Шип или без что лучше. «Шипы» против «липучек. Какие зимние шины выбрать для моей машины

Спор о том, какую резину использовать зимой — шипованную или фрикционную — идёт, наверное, с тех пор, как в автомобильном мире было вообще решено, что один тип шин не может хорошо работать круглый год.

Чем вообще зимняя нешипованная шина отличается от летней?
В первую очередь — рисунком протектора — в нём куда больше мелких прорезей-ламелей, задача которых — цепляться за снег и лёд. А ещё — особым материалом, ведь смесь, из которой сварено «лето», уже при температуре ниже +5 «дубеет» и шина не может нормально справляться со своими обязанностями.

Основных типов зимней нешиповки два — это «европейский» и «скандинавский». Первый предназначен только для мягкой зимы без резких перепадов температур и при отличной работе коммунальной техники, которая быстро посыпает лёд и убирает снег.

В свою очередь, скандинавский тип «фрикционки» годится и для более суровых условий. Такая шина помимо прочего более «зубастая».

Что же дают шипы?
В первую очередь — устойчивость на льду, ведь это единственное покрытие, где любой протектор сам по себе бессилен. «Гвозди» же цепляются за лёд. Конечно, если водитель не будет слишком самоуверенным — ведь «улететь» с дороги можно абсолютно при любой скорости, что бы ни было под колёсами и в какую бы резину не был «обут» автомобиль.

Однако, следует знать, что шипы должны быть правильно установлены. Во-первых — прочно «сидеть» в своих гнёздах, дабы не вылететь в первый же сезон Для этого после установки шин на машину нужно проехать около 500 км без резких разгонов и торможений, «втаптывая» шипы в резину. Во-вторых вылет должен быть не менее заявленного производителем (максимальная величина по европейским законам — 1,2 мм). В противном случае, от шипов просто не будет эффекта.

Теперь о недостатках шиповки.
Шум на асфальте. Так и есть, автомобиль хорошо слышно издалека, благодаря характерному гулу. С другой стороны, безопасность куда важнее, а в салоне этот звук может быть не слышно вовсе.
Да и вообще, на асфальте шипы бесполезны — но универсальных технологий в этой области пока не придумали.

Шипы разрушают асфальт. В Германии, например, они вообще запрещены.
В России, стране больших расстояний, всё же есть смысл купить именно» шиповку» — ведь лёд на трассе не столь редкое явление.

Возможно Вас заинтересует:

Износ зимних шин
Как правило, зимой шины изнашиваются, как может показаться, меньше. По крайней мере, так может подумать неопытный собственник автомобиля, который ещё не проездил более-менее активно свою первую зиму. ...

Стоит ли экономить на зимней резине
Зима – время увеличения аварийности на дорогах. Практически каждый водитель так или иначе оказывался в ситуации, когда ему приходилось бороться с непослушной на обледеневшей дороге машиной или пытатьс...

Большинство вменяемых водителей сходятся во мнении, что нельзя ездить на всесезонной резине. Она более-менее вменяемо работает лишь в околонулевой зоне – от -5-ти до +10. Но все равно проигрывает своим профильным конкурентам. А за границами обозначенной температурной зоны ее технические характеристики оставляют желать лучшего. Поэтому обязательно нужно иметь два комплекта шин – зимний и летний.

Начнем сначала. Покупать зимнюю резину стоит заранее. Как правило, серьезные дилеры начинают ее завозить, уже начиная с конца августа-начала сентября. Логично, что на тот момент цены еще более-менее адекватны, а комплекты довольно свежие. Ближе к холодам спрос обязательно подскочит, а значит, вырастет и стоимость. Можно пойти иным путем, купив зимнюю резину еще на весенней распродаже. Тогда скидки могут достигать внушительных сумм, и можно будет приобрести лучшие шипованные или нешипованные зимние шины 2019-2020-го года за вменяемые деньги.

Сегодня в продаже представлено огромное количество различных моделей, на любой вкус и кошелек. Есть недорогие бюджетные комплекты, есть модели премиум-брендов. Разные размеры, разная цена, разные технические характеристики.

Все ограничивается исключительно фантазией покупателя и его финансовыми возможностями. Какие же зимние шины лучше выбрать – шипованные или нешипованные? Российские, китайские или европейские? Ниже мы постараемся ответить на эти вопросы, составив рейтинг топ 10 лучших моделей.

Делаем правильный выбор

Какая шина лучше – фрикционная или с шипами? Бытует мнение, что шипованная зимняя резина самая цепкая и выносливая. Это мнение является правдой лишь отчасти. Дело в том, что состав смеси фрикционных покрышек гораздо мягче, ведь им не надо держать «когти».

Такая мягкость заключается в особом составе резиновой смеси, куда входят такие ингредиенты, как диоксид кремния (силика), натуральный каучук, рапсовое масло или апельсиновый сок. Это значит, что зимняя нешипованная шина будет себя лучше вести при сверхнизких температурах, чем ее шипованный собрат. К тому же у липучек, как правило, большее количество ламелей, что положительно сказывается на пятне контакта, а также поведении при движении по укатанному снегу или асфальту.

Фрикционные шины Шипованная резина
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
Акустический комфорт;

Широкое пятно контакта;

Мягкий состав резины;

Отличные показатели при езде по асфальту или укатанному снегу;

Сопротивляемость аквапланированию;

Экономичность;

Низкие показатели проходимости;

Слабые характеристики на скользких покрытиях;

Плохое торможение на льду;

Мягкий состав резины отрицательно сказывается на сроке службы покрышки;

Прекрасное поведение на льду или рыхлом снегу;

Жесткие шины изнашиваются дольше;

Надежное поведение в агрессивных условиях;

Более стойкая к механическим повреждениям резина;

Шипы постепенно «покидают» свою боевую позицию;

Покрышки отлично «поют», особенно на асфальте;

Существенный тормозной путь и посредственные сцепные свойства там же;

Общий рейтинг

Конечно, даже лучшие нешипованные зимние шины 2019 2020-го годов не смогут соревноваться по льду на равных с более старыми шипованными моделями (2015-го) года. Но, тем не менее, нешипованные колеса все равно имеют массу преимуществ. Как и их собратья с шипами. Так что окончательный выбор, какие брать, остается именно за пилотом.

Владелец должен проанализировать, какие качества для него наиболее предпочтительны, а какими он может пожертвовать. Во внимание стоит принимать особенности климата и эксплуатации авто, стиль вождения владельца, а также принять в расчет его ожидания.

Модель Свойства Минимальная цена (русских рублей)
Достоинства Недостатки Мос-
ква
СП-б Ека-
те-
рин-
бург
Киев Мин-
ск
Шипованные модели
Nokian Hakkapelitta 8 (Финляндия) превосходное поведение при езде по льду, глубокому, рыхлому снегу (190 шипов на каждом колесе). В самых суровых условиях эта резина покажет себя с лучше стороны; неидеальное сцепление на сухом асфальте, увеличенный тормозной путь. Для Москвы с ее расчищенными дорогами подойдет вряд ли. Повышенная шумность и ощутимая стоимость; От 7200 От 7000 От 7500 От 8000 От 6800
Continental Ice Contact 2 (Германия) Одна из лучших зимних шин с шипами, какие только представлены на рынке. отличное сцепление при езде по обледенелой поверхности, уверенные сцепные свойства на снегу; несколько неуверенное поведение по асфальту, повышенный расход топлива, не самая демократичная цена; 7300 7250 7500 7400 7300
Goodyear Grip Ice Arctic (США) Отлично справляются со снегом, как рыхлым, так и укатанным. На льду покрышки лишь незначительно проигрывают конкурентам; Определенная склонность к скольжению в поворотах, недостаточная отзывчивость на повороты рули при резких маневрах; 7800 7600 7500 7800 7400
Pirelli Ice Zero (Италия) Специальные фигурные шипы помогают не уступать лидеру по показателям на льду и снегу. Уверенный разгон, торможение и курсовая устойчивость при движении по этим покрытиям. Адекватная цена Повышенная шумность при езде практически по любому дорожному покрытию. Акустический комфорт ниже среднего. 5800 6000 5900 6200 5700
Hankook Winter i Pike RS Plus (Южная Корея) Замыкает рейтинг лучших зимних шипованных шин 2019-2020-го года. добротное поведение при езде как по льду, так и по рыхлому снегу; значительный шум на асфальте и неидеальное поведение в критических ситуациях; 5300 5250 5440 5515 5250
Нешипованная резина
Nokian Hakkapelitta R2 Suv (Финляндия) Уверенное поведение при езде по льду, снегу. Неплохая управляемость по асфальту. Экономичность. Высокая цена, склонность к боковому скольжению при резких поворотах; От 7800 От 8000 От 7650 От 8100 От 7400
Michelin latitude X-ice 2 (Франция) Еще один достойный представитель, способный навязать борьбу даже самым лучшим шинам с шипами. Отличные показатели уровня комфорта и устойчивости при движении по льду, снег, сухому и мокрому асфальту; Высокая стоимость, повышенный расход топлива; 8500 8200 8000 7900 8300
Вridgestone Blizzak DM-V2 (Япония) Хорошее сцепление практически на любой поверхности; Низкая экономичность, повышенный уровень шума; 5600 5800 5400 5700 5600
Goodyear Ultra Grip Ice WRT (США) Отличная тяга в снегу, разгон, торможение и курсовая устойчивость; Повышенная шумность, сопротивление трению качения, не лучшая износостойкость; 3500 3700 3400 3600 3600
Pirelli Ice-Zero FR (Италия) Превосходная устойчивость практически по любой поверхности, прекрасная управляемость при торможении; Неидеальная система отвода влаги, как следствие – склонность к аквапланированию; 3600 3540 3700 3550 3600

Во-первых, после летнего визита наших корреспондентов на крупнейшую в Финляндии «шинную» фирму Nokian Tyres, мы получили приглашение побывать на небольшом полярном полигончике в Лапландии, где специалисты Nokian Tyres занимаются испытаниями шин. Посмотреть на это, согласитесь, интересно уже само по себе. Вовторых, стабильность полярного снежно-ледяного покрытия гораздо выше, чем при резко изменяющихся температурах в Москве и Подмосковье, а потому при поочередных испытаниях нескольких типов шин можно более корректно сопоставлять результаты. Поначалу мы решили довооружить наш редакционный Land Rover Discovery прицепом, водрузить на него «зачетный агрегатоноситель» ВАЗ-2108, а все оставшееся пространство на прицепе, да и в салоне «восьмерки» забить несколькими комплектами зимних шин различных производителей, чтобы провести их испытания в Лапландии. Но этим наполеоновским планам не суждено было сбыться: финны дали понять, что и у нокиевских испытателей сейчас работы по горло, а потому полигон нам смогут предоставить в пучшем случае на выходные. А что такое два дня для шинных испытаний? Этого времени хватит в лучшем случае на два-три комплекта. А потому не стали мы навьючивать наш Discovery, а поехали налегке, решив для начала провести «разведку боем». Финны пообещали предоставить автомобили, необходимую аппаратуру и, конечно же, самые популярные зимние шины Nokian. И мы покатили на Север. Дизелек нашего Discovery мирно тарахтел, в салоне было тепло и уютно. Так и доехали до Хельсинки, столкнувшись лишь с одной проблемой: по незнанию местных законов, мы, миновав границу, оставили на передней панели нашей машины антирадар. Очень быстро выяснилось, что эти игрушки в Финляндии запрещены, и полицейский потребовал заплатить штраф, эквивалентный 100 американским долларам. По командировочному бюджету был нанесен удар, и мы лишь пожелали, чтобы это осталось самой серьезной неприятностью на нашем пути...

ЕСТЬ ВСЕ, КРОМЕ ГРЯЗИ

Продолжить путь из Хельсинки в Лапландию нам настоятельно рекомендовали на поезде - так, дескать, удобнее и надежнее. Будучи водителями, не лишенными амбиций, мы было воспротивились (неужто мы на нашем Discovery не доберемся!), но потом смекнули, что это даже на руку «километраж» Discovery требовал проведения очередного техобслуживания, и мы предположили, что в Финляндии это будет сделать дешевле, чем, скажем, в московском сервис-центре фирмы Musa-Motors, где нормо-час работ обходится аж в 84 доллара. А потому оставили машину на фирменной «роверовской» станции и уехали в Лапландию на поезде. Но впечатления о финских автодорогах у нас остались.

Вообше-то, финские условия зимней езды можно смело считать очень похожими на российские (речь, естественно, идет о тех регионах России, где зима - это действительно зима). Порою нам попадался почти сухой асфальт, встречались солевые ванны, месили мы и свежевыпавший снег. В некоторых местах дороги и тротуары посыпают мелкой гранитной крошкой. А ближе к Полярному кругу дороги уже покрыты коркой льда с «насечкой» от шипованных колес автомобилей. То есть весь зимний букет! За одним очень приятным исключением: здесь чисто! Если в Москве и области даже у отъявленных чистюль нынче опускаются руки - что толку мыть автомобиль, если за час езды он будет заляпан так, что и «родной» цвет не сразу-то определишь, - то по Финляндии можно ехать, ехать и ехать, сохраняя вполне достойный вид машины. А еще важно то, что здесь обязательно применение «сезонных» шин. По нашим наблюдениям, это выполняется безукоризненно: за все время поездки мы не увидели на машинах ни одной «летней» или «универсальной» покрышки!

Все это еще раз убедило нас, что финны знают толк в зимних шинах...

СЮДА НЕ ПРОЙДЕТ ДАЖЕ САНТА-КЛАУС!

Вот и полигон. При всем радушном гостеприимстве сотрудников Nokian Tyres, нам вежливо дали понять, что маршрут наших перемещений будет ограничен, и что есть зоны, вовсе сокрытые от посторонних глаз. Это понятно: здесь ведутся испытания новейших разработок, а конкуренция - штука, требующая особой секретности...

Несколько квадратных километров земли и озер, взятых у государства в долгосрочную аренду, опоясаны по периметру извилистой дорожкой, на которой есть подъемы и спуски с определенной крутизной.

Внутри этой петли, на замерзших озерах расчищено несколько динамометрических «прямиков». Здесь проводятся испытания разгонной и тормозной динамики. Есть участки для проведения маневров типа «слалом», «переставка» или «имитация обгона», а еще - целый набор более коротких трасс для оценки надежности управления автомобилем.

На берегу самого крупного озера расположился небольшой «офисный» домик и несколько гаражей с автоматическими воротами. Но вход в эти гаражи нам был заказан: мы лишь увидели, как после окончания «фирменных» испытаний туда занырнуло несколько автомобилей (по косвенным приметам мы догадались, что проводились сравнительные тесты новых шин Nokian с шинами-конкурентами других скандинавских производителей), и только после этого нас наконец-то «выпустили» на трассу.

Возможно, финнов смутило наше одержимое желание побыстрее оказаться «в руле» и самим ознакомиться с дорогами: ведь было уже поздно, повороты просматривались только в свете фар, а главное - у нас была прекрасная возможность скоротать этот вечерок в уютной компании в теплой гостиной. Но мы рвались в бой...

Нам уступили, выделив два автомобиля Volkswagen Passat с двумя различными типами зимних шин: на одном стояли Nokian NRW M+S без шипов (они имеют «направленный» рисунок протектора), а на другом - ошипованные Hakkapeliitta 10.

ЧТО ЗА ШИНЫ?

Популярность финских шин Nokian в России очень высока, причем лидирующие позиции занимают модели с труднопроизносимым названием Hakkapeliitta, предназначенные к эксплуатации только с шипами. Кстати, это название появилось на покрышках еще в 1934 году, когда были выпущены первые финские зимние шины. Означает это «старый солдат» или «старый воин», но чтобы в дальнейшем не утомлять читателя частоколом спаренных согласных и гласных в слове Hakkapeliitta, мы будем употреблять сокращение Н-10. А вот другая шина - Nokian NRW M+S - уже не допускает применения шипов, причем была создана и с учетом требований тех стран, где шипы вообще запрещены. «Конек» этих шин, наряду с обеспечением максимально возможных сцепных свойств при зимней эксплуатации, сохранение комфорта, свойственного «обычным» шинам.

Поскольку в России нет ни запретов на шипы, ни обязаловки применять «сезонные» шины, то вопрос выбора типа покрышек каждый вправе решать самостоятельно. А потому нашу задачу после оценки «на месте» предоставленных возможностей мы сформулировали так. Предположим, автолюбитель разумно решил на зиму «переобуть» машину в зимние шины, но колеблется в выборе: нужны шипы или нет? Вот мы и попытаемся ответить на этот вопрос на примере двух шин: ошипованных Н-10 и нешипованных NRW.

Зимние шины, как известно, ставят для повышения активной безопасности на снегу или на льду, поэтому отчет о наших испытаниях мы разобьем на две части, касающиеся езды на снегу и езды на льду. Благо, и того, и другого на полигоне было в достатке.

Итак, сделав несколько ознакомительных «ночных» кругов и осознав, что дальнейшие упражнения приведут к увеличению «улетов» в сугробы, мы отправились спать. Решили, "по займемся утром испытаниями, используя только один Volkswagen. Дело в том, что одна машина была с кузовом седан, а вторая - универсал. И уже во время первых заездов стало понятно, что их поведение весьма отличается, а потому лучше «привязаться» к одной машине. Мы выбрали седан GL с ручной коробкой передач и антиблокировочной системой в приводе тормозов. Размерность обеих шин была одинаковой - 185/65 R14.


Это -целая лаборатория на колесах для испытаний шин. На специальную подвесную ось устанавливается колесо с исследуемой шиной, а затем имитируются всевозможные условия движения. Набор датчиков передает информацию о возникающих силах на компьютер

Во время тестов шин на «живой» автомобиле испытатели пользуются специальной аппаратурой. На снимке -датчик, информирующий о скорости вращения колеса

Сначала все упражнения были сделаны на нешипованных шинах NRW, а затем - с шипами, на Н-10.

НА СНЕГУ

Попробуем разогнаться с максимальной интенсивностью.

Шины NRW подкупают плавностью и мягкостью реакций на перемещение педали газа. И хотя мощности мотора вполне хватает, чтобы сорвать ведущие колеса в пробуксовку, но благодаря тому, что шины великолепно «информируют» о достижении предела по сцепным свойствам в продольном направлении, пробуксовка очень скоро перестала быть проблемой.

Шипованные Н-10 повели себя на снегу откровеннно хуже: все стало жестче, грубее. Передние колеса резко срывались в пробуксовку, требуя гораздо более аккуратной работы педалью газа.

Темп набора скорости и здесь достаточно высок, но все же NRW оставили гораздо более приятные впечатления.

Теперь - тормозим.

Надежность управления замедлением на шинах NRW просто потрясает: такое впечатление, что останавливаешься не на снегу, а на плотно укатанном «грейдере»! Мы еше накануне, когда осваивались в темноте с извилистой трассой, обратили внимание на высочайшую эффективность торможения: рискуя не вписаться в поворот, который «вдруг» оказывался круче, приходилось предельно резко «осаживать» машину, но очень редко дело доходило до вмешательства АБС!

С шинами Н-10 возникли, в принципе, те же проблемы, что и при разгоне на снегу: они проявили явно большую склонность к блокировке, о чем можно было судить и по более частой работе АБС.

Все эти впечатления подтвердились и при измерениях тормозного пути. На снегу, при торможении со скорости 80 км/ч, Volkswagen на шинах Н-10 замирал на 6-8 метров дальше, чем на шинах NRW.

Теперь займемся управляемостью, для чего переберемся на одну из извилистых снежных дорожек и, наращивая темп, попробуем пройти участок с максимальной скоростью.

В штатных режимах на шинах NRW наш Passat отменно «держит» траекторию как на прямых, так и в поворотах. И при этом почти не реагирует на неглубокие колеи и прочие дефекты снежного покрова. А в экстремальных режимах езда на этих покрышках уже превратилась в кайф! Все происходит предельно мягко, однозначно, предсказуемо. Надо вызвать занос задней оси? Пожалуйста: сброс газа вместе с поворотом руля - и Passat плавно переходит в занос, поднимая огромный снежный вихрь. Надо погасить занос? Нет проблем: добавляем газ, возвращаем руль в положение «прямо» - и машина вновь очень уверенно едет по прямой.-


На случай снегопадов в распоряжении испытателей есть мощная снегоуборочная техника

Самое здесь приятное в том, что передок машины как бы все время «смотрит» внутрь поворота, не «съезжая» с заданной траектории даже при интенсивной пробуксовке передних колес.

Для тех, кто на переднеприводном автомобиле не прочь проехать снежный поворот «веером», лучшего и не пожелаешь! Хотя туг, конечно, уже нужны кое-какие серьезные навыки... Дело в том, что, легко запустив машину в занос на входе в поворот, вряд ли стоот надеяться на то, что удастся «распрямить» траекторию лишь добавлением газа: сцепные свойства NRW в продольном направлении очень высоки, а потому занос может неожиданно оказаться слишком глубоким, и теперь потребуются очень быстрые и точные действия рулем.

«Переобувшись» в Н-10, мы быстро поняли, что нужно поменять стиль езоы.

В штатных режимах все по-прежнему надежно, и только на продольных неровностях (например, на неглубоких колеях) машина стала сильнее подергиваться из стороны в сторону.

А с ростом скорости в поворотах начались кое-какие проблемы. Автомобиль перестал столь охотно заныривать в поворот - увеличились проскальзывания передней оси. Пришлось сильнее поворачивать руль и поаккуратнее работать газом. И реакция на сброс газа была не столь однозначной: автомобиль еще какое-то время не желал заныривать в поворот, а задняя ось - переходить в занос. Правда, с коррекцией заноса никаких проблем не возникало - сорвать передние колеса в скольжение, добавив газ, было очень легко.

В результате получалось, что в первой части поворота приходилось бороться со сносом передней оси, а во второй - с заносом задней, когда этот занос уже вовсе не нужен...

Итак, никаких сомнений по части езды по снегу у нас не осталось: шины NRW лучше, и лучше во всем.

Переезжаем на ледяные дорожки.

НА ЛЬДУ

Будем работать по той же схеме, и потому сначала - разгоняемся.

Как и ожидалось, нешипованные шины NRW на льну начали сдавать свои позиции: даже очень аккуратная работа акселератором вызывала пробуксовку, и набор скорости шел в час по чайной ложке.

Иное дело - Н-10. Хотя интенсивность пробуксовки едва ли стала меньше, чем на снегу, но автомобиль стал разгоняться заметно увереннее.

Та же ситуация с тормозами.

Если с шинами NRW антиблокировочная система тормозов начинала работать чуть ли не одновременно с прикосновением к педали тормоза, то шины Н-10 уже позволяли ощутить начало замедления, и уж потом в дело вмешивалась АБС.

Впрочем, это было на абсолютно гладком - впору в хоккей играть! - льду. Но когда мы выехали на реальные ледяные дороги в окрестностях полигона с несколько «шершавым» покрытием, разница между шинами была уже заметно меньше.

А что с управляемостью?

На шинах NRW на извилистой ледяной трассе нужно было очень щепетильно относиться к выбору скорости. Чуть-чуть переборщил - и тут же выскальзываешь за пределы расчищенной ледяной дорожки, на снежную равнину. Но при этом шины все же обеспечивают так понравившиеся нам однозначные реакции машины, хотя... Езда по ледяной 800-метровой трассе не доставила никакого удовольствия.

Когда мы «переобулись» в Н-10, то в первое время показалось, что трассу словно подменили: автомобиль здесь не только вполне надежно разгоняется и тормозит, но и неплохо управляется. Да, скольжения и на шипованных колесах велики, но все же шансы промахнуться мимо поворота заметно упали. На этом же участке мы измерили скорость прохождения 800метрового круга на двух типах шин, и разница в 6 секунд убедительно подтвердила «ледяные» преимущества Н-10.

КОМФОРТ

Теперь, вволю поносившись по специальным трассам полигона, мы решили в более спокойных режимах поездить по дорогам общего пользования, чтобы узнать, в какой степени эти шины влияют на комфорт водителя и пассажиров.

Очень быстро стало ясно: безоговорочное лидерство - за шинами NRW. Мягкие и эластичные, они почти не увеличили вибронагруженность автомобиля, и лишь шум от «зимнего» протектора становился заметным на высоких (120-130 км/ч) скоростях.

Шины Н-10 более жесткие и более шумные. Они «зудят» на неровностях дороги, а шумными становятся уже при скорости 70-80 км/ч.

ЧТО ВЫБРАТЬ?

На наш взгляд, шины Nokian NRW M+S - наиболее универсальны, и уже поэтому подходят для тех, кто большую часть времени езаит в больших городах. Ведь лед «в чистом виде» на городских улицах встречается редко, а вот снега, соли вперемешку с грязью или вымороженного асфальта - этого навалом. И здесь шины NRW окажутся на высоте. Не забывайте еше и о том, что шины NRW практически не ухудшают комфорт в автомобиле!

Иное дело - российская глубинка, где дороги частенько покрыты ледяным панцирем, встречаются и сугробы (проходимость в снегу «зубастых» шин Н-10 существенно выше, чем NRW). Здесь шипы уже весьма кстати, и во имя безопасности, конечно же, стоит пожертвовать комфортом.

Наши экспертные оценки влияния шин на потребительские свойства автомобиля (см. диаграммы) мы приводим отдельно для заснеженных дорог и для ледяных покрытий.

В заключение - о ценах. Шипованные шины Н-10 «жигулевских» размерностей 165/70 R13 и 175/70 R13 стоят в фирменном магазине Лига+ соответственно $87 и $90, а шины NRW тех же размерностей - $80 и $85. Те шины, что мы испытывали в Лапландии (185/65 R14) немного дороже: Н-10 стоят $93, a NRW - $85.

То есть в пользу нешипованных шин NRW для эксплуатации в большом городе говорят и цены - пусть и незначительно, но NRW все же дешевле. И если бы мы оказались перед выбором, какие из этих двух шин поставить на зиму на редакционные автомобили, то выбрали бы NRW.

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Экспертные оценки влияния шин на некоторые потребительские свойства автомобиля на зимней дороге


Жизнь неумолимо движется вперед. Впереди зима, а это значит, что снова актуальна тема зимней резины. Какие лучше зимние шины - шипы или липучка? по мнению большинства автолюбителей, не показывает себя на сухом и относительно чистом асфальте. Дороги, покрытые льдом и снегом, - вот их стихия. Фрикционные покрышки отлично подходят для передвижения только по городу. Правда ли это? Узнаем из статьи.

Зимние шины-липучки - что это?

Так называют фрикционную резину. Она не слишком популярна, если сравнивать ее с шипованными моделями. Однако популярность липучек с каждым годом все больше растет. Для тех, кто много ездит по городу, эта резина подойдет отлично. Так считают производители.

Это покрышка без шиповки. Она отличается от обыкновенной нешипованной шины особым составом резины. Так, покрышка отлично адаптируется к самым разным температурным перепадам. Отличаются эти фрикционные шины особым рисунком протектора, а еще они более мягкие.

Рисунок протектора здесь отличается глубиной и числом ламелей. Особый состав позволяет гораздо лучше впитывать воду с дорожного полотна. Покрышка буквально липнет к дороге. От этого эффекта автолюбители и стали так назвать эту резину.

Производство не стоит на месте. И если раньше считалось, что для зимы альтернативы шипам просто нет, то сегодня ситуация меняется. Как утверждают производители, разницы в поведении на сухих или мокрых дорогах практически нет, а показатели фрикционных шин из года в год становятся все лучше.

И на мокрой дороге, и на сухой машина, на которой стоит резина-липучка, будет ехать гораздо увереннее, чем на шипах. В первом случае уменьшаются тормозной путь и шум при движении. На ледяном покрытии липучка лишь немного уступает шипованной покрышке. На заснеженном покрытии шипы практически не функционируют, а так как вся нагрузка идет на протектор, фрикционный вариант здесь выигрывает.

Какие бывают липучки

Различают арктические (скандинавские) покрышки и европейские модели. Вторые подойдут для тех, кто живет в регионах с более мягким климатом. Характеристики, скорее, всесезонные. Европейские покрышки отлично себя показывают при небольшом морозе. Для тех же, кто проживает севернее, лучше всего подойдут именно скандинавские модели.

Скандинавская шина: выбираем правильно

Чтобы не попасться на обман, выбирая, какие зимние шины-липучки купить, нужно запомнить несколько нюансов. Так, специалисты по продаже резины пишут, что это выбор для мягких зим. Такие покрышки отличаются огромным количеством мелких ламелей, состав резины - более мягкий, а сама она более угловатая. «Европейцы» - более округлые и твердые. Еще их можно отличить по Так, для европейских широт создают более скоростные модели с маркировкрй H и V, тогда как северные модели рассчитаны на более низкие скорости.

Чистый асфальт

Для нашей страны актуальны лишь «арктические» модели. Проверим, насколько хороши шины-липучки, что это за продукт, и почему это более удачный выбор на асфальте. Не будем вдаваться в теоритические изыскания, а начнем сразу рассматривать результаты.

Асфальтовый тест считается слабым местом шипованных покрышек. Есть мнение, что они плохо тормозят на скоростях под 80 км/ч. А вот по результатам испытаний шипы все-таки тормозят, и довольно неплохо. Эти тесты проводили независимые эксперты из Финляндии, им можно доверять. Липучки же имеют разные результаты. Так, тормозной путь составлял от 33,1 м до 41,1 м. "Зубастая" резина показала от 35,3 до 38 м. Неожиданно, ведь считалось, что на мокром асфальте шипы проиграют. Можно сказать, что липучки проиграли, но не все, а только часть. К примеру, шины-липучка "Бриджстоун" выступили хуже, чем дешевые модели от "Кама".

На сухом асфальте фрикционки, конечно же, шли в победителях, однако выиграли они у шиповок не слишком много. По результатам финского исследования трудно сказать, что лучше на асфальте. Современные шипованные модели ни в чем не уступают липучкам.

На льду и на снегу

Давайте рассмотрим все тот же финский тест шин липучек, но уже в худших, зимних условиях. Возможно, городские асфальтовые покрышки покажут неожиданные результаты?

Как показывают данные одного из самых авторитетных автомобильных изданий - "Авторевю", на снежном покрытии фрикционные шины показали себя отлично. Автомобиль разгоняли до 50 км/ч. Так, липучки показали результат от 7,7 до 9,5 с, тогда как покрышки с шипами разгонялись от 8,7 до 10,5 с. Разница хорошо видна.

На дороге с извилистыми поворотами «асфальтовая резина» слегка уделала «зубастых» братьев на несколько секунд. И снова вопрос: зимние шины шипы или липучка?

Наши дороги редко радуют автолюбителей укатанным снегом. Более частый случай - густая каша из снега с водой. Здесь фрикционки значительно выигрывают в стабильности движения. Даже самая лучшая, дорогая и рейтинговая шипованная модель теряет сцепления с дорожным покрытием уже на скорости 21,2 км/ч. Это ниже, чем самые плохие шины-липучки. Что это, как не выигрыш в пользу фрикционных? Цифры показывают, что дешевая липучка теряет сцепление лишь на скорости 22,6 км/ч.

Поэтому если вы чаще ездите в такой грязи, это ваш выбор, а иначе придется снижать скорость. Также шипы в описанных условиях ведут к заносам, потере управляемости и авариям.

На льду все наоборот. Здесь металлические «зубья» - вечные лидеры. Для полной остановки на скорости 25 км/ч «зубастой» шине требуется 13 м. Для липучек потребовалось от 13,2 до 14,8 м. Выиграли тест шин-липучек в этой номинации лишь модели от Pirelli и Nokian.

Кстати, если хотите увидеть результаты между «арктическими» и «европейскими» моделями, то отметим, что представитель покрышек для более мягкого климата Dmack Winter Safe смог остановиться лишь через 16,2 м.

На ледяной извилистой дороге

При таких заездах приходится набирать более высокую скорость. В ходе теста были проверены показатели безопасности покрышек. На шипах ледяной круг испытатели преодолевали за 25,8-29,8 секунды. На липучках - за 34,3-38,3 с. Худшая шипованная модель на извилистой трассе показала 88 с. А шины-липучки зимние справились лишь за 96 секунд. Это еще раз доказывает, что на льду фрикционная резина значительно слабее и во всем проигрывает «зубастым» представителям.

Что касается уровня шума, липучки здесь на высоте. Поэтому если вы по большей части ездите по городским дорогам и не любите излишнего шума, однозначно это ваш выбор.

В теории

Почему же водители заблуждаются в своих суждениях касательно зимних шин? На твердом дорожном покрытии с шипованной покрышкой все ясно. Считается, что эта резина цепляется за асфальт шипами. А по факту же они утапливаются внутрь. Так, пятно контакта у двух представителей этого лагеря одинаково. Притом протектор «зубастых» - более твердый. Вот почему на асфальте шипованные шины легко выиграли у фрикционных моделей.

Но кое-что на испытаниях упустили из виду. Тест на льду проводился при морозе от четырнадцати до семнадцати градусов, на асфальте показания термометра поднялись выше нуля.

Шипованные метаморфозы

В суровые русские морозы такое колесо заметно меняет свое поведение. Очень твердый лед сильно утапливает шип в протектор покрышки. Это все равно, что и вовсе без шипов. Кроме того, резина становится на морозе очень твердой, что тоже значительно ухудшает параметры сцепления. Это актуально и на льду, и на асфальте.

Так, на сильном трескучем морозе шины-липучки зимние - лучшие по всем параметрам. Поведение автомобиля с ними более надежно и предсказуемо, а значит, безопасно. Даже в Сибири люди выбирают фрикционные модели. Также правильно, когда липучки приобретаются для города, где большая часть улиц регулярно очищается от снега.

Конечно, для гололеда такое решение не подойдёт. Это слабое место для фрикционных покрышек. Даже самые рейтинговые шины-липучки 2013-2014 сезона лишь слегка догоняют "зубастую" классику. Но опять же, все зависит от типа дорожного покрытия. Для города шины-липучки зимние - лучшие на данный момент.

ТОП-5 лучших липучек

Специалисты, которые проводили тесты, подобрали пять моделей от разных производителей.

  • Первое место заняла модель X-ice от легендарного производителя "Мишлен" (Франция).
  • На втором месте - "Нокиан Хаппелита" R2.
  • Третье место заняла модель Blizzak WS70 от японского бренда "Бриджстоун".
  • "Пирелли Айс Контрол" расположились на четвертом месте.
  • ContiVicing Contact от мирового производителя "Континенталь" завершают этот рейтинг.

Шины-липучка "Данлоп"

Почему-то в рейтинге не было продукции этого производителя. И очень зря. К примеру, модель 2013 года - "СП Винтер Спорт 4D" - производится по инновационным технологиям. Производитель "Данлоп" старался максимально увеличить безопасность, а также значительно улучшить информативность данной резины. С этой шиной водители могут чувствовать себя уверенно в любых условиях и в любой мороз.

Были проведены испытания, в результате которых независимые эксперты отметили отличную управляемость, неимоверно короткий тормозной путь, отличную боковую устойчивость автомобиля. Среди недостатков - большое сопротивление качению и высокий уровень шума в салоне машины. Эксперты рекомендуют эти шины-липучки. Что это хороший выбор для русской зимы, сомневаться не приходится.

Итак, мы выяснили, какие автомобильные покрышки лучше всего в тех или иных условиях. Выбор за вами!

Производители шин лучше всех понимают важность своих изделий с точки зрения безопасности, поэтому они постоянно их совершенствуют. Для покрышек разрабатываются новые смеси, меняются форма и материал изготовления шипа, способы его крепления, рисунок протектора, которые улучшают характеристики автомобиля. В некоторых ситуациях лучший результат показывают шипованные шины, в некоторых — нешипованные (их ещё называют «липучками» из-за принципа работы шины). Попробуем разобраться, в какой ситуации что именно работает лучше.

Но для начала — некоторые особенности шипованных шин и липучек. Помимо, собственно, наличия шипа у первого типа шин, есть более жёсткий блок, в котором он установлен, чтобы лучше держался и не проваливался вглубь, и многослойный протектор. У нешипованных шин резиновая смесь гораздо мягче (именно поэтому летом такие покрышки снашиваются в разы быстрее), а протектор изобилует множеством канавок и ламелей для отвода снежной каши и тончайшего слоя воды, образуемого при контакте покрышки со льдом от трения.

Влияние температуры

При создании шин производители ориентируются на средние отрицательные температуры от 0 до -20°С. В этом диапазоне на льду себя лучше ведут шины с шипами, которые «вгрызаются» в лёд и держат машину. Если температура ниже, то лёд становится твёрже и приобретает свойства бетона — шипы из зацепов превращаются в коньки, и лучшие здесь результаты показывают липучки. Но, например, в ситуации низкой температуры и солнца, верхний слой льда становится теплее и липучки не успевают отводить воду из пятна контакта, проигрывая шипам. Для районов, в которых зимы мягкие и температура редко опускается ниже нуля, больше подойдут липучки.

Свойства поверхности

Чем более шершавая поверхность, тем проще липучкам цепляться за неровности, и тем лучше её результат по сравнению с шипованными шинами. Это относится и к разбитому льду, и к асфальту, и к плотному снегу. Но как только поверхность покрывается льдом, на ней лучше чувствуют себя шины с шипами. На снежной целине важную роль играет форма протектора, вне зависимости от наличия или отсутствия шипов. Большие блоки начинают играть роль грунтозацепов и позволяют автомобилю пробиваться к намеченной цели.

Манера езды

Сюда можно включить несколько параметров. Первое — где чаще всего ездит автомобиль: если за городом, то лучше использовать шипы, потому что наледи могут встречаться где угодно. Если в городе, где улицы чистят до асфальта, то можно использовать липучку. Ещё один плюс для использования липучки в городах — активное использование реагентов, которые негативно влияют на продолжительность жизни шипов. Второе — навыки управления: новичкам лучше быть уверенным в любой ситуации и ставить шипы, водители с опытом лучше понимают критические ситуации и лучше на них реагируют — им подойдут липучки. И третье — стиль вождения: при агрессивной езде важно быть уверенным в том, что автомобиль поведёт себя так, как того хочет водитель, поэтому шипованная шина будет надёжнее.

Акустический комфорт

Один из самых главных недостатков шипованных шин — постоянный шум во время движения. Липучки заметно тише, да и мягче.

Срок службы

Достоинства шипованной шины сходят на нет при выпадении шипов, что происходит за пару-тройку сезонов. После того, как покрышке уже нечем цепляться, она, в силу особенностей конструкции, становится заметно хуже липучки. Та же сохраняет свои свойства до полного износа протектора.

Наконец, нужно обратить внимание на то, что эти характеристики относятся к среднестатистическим шинам, но бывают покрышки с выдающимися результатами как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения — даже внутри одной марки. При выборе конкретной модели необходимо ознакомиться с характеристиками, которые даёт производитель, и с результатами шинных тестов, которые периодически проводят крупные автомобильные издания и институты безопасности.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook