Зис 5 6 размеры кабины чертеж. Четыре поколения грузовиков. Сила в насосе и поршне

От героев былых времен,
Не осталось, порой, имен.
Те, кто приняли смерный бой,
Стали просто землей и травой......

По уже сложившейся традиции к Дню Победы готовили новые проекты. В прошлые годы это были три Су-37 для группового пилотажа.
В этом году к Дню Победы был запущен новый проект ЗИС. С полетами еще не все было ясно, разрешено или нет.
Итак, автомобиль - ветеран ЗиС 5В. Дед нашего главного конструктора этого проекта во время ВОВ именно на таком автомобиле шел к Победе. Это память о нем и о других ветеранах ВОВ.
В плане мероприятий, было что эта модель будет принимать участие в параде Победы 9 мая в колонне Колледжа где мы сейчас базируемся. Успели все подготовить менее чем за сутки до мероприятий. Уже менее чем за сутки было решено изготовить каркас и тент в кузов.

Решено для масштабности проекта использовать готовое шасси на базе Baja в масштабе 1:5.
Авто новое, только обкатанное. Выбиралась именно заднеприводный вариант, для его "растягивания" под будущий проект.





От рамы отсоединена передняя часть с электроникой. Рама увеличена по длине на 50 см. Колеса в диаметре 25 см.
Основная проблема была в сборе рамы и изготовлении самих колес или использования уже готовых.








Зимой рассматривались разные варианты, но они представляли некоторую сложность, хотя по замыслу более копийно должны били смотреться. Но от этого отказались в пользу готовых изделий. Выход был найден в использовании с доработкой готовых колес от тележек. Так, приготовлены 7 колес. в т.ч. одно запасное. На наждаке по боковым сторонам шин снят рисунок. Ступицы демонтированы и на их месте изготовлены деревянные под стоковые хексы для более удобного монтажа. Задние колеса сдвоенные, между собой соединены винтами. Колеса камерные, все это оставлено как есть.
Рама снизу усилена алюминиевыми уголками. Вверху алюминиевым рельсом. К нему будет крепится кузов и кабина.
Из электроники, радиобокс с сервой рулевого управления перенесены вперед так как и были размещены с стоковом варианте. Серва привода торможения оставлена в стоковом месте на новом креплении по причине того чтобы не менять настройки для демонтажных работ и сбора стокового варианта Baja.

Изготовлены чертежи в масштабе 1:1. По ним и идет сборка авто.








Рассматривались варианты изготовления кузова, кабины из фанеры, но в силу более точного соответствия решено изготовить из из реек, все как в оригинале.



Для соблюдения пропорций собрана модель ЗИС 5В в масштабе 1:35.


Именно по ней просчитывались количество досок (реек) в каждом узле. Так, кузов и кабина содержат такое же количество реек и досок как в этой масштабной модели. Размеры так же соблюдены.

Доски кузова, кабины склеены между собой. Стянуты в щит струбцинами и клиньями. Кузов отделывается мелкими копийными деталями - петлями, навесами.
Кабина.
Как и в оригинале, изготавливается из досок (реек). Капот и крыша будут из жести. На боковинах капота изготовлены вентиляционные ребра.
























































Изготовлены рулевое колесо, сидение по образцу как в масштабной модели.


Двери так же набраны из реек. Двери открывающиеся.


Местная школа искусств, (дети кружка художественной лепки), занимались изготовлением водителя и пасажира. Водителя лепили по фото деда Главного конструктора этого проекта.












Для снижения громкости выхлопа и собран глушитель из гофры и сгонов водопроводных труб. В бочке поместили сетку металлическую.


Модель получилась достаточно тяжелая. Двигатель 26сс стоковый слабоват для нее. В общем, задача была проехать по ровной прямой, по асфальту. Что и было выполнено. Звук, дым все было как и задумывалось.
Максимальной детализации и сходства с прототипом задача неставилась, но старались чтобы было похоже.
Возможно, позже переделаем в электро версию. Стоковый двигатель 26сс слабоват для нее.

Изготовление модели.

Обкатка рамы

Участие в параде. В общем, все получилось как и было задумано.

В завершении парада модель выставлена для фотосессии всем желающим, которых было предостаточно, даже в очередь становились.









Приятно было послушать стариков, рассказавших, что на таких грузовиках довелось поездить после войны, а так же тех, чьи отцы, деды уходили на фронт и вернулись на таких машинах.



Архив располагает полным комплектом чертежей на бортовой автомобиль ЗИС-5 образца 1939-1941 г., на автомобили ЗИС-5В обр. 1942 и 1943 гг., а также дополнения на более поздние конструктивные изменения, включая модель ЗИС-50. Есть чертежи военных исполнений ЗИС-5 с универсальными кузовами (ЗИС-5А). Также присутствуют чертежи на газобалонную модификацию ЗИС-5, а также на газогенераторные варианты ЗИС-21, ЗИС-41, армейские вездеходы ЗИС-22 и ЗИС-42, полноприводный автомобиль ЗИС-32. На седельный тягач имеются только чертежи полуприцепа ПП-6. Чертежей на длинобазные варианты (ЗИС-11, ЗИС-12, ЗИС-14) в архиве нет. На автомобиль ЗИС-6 имеется 50% чертежей.



Стандартные исполнения (база 3810 мм)

  • ‒ базовый 3-х тонный грузовой автомобиль с универсальным кузовом (1933-1941 гг.)
  • ‒ экспортный вариант с дополнительным бензобаком и передним бампером (1933-1941 гг.)
  • ‒упрощенная модель, замена ЗИС-5 (1942-1948 гг.)
  • ‒ поздняя модификация с силовым агрегатом ЗИС-120, 11204 шт. (1947-1948 г.)

Нестандартные исполнения (база 4420 мм)

  • ЗИС-11 ‒ шасси с кабиной с увеличенным радиатором и пониженным картером заднего моста под пожарный автомобиль ПМЗ-1, 852 шт. (1939-1941 гг.)
  • ЗИС-12 ‒ удлиненное шасси на продажу другим заводам для установки различных кузовов и надстроек, 4576 шт. (1934-1941 гг.)
  • ЗИС-14 ‒ экспортное шасси с кабиной и без, с никелированной облицовкой радиатора, длиннобазный аналог ЗИС-5Э, 823 шт. (1936-1940 гг.)

Трехосные модификации

  • ЗИС-6 ‒ стандартный 6x4 автомобиль (1933-1942 гг.)
  • ЗИС-6Э ‒ экспортный вариант с хромированной облицовкой радиатора и передним бампером
  • ЗИС-6А ‒ вариант с увеличенными бортами для перевозки личного состава (1939-1941 гг.)
  • ЗИС-34 ‒ трехосное укороченное шасси без кабины для бронеавтомобиля БА-11, 16 шт. (1939-1940 гг.)
  • ЗИС-36 ‒ опытный автомобиль с колесной формулой 6x6 (1940 г.)

Седельные тягачи

  • ЗИС-10 ‒ короткобазный седельный тягач под 6-тонный полуприцеп ПП-6, 760 шт. (1938-1941 гг.)

Газовые модификации

  • ЗИС-Декаленков ‒ первый серийный советский газогенераторный автомобиль, собирался на ЗИСе, 125 шт. (1935-1936 г.)
  • ЗИС-13 ‒ автомобиль с древесноугольной газогенераторной установкой, 1730 шт. (1936-1938 гг.)
  • ЗИС-18 ‒ опытный газогенераторный автомобиль с установкой ЗИС-13 на шасси ЗИС-5 (1937 г.)
  • ЗИС-21/21А/21Э ‒ автомобиль ЗИС-5 с древесноугольной установкой, 19345 шт. (1938-1941 гг.)
  • ЗИС-31 ‒ автомобиль с древесноугольной газогенераторной установкой, 32 шт. (1939 г.)
  • ЗИС-41 ‒ автомобиль ЗИС-5 с газогенераторной установкой, замена ЗИС-21, 10 шт. (1941-1943 г.)
  • ЗИС-62 ‒ опытный газогенераторный автомобиль с упрощенной газогенераторной установкой (1942 г.)
  • ЗИС-30 ‒ автомобиль, работающий на сжатом газе, имел четыре баллона, 15 шт. (1938-1939 гг.)
  • ЗИС-40 ‒ опытный образец автомобиля, работающего на сжиженом газе с двумя газовыми баллонами (1941 г.)

Военные исполнения

  • ‒ военная модификация с двумя бензобаками и повышенными бортами кузова для перевозки личного состава, массовый выпуск (1939-1941 гг.)
  • ‒ аналог ЗИС-5А с универсальным кузовом (1939-1941 гг.)
  • ЗИС-32 ‒ полноприводный автомобиль, 197 шт. (1941 г.)

Самосвалы

  • ЗИС-19 ‒ опытный самосвал с односторонней разгрузкой (1934-1935 гг.)
  • ЗИС-20 ‒ опытный самосвал с трехсторонней разгрузкой (1934-1935 гг.)
  • ‒ самосвал с односторонней разгрузкой с кузовом ЗИС-19 (1946 г.)

Вездеходы для армии

  • ЗИС-33 ‒ армейская трехтонка со съемным гусеничным приспособлением, 4539 шт. (1940-1941 г.)
  • ЗИС-35 ‒ опытный автомобиль на гусеничном ходу (1939 гг.)
  • ЗИС-22 - полугусеничный автомобиль, 564 шт. (1939-1940 гг.)
  • ЗИС-42/42М - полугусеничный автомобиль, 6321 шт. (1942-1946 гг.)

Трехтонный автомобиль, модернизация автомобилей АМО-2 и АМО-3, которые в свою очередь представляли собой адаптированную модель американского грузовика Autocar SA. Автомобиль выпускался на ЗИСе в 1933-1941 гг., а также на УльЗИСе и на УралЗИСе, где с 1950 года он трансформируется в уральские варианты ЗИСа (ЗИС-5М, УльЗИС-355), и продержится в производстве до начала 60-х годов. Во время войны машина изготовлялась в упрощенном варианте, после войны на ЗИСе оставили деревянную кабину и гнутые крылья.

Автомобиль ЗИС-5 известен еще и тем, что на его базе строилось рекордное количество модификаций в истории мировой автопромышленности: вездеходы, автобусы, самосвалы, фургоны, строительные и дорожные машины. Варианты автомобилей на шасси ЗИС-5 по некоторым оценкам достигает тысячи штук.

В Архангельской области, на одном из островов Белого моря, чудом сохранился ЗИС-5, брошенный там ещё в 60-е годы в связи с полным отсутствием дорог. Таким мы его увидели.


Силовой агрегат оказался полностью родным, а вырез в моторном щите сделал водитель, который когда-то ездил на этом ЗИСе зимой. Нужен этот вырез для того, чтобы тёплый воздух от коллектора шёл прямо в кабину.


Кабина на этом ЗИСе в конце 50-х была заменена на новую от автомобиля УралЗИС-355. Об этом говорит «поздний » кронштейн крепления рулевой колонки, торпеда без воздухозаборного лючка и характерной отбортовки.


Задний мост с механическим приводом тормозов, карданный вал, тормозные тяги сохранились в очень хорошем состоянии. Кузов, естественно, не сохранился, но позже мы нашли его точные чертежи.


До войны кронштейн запасного колеса устанавливался сзади под рамой, что было крайне не удобно для эксплуатации. С 1943 года на автомобили ЗИС-5В стали устанавливать уже другие кронштейны, они крепились под кузовом с правой стороны.


На двигателе чётко видна маркировка месяца и года выпуска - март 1941 года, что подтверждается аналогичной отливкой на коллекторе. Крылья тоже в неплохом состоянии, сохранились даже замки капота.


На автомобиле сохранилась даже заводская защита двигателя. Обычно же такие защиты не сохранялись по двум причинам: во-первых, за время эксплуатации они сильно ржавели и гнили, а во-вторых, если двигатель снимали с машины, то эти щитки обычно на место уже не ставили.


Перед тем как вытащить ЗИСа, его пришлось откапывать из снега и чистить дорогу.


Особая благодарность виртуозному трактористу рыболовецкого колхоза «Красное знамя» Сергею Ивановичу. Он очень аккуратно вытащил ЗИСа с дальнего острова на большую землю.


За моторным щитом, соответствующем году выпуску машины, пришлось идти а район деревни Луги Ленинградской области. При отступлении в 1941 году из Пскова в Ленинград в болотах было брошено много техники, и до сих пор можно найти некоторые зап. части. На фото Павлов Александр Олегович, знаток автомобиля ЗИС-5. Благодаря его участию наши ЗИСы по степени реставрации одни из лучших в мире.

Поскольку у нашего ЗИСа не было капота и ещё многих деталей, нам нужно было где-то их найти. Неоценимую помощь в этом оказал Вадим Игоревич Матвеенко - главный «идеолог » нашего проекта, кандидат исторических наук, автор книги «Забытые и знаменитые».


Поскольку довоенные зап. части возможно найти только глубоко в лесу, то приходилось их вытаскивать таким вот способом.


Двигатель пришлось серьёзно ремонтировать и комплектовать недостающими зап. частями.


Кабина восстановлена по заводским чертежам и найденным ранее образцам.


Кузов — деревянный, изготовлен по чертежам и найденным металлическим элементам. Окрашивался в такой же цвет, как и кабина.


Замки, петли кузова и гайки установлены раннего типа (до 1938 года). Такие замки не очень нравились шоферам - из-за них борта открывались на ходу, и впоследствии были заменены на замки «американского типа», которые до сих пор устанавливаются на русских грузовиках.


Генератор 3-щеточный марки ГБР-4600, карбюратор МКЗ-6 образца 1938 года, воздушный фильтр МААЗ-5, бензонасос интересной конструкции - оригинальная «обвеска » мотора.


Масляный фильтр имеет набор войлочных колец (можно вырезать из старого валенка, промыть и ехать дальше). Рулевое управление типа «Росс -Гир» передавало усилие от рулевой колонки к поворотному механизму. На блоке двигателя виднеется треугольник с надписью ЗИС, а под ним - год выпуска.


Насос для накачки шин устанавливался на коробку переключения передач и работал от её шестерен.


Карданный вал не имеет эластичных шарниров. Оба шарнира — металлические типа «Спайсер № 500». Задние колеса имеют механические барабанные тормоза с двумя парами колодок, из которых одна приводится в действие от рычага ручного тормоза, а другая — от тормозной педали.


Привод передних тормозов тоже механический. Передние тормоза очень редко встречаются на ЗИСах, они практически не работали и требовали постоянных регулировок. Многие водители просто их снимали и выбрасывали.


Сложности с восстановлением кронштейна запасного колеса на возникло, а фаркоп тоже пришлось достать из леса.


Электрооборудование на нашей машине 6-вольтовое — оригинальный щиток приборов со спидометром, манометром, амперметром и достаточно сложным в ремонте центральным переключателем света. Снизу видна кнопка включения стартера.


КПП автомобиля ЗИС установлена оригинальная, представляет собой модернизацию КПП фирмы «Браун и Лайп» с увеличенными размерами шестерен. Бензиновый бак объемом 60 литров находился под сиденьем водителя — логику конструкторов понять современному человеку сложно, ведь для заправки необходимо открыть дверь и снять сиденье! Очевидно, это было нужно для того, чтобы водитель делал зарядку ежедневно и не курил за рулем.


Машина готова к ходовым испытаниям. Комплект родной резины марки Я-1 размером 34х7 (соответствует современной маркировке 200х508) производства Ленинградского завода «Красный треугольник» 1938 года выпуска устанавливается только на время экспозиции. Для ходовых испытаний используется более современная резина аналогичного размера.


Касымов Алим Джуманазарович - главный инженер, технолог, моторист, агрегачтик, жестянщик, маляр. В машине нет деталей, которые не побывали в руках этого гениального человека.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook