Для каких целей используется трактор

ЭТО самоходное шасси, в народе — «шассик», делали на Харьковском тракторном заводе. Выпуск начался в 1961-м году и продолжался шесть лет. «Т-16» - глубокая модернизация самоходного шасси ДСШ-14. От предшественника отличался новым типом двигателя, шинами низкого давления, выносными цилиндрами и навесной гидросистемой. Прозвище «Т-16» получил «попрошайка» - из-за того, что вытянутый вперед кузов напоминает ладонь. И хотя минуло более 50 лет с начала выпуска – трактор в тренде у фермеров в России, Украине. Белорусские аграрии его используют для мелких работ. Знаток сельскохозяйственной техники директор УО «Могилевский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Яков Яроцкий посоветовал мне ознакомиться с моделью подробнее. Он говорит, что в хозяйствах, где «Т-16М» еще остался, – он на вес золота. Чем же так полюбилась легендарная модель?

ВТОРОЙ год работает за рулем легендарной техники молодой тракторист-машинист Андрей Сербаев: «Машина - проще некуда. Двухцилиндровый двигатель, много места для разворота не нужно. Иногда, правда, ломается, но запчасти достать не проблема».

На опытной станции «Т-16» используется и на других работах: перевозит в теплицы торф, грунт. Кстати, меня удивило то, что год выпуска – 1980-й. Но техосмотр прошел. И практически все детали на нем родные.

ЗАВОД изготовил около 600 тысяч экземпляров«Т-16». Его использовали как универсальную машину для заготовительных и приусадебных работ. Главное достоинство - отличная проходимость на почвах повышенной влажности.

«Т-16» оснастили 16-сильным дизельным двигателем, и разгонялся он до 17,5 километра в час. Расположение двигателя нетипичное: сзади. Модель обладала небольшими габаритами: длина – 3820, высота – 2600, ширина – 2000 миллиметров соответственно. Дорожный просвет - 560 миллиметров, масса – 1685 килограммов. Современные легковушки весят порой больше такого трактора!

На агрегате использовали предкамерный метод смесеобразования. Из плюсов: солярка сгорала с небольшим коэффициентом избытка, меньше изнашивались детали двигателя. При этом предкамера формировалась специальной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке, занимала она до 35 процентов объема камеры сгорания.

Мотор состоял из систем питания, пуска, охлаждения и смазки, кривошипно-шатунного механизма, а также механизма газораспределения. Двигатель имел топливный фильтр, пластинчато-щелевой фильтр и фильтр тонкой очистки.

НА «шассик» устанавливали жесткий каркас – чтобы при опрокидывании механизатор не пострадал. В более поздних версиях он получил крышу, двери и панели со стеклами. Летом быстросъемные элементы демонтировали.

Каркас сваривали из прямоугольных труб, соединенных болтами. Его крыша для вентиляции могла фиксироваться в приподнятом положении. Внутри устанавливали стеклоочистители, солнцезащитный щиток, зеркала и крючок для одежды. Подрессоренное одноместное с регулировкой по росту и весу водителя конструкторы дополнили сиденье подлокотниками и твердой спинкой.

Изначально трактор предназначался для работы с пропашными культиваторами, уборочными машинами и опрыскивателями в овощеводстве. Удобен «шассик» был для сельских бригад малого состава. Его использовали как привод циркулярных пил, генераторов, лебедок, на нем перевозили и стройматериалы. Делали к нему больше пяти видов сменного оборудования: малогабаритный погрузчик, сенокосилку, компрессорную станцию, опрыскиватель, стогомет и другие.

Спереди «шассика» на раме находились места креплений. На них устанавливали особые устройства, мотопилы, дорожные щетки, сенокосилки, погрузчики различных вариаций, грузовую платформу и дополнительные агрегаты.

Подобная конструкция - отличный обзор междурядий и органов орудий с места водителя. Устойчивость в «Т-16» поддерживалась благодаря смещенному к задним колесам центру тяжести.

Однако из-за того, что кузов располагается спереди, а сама кабина сзади, - трактор походил на мини-самосвал. Только двигался он задом наперед. К тому же в некоторых хозяйствах наращивали борта на кузове. Из-за этого при перегрузке, допустим, минеральными удобрениями обзор значительно ухудшался. Тракторист мог точно видеть, куда он ехал, только высунувшись из кабины и держась за руль. Естественно, что заметить препятствие, небольшой камень, яму из кабины он мог с трудом.

Правда, о таких фактах нигде официальных упоминаний я не нашел. Об этом узнал из бесед со старожилами на Полесье. Тракторист мог пренебречь техникой безопасности для того, чтобы быстрее перевезти весь груз. Приходилось выжимать из техники все силы.

В 1967-м году с конвейера пошел «Т-16М». Он получил 25-сильный двигатель и улучшенную коробку передач. На трактор стали устанавливать каркасную кабину с дверями и тентом. Производство «Т-16М» продолжалось до 1995 года. Минимальная скорость модификации была понижена до 1,6 километра в час. В дорожно-строительных, коммунальных работах и сельском хозяйстве «шассик» стал почти незаменимым.

ОДНОЗНАЧНО определить стоимость «Т-16М» весьма затруднительно, поскольку эту модель уже не выпускают. Однако варианты в хорошем состоянии или после капремонта встречаются. Средняя цена на рынке объявлений – 1200 условных единиц. Предлагаются модели с документами и без. География - Минская область. Хотя встречаются из Брестчины, Витебщины. Причем предложения свежие – несколько дней назад. И выглядят отдельные экземпляры достаточно презентабельно: недавно покрашены.

Но при покупке нужно все-таки учитывать не одну только внешность. Следует убедиться в работоспособности функциональных узлов и механизмов трактора, узнать о дате проведения капремонта и постараться найти видимые недостатки. Неплохо спросить: где раньше работал? Возможно, на основании этого можно сделать вывод: что меняли и ремонтировали.

Любопытно: запчасти предлагают в ассортименте даже сейчас. Хотя поменьше, чем у гигантов-производителей. Но обзванивать магазины и лихорадочно цепляться за каждый контакт в объявлении не придется. Важен еще один факт: немногие запчасти для «Т-16» должны быть оригинальными. В отличие от того же «Кировца» или «ЧТЗ».

«Т-16М» я отыскал в Минской областной сельскохозяйственной опытной станции НАН Беларуси. Поля ее находятся возле деревни Натальевск, что под Червенем. Здесь как раз и работал трактор. Надежда Курейчик, заведующая отделом картофелеводства, кандидат сельскохозяй- ственных наук, хвалит технику:

Выращиваем оригинальные семена картофеля. Суперсуперэлиту. Ее потом продаем в хозяйства. Сортопрочистки в поле – ответственный момент. Нужно вырвать все подпорченные клубни – этим занимаются наши работницы. А вывозит с поля забракованный материал «Т-16». Другой нам не подойдет. А этот свободно проходит между рядами и не повреждает посевы – очень важно.

В больших хозяйствах «Т-16» не используется. Нам же он удобен, так как объемы работ маленькие. Да и расход топлива небольшой: до 20 литров солярки за полный рабочий день. «Т-16» используем в межсезонье: с марта-апреля по сентябрь, - заключает главный инженер Евгений Спариж.

Трактор, по его словам, можно и переоборудовать – присоединить прицеп, косилку навесить. Для фермерских хозяйств очень удобно.

На одном из сайтов интернет-пользователь под ником Тимофоныч с восторгом поделился, что «Т-16» немало в подсобных хозяйствах: «Недавно, проезжая в районе Радошковичей - Вязынки, видел его чуть ли не в каждом третьем дворе. Машинка неубиваемая, и, судя по всему, очень востребованная хозяином-частником».

Кстати, «Т-16» все еще в производстве. Его делает Харьковский завод самоходных шасси, только под другими названиями - самоходные шасси СШ-2540 и ВТЗ-30СШ.

Как видим, делу «Т-16» верно служат его дети-последователи. Кстати, по дизайну они мало отличаются от своего легендарного предшественника. В отличие от современных «Кировцев» или «ДТ», где лишь отдельные черты отдаленно напоминают их дальних родственников.

Первый вице-президент "Трактора" Владимир Кречин в интервью "СЭ" рассказал, какой станет челябинская команда в новом сезоне

ДЕРЖАЛИ В УМЕ И БЫКОВА, И КАНАРЕЙКИНА

- Выбор в главные тренеры "Трактора" Кари Киви, первого иностранного наставника в истории Челябинска, сейчас кажется довольно экзотическим. В чем этот человек оказался интереснее других кандидатов?

Своей статистикой.

- Лучший аргумент.

Общались мы действительно со многим. Киви - невероятно энергичный человек. Целеустремленный. Большой профессионал. Впрочем, другие тренеры, которых мы рассматривали, тоже были профессионалами, иначе не попали бы в наш список. Но Киви удивил. Личное общение решает многое. Я почувствовал у него огромную заряженность на работу. Ощущение, что видит и знает, как побеждать.

- Сколько человек были кандидатами на должность главного?

Семь.

- До какого-то момента всерьез рассматривали даже Вячеслава Быкова?

Быковым до того, как пригласить Кинэна, интересовались наши соседи из Магнитогорска. Не договорились. Мы знали требования Вячеслава Аркадьевича. Лично не общались, но имели Быкова в виду. А потом он принял СКА - и вопрос снялся.

- Народ был уверен, что тренером "Трактора" станет Федор Канарейкин. Его рассматривали?

На начальном этапе. Потом кандидатура отпала.

- Чье слово было последним при назначении главного тренера?

Нашего президента, Бориса Дубровского. Мы предлагали кандидатуры, обсуждали на общем собрании. По поводу Киви пришли к единому мнению: надо брать.

- Он чем-то успел удивить?

Профессиональным подходом. Оказалось, мелочей для него действительно не существует. Скрупулезно относится ко всему. Например, к просмотру матчей. Прежде нам хватало одной камеры на игре, Киви попросил, чтобы было четыре. Даже на товарищеских матчах!

- Зачем?

Хочет видеть игру с разных ракурсов. Такой подход, конечно, располагает. Киви взял рулетку и лично замерил, сколько идти от раздевалки до льда. Сколько метров, сколько на это уходит минут…

- Ничего себе. Стало быть, в Челябинске он уже побывал.

Разумеется. Приехал в первый день, команда собирались 11 июля. Мы представили нового тренера и генерального менеджера, Евгения Губарева. Познакомились. Ребята прошли медосмотр, и начался втягивающий цикл. Сначала кроссы, тренировки на земле, потом перешли ко льду. Теперь команда улетела на сбор в Германию.

НЫНЕШНИЙ "ТРАКТОР" МУДРЕЕ ПРОШЛОГОДНЕГО

- Энергетика у нынешней команды совсем не та, что была в вялом прошлом сезоне?

Это сразу почувствовалось - энергетика исходит от тренера! Даже не только от Киви, от всего тренерского штаба: от Ячменева, Шахворостова… Видно, что подход к делу совсем другой.

- Команда стала сильнее?

Не знаю, рано говорить. Но дружнее и сплоченнее. Лучше дисциплина. Думаю, нынешний "Трактор" мудрее прошлогоднего.

- Покаявшийся Чистов снова в команде. Как возвращался?

Пришел к руководителям области, к председателю наблюдательного совета Ивану Сеничеву. Лично извинился за прошлый год. Попросил дать шанс.

- Предложений у Чистова вообще не было?

Не знаю. Могу предположить, что были. Но человек захотел остаться именно в "Тракторе", многое пересмотрев для себя. Доказать всем и самому себе в первую очередь что рано на нем крест поставили. Как у хоккеиста - потенциал сумасшедший. Если Стас действительно пересмотрел отношение к делу, вы будете поражены его игрой. Принесет большую пользу "Трактору".

- Когда-то вы сформулировали - "лучшие руки лиги".

Готов повторить. Таких больше нет.

- Из одного его интервью я понял, что Чистов выпивал.

Я так говорить не буду. Скажу проще: нарушал режим. Бытовую дисциплину.

- Атюшов сильно разочаровал руководителей "Атланта" неудачным сезоном. Вот уж у кого должно быть сильное желание доказать, что играть не разучился.

Любому хоккеисту хочется доказать, когда слышит: "Ты не нужен, уходи, куда хочешь…" У Атюшова опыт, понимание игры. Думаю, начинает этот сезон с большим желанием. Надеюсь, докажет. По первым тренировкам говорить рано, идет лишь втягивающий цикл. Еще не ясно, кто тянет, кто нет. Многое покажут предсезонные игры.

- Предполагаю, еще год назад "ценник" у Атюшова был очень серьезный. Сейчас все разумнее?

Цена была вполне адекватная. Никаких сумасшедших цифр. Мы предложили - его все устроило. Сколько Атюшов получал раньше, лучше обсудить с теми руководителями, кто эти деньги давал.

- Панов будет играть в "Тракторе"?

Все зависит от него. Мы начинаем с чистого листа, у каждого есть шанс. Панов в команде. Будем только рады, если все, кого мы подписали, станут выходить на лед.

- Полгода Константин провел вне основного состава. Он понял, почему его отцепили?

По моим ощущениям, догадывается. Но мы смотрим со своей стороны, игроки - со своей. Сложно сказать, осознал ли он свои ошибки. И считает ли их ошибками вообще.

- А подробнее?

Могу сказать, что мы от Панова требуем. Парень исключительно физически одаренный. Должен играть в силовой хоккей. Кому-то надо таскать рояль, и Панов как раз тот человек, который это делает замечательно. Вы же помните, раньше он прорывался по борту - все от него отлетали! Подступиться не могли! В прошлом году все это куда-то ушло. И, конечно, нужно, чтобы забивал. До последнего сезона у Панова было по 20 шайб за чемпионат.

- В последний год он стал уходить от борьбы?

Думаю, да. Сам это знает.

- Почему? Почувствовал себя звездой?

Да нет, он парень скромный. Звездная болезнь - это вообще не о нем. Мы же играли вместе, знаю Костю хорошо. Скорее стал беречься, бояться травм. Но лучше этот вопрос задать ему.

АРТЮХИНА И АНИСИНА НЕ РАССМАТРИВАЛИ

- Как Контиола сообщил, что хочет уехать?

Никак.

- ???

В итоге сообщили его агенты. А он - все тихо, тихо… Мог бы в конце сезона сказать: "Собираюсь в НХЛ". Не было бы вопросов. Он же молчал. Мы на Контиолу рассчитывали, контракт действующий. Вдруг звонок от агента: "Хотим уехать". Сам Петри так и не вышел на связь.

- Что делали?

Попросили Киви, чтоб он встретился в Финляндии с Контиолой. Встретились, говорили. Я звонил Контиоле - он трубку так ни разу и не взял. Потом новый звонок от агента: "Мы точно уезжаем в Америку".

- Нелепая история. Почти такая же нелепая, как с Аалтоненом, которого ждали два сезона.

Все, Аалтонен уже не наш, продали права московскому "Динамо". Два года ждали - никакого смысла ждать третий. Неправильно рассчитывать на человека, который не приезжает. Постоянно общались с его агентом, приглашали, держали для него позицию легионера, которая на вес золота…

- Так почему не приехал?

То травма глаза, то семейные проблемы.

- Семейные проблемы были и у Гарнетта, разводился. Сейчас нашел новую жену? Успокоился?

У него уже в прошлом году не было семейных проблем. Мне кажется, он все урегулировал с прежней женой. Но моральное состояние было стабильное. Никаких переживаний.

- Что случилось с Валерием Карповым?

Слухи ходят разные, а точно не знает никто. Со слов жены - упал с лестницы, разбил голову. Вторую неделю лежит в коме, прошла третья операция. Состояние тяжелейшее. Дай бог ему здоровья. Клуб на связи с врачами. Финансово поможем.

- Вы все сделали, чтобы Якуценя вернулся в "Трактор". Почему не сложилось?

Мне очень жаль, что не вернулся. Заставить не могли. Какие-то личные причины.

- Могли забрать из того же "Донбасса" другого бывшего челябинца, Геннадия Разина.

Он звонил, предлагал собственную кандидатуру. Будем думать и наблюдать. Пока у нас команда укомплектована. Имеем его в виду. Если никто не успеет Разина подписать - может, и возьмем. Посмотрим, как выглядят наши защитники.

- Геннадий пока нигде?

Без команды.

- Евгения Артюхина не рассматривали? Или Михаила Анисина?

Нам предлагали и того, и другого. Но мы не рассматривали.

- Многим клубам - где еще не играл - предлагали Жердева. К вам не обращались?

Обращались. Но у нас есть Чистов, хватит…

КУБОК ГУБЕРНАТОРА ВЕРНЕТСЯ

- Бюджет "Трактора" вырос по сравнению с прошлым годом?

Скажу так: сколько было необходимо для формирования команды - такой и был одобрен. Цифры будут ясны очень скоро, информация появится в КХЛ. Все узнают, больше бюджет или меньше.

- Кубок губернатора умер?

Нет, будет проводиться. Взяли паузу в это межсезонье - в Челябинске в те же сроки пройдет чемпионат мира по дзюдо. Событие огромного масштаба для города и страны. Арена занята. Кубок губернатора возобновится на следующий год.

- Во сколько он обходится клубу?

2-3 миллиона.

- Долларов?!

Рублей! Мы предоставляем только лед и призовой фонд, а гостиницы и питание команды оплачивают сами. Билеты продаются хорошо, благодаря этому и продаже атрибутики турнир фактически становится самоокупаемым.

- Череда обысков в клубе закончилась?

Все позади. Ни к кому вопросов не осталось. Этот лист перевернули, идем дальше.

- Когда был последний?

Обыски были давно, а допросы закончились около месяца назад. Сказали: "Вопросов нет". На сегодняшний день их действительно нет. Все друг другу объяснили.

- Обстановка была нервная?

Конечно. Когда тебя дергают… Но все прошло - и слава богу.

2020 Все права защищены и охраняются законом.

В сельском хозяйстве просто необходима специальная техника, с помощью которой эффективность и производительность трудовых процессов значительно повышается. На сайте garden-shop.ru универсальный минитрактор можно купить с постоплатой - при получении.

Отличия минитракторов

Если говорить об отличиях минитрактора от обычного трактора, то функциональные свойства данного вида техники даже превосходят привычный нам трактор. Различие заключается только в размерах. Минитрактор – намного дешевле и компактнее, что позволяет быстрее найти ему место для хранения. Да и стоимость минитрактора намного дешевле по сравнению с обычным, то же можно сказать и о запчастях и горюче-смазочных материалах.

Но, в любом случае, перед тем, как приобрести такую технику, необходимо выяснить для себя основные нужды, для каких будет использоваться минитрактор. И уже в зависимости от перечня работ можно выбирать и навесное оборудование. Разнообразие последнего, в свою очередь, позволяет использовать минитракторы абсолютно для различных нужд:

  • уборка снега;
  • перевозка груза;
  • обработка грунта, полив, покос, уборка урожая.

Сегодня покупка такого вида сельхозтехники подразумевает сразу же комплект с необходимым навесным оборудованием. Поэтому покупатель сразу же становится владельцем полноценного сельхозоборудования. Уже в зависимости от поставленных целей можно дополнительно приобрести навесное оборудование для уборки снега с территории или для перевозки грузов.

Когда стоит вопрос о покупке минитрактора, то специалисты советуют обращать внимание на такую техническую характеристику, как мощность двигателя. В интернет магазине https://garden-shop.ru/ можно остановить свой выбор на более подходящем варианте. Естественно, что для обработки нескольких соток земли двигатель высокой мощности не понадобится. А вот для территорий с площадью более 8 га придется приобрести несколько тракторов, так как одного будет недостаточно.

Важно сразу подумать и о техническом обслуживании трактора. Лучше остановить свой выбор на модели, которую в случае необходимости можно будет доставить в сервис и отремонтировать. Поэтому следует изучить данный аспект, выбирая себе помощника по хозяйству.

Также такая покупка должна быть зарегистрирована в соответствующих органах. Это необходимо даже в том случае, если техника будет использоваться в хозяйстве далеко от города.

100 великих достижений в мире техники Зигуненко Станислав Николаевич

Зачем трактору «тапочки»?

Зачем трактору «тапочки»?

Колесо или гусеница? Такая альтернатива уже давно стоит перед специалистами сельскохозяйственного тракторостроения. Дело в том, что нынешние тяжелые трактора изрядно калечат почву своими гусеницами, прикатывают ее, будто дорогу. И порою даже удивительно, как на множество раз «проутюженном» поле еще что-то растет?

Понятное дело, все это не устраивает как фермеров и других тружеников сельского хозяйства, так и разработчиков сельскохозяйственной техники. И кое-что для исправления положения они уже придумали.

Трактор в «галошах». Он резко выделялся в ряду других на выставке сельскохозяйственных машин, прошедшей в Москве на Красной Пресне. Прежде всего необычной формой гусениц. Они были… треугольными.

Сидевший в кабине сотрудник Научного автотракторного института (НАТИ) В.М. Пономаренко рассказывал об особенностях выставленной машины.

«Идея подобного трактора, что называется, витала в воздухе. Конструкторы – и наши, и за рубежом – давно пытались переместить центр тяжести гусеничной машины таким образом, чтобы получить оптимальное распределение весовой нагрузки по осям. Как правило, он смещен назад, в итоге задние катки получаются перегруженными, а удельное давление их на почву 1–1,5 кг/см2 вместо оптимальных 0,45-0,5. Правда, у колесного “Кировца” дела обстоят еще хуже: при удельном давлении 2,5–3 кг/см2 он уплотняет почву до метровой глубины».

Положение усугубляется еще и тем, что большинство сельскохозяйственных орудий, прежде всего плуги, цепляют к трактору опять-таки сзади. Потому для противовеса на сравнительно легкие машины типа «Беларусь» и приходится навешивать перед капотом дополнительный груз, чтобы трактор не вставал на дыбы, словно норовистый конь. На Алтайском тракторном заводе попытались было перемещать двигатель по раме, чтобы его массой уравнивать нагрузку. Однако кардинально это не решило проблему.

В начале 90-х годов XX века американцы предложили расположить ведущий каток гусеницы выше ведомых – этаким треугольником. Вариант был апробирован на тракторах Д-10 и Д-9L и оправдал себя. Распределение массы по осям стало более равномерным.

Двойные шины не дают трактору увязнуть на поле

Следующий шаг сделали специалисты НАТИ, создав сельскохозяйственный трактор общего назначения. Его двигателю мощностью 250 лошадиных сил оказалось вполне по силам тащить орудия, которые ныне выпускаются для супермощного «Кировца», а среднее удельное давление машины на почву удалось довести до 0,38 кг/см2.

У детища НАТИ немало новшеств: трансмиссия с переключением передач на ходу, бесступенчатый механизм поворота, комфортабельная шумо– и виброзащищенная кабина… Но изюминка все-таки – гусеница. Она не только необычной формы, но и выполнена из весьма своеобразного материала.

«Нашим институтом разработано их два варианта: стальные с резинометаллическими шарнирами и целиком резиновые», – пояснил Пономаренко. Взаимодействия с почвой у резино-армированных гусениц почти такое же, что и у резиновых шин, а давление на грунт еще меньше из-за большей, чем у колеса, площади опоры. Такой трактор не вязнет в грунте даже в весеннюю распутицу. Стало быть, сельхозработы можно начинать на пару недель раньше.

Не причиняют «мягкие» гусеницы вреда и асфальтовому покрытию. Это особенно важно для Подмосковья, где на пути в поле сельхозтехника то и дело выезжает на магистральные автотрассы.

Резиновые гусеницы оказались столь же долговечными, что и стальные. Их ни разу не пришлось менять за 2,5 года испытания нового трактора в АО «Теряевское» Волоколамского района.

Пока, правда, используется японская резина, однако наши специалисты обещают в ближайшее время создать отечественный аналог подобной резины с теми же характеристиками.

«Так что приезжайте к нам в НАТИ, – пригласил Пономаренко. – Немало интересного увидите!»

Колесо с «копытами». У входа в корпус НАТИ стоят древний, начала века, трактор с огромными металлическими шипами на стальных колесах и современный, на резиновом ходу. Так сказать, наглядное напоминание о пройденном пути.

А в кабинете академика М.С. Сагова – генерального директора Научно-производственного объединения «БИОНИТ» при НАТИ, мне показали еще одну новинку – пластиковое колесо.

– Точнее, это адаптированный колесный движитель АКД, – пояснил Магомет Салиханович. – Подсказала нам его конструкцию сама природа… Вы обращали внимание, на пастбищах выпасают многочисленные стада крупного рогатого скота, табуны лошадей. Казалось бы, жесткие копыта животных должны истребить всю растительность. Так нет же, пастбища не гибнут, трава отрастает заново. Тогда почему раны, нанесенные живой природе гусеницами машин, не заживают десятилетиями?

Ответ вроде бы нам уже ясен – все дело в давлении, оказываемом машинами на почву. Но все не так просто. Ведь есть машины, у которых удельное давление значительно меньше, чем у животных.

Вывод? Разгадка не столько в силе, сколько в характере этого давления. Под ногами животных почва не переуплотняется, а, напротив, даже разрыхляется, чем улучшаются ее механические свойства. А коли так, не попытаться ли создать движители для машин, которые бы при соприкосновении с землей оказывали подобное же воздействие.

Однако реализовать идею оказалось непросто. Вот уже несколько десятилетий идут работы над разными модификациями шагоходов. Пока машины еще и не вышли за стены лабораторий и испытательных полигонов. Так как же они выглядят?

«Мы взяли за основу естественный принцип взаимодействия ноги и почвы, – продолжил свой рассказ академик Сагов. – Его механизм у животных отнюдь не одинаков. Скажем, у лошадей копыта цельные, у крупного рогатого скота – раздвоенные. А у верблюдов вообще нет твердых копыт, а этакие мозоли на подошвах. Нечто подобное и у северного оленя. Не кажется ли странным такое сходство у обитателей столь разных регионов – знойных пустынь и вечной мерзлоты?»

Но вспомним: сухой, сыпучий снег Заполярья сильно напоминает пески барханов. Это подтверждают и наблюдения – глубина погружения в почву ног этих животных при ходьбе и там, и здесь оказалась сходной.

Отсутствие же у оленя грубых копыт стало спасением тундры. Слой почвы здесь очень тонок, растительность весьма ранима, и «мягкая обувка» оленей не наносит вреда природе.

«Изучив эти премудрости, мы и попробовали использовать результаты наблюдений при создании новых движителей, – продолжал Магомет Салиханович. – Разработали несколько вариантов колес применительно к тем или иным видам почвы. Они не только не калечат землю, но и даже разрыхляют ее при переуплотнении».

На первый взгляд в новом колесе нет ничего хитрого. Лишь несколько видоизмененный протектор – с грунтозацепами различной формы для разного типа почв. Но в этом-то и все дело. Подобные грунтозацепы разрыхляют почву, словно папы роторного культиватора. Сделаны они из полиуретана, поскольку резина, изнашиваясь, засоряет почву вредными веществами.

Испытания показали и еще одно достоинство нового колеса. Оно меньше вязнет в рыхлой и размокшей почве. И это позволяет примерно на треть снизить энергозатраты при сельхозработах.

Пластиковые колеса куда долговечнее резиновых. За тракторный век те приходится менять 3–5 раз, затрачивая столько же средств, что и на саму машину. Срок же службы адаптированного колесного движителя равен агрегатному.

Наконец, тяговые свойства новых движителей за счет лучшего сцепления превосходят обычные колесные в 1,5–2 раза. Значит, трактора будут меньше буксовать, что опять-таки благотворно скажется на почве.

Словом, как видите, соревнование колеса и гусеницы продолжается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны лунной гонки автора Караш Юрий Юрьевич

Зачем Соединенным Штатам нужно было сотрудничество с СССР? Вопрос не праздный. Разве американцы в меньшей степени, чем русские, были озабочены возможностью «перетекания» своих современных технологий двойного использования в руки тех, кто мог обратить их против

Из книги Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД автора Кузьмин Сергей

Зачем дальним моргали, уважаемый водитель? Для чего водители встречных автомобилей двумя дальними моргают, мы знаем. Знают это и сотрудники ГИБДД. И ох как им это не нравится! В общем-то и сделать они ничего не могут, но все- таки пытаются. Так же как водитель предупреждает

Из книги Покорители земных недр автора Блинов Геннадий Александрович

Зачем нужно бурение Где оно используется и применяется? Недаром мы начали с геологической эмблемы. Действительно, геология, а точнее геологоразведка, является самой мощной, самой развитой ветвью раскидистого бурового дерева (рис. 5). Собственно в геологии это дерево

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Зачем создавать роботов? Применение роботов оказалось совершенно необходимым для многих производств, прежде всего потому, что стоимость «труда» робота оказалось значительно ниже стоимости такой же операции, производимой работником – человеком. Более того, робота

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

3.4. Зачем нужны ассоциации представлений Эти предварительные соображения нам потребовались для того, чтобы лучше уяснить понятие ассоциации и связь между функциональным описанием через ассоциации и структурным - через классификаторы.Поскольку с каждым

Из книги Об изобретательстве понятным языком и на интересных примерах автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Глава 1 Что такое изобретение, и зачем они нужны Jus utendi et abutendi. Право пользования по своему усмотрению. (Римское право) Условия патентоспособности изобретения описаны в ст. 1350 четвертой части Гражданского кодекса РФ. Я не буду повторять эту статью, а постараюсь ее «на

Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович

1.5.1. Зачем нужны светодиоды? Светодиоды заменяют большинство из бытовых осветительных приборов. Причем заменяют эффективно по нескольким причинам.Во-первых, светодиод очень экономичен. Так один, даже сверх-яркий светодиод с силой света до 5 кД (Кандел) потребляет всего

Из книги 100 великих достижений в мире техники автора Зигуненко Станислав Николаевич

Зачем сеть на картофельном поле? Есть картошку многие любят, а вот убирать… Нелегкая это работа – нагнуться за каждым клубнем, поднять его и опустить в ведро. За день так намаешься, что уж и картошечке на столе не рад. А нельзя ли как-то облегчить уборку картофеля? Конечно,

Из книги Эта удивительная подушка автора Гильзин Карл Александрович

Зачем паспорт корове? Зоологи и ветеринары научились различать телят крупного рогатого скота по отпечаткам их носа. Оказывается, они столь же индивидуальны, как и отпечатки пальцев у людей. Но зачем вообще необходимо различать животных, скажем, на крупной ферме? Ведь все

Из книги Могло быть и хуже… автора Кларксон Джереми

Зачем ткани интеллект? Некогда всемирно известный модельер В. Зайцев начал свою карьеру дизайнера с того, что предложил выпускать телогрейки, украшенные цветами и разными узорами. Недавняя международная специализированная выставка производственной одежды

Из книги автора

Зачем рыбе пузырь? В Латвии есть озеро Илзиня, ничем, кажется, не выделяющееся из множества прибалтийских озер, если бы не расположенный на нем остров. Озерными островами тоже удивить трудно, но этот небольшой остров действительно особенный: он движется. Почему покрытый

Из книги автора

Ferrari 4 – зачем? Ferrari FF Было обычное субботнее утро, дороги были переполнены любителями ремонта своими руками, которые вместе с семьями направлялись в соответствующие местные магазины. Когда спешишь, это не самое лучшее, что может случиться: человек, который

Понравилось? Лайкни нас на Facebook