Стеклоочиститель, омыватель, "дворники" - устройство, характеристика, схема работы. Неисправности дворников на «Семерке» и способы их устранения Почему не работают дворники

Схема стеклоочистителя имеет несколько типов исполнения. При любой схеме исполнения стеклоочистители должны обеспечить очистку лобового стекла при любом количестве осадков. Привод автомобильных стеклоочистителей, как правило, имеют две скорости. Он должен обеспечить укладку щёток при выключении в крайнее положение, не мешающее обзору водителя.

На современных автомобилях привод стеклоочистителя имеет режим прерывистой работы. Он обеспечивается тепловым или электронным реле, включенным в цепь включения питания привода стеклоочистителя. Такой режим может быть как с постоянным промежутком времени, так и регулируемым.
При прерывистой работе совершается один или два цикла прохода щёток по лобовому стеклу с перерывами 3 — 5 секунд. Кроме того на некоторых автомобилях, например ВАЗ классика, прерывистый режим выполняет функцию малой скорости привода стеклоочистителя.

На некоторых автомобилях импортного производства, место прерывистой работы используется плавная регулировка скорости, которая обеспечивается изменением напряжения на электродвигатель электронным блоком.

Способы подключения стеклоочистителей.

Схему подключения стеклоочистителей можно разделить на два вида, по способу подключения переключателя режимов работы.

При первом способе подключения на электродвигатель привода стеклоочистителя подаётся постоянный плюс, а переключатель режимов соединяет элементы двигателя с минусом. Этот способ широко применяется в иностранных и отечественных автомобилях.

Второй способ полностью противоположен первому, то есть питание на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, а минус в этом случае берётся с корпуса привода.

Я предлагаю рассмотреть принцип работы схемы стеклоочистителей автомобиля на примере, где плюс на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, так как это более распространённый способ подключения.

На схеме представлено подключение привода стеклоочистителя с электродвигателем от постоянных магнитов и имеющего две скорости работы. Разница оборотов в данной схеме обеспечивается смещением одной из плюсовых щёток относительно физической централи якоря электродвигателя.

Схема стеклоочистителя работа.

Нулевое положение.

Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.

Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.

Первое положение.

При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.

Второе положение.

Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.

admin 31/08/2011

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» "Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"

Без дворников преодолеть дождь или снег практически невозможно, так как видимость сводится к минимуму. Именно поэтому важно держать стеклоочистители (официальное название дворников) в целости и сохранности. В данном материале описаны схема, по которой работают дворники в автомобиле ВАЗ 2110, основные неисправности, а также ремонт стеклоочистителя.

Важно! Схема работы омывателя довольно простая: под капотом установлен электрический моторчик, к которому присоединена трапеция, на нее надето два стеклоочистителя – это одна часть узла. Вторая часть представляет собой бачок с технической жидкостью, которая доходит до стеклоочистителя при помощи насоса. Электроника выводится под приборную панель ВАЗ 2110.

Устройство и возможные неисправности

Чтобы разобраться в работе дворников, понадобится электрическая схема, которая присутствует в руководстве по эксплуатации и обслуживании ВАЗ 2110. Также нужно знать, из чего состоит узел:

  • Трапеция – основная часть, через которую моторчик передает движение, трапеция чаще всего изнашивается, как результат, нужен ремонт.
  • Электрический мотор – за счет этого агрегата происходит движение дворников, моторчик может перегореть, что послужит причиной выхода из строя всего узла.
  • Насос – этот элемент нужен для нагнетания очистительной жидкости в дворники. Если насос сломается, то о чистоте лобового окна можно забыть, хотя дворники по-прежнему будут ходить по окну.
  • Бачок – здесь все очевидно, в нем хранится жидкость для очистки окон.
  • Стеклоочиститель – установлен на трапеции, выполняет очистительную функцию. В первую очередь нужно обратить внимание на размер стеклоочистителя.

Ремонт и замена требуется тогда, когда поврежден мотор, так как починить его не удастся. Трапеция тоже очень часто выходит из строя, но иногда ее можно восстановить. Схема узла довольно простая, поэтому владелец ВАЗ 2110 быстро обнаружит причину неисправной работы узла.

Схема

Как работают насос и бачок омывателя понять не сложно, трудности могут возникнуть со схемой. Основными элементами на ней являются электродвигатели омывателя и стеклоочистителя – оба агрегата могут выйти из строя. Под «K2» обозначено реле узла, под «Кб» – дополнительно реле омывателя.

Ремонт

Чтобы провести ремонт этого узла, нужен минимум инструментов:

  • Набор ключей и головок.
  • Набор отверток.
  • WD-40.
  • Ветошь.
  • Детали на замену.

Определить, какие детали не работают можно довольно просто. К примеру, если дворники не двигаются, то из строя вышел моторчик. Если же трапеция ходит, но при этом стекла остаются грязными, значит поврежден насос или бачок. Размер поможет понять, в каком состоянии находится деталь – если размер слишком уменьшился, то элемент необходимо поменять. В любом случае, нужно убедиться в домыслах, для этого следует провести разбор:

  1. Первым делом следует демонтировать приборную панель автомобиля;
  2. Далее нужно отыскать реле, относящееся к этому механизму. Оно прикручено к кузову ВАЗ 2110. Если электрические элементы не работают, то реле нужно поменять, ремонт здесь не поможет;
  3. Также в этом отделении нужно проверить предохранитель стеклоочистителя;
  4. Разобрав рулевой механизм, можно добраться до переключателя. Замена понадобится, если переключатель сильно поврежден;
  5. Следующим шагом необходимо демонтировать моторчик и проверить его. Если он вышел из строя, то менять мотор рекомендуется вместе с реле. Новые детали работают лучше, при этом износ происходит равномерно;
  6. Если насос и бачок повреждены, то менять их тоже необходимо вместе;
  7. Теперь необходимо проверить состояние и размер омывателя – если сильно отличается от нормы (можно сравнить по руководству), то его нужно поменять. Размер омывателя важен, так как его поверхность должна затрагивать всю площадь лобового стекла.

Чистота лобового стекла очень важна для безопасности водителя и пассажиров. Поэтому, если не работают дворники на автомобиле ВАЗ 2107, это может привести к неприятной ситуации на дороге. В статье дается электросхема стеклоочистителя, рассматриваются неисправности и способы устранения.

[ Скрыть ]

Устройство стеклоочистителей

Для того, чтобы отремонтировать неработающие дворники ВАЗ 2107, нужно знать (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

Принципиальная схема очистителя стекла

На семерках устанавливается стеклоочиститель типа СЛ-193. Он находится в моторном отсеке в коробке воздухосборника отопителя. Его электросхема похожа с электросхемой очистителей стекла на ВАЗ 2106.

  • предохранитель;
  • электрический двигатель агрегата;
  • блок предохранителей;
  • выключатель, который подает воду на стекло;
  • переключатель, с помощью которого меняется скорости движения;
  • реле;
  • замок зажигания.

Стеклоочиститель состоит из рычажного механизма, щеток, рычагов и электродвигателя с редуктором. Включается механизм с помощью переключателя на рулевой колонке, он же включает . Благодаря мотору и редуктору создается вращательное движение, которое приводит в движение трапецию.


Валы соединяются с редуктором тягами и передают колебательные движения. В итоге щетки перемещаются по поверхности и очищают ее от загрязнений.

Для очищения от грязи устанавливается омыватель. В конструкцию омываетля ВАЗ входит: моторчик, насос, форсунки и бачок. Моторчик запускает , который подкачивает жидкость, находящуюся в бачке омывателя. Через форсунки она разбрызгивается на стекло.

Распространенные неисправности и методы устранения

Причины, почему не работают дворники на автомобилях, независимо УАЗ это или семерка, в основном одинаковые. Ниже приведены неисправности и методы их устранения.

Неисправность Способ устранения
Дворники не работают в обоих режимах. В этом случае следует проверить предохранители. Если они перегорели, нужно заменить новыми. Если окислились лишь контакты, нужно несколько раз вытянуть предохранители и поставить на место. Может потребоваться замена трапеции дворников Ваз.
Щетки не работают только в прерывистом режиме. В этом случае сначала нужно проверить поступление электропитания. Если напряжение есть, то причина поломки в реле.
Неисправен переключатель очистителя Поменять трехрычажный переключатель
Дворники работают, но при отключении они остаются в произвольном положении. Причина может быть в поломке редуктора, так как в нем находится концевой выключатель. Необходимо зачистить контакты или подогнуть пластину выключателя. При необходимости следует заменить редуктор.
Не работает электродвиигатель. В этом случае нужно демонтировать электродвигатетель, проверить состояние обмотки и щеток.
Щетки не движутся при работающем редукторе. Поломаны зубья шестерни, требуется ее замена. Может быть слабо закреплен кривошип на шестерне, нужно затянуть гайку крепления.

В основном проблема механическая — разбивается трапеция. При ремонте дворников многие меняют штатные изделия на бескаркасные. Они имеют привлекательный внешний вид, лучше прижимаются к стеклу, не имеют шарнирных соединений, поэтому на них не влияют загрязнение и обледенение.


Конструкция очистителя стекла представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества деталей. Отказать может любая из них, что повлечет либо полный отказ работы механизма, либо будет некачественное очищение стекла.

Если разбираться в электросхеме стеклоочищающего механизма, то обслуживание можно выполнить своими руками.

1 – генератор; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – выключатель зажигания; 4 – переключатель стеклоочистителя; 5 – реле стеклоочистителя; 6 – моторедуктор стеклоочистителя; 7 – термобиметаллический предохранитель; 8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла; 9 – блок предохранителей; А – порядок условной нумерации штекеров в колодках реле и моторедуктора стеклоочистителя

С 1980 г. на автомобилях ВАЗ-2101, -2102 стал устанавливаться ножной омыватель ветрового стекла (см. рис. Нагнетательный насос омывателя ветрового стекла). В этом насосе имелся дополнительный выключатель 8 стеклоочистителя, который срабатывал при нажатии на кнопку насоса.


1 – крышка; 2 – обойма выключателя; 3 – нижний контакт выключателя; 4 – колодка с контактами; 5 – верхний контакт выключателя; 6 – выпускной клапан; 7 – впускной клапан; 8 – корпус насоса; 9 – кнопка; 10 – возвратная пружина; 11 – шток; 12 – чехол; 13 – направляющая штока; 14 – верхний контакт выключателя; 15 – держатель подвижных контактов; 16 – нижний контакт выключателя;17 – направляющая держателя; 18 – диафрагма; 19 – кожух

С 1982 г. в стеклоочистителях устанавливался термобиметаллический предохранитель многоразового действия для защиты моторедуктора от перегрузок.

Снятие и установка стеклоочистителя ВАЗ 2101, 2102

1. Cнимите щетки с рычагами.

2. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и моторедуктора стеклоочистителя.

3. Отверните гайки крепления штуцеров рычагов и снимите уравнители.

4. Отверните гайки крепления кронштейна моторедуктора и снимите стеклоочиститель в сборе.

5. Если необходимо, то на верстаке снимите моторедуктор с кронштейна и разберите рычажный привод.

6. Установка стеклоочистителя производится в последовательности, обратной снятию.

Разборка, сборка и проверка моторедуктора стеклоочистителя

Детали электродвигателя стеклоочистителя


1 – крышка; 2 – панель; 3 – шестерня редуктора; 4 – стальная шайба; 5 – текстолитовая шайба; 6 – сухарь; 7 – корпус; 8 – якорь; 9 – кривошип; 10 – стопорное кольцо; 11 – защитный колпачок; 12 – пружинная шайба; 13 – уплотнительное кольцо; 14 – регулировочная шайба; 15 – подпятник; 16 – крышка электродвигателя

Моторедуктор состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

1. Для разборки моторедуктора отверните винты крепления крышки 1 редуктора и снимите ее вместе с панелью 2.

2. Затем отверните винты крепления крышки 16 к корпусу 7 электродвигателя и разъедините их.

3. Выньте якорь 8 электродвигателя.

4. Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отверните гайку крепления кривошипа 9, снимите стопорное кольцо с оси и выньте из корпуса ось с шестерней и шайбами.

5. После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверьте состояние щеток и коллектора.

6. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость.

7. Коллектор зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше заменить новым.

8. Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

9. При сборке отводите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не по-вредить их кромок, а якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.

10. После сборки, для центровки подшипников, постучите деревянным молотком по корпусу моторедуктора, а затем проверьте его на стенде.

Данные для проверки моторедуктора

* При напряжении 14 В и температуре (25±10)° С в холодном состоянии.

Реле стеклоочистителя ВАЗ 2101, 2102

Данные для проверки

Реле типа РС-514 служит для получения прерывистой работы очистителя. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами.

В начальный момент включения очистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластинка прерывателя) щетки могут сделать до 4-х непрерывных двойных ходов.

Возможные неисправности электродвигателя стеклоочистителя

ПРИЧИНА МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
Электродвигатель стеклоочистителя не работает, биметаллический предохранитель не срабатывает и не перегорает предохранитель 2 в блоке предохранителей
Повреждены провода питания моторедуктора, окислены наконечники проводов в соединительных колодках Проверьте провода, поврежденные замените. Зачистите наконечники
Замените переключатель
Зависание щеток электродвигателя, сильное загрязнение или подгорание коллектора Проверьте, устраните зависание щеток или замените поврежденные детали; зачистите коллектор
Обрыв проводов, соединяющих щетки электродвигателя с колодкой проводов Проверьте и при необходимости припаяйте оборванные провода
Поврежден термобиметаллический предохранитель в моторедукторе Зачистите контакты термобиметаллического предохранителя или замените его
Обрыв провода в обмотке якоря электродвигателя Замените якорь или моторедуктор
Электродвигатель стеклоочистителя не работает, биметаллический предохранитель срабатывает или перегорает предохранитель 2 в блоке предохранителей
Рычаги механизма стеклоочистителя деформированы и задевают за детали кузова Проверьте, выправьте рычаги или замените стеклоочиститель
Щетки примерзли к стеклу Оторвите щетки от стекла, не допуская повреждения резиновой ленты
В механизм стеклоочистителя попал посторонний предмет Проверьте, извлеките предмет
Короткое замыкание в обмотке якоря электродвигателя Замените моторедуктор или якорь электродвигателя
Стеклоочиститель не работает в прерывистом режиме
Поврежден переключатель стеклоочистителя Замените переключатель
Повреждено реле стеклоочистителя:
обрыв в обмотке реле; замените реле;
замыкание проводов на контактной стойке; устраните замыкание;
зазор между контактами прерывателя реле устраните зазор, при необходимости замените реле
Стеклоочиститель не останавливается в прерывистом режиме
Перегорела обмотка прерывателя в реле стеклоочистителя Замените реле стеклоочистителя
Кулачок шестерни моторедуктора не отгибает пружинную пластину концевого выключателя Подогните пластину выключателя, чтобы кулачок отгибал пластину
Загрязнение контактов концевого выключателя в моторедукторе Зачистите контакты концевого выключателя
Загрязнение контактов прерывателя в реле стеклоочистителя Зачистите контакты прерывателя или замените реле
Стеклоочиститель работает с остановками в прерывистом режиме. Щетки не останавливаются в исходном положении
Окисление или неполное касание контактов концевого выключателя в моторедукторе Зачистите контакты выключателя или подогните пластину концевого выключателя
Моторедуктор очистителя работает, щетки не движутся
Поломаны зубья шестерни моторедуктора Замените шестерню
Слабое крепление кривошипа на оси шестерни моторедуктора Проверьте, затяните гайку крепления кривошипа, установив его в конечном положении

Очиститель ветрового стекла состоит из электрического привода, рычагов и щеток. Движение щеток параллельное. Схема включения очистителя показана на рисунке ниже.

Предусмотрены три режима работы очистителя: 1-й и 2-й режимы - постоянные (но с различными скоростями движения щеток), 3-й режим - с прерывистым движением щеток.

Электродвигатель очистителя - с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя скоростями вращения. Для защиты электродвигателя от перегрузок во время примерзания щеток к стеклу, при большом сопротивлении их движению или заедании механизма очистителя предназначен термобиметаллический предохранитель многоразового действия, установленный на кронштейне привода очистителя.

Прерывистый режим работы очистителя обеспечен электронным реле типа 525.3747, установленным в монтажном блоке.

Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла: 1 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 2 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – реле разгрузки выключателя зажигания; 6 – переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; КЗ – реле очистителя ветрового стекла; А – к источнику питания; В – порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя.

На дверь задка устанавливают очиститель вместе с электромагнитными клапанами омывателя. Схема включения очистителя стекла двери задка:

1 – электродвигатель насоса омывателя; 2 – электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – переключатель очистителей и омывателя стекол; 6 – очиститель заднего стекла; А – к выводу «30» генератора; Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке очистителя заднего стекла.

Очиститель стекла двери задка состоит из моторедуктора, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой правая по ходу движения автомобиля. В моторедукторе очистителя установлен термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.

Очиститель включается правым подрулевым переключателем. При нажатии на переключатель подается напряжение к электродвигателю насоса омывателя и к электромагнитному клапану омывателя стекла двери задка.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Со временем вставки щеток стеклоочистителя теряют эластичность из-за старения резины, поэтому щетки прилегают к стеклу неплотно, оставляя при работе неочищенные участки.
Временно, до приобретения новых щеток, можно попробовать восстановить работоспособность старых. Опустите их на минуту в чистый бензин, а затем тщательно промойте водой с мылом.
Зачастую после этого щетки опять становятся как новые.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook