Новое в законодательстве: водительские права категории B1 – что это? Подкатегория прав «B1»: квадрициклы и трициклы Категория b b1 m

Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.

По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.

Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.

Категории В и В1

Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.

В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.

Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.

Квадрициклы и трициклы

Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:

  • нагруженная масса до 400 кг, либо - 550 - для грузовых ТС;
  • мощность двигателя до 15 кВ.

Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.

Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.

Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.

Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.

Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.

Права для управления квадроциклами

Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.

В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.

Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.

Огромный выбор автотранспортных средств вынуждает периодически вводить новые категории в удостоверение, дающее право на управление определенными видами техники. Российским законодательством также предусмотрены некоторые дополнительные пункты в водительском удостоверении. Например, что означает категория b1 в водительских правах?

Это нововведение появилось два года назад и на момент текущего года остается законным основанием, дающим право на управление определенными транспортными средствами.

Описание категории B1

Новая графа появилась благодаря массовому распространению различного рода квадрициклов и трициклов. Уместнее будет сказать, что категория В осталась без изменений (разрешает вождение легкового автотранспортного средства менее 3500 кг с количеством сидячих мест не более 8), а b1 является дополнительным подпунктом к ней.

Все нововведения отображены на оборотной стороне водительского удостоверения наряду с основными пунктами.

Транспортные средства с менее тяговитыми двигателями и значительно меньшими габаритами уже относятся к другой категории, введенной для мопедов (М).

Дополнительно к пункту b1 предусмотрены два подпункта, которые проставляются в крайней правой графе (12) в строке с указанием категории. Эти дополнительные аббревиатуры обозначаются как «AS» и «MS». Возникает вопрос о том, какие машины можно водить, обладая этими отметками в собственных правах, и что означает AS:

  • AS (Automotive Steering) – допуск к управлению транспортным средством, имеющим автомобильный руль. Дает дополнительную возможность установки сидения автомобильного типа на квадрицикл или трицикл взамен стандартных.
  • MS (Motorcycle Steering) – дает право на управление квадрициклом или трициклом в стандартной комплектации.

Транспортные средства, которыми можно управлять

Трициклы и квадрициклы набирают широкую популярность в нашей стране за последние годы. Эти агрегаты популярны в виде транспортных средств выходного дня, на которых можно осуществлять передвижение по пересеченной местности, труднопроходимым дорогам и другим интересным местам:

  • Трициклы. Эти транспортные средства представляют собой мотоциклетный агрегат, обладающий тремя колесами и оснащенный силовым агрегатом с объемом равным или превышающим 50 куб. см. Рынок автотранспортных средств переполнен различной техникой, в продаже имеются трициклы с полностью электрической тягой.
  • Квадрициклы. Эти агрегаты представляют собой мотоциклетный транспорт на четырехколесном ходу с двигателем мощностью менее 20 л. с., подлежащий обязательной регистрации в органах Госавтоинспекции. Электрические модификации квадрициклов должны обладать электромотором, обладающим мощностью не более 15 КВт. Также вес данного транспортного средства не должен быть тяжелее 0,55 тонны, а максимальные скоростные показатели – не более 25 км/ч.

Квадроциклы и квадрициклы – это совершенно разные транспортные средства. Первая категория мототранспорта не предназначена для передвижения по общественным дорогам, они также не имеют кабины. Вторая категория мототранспорта оснащена кабиной и имеет возможность передвижения по дорогам общего пользования и больше напоминает автотранспорт или мотоколяску.

Порядок получения категории b1

Открытие данного подпункта к основной графе В не требует значительных усилий. Для ее получения не предусмотрена программа обучения и сдача экзаменов.

  • Категория В – дополнительно открываются подкатегории b1 и AS.
  • Категория А – также становится доступной b1 и MS.

Вышеописанные подкатегории также открываются в автоматическом режиме для водителей, проходящих процедуру замены водительского удостоверения по истечению его срока действия или в итоге восстановления документа по причине утери, кражи. В данном случае прохождение дополнительного обучения с точки зрения законодательства нашей страны не предусмотрено.

В случае необходимости получения категории b1 для новичков, учеба и сдача соответствующих экзаменов — обязательные мероприятия. На выбор начинающим водителям предоставляются варианты прохождения программы обучения по направлениям А или В, либо одновременно обеим.

1 апреля 2014 года вступил в силу приказ МВД России от 9 января 2014 года № 6 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России». Данный приказ частично изменил внешний вид водительских удостоверений – в них появились новые категории, подкатегории и отметки.

Так, для управления мопедами и легкими квадроциклами была введена новая категория – «М», при этом получить водительское удостоверение на скутер или мопед теперь можно только с 16 лет. Однако необходимо отметить, что требование о наличии у водителей мопедов водительского удостоверения будет контролироваться сотрудниками ГИБДД при надзоре за дорожным движением только после вступления в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств категории «М» и обучения по этим программам граждан, желающих получить водительское удостоверение соответствующей категории.

Всем, у кого есть «права» любой категории, открывать категорию «М» и сдавать экзамены на нее не нужно – им достаточно уже имеющегося у них водительского удостоверения для управления мопедом, а при обмене водительского удостоверения категория «М» будет открыта им автоматически.

В рамках уже существующих категорий («A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE») были введены подкатегории. Теперь в российских водительских удостоверениях появятся такие обозначения как «A1», «В1», «C1», «D1», «C1E» и «D1E». Категория «А1» даст право управления мотоциклами малой мощности, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 кВт. «В1» потребуется для вождения трициклов и квадрициклов. С подкатегорией «С1» можно будет управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не превышает 7,5 тонн, а с подкатегорией «D1» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест, помимо сиденья водителя. Подкатегории «С1Е» и «D1Е» предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг. Все эти обозначения теперь будут отражены в водительском удостоверении.

Законом также была разрешена сдача экзаменов на автомобилях с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях таких водителей теперь появится соответствующая отметка – в разделе 14 «Ограничения» будет ставиться обозначение «АТ» – управление только автомобилем с «автоматом». При этом если в будущем водитель захочет пересесть на «механику», ему необходимо будет сдать практический экзамен на транспортном средстве с механической коробкой передач, иначе он будет привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления им.

Водительские права – это документ, позволяющий водить транспортное средство той или иной категории. 3 года назад были приняты ряд изменений в профильном законодательстве, которые отобразились в водительском удостоверении. Появление новых данных, дополнительных граф и пометок в правах несколько смутили тех, водителей, которые обратились в ГИБДД за заменой документа. У новоиспеченных участников дорожного движения удостоверение не вызвало никаких вопросов, так как разъяснения были ими получены в классах автошколы.

Приобрели, прежде всего, ряд категорий и подкатегорий, которые ранее не использовались. Эти новшества в своих правах увидели водители, получавшие документ после 1 апреля 2014 года. Современный перечень выглядит таким образом:

  • категория «А» дает право управлять мотоциклами;
  • наличие категории А1 несколько ограничивает возможности водителя, и позволяет ездить только на легких мотоциклах;
  • обладателю категории «В» позволяется управлять легковыми авто или грузовыми моделями до 3,5 тонн;
  • получив отметку «ВЕ», можно ездить на легковых авто с прицепами;
  • наличие категории В1 дает право управлять трициклами и квадрициклами;
  • права категории «С» позволяют управлять грузовыми машинами, от 3,5 тонн;
  • наличие документа с «СЕ» значит, что водитель может сесть за руль грузовика с прицепом;
  • водительское удостоверение категории «С1» несколько ограничивает возможности, и позволяет управлять средними грузовыми авто от 3,5 до 7,5 тонн;
  • «С1Е» – категория водителей легких грузовиков с прицепами;
  • водительские права категории «D» позволяют управлять автобусами;
  • отметка «DE» означает, что можно водить автобус с прицепом;
  • «D1» является новой подкатегорией, и позволяет управлять небольшими автобусами;
  • если в ваших правах стоит отметка «D1E», это значит, что небольшими автобусами с прицепом вы управляете на законных основаниях;
  • категория «М» является новой, и присваивается тем, кто хочет сесть за руль мопеда;
  • водители трамваев получают категорию «Tm»;
  • для управления троллейбусом необходимо получить права категории «Tb».

Подобные изменения несколько усложнили жизнь тем, кто уже давно проходил обучение. Только внимательное изучение документа и поиск информации о полученной новой категории позволяет избежать проблем с сотрудниками ГИБДД.

Получение водительского удостоверения «В1»

Для получения водительского удостоверения категории «В1» необходимо пройти обучение в автошколе, достичь 18-летнего возраста, пройти медицинское освидетельствование и сдать экзамен в ГИБДД.

Следует отметить, что учиться будущий водитель может отправиться и в 17 лет, но официальный документ будет выдан только после наступления совершеннолетия.

В соответствии с действующим законодательством, права любых категорий выдаются сроком на 10 лет. По истечению этого периода необходимо обратиться в отделение ГИБДД для осуществления замены.

Возможности водителя, получившего категорию «B1»

Появление таких новых видов транспорта, как трициклы и квадрициклы, заставило задуматься о том, как узаконить их управление. Техника существенно отличается от привычных для многих мотоциклов, поэтому документ с категорией «А» здесь будет неуместным.

Данные транспортные средства стали активно использоваться молодыми людьми. Этот факт серьезно усложнил жизнь участникам дорожного движения, так как получалось, что на улицы страны выехали тысячи молодых людей, не прошедших специальную подготовку.

Данные транспортные средства по своим техническим характеристикам достаточно близки к автомобилям, поэтому было принято решение ввести категорию «B1».

Удостоверение с таким обозначением имеют право получить граждане, достигшие совершеннолетия, прошедшие подготовку и подтвердившие медицинской справкой установленного образца право садиться за руль.

Получив водительские права категории «Б», можно управлять:

  1. трициклами с объемом рабочего агрегата более 50 кубических сантиметров, которые могут развивать скорость более чем 50 км/час;
  2. легкими квадрициклами, массой не более 350 кг, и скоростью до 50 км/час;
  3. квадрициклами, весом до 400 кг и силовым агрегатом, мощностью до 15 кВт или грузовыми моделями, имеющими вес до 550 килограмм.

Данное нововведение существенно сократило количество аварийных ситуаций на дорогах, так как число водителей, не имеющих водительские права на подобные транспортные средства, практически приравнялось к «нулю».

Специальные отметки

Участники дорожного движения, которым присвоена категория «В1» обращают внимание на наличие дополнительных отметок в пункте 12 документа. Это может быть буквенное обозначение «AS», «MS» или «ML». Если вы участник дорожного движения, которому присвоена категория водительских прав «В1», что это может обозначать необходимо знать.

Буквенное обозначение «AS» напротив отметки «В1» ставится только в том случае, если водителю присвоена категория «А» или «Б». При наличии обеих, пометка «AS» не используется.

Аббревиатура имеет расшифровку. В английском варианте это звучит как Automotive Steering, что в переводе обозначает «автомобильный тип управления». Таким образом, можно сделать вывод о том, что отметка «AS» в водительском удостоверении означает, что его обладатель может управлять техникой дозволенного вида с автомобильным типом руля и посадки.

В некоторых правах нового типа возле категории «Б1» можно найти буквенное обозначение «MS». Расшифровывается оно как Motorcycle Steering. Если аббревиатура присутствуют в вашем документе, то необходимо знать, что такое обозначение ставится в том случае, когда водитель допущен к управлению квадрициклами, трициклами или мотоциклами с мотоциклетным типом посадки и руля.

Что касается аббревиатуры «ML», то она обозначает, что участник дорожного движения имеет некоторые медицинские ограничения.

Ответственность за отсутствие необходимой отметки в документе

Если права выдаются впервые, вопросов относительно пометок не возникает. Новоиспеченный участник дорожного движения получает все необходимые разъяснения во время прохождения обучения.

Сложности могут возникнуть у тех, кто обратился за заменой удостоверения, у которого истек срок действия или за выдачей дубликата утерянного документа. Получив документ нового образца с множеством непонятных обозначений, многие не обращают на них внимание. Подобная халатность расценивается как административное правонарушение и может иметь не очень приятные последствия. Сев за руль транспортного средства, на которое не распространяется их категория, автолюбители имеют все шансы заплатить достаточно большой штраф.

Инспектор ГИБДД, выявивший подобное административное нарушение, имеет право выписать нарушителю штраф в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей, в зависимости от сложности ситуации, так как подобное действие приравнивается к езде без прав. Транспортное средство могут доставить на штрафплощадку. В этом случае нарушителю придется запалить за услуги эвакуатора, и оплатить каждый день пребывания техники на территории ГИБДД.

Практика показывает, что введение категории «В1» серьезно дисциплинировало водителей. Многие обеспеченные родители расценивали трициклы и квадрициклы, как игрушку для своих подросших чад. Подобное отношение нередко приводило к серьезным последствиям, когда страдал не только горе-водитель, но и другие частники дорожного движения, в том числе и пешеходы.

Теперь наличие возрастного ограничения и обязательного прохождения обучения в автошколе позволило стабилизировать ситуацию. Серьезно повлияло поведение владельцев этого типа техники и введение штрафных санкций. Этот факт подтверждают ежедневные сводки с автомобильных дорог страны.

Каждый гражданин нашей страны для возможности управления определённым транспортом должен получить водительское удостоверение требуемой категории. Это необходимо, так как управление ТС, имея права несоответствующей категории, трактуется как езда без прав вообще.

При таком нарушении водителя ждёт серьёзный штраф и арест транспортного средства, например автомобиля. Поэтому, управляя машиной, вы должны точно знать, что имеете категорию, относящуюся именно к данному средству передвижения.

Подкатегория прав «В1»: Общая характеристика

  • трициклами;
  • квадроциклами.

При этом важно знать о том, что такая категория позволяет управлять автотранспортом, который создан для движения по дорогам общего пользования. Но если транспортное средство не предназначено для этого, то для управления им нужно наличие специальных тракторных прав.

Также не стоит забывать об имеющихся ограничениях:

  • объём двигателя не должен превышать 50 см3;
  • максимальная скорость передвижения не должна превышать 50 километров в час.

Отличие квадроциклов от трициклов

Многие граждане ошибочно уверены, что квадроциклы и трициклы — это одно и то же средство передвижения. На самом деле у них имеется множество различий.

Трицикл обладает следующими особенностями:

  • автомобильным креслом;
  • салоном;
  • рулем, педалями и селектором переключения скоростей, с помощью которых осуществляется управление.

У квадроцикла же салон обычно отсутствует. Водитель осуществляет движение при помощи мотоциклетного руля и рычага. Различить эти машины между собой довольно просто. Но нужно знать о том, что такое средство передвижения может иметь смешанные признаки.

К какому виду относится то или иное транспортное средство определяется либо заводом-изготовителем, либо при помощи экспертизы.

По городу можно осуществлять движение на обоих видах транспортных средств в том случае, если:

  • имеется водительское удостоверение необходимой категории;
  • имеются необходимые по закону световые приборы и транспортное средство полностью соответствуют нормам экологии и безопасности;
  • имеется регистрация в отделение ГИБДД и на транспортное средство установлен регистрационный номер;
  • имеется полис обязательного страхования.

Если всё вышеуказанные требования соблюдены, то вы смело можете управлять транспортным средством на дороге общего пользования, при этом, не опасаясь штрафных санкций.

Стоимость и срок обучения

Обучение в автошколе с целью получения прав определённой категории требует определенной платы. Она, несомненно, будет зависеть от следующего:

  • региона проживания;
  • уже имеющихся категорий;
  • автошколы, в которой вы решили обучаться;
  • количества времени практических и теоретических занятий.

В недавно изданных законах содержаться определённые стандарты, они определяют количество часов обучения, для получения прав данной категории. Обычно обучение категории «В1» осуществляется на протяжении 2 месяцев.

В некоторых автошколах гражданам сразу предлагают пройти дополнительное обучение, для того чтобы лучше усвоить приобретенные навыки. Естественно, за определенную оплату.

Со всеми условиями обучения и ценами обязательно нужно ознакомиться до подписания договора. В среднем за получение категории «В1» вам придется отдать от 15 до 25 тысяч рублей.

До заключения договора с автошколой в большинстве случаев предлагают сразу обучиться на несколько категорий. В такой ситуации стоимость обучения будет ощутимо выше, но такой вариант окажется выгоднее, чем обучение на каждую из них по отдельности.

Также необходимо помнить, что в большинстве автошкол с вас могут потребовать дополнительную плату за бензин. Обязательно найдите в договоре этот пункт и обсудите его до подписания.

Как сдать экзамен и получить права?

Получить права категории «В1» значительно проще, чем какие-либо другие. Поскольку квадроциклами и трициклами не так сложно управлять. Довольно большое количество граждан сдают манёвры на площадке с первого раза.

Практический экзамен для получения прав придётся сдавать 2 раза. Сначала в автошколе, а затем перед сотрудниками ГИБДД. Для успешной сдачи вам нужно выполнить базовые манёвры, а после проехаться по городу.

Теоретический экзамен будет проходить на компьютере. Требуется ответить на вопросы, которые содержатся в билетах. После этого вам останется только явиться в отделение ГИБДД для получения водительского удостоверения.

Сдача экзамена на получение прав категории «В1» довольно проста. Но не стоит относиться к процессу обучения халатно, ведь каждый автотранспорт представляет собой средство передвижения, управление которым требует внимательности, наличия определённых навыков и соблюдения правил дорожного движения.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook