Горбатый "Запорожец": фото, характеристики, отзывы. "русское авто с берегов даугавы" Горбатый запорожец

Ну почему на этой вроде бы городской машинке хочется к морю - теплому Черному b ли прохладному Балтийскому? Моторчик скромный, тарахтит хоть весело, да громковато, багажник тоже совсем не гигантский. Разгадка, думаю, проста: для многих именно эта машина - символ первых автомобильных радостей, свободы, дальних романтических путешествий!

ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

Полчаса позора, зато - на работе! Анекдоты и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор - в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неприлично криво! Самые внимательные обнаружили: даже надпись на передке какая-то странная - «Запорожець». Не все сразу догадались: это по-украински.

Но соревнование в остроумии выдавало сильный интерес. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников - их медленно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна почти каждому труженику.

По нынешним отечественным меркам ЗАЗ-965 создали довольно быстро. Он, конечно, не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю - у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Но, учитывая принципиальную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое производство не только в Запорожье, но и в Мелитополе (двигатель), надо признать: уложились в сроки весьма сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (совместно НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился первый прототип «Москвич-444» - сначала с импортным мотором, потом с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Правда, до начала серийного производства прошло еще больше года.

Конечно, кругленький (немного грубоватое «горбатый» придет позже) автомобильчик был далек от идеала вообще и даже для советского человека в частности. Все, конечно же, мечтали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках показали весь цвет американского автопрома. Как не похож на эти роскошные, огромные, сияющие хромом и ошеломляющие техническими характеристиками крейсеры маленький, словно поджавший губы от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы настоятельно подчеркивают: догнать и перегнать США - не значит повторять все заокеанские перегибы. Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся вполне прилично: полностью независимые подвески - спереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, спереди рессора), четырехступенчатая коробка передач, мотор - 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Двигатель знаменитого «гадкого утенка» - «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Лишь немецкие «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.

Впрочем, для советских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»-то - 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Помните? Это почти как первая любовь с ее радостями и разочарованиями...

МОРЕ - ВПЕРЕДИ, МОТОР - СЗАДИ

Он вовсе не такой неудобный, как кажется на первый взгляд. По крайней мере для водителя и переднего пассажира. Хуже всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали вполне приемлемы, к рычагу переключения передач с довольно большими ходами можно привыкнуть - не хуже, нежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили...

Чтобы терпеливо перенести разгон хотя бы до 60 км/ч, нужно чувство юмора и добродушие. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Поначалу даже весело! Но представим себе путь к морю километров в пятьсот, а то и в тысячу! А ведь маленькие, тесненькие машинки во времена их молодости служили, как правило, именно дачными и отпускными!

Спина уже устает от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение все больше давит на уши - при том, что даже для не полностью загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была огромным счастьем! Которому завидовали еще больше семей. Ну а мизерный багажник часто дополняли конструкцией на крыше, размерами скорее подходящей для «Волги».


Летом на нормальных для «зазика» скоростях управляемость сносная - опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не любит. Это быстро поняли те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли. Да-да, в ралли! Скажем, знаменитый в СССР гонщик, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом» - и, как и некоторые иные спортсмены, испытал на прочность его крышу. Кстати, этот показатель у ЗАЗ-965 на высоте! Впрочем, подавляющему большинству владельцев куда важнее ремонтопригодность. Первый автомобиль в условиях дефицита мастерских и запчастей способствовал освоению навыков слесаря, моториста, даже жестянщика и маляра. Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (сначала опустить, потом вытянуть назад), и можно его ремонтировать - прямо в гараже или во дворе. Бывало, с помощью соседа двигатель доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение жены и заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного охлаждения (зато течей нет!) ремонтировали, разбирая по цилиндрам. И вот общая семейная радость - машина снова на ходу!

Вещью в себе была автономная печка. Греет вне зависимости от температуры двигателя... когда работает. Свеча накаливания, регулятор... Звучит теперь так же экзотично, как «выставить зажигание» или «отрегулировать уровень в карбюраторе». Впрочем, зимой тогда ездили редко. Большинство «запорожцев» стояли на приколе - редко в гараже, чаще под брезентом во дворе, где нахальные мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку...

Съезжаю с шоссе на живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» вполне приличная: минимальный дорожный просвет, как нынче у иных кроссоверов: 175 мм, а под двигателем и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно боится. Вот и приехали. Только что вроде болела спина, уставали неприкаянная левая нога и уши. А вот теперь почему-то хочется ехать дальше!

МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ

Берег моря или хотя бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков - рижская «Спидола»!) и, конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х. А может, и правда здесь поблизости - скажем, вон за той сосной - ждет романтическое приключение, а то и будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где помимо пятерых одушевленных героев важные роли играют «Волга» и «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эпохи отражала довольно верно.


Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не слишком быстр и не так чтобы уж очень надежен. Он ведь первый! А впереди большая и светлая жизнь - твоя личная и страны, которая строит все больше жилья, пусть пока малогабаритного, а за пару месяцев до старта серийного 965-го даже запустила в космос живых существ - собачек Белку и Стрелку!

Конечно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а семейным транспортом. А меняя хозяев, попадали, как правило, к тем, кто тоже только начинал автомобильную жизнь. Теперь «зазик» и их учил ездить, ремонтировать, красить. Прошло еще немало лет, прежде чем к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них кабриолеты, спорткупе, стретчи. Или - наконец-то! - как к раритетам. Конечно, многие расставались со старыми, совсем уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но теперь и они смотрят на эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью. Наверное, вспоминают первую любовь с ее восторгами, радостями, обидами и разочарованиями....

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» - по-украински.

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» - по-украински.


СОВЕТСКАЯ НАРОДНАЯ Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт в некоторые страны автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 - фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин. Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.

..

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Общие данные

Вес автомобиля (без полезной на-
грузки, масла, бензина, запасного ко-
леса, комплекта инструмента, деталей
и узлов системы отопления кузова)

610 кг (+18 кг)

Вес снаряженного автомобиля:
без нагрузки

с полной нагрузкой

Распределение веса снаряженного
автомобиля с полной нагрузкой по
осям:

на переднюю ось

на заднюю ось

Габаритные размеры (номинальные):

высота (без нагрузки)

База (расстояние между осями)

Колея передних колес (по грунту)

Колея задних колес (при полной
статической нагрузке)

Дорожный просвет (под кронштей-
нами передней подвески при полной
нагрузке)

Наименьший радиус поворота (по
следу наружного переднего колеса)

Углы свеса (с полной нагрузкой):
передний

Наибольшая скорость на горизон-
тальном участке ровного сухого шос-
се при нагрузке двух человек (вклю-
чая водителя)

Применяемое топливо

Бензин автомобильный А-72 или А-76
(ГОСТ 2084-67)

Контрольный расход бензина на 100 км пробега летом для исправного, про-
шедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при постоянной скорости -
35-40 км/час на 4-й передаче на горизонтальном и ровном шоссе - 5, 5 л.

Примечание. Контрольный расход бензина является показателем,
определяющим исправность автомобиля, и эксплуатационным расходом
топлива служить не может.
Норму эксплуатационного расхода топлива завод не устанавливает.


Двигатель

Тип двигателя

Бензиновый, четырехтактный, карбю-
раторный, с верхним расположением
клапанов, воздушного охлаждения

Число и расположение цилиндров

4. V -образное, угол развала цилиндров

Диаметр цилиндра

Ход поршня

Рабочий объем цилиндров

887 см3

Степень сжатия (номинальная)

Мощность максимальная, (при
4000-4200 об/мин)

Крутящий момент, максимальный
(при 2800-3000 об/мин)

Порядок работы цилиндров

Удельный расход топлива, мини-
мальный

275 г/э л. с. час

Цилиндры

Чугунные, с ребрами охлаждения, раз-
дельные

Картер коленчатого вала

Туннельного типа из магниевого сплава

Головки цилиндров

Из алюминиевого сплава, съемные,
общие на каждые два цилиндра, гнезда
клапанов вставные, из отбеленного чу-
гуна

Из алюминиевого сплава, имеют два
компрессионных и два маслосъемных
кольца

Коленчатый вал

Из магниевого чугуна, литой, трехопорный

Коренные подшипники

Три, из алюминиевого сплава

Верхние, расположены наклонно в го-
ловках цилиндров

Шатунные подшипники

Тонкостенные, из стальной ленты, за-
литой алюминиевым сплавом

Фазы газораспределения

Впускные клапаны: открытие 10° до
ВМТ, закрытие 45° после НМТ; выпуск-
ные клапаны: открытие 45° до НМТ,
закрытие 10° после ВМТ

Газопровод впускной

Общий на четыре цилиндра

Система смазки

Комбинированная: под давлением и
разбрызгиванием

Очистка масла

Центрифугой на коленчатом валу

Масляный насос

Шестеренчатый, привод от коленча-
того вала двигателя

Охлаждение двигателя

Воздушное, принудительное

Вентилятор

Осевой, расположен на валу якоря
генератора

Охлаждение масла

Воздушно-масляным радиатором

Карбюратор

Вертикальный, с падающим потоком
К- 125

Воздушный фильтр

Комбинированный инерционно-масля-
ный, с фильтрующим элементом

Бензиновый насос

Диафрагменный, имеет рычаг для руч-
ной подкачки горючего

Вентиляция картера

Открытая


Силовая передача

Сцепление

Однодисковое, сухое. Наружный диа-
метр ведомого диска 170 мм

Коробка передач

Трехходовая, четырехступенчатая.
Имеет четыре передачи вперед и одну
назад. Шестерни второй, четвертой и
третьей передач косозубые и снабжены
синхронизаторами

Передаточные числа

Первая передача - 3, 73: 1

вторая передача - 2, 29: 1
третья передача - 1, 39: 1
четвертая передача - 0, 964: 1
задний ход - 4, 76: 1

Главная передача

Пара конических шестерен со спираль-
ными зубьями: передаточное число -
4, 63: 1 (37 и 8 зубьев)

Дифференциал

Конический, с двумя сателлитами

Полностью разгруженного типа

Передача толкающих усилий

Рычагами задней подвески

Ходовая часть

Низкого давления, бескамерные, раз-
мер 5, 20-13

Ступицы передних колес

Литые из ковкого чугуна вместе с тор-
мозным барабаном

Подвеска передних колес

Независимая, торсионная, работает

Подвеска задних колес

Независимая; пружинная, работает
совместно с двумя амортизаторами

Амортизаторы

Гидравлические, поршневые, двусто-
роннего действия, телескопического типа

Рулевое управление

Колодочные на четыре колеса

Приводы тормозов

1. Ножной - гидравлические, действует
на все колеса от педали
2. Ручной - тросовый, действует на
задние колеса

Электрооборудование

Система проводки

Однопроводная, «минус» соединен с
массой

Номинальное напряжение

Генератор

Типа Г -501, переменного тока, трехфаз-
ный, мощностью 250 вт, или Г-502 с
встроенным кремниевым выпрямителем.

Выпрямитель

Типа В-310, селеновый, для генера-
тора Г-501.


Реле-регулятор

Типа РР-310, состоит из вибрационно-
го регулятора напряжения и реле вклю-
чения

Реле блокировки

Типа РБ-1, состоит из электромагнит-
ного реле и выпрямительного моста из
диодов, для питания электромагнитного
реле

Аккумуляторная батарея

Типа 6-СТ-42, емкостью 42 а ч

Катушка зажигания

Распределитель зажигания

Типа Р-114 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажига-
ния и октан-корректором

Свечи зажигания

Типа А6УС с резьбой СП-М14Х 1, 25 мм

Датчик указателя температуры масла

Типа ТМ-101

Датчик аварийного давления масла

Типа ММ- 102, отрегулирован на дав-
ление 0, 4 - 0, 7 кг/см2

Типа СТ351Б, последовательного воз-
буждения, мощностью 0, 6 л. с., с элек-
тромагнитным тяговым реле PC 900A
Управление тяговым реле - дистанцион-
ное, от замка зажигания
В цепи управления предусмотрено до-
полнительное реле (типа РС-502) и реле-
блокировки РБ-1, защищающие стартер
от разноса при передержке включения и
защищающие контакты клеммы «СТ»
замка зажигания от подгорания.
Дополнительное реле расположено на
стенке моторного отсека

Тип ФГ-110, с двухнитевой лампой
дальнего и ближнего света 60 и 40 св.

Подфарники

Типа ПФ-215, с двухнитевыми лампа-
ми: для света стоянки 4 св. и для ука-
зателя поворота 32 св.

Задние фонари

Типа ФП-225 - левый, ФП-225-Б -
правый; с двухнитевыми лампами: для
света стоянки 4 св., для указателя по-
воротов 32 св. и однонитевой лампой
для стоп-сигнала 21 св.

Фонарь номерного знака

Имеет одну лампочку в 3 св.

Центральный переключатель света

Типа П-38, имеет три положения ру-
коятки: освещение выключено, включен
свет для городской езды, включен свет
для загородной езды; имеется реостат
для регулирования освещения шкал щит-
ка приборов

Ножной переключатель света для
ЗАЗ-965А

Типа П-39 (переключает дальний-
ближний свет фар или ближний свет
фары - подфарники).

Ручной переключатель света для
ЗАЗ-965АБ

Типа П46-Б2

Подкапотная лампа

Типа ПД1-М с лампой в 6 св.

Тепловой предохранитель

Биметаллический ПР-2Б, в цени осве-
щения установлен под панелью прибо-
ров на кронштейне подшипника рулево-
го вала

Плавкие предохранители

Типа ПР-103. В цепях: сигнала, при-
боров, стеклоочистителя; блок предохра-
нителей расположен в багажнике на
щитке передка


Щиток приборов КП-211А содержит:
указатель уровня бензина, указатель
температуры масла, указатель поворотов
и дальнего света фар, спидометр с сум-
марным счетчиком пройденного пути;
комбинация освещается лампой в 1 св.

Фонарь контрольной лампы аварийного давления масла

Типа ПД20-В с лампой в 1 св.

Стеклоочиститель

Типа СЛ-210, электрический с двумя
щетками. Имеет переключатель на два
положения: включено и выключено

Типа ПК-110, один, с лампой 3 св., с выключателем

Включатель стоп-сигнала

Типа ВК-12, включает стоп-сигнал при
нажатии на, педаль тормоза; расположен
на главном тормозном цилиндре

Звуковой сигнал

Типа С-44, электромагнитный, вибра-
ционный. Расположен на панели передка
в багажнике

Контрольная спираль накала свечи
отопителя,

Накаляется при включении отопителя
в течение 12 - 20 сек. Установлена под
панелью приборов

Фонарь контрольной лампы отопи-
теля

Типа ПД-20Б, загорается в момент на-
чала работы отопителя (по истечении
45 -60 сек после включения), в 1 св.

Включатель отопителя

Типа П-300, имеет три положения

Штепсельная розетка

Прерыватель указателей поворотов

Типа РС-57Б, расположен слева под
панелью приборов

Замок зажигания и включатель
стартера

Типа ВК21-Д, расположен на панели
приборов

Датчик указателя уровня бензина

Типа БМ-110А

Переключатели (для указателя по-
воротов и включателя стеклоочисти-
теля)

Типа П-17А

Гибкий вал привода спидометра

Типа ГВ-120, длина вала 2530 мм

Тип кузова

Закрытый, двухдверный, цельнометал-
лический, несущий

Оборудование кузова

Багажник в передней части, зеркало
заднего вида, два противосолнечных ко-
зырька, стеклоомыватель, коврики на
полу

Передние - мягкие, из губчатой рези-
ны, раздельные, регулируемые в про-
дольном направлении под рост водителя
и пассажира. Спинки сидений имеют
регулируемый наклон и откидываются
назад для устройства спальных мест
Заднее - мягкое, пружинное, с двух-
местной сплошной подушкой и спинкой

Вентиляция кузова

Местная, бессквозняковая, осуще-
ствляется поворотом части стекол две-
рей или опусканием стекол в дверях

Отопление кузова

Осуществляется независимым отопи-
телем, где воздух подогревается и по-
дается в кузов и на обдув ветрового
стекла


Оборудование

Заправочные емкости и нормы

Бензиновый бак

Система смазки двигателя

2, 8 л (2, 5 кг)

Воздушный фильтр

Картер коробки передач и главной
передачи

1, 5 л (1, 3 кг)

Картер рулевого механизма

Ступица передних колес

100 г (каждая)

Система гидравлического привода
тормозов

Передние амортизаторы

185 см3 (каждая)

Задние амортизаторы

145 см3 (каждая)

Регулировочные данные

Зазор между стержнем клапана и
носком коромысла (на холодном дви-
гателе)

Для впускных - 0, 08 мм
Для выпускных - 0, 1 мм

Давление масла (для контроля, ре-
гулировке не подлежит)

Не менее 1, 2 кг/см2 при 3000 об/ мин
и температуре масла 85°С

Нормальная температура масла
двигателя

80- 1 00°С

Прогиб ремня вентилятора

Зазор между контактами прерыва-
теля

0, 35-0, 45 мм

Расстояние от плоскости разъема
поплавковой камеры карбюратора до
уровня бензина при проверке стеклян-
ной трубкой

Зазор между электродами свечей

Свободный ход педали сцепления

Свободный ход педали тормоза

3 - 6 мм (регулировке не подлежит)

Давление воздуха в шинах:

передних колес

1, 3 кг/см2- 1, 5 кг/см2

задних колес

1, 7 кг/ см2- 1, 9 кг /см1

Схождение задних колес (при пер-
пендикулярном положении плоскости

Проверка оптическим прибором типа
«Экзакта»;

колеса к уровню пола)

от -10" до +35"

Проверка натянутой нитью

Правое колесо. Левое колесо

от 2 до 6 мм от 0 до 6 мм

Схождение передних колес (при
расстоянии от нижней трубы подвес-
ки до опорной плоскости колес 254 мм
и стяжке колес сзади с усилием
10+0, 5 кг

При измерении линейкой между ши-
нами по выступающим частям боковин:
1 - 3 мм
При измерении оптическими прибо-
рами:
от + 8" до +23"

Расположение номеров двигателя, шасси и кузова

Номер двигателя выбивается на правой стороне картера рядом с местом
крепления бензонасоса.

Номер шасси и кузова выбивается на полке панели передка.

Заводские номера двигателя, шасси (номер шасси является номером авто-
мобиля) и кузова выбиты также на заводской табличке, расположенной в мо-
торном отсеке.

22 ноября 1960 года была выпущена первая промышленная партия "Запорожцев" ЗАЗ-965. До конца года было выпущено около тысячи экземпляров. Модернизация автомобиля шла почти постоянно, были изменены тормоза (введена автоматическая регулировка зазора между колодкой и барабаном), передняя подвеска (усилены рычаги), увеличивалась мощность двигателя: сначала до 27, а потом и до 30 л.с. В салоне были установлены более комфортабельные передние сиденья и модернизированный щиток приборов, на котором появился масляный термометр. В таком виде автомобиль дожил на конвейере до 1969 года. За это время было выпущено всего 322 106 "Запорожцев" моделей 965 и 965А, а также инвалидных модификаций 965Б и 965АБ и автомобилей для почтовой службы 965С.

Заводские номера двигателя, шасси (он же номер автомобиля) и кузова - Выбиты на табличке, расположенной с левой стороны моторного отсека (под капотом). Номер двигателя, кроме того, выбивается на правой стороне картера коленчатого вала рядом с местом крепления бензинового насоса.

Двигатель.

Модель двигателя - МеМЗ-965
Тип двигателя - Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения
Число цилиндров - 4
Диаметр цилиндра в мм - 66
Ход поршня в мм - 54,5
Рабочий объем в л - 0,746
Степень сжатия (номинальная) - 6,5
Мощность в л. с:
- максимальная (при 4000 об/мин) - 23
- налоговая - 2,85
Крутящий момент наибольший (при 2200—2500 об/мин) в кгм - 4,5
Эффективный удельный расход топлива наименьший в г/л.с. ч. - 260
Порядок работы цилиндров - 1—2—4—3
Цилиндры - Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения. Угол развала цилиндров 90°
Головки цилиндров - Из алюминиевого сплава, съемные, общие на каждые два цилиндра. Гнезда клапанов вставные
Поршни - Выполнены из алюминиевого сплава с овальной конусной юбкой, имеющей Т-образную прорезь
Поршневые кольца - Два компрессионных и одно маслосъемное на каждом поршне. Верхнее кольцо покрыто пористым хромом, а второе компрессионное - луженое
Поршневые пальцы - Плавающие, удерживаются от осевого перемещения стопорными кольцами
Шатуны - Стальные, кованые, дзутаврового сечения, с тонкостенными сменными вкладышами в нижней головке и бронзовой свертной втулкой в верхней головке
Коленчатый вал - Отлит из магниевого чугуна, трехопорный, с противовесами, с масляными каналами, статически и динамически сбалансирован
Коренные подшипники - Из алюминиевого сплава, съемные
Распределительный вал - Стальной, полый, двухопорный; поверхности шеек и кулачков закалены
Привод распределительного вала - Шестеренчатый; ведомая шестерня из магниевого сплава
Клапаны - Верхние, расположены в головках цилиндров: впускной клапан - тюльпанообразный, изготовлен из стали 9С2; выпускной клапан - тюльпанообразный, изготовлен из жаропрочной стали ЭИ69. Диаметр головки впускного клапана 26,5 мм, выпускного - 25 мм
Пружины клапанов - С постоянным шагом навивки
Толкатели клапанов - Плунжерного типа, чугунные, с отбеленной рабочей поверхностью
Седла клапанов - Вставные; изготовлены из специального жароупорного и антикоррозийного чугуна
Коромысла - Стальные с регулировочным винтом
Штанги коромысел - Дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками
Система охлаждения - Воздушная принудительная с циркуляцией на отсос; снабжена осевым вентилятором
Вентилятор - Осевого типа; расположен в развале цилиндров на оси генератора
Система смазки - Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Поддавлением смазываются коренныей и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, толкатели, оси коромыселби втулки коромысел. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием
Масляный насос - Шестеренчатого типа с приводом от коленчатого вала; расположен в крышке распределительных шестерен
Масляный фильтр - Центробежного типа; расположен на переднем конце коленчатого вала
Масляный радиатор - Трубчатый; включен в систему смазки параллельно; расположен в развале цилиндров на картере двигателя
Вентиляция картера - Сифонная, полость картера через крышку распределительных шестерен сообщается с атмосферой
Бензиновый бак - Установлен в багажном отсеке с правой стороны кузова. Наполнительная горловина бака расположена центрально и снабжена герметической пробкой с клапаном
Бензиновый насос - Диафрагменный, с отстойником в головке, снабжен рычагом для ручной подкачки бензина
Карбюратор - Типа К-123, с падающим потоком, балансированный, двухдиффузорный, с экономайзером и насосом-ускорителем
Воздухоочиститель - Инерционно-контактного типа, с масляной ванной и капроновым фильтрующим элементом
Газопроводы - Впускной и выпускной трубопроводы размещены на противоположных сторонах головок цилиндров. Впускной трубопровод расположен сверху и отлит из алюминиевого сплава. Выпускной трубопровод изготовлен из стальной трубы
Глушитель - Для каждой пары цилиндров один глушитель, трехкамерный, с перфорированной трубой
Подвеска силового агрегата - В трех точках на резиновых подушках: две передние - в верхней части картера сцепления, третья (задняя) - на коробке передач
Система пуска двигателя:
- основная - Электрический стартер
- дублирующая - Пусковая рукоятка
Сухой вес двигателя со сцеплением, главной передачей и коробкой передач 120 кг
Маркировка двигателя - Буквенная, выбита на правой стороне картера коленчатого вала рядом с местом крепления бензинового насоса непосредственно за порядковым номером (после звездочки). По внутреннему диаметру цилиндра двигатели, собираемые на заводе и равноценные по качеству, подразделяются на две группы А и Б. Группа А - диаметр = 66,018 - 66,009 (цвет - красный); группа Б - диаметр = 66,009 - 66,000 (цвет - зеленый). Цвет, обозначающий группу, наносится краской на одном из ребер охлаждения цилиндров.

Трансмиссия.

Сцепление - Однодисковое, сухое, постояннозамкнутое, с давлением на ведомый диск шестью цилиндрическими пружинами.
Наружный диаметр ведомого диска - 170 мм
Коробка передач - Шестеренчатого типа, четырехступенчатая, с задним ходом, трехходовая. Установлены синхронизаторы для включения второй, третьей и четвертой передач
Передаточные числа:
первой передачи - 3,83
второй передачи - 2,29
третьей передачи - 1,39
четвертой передачи - 0,897
передачи заднего хода - 4,79
Карданные шарниры - Два; крестовины шарниров на игольчатых подшипниках. Два скользящих соединения расположены в пазах полуосевых шестерен дифференциала
Главная передача - Пара конических шестерен со спиральными зубьями: передаточное число 5,12 (4 и 8 зубьев)
Дифференциал - Конический с двумя сателлитам
Полуоси - Полностью разгруженного типа

Ходовая часть.

Шины (размеры в дюймах) - Низкого давления бескамерные, размер 5,20—13"
Подвеска передних колес - Независимая торсионная; работает совместно с двумя амортизаторами
Ступицы передних колес - Отлиты из ковкого чугуна вместе с тормозным барабаном. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Ступицы задних колес - Стальные. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Подвеска задних колес - Независимая, пружинная; работает совместно с двумя амортизаторами
Амортизаторы подвески передних и задних колес - Гидравлические, поршневые, двустороннего действия, телескопического типа
Колеса - Штампованные, дисковые, со съемными колпаками. Профиль обода М х 13". Число шпилек крепления колеса - 4
Тормозные барабаны передних колес - Отлиты из ковкого чугуна совместно со ступицами передних колес
Тормозные барабаны задних колес - Отлиты из ковкого чугуна, съемные; крепятся к ступице заднего колеса шестью болтами
Запасное колесо - Установлено и закреплено внутри багажника кузова
Вес агрегатов ходовой части в кг:
- передняя подвеска с тормозами в сборе - 50
- задняя подвеска с тормозами в сборе - 40

Механизмы управления.

Рулевое управление:
- тип рулевого механизма - Глобоидальный червяк с двойным роликом
- передаточное число - 17 (при среднем положении сошки)
Рулевое колесо - С двумя спицами и декоративной кнопкой. Диаметр обода рулевого колеса 400 мм
Тормоза:
- ножной - Колодочный с гидравлическим приводом; действует на все колеса. Колодки тормозов плавающего типа
- ручной (стояночный) - С механическим тросовым приводом; действует только на колодки задних тормозов (через уравнитель)
Диаметры тормозных цилиндров в мм:
- главного - 19
- колесного переднего тормоза - 19
- колесного заднего тормоза - 19

Электрооборудование.

Система проводки - Однопроводная; отрицательный полюс источников тока соединен с массой
Номинальное напряжение в сети 12 в
Аккумуляторная батарея:
тип - 6-СТ-42
расположение - Под поликом багажника кузова
Катушка зажигания:
тип - Б-1 малогабаритная с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером
расположение - На верхнем, кожухе системы охлаждения двигателя (с правой стороны)
Распределитель зажигания - Типа Р-35В с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором
Свечи зажигания - Типа СН-306 (А 7,5У) с резьбой СП-М14х1,25 мм
Генератор - Типа Г-114, параллельного возбуждения, мощностью 160 вт, 13 а
Реле-регулятор - Типа РР-109 двухэлементный: реле обратного тока и вибрационный регулятор напряжения, объединенный с органичителем силы тока. Расположен на передней стенке моторного отсека
Стартер - Типа СТ-114М, последовательного возбуждения, мощностью 0,6 л.с., с механическим включением
Фары - Типа ФГ110 с двухнитевой лампой дальнего и ближнего света 60 и 40 св.
Подфарники - Типа ПФ-205 с двухнитевыми лампами: для света стоянки - 6 св. и для указателя поворотов - 21 св.
3адние фонари - Типа ФП-110. Два с двухнитевыми лампами: для света стоянки - 6 св., для указателя поворотов - 21 св. Один с однонитевой лампой для стоп-сигнала - 21 св.
Фонарь номерного знака - Типа - ФП-111; имеет одну лампочку в 3 св.
Плафон внутреннего освещения кузова - Типа ПК-110 с одной лампой в 3 св. и с включателем
Стеклоочиститель - Типа СЛ-210 электрический с двумя щетками. Имеет переключатель типа П17-А на два положения: включено и выключено
Датчик аварийной температуры масла - Типа ММ-7 (отрегулирован на температуру 112° С)
Датчик аварийного давления масла - Типа ММ-102 (отрегулирован на давление 0,4—0,7 кг/см2)
Центральный переключатель света - Типа П44-Б. Имеет три положения рукоятки: освещение выключено, включен свет для городской езды, включен свет для загородной езды. Имеется реостат для регулирования освещения щитка
Ножной переключатель света - Типа П39 переключает ближний - дальний свет фар
Ручной переключатель света (для ЗАЗ-965Б) - Типа П46-Б переключает ближний - дальний свет фар
Подкапотная лампа - С лампой в 6 св.
Тепловой предохранитель - Биметаллический (в цепи освещения); установлен на центральном переключателе света
Плавкие предохранители - В цепях: сигнала, приборов, стеклоочистителя; блок предохранителей расположен в багажнике на щитке передка
Приборы - Щиток приборов типа КП-210 содержит: указатель уровня бензина; контрольную лампу температуры масла; контрольную лампу давления масла; указатель поворотов и дальнего света фар; спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути; комбинация освещается лампой в 1 св.
Штепсельная розетка - Типа 47-К; расположена под панелью приборов, с левой стороны
Переключатель указателей поворотов - Типа П17-А; расположен на панели приборов
Включатель звукового сигнала - Кнопка в ступице рулевого колеса
Включатель стопсигнала - Типа ВК-12, включает стопсигнал при нажатии на педаль тормоза; расположен на главном тормозном цилиндре
Прерыватель указателей поворотов - Типа РС-57, дает мигающий свет для указания поворота; расположен под панелью приборов
Звуковой сигнал - Типа С-44 электромагнитный, вибрационный. Расположен на передней подвеске
Электродвигатель вентилятора отопителя - Типа МЭ-200 мощностью 5 вт
Выключатель отопителя - Типа П7-Б; имеет три положения: выключено; включены электродвигатель и спираль накала со свечей; дополнительно включен электромагнитный клапан
Контрольная спираль накала свечи отопителя - Накаляется при включении отопителя в течение 15—20 сек, установлена под панелью приборов
Контрольная лампа отопителя - В 1 св.; загорается в момент начала работы отопителя (по истечении 45—60 сек после включения)
Замок зажигания - Типа ВК-21А; расположен на панели приборов

Кузов

Тип кузова - Закрытый, двухдверный, цельнометаллический, несущий
Оборудование кузова - Багажник в передней части, зеркало заднего вида, два противосолнечных козырька,стеклоомыватель и коврики на полу
Запорные устройства дверей - Замок в ручке левой двери, запирающийся снаружи ключом. Правая дверь запирается изнутри кузова поворотом внутренней ручки. Поворотные стекла дверей запираются специальными ручками изнутри кузова
Стекла - Закаленные. Ветровое и заднее стекла гнутые
Вентиляция кузова - Местная бессквозняковая; осуществляется поворотом части стекол дверей или опусканием стекол в дверях
Сиденья - Передние - мягкие (из губчатой резины), раздельные, регулируемые в продольном направлении под рост водителя и пасажира. Заднее - мягкое, пружинное, с двухместной сплошной подушкой и спинкой
Оперение - Капот, поднимающийся вверх и отпирающийся изнутри кузова. В открытом положении капот удерживается подпоркой Имеется предохранительный крючок от самопроизвольного открывания капота
Буфера (пеоедний и задний) - Штампованные хромированные
Обивка кузова - Из специальной обивочной ткани и кожзаменителя
Окраска кузова - Синтетическими автомобильными эмалями (ТУ МХП)
Отопление кузова - Независимым отопителем, в котором воздух подогревается и подается в кузов и на обдув ветрового стекла электромотором мощностью в 5 вт
Вес отрихтованного и окрашенного кузова 210 в кг

Емкости заправочные в л

Бензинового бака - 30
Системы смазки двигателя - 2,8
Воздушного фильтра (ванны) - 0,09
Картера коробки передач и главной цередачи - 2
Картера рулевого механизма - 0,4
Ступицы переднего колеса 100 г
Системы гидравлического привода тормозов - 0,4
Переднего амортизатора - 0,2
Заднего амортизатора - 0,15

Основные данные для регулировок и контроля

Зазоры между наконенниками стержней клапанов и нажимными (регулировочными) болтами коромысел на холодном двигателе при температуре головки цилиндров 15—20° С в мм:
- для впускного клапана - 0,08
- для выпускного клапана - 0,1
Фазы газораспределения (при расчетной величине зазоров между наконечниками стержней клапанов и нажимными болтами коромысел) в град.:
- открытие впускного клапана - 10 до ВМТ
- закрытие впускного клапана - 46 после НМТ
- продолжительность впуска - 146
- открытие выпускного клапана - 46 до НМТ
- закрытие выпускного клапана - 10 после ВМТ
- продолжительность выпуска - 146
- перекрытие клапанов - 20
Давление масла в системе смазки прогретого двигателя (для контроля, регулировке не подлежит) - 2 кг/см2
Прогиб ремня вентилятора под давлением большого пальца руки - 12—15 мм
Расстояние от полоски разъема поплавковой камеры до уровня бензина при проверке стеклянной трубкой (на поплавковой камере «уровень») - 18 мм
Зазор между контактами прерывателя - 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечи - 0,6—0,75 мм
Свободный ход педали сцепления - 25—35 мм
Свободный ход педали тормоза (регулировке не подлежит) - 3—6 мм
Уровень тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра (от верхней кромки наливной горловины) - 10-15 мм
Давление воздуха в шинах в кг/см2:
передних колес - 1,3
задних колес - 1,7
Схождение передних колес (при измерении между шинами) при полной статической нагрузке автомобиля - 1-8 мм
Схождение задних колес (измеряется между шинами) при перпендикулярном положении плоскости колеса к уровню пола - 1-6 мм
Угол развала передних колес (регулировке не подлежит) - 0°40"±20"

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модель ЗАЗ-965 ЗАЗ-965Б
Год выпуска модели 1960 1961
Число мест (включая место водителя) 4 4
Вес автомобиля в кг:
- без нагрузки 650 650
- с полной нагрузкой 950 950
Распределение веса снаряженного автомобиля с полной нагрузкой по осям в %:
- на переднюю ось 40 40
- на заднюю ось 60 60
Габаритные размеры (номинальные) в мм:
- длина 3330 3330
- ширина 1395 1395
- высота (без нагрузки) 1450 1450
База (расстояние между осями) в мм 2023 2023
Колея в мм:
- передних колес (по грунту) 1144 1144
- задних колес (при полной статической нагрузке) 1160 1160
Наименьший дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах (под кронштейнами передней подвески) в мм 175 175
Наименьший радиус поворота (по следу наружного переднего колеса) в м 5 5
>Углы свеса (с полной нагрузкой):
- передний 36° 36°
- задний 25° 25°
Наибольшая скорость на горизонтальном участке ровного сухого шоссе при полной нагрузке км/ч 80 80
Наибольший расчетный угол подъема на первой передаче 14°12" 14°12"
Путь торможения на сухом горизонтальном участке асфальтированного шоссе с полной нагрузкой от скорости 30 км/ч до полной остановки в м (не более) 6 6
Контрольный расход топлива (летом, для исправного и прошедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при скорости 40-50 км/ч, на горизонтальном и ровном шоссе) на 100 км в л. 5,5 5,5


965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовался только внутри завода, а изготавливалась на основе бракованных серийных автомобилей ЗАЗ.

«Запорожец» в индустрии сувенирной продукции и кинематографа

В Советском Союзе несколько предприятий выпускали игрушки ЗАЗа в масштабе 1:43, например полтавская мастерская «ААА», херсонский завод «Киммерия» или калининградский AGD. Кстати, совсем недавно, в 2009 году, белый сувенирный «Запорожец» вышел вместе с научно-познавательным журналом «Автолегенды СССР» (изд. «ДеАгостини»). В 2010 году небольшое предприятие "Наш автопром" пустило в продажу белый и синий экспортный ЗАЗ-965Э (масштаб 1:43). В этом же году Укрпочта выпустила уникальный штемпель с изображением Запорожца, который ставился на конверты только 18.11.2010 года.


Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала Автолегенды СССР №131

ЗАЗ-965 можно наблюдать в таких известных советских фильмах,как «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Сыщик», «Три рубля», «Акселератка». Кроме того, горбатый «снимался» в мультфильме «Зима в Простоквашино» и «Ну погоди!». Кстати те, кто смотрел фильм «Будьте моим мужем», смогли также узнать «Горбатого», из которого специально для этого фильма сделали кабриолет.

  • Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейским танком».
  • Кроме того. в народе были широко распространенные и такие прозвища, как «Запор», «Зазик», Фиат Фольксвагенович, Жужик, Малыш.
  • Устойчивые к раскаленному воздуху воздухозаборники Запорожца, которые были изобретены конструктором Вассерманом, в народе назывались «тёрки Вассермана».
  • Запорожец стал последним автомобилем в СССР, двери которого открывались против движения.
  • Отличаясь хорошей проходимостью, «горбатый» обзавелся известной народной шуткой-стишком: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».

Горбатый антиквариат! 1965 ЗАЗ 965 0.9 л / 27 л.с. – 50 лет один хозяин

ЗАЗ-965 «Запорожец» - советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.

ЗАЗ-965А «Запорожец» - модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год.

Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.

ЦЕНА

На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей - впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от продавца и сохранности автомобиля, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.

МОДИФИКАЦИИ

  • 965/965А - стандартная модификация
  • 965Э/965АЭ «Ялта» - экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»).
  • 965Б/965АБ - модификация, предназначенная для инвалидов, с поврежденными ногами и здоровыми руками.
  • 965Р/965АР - модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.
  • 965С/965АС - почтовый фургон, для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения. Задние боковые стекла были заменены металлическими филёнками.
  • Пикап для внутризаводского использования, не имел собственного индекса. Изготавливались из бракованных кузовов серийных машин.

ЗАЗ-965 В НАРОДЕ

Раннюю версию ЗАЗ-965 можно видеть в кинофильме «Королева бензоколонки».

Также автомобиль фигурирует в мультфильме «Зима в Простоквашино» -

…и «Запорожец» старый купили, разваленный…

«ЗАЗ-965» мельком показывается в советском мультфильме «Ну, погоди!» в пятом выпуске, когда Волк пытается заставить Зайца выйти из телефонной будки. Когда он закуривает много сигарет, его начинает качать и он выходит на дорогу, где его чуть не сбивает зелёный Запорожец. Похожий на ЗАЗ-965 автомобиль можно увидеть и в 20-й серии «Ну, погоди!»

«ЗАЗ-965» также снимался в фильмах «Три плюс два» (1962), «Пока гром не грянет» (1967), «Однажды двадцать лет спустя», «Сыщик» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Золотой глаз» (1995), «Патриотическая комедия» (1992), «ЛОпуХИ. Эпизод 1» (2009); грузинских короткометражках «Субботний вечер» (1975) и «Три рубля» (1976). Экспортную версию ЗАЗ-965АЭ можно увидеть в фильме «Акселератка» (1987), а самодельный кабриолет на базе ЗАЗ-965 - в фильме «Будьте моим мужем» (1981). В серии «По-взрослому» мультсериала «Барбоскины» масштабная модель «ЗАЗ-965» с кузовом кабриолет присутствует в качестве машинки Дружка.

Также ЗАЗ-965 является одним из героев клипа на песню «Эй, парень» Криса Кельми и группы «Рок-ателье».

  • Народные прозвища: «Жужик», «Запор», «ЗАЗик», «Малыш» и др. Но не смотря на насмешки и анекдотичность, автомобиль был народным любимцем, вплоть до 80-х годов прошлого века, при этом и в XXI веке встречаются любители этой модели.
  • Жалюзи воздухозаборники, так называемые «Жабры», имеют ещё одно название, которое имеет интересную историю. В процессе разработки, среди главных проблем автомобиля, являлся перегрев мотора. Решение нашёл один конструкторов завода «Коммунар» (ЗАЗ), по фамилии Вассерман. После испытаний, идея была одобрена и после, за этой деталью, закрепилось прозвище «тёрка Вассермана».
  • Поскольку благодаря конструкции автомобиль отличался высокой проходимостью, в народе шутили: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».
  • Среди модификаций «жужика» была и модель для инвалидов с одной рукой и одной ногой ЗАЗ-965АР. Главной особенностью было автоматическое электромагнитное сцепление - для управления автомобилем использовались только две педали и рычаг переключения передач. Впоследствии оно было признано недостаточно надёжным - ферромагнитный порошок со временем терял свои свойства, кроме того из-за повышенного момента инерции якоря не обеспечивалось быстрое переключение передач, необходимое для интенсивного разгона автомобиля, а синхронизаторы коробки передач существенно перегружались и сильнее изнашивались. Поэтому со временем (уже на моделях на базе ЗАЗ-968) вместо него внедрили сцепление с вакуумным приводом.
  • ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота (на самом деле ранние ЗАЗ-966 тоже имели тумблер поворотников в середине панели приборов) и с дверями, открывающимся против движения автомобиля.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook