Гбо пропан или метан что лучше. Газовые баллонывсегда в наличии

В данной статье мы поговорим о наиболее популярных на сегодняшний момент видах газового топлива – метане и пропане, рассмотрим их основные плюсы и минусы, сравним их характеристики. Постараемся понять какой из этих видов топлива лучше и почему.

Преимущества метана и пропана относительно бензина.

  • Цена на газ существенно ниже цены на бензин.
  • Газ оказывает меньше негативного влияния на организм человека.
  • Более щадящее воздействие на элементы двигателя автомобиля из-за отсутствия вредных химических веществ и примесей.
  • Метан и пропан, образуя воздушно-газовую смесь, равномерно наполняют цилиндры двигателя, в результате чего он работает без дополнительных шумов и детонации.
  • Воздушно-газовая смесь практически полностью сгорает в цилиндрах, поэтому образование нагара на клапанах и поршнях минимально.
  • Уменьшается количество вредных веществ при выбросе в воздух отработанных газов из выхлопной системы.

Минусы метана и пропана.

  • Высокая стоимость установки ГБО. Цена сравнима с установкой контрактного двигателя. Тут еще стоит задуматься, нужна ли вам такая установка или нет. Другими словами, нужно подсчитать какую выгоду вы от этого получите. Если вы долго не планируете продавать свой автомобиль, то смело переводите авто на метан или пропан, уже через пару лет вы гарантированно окупите свои затраты.
  • Установка крупногабаритного баллона. В багажник автомобиля устанавливается баллон, который займет существенную его часть. Если при установке пропана баллон можно установить на место запасного колеса, в таком случае объем багажника практически не пострадает, в случае с метаном данным методом нельзя воспользоваться, т. к. баллон значительно больше.
  • Обслуживание ГБО. ГБО нужно время от времени обслуживать, что влечет за собой дополнительные затраты, но в любом случае, экономия на заправке топливом значительно больше.
  • Перерасход топлива. В Интернете можно найти много всяких мнений на этот счет. Кто говорит, что расход газа должен быть 1:1, кто говорит, что расход на 10% больше. Если опираться на химию, то можно сказать следующее: для того, чтобы КПД газа было такое же как КПД бензина, его необходимо подать в систему топлива на 20% больше, тогда двигатель будет таким же приемистым. Поэтому на любом газовом оборудовании, каким бы современным оно не было, однозначно будет перерасход топлива. При использовании двигателей с высокой степенью сжатия, либо турбированных двигателей, перерасход может уменьшиться до 10%, но в любом случае он будет. Что касается метана, то расход его составляет 1:1 в городском цикле, на трассе примерно на 15% - 20 % ниже чем у бензина.
  • Повышенный износ свечей. На газу свечи ходят меньше. Это обусловлено тем, что плотность газовоздушной смеси выше, чем бензиновоздушной. Поэтому свече сложнее воспламенить эту смесь. Соответственно, свечи и вся система зажигания должны быть в идеальном состоянии, с зазором специально под газ – 0.7-0.75 мм. При использовании газа обычные свечи рекомендуется менять каждые 10 тыс км, иридиевые или титановые – каждые 30 тыс. км.

Сравнение метана и пропана.

  • Цена на установку ГБО. Стоимость установки газобалонного оборудования при использовании пропана будет на порядок ниже. Если пропановое оборудование обойдется в среднем в 30000 руб., то за метановое придется отдать порядка 50000 руб. Установку ГБО лучше доверить профессиональному проверенному сервисному центру, имеющему немалый опыт в данной сфере деятельности.
  • Цена в сравнении с бензином. И метан и пропан дешевле бензина. Метан дешевле бензина примерно в 3 раза, пропан – в 1,5-2 раза. Получается у метана самый высокий показатель экономии, в этом плане метан абсолютный лидер.
  • Расход топлива. При заправке пропаном расход составляет в среднем 11 - 12 литров на 100 км, при использовании метана расход будет 9 - 10 м3. Как видим, по показателю расхода топлива метан имеет преимущество перед своим конкурентом.
  • Давление в баллоне. Давление пропана в баллоне составляет 5 - 18 атм. Давление метана – 200-250 атм.
  • Температура воспламенения. У пропана – 365-450 градусов Цельсия, у метана - 536-600 градусов Цельсия. Это говорит о том, что метан имеет небольшую вероятность его случайного воспламенения от разогретых деталей автомобиля.
  • Вес баллона. Для ГБО на метане вес баллона в среднем составит 100 кг, на пропане – 40-50 кг.
  • Запас топлива. Полного баллона пропана хватает на 800 - 1000 км, метана – на 300-400 км.
  • Влияние на двигатель. Метан меньше изнашивает двигатель, чем пропан, т. к. температура горения его ниже и, соответственно, отложение нагара в поршневой группе существенно ниже.
  • Влияние на мощность двигателя. При использовании пропана потери мощности будут минимальны, порядка 5%, при использовании метана - потери 20-30 %, что достаточно ощутимо. Такой большой показатель обуславливается тем, что октановое число метана достигает 120. Если бы можно было бы поднять компрессию в двигателе до 18, то потери мощности не было бы. Но таких показателей нельзя достичь, т. к. при них двигатель не смог бы работать на бензине, или работал бы с большими детонациями. Используя специальные примочки, например, вариатор опережения зажигания, либо различные прошивки двигателя, можно минимизировать потерю мощности.
  • Наличие заправок. Пропановых заправок достаточно большое количество, почти такое же, как и бензиновых или чуть меньше, чего не скажешь про метановые, которых по одной на город, в редком случае встретишь две-три заправки на крупный город.

Исходя из рассмотренных характеристик метана и пропана можно сказать, что оба они имеют свои плюсы и минусы, по каким-то критериям пропан выигрывает, по каким-то – метан, поэтому сложно сказать какое топливо однозначно лучше. Выбор зависит от важности критериев именно для вас. На данный момент среди автолюбителей легковых авто пропан используется намного чаще, чем метан, но кто знает, может быть лет через 5-10 метан станет таким же популярным. Единственное с уверенностью можно сказать, что использование газа в качестве топлива, будь это пропан или метан, гораздо выгоднее бензина.

Газ - наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженном пропан-бутане. Увы, сжатый природный газ, метан, не очень популярен, в первую очередь из-за неразвитой инфраструктуры (ЗР, 2013, № 3) . Зато заправок сжиженным газом хватает - можно безбоязненно пускаться в дальние путешествия.

Основная причина перехода на газ - финансовая выгода. В былые годы от масштабов экономии дух захватывало: комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов были недороги, а пропан-бутан стоил вдвое меньше, чем бензин. Сейчас ситуация иная. Чтобы подружить газовую систему питания с современными двигателями, необходим совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вкупе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному удорожанию комплектов.

Каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине.
Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить по-прежнему можно, но для А92 эта граница фактически пройдена. Сейчас цена газа в Москве составляет примерно 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится примерно на 15%. Так что о двукратном выигрыше в деньгах на каждом километре пробега говорить не приходится.

Вооружившись точными цифрами, я прикинул выгоду от установки ГБО на две редакционные машины, отличающиеся завидным аппетитом. Выяснилось, что добротный комплект с установкой в столице для «Ниссана-Алмера» окупится всего за 18 тысяч километров, а для - и вовсе за 12 тысяч. Это меньше среднегодового пробега большинства автомобилей. Итого: каждый пройденный на газе километр станет в среднем на треть выгоднее, чем на бензине.

Устав от чрезмерных затрат на топливо для «Алмеры» (она кушает в среднем 10 л/100 км), мы оснастили ее ГБО , о чем и отчитались в декабрьском номере журнала «За рулем» за 2014 год. Изучение профильных форумов не выявило однозначно лучшего комплекта. Посему выбрали установщика по рекомендации знакомых. Комплект польской фирмы LPGTech с тороидальным баллоном объемом 42 л обошелся в 25 000 рублей.

Полгода спустя настало время проверить, как Almera переносит новое для себя меню - пропан-бутан. В процессе эксплуатации накопился материал и о работе сети АГЗС. Своими наблюдениями, с которыми можно познакомиться ниже, мы поделились в июньском выпуске журнала за 2015 год, назвав публикацию «Есть ли жизнь на газе?». Добавим, что газовая «Алмера» по-прежнему служит в автопарке «За рулем», не доставляя особых неудобств, - новых откровений за истекшее время не появилось.

NISSAN ALMERA

  • Изготовитель - АВТОВАЗ, Россия
  • Год выпуска - 2013
  • В эксплуатации ЗР - с апреля 2013 года
  • Пробег на момент отчета - 60 000 км
  • Публикации ЗР:
  • 2013, № , 8, 12;
  • 2014, № 2, 3, 7, , 12

Начну хотя бы с того, что за этот пробег я заглох с десяток раз - на машине с автоматической коробкой. Сделать это несложно. Стоит лишь попытаться тронуться с места ровно в тот момент, когда двигатель после прогрева переходит с бензина на газ.

На первых же «газовых» километрах отметил, что маршрутный компьютер «Алмеры» продолжает подсчитывать расход в литрах на километры. Рано радовался: заточенный под бензин датчик начал безбожно врать. Погрешность, по моим наблюдениям, составляет 20–25% в сторону уменьшения. Реальный аппетит мотора (см. таблицу) вырос более чем на 20%. Это превышает обещанные 10–15%, но у меня есть основания сомневаться в правильности моих расчетов, основанных на чеках и пробеге.

Судите сами. Указатель уровня газа , установленный в салоне, точности не обучен. На протяжении 120–150 км с момента заправки он показывает максимальный уровень, а в течение следующих 20 км падает до минимального, на котором и держится до полного опустошения баллона. Посему я взял за правило обнулять одометр прямо на АГЗС. В городском режиме 42‑литровой емкости хватает на 300–315 км.

Каждый заезд на заправку тоже своего рода лотерея. С бензином все ясно: лей до отсечки или пока из горловины не польется. Подача же пропан-бутана останавливается по сигналу датчика давления, который может срабатывать по-разному. В почти пустой баллон на разных колонках мне заливали и 41, и 35, и 23 (!) литра. Добавим сюда сомнительный вид оборудования на многих станциях, заставляющий подозревать недолив. Вот и высчитай в таких условиях, сколько реально топлива оставалось в баке и сколько тебе на самом деле залили.

Несмотря на некоторые неудобства, ездить на газе мне нравится. К оборудованию польской компании LPG TECH претензий нет. Проблему с бракованным датчиком в магистрали решили за полчаса - по гарантии. Он не держал давление и перекрывал подачу топлива. В результате минут через пятнадцать после пуска ГБО отключалось, и мотор автоматически переходил на бензин. Возобновлялось питание пропаном (на те же 15 минут) только в том случае, если заводился полностью остывший двигатель. Единственное пока плановое обслуживание на пробеге 10 000 км обошлось в скромную тысячу рублей и заняло 20 минут.

Экономия есть, и она ощутима: стоимость километра пробега снизилась с 5,71 до 5,03 рубля (при том что на более дешевом топливе Almera проехала меньше трети общего своего пробега, взятого за основу расчета). За это я готов терпеть мелкие неудобства.

Если и вы хотите установить ГБО, советую начать с расчета периода окупаемости, а затем тщательно продумать, где будете заправляться. Остальное второстепенно.

Газ у них…

Отправляясь в новогоднее путешествие в Германию , мы с женой были полны решимости сэкономить на топливе по максимуму. Оптимизмом заразил Интернет. Удачно найденный сайт mylpg.eu оказался сокровищем: все газовые заправки Евросоюза с адресами и координатами для навигатора!

Из 5000 км Almera проехала на бензине около полутора сотен. Львиная их доля пришлась на Белоруссию, где АГЗС, на которую я надеялся, оказалась закрытой, а до следующей остатка газа не хватило. В Белоруссии газовые колонки на трассах расположены в едином комплексе с бензиновыми. Правда, стоят в дальнем углу, а их операторы в половине случаев оказались ярыми поборниками техники безопасности: выйдите из машины, откройте капот, отойдите на 20 метров. Не самая приятная процедура в мороз. А если бы у меня в машине спал ребенок?

В Польше пропан-бутаном торгуют чуть ли не на каждом углу. Цены на местных шоссе и на платной трассе Варшава - Берлин разнятся: от 2,2 до 2,5 злотого за литр в первом случае и от 2,7 до 3 злотых - во втором (на время поездки 1 зл. = 16 руб). Зато никакой дискриминации: колонки с надписью LPG или Autogas (европейское написание) мирно соседствуют с бензиновыми. Заправщиков нет, ярких плакатов с техникой безопасности - тоже.

На немецких автобанах газом можно разжиться не во всех придорожных комплексах , но в целом - никаких проблем. Однако есть свой нюанс. Если российский переходник (тип Dish) используют и белорусы, и поляки, то в Германии - другой (тип ACME). Набор адаптеров, как правило, есть у кассира. Его не оказалось только на одной из примерно десятка АЗС, куда мы заезжали. Выдают нужную железяку не просто так, требуют залог - паспорт или документы на машину. Сойдут и наличные. Я оставлял в качестве залога от 25 до 70 евро. Если вас по каким-то причинам такой вариант не устраивает, дождитесь машины с польскими номерами. Такие часто ездят на пропане, и водители, как я сам убедился, дружелюбно делятся переходником без всяких капиталистических условностей. Кстати, в Европе используют адаптеры четырех разных видов.

Дома подсчитал затраты. На 5000 км ушло 556,5 л пропана (средний расход 11,1 л/100 км) на общую сумму 23 195 рублей (по действовавшему на тот момент курсу 70 рублей за евро). В Европе газ вдвое дешевле бензина, но часть экономии съедает увеличившийся аппетит мотора. Предполагаю, что благодаря ГБО в семейном бюджете сохранилось до 20 тысяч рублей. Одна поездка в Европу практически полностью отбила затраты на установку комплекта!

…и газ у нас

На всю Москву - около 55 АГЗС. Добрая треть расположена на МКАД, еще часть - на реконструкции, после которой сохранение газового профиля под большим вопросом. Решив разведать ситуацию в соседних областях, я набросал маршрут пробега, захватив и федеральные трассы, и региональные дороги.

На бумаге затея казалась немного авантюрной. Уже упомянутый сайт benzin-price.ru сообщил лишь о 17 заправках во всей Ивановской области (бензиновых там, по информации того же сайта, - 153), а на Смоленщине - вообще о дюжине (бензиновых - 257). Для сравнения: в Подмосковье заявлено почти 250 газовых колонок и 1365 бензиновых, в Нижегородской области - 70 и 532, во Владимирской - 48 и 310. Соотношение удручающее.

Но на деле все оказалось неплохо. Самый длинный отрезок, на котором мне не встретилось ни одной АГЗС, протянулся на 210 км - от Нелидова на трассе М-9 до въезда в Смоленск. Справедливости ради: на большей его части, 170‑километровом участке дороги Р136, не было и ни одной приличной бензиновой АЗС . За городом одного баллона «Алмере» хватает на 360–400 км. Так что если начинать высматривать заветное слово «пропан» через 200 км после предыдущей заправки, то на бензин переходить, скорее всего, не придется.

Частые остановки требуют времени, зато денег в кармане остается больше . Кроме того, в дальней дороге рекомендуется останавливаться каждые два-три часа - чтобы размяться. Так что расценивайте это как дополнительный вклад ГБО в вашу безопасность за рулем.

О безопасности и других аспектах ГБО речь пойдет ниже.

КУЧКА МИНУСОВ ПЕРЕВОДА АВТО НА ГАЗ

Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех положенных документов от установщиков (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в машине второй топливной системы, как ни крути, достаточно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство - дело долгое и с непредсказуемым результатом. Посему владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.

Исключение - машины, снаряженные ГБО на самом автозаводе или в компании, уполномоченной производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике. Например, ГАЗ, выпускающий серийно «газели» с ГБО как под сжиженное, так и под сжатое газовое топливо .

Второй весомый аргумент против - громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Тороидальный вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, всё зависит от конкретной модели. Например, владельцам «логанов» первого поколения с нераскладывающимся задним сиденьем терять нечего. К тому же обладателям «УАЗа-Патриот» и других полноразмерных вседорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический - не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный - под днищем, а если тороидальные - два на полу. В последнем случае над ними настилают ровный фальшпол. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это невеликий ущерб.

Еще один нюанс - доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, тем не менее проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.

…И ПАРА МИФОВ

Больше всего опасений связано со здоровьем двигателя , переведенного на газ. Один из наиболее частых аргументов - вероятность прогара седел клапанов из-за повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильная и тщательная регулировка оборудования сводит риск на нет. Да и от пользователей массовых жалоб не слышно. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их специально заточенными под газовое топливо (ЗР, 2010, № 4). Кстати, на газ переводят и современные моторы с наддувом - и ничего, живут.

Среди очевидных плюсов - чистое горение газа, уменьшающее количество отложений в цилиндрах. Правда, это не повод вдвое увеличивать интервалы замены масла и фильтров. Кстати, ГБО тоже требует периодического обслуживания. Раз в 10 тысяч километров установщики приглашают на замену фильтров. Стоимость у всех стандартная - около тысячи рублей. Некоторые конторы делают первое ТО бесплатно.

Если разобраться во всех тонкостях альтернативного топлива, его единственный плюс перевешивает все недостатки, реальные и мифические.

Взрывоопасность ГБО не больше чем миф. Стенки баллона намного толще, чем у бензобака, и выдерживают значительные нагрузки, как ударные, так и температурные. При утечке газа в современных системах четыре аварийных клапана среагируют на повышение давления в резервуаре, обрыв топливной магистрали или банальную остановку двигателя - и подача газа прекратится. Кроме того, закачка пропан-бутана прерывается при заполнении баллона на 80%. Этот запас - на случай расширения газа от нагрева. Но, разумеется, халтурная установка или халатность при эксплуатации способны «перехитрить» все старания инженеров по безопасности.

ГАЗОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 4 ПОКОЛЕНИЯ: БОГАТСТВО ВЫБОРА

Итальянская фирма «Ловато», пожалуй, наиболее известна в России. Но она далеко не единственная на рынке. Например, сейчас популярна система фирмы «Диджитроник». Впрочем, брендов много, от обилия форсунок, клапанов, баллонов, редукторов и прочих компонентов разных производителей рябит в глазах. Желающие могут на несколько дней погрузиться в тему, подбирая себе оптимальный вариант. Благо информации на всевозможных интернет-форумах предостаточно. Более эффективный способ - обзвонить установочные конторы. Часа с лихвой хватит, чтобы подобрать десяток вариантов, основываясь на чужом опыте эксплуатации.

Благодарим к.т.н. В. Лукшо за помощь в подготовке материала.

Чтобы воплотить в жизнь идею битопливного автомобиля, сейчас не обязательно обладать своим автозаводом. Установка в машине вспомогательной системы подачи альтернативного топлива — природного газа доступна для фактически каждого, достаточно желания и некоторых вложений, которые с лихвой окупятся.

Прочитав статью, можно более подробно узнать, как лучше перевести автомобиль на метан или пропан, да еще быстро возвратить затраченные на это деньги сниженным расходом топлива и большим ресурсом двигателя.

Выбор двух разных газовоздушных смесей

У двигателей внутреннего сгорания есть возможность применять вместо бензина или солярки две различные разновидности газового топлива: сжиженный углеводородный (он же нефтяной) газ или компримированный (сжиженный) природный газ. Первый представляет собой смесь, где пропан соединен с незначительным количеством бутана, а второй содержит простейший встречающийся в первозданном виде в природе углеводород — метан.

В чем разница между ними, и какой вариант газа выгоднее для автовладельца? Ответить на эти ключевые вопросы поначалу не так легко однозначно — чтобы говорить о предпочтительности пропана или метана, необходимо детально изучить структуру и принцип работы обоих видов газов.


Оценив объективно преимущества и недостатки каждого варианта, уже можно будет остановиться на выборе одного из них, взвесить все «за» и «против» и сделать осознанный рациональный выбор.

Мнение, популярное в среде автовладельцев, активно использующих ГБО, о том, что смесь пропан-бутан в транспорте применять лучше метана, в свете современной практики звучит устаревшим. Совершенствование технологий, подогретое постоянной жестокой конкуренцией на рынке энергетических ресурсов, продвигается с каждым днем, и в данный момент можно говорить о том, что по отношению к старым весомым недостаткам газобаллонное оборудование нивелировалось: оборудование под метан теперь ненамного тяжелее, чем под пропан, и баллоны стали поскромнее в плане размеров. Стоимость на комплектующие метановым ГО машины детали по-прежнему кусается — почти в два раза больше. Но нужно при этом помнить, что расходная сумма, потраченная на метановое ГБО, в ущерб пропановому отобьётся большей экономией и не помешает в итоге ездить, наслаждаясь всеми прелестями газа.

Повсеместная экономия

Сам по себе метан представляет собой сжатый под давлением природный газ.


Заправлять метан в автомобиль так дешево и просто — его нет нужды специально обрабатывать, превращая в горючее (чего не скажешь про тот же бензин). Достаточно газовое сырье, добытое из шельфа, ужать компрессионной установкой до уровня разреженности в 210 Па, затем с газом проводят минимальные необходимые процедуры подготовки: высушивание, тонкую очистку от загрязнений и смешивание с одорантом. Сам по себе метан запаха лишен полностью, поэтому, чтобы возможные утечки были легко обнаружены, в него добавляют маркер — этилмеркаптан, который и создает пресловутый «запах газа».

Закончив технические процедуры, сжатый метан охлаждают и наполняют им транспортировочные баллоны, которые и доставят уже полностью готовый топливный продукт к месту заправки в автомобиль. Впечатляющее октановое число горючего превышает пропан и колеблется в диапазоне 108-120. Метан значительно легче воздуха, и при нарушенной герметичности резервуара или магистрали испарения метана зависают облаком в воздухе.

Взрывоопасной считается концентрация метана в воздухе свыше 5 %, что вдвое превышает аналогичный показатель пропана.


Поэтому можно говорить о том, что метан чуть более опасный, чем пропан, хотя даже слабое содержание любого природного газа в салоне машины ничего хорошего здоровью находящихся в нем людей не принесет.

Расход смеси пропан-бутан выше в 1,15-1,20 раза потребления двигателем бензина, эквивалентный объем метана (метановые баллоны считается кубометрами) равен примерно 1, т. е. расход получается таким же. Цена же этого количества метана в 2,5 раза ниже стоимости аналогичного бензина марки А-95.


Кроме самого уменьшения расходов на плату за топливо, не меньшую пользу бюджету автовладельца установка метана приносит на расходных материалах, и не так часто приходится ремонтировать на автомобиле комплектующие. Рассматривая основные виды углеводородного топлива (пропан-бутан, бензин, дизельное топливо) видно, что метан работает мягко и бережно с мотором и ходовой. Октановое число метана достигает 120, оно даже не сравнимо с бензином, вследствие чего газовое горючее лучше и плавнее сгорает, не детонируя. Причем, нагар образуется в минимальных количествах — газ не содержит лишних и вредных химических и механических примесей.
Наглядно достоинства метана видны, когда автомобиль используется в городе (регулярные и резкие перепады нагрузок на двигатель ускоряют износ ходовой).


Установка метана позволяет в такой ситуации эффективно увеличить до 4 раз ресурс работы каталитического нейтрализатора и лямбда-зондов уровня кислорода, форсунок и редукторов и в 2-3 раза оттянуть момент необходимой замены расходников, например, свечей зажигания.

Сохранность машины кошелька и окружающей среды

Современное метановое оборудование снабжено впечатляющей разработкой вопросов безопасности и блокирует малейшую утечку газа. Баллон обладает толстыми герметичным корпусом, способным постоянно выдерживать нагрузку в 200 и более атмосфер, препятствуя взрыву при даже масштабной аварии или наезде сзади. По уровню экологичности автомобиль на метане успешно конкурирует даже с электромобилем — полное и чистое газовое сгорание без дополнительных примесей (типа тетраэтилсвинца в бензине) бережет не только комплектующие машины и кошелек, но и природу.

В соответствии с принятыми стандартами обеспечения безопасности, баллоны сжимают газ слабее, чем раньше, как следствие — подача газа в двигатель затормаживается, наблюдается и нарастание длительности прогорания сформированной редуктором газовоздушной горючей смеси.


Данный фактор устраняется настройкой угла опережения зажигания в контроллере ГБО или установкой дополнительных комплектующих — вариаторы угла опережения, которые не только снимут проблему перегрева мотора из-за продолжительного сгорания метана, но и добавят мощности двигателю и снизят расход топлива в среднем на 2-8%.

Громоздкие массивные топливные баллоны по-прежнему остаются самым серьезным недостатком на метановое оборудование, что в сочетании с острым дефицитом специализированных заправочных станций (даже в Москве и области на 50 мест, где можно залить пропан, приходится 1 метановая заправка) превращают нормальную эксплуатацию подобного типа оборудования в сплошные затруднения.

Пропан больше напоминает бензин по способу хранения и содержится в незначительно сконденсированном состоянии под давлением около 7 бар, которое удерживают баллоны. Октановое число превышает 100, и пропан также равномерно распределяется в цилиндрах и сгорает без нагара. Для его хранения поможет установка емкостей поменьше и полегче, которых тем не менее достаточно для преодоления отрезка пути вплоть до 1200 км одним махом (зависит от комплектации конкретного ГБО).


Само топливо несколько дороже метана, но все равно вдвое дешевле, чем бензин.

Изучая свойства обеих разновидностей, приходишь поневоле к выводу, что пропан по всем показателям оптимален для заправки легковых автомобилей — облегченные баллоны, доступная финансово газовая комплектация окупится быстрее при небольших городских пробегах на малолитражке. В грузовике же недостатки метана чувствоваться не будут — баллоны на сотню-другую килограммов для рейсовой фуры серьезной роли не играют, а недешевое газовое ГБО при постоянном использовании окупится за пару месяцев активного пробега.

Второе питание

Монтаж дополнительной газовой системы при правильной настройке и подборе комплектующих ГБО не сказывается на работоспособности заводской бензиновой системы – установка производится полностью параллельно.

Переключение производится нажатием одной кнопки — после модернизации автомобиля на рабочей панели появится соответствующее оборудование: переключатель и показатель датчика расхода альтернативного горючего. У контроллера современного ГБО для инжекторных двигателей есть функция довпрыска бензина на высоких оборотах и перевода автоматическим способом подачи при недостаточном заполнении баллона.



Метановое оборудование всегда негативно выделялось повышенной стоимостью — это связано с необходимостью использовать высокотехнологичные средства контроля и управления и более толстостенные резервуары хранения. Тем не менее, спрос на метан и соответствующая инфраструктура (заправочные станции, специализированные автосервисы, магазины запчастей и расходников) неуклонно растет с каждым годом. Через 40 тысяч километров (усредненные данные) происходит компенсация затрат на комплектующие ГБО, все дальнейшие километры несут вожделенную и ощутимую экономию средств на горючем.

Метан (СН4) – инертный газ, стоит в ряду насыщенных углеводородов. Этот газ главный добываемый элемент рудничных, болотных, природных и сопутствующих нефтяные месторождения газов. Так-же в процессе гниения органики при воздействием высокого давления, определенной температуры и влиянии микрорбов, все это проходит без доступа окислителей таких, как например кислород, выделяется в природе газ метан. Самые большие месторождения газа в местах где миллионы лет назад были леса, а сейчас заболоченная местность. Метан малорастворим в Н2О (воде) и других химических жидкостях. В состояние жидкости метан преобразуется только при критической температуре, примерно при –160С, поэтому метан транспортируют в виде газа, но газ находится под очень высоким давлением примерно в 200 атм. Впрочем он сорбируется жесткими адсорбентами, например, активированным углем, и углеводородами. У него была выявлена кратчайшая дееспособность поглощаться, в следствии этого, это его свойство благополучно пользуют при чистки газа СН4 от иных примесей.

Пропан (С3Н8) - это газ получаемый нефтедобычи и различных нефтяных производств, который можно хранить и транспортировать в сжиженном виде при достаточно не высоком давлении в5 атмосфер и при стандартной уличной или комнатной температуре. Чаще всего используют для хранения и транспортировки . Пропан, не владеющий цветом и ароматом газ, мало токсичен но имеет небольшой эффект наркотического опьянения и крайне взрыво и пожароопасен, значительно тяжелее воздуха.

В чем отличия газов пропана и метана?:

Сравнение метана и пропана:

В чем же различия меж метаном и пропаном? Ключевое различие этих газов на практике состоит в том, что метан имеет в 2,5 раза наименьшей теплотой горения, чем пропан. В следствии этого пропан, как горючее, значительно эффективнее, чаще всего пропан применяют для сварочных работ, отопления жилища и как топливо в транспортных средствах.

С3Н8 тяжелее воздуха, чего не заявишь о СН4. При нехороший изоляции труб в системе происходить утечка, метан растворяется и повисает в воздухе. Любое мельчайшее веяние воздуха посодействует его движению на большие расстояния. Метан крайне взрывоопасен, более чем в 2 раза опаснее пропана. В следствии этого он больше небезопасен для человека чем пропан. Именно по этой причине всегда проходят проверки техники безопасности и качества стыковых соединений в домах и помещениях где проходят газовые трубы.

Пропану свойственно слабенькое наркотическое действие на организм. Метан владеет кратчайшей хим энергичностью. Метан трудно конденсируется, что идет в плюс, тк не требуется сливать конденсата и смол отработки в процессе работы с ним. Для сжижевания метана требуется температура -160С градусов, а пропан просто сжижается прохладной водой при соответственном давлении. Для метана по сравнению с пропаном свойственна кратчайшая обскурантистская дееспособность.

Различие метана и пропана:

1.Пропан как горючего больше эффективен, чем метан тк он выделяет больше тепла при сгорании.Пропан больше пригоден для сварочных работ и роизводственных целей.

2.Метан более инертен. Пропан деятельнее вступает в различные хим реакции.

3.Пропан владеет наркотическим действием, а метан больше взрывоопасен

4.Разное давление при транспортировке для пропана требуются обычные стальные баллоны толщиной стенки всего 4-5 мм, а для метана в разы толще именно по этому для транспортировки метана используют баллоны из комбинированных материалов для уменьшения веса баллона.

5. удобнее и в некоторых случаях дешевле, особенно если брать во внимание стоимость баллонов под метан. А обменом метановых баллонов вообще никто не занимается только из-за простого хранения и транспортировки.

В компании всегда можно заправить, обменять и баллоны для различных видов газа. Наши менеджеры всегда помогут с организацией доставки к Вам на объект.

Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

Исходные данные:

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Расчёт расхода:

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

Окупаемость ГБО:

1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега ;

2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес . или – 7,22*3000=21661 км .


Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим . Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

Безопасность

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по .

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Домашняя заправочная колонка (метан)

Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Экология

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Заключение

Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет,

Понравилось? Лайкни нас на Facebook