Что за масло atf. Что значит atf в акпп. какая расшифровка. говорим про масло. Вот по каким параметрам мы будем их проверять

Я уже немного затрагивал аббревиатуру «ATF» в статье . Но сегодня хочу рассказать про нее подробнее. Разберем все аспекты значения, расшифровки, почему категорически отличается от жидкостей в механической трансмиссии, как работает. Действительно вопросов очень много, даже есть такой банальный – это жидкость или все же масло? Давайте разбираться …


Начну, пожалуй с определения.

ATF ( Automatic Transmission Fluid ) – расшифровывается как жидкость для автоматической трансмиссии (автомата). Применяется только в «гидротрансформаторных» автоматах, также в некоторых вариаторах, в роботах практически не применяется. Служит для смазывания внутренних узлов, а также передачи крутящего момента от двигателя — через трансмиссию — колесам.

НА некоторых форумах читал — что называют «кровью» автомата, ведь жидкость реально красного цвета.

Масло – не масло?

Давайте, начнем с самого легкого вопроса, а что же это такое масло или совсем не масло? Ребят это жидкое трансмиссионное масло, оно намного жиже, чем скажем у механических трансмиссий. Сказано это многими особенностями здесь крутящий момент передается при помощи гидротрансформатора, а как мы уже разбирали нужно высокое давление — текучего масла. Из-за высокой текучести и принято называть жидкостью.

Для примера трансмиссионные масла для механики имеют допуски в вязкости и делятся на зимние, летние и универсальные. Зачастую можно увидеть такие цифры как SAE 70W-85, SAE 80W-90 и т.д., выбирайте для своих погодных условий, однако большинство сейчас пользуются универсальными.

На автоматах таких допусков и в помине нет! Вязкость по SAE в этих жидкостях не применяется, они всегда в любую погоду должны оставаться текучими, также они должны выдерживать намного большие температуры, чем «механические» собратья. К ATF жидкостям относят, куда большие нагрузки, проявляется это – в смазке, защите узлов от загрязнения и окисления (ржавчины), также от перегрева.

Так механика может разогреться до 60 градусов Цельсия при работе.

А вот автомат нередко работает с температурами 90 – 110 градусов. Например, автоматы Chevrolet могут разогреваться до 120 градусов.

Поэтому на автоматы и устанавливают радиаторы охлаждения, чтобы масло не пригорало при высоких температурах. Так что это масло, но оно не такое как два других, трансмиссионное механическое и моторное.

Почему яркого красного цвета?

Как мы уже разобрали сверху, ATF масла не похожи ни на один из других видов смазки. А поэтому ее нельзя больше никуда заливать, если перепутаете могут быть серьезные поломки. Также и наоборот – если залить обычную «механическую трансмиссионку» в автомат. То это практически мгновенная «смерть». А такие случаи бывали, зачастую наливали моторное масло и уже через несколько километров АКПП вставала.

Чтобы избежать таких казусов, было принято окрасить ATF в красный цвет – то есть это ничто иное как просто — различие, ничего больше. Ну подумайте сами, красную жидкость вы никогда не зальете в двигатель, хотя всякое бывает …

Как работает ATF жидкость?

Я уже затронул сверху несколько аспектов работы, а сейчас хотел бы подробно поговорить, как она работает.

Температура

Усредненная рабочая температура жидкости около 80 – 95 градусов Цельсия, хотя в отдельные моменты, например в пробках летом, она может разогреваться до 150 градусов. Но почему? Все просто – у автомата нет жесткой передачи момента от двигателя – колесам. Поэтому иногда двигатель дает повышенную мощность, которая не нужна колесам для преодоления дорожного сопротивления — избыток энергии, должен поглотиться маслом и израсходоваться на трение, отсюда в пробках нагрев просто огромный.

Вспенивание и коррозия

Большие массы масла, которые ходят под огромным давлением создают благоприятную среду для вспенивания ATF жидкости. А в свою очередь этот процесс приводит к окислению самого масла, да и металлических частей. Поэтому жидкость должна иметь нужные присадки, чтобы минимизировать эти процессы. Причем присадки подбираются каждый раз различные, нет одинаковых ATF масел. Все потому что внутреннее строение АКПП везде различно, в одних устройствах больше металла, в других есть металл – металлокерамика, в третьих сталь – бронза, это должно быть учтено.

Ресурс жидкости

Как вы понимаете эта жидкость, по сути уникальна, она работает в очень неблагоприятных условиях, однако даже при таких температурах она может работать долгие тысячи километров. Ее ресурс примерно 50 – 70 000 километров. Однако не стоит забывать, что она не вечна, и уже после 70000 километров ее свойства теряются, замена обязательна.

Испарение

Не многие знают, но ATF масла могут улетучиваться, поэтому некоторые производители устанавливают щупы (для измерения уровня) на своих автоматах. Уровень может падать, вследствие выноса паров через систему вентиляции полостей АКПП, простыми словами через «сапун». Поэтому важно следить за уровнем, это своего рода обязательная практика.

Почему « ATF» стоит так дорого

А действительно, почему литр может доходить до цены в 700 – 800 рублей, а в автомат зачастую нужно около 8 – 10 литров? Но как вы поняли сверху, это самая технологичная жидкость, причем она с каждым годом эволюционирует.

Она намного совершеннее, чем моторное масло, и уж тем более чем обычное трансмиссионное, отсюда такие цены. Однако опять же повторюсь, работает она в агрессивной среде и достаточно долгий промежуток времени, 60 – 70000 километров.

Вот такое вот оно ATF масло, думаю, статья вам понравилась. Читайте наш АВТОБЛОГ, подписываетесь на обновления.

Замена ATF в АКПП ZF

Несмотря на все свои известные бренды (Sachs, Boge, Lemfoerder) ZF в кругах специалистов ассоциируется прежде всего с автоматическими коробками передач. Кроме высокотехнологичной и качественной продукции компания дает своим партнерам все необходимые инструменты и знания для диагностики, обслуживания и ремонта АКПП. Очередным шагом на этом пути стал вынос обучающих семинаров за пределы Германии. Первый такой семинар в Украине состоялся в сентябре 2015 и был посвящен замене ATF в АКПП производства ZF.

Замена ATF в АКПП ZF

Зачем и как часто нужно менять ATF? Как правильно выполнять эту процедуру? autoExpert ознакомился с мнением по этим вопросам специалистов ZF Services на семинарах, проходивших в Германии и Украине.

Несмотря на все свои известные бренды (Sachs, Boge, Lemfoerder) ZF в кругах специалистов ассоциируется прежде всего с автоматическими коробками передач. Кроме высокотехнологичной и качественной продукции компания дает своим партнерам все необходимые инструменты и знания для диагностики, обслуживания и ремонта АКПП. Очередным шагом на этом пути стал вынос обучающих семинаров за пределы Германии. Первый такой семинар в Украине состоялся в сентябре 2015 и был посвящен замене ATF в АКПП производства ZF.

ATF часто называют «маслом», но это неверно. Ведь automatic transmission fluid даже в буквальном переводе является жидкостью для автоматических трансмиссий. Она не только смазывает механизмы, но и участвует в управлении работой коробки. Долгое время считалось, что ATF в АКПП рассчитана на весь срок службы детали и замене не подлежит. Но с недавних пор в автомобильной промышленности начали отказываться от этой доктрины. ZF Services рекомендует менять ATF в АКПП их производства каждые 80-140 тысяч километров пробега, но не реже 1 раза в 8 лет. Сегодня к этим рекомендациям присоединяются BMW, Mercedes и другие европейские автопроизводители.

Как работает АКПП

АКПП – очень сложный агрегат. В ней есть набор планетарных передач, которые служат для передачи крутящего момента от двигателя к колесам. А чтобы задать направление вращения вала на выходе из коробки или изменить передаточное число, необходимо заблокировать или подключить определенные шестерни. Роль «выключателей» выполняют специальные тормоза и сцепления (фрикционы), приводимые в действие гидравлической системой с электронным управлением.

Чтобы переключить передачу, современному «автомату» нужно от 400 до 200 мс, а в коробках, устанавливаемых на спортивных автомобилях, этот показатель снижен до 80 мс. Электроника открывает нужный клапан, через который поступает ATF под большим давлением, замыкая нужное сцепление или тормоз.


Группа участников семинара по замене жидкости в АКПП. Швайнфурт, Германия.

Зачем нужно менять ATF?

Изначально 5-6-ступенчатая АКПП содержит около 10 литров ATF. Но со временем технологическая жидкость вырабатывается, и при достижении 100-120 тыс. км пробега потери обычно составляют 1-1,5 литра. Это 10-15% объема ATF в АКПП.

При таких потерях нагрузка на гидравлическую систему управления переключением передач сильно возрастает, а эффективность ее работы снижается. На подъемах и в поворотах жидкость в поддоне смещается и при недостаточном ее уровне насос может захватывать воздух. Это создаст проблемы с давлением в системе управления переключением передач.

Высокая концентрация загрязняющих ATF продуктов выработки деталей может нанести вред маслонасосу АКПП.

Максимально допустимый срок использования ATF – это период, в течение которого жидкость гарантированно сохраняет свои качества и обеспечивает качественную работу коробки передач. Изменения в ATF происходят не только с ростом пробега автомобиля, но и с течением времени. Если автомобиль простоял много лет без движения, а потом на нем начали активно ездить, то первые месяцы водитель не будет ощущать каких-либо неполадок в работе коробки. Однако кривая износа АКПП при езде с великовозрастной ATF будет существенно круче кривой износа коробки, в которой трансмиссионную жидкость меняли регулярно и своевременно. ZF рекомендует менять ATF не реже одного раза в 8 лет. Это максимальный срок абсолютно безопасного использования жидкости при незначительных нагрузках на коробку и пробеге на ней, далеком от предельно допустимых норм для одной заливки – 80-140 тыс. км, в зависимости от модели коробки.

Новая жидкость всегда обладает лучшими смазывающими свойствами. Благодаря им улучшается работа механизмов АКПП. Клапаны системы управления переключением передач начинают работать быстрее и плавнее. Снижается расход топлива и возрастает общий комфорт от управления автомобилем. И это лишь очевидная часть достоинств замены ATF. Не очевидными являются контроль состояния АКПП (на основе анализа слитой из коробки жидкости) и продление срока службы узла.


Пример наклейки, предупреждающей об отсутствии необходимости замены ATF.

Подготовка к замене ATF

Перед тем как приступать к замене ATF в автоматической коробке, необходимо убедиться в исправной работе двигателя на холостых оборотах. Выполняется это с помощью подходящего диагностического оборудования и необходимо для настройки уровня трансмиссионной жидкости.

Если холостой ход в порядке и нет необходимости в его регулировке, необходимо совершить пробную поездку. Это позволяет проверить работу АКПП и качество переключения передач, а также довести температуру ATF до рабочих значений.

Завершив пробную поездку, автомобиль ставят на подъемник, предварительно переключив коробку в режим «P».

При первом взгляде на масляный поддон АКПП находящегося на подъемнике автомобиля есть вероятность увидеть желтую наклейку, уведомляющую о том, что залитая технологическая жидкость рассчитана на весь срок службы автомобиля и менять ее не нужно. Такими наклейками до 2014 года снабжали все автомобили, а некоторые автопроизводители продолжают делать это и сегодня. Загвоздка в том, что этот так называемый «весь срок» эксплуатации автомобиля по замыслу производителей ограничен 140-180 тыс. километров пробега. Но большинство автомобилей проходят намного большие расстояния, проживая 2-3 и более «жизней». Это повышает спрос на обслуживание различных узлов и агрегатов и во избежание потери имиджа вынуждает производителей, в первую очередь агрегатов, выпускать соответствующие инструкции по правильному и своевременному обслуживанию своей продукции.

Табличка с выгравированным серийным номером запчасти находится на корпусе коробки передач.

На корпусе АКПП есть табличка с указанием типа, модели, серийного и каталожного номеров коробки. На семинарах ZF демонстрацию проводили на АКПП ZF 6HP21 с пробегом 80 тыс. км. Эта информация позволяет определить номер комплекта ZF для замены ATF, марку технологической жидкости и процедуру ее замены. Всего для 5- и 6-ступенчатых автоматических трансмиссий ZF существуют три варианта этой процедуры, различия в которых заключаются в последовательности переключения передач при заполнении коробки новой жидкостью.

Выбор ATF

ZF Services настоятельно рекомендует при замене ATF использовать фирменные технологические жидкости ZF или поставляемые производителем автомобиля. Можно заподозрить компанию в поиске собственной выгоды, ведь ZF самостоятельно ATF не производит. Но все не так однозначно.

Для АКПП, которые ZF планирует запустить в производство в 2018 году, ATF тестируется специалистами компании с 2011 года. То есть на момент выхода коробки передач на рынок срок тестирования ATF достигнет 7 лет. Также важно, что компании-изготовители трансмиссионной жидкости не имеют права воспроизводить формулу ATF производства ZF в других продуктах, выпускаемых под собственным брендом. Другими словами, автоматические коробки передач ZF рассчитаны на определенные ATF, которые выпускаются только в упаковке с логотипом ZF либо разливаются в фирменную упаковку автопроизводителя.

Комплекты для замены ATF

Комплектация наборов для замены трансмиссионной жидкости в АКПП ZF различна и зависит от модели коробки. Их можно разделить на две категории: для коробок с металлическим и для коробок с пластиковым поддоном. Комплекты для коробок с металлическим поддоном содержат набор прокладок для поддона, пробки для сливного и заливного отверстий в поддоне, сменный масляный фильтр, комплект магнитов для удаления металлических частиц из ATF. В комплекты для коробок с пластиковым поддоном включен сменный поддон в сборе (с фильтром, магнитами, пробками и прокладками) и комплект болтов для его крепления. Также все комплекты содержат 7 литров ATF в упаковке по 1 л и печатную инструкцию по замене трансмиссионной жидкости в коробках ZF. 7 литров – это объем, необходимый для частичной замены ATF. Для полной замены необходимо докупить еще 3-4 литра.



Наборы ZF для замены ATF для коробок с металлическим (слева) и с пластиковым (справа) поддоном.

Стоимость комплекта ZF для замены трансмиссионной жидкости приблизительно равна совокупной стоимости всех его элементов. Но гораздо удобнее получить все необходимое в одной коробке.

Слив ATF

Перед тем как откручивать сливную пробку в масляном поддоне АКПП, необходимо подготовить подходящую по объему емкость и принять меры против возможного загрязнения окружающего пространства брызгами трансмиссионной жидкости. Количество ATF, которое выльется из сливного отверстия коробки, может быть разным и зависит от степени выработки жидкости. Следует рассчитывать на 5-6 литров. Сливное отверстие находится не в самой нижней точке поддона, нижнюю часть занимает фильтр и в нем остается некоторое количество масла. Для его удаления необходимо снять поддон.

Перед продолжением процедуры замены ATF необходимо убедиться, что с коробкой все в порядке. Для этого нужно проверить качество слитой жидкости. Она не должна пахнуть горелым, в ней не должно быть мелких бумажных частиц с фрикционных колец трансмиссии. При этом цвет слитой жидкости может существенно отличаться от цвета новой – это нормально для ATF, меняющей свои свойства вследствие многократных нагревов.

Наличие на магните в поддоне сильного налета или крупных металлических частиц указывает на неисправность коробки. Замену масла в этом случае следует прекратить, а неисправную запчасть отправить в ремонт. В исправной АКПП магниты должны быть чистыми. Допускается наличие легкого матового налета.

На внутренней части поддона нужно осмотреть магниты. Допустимо наличие матового налета, но присутствие крупных металлических частиц свидетельствуют о серьезных проблемах внутри коробки. При наличии вышеописанных проблем замену масла следует прекратить, поскольку коробка передач требует ремонта.

Частичная или полная замена?

В теории, когда мастер слил ATF из АКПП, снял поддон и убедился в отсутствии признаков неисправностей в коробке, можно приступать к замене фильтра (в случае металлического поддона), монтажу поддона и заливке ATF. В этот момент из коробки передач слито 5-6 литров жидкости из 10. Но можно «выгнать» из коробки еще 2-3 литра. Для этого нужно снять мехатроник – устройство электронного управления автоматической коробкой передач.

Извлечь руками защитную втулку мехатроника затруднительно, поэтому мастер прибегает к помощи монтировки. Эта операция абсолютно безопасна, если инструмент находится в умелых руках.

Существует мнение, что снятие и установка обратно мехатроника может привести к сбоям в работе АКПП. На деле же все не так. В Европе ZF ежегодно проводит около 40 тренингов по замене ATF в АКПП. Каждый раз тренер приезжает на место проведения семинара на демонстрационном автомобиле, снимает и устанавливает этот узел при замене ATF и затем уезжает обратно. При этом не возникает никаких неполадок. Главное – делать все правильно.

Для снятия мехатроника нужно отсоединить от него разъем контактной группы проводов, затем вытянуть защелку, фиксирующую защитную втулку и извлечь саму втулку. Сделать это непросто – доступного пространства слишком мало для того, чтобы ее можно было удобно захватить, поэтому тренер ZF на семинаре прибегает к помощи монтировки. В большинстве случаев втулка ломается при извлечении, и ее следует считать расходной деталью.


Есть еще два аргумента в пользу замены извлеченной защитной втулки новой. Во-первых, при повторном использовании старой втулки есть риск недостаточно плотного прилегания сальников на ее поверхности к корпусу мехатроника. Это может привести к утечке ATF и попаданию воды в коробку. Во-вторых, на втулке могут оказаться сальники красного цвета. Это означает, что данная втулка – старого образца. Сейчас ZF выпускает втулки с черными сальниками – более прочные и надежные. В любом случае стоимость новой втулки незначительна, и экономить на ее замене нет никаких причин. Однако данная деталь не входит в комплект ZF для замены ATF и приобретать ее следует отдельно.

При отсоединении проводов от мехатроника и извлечении защитной втулки нужно помнить о том, что разряд статического электричества с рук мастера может вывести из строя электронику узла. Следует принять соответствующие меры: использовать заземляющие браслеты и обувь, проводить работы в специальных защитных перчатках и избегать касаний контактной группы мехатроника пальцами.

После отсоединения проводов и снятия защитной втулки можно приступать к снятию узла. Количество болтов, удерживающих мехатроник, может быть разным. ZF выпускает 760 модификаций этого устройства. Откручивать нужно болты с крупными головками (М40), они крепят мехатроник к АКПП. Болты с маленькими (М27) головками скрепляют элементы узла. Их откручивать нельзя, иначе он просто развалится. Сначала необходимо открутить болты на пластиковой части устройства, чтобы избежать избыточной нагрузки на пластик, затем приступать к откручиванию нужных болтов на металлической части. При снятии узла из коробки польется ATF, поэтому заранее следует подставить емкость для ее сбора.

Снятие мехатроника открывает доступ к отверстиям, через которые ATF попадает из АКПП в устройство и обратно. Подав в одно из отверстий сжатый воздух, можно выгнать из конвертера крутящего момента остатки жидкости. После этого можно приступать к установке мехатроника и поддона на свои места.

Откручивать нужно болты с крупными головками (М40), они крепят мехатроник к АКПП. Более мелкие болты (М27) скрепляют между собой части устройства.


Снятие мехатроника открывает доступ к отверстиям, через которые ATF попадает из АКПП в устройство и обратно.

Продувка воздухом конвертера момента.

При монтаже мехатроника сначала нужно вкрутить болты, фиксирующие к коробке его металлическую часть, затем уже вкручивать болты, фиксирующие пластиковую часть. Определенного момента для затяжки этих болтов нет, достаточно почувствовать, что болт закручен. Корпусы коробки и мехатроника выполнены либо из алюминия, либо из магниевого сплава, поэтому излишнее усердие с затяжкой болтов здесь неуместно. Порядка закрутки болтов по кругу в данном случае тоже нет, следует руководствоваться здравым смыслом.



После длительного использования уплотнительная резинка на "очках" заминается. По этой причине повторное использование детали может нарушить герметичность соединения отверстий для циркуляции ATF между мехатроником и АКПП. Деталь подлежит замене.

При установке устройства обратно на автомобиль необходимо заменить так называемые «очки» – пластиковую деталь с сальником, обеспечивающую герметичное соединение отверстий для циркуляции ATF между мехатроником и АКПП. Стоит эта деталь всего пару евро. Если сравнить снятые «очки» с новыми, можно увидеть, что прокладки старой запчасти смяты. А значит, есть риск недостаточно герметичного соединения.

Что нужно знать о поддонах

В случае с металлическим масляным поддоном АКПП все просто и понятно. Необходимо заменить масляный фильтр, магниты, прокладку, обеспечивающую герметичность соединения с коробкой, и установить поддон, руководствуясь схемой закрутки болтов и затянув их соответствующим моментом (для стальных поддонов это 12 Нм, для алюминиевых – 4 Нм + 450).

Пластиковый поддон довольно дорогой, но экономить на его замене нельзя. И дело не только в фильтре для ATF, который является частью поддона. Дело в том, что невозможно обеспечить полную герметичность соединения повторно установленного пластикового поддона с коробкой.

Поскольку все тренинги по замене ATF в Германии проводят на одном и том же автомобиле, в ZF Servicesпроводили эксперимент с повторным использованием пластиковых поддонов для снижения расходов. Однако выяснилось, что герметичность соединения поддона с коробкой не сохраняется в полной мере. ATF, конечно, не выливалась на дорогу, но на поддоне были явно видны следы подтекания. Повторно обеспечить герметичность не удалось даже с применением специальных клеев и герметиков, а прокладку на новую заменить невозможно, потому что она закреплена по периметру поддона в заводских условиях. Поэтому в компании отказались от этой затеи.


Почему же ZF просто не делает все поддоны АКПП металлическими? Все очень просто. Автопроизводители стараются максимально снизить стоимость производства автомобилей, а поддоны из пластика дешевле в изготовлении. Если надежность двух выполненных из разных материалов деталей одинакова, то производитель автомобилей выберет более дешевую. ZF является OEM-поставщиком, поэтому мнение автопроизводителя является решающим в таком вопросе. Таким образом на поддонах зарабатывают и автопроизводители, и ZF.

При установке поддона на АКПП нужно соблюсти схему закрутки болтов, которая одинакова и для пластикового, и для металлического поддона. Это помогает избежать перекосов. Затягивать крепежные болты пластикового поддона нужно с усилием 10 Нм.

Заливка ATF в АКПП

Перед тем как начать заливать ATF в коробку, нужно сделать следующее: убедиться, что помпа содержит достаточное количество жидкости (не менее 7 литров при частичной и не менее 10 литров при полной замене ATF), проверить, правильно ли вкручена пробка в сливное отверстие и затянута ли она с нужным моментом. Величину момента затяжки можно узнать из документации, прилагаемой ZF к каждому комплекту для замены ATF. Также следует подключить автомобиль к диагностическому прибору, умеющему считывать информацию о коробке (KTS, Launch, «ВАСЯ диагност» и подобным).

Дальнейшие действия в идеальной ситуации потребуют участия 3 человек. Один будет заливать ATF в АКПП, второй в нужный момент включит двигатель автомобиля, чтобы масляный насос начал закачивать жидкость из поддона в коробку передач, а третий будет обеспечивать коммуникацию между первыми двумя. Роль третьего участника процесса может показаться незначительной, мол, неужели два опытных мастера не смогут найти общий язык в такой простой процедуре? Но на деле довольно сложно разобрать слова коллеги, доносящиеся из-под автомобиля с включенным мотором, сидя в салоне даже с опущенными стеклами.

Реальный случай из практики тренеров ZF. Во время заливки ATF в поддон выявилась нехватка жидкости в помпе. Опытнейший тренер огласил проблему не менее опытному помощнику, который находился в салоне демонстрационного автомобиля. Помощник услышал вместо просьбы принести еще ATF команду выключить двигатель. Результатом его действий были несколько литров вытекающих, в прямом смысле слова, последствий из коробки автомобиля прямо на находящегося под ней тренера.

Первый этап – заполнение поддона АКПП. Отверстие для заливки ATF может быть расположено в боковой или в нижней части поддона, в зависимости от его модификации. Расположение заливного отверстия влияет лишь на выбор наконечника для маслоподающего шланга – изогнутый «гусь» в случае с нижним расположением и обычный гибкий шланг подходящего диаметра для расположенного сбоку отверстия.

ATF заливают в поддон до тех пор, пока жидкость не начнет вытекать из заправочного отверстия. Затем следует включить двигатель (второй человек) и продолжить интенсивно закачивать жидкость. При включенном двигателе масляный насос АКПП закачивает жидкость в конвертер момента. Заливка продолжается до тех пор, пока жидкость вновь не начнет вытекать из заливного отверстия в поддоне. Теперь можно завинтить отверстие пробкой и только после этого выключить двигатель автомобиля.

ATF заливают до тех пор, пока она не начнет вытекать из заправочного отверстия.

Установка корректного уровня ATF в АКПП

Перед проверкой корректности уровня ATF необходимо «прогнать» жидкость по коробке передач, повторно включив двигатель. Для АКПП ZF есть три схемы выполнения этой операции, применяемые в зависимости от модификации коробки.

Первая схема предусматривает последовательное переключение АКПП в режимы R, D и переключение передач с 1 до 3. На каждой передаче необходимо задержаться 3 секунды. В зимний период переключение передач осуществляют в ручном режиме.

Вторая схема аналогична первой, но переключать передачи нужно до 4.

Третья схема предусматривает включение режимов R, D и всех передач с десятисекундной задержкой на каждой. Затем нужно зафиксировать обороты двигателя на отметке 2000, чтобы заполнить гидротрансформатор. После выполнения всех действий по нужной схеме, следует переключить АКПП в режим «Р».

Если машина установлена на подъемнике, то все необходимые операции можно выполнить прямо в боксе. В случае, когда замена ATF осуществляется на смотровой яме, потребуется выполнить тестовую поездку для прогона жидкости по коробке – переключать передачи выше второй и оставлять при этом машину неподвижной не получится.

По завершении вышеперечисленных манипуляций с коробкой передач нужно проверить температуру ATF, посмотрев на экран диагностического прибора. Корректное определение количества залитой жидкости возможно при ее температуре 30-350С. Если температура ниже, необходимо дать коробке передач прогреться. Если выше – дать остыть. Если температура ATF находится в пределах предписанных значений, нужно открыть отверстие для заливки жидкости в поддоне коробки передач. ATF должна вытекать из заливного отверстия капельно. Если жидкость не выливается, необходим долив.

Доведя рабочую температуру ATF до 400С (допустима небольшая погрешность, но температура не должна превысить 500С) и убедившись, что жидкость при этом выливается как положено, необходимо завернуть пробку заливного отверстия с предписанным моментом затяжки и после этого выключить двигатель автомобиля. Работы по замене ATF в АКПП завершены.

Где искать необходимую информацию

Значение моментов затяжки болтов масляного поддона АКПП, пробок сливного и заливочного отверстия, тип программы для закачки ATF в гидротрансформатор и коробку, а также другую полезную информацию можно найти в таких источниках, как TecDoc, InCat, WebCat или в печатной сервисной информации ZF Parts. Также в каждый набор ZF для замены ATF в коробке передач вложено руководство по выполнению этой процедуры.

Нужно ли сбрасывать адаптационные данные?

Автоматические коробки передач ZF являются адаптивными, как и большинство современных АКПП. Они способны «подстраиваться» под индивидуальный стиль вождения, обеспечивая плавное и своевременное переключение передач. Это обучение происходит автоматически. Водителю нового автомобиля достаточно проехать 500-1000 километров для того, чтобы электроника коробки распознала его стиль езды и начала переключать передачи в идеальном для него режиме.

Современные диагностические приборы позволяют произвести сброс этих данных на заводские настройки. Эта процедура нужна в случае, если АКПП была подвергнута ремонту (например, в ней меняли фрикционные диски). Иногда ее применяют при радикальной смене стиля вождения (с агрессивно-спортивного на спокойный или наоборот), когда новый владелец автомобиля чувствует дискомфорт от работы коробки.

Сервисные инженеры ZF Services не рекомендуют делать сброс адаптационных данных после обычной замены ATF в автоматической коробке. Это повлечет больше проблем, чем пользы. В первую очередь, придется объяснять владельцу автомобиля, почему после обслуживания его автомобиля передачи стали переключаться жестко и зачем ему, заплатившему деньги за замену ATF, придется это терпеть следующие несколько сотен километров пробега.

От редакции

Изложенная в статье информация описывает процесс замены ATF в 5- и 6-ступенчатых автоматических коробках передач производства ZF, оснащенных масляным поддоном. autoExpert не располагает информацией о том, применимы ли описанные методы при замене технологической жидкости в АКПП других производителей.

Передач работают не на традиционных трансмиссионных маслах. В них залито специальное ATF-масло. Эта жидкость представляет собой высокоиндексные составы на минеральной или синтетической основе. Такие жидкости для автоматических коробок передач позволяют обеспечить работу систем, контролирующих и управляющих переключением передач. Также посредством данной жидкости передается крутящий момент от двигателя к АКПП. Дополнительно ATF-масло смазывает детали трения и охлаждает их.

Как создавались жидкости ATF

Впервые автоматическую трансмиссию создали в 1938 году. Эта конструкция получила название Hydramatic. Она отличалась вакуумной системой переключения передач. Данный агрегат был создан силами инженеров Pontiac. Уже тогда компания являлась частью автоконцерна General Motors.

Так как в перед запуском любой инновационной разработки предпочитали предварительно ее проверять и всячески тестировать, новая АКПП была установлена на Oldsmobile. Тесты прошли удачно. И вот уже в 39 году «Гидроматик» устанавливался в качестве опции на автомобиль Oldsmobile Custom 8 Cruiser. Стоила такая опция 57 долларов.

Роль General Motors в создании первой ATF

К концу 40-х годов АКПП успела стать привычной частью автомобилей. И не удивительно, что первое ATF-масло для АКПП было создано именно специалистами General Motors. Это была самая первая в мире спецификация для трансмиссионной жидкости. Она называлась Type A. Жидкость была создана в 1949 году. Затем в GM начали разрабатывать трансмиссионные масла, а позже и классифицировать, выдвигать самые жесткие требования к ним. Продукты, которые создавались в лабораториях General Motots, ввиду отсутствия конкуренции, стали международным стандартом рабочих жидкостей для любого типа АКПП.

От к новым технологиям

В 1957 году уже успешно существующую спецификацию пересмотрели и решили добавить одно небольшое новое приложение - трансмиссионную жидкость Type A Suffix A (сокращенное название ATF-TASA). Через 10 лет создали спецификацию В (это ATF Dexron-B).

В качестве главного ингредиента, благодаря которому жидкость имела смазывающие свойства, использовалась ворвань - это жир, который получали от китов. Но затем развитие технологий в производстве автоматических коробок заставило концерн вводить нечто новое. Так, в 1973 году разрабатывается новая спецификация Dexron 2C. В 1981 году ее сменят на Dexron-2D. После того как на корпорацию обрушился шквал негатива от защитников животных, а также после запрета на ловлю китов, компания в 1991 году создает инновационную формулу Dexron-2E. Отличие этого продукта - в том, что он создан на синтетической основе. Ранее смазка производилась на минеральной основе.

Рождение Dexron-4

В 1994 году вся мировая общественность узнала о новых спецификациях, где были изложены новые требования к свойствам вязкости и температурным характеристикам. Также спецификация подразумевала более улучшенные фрикционные свойства. Это Dextron-3F и Dextron-3G. Через 8 лет выходит Dextron-3H. Но самая современная и максимально жесткая - это ATF Dexron-4. Конечно, сегодня существуют и другие спецификации от остальных автомобильных производителей. Это такие гиганты, как Ford, Toyota, Huinday и прочие.

Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел?

Чтобы понять разницу, необходимо подойти к вопросу издалека. В автомобилях применяются масла для двигателя, редукторов, гидравлических усилителей и ATF-масло. В чем сходство между всеми этими жидкостями? В основе этих масел лежат углеводороды, которые получают посредством переработки ископаемых. Это дает некоторые сходства в характеристиках. Все перечисленные средства имеют смазывающие свойства, увеличивают скольжение между трущихся поверхностей.

Также все данные жидкости имеют хорошие характеристики отвода тепла. По своей консистенции они схожи. На этом все сходства кончаются. Это иногда является причиной грубых ошибок, когда начинающий автолюбитель заливает в АКПП масло для «механики», а в ГУР - тормозную жидкость.

Основные свойства ATF

ATF-масло является одной из самых сложных жидкостей по своему составу среди всех смазывающих смесей, использующихся в современном автомобиле. К такой смазке предъявляются высокие требования и стандарты. Масло должно иметь смазывающий эффект - за счет этого снижается трение, а вместе с тем уменьшается износ в элементах КПП. При этом силы трения в фрикционных группах должны увеличиваться. Это снизит проскальзывание и других узлов.

Также одно из важных свойств - отвод тепла. Масло имеет высокие характеристики теплопроводности и текучести. При этом жидкость не должна в процессе работы пениться. Важный момент - стабильность, а именно отсутствие окислительных процессов при нагревании до высоких температур в момент контакта с кислородом. Дополнительно масло должно иметь и антикоррозийные свойства. Это необходимо для того, чтобы не допустить образования коррозии на внутренних узлах механизма. Жидкость для АКПП должна быть гидрофобной (это способность выталкивать влагу с поверхности). При этом необходимо, чтобы жидкость сохраняла свои характеристики текучести и гидравлические характеристики. ATF-смазка имеет стабильные характеристики и высокую степень сжатия в максимально широком температурном диапазоне. Еще одим момент - это снижение проникающих способностей через АКПП и наличие красителя.

Типичные характеристики для смазок АКПП

Рассмотрим несколько спецификаций масла ATF, характеристики и цифры. Для спецификации Dexron-2 кинематическая вязкость составляет 37,7 при 40 С. При 100 градусах тот же параметр будет составлять 8,1. Для Dexron-3 кинематическая вязкость и вовсе не нормируется, так же как и для других спецификаций.

Вязкость масла ATF по Бруксфильду для Dexron-2 при температуре 20 градусов должна составлять 2000 мПа, при 30 - 6000 мПа, при 40 - 50 000 мПа. Тот же параметр для Dexron-3 составит 10, если давление - 1500 мПа. Температура вспышки - не ниже, чем 190 градусов для Dexron-2. Для Dexron-3 - данный параметр составляет 179 градусов, но не выше 185.

Совместимость масел ATF

Любое масло (не важно, минеральное оно или синтетическое), можно смешивать без каких-либо последствий. Естественно, более современные жидкости имеют улучшенные характеристики и свойства. Если доливается современная жидкость в обыкновенную, то это улучшит свойства залитого масла. Чем старее спецификация, тем более низкими характеристиками она будет обладать. Также срок годности масла ATF на порядок ниже. Специалисты рекомендуют менять данную жидкость раз в 70 тысяч километров. Стоит отметить, что многие современные производители не регламентируют срок замены данной жидкости. Она заливается на весь срок службы. Но когда автомобиль выхаживает по 200 тысяч километров на одном масле, это не очень хорошо. Дело в том, что жидкость в АКПП является рабочей. Именно она передает крутящий момент от двигателя на колеса. Это масло постоянно в действии, даже когда машина находится на нейтральной скорости. Со временем оно собирает продукты выработки.

Это металлическая стружка, которая забивает собой фильтр и датчики. В результате коробка перестает нормально функционировать. Теперь к вопросу совместимости. Ни один бренд никогда полностью не раскроет всей информации касательно состава и свойств производимой жидкости. Зачастую изготовители ограничиваются только маркетинговой информацией и рекламой, принуждающей покупать только конкретный продукт. Но зачастую эта информация ничем не обоснована. Для трансмиссий с жестким включением блокировок гидротрансформатора рекомендуется применять жидкости с постоянными фрикционными характеристиками.

Для АКПП с блокировкой ГТФ следует заливать продукцию с переменными свойствами. И, наконец, независимо от модели АКПП, все детали, подшипники, шестерни и прочие элементы изготавливаются из одинаковых материалов. А значит, и различные виды ATF особенно не отличаются друг от друга.

Об особенностях применения и совместимости

Если масло в коробке меняется целиком, тогда лучше всего приобрести более дорогое средство. При этом необходимо учитывать постоянные или переменные фрикционные характеристики. Если бюджет ограничен, тогда подойдет даже универсальное масло ATF. Применение его не отразится на качестве работы коробки. Если жидкость доливается, то специалисты рекомендуют использовать продукцию классом выше или хотя бы не ниже залитого. Но если ресурс его достиг 70 тысяч километров, необходима полная замена. Желательно произвести дополнительную промывку. На эту операцию уходит дополнительно до 20 литров масла. Стоит оно недешево, но, судя по отзывам, данная операция прекрасно вымывает стружку. А ее наличие, как известно, затрудняет работу автоматической коробки передач.

Итак, мы выяснили, что собой представляет ATF-масло для АКПП.

Один из элементов такого обслуживания - замена жидкости в АКПП. И вот тут возникает дилемма: какое масло заливать - оригинальное или универсальное?

Выбираем жидкость для АКПП

Оригинальные масла более дороги, но зато с ними нет проблемы выбора: какое указано в инструкции по эксплуатации, такая жидкость для АКПП подходит машине стопроцентно. А если автомобиль находится на гарантии, то и вопрос выбора стоять не должен. Но если нет препятствий к заливке универсального масла, зачем переплачивать? Важно не ошибиться в марке жидкости.

Подбор осуществляем, основываясь на рекомендации производителя. Разработчики авто учитывали свойства жидкости, которая она показывает в процессе эксплуатации агрегата. В автомобильной химии «трансмиссионка» имеет наиболее сложный состав, куда включены модификаторы трения, антиоксиданты, ингибиторы коррозии, разнообразные присадки - температурные, вязкостные, антиизносные, моющие и т.д.

Всегда руководствуйтесь инструкцией к автомобилю при выборе ATF для АКПП

Главным критерием, пожалуй, назовем вязкость. Масла различаются на густые, средней вязкости и синтетические (полусинтетические). Что указал производитель в инструкции по эксплуатации? Вот и приобретаем жидкость для автоматической коробки передач только такого типа.

Другой не мене важный фактор - температурный диапазон применения жидкости. Определив максимальную температуру воздуха в настоящий период эксплуатации, определяем минимальную температуру обеспечения смазочных свойств. И, исходя из этого, подбираем класс масла.

Подбор масла АКПП по марке автомобиля

Какое масло заливать в АКПП KIA и Hyundai?

Уверен, что владельцы этих автомобилей знают, что в большинстве на них устанавливаются надежные и неприхотливые коробки от Mitsubishi. На текущий момент компания начинает устанавливать в свои автомобили агрегаты собственного производства. В основном это седаны бизнес класса. Чаще всего рекомендации по применению жидкостей ориентированы на MMC ATF SP, иногда Toyota.

В качестве примера на Hyundai IX35 , I50 , Santa Fe где устанавливается АКПП A6MF/LF рекомендуется применять оригинальную жидкость Hyundai ATF SP-IV .

Что касается старших модификаций коробок (A4A/B, F4A, A4C), то туда заливают Hyundai ATF SP-III и Diamond ATF SP-III . Главное придерживаться стандарта SP-III.

Не забудем мы и о новейших 8-ми ступенчатых коробках корейского концерна. Используйте SP-IV-RR

Какое масло заливать в АКПП Volkswagen (Skoda, SEAT)?

Для автоматических коробок Фольксваген применяют масло G 052 025 (A2) , Esso Type LT 71141 (наиболее распространенное). Для DSG (мокрого типа) применяют G 052 182 A2. Для сухого типа DSG7 (0am, DQ200) G052512A2. Из аналогов для классических АКП используют жидкости с допуском Toyota T-IV (идет в оригинале), а для роботизированных SWAG, Febi, Motul DCTF.

Какое масло заливать в АКПП Audi?

В АКПП автомобилей Ауди заливается чаще всего Esso Type LT 71141. Номер оригинального масла в зависимости от модификации коробки G 052 182 A2 (S-Tronic) и G 055 005 (классическая АКП). В роботизированные коробки (7 передач, мокрое сцепление) используется масло G052182A2. Для классических 6 и 8 ступенчатых (ZF) используется ZF LIFEGUARD 6 и 8 соответственно.

Какое масло заливать в АКПП Toyota?

Для коробок A540H и A241H используется TYPE T TT. В 1990-х годах появляется TYPE T (II модификация), применяется для АКПП с электронным управлением, а так же FLU. Позже, в 96 году жидкость меняется на TYPE T (III модификация) и TYPE T (IV модификация). Обращаем Ваше внимание, что эти типы масел отличаются друг от друга, имеющие различные рабочие свойства. В большинстве случаев расклад следующий: в 4 ступенчатые агрегаты заливают Toyota T4, а в 6 и 8 ступенчатые Toyota ATF WS.

На данный момент в новые автомобили концерна TOYOTA заливается жидкость Toyota ATF WS .

Какое масло заливать в АКПП Ford?

В автоматические коробки передач Форд заливается ATF, которая соответствует типу MERCON V. К примеру для Ford Focus 2 - WSS-M2C919-E.

Какое масло заливать в PowerShift?

Номер оригинального масла: 1 490 763 (1L) и 1 490 761 (5L). Заменители: SWAG 10 93 0018 , Ford WSS-M2C-936-A

Какое масло заливать в АКПП Mercedes?

Допуски масел DEXRON II - 236.1, 236.5, 236.6, 236.7. К DEXRON III - 236.9 . Последние модификации АКПП используют Fuchs ATF 3353. Номер оригинального масла для АКПП 722.9 до 2010 года (допуск 236.14) - А001 989 68 03 . Заменители Shell ATF 134, Mobil ATF 134, Fuchs Titan EG ATF 134.

Автомобили выпущенные после 2010 года (акпп 722.9 ). Жидкость в коробке может быть другая. Используется допуск 236.15. Оригинальное масло - A 001 989 77 03 , A 001 989 78 03 . Заменители Fuchs TITAN ATF 7134 FE , Shell ATF 134FE , Shell Spirax S6 ATF 134ME

Какое масло заливать в АКПП BMW?

На автомобили БМВ устанавливаются автоматические коробки передач от производителя ZF. Для 5-и ступенчатых АКПП используют оригинальное масло Mobil LT 71 141 (оно же ESSO LT 71 141). Для 6-и ступенчатых ZF используется Shell М1375.4 , так же в 6-ступки (ZF6HP) используется масло ZF LIFEGUARD 6 , а в современные 8-ступенчатые ZF LIFEGUARD 8 зеленого цвета. Жидкость, которая продается в канистрах БМВ - имеет дополнительную наценку, но по факту компания НЕ производит трансмиссионные масла, а лишь разливает продукцию партнеров.

Какое масло заливать в АКПП Volvo?

Для автоматических коробок Вольво реккомендуется использовать жидкость ATF Volvo T-IV, номер 1161540-8 . Аналог Mobil ATF JWS 3309 . С 2010 года льют Toyota WS.

Какое масло заливать в АКПП Peugeot ?

На большинство автомобилей Пежо (Ситроен) устанавливается коробка AL4 (DP0). В таком случае оптимальным вариантом будет Mobil ATF LT 71141 . Так же можно использовать Dexron VI , Mercon V . В 6-ступки можно использовать допуск Mobil 3309.

Какое масло заливать в АКПП Opel ?

Рекомендованное ATF для автомобилей Опель в зависимости от года является DEXRON III, DEXRON VI, MERCON V. Номер оригинального масла Opel 19 40 184 . В 4-ступенчатые заливается масло по-допуску Toyota Type TIV, в 6 ступенчатые (6T серия) масло с допуском Dexron VI.

Какое масло заливать в АКПП Chevrolet ?

Как и в случае с маркой Opel - Шевроле использует в качестве смазочной жидкости для АКПП DEXRON VI , Mercon V. В зависимости от года выпуска для более старших моделей используется DEXRON III.

Какое масло заливать в АКПП Mitsubishi?

Азиатский рынок использует рекомендацию по заливке MMC ATF SP. Выше мы уже писали, что Hyundai (устанавливает коробки Mitsubishi на свои автомобили) использует свою собственную спецификацию Genuine. На американском рынке используется и именуется - Mopar 7176. Для АКПП выпуска 1992-1995 годов используется ATF SP , 1995-1997 заливается ATF SP II , и после SP III . Так же, жидкость J3 применяется для 6-и ступенчатых автоматических коробок Mitsubishi. Какое масло заливать в АКПП HONDA?

До 1994 года автоматические коробки Хонда не отличались ни в обслуживании, ни в выборе спецжидкости. Как и для большинства автомобилей с АКП рекомендовали заливать жидкость типа DEXRON II. Все поменялось после 94 года, когда концерн заявил о разработке VTEC, позволяющий выдавать высокую мощность из маленького объема движка. Не будем описывать все нюансы, скажем лишь, что японцы разработали агрегат, способный переваривать высокую мощность, при этом имеет значительно бОльшую рабочую температуру масла.

Специально для этого была разработана жидкость Honda ATF Z1. Впрочем владельцы автомобилей могли наблюдать на щупе надпись DEXRON II, что вводило их в заблуждение о рекомендованной трансмиссионке. На самом деле это значило лишь то, что автовладелец может использовать последнее, но только для короткого промежутка времени. В 2010 году выпустила усовершенствованную версию жидкости - Honda ATF DW-1

Особенности технологии замены жидкости в автомате

Агрегаты различаются на два типа: обслуживаемые и необслуживаемые. В обслуживаемых коробках есть горловины, щупы, то есть все предусмотрено для замены. Но в некоторых последних моделях производитель, считая необязательной, не предусматривают подобного.

Состояние масла в АКПП можно определить по цвету

Срок замены в обслуживаемых АКПП указан в мануале. Но! Не стоит забывать, что российские условия эксплуатации приравнены к тяжелым, поэтому стоит менять жидкость в два раза чаще. Пример: если производитель указывает срок замены каждые 60 тыс. км пробега, то рекомендуется менять уже на 30 тысячах. Уровень жидкости в АКПП легко определить по щупу.

Второй нюанс - это замена в необслуживаемых агрегатах. Здесь объем определить не получится. Поэтому замену масла осуществляем по принципу: объем слитого масла должен быть равен залитому. Только все операции нужно производить на «холодном» масле, так как при нагреве рабочая жидкость автоматической коробки передач расширяется и объемы могут различаться.

Как проверить состояние масла в АКПП Видео

Посвященный лучшим трансмиссионным маслам, по-английски – transmission fluids (трансмиссионные жидкости). В этом обзоре рассмотрены только масла для автоматических коробок передач – ATF (Automatic Transmission Fluid ).

При составлении этого топ-10 учитывалось много параметров, в частности, коэффициенты трения, производительность, вязкость, надежность, цена и отзывы покупателей.

Для того чтобы ориентироваться среди множества масел для автоматических коробок передач, будет полезным ознакомиться с наиболее популярными образцами. Это актуально и в случае, когда машина находится на гарантии, и когда у транспортного средства уже большой пробег. Интересно, что в 2013 году в подобном рейтинге участвовали совсем другие масла. Посмотреть лидеров 2013 года можно .

1 место. . Владельцам «Хонд» лучше всего заливать одноименное трансмиссионное масло. Безусловное преимущество оригинальных ATF-жидкостей Honda в том, что хозяину любой «Хонды» гарантирована оптимальная совместимость с его автомобилем. Масло обладает минимальным показателем окисления, позволяя существенно увеличить интервалы между заменами. Содержащиеся в нем компоненты вдобавок защищают уплотнительные кольца и сальники.

2 место. считается одним из лучших синтетических масел для АКП, обеспечивая отличную термическую стабильность. ATF-масло Red Line 30504 D4 имеет низкий уровень вязкости, что благоприятно сказывается на производительности механизма коробки в момент переключения передач.

3 место. Высокопроизводительное трансмиссионное масло . Оно образует высокопрочную пленку на внутренних деталях коробки, что обеспечивает снижение теплопотерь и уменьшает интенсивность износа. Royal Purple полностью совместимо с большинством других масел для АКП.

4 место. характеризуется совместимостью с другими Dexron – жидкостями, применяемыми в автоматических коробках передач. Специалисты рекомендуют использовать ACDelco 10-9030 для машин с большими пробегами. Данное масло обеспечивает стабильную вязкость и не подвержено пенообразованию.

5 место. – масло, помогающая повысить эффективность работы трансмиссии и (по заверению производителя) способствующая экономии топлива. Используя Synthetic ATF от Mobil, можно быть уверенным в долговечности работы АКП, в том числе и в условиях очень низких температур.

6 место. Среди лидеров ATF–масел, выпускаемых под брендом известных автопроизводителей, находится и . Это масло на синтетической основе с добавлением специальных присадок повышает эффективность переключения передач, вне зависимости от температуры воздуха окружающей среды. Жидкость обеспечивает оптимальную смазку, продлевая срок службы подшипников и синхронизаторов.

7 место. является отличным выбором для владельцев машин, в коробки которых заливаются как Dexron 2 и Dexron 3, и также удовлетворяет требованиям MERCON. Масло от Castrol хорошо снижает трение между гладкими поверхностями.

8 место. рассчитано в первую очередь на использование в моторах моделей концерна GM. Масло устойчиво к процессам окисления и разрушения при высоких рабочих температурах, гарантируя стабильность свойств в экстремальных условиях эксплуатации автомобиля.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook