимости для ответственной работы.

Как можно определить машину?

Дети: Все машины имеют определенный цвет и оснащены специальным оборудованием.

Ведущая: Правильно.

Дети называют в каком случае, какую машину надо вызывать, набирая нужный номер.


Описание материала: предлагаю вам сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Железнодорожный транспорт». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это сценарий НОД по формированию целостной картины мира, направлен на воспитание интереса к истории возникновения железнодорожного транспорта и воспитания уважения к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте.

Сценарий НОД в подготовительной к школе группе по теме «Железнодорожный транспорт»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель : Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железнодорожного транспорта, его роли в жизни страны.

Задачи:

Образовательные: закрепить названия различных видов железнодорожного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта; закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен для удобства перемещения;

Воспитательные : воспитывать любознательность; воспитывать уважение к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте;

Развивающие : развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение других детей;

Речевые : объяснение значения составных слов паро-воз, тепло-воз, электро-воз.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением разных видов железнодорожного транспорта (паровоз, тепловоз, электровоз), карта Российских железных дорог.

Методические приемы : рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, динамическая пауза, рефлексия.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, кто из вас знает, как в России перевозили грузы, когда поездов еще не было? (ответы детей)

Перевозили их по рекам на баржах или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, и плетутся лошадки, сменяя друг друга по пыльным российским трактам, в какой нибудь другой город. А осенью и весной - образуется на этих дорогах непролазная грязь - долгое время ни куда не двинешься. На реках же другая напасть: летом они пересыхают, мелеют - и опять не пройти и не проехать.

Вот такие они были - пути сообщения (дети рассматривают иллюстрацию с изображением речной переправы и гужевого транспорта).

Поэтому многие понимали, что надо как-то в России эти пути улучшать.

А, как это сделать? (ответы детей)

Дети я предлагаю подойти к карте и внимательно ее рассмотреть (дети внимательно рассматривают карту Российских железных дорог).

В 1843 году в России была построена первая большая железная дорога, соединившая Петербург и Москву.

Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображением паровоза.

Почему эта машина получила название «паровоз»? (ответы детей).

Он двигался благодаря силе пара, который приводил в движение различные поршни, а они вращали колеса.

А откуда брался пар? (ответы детей)

Он получался от кипения воды в огромном котле. Вода кипела, потому что в топке постоянно горели дрова или уголь.

Закрепить словообразование паро-воз.

Давайте рассмотрим другую иллюстрацию (тепловоз)

Кто знает, как называется этот вид железнодорожного транспорта? (ответы детей)

В 1956 году кончилась эра паровозов, и им на смену пришли более экономичные тепловозы. Вместо паровых двигателей стали использовать «дизель» - двигатель внутреннего сгорания. Этот двигатель вырабатывает тепло, что приводит машину в движение.

Закрепить словообразование тепло-воз.

Такие двигатели во много раз увеличили способность поездов ехать, не останавливаясь для заправки горючим и водой.

Динамическая пауза.

Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Веселый поезд»

Десять вагонов - десять ребят

Мчатся вагоны и громко гудят.

Дети встают в колонну друг за другом, изображая поезд. Стоящий впереди «локомотив» начинает движение семинящим шагом. Остальные движутся за ним. Руки, согнуты в локтях, имитируют движения поршней на колесах поезда.

Мчатся вперед по буграм, по откосам.

Каждому хочется быть паровозом.

Движение продолжается. После слов «каждому хочется быть паровозом» дети меняют направление движения.

Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз,

Десять вагонов в горку повез.

Десять вагонов отстать не хотят,

Тоже стараются, тоже пыхтят.

Дети двигаются медленнее, изображая возросшие усилия паровоза, одновременно проговаривая «чу-чу-чу»

Каждый ногами работает ловко.

Ехали, ехали - стоп! Остановка.

Движение становится более быстрым. На слове «стоп» дети останавливаются.

Отдохнули. Давайте продолжим увлекательное знакомство с историей железнодорожного транспорта.

Иллюстрация «Электровоз»

Подумайте и скажите, что приводит в движение, эту машину? (ответы детей)

Электровозы - теперь самые главные на железнодорожных магистралях. Они движутся по рельсам благодаря электрическому току, и другого топлива им не нужно. К тому же с каждым годом они учатся бегать все быстрее.

Закрепить словообразование электро-воз.

На сегодня у железнодорожников появилось новое «сверхскоростное» движение. Иллюстрация современных электропоездов «Сапсан», «Ласточка».

Именно такие поезда повезут людей на Олимпиаду в Сочи.

ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт»

Программное содержание :

1. Расширять представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный) ; познакомить с профессиями людей , работа которых связана с данными видами транспорта .

2. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта . Закреплять знания детей о современном транспорте .

3. Совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь :

колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль» , виды транспорта :

наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.

4. Развивать познавательно -мыслительную активность детей : производить мыслительные

операции (сравнение, обобщение) ; развивать творческое мышление.

5. Воспитывать усидчивость, уважение к людям, работающим на транспорте .

Материал : презентация «Транспорт : водный, наземный, воздушный» , набор картинок различных видов транспорта и людей разных профессий, работающих на нём (шофер, водитель, лётчик, капитан, индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам, простые карандаши, игра «Картинки-половинки» , пожарная машина в чудесном мешочке.

Предварительная работа :

1. Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота» , «Машины вокруг нас» , «Великие открытия» .

2. НОД по следующим темам : «Наземный транспорт » , «Водный транспорт » , «Воздушный транспорт » , «История колеса» .

3. Виртуальная экскурсии по улицам города в мини-музее «Борисоглебск – моя малая родина» .

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Сегодня в д/с пришла посылка, адресованная детям нашей группы . Давайте посмотрим, что в ней? (разрезанные картинки) . Наверное, её содержимое как-то связано с темой нашего разговора. Здесь картинки-половинки, чтобы узнать, что на них нарисовано, нужно их собрать. Назови, что изображено у тебя на картинке? (самолёт) . А у Виты? (автобус) . А у Андрея? (пароход) . Как одним словом можно назвать изображённое на картинке? (транспорт ) .

Есть и водный, и воздушный, тот, что движется на суше

Грузы возит и людей, что же это, скажи скорей!

Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня? (1 слайд с записью песни «Мы едем, едем, едем» ). Сегодня мы узнаем всё о транспорте , какой он бывает, зачем и для чего нужен.

2. Основная часть.

Для чего нужен транспорт ? (чтобы перевозить людей и грузы - СЛАЙД № 2) . А как называются профессии людей, которые водят машины? (водитель, шофер) . А поездом и электричками кто управляет? (машинист - СЛАЙД № 3) . Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .

Назовите виды наземного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик - СЛАЙД № 4) . Почему его так называют? (он передвигается по земле) .

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .

Отгадываем загадки.

1. Где встречается такое, что земля над головою? (Метро) СЛАЙД

2. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма -

По прямым стальным дорожкам ходят разные дома. (Трамвай)

3. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём,

А над крышей вожжи - он без них не может. (Троллейбус)

О чём были загадки? (о наземном транспорте ) - А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились?

Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах (Слайд) . Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница (Слайд) . Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. Но на колеснице было ездить неудобно, т. к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи : багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи и воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль» , что значит, сам движется – «самодвижущийся» . Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит, пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные : два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция , возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.

Задание 1 : обвести по точкам современный автомобиль простым карандашом

Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы , создаёте автомобиль будущего. Каким он будет? Я надеюсь, что в будущем мы увидим такие машины на наших дорогах. 2. Моделирование транспорта будущего . Из каких знакомых частей ты его составил?

3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять - будем транспорт называть : (шагать на месте)

По земле пассажиров возят машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль)

Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачивать ими как самолет крыльями)

А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны)

Основная часть (продолжение) .

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт, дирижабль) . Слайд

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .

Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .

Кто управляет самолётом? (пилот) . Слайд.

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) . Отгадайте загадки.

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Ракета) Слайд.

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет, что такое? (Самолёт) Слайд.

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь. (Вертолёт) Слайд.

Молодцы! Про какой транспорт загадки ? (про воздушный)

Игра "Летает - не летает" (называю транспорт , если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - хлопают в ладоши)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

Сказка про самолёт в стихах (с рассматриванием иллюстраций, если останется время) .

Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .

Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход) . СЛАЙД.

Кто управляет кораблём? (капитан) . Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) . СЛАЙД.

Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан) .

Игра «Угадай по звуку» (если дети затрудняются отгадать транспорт по звуку , то загадываю им загадки)

1. На море, в реках и озёрах я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей известен лёгкостью своей. (Катер)

2. Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (Лодка)

3. Маленькая лошадка сто человек перевозит. (Паром)

4. От ветра он не прячется, а грудь подставив, катится. (Парусник)

5. Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт,

Даже под полярным льдом может плавать этот дом. (Подводная лодка)

6. Плывёт белый гусь - брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)

Молодцы! Звуки, производимые каким транспортом , вы пытались отгадать? (водным)

Игра "Третий лишний" – ребёнок с помощью компьютерной мыши выбирает ответ, в зависимости от него появляется весёлый или грустный смайлик с командой попробуй ещё раз.

Отгадайте по описанию транспорт , который спрятан в чудесном мешочке.

Это транспорт окрашен в ярко-красный цвет. Очень он нужен для выполнения специальной и опасной работы. На нем передвигаются сразу несколько человек – бригада. У этой машины есть сирена, чтобы она быстро могла проехать к опасному месту. Этот вид транспорта можно вызвать по телефону 01.

ИНТЕРНЕТ – обучающий мультфильм про специальный транспорт – 1 мин . 20 с.

Подведение итогов НОД

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Что вам понравилось больше всего? – Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

Поощрение детей за работу.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook