Семья генри форда. История успеха генри форда. Форд не изобретал конвейер, а впервые организовал поточное производство

14.05.2012

Биография Генри Форда для многих является эталоном успеха. Этот величайший инженер и изобретатель родился в городе Диаборн, штат Мичиган.

Генри Форд родился в большой семье, в которой было восемь детей. Отец его был родом из Ирландии, занимался фермерством. Генри учился в деревенской школе в городе Диаборн, но эта школа была такого качества, что он писал с орфографическими ошибками до конца жизни.

Уже в 16 лет он ушёл из дома и направился в город Детройт, где очень увлёкся механикой. В 1888-1899 годах работал по профессии инженера-механика в “Электрической компании Эдисона”.

В 1893 году после нескольких экспериментов у себя на ферме, в полностью переоборудованном сарае, он собрал первый автомобиль. Внешне он был похож на большой ящик с колёсами.

Между тем, Генри никогда не говорил так на своё детище, наоборот, он совершенствовал его всё больше. Уже в 1895 году он собрал первый автомобиль на бензиновом двигателе, а в 1898 году он усовершенствовал ту же машину, придал ей такие качества как лёгкость и надёжность.

В 1899 году с некоторыми своими единомышленниками основал “Детройтскую автомобильную компанию”. Вскоре эта компания распалась, дело было в том, что Генри не давал своим компаньонам завышать цену на этот автомобиль.

В то время он стоил всего 850 долларов, правда, шины и шасси нужно было докупать. Всё же до 1902 года, эта компания успела выпустить до 25-ти таких автомобилей. Специально придуманная Генри спортивная модель, названная просто “999”, не раз занимала первые места в гоночных соревнованиях, прославив Форда на всю Америку.

В 1903 году биография Генри Форда дополнилась очень важным фактом основания им компании, именуемой Ford Motor Company. Он практически сразу после основания компании, запустил в производство модель “А”.

Дела у Генри шли как нельзя хорошо, но тут Форду пришлось пережить первый в его жизни судебный процесс. Какой-то умный юрист, решил “надуть” Форда. Он доказывал, что якобы ему принадлежит патент на бензиновый двигатель. Тем не менее, в 1909 году Генри проиграл судебный процесс, но в 1911 его апелляция была рассмотрена, и он выиграл это дело.

Между тем, Генри не уставал совершенствовать свои детища, и вскоре он запустил в свет модель “Т”, именуемую также “Жестяной Лиззи”. В этот момент жизнь миллионов людей в Америке изменилась в лучшую сторону. По статистическим данным, каждая вторая машина в мире на тот момент была сделана компанией Генри Форда. Эта модель выпускалась 19 лет, всего было выпущено 16 миллионов экземпляров.

Генри, наконец, понял, что самым слабым местом в работе является человек. Поэтому в 1913 году он ввёл первый в мире метод конвейерной сборки, что позволило увеличить производительность труда на 4000%. Зарплата была около 5-ти долларов в час, а трудовой день был сокращён до 8 часов. Но и тут находились те, кому не нравилось то, что делает Генри Форд.

После первой мировой войны Генри понял ещё одну важную вещь. Все источники сырья необходимо контролировать. Уже к 1927 году компания Форда контролирует процесс производства каждой детали. Казалось, что у Генри всё отлично, но не тут- то было. Дела компании ухудшались с каждым днём, потребителям было мало одной примитивной модели.

Они требовали новые усовершенствованные и, между тем, недорогие автомобили. После нескольких пережитых конфликтов, он передаёт управление своей компанией единственному сыну Эдселю. Он не пользовался должным авторитетом в обществе, да ещё и был несамостоятельным.

Биография Генри Форда поистине, это биография легендарного человека, который останется в памяти всех людей в веках. Во время первой мировой войны он пытался предпринять хоть какие-то миротворческие усилия, но они оказались тщетными. Его также волновало событие, которое произошло в России, в частности большевистский переворот.

В 1943 году неожиданно умер его единственный сын Эдсель. Генри пришлось вернуться к управлению компанией, но вскоре он передал управление своему внуку Генри второму. Своё огромное состояние, оценивавшееся в 600-700 миллионов долларов,

Талантливые люди всегда имеют отличный от других образ мышления. Генри Форд, биография которого известна всем, не стал исключением. Великий инженер, талантливый начальник, изобретатель с вегетарианскими пристрастиями.

Генри Форд: краткая биография. Детство

Жарким днем 30 июня 1863 года в штате Мичиган родился будущий создатель компании "Форд". Учился в обычной школе, имел много друзей. На тринадцатый день рождения отец подарил ему наручные часы. Механизм настолько заинтересовал мальчика, что, не выдержав, он разобрал их, позже без труда собрал обратно. Процедуру он повторял не единожды. Знакомые, видя природный талант мастера со скрупулезным подходом к ремонту, стали обращаться к сыну фермера за помощью в починке настенных и наручных часов. Инструментов на тот момент не хватало, приходилось пользоваться подручными средствами в виде перочинного ножика, старой отвертки со сбитыми зубцами.

Молодой Генри чувствовал, что ведение хозяйства - не его дорога. В июле 1876 года он с отцом находился в Детройте. Мимо него по дороге медленно двигалось транспортное средство, движимое паровым двигателем. По его собственным воспоминаниям, это был локомобиль.

Молодость

Генри Форд в 16 лет покидает ферму отца. Он так и не смог найти пользу в сельскохозяйственных работах. Переехав в Детройт, он устраивается в мастерскую Драйдока учеником механика. Все последующее время он изучал бухгалтерское дело и делал упор на изучение паровых двигателей, так как с первой памятной встречи знал, что хочет изменить в этой машине. Родители никогда не разделяли его увлечение механикой, твердо стояли на намерении о передаче фермерского навыка единственному наследнику. Устроившись после обучения в подмастерья машиниста в Детройте, Генри подрабатывал починкой часовых механизмов. Таким образом, это занятие превратилось в некое хобби, которое Форд пронес с собой через всю жизнь.

Генри Форд: биография и личная жизнь

Повстречав в 1888 году Клару Але Брайнт, Форд ненадолго забывает про свои планы, женится на молодой красавице и возвращается к сельскому хозяйству, дабы прокормить свою семью. Но уже через несколько лет его приглашают по рекомендациям в Edison Illuminating Company. В 1893 году он назначен на место главного инженера благодаря своей технической грамотности, ответственности и трудовой дисциплине. Но его не покидала мысль о создании собственного безлошадного экипажа.

Генри Форд не раз говорил, что лучшим компаньоном для него является супруга. Сын Эдсел - единственный наследник "Форд Мотор" в будущем - разочарует активного отца своим безразличием к автомобильному бизнесу. Близкое окружение рассказывало, что ранняя смерть сына не была для пожилого Форда сильной трагедией. А вот Клара, как мать, долго выходила из депрессии. Сам Генри Форд так и не поймет, что сын повторил его судьбу фермерского мальчишки, мечтающего мчаться на собственном легковом автомобиле, а не плестись на запряженном муле.

Первая модель

В 1896 году он сконструировал свою первую модель Ford Quadricycle. Затем в этом же году он лично встречается с Томасом Эдисоном и демонстрирует ему свои чертежи автомобильной техники. Руководители и учредители Edison Company вдохновились чертежами Форда и дали добро на строительство усовершенствованной модели.

Через много лет Генри и Томас станут лучшими друзьями и соседями, обсуждавшими не только вопросы политики и общества, но и инновационные внедрения в автопром.

Достижения

Генри Форд, биография и достижения которого вызывают огромное уважение, никогда не останавливался на полпути. Проводя многочисленные испытания, в 1899 году он уже имел долю акций в небольшой автомобильной компании. В 1903 году, в возрасте 40 лет, он учредил Ford Motor Company. Начинающееся производство подверглось нападкам крупного автомобильного синдиката. Около семи лет продолжались судебные тяжбы, в конце концов компания Форда выиграла и была освобождена от обвинений в плагиате.

Запуск промышленного конвейера

Генри Форд, биография которого описана в книге «Моя жизнь, мои достижения», взял за основу своей работы методику, разработанную для Сэмюэля Кольта. Этапы производства включают раздельную сборку для каждого элемента.

Форд ввел стандартизацию используемых деталей, тем самым сократил время общей сборки, а также сократил число трудящихся на ленте квалифицированных рабочих. Теперь сборку могли контролировать обычные трудяги.

Каждый цех занимался своей работой, которая активно модернизировалась. Рассчитав, как объединить работу всего сборочного механизма, Форд создал на своем производстве единую линию, проходящую через большинство цехов. К основному конвейеру были подведены дополнительные линии для своевременной подачи необходимых элементов при сборке.

Отшлифовав процесс сборки благодаря единому конвейеру, Форд достиг удивительного результата. Каждые 10 секунд на выходе стоял готовый автомобиль на своем ходу. Таким образом, компании удалось получить прибыль, снизить конечную стоимость на авто, позволяя среднестатистическому жителю приобрести железного коня.

Осенью 1908 года сошла с конвейера первая модель легендарного инженера - Model T. Работники компании "Форд" нежно называли ее «Жестяной Лизи». Американские фермеры дают такое прозвище своим рабочим лошадкам, а ирландцы, например, этим именем нарекают непослушных и своенравных кобылиц. Цена машины была чуть больше 200 долларов на тот момент. Эта модель позволяла занять нишу на рынке, охватив круг людей со средним месячным доходом по стране.

Внедряя массовое производство на своем заводе, Форд сумел добиться повышения суточного жалования рабочим. Все пьющие, играющие, имеющие проблемы с выплатой алиментов, судимые, находящиеся в розыске не могли попасть в коллектив. Позже хозяин компании передумает, изменив свое отношение к людям, имеющим проблемы с семьей и законом, считая, что это не его забота. Для порядка на линиях сборки Форд часто прибегал к услугам криминальных авторитетов, назначая их смотрящими на площадках. Метод, разрушающий добрую репутацию, работал безукоризненно. Никаких драк и перебранок, рабочие занимались исключительно делами, входящими в их обязанности.

Следующим шагом стало деление рабочего дня на три смены, перевод производства на круглосуточный режим работы. Восьмичасовой рабочий день ввел Генри Форд. Биография его повествует, что он организовал тем самым несколько сотен рабочих мест, так необходимых местным жителям.

Много интересного происходило в жизни такой личности, как Генри Форд. Биография, краткое содержание которой не может передать всех подробностей, включает немало интересных фактов из его жизни. Кстати, свою жизнь изобретатель описал в своих трудах.

Никто не ожидал, что книга, которую написал сам Генри Форд (биография на английском языке), разойдется таким тиражом. Она станет своего рода автомобильной библией.

Генри Форд станет первым зарегистрированным шофером Америки. Хотя в тот момент правил дорожного движения еще не существовало.

Первый проданный Фордом автомобиль стоил 200 долларов.

Великий конструктор свято верил в реинкарнацию человека. Отвечая на вопросы, Генри Форд, биография которого изложена в книге, расскажет о том солдате, которым он был в прошлой жизни.

На его знаменитом заводе в военное время собиралась техника для немцев, которые боготворили Форда.

Первая машина была черной. Не за любовь к цвету был выбран оттенок, просто он быстрее высыхал.

Первая модель входит в десятку созданных человеком предметов, изменивших мир, по версии журнала "Форбс".

Уголь в брикетах - еще одно новшество, придуманное ярким и талантливым инженером.

Поглощение "Форд Мотор"

В 1909-м бренд с торговой маркой "Форд" имел запись о регистрации в патентном бюро. Изображение с годами немного менялось, как писал сам Генри Форд. Биография на английском языке рассказывает о треугольнике с расправленными крыльями, обозначающими легкость и стремление к скорости. Цвета - синий и оранжевый - не менялись до конца XX века.

В 1919 году Форд с сыном выкупают оставшиеся акции, и компания полностью переходит во владения семьи. Форд-младший становится во главе производства.

Кризис компании "Форд Мотор"

Пока Генри Форд, биография которого еще не была закончена, отдыхал на пенсии, его сын претерпевал кризис. Устарело производство, Модель Т уступала конкурентам по техническим характеристикам. Было решено закрыть все заводы "Форд" для проведения реструктуризации и реконструкции производственных мощностей. Однако в это время в лидерской гонке на первое место выходит фирма "Дженерал Моторс", которая немного раньше позаботилась о расширении ассортимента автомобилей - на любой кошелек и статус.

Выпущенная Модель А в результате потерпела поражение, показатель продаж был низким. Потребители желали видеть быстрый двигатель, более современный дизайн. В 1932 году компания "Форд" впервые в истории запускает монолитный двигатель с восемью цилиндрами. Минует много лет, пока остальные компании реализуют свои идеи по безопасному запуску такого двигателя. Не оставался в стороне от внедрения проекта сам Генри Форд, биография того периода указывает на косвенную причастность его к грандиозному прорыву.

Военное время

Первооткрыватель брикетного угля был всегда негативно настроен к военным действиям, поэтому открыто заявлял о своих пацифистских настроениях. Каково же было удивление общества, когда стало известно о начале военного производства на базе "Форд Мотор".

В 1942 году производство автомобилей для гражданских лиц было остановлено в связи с военным положением. Масштабная кампания, начатая сыном Форда, спроектировала более 50 тысяч элементов военного назначения менее чем за три года.

В 1943 году от рака умирает единственный сын Эдсел Форд. Это послужило причиной возврата на пост руководителя Генри Форда.

Последние годы

Достойно встретил свою старость первый автомобильный магнат Генри Форд. Биография, описание жизни его на склоне лет подтверждают это.

Передав полномочия своему внуку, гениальный инженер спокойно ушел на пенсию и проживал в своем имении с супругой. Был удостоен нескольких почетных наград за вклад в автомобильную промышленность, получил медаль высшей пробы за вклад в развитие общества. Умер Форд в 1947 году, в возрасте 83 лет.

Его внук после смерти основоположника марки "Форд Мотор" продолжил дело и за несколько лет поднял производство на высокий уровень, способный по сей день вести конкурентную борьбу.

Детство с болтами и гайками в руках. Молодость, проведенная с грязными руками, вечно пахнущими мазутом. Не каждый мальчик мечтает о такой жизни, но только не Генри Форд. Неординарность мышления, своеобразный аналитический склад ума, природный талант и золотые руки сделали его персону узнаваемой в каждом уголке мира. Биография Генри Форда - книга, ставшая для многих надеждой на свое будущее. С верой в себя и ведические духовные силы он упорно выстраивал свою лестницу славы. Созданная им компания "Форд Мотор" на сегодняшний день является одним из лидеров на автомобильной промышленной арене.

Производители автомобилей Ford постоянно совершенствуют свою продукцию и оставляют за собой право на внесение изменений в технические характеристики, спецификации, цвета, цены моделей, комплектации, опции и т.п., представленные на данном сайте без предварительного уведомления. Обращаем Ваше внимание на то, что все представленные на сайте изображения и информация, касающаяся комплектаций, технических характеристик, цветовых сочетаний, опций или аксессуаров, а также стоимости автомобилей и сервисного обслуживания носит информационный характер, может не соответствовать последним российским спецификациям, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации об автомобилях, пожалуйста, обращайтесь к ближайшему официальному дилеру Ford.

* Выгода при покупке Ford Transit по программе «Бонус за лизинг», реализуемой дистрибьютором, совместно с официальными дилерами. Указанная программа позволяет любому лицу получить выгоду до 220 000 руб. на Ford Transit при приобретении автомобиля в лизинг через лизинговые компании-партнеры. Несовместима с программой «Бонус за Trade-in». Список лизинговых компаний-партнеров: ООО «АЛД Автомотив» (Société Générale Group), ООО «Альфа-лизинг», ООО «АРВАЛ», ООО «Балтийский лизинг», АО «ВТБ Лизинг» (включая ООО «УКА» - операционный лизинг), ООО «Газпромбанк Лизинг-Стандарт», ООО «Каркаде», ООО «ЛизПлан Рус», АО «ЛК «Европлан», ООО «Мэйджор Лизинг» (включая ООО «Мэйджор Профи» - операционный лизинг), ООО «РЕСО-Лизинг», АО «Сбербанк Лизинг», ООО «СОЛЛЕРС-ФИНАНС». Список лизинговых компаний может различаться в зависимости от региона дилера. Подробности и актуальную информацию об условиях приобретения автомобиля уточняйте у Вашего дилера.

** Cуммарная выгода при единоразовом приобретении двух автомобилей Ford Transit по программе «Бонус за лизинг». Программа позволяет любому лицу получить выгоду при приобретении автомобилей в лизинг через лизинговые компании-партнеры. Несовместима с программой «Бонус за Trade-in». Список лизинговых компаний-партнеров: ООО «АЛД Автомотив» (Société Générale Group), ООО «Альфа-лизинг», ООО «АРВАЛ», ООО «Балтийский лизинг», АО «ВТБ Лизинг» (включая ООО «УКА» - операционный лизинг), ООО «Газпромбанк Лизинг-Стандарт», ООО «Каркаде», ООО «ЛизПлан Рус», АО «ЛК «Европлан», ООО «Мэйджор Лизинг» (включая ООО «Мэйджор Профи» - операционный лизинг), ООО «РЕСО-Лизинг», АО «Сбербанк Лизинг», ООО «СОЛЛЕРС-ФИНАНС». Список лизинговых компаний может различаться в зависимости от региона дилера. Подробности и актуальную информацию об условиях приобретения автомобиля уточняйте у Вашего дилера.

Генри Форда часто называют «отцом» автомобильной индустрии, ведь он создал целую сеть автомобильных заводов. Форд получил 161 патент, поэтому заслужено считается величайшим изобретателем. Промышленник посвятил жизнь производству дешёвых автомобилей и стремился обеспечить машиной каждого желающего. Генри Форд первым применил конвейер для потокового производства машин. Детище бизнесмена, компания «Ford Motor», функционирует и сегодня под руководством его потомков.

Детство и юность

Будущий промышленник родился 30 июля 1863 года на отцовской ферме рядом с городком Дирборн (Мичиган). Родители Уильям Форд и Мари Литогот эмигрировали в Америку из Ирландии. Мальчик воспитывался вместе с тремя братьями и двумя сёстрами.

Отец и мать тяжело трудились на ферме и считались зажиточными людьми. Но Генри был уверен, что при ведении хозяйства работы значительно больше, нежели плодов труда, поэтому не стремился продолжить дело родителей.

Мальчик получил образование только в церковной школе и не научился даже писать без ошибок. Когда Форд стал главой компании, он не мог грамотно составить договор. Однажды в газете промышленника назвали «невежественным», из-за чего Форд подал на издание в суд. Но изобретатель был уверен, что для человека главное не грамотность, а умение думать.


В 12 лет Генри потерял мать, и это событие потрясло мальчика. В том же возрасте будущий предприниматель впервые увидел локомобиль. Форд пришёл в восторг от экипажа, двигающегося под действием мотора, и решил в будущем самостоятельно собрать движущийся механизм. Но отец хотел, чтобы Генри стал фермером, поэтому критически воспринимал интерес ребёнка к механике.

В 16-летнем возрасте Форд отправился в Детройт и стал учеником в механической мастерской. Спустя четыре года Генри вернулся на ферму, где днём трудился по хозяйству, а ночью занимался изобретениями. Чтобы облегчить отцу повседневную работу, Форд создал молотилку, которая функционировала на бензине. Учитывая востребованность подобной техники, вскоре нашёлся и покупатель. Генри продал патент на изобретение , а потом получил работу в компании этого знаменитого предпринимателя.

Бизнес

В 1891 году Форд снова поехал в Детройт, чтобы стать инженером-механиком в компании Томаса Эдисона. Эту должность Генри занимал до 1899 года, но в свободное от работы время продолжал трудиться над созданием машины. Форд не просто занимался любимым делом, а жил идеей создания доступного автомобиля. В 1893 году Генри сумел добиться результата – сконструировал своё первое авто.


Руководство компании Эдисона не поддерживало увлечений сотрудника и рекомендовало отказаться от невероятных затей. Вместо этого в 1899 году будущий промышленник ушёл с работы и стал одним из владельцев «Детройтской автомобильной компании». Но и здесь парень не задержался надолго и спустя три года покинул фирму из-за расхождений во взглядах с другими совладельцами.

В это время изобретение молодого предпринимателя не пользовалось большим спросом. Чтобы привлечь внимание клиентов, Форд разъезжал по городу на своём автомобиле. При этом Генри часто высмеивали и обзывали «одержимым» с улицы Бегли. Но парень не боялся неудач и презирал страх перед проигрышами. В 1902 году Форд участвовал в автогонках и сумел опередить действующего чемпиона США. Задачей изобретателя была реклама автомобиля и демонстрация его достоинства, и парень достиг желаемого результата.


В 1903 году начинающий бизнесмен создал компанию «Ford Motor» и приступил к производству автомобилей «Ford A». Изобретатель хотел предоставить покупателям машину универсального образца, которая бы отличалась надёжностью и экономичностью. Постепенно Форд сделал конструкцию машины значительно проще, стандартизировал различные механизмы и детали. Изобретатель впервые использовал для производства машин конвейер, что было настоящим новаторством. Талантливый бизнесмен добился прорыва в автомобилестроении и занял лидирующие позиции в этой отрасли.

Генри Форд не боялся трудностей и боролся даже с самым сильным противником. Когда «Ford Motor» столкнулась с синдикатом автомобилестроителей, молодой предприниматель оказал сопротивление. Ещё в 1879 году Джордж Селден получил патент на проект автомобиля, но не реализовал его. Когда другие компании занялись производством автомобилей, изобретатель стал обращаться в суд. После первого выигранного дела ряд фирм купили у него лицензии и создали ассоциацию производителей автомобилей.


Судебное разбирательство против Форда началось в 1903 году и длилось до 1911 года. Промышленник отказался покупать лицензию и обещал защиту своим клиентам. В 1909 году Форд проиграл дело, но после его пересмотра суд постановил, что все автомобилестроители действовали в рамках закона и не нарушали патентные права Селдена, так как применяли двигатель иной конструкции. В итоге, объединение автомобилестроителей распалось, а Форд завоевал славу борца за интересы покупателей.

Успех пришёл к талантливому изобретателю в 1908 году с началом выпуска «Форда-Т». Детище Форда отличалось простой отделкой, демократичной ценой и практичностью. Даже выбрал этот автомобиль, переделанный под санитарную машину.


Автомобиль Генри Форда модели "Форд-Т"

Продажи компании «Ford Motor» быстро возрастали, ведь автомобили Форда были качественные, но недорогие. При этом стоимость «Форда-Т» с годами падала: если в 1909 году цена авто составляла 850 долларов, то в 1913 году упала до 550.

На 1910 год приходится строительство Генри Фордом завода «Хайленд парк». Спустя три года здесь стали применять сборочный конвейер. Сначала был собран генератор, а потом и двигатель. Сборкой каждого двигателя занималось несколько десятков рабочих, которые выполняли отдельные операции и этим сокращали время производства. Также применялась движущаяся платформа, в результате чего шасси изготавливались в два раза быстрее. Подобные эксперименты затрагивали многие стороны производственного процесса, повышая его продуктивность и экономичность.


Постепенно промышленник закупил рудники, угольные шахты и открыл новые заводы. Так Форд добился полного производственного цикла: от добычи руды до выпуска готовых машин. В итоге бизнесмен создал целую империю, которая не зависела от других компаний и внешней торговли. На 1914 год Форд выпустил 10 млн. автомобилей или 10% всех автомашин мира.

Генри Форд стремился улучшить условия труда на заводах. С 1914 года зарплата рабочих возросла до 5 долларов в день. Но чтобы получать такие деньги, сотрудники обязывались расходовать их разумно. Если же заработок тратился на выпивку, тогда работника увольняли.

На предприятиях устанавливался режим работы в три смены по 8 часов, вместо двух по 9 часов. Также предприниматель ввёл один выходной и оплачиваемый отпуск. Хотя от рабочих требовалось соблюдение жёсткой дисциплины, хорошие условия притягивали тысячи людей, и Форд не испытывал недостатка в кадрах. Тем не менее, до 1941 года на заводах американского промышленника действовал запрет на профсоюзы.


В начале 20-х годов Форд продавал больше автомобилей, нежели все конкуренты в совокупности. Из десяти реализуемых в США машин семь производись компанией Форда. В этот период промышленника стали называть «автомобильным королём».

С 1917 года США участвовали в войне в составе Антанты. Тогда заводы Генри Форда занялись выполнением военных заказов и производили каски, противогазы, подводные лодки и танки. Но предприниматель подчёркивал, что не хочет зарабатывать на кровопролитии и обещал вернуть казне полученную прибыль. Патриотический порыв Форда приветливо встретили соотечественники, что подняло авторитет промышленника.


После войны талантливый изобретатель столкнулся с новой проблемой – падением продаж «Форда-Т». Ассортимент «Ford Motor» был ограниченным, а покупатель хотел разнообразия. Высказывание Форда о том, что он может предложить авто любого цвета, если таковым цветом будет чёрный, соответствовало действительности, но уже не отвечало потребностям рынка. Предприниматель делал ставку на доступность, реализуя авто в кредит, но фирма-конкурент «General Motors» предложила разнообразие моделей и вырвалась вперёд.

Продажи стремительно падали, и на 1927 год Форду угрожало банкротство. Тогда изобретатель остановил производственный процесс и занялся созданием нового автомобиля. Форду также помогал сын, который участвовал в разработке дизайна авто. В том же году промышленник презентовал модель «Форд-А», которая отличалась эффектным внешним видом и улучшенными техническими характеристиками. Эти нововведения вернули Форду лидерские позиции на автомобильном рынке.


Автомобиль Генри Форда модели "Форд-А" 1927 года

Ещё в 1925 году предприниматель решил создать авиакомпанию, которая получила название «Ford Airways». Затем Форд приобрёл фирму Уильяма Стоута и стал производить авиалайнеры. Впоследствии особой популярностью пользовался «Форд Тримотор». Этот пассажирский самолёт находился в серийном производстве в течение 1927-1933 годов. Было произведено 199 экземпляров, которые эксплуатировались до 1989 года.

В 20-х годах Генри Форд поддерживал экономические отношения с СССР. Первый советский трактор серийного производства «Фордзон-Путиловец», презентованный в 1923 году, создавался на основе трактора «Фордзон». В течение 1929-1932 годов сотрудники «Ford Motor» содействовали строительству и реконструкции заводов в Москве и Горьком.


Самолет Генри Форда "Форд Тримотор"

В первые годы Великой депрессии компания Форда уверенно держалась на плаву, но в 1931 году кризис затронул «Ford Motor». Падение продаж и возрастание конкуренции вынудили Форда снова закрыть часть заводов и снизить зарплаты оставшимся работникам. Возмущённая толпа стала прорываться к заводу «Руж», полиция разогнала людей только с помощью оружия.

В очередной раз Форд нашёл выход из сложной ситуации благодаря новому изобретению. Промышленник представил «Ford V 8» – автомобиль спортивного образца, скорость которого достигала 130 км/час. Новый продукт позволил возобновить полноценную работу компании и нарастить объёмы продаж.

Политические взгляды и антисемитизм

В биографии Генри Форда есть несколько страниц, которые вызывали осуждение у современников. Так, ещё в 1918 году изобретатель купил издание «The Dearborn Independent» и спустя два года стал распространять антисемитские идеи. В 1920 году ряд публикаций этой тематики были объединены в одной книге – «Международное еврейство». Впоследствии идеи и публикации Форда активно использовали нацисты для воздействия на молодое поколение.


В 1921 году с осуждением взглядов изобретателя выступили 119 выдающихся граждан США, в том числе три президента. В 1927 году Форд признал допущенные ошибки и опубликовал письмо с извинениями в СМИ.

Предприниматель поддерживал связь с НСДАП и даже оказывал нацистам финансовую поддержку. восхищался Фордом и хранил портрет изобретателя в мюнхенской резиденции. В книге «Моя борьба» упомянут только один американец – Генри Форд. В оккупированном нацистами городе Пуасси (Франция) с 1940 года действовал завод Генри Форда, производивший автомобили и авиационные двигатели.

Личная жизнь

В 1887 году Генри Форд женился на Кларе Брайант – дочери простого фермера. «Автомобильный король» жил с Кларой дружно и счастливо. Жена стала надёжной опорой для талантливого изобретателя. Брайант верила в мужа, когда над ним смеялись горожане и критиковали коллеги. Однажды в интервью Форд сказал, что хотел бы прожить ещё одну жизнь лишь в том случае, если бы мог снова жениться на Кларе.


У супругов родился только один сын Эдсел (1893-1943), который впоследствии стал главным помощником отца. Между Генри Фордом и Эдселом часто возникали споры, но это не мешало их дружеским отношениям и совместной работе. Отец был трезвенником, любил деревенские танцы и наблюдение за полётом птиц, а сын предпочитал современное искусство, джаз, шумные вечеринки и коктейли.

Смерть

«Автомобильный король» управлял «Ford Motor» до 30-х годов, после чего передал управление Эдселу. Причиной ухода бизнесмена от руководства компанией стали конфликты с партнёрами и профсоюзными организациями. Сын Форда с 1919 года исполнял обязанности президента, поэтому полностью справлялся с новыми полномочиями. После смерти сына в 1943 году от рака желудка старый промышленник снова возглавил автомобильную империю.

Но преклонные годы не позволяли Форду управлять компанией на должном уровне, а потому спустя два года он уступил бразды правления внуку – Генри Форду II. Умер выдающийся изобретатель 7 апреля 1947 года от кровоизлияния в мозг. На то время Форду исполнилось 83 года.

«Автомобильный король» сумел реализовать детскую мечту, оставив после себя одну из крупнейших автомобильных компаний мира. При этом основной задачей промышленника был не заработок, а улучшение жизни людей с помощью любимого занятия – изобретения и производства автомобилей.

После себя Генри Форд оставил автобиографию «Моя жизнь, мои достижения», в которой красочно описал методы организации труда на предприятии. Изложенные в этой книге идеи переняли многие компании, а цитаты из высказываний изобретателя остаются актуальными и сегодня.

Ещё в 1928 году бизнесмен получил медаль Эллиота Крессона за достижения в автомобильной индустрии. Истории жизни и достижений Форда посвящено множество книг и фильмов. Так, в 1987 году в Канаде вышла кинолента Аллана Истманса «Форд: человек-машина», рассказывающая об изобретателе как об одном из символов Америки.

Цитаты

  • «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм - это основа любого прогресса»
  • «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»
  • «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения»
  • «Качество - это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит»
  • «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей»
  • «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять»

Генри Форд (30 июля 1863 - 7 апреля 1947) - Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, основатель “Форд мотор компани” (Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства.

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, - сын вел себя как принц, случайно очутившийся на ферме. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой. Он ненавидел кур и коров, терпеть не мог молока. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе - каким-нибудь другим способом». Например, он, Генри, каждое утро должен взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой. Зачем делать это каждый день, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб?

Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел - поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера.

В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец.

На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом – Форд был уволен. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.

А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына к фермерскому делу: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем - будь готов солгать.

Вскоре Генри Форд задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое - также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки - люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома. Построив наскоро на своем участке уютный домик, Генри поселился в нем с молодой женой. Много лет спустя автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара могла часами слушать рассуждения мужа об идее создания самодвижущегося экипажа. На протяжении долгой семейной жизни она всегда умела сохранять элегантный баланс - интересовалась делами мужа, но никогда не вмешивалась в них.
Время шло. И однажды Форд-старший обнаружил уютный домик молодоженов покинутым - Генри с Кларой неожиданно переехали в Детройт, где Форд поступил работать в Детройтскую электрическую компанию инженером.

В ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына. Мальчика назвали Эдсел.
В том же году в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи 4 июня пришёл сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается её испытать. Названный «Квадрициклом» и весящий всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах.

И в том же 1893 году Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а затем – в 1899 году – главным инженером Детройтской автомобильной компании. Но через некоторое время там стали замечать, что Форд все свои умственные и физические силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе. Генри предложили занять руководящую должность с условием, что он бросит свое изобретение. Форд колебался. Доводы разума были таковы: семью надо содержать, сбережений нет - все ушло на постройку тележки. Клара, видя его колебания, сказала, что, как бы Генри ни поступил, она одобрит его решение. Уволившись, Форд принялся «продавать себя». Он искал состоятельных компаньонов, ведь у самого Генри денег, как таковых, не имелось, и в своем новом предприятии он отводил себе роль поставщика идей. Но идеи эти покупать никто не хотел. В конце концов, после того, как Генри прокатил одного бизнесмена-детройтца на своей тележке с бешеной скоростью, он дал согласие поработать с изобретателем. «Детройт Автомобайл Компани» просуществовала недолго. «На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один новый товар. Я покинул свой пост, решив больше никогда не занимать зависимого положения», - вспоминал Форд. И снова началась «торговля идеями», поиск компаньонов. Отказы сыпались на него как из рога изобилия, из одной конторы его чуть не вывели силой. Наконец, в 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани». Генри стал главным управляющим. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».
Автомобильный король так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры просто делали для босса деревянный макет и отдавали ему на суд.

В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 - 1919 и в 1943 - 1945).

Настоящим триумфом Форда стало внедрение модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный по цене товар для тысяч и тысяч “средних американцев”. Успех превзошёл все ожидания. За годы производства модели “Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок.

Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. “Террор машины” – так Форд характеризовал внедрённую им систему управления. Чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки – всё это способствовало тому, что империя Форда работала в режиме автомата.

Форд первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Однако, идя на улучшение социального положения трудящихся, Форд предпочитал это делать исключительно по собственной инициативе. По этому в дальнейшем он упорно игнорировал давление профсоюзов, что в конце концов привело к затяжному конфликту с ними в 1937-1941 гг. На его заводах было создана социологическая служба со штатом 60 человек, что по тем временам было крупным новаторством.

Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни, увлекался историей американской культуры, не был чужд филантропии. Однако его общественная деятельность – активная антиеврейские вступления, круиз мира во время первой мировой войны, попытка стать сенатором – носила преимущественно скандальный характер.

Уверовав в собственную гениальность, Форд начал терять гибкость и чутьё новатора. В 30-е годы произошли серьёзные изменения в потребительском спросе, а Форд, преданный своей прежней концепции, их не учёл. В результате ведущие позиции в автомобилестроении пришлось уступить другой крупной компании – “Дженерал моторз”.

В сентябре 1945 года Форд передал руководство компанией (до этого формально принадлежавшей его единственному сыну Эдселю) своему внуку и тёзке Генри Форду 2 и отошёл от дел. Спустя 2 года – 7 апреля 1947 года – в возрасте 83 лет Форд скончался.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook