Чем автоваз отличается от других заводов. ВАЗ: история создания и развития. ОАО «АвтоВАЗ. Начало выпуска "шестерки"

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «ФИАТ». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

(61 фотография)

Территория будущего автозавода, 1966 год.

Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.

В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.

Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.

Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.

Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.

Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.

Строительство управления ВАЗа.

На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

Киоск «Союзпечать» рядом со стройкой.

За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.

Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались «итальянцу», мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»

Первые «Жигули» на конвейере, 1970 год.

19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.

Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».

1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.

«Вазовцы» идут на работу.

Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.

Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.

Завод с высоты птичьего полёта.

Новые машины ждут своего отправления.

Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.

В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.

ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.

Новые машины на площадках завода.

Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)

Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)

Самая новая серийная модель Автоваза- «Лада-Гранта», запущена на конвейер в конце 2011 года.

Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан АвтоВАЗ - 660 тысяч автомобилей в год.

Полное название: Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ».
Другие названия: Волжский автомобильный завод.
Существование: 1967 - наши дни
Расположение: Россия, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36
Генеральный директор: Комаров Игорь Анатольевич.
Продукция: Легковые автомобили.
Модельный ряд: Заднеприводная классика: ВАЗ-2101/ВАЗ-2102; ВАЗ-2103/ВАЗ-2106; ВАЗ-2104/ВАЗ-2105/ВАЗ-2107;
Переднеприводные легковые: ВАЗ-2108; ВАЗ-2109 / ВАЗ - 21099; ВАЗ-2110/ВАЗ-2111/ВАЗ-2112; ВАЗ-2113/ВАЗ-2114/ВАЗ-2115; ВАЗ-2170/ВАЗ-2171/ВАЗ-2172; ВАЗ-1111; ВАЗ-1117; ВАЗ-21123; ВАЗ-Э1101; LADA Vesta;
Внедорожники и минивены: ВАЗ-2121; ВАЗ-2131; ВАЗ-2120; ВАЗ-Э2121 ч.1 / ВАЗ-Э2121 ч.2 ; LADA Xray

Является крупнейшим автомобильным заводом, как на территории стран СНГ, так и во всей Европе. Российское предприятие, которое специализируется на выпуске легковых автомобилей, среди которых такие известные марки, как «Лада», «Жигули», «Нива». Начиная с 1970-х годов и по 2007, автогигантом было выпущено несколько десятков миллионов авто (за офиц. данными 23 млн.). За этот период значительно вырос сам потенциал производства, который сейчас позволяет производить ежегодно более 7 тысяч машин. Марку «Жигули» на самом начале было задумано, как народную. Предполагалось, что при более-менее доступной цене, данный автомобиль станет доступным каждому и должен будет заполнить национальный рынок. Но все сложилось иначе, дело в том, что стала актуальной проблема цены, то есть с новым выпуском авто дорожало на неопределенную сумму и идея о доступности в скором времени исчерпала себя… Наиболее популярными стали 1-я, 6-я и конечно же 9-я модели. Прототипом «копейки» стал Фиат, который был избран международными экспертами лучшим автомобилем 1966 года.

Предыстория.

4 мая 1966 года был подписан договор с итальянским автогигантом. Руководитель итальянского концерна настаивал на укомплектование по типу модели №124, так как она имела массу преимуществ. Решающую роль сыграло именно расположение деталей и механизмов на данной модели. Для производства нового ВАЗ 2101 в глобальных масштабах был построен завод-гигант в г. Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). Предполагалось выпускать более полмиллиона машин в год.

Фундамент будущего предприятия-гиганта был заложен в 1967 г. Управляющим заводом был назначен Поляков В.Н. – тогдашний заместитель министра автомобильной промышленности СССР. 19 апреля 1970г. была выпущена первая модель, а уже осенью того же года было налажено массовое производство легковых малолитражек. Данный автомобиль получил прозвище «Жигули».


Через четыре года был выпущен миллионный автомобиль данного концерна.

Ваз 2101 в скором времени обрел огромную популярность, и слава о советской «копейке» ходила по всей Европе. В1973 году она победила на выставке в Соединенных Штатах, еще через год в Англии. Интересно то, что за два года до этого была выпущена ВАЗ 2103, которая мощностью значительно превосходила первую модель. В 1975 году на международной авто-выставке в Германии, которая проходила в Лейпциге, первенство взяла одиннадцатая модель. Первая полноприводная модель категории ВАЗ, так называемая «Нива» появилась через два года после выставки. Вообще за весь советский период производства был воплощен в жизнь выпуск девяти моделей, одной из которых была и усовершенствованная ВАЗ 2105, которая была названа «Лада» и производилась в первую очередь именно на экспорт. После развала Союза, было принято решение о замещении ВАЗ 2106, машинами категории ВАЗ 2109.

Финансовые трудности.

В декабре 1987 года была выпущена первая камская малолитражка «Ока-1111» Волжского производства. В начале 1990-х на предприятие прибыло модернизированное оборудование, которое так и осталось лежать на складах. Груз был оплачен правительством СССР, но на выпуск автомобилей уже не хватало средств, так производство было временно приостановлено. Следующей проблемой фирмы стала выплата налогов.

Так как инвестиций ждать было неоткуда, а государство уже не могло ни чем помочь, пришлось работать в условиях недоплаты налогов. Ради выпуска новой десятой модели, завод был вынужден пойти на риск и выплачивать в бюджет федерации половину назначаемой суммы. А на 1996г. в связи с выборами президента было перечислено всего 4%. Благодаря такому рискованному ходу удалось наладить выпуск «десятки». Однако уже через год сумма задолженности государству составляла около 2 млрд. долларов. Акции были переданы в залог федерации, могло начаться разорение, но России было экономически невыгодно терять цветущий концерн, и власть пошла на уступки. Была подписана договоренность о долговой реструктуризации.


После распада СССР предприятие оказалось в состоянии производственной перестройки. Кризис оказался слишком долгим, но уже на середину 90-х удалось полностью наладить производство выпускаемой продукции. «Одиннадцатая модель» была выпущена уже в девяносто восьмом, а предыдущая ВАЗ 2110 стала оснащаться новым типом двигателей. Через два года был выпущенный первый отечественный хэтчбек, что представлял собою «двенашку». Так началась новая эпоха производства.

Современное положение дел.

Сейчас на заводе проведена полная комплектная модернизация по производству и выпуску пластмассовых деталей и покрасочных работах. Серийно с конвейера начали выпускаться современные модели, такие как «Лада Самара» или «Лада Классик» - одноприводные седаны. Так же было налажено производство семейств «Лада 110» и «Лада Нива». Новое поколение автомобилей данной категории было поставлено на конвейер в 2004 году, это новая модель «Лада Калина». Поскольку фирма начала получать огромный процент от производства, структуры ВАЗ были переброшены и в другие регионы. Сейчас по продажам продукция данного концерна занимает все лидирующие места на постсоветском пространстве. Фирма прошла долгий этап интеграции.

Благодаря этому, был подписан контракт с «Дженерал Моторс» (“General Motors”) и Европейским банком о финансировании совместного производства новой модели «Shevrolet-Niva».

Первая партия прогрессивных автомобилей типа «Калина» была запущена еще в 2004 году и добилась значительных успехов производства.

Через три года был налажен конвейерный выпуск «Приоры» (ВАЗ 2170). После этого последовали производственные проекты данной марки в таких категориях, как «хэтчбек» и «универсальная». Так же говорится о налаживании выпуска новой модели «Classic» уже к 2011 году.

Ни для кого не секрет, что в Тольятти, родине автомобилей ВАЗ, можно купить не только автомобили этой компании. Тому подтверждение

Российская автомобилестроительная компания «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. При этом предприятие ориентировано, в основном, на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам. Полное официальное название - Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.

На 2011 год производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока».

Собственники

На апрель 2014 года компания «АвтоВАЗ» принадлежит на 50% альянсу Renault-Nissan и на 24,5% госкорпорации «Ростехнологии ».

В июле 2014 года стало известно, что эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале АВТОВАЗа превысила 50%.

Активы

На август 2011 года в состав производственных единиц ОАО «АВТОВАЗ» входят:

  • металлургическое производство (МтП);
  • прессовое производство (ПрП);
  • сборочно-кузовное производство (СКП);
  • механо-сборочное производство (МСП);
  • корпус вспомогательных цехов (КВЦ), преобразованное в 2000 году в инструментальное производство (ИП);
  • производство ремонта и обслуживания оборудования (ПРиОО);
  • производство пластмассовых изделий (ППИ);
  • опытно-промышленное производство (ОПП);
  • производство пресс-форм и штампов (ППШ).

На август 2011 года АВТОВАЗ производит модели сегментов B (в том числе MPV-B), С, SUV B/C, уверенно занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон (до 250 тыс. руб.). Продуктовый портфель АВТОВАЗа включает 9 моделей на 4 платформах. Заявлялось, что к 2020 году компания намерена производить 9 моделей на 3 (или 4) платформах в шести сегментах. На три модели - Low Cost, новая «Приора» и C-класс - будет приходиться 70% объёмов производства.

Показатели деятельности

* 2015: Спад продаж авто на 30,5% до 269 тыс. машин

"АвтоВАЗ", крупнейший автопроизводитель в России , в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизил продажи автомобилей Lada на 30,5% с 387,3 тыс. до 269 тыс. машин, сообщил пресс-центр предприятия.

Общее падение продаж легковых машин за 2015 г. в России, по оценке "АвтоВАЗа", занимающего 17,9% автомобильного рынка РФ, составило 36%.

2013

Французская автомобилестроительная группа Renault по итогам 2013 г. зафиксировала чистый убыток в 34 млн евро от участия в ОАО "АВТОВАЗ". В 2012 году участие в капитале АВТОВАЗа принесло Renault прибыль в 186 млн евро.

История

Предыдущие названия:

  • Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966-1971),
  • Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АВТОВАЗ» (с 1971).

Предприятие выпускало автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями:

  • «Жигули»,
  • «Нива»,
  • «Спутник»,
  • «Ока».

1960-е: Строительство завода

Официальной датой регистрации ОАО "АВТОВАЗ" является 5 января 1993г. Однако фактически история завода началась значительно раньше - в 1960-х гг.

В 1966 г. председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поставил задачу по строительству нового автомобильного завода. Крупнейшее в Советском Союзе предприятие по производству легковых автомобилей решено было разместить в городе Тольятти Самарской области, где в 1967 г. началось его активное строительство, по доброй советской традиции, объявленное ударной комсомольской стройкой. Технический проект строительства подготовил итальянский автомобильный концерн Fiat, который также обязался поставить на новый завод основное технологическое оборудование и провести обучение специалистов. Производственное оборудование для завода создавалось на отечественных заводах, предприятиях социалистического содружества, а также Италии, ФРГ, Франции, Англии, и других стран.

1970: Выпуск первых "копеек"

Уже в 1970 г. на новом предприятии, получившем название Волжского автозавода (ВАЗ), были произведены первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 "Жигули", впоследствии эта модель получила в народе прозвище "копейка".

Конструкция ВАЗ-2101 хоть и с доработками копировала итальянскую модель Fiat-124 1966 года. При этом материалы и комплектующие для автомобилей использовались исключительно советские.

1971: Присоединение поставщиков комплектующих

В 1971 г. с целью объединить поставщиков комплектующих для производства вазовских малолитражек на базе Волжского автозавода было образовано Волжское объединение по производству легковых автомобилей ("АВТОВАЗ"). В состав объединения были включены три предприятия:

  • Белебеевский завод "Автонормаль",
  • Димитровградский автоагрегатный завод,
  • Скопинский автоагрегатный завод.

1973: Выпущен миллионный автомобиль

В декабре 1973 г. предприятие выпустило свой миллионный автомобиль.

1976: Начало выпуска "шестерки"

В последующие годы автозавод регулярно обновлял свой модельный ряд. В течение 10 лет увидели свет семь классических моделей "Жигулей", наибольшую популярность из которых приобрел BAЗ–2106, знаменитая "шестерка", выпущенный в производство в 1976 г. (перестал производиться только в 2006 г.).

1977: Внедорожник "Нива"

В 1977 г. предприятие начало производить автомобиль повышенной проходимости "Нива" (ВАЗ-2121).

Хотя автомобили ВАЗ были рассчитаны преимущественно на внутренний рынок, они хорошо продавались и за рубежом. В пиковом 1979 г. за границу было отправлено около 40% вазовских малолитражек. Известно так же, что в конце 70-ых - начале 80-ых на ВАЗе велась активная разработка отечественных электромобилей. Впрочем, в массовое производство они так и не поступили.

В конце 80-ых – начале 90-ых на фоне разваливающейся российской экономики ВАЗ уверенно держался на плаву, производя практически единственный российский продукт, который россияне были готовы покупать. Спрос на легковые машины автогиганта (к тому времени к "классическим" седанам и "Ниве" уже прибавились переднеприводные хетчбэки "Самара " (ВАЗ-2108) и "Спутник" (ВАЗ-2109), а также малолитражная "Ока") постоянно превышал предложение.

1989: Спекуляции Березовского

Иностранные автопроизводители практически не могли конкурировать с российскими - слишком велика была разница в ценах. Учитывая, что сырье и рабочая сила в то время стоили мало, перед продавцами автомобилей открывались поистине огромные возможности. В результате вокруг завода развернулся настоящий бандитский беспредел. Многочисленные посредники, продававшие втридорога дешевые вазовские автомобили, наживались на материнской компании и не хотели уступать конкурентам свою долю рынка.

Именно в это время в 1989 г. на заводе появился Борис Березовский , с подачи которого на базе автозавода была создана фирма "ЛогоВАЗ". И хотя первоначально в задачи фирмы входило поддержание системы технического обслуживания завода, впоследствии она в основном занималась реализацией его продукции, получая большие доходы от разницы отпускных и рыночных цен.

В августе 1994г. Березовский вошел в состав совета директоров автозавода, который к тому времени уже был акционирован и преобразован в ОАО "АВТОВАЗ". Чтобы получить контроль над предприятием Б.Березовский и тогдашний председатель совета директоров завода В.Каданников придумали "кольцевую" схему его акционирования, согласно которой АВТОВАЗ владел несколькими предприятиями, которые в свою очередь владели АВТОВАЗом. Так, сначала вазовский менеджмент выбирал руководство этих предприятий, в ответ представители этих предприятий выбирали, кто будет руководить АВТОВАЗом. Таким образом, чтобы контролировать завод, не нужно было скупать его акции, достаточно было просто заполучить ключевые посты. Данная схема владения сохранилась на заводе и после того, как в 1995г. В.Каданников официально прекратил сотрудничество завода с "ЛогоВАЗом" Березовского, который к тому времени задолжал предприятию крупную сумму денег.

1995: Выпуск "десятки"

Что касается технологической сферы, как и большинство отечественных предприятий, ВАЗ тяжело переживал первые постперестроечные годы. Несмотря на наличие спроса и относительно высокие объемы производства, выход новых автомобилей задерживался. Ситуация усугублялась преступной системой сбыта продукции автогиганта, благодаря которой вырученные деньги оседали в карманах посредников, а на модернизацию средств не оставалось. Так, разработанная еще в 1989 г. модель "десятки" (ВАЗ-2110) увидела свет лишь в 1995, когда она уже морально устарела.

2001: СП GM-Автоваз

В начале 2000-ых конъюнктура российского автомобильного рынка начала резко меняться. С одной стороны, российских потребителей перестало устраивать невысокое качество отечественных машин. С другой - иностранные производители принялись активно разворачивать в России свои производства, а цены на их автомобили стали опасно приближаться к долларовой стоимости новой "десятки". В 2001 г. АВТОВАЗ попытался повернуть ситуацию в свою пользу, создав совместное предприятие с General Motors при участии ЕБРР.

27 июня 2001 года представителями General Motors, АВТОВАЗа и Европейского Банка Реконструкции и Развития было подписано Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия. Само СП было создано на учредительном заседании 30 июля 2001 года и получило регистрацию в Минюсте России 2 августа 2001 года.

Вклад сторон в уставный капитал СП составил 238,2 миллиона долларов :

  • Дженерал Моторс – 99,1 миллиона денежными средствами и оборудованием (41,61%);
  • АВТОВАЗ – 99,1 миллиона интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и торговая марка на автомобиль НИВА, модель 2121), инженерными системами, зданиями и сооружениями (41,61%);
  • Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) – 40 миллионов долларов денежными средствами (16,78%) и кредит на 100 миллионов долларов.

2011: Покупка завода "ИжАвто"

В октябре 2011 г. АВТОВАЗ приобрел автомобильный завод "ИжАвто" за 1,7 млрд руб.

С 2011 г. АВТОВАЗ прекратил производство классических моделей (2105, 2107). Заявлялось, что с 2014 г. планируется снять с производства семейство Sаmara.

Чистая прибыль ОАО "АВТОВАЗ" по МСФО в 2011 г. выросла почти в 2 раза по сравнению с 2010 г. до 6,7 млрд руб. При этом выручка автогиганта по МСФО была зафиксирована на уровне 175,1 млрд руб. (рост 27,25% к 2010 г.). Чистая прибыль ОАО "АВТОВАЗ" по РСБУ в 2011г. составила 3,1 млрд руб. (рост на 25,6% к 2010г.), выручка - 174 млрд 846 млн руб. (+27,6%), в том числе выручка от реализации автомобилей составила 138 млрд 041 млн руб., что соответствует продаже 613 тыс. автомобилей. Объем продаж АВТОВАЗа в 2011г. на российском рынке составил 578 тыс. 387 автомобилей (рост на 10,6% к 2010г.)

2012: Предварительное соглашение о переходе контроля к Renault-Nissan

Около 20% акций компании находились в руках физических лиц.

Совет директоров АВТОВАЗа возглавляет гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов .

В мае 2012 г. стало известно, что французско-японский альянс Renault-Nissan предварительно договорился с ГК "Ростехнологии " о схеме покупки контрольного пакета АВТОВАЗа: компании создадут совместное предприятие, которое приобретет полный контроль над российским автогигантом. Как ожидается, Renault-Nissan дополнительно инвестирует в СП около 750 млн долл, а "Ростехнологии" проведут реструктуризацию долга на выгодных условиях. Таким образом, Renault-Nissan получит контрольный пакет акций (67,13%) совместного предприятия, которое будет контролировать 74,5% АВТОВАЗа. Завершение сделки намечено на 2014 г. К этому моменту СП должно выкупить весь пакет акций ОАО "АВТОВАЗ", принадлежащий инвестиционной компании "Тройка Диалог".

Весной 2012г. на заводе было запущено производство "универсала" Lada Largus, в ноябре 2012г. стартует производство седана Nissan Almera.

2014

Перевод 500 рабочих на производство иномарок

Рабочих «АвтоВАЗа» переводят в цех, в котором собирают автомобили на платформе В0 - Nissan Almera, Renault Logan и Lada Largus (это ребрендированная Dacia Logan MCV). Во II квартале 2014 года на производство автомобилей на В0 дополнительно потребуется около 500 рабочих: сварщиков на машинах контактной сварки, маляров и слесарей механосборочных работ. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-центре «АвтоВАЗа» . В профсоюзе компании говорят, что рабочих заставляют переводиться, и угрожают обращением в прокуратуру.

- В связи с оптимизацией численности производственного персонала ОАО «АвтоВАЗ» комплектование производства автомобилей на платформе В0 осуществляется путем перераспределения работников из других подразделений ОАО «АвтоВАЗ», - сказали в пресс-центре.

С 17 по 30 апреля 2014 года основные цеха «АвтоВАЗа» приостановили производство Lada Granta и Lada Kalina по причине перенасыщенности автомобилей на складах и у дилеров. Таким образом, работать будут только производство В0 (платформа принадлежит альянсу Renaul-Nissan) и комплекс по выпуску Lada 4х4. В цеха B0 работников «АвтоВАЗа» переводят на основании личного заявления. При этом основным критерием для работы на B0 является готовность к работе в 3-сменном режиме, а также желателен опыт работы по профессии. Процесс идет в рамках оптимизации численности персонала, о которой объявляли в целом в начале года. Заявлялось, что руководителям, специалистам и служащим сначала предложат перевод на имеющиеся вакансии.

Вместе с тем весной 2013 года на «АвтоВАЗе» были массовые волнения из-за введения третьей смены - то есть каждый день работают по три бригады, которые обеспечивают круглосуточный график. Некоторые сотрудники отказывались работать по ночам и сверхурочно без прибавки зарплаты.

- Обращения от работников производства автомобилей на платформе В0 в свое время поступали в первичную профсоюзную организацию «АвтоВАЗа», - рассказывают представители концерна. - Они касались режима работы и аттестации рабочих мест. Все эти вопросы на сегодняшний день решены.

По словам председателя профкома «АвтоВАЗа» Сергея Зайцева, средняя заработная плата в ОАО «АвтоВАЗ» составляет 25,6 тыс. руб. В цехах В0 - около 30 тыс. руб. (на март 2014 года). Из свежего приказа президента компании Бу Андерссона, который распространен на заводе среди рабочих, следует, что каждому сотруднику, переведенному в цех В0, в июне 2014 года дополнительно выплатят 20 тыс. рублей.

По словам председателя профсоюза «Единство» Петра Золотарева, руководство заставляет рабочих насильно переводиться из одного подразделения в другое. В связи с этим профсоюз не исключает в скором времени коллективных действий, как вариант рассматривается обращение в прокуратуру.

- Люди возмущаются нарушением порядка, говорят о том, что на них оказывается психологическое давление, - говорит собеседник. - В цехе В0 тяжелые условия труда и низкая заработная плата. Мы писали письмо Бу Андерссону о том, что людей нужно мотивировать, чтобы они хотели переходить в эти цеха.

В качестве примера Золотарев привел жалобу рабочего, который, по его словам, на днях обратился в профсоюз.

- Сотрудник работал на производстве «АвтоВАЗ» на должности кузнеца-штамповщика. Ему предложили перевестись в цех В0 на должность слесаря механосборочных работ, но он отказался. Тогда руководство поставило ему условие, что он выходит, как и остальные, на простой, но в отличие от других ему придется приезжать по графику на производство и сидеть в зоне отдыха. Другими словами, руководство создает такие условия, при которых сотрудник уволится самостоятельно. Это делается в том числе, чтобы не выплачивать несколько окладов при увольнении, а также чтобы не возмущался профсоюз, - рассказал Золотарев.

АВТОВАЗ перешел под контроль Renault-Nissan

В июле 2014 года стало известно, что эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале АВТОВАЗа превысила 50%, доля "Ростеха" сократилась до 24,5%, сообщает газета "Ведомости ". Контроль над АВТОВАЗом альянс получил благодаря концентрации в своих руках 67,13% долей в нидерландской компании Alliance Rostec Auto BV, которой принадлежит 81,447% обыкновенных и 47% привилегированных акций волжского автозавода. Доля "Ростеха" в капитале Alliance Rostec Auto сократилась 32,87% .

Сделка была завершена 18 июня 2014 года, рассказал "Ведомостям" президент Renault-Nissan Карлос Гон. По его словам, завершение сделки не изменит стратегию предприятия - АВТОВАЗ по-прежнему будет площадкой для выпуска автомобилей как Lada, так и брендов альянса.

Ранее гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов говорил о возможности ликвидации Alliance Rostec Auto BV и перехода на прямое владение акциями АВТОВАЗа.

"Голландский офшор фактически уже ликвидирован, эта компания не управляет финансовыми потоками. Он был создан исключительно для административного управления. Поскольку офшора голландского практически не существует, мы перерегистрируемся сюда, в Россию ", - заявил Чемезов в мае 2014г.

На прошедшем собрании акционеров АВТОВАЗа и первом заседании обновленного совета директоров ликвидации СП не обсуждалось. Представитель "Ростеха" уточнил, что СП будет существовать до 2016 г.

Основной задачей президента АВТОВАЗа Бу Андерссона, по словам Гона, будет рост продаж и доли на рынке автомобилей Lada и удержание лидерства бренда на российском автомобильном рынке.

Объявление о выпуске Lada Priora до 2018 года

В июле 2014 года АВТОВАЗ объявил, что выпуск автомобилей LADA Priora продолжится до 2018 г., поэтому в модель будет внесен ряд улучшений.

"У LADA Priora есть свои потребители, которые уважают этот автомобиль и не собираются от него отказываться. Для них мы и готовим программу обновления автомобиля, которая получила условное название Long Life. Сейчас мы формируем полный список изменений и уточняем объемы производства на ближайшие четыре года", - рассказал директор проекта LADA Priora Николай Фофанов .

АВТОВАЗ планирует переработать бампер и светотехнику Priora, руль получит электрообогрев, а в салоне будут применены новые обивочные материалы. Управляемость LADA Priora выйдет на более высокий уровень, благодаря настройкам подвески как у лифтбэка Granta в варианте люкс. Будут установлены газонаполненные стойки, отрицательный угол развала задних колес, новые стабилизаторы и другое оборудование. Кроме того, на LADA Priora появится вакуумный усилитель увеличенной размерности и новые колодки, доработанные с целью исключения скрипа.

Ранее сообщалось, что в конце 2015 г. АВТОВАЗ начнет серийное производство седанов Lada Vesta, которые придут на смену семейству Lada Priora. Выбор имени на АВТОВАЗе объясняют тем, что славянское имя Веста ассоциируется с домашним очагом, уютом, весной и обновлением природы.

*2018: Скрытая добыча криптовалюты

15 октября 2018 года стало известно, что Сотрудники службы безопасности «АвтоВАЗа» обнаружили в одном из тольяттинских цехов предприятия оборудование для скрытой добычи криптовалюты , сообщает издание «ТЛТ Правда». Ферма была спрятана в электрических шкафах 19-го зала управления конвейерами.

Удаленный доступ к оборудованию осуществлялся через USB -модем. По данным журнала событий исследованного управляющего блока, криптоферма работала с ноября 2017 года. Специалистам также удалось выявить криптовалютный кошелек, куда поступали виртуальные монеты. В журналах операций были зафиксированы транзакции с августа 2016-го по май 2018 года на общую сумму в эквиваленте более 1,2 млн рублей.

Как отмечается, общая сумма затрат «АвтоВАЗа» на похищенную электроэнергию с ноября 2017 года составила 600 тыс. рублей. На октябрь 2018 года личность майнера уже установлена, с ним работают правоохранительные органы.

История самого популярного в России автомобиля началась в 1966 году в итальянском городе Турине с заключения контракта между министерством автопрома СССР и фирмой FIAT. Спустя год после подписания договора стартовало строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ), а спустя ещё три года – с главного конвейера ВАЗ сошли первые шесть моделей «копейки» (ВАЗ-2101), построенные на базе итальянского «Фиата-124».

В конце 70-х модельный ряд ВАЗ пополнился полноприводным вездеходом ВАЗ-2121 или «Нива» R12, которая произвела фурор на мировом рынке.

После того, как СССР распался, промышленный гигант АвтоВАЗ вступил в фазу перестройки. Кризис удалось преодолеть к середине 90-х: тогда отечественный производитель стал постепенно наращивать объёмы выпуска продукции.

В 1998 году публике была представлена модель 2111, оснащённая новейшими двигателями с шестнадцатью клапанами.

Начало нового тысячелетия ознаменовалась выходом автомобиля нового поколения Lada Kalina, а также стартом производства ВАЗ-2107 (Lada Priora) – поначалу в кузове седан, а чуть позже – хэтчбек и универсал.

С 2004 года руководство АвтоВАЗа приняло решение о переводе всех выпускаемых машин на единый бренд, писать который стали латиницей, а не кириллицей, согласно нормам русского языка. Так, аббревиатура «ВАЗ» была заменена единым наименованием «Lada», которое применялось ранее лишь для обозначения экспортных вариантов торговой марки. Однако самые метки и запоминающиеся прозвища продукции АвтоВАЗа даёт российский народ. Среди наиболее распространённых жаргонных названий стоит отметить «копейку» или «копьё» (для ВАЗ-2101), «четвёрку» (для ВАЗ-2104), «табуретку» (для ВАЗ-2105), «зубило» (для ВАЗ-2108, 2109), «матрёшку» (для ВАЗ-2112). Пренебрежительным наименованием всех автомобилей АвтоВАЗа является «тазик» (от аббревиатуры ТАЗ – Тольяттинский автомобильный завод).

Среди разработок последнего времени – модель Lada Granta или ВАЗ-2190. Этот автомобиль представляет собой бюджетный седан, сконструированный на базе Lada Kalina.

В настоящий момент ОАО «АвтоВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Известно, что легковые автомобили Lada являются самыми востребованными и самыми угоняемыми на российском рынке, несмотря на чрезвычайно низкое качество производства. Ужасающие технические характеристики Лады уже давно являются объектом насмешек в среде автолюбителей. На одной из своих презентаций бизнес-плана самое предприятие «АвтоВАЗ» признало этот факт и объяснило его происхождение «низким качеством покупных комплектующих».

Работники Тольяттинского завода с трудовым стажем более двадцати лет награждаются званием «Ветерана ВАЗ» с вручением соответствующего удостоверения, значка с логотипом предприятия и одноимённой медали. Автор первой публикации в журнале «За рулём» о строящемся в Тольятти автогиганте также удостоился звания ветерана, хоть он и не был сотрудником ВАЗа. Имя того корреспондента: Бродский Александр Яковлевич.

Модельный ряд Lada

Модельный ряд АвтоВАЗа достаточно разнообразен. В нём вы найдёте порядка десяти моделей малого класса с различными вариантами кузова (седан, хэтчбек, универсал), пять представителей малого среднего класса, две полноприводные «Нивы» в трёхдверном и пятидверном исполнении, а также фургон Lada Largus – экономичное авто для бизнеса.

Стоимость Lada

Стоимость Lada на первичном рынке варьируется от двухсот до пятисот тысяч рублей. Самый бюджетный вариант – олдскульная «семёрка», ведущая свою родословную от самого «Фиата». Небольшая цена Lada 2107 полностью соответствует содержимому. Зато и отремонтировать её можно без лишних трудностей и финансовых затрат, что делает ВАЗ 2107 хорошим выбором для начинающих работников такси.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook