Автомобильное масло 5w30 и 5w40. Последствия использования масла неправильной вязкости

Опытным автомобилистам хорошо известно, что для выбора хорошего моторного масла для автомобиля нужно учитывать определенные факторы. Автопроизводители обычно рекомендуют определенный вид и даже марку смазочной жидкости, но после большого пробега многие автомобилисты переходят на другие масла. Особенно часто выбор стоит между двумя продуктами — 5w30 или 5w40. Чем они между собой отличаются и какую жидкость выбрать?

Ключевые тонкости выбора

Если не знаете, какое масло гуще 5w30 или 5w40, и какое из них лучше подойдет для силового агрегата вашего автомобиля, не отклоняйтесь от рекомендаций автопроизводителя слишком сильно. Рекомендуемые масла всегда будут оптимальным выбором для авто, но есть ли существенная разница между 5w30 и 5w40?

Главным параметром моторной жидкости считается вязкость, то есть текучесть. По классификации, которая была разработана Американской ассоциацией автомобильных инженеров (на канистрах параметр обозначают пометкой SAE), каждому маслу присваивают сдвоенное число.

Первый индекс 5w обозначает вязкость масла 5w30 или 5w40 при минимальных рабочих температурах. Тем ниже температура окружающего воздуха, тем больше будет густеть масло и тем труднее насосу его будет прокачивать.

Вторая цифра в этой маркировке указывает на верхнюю границу температуры эксплуатации авто. Высокая вязкость улучшит образование масляной пленки на контактирующих деталях мотора. По числовым значениям моторные масла отличаются индексом высокотемпературной вязкости. Вот реальное отличие масла 5w30 от 5w40:

  • у первого показатель высокотемпературной вязкости варьируется от 9,3 до 12,6 мм2/с;
  • у второго от 12,6 до 16,3 мм2/с.

Не забывайте о том, что от вязкости зависит функционирование мотора в целом. Если мотор вашей машины рассчитан на работу с маслом 5w30, то в случае заливания в него 5w40 увеличится нагрузка на масляный насос и повысится трение. При этом расход масла уменьшится, так как чем выше вязкость, тем более высоким будет гидравлическое сопротивление. это приведет к масляному голоданию и износу мотора. Если же залить вместо рекомендуемого производителем 5w40 смазку 5w30, для двигателя оно будет слишком жидким. Образуемая масляная пленка будет хуже держаться на поверхностях и усилит износ мотора.

Сравнение масел 5w30 и 5w40

Давайте разберемся, в чем отличие масла 5w30 от 5w40 в реальных эксплуатационных условиях:

  • При обычной температуре жидкости в моторе, достигающей 120-140 градусов, вязкость смазки 5w40 будет примерно в 1,5 раза выше.
  • 5w40 подходит для современных моторов, работающих с повышенной тепловой напряженностью. Данная жидкость лучше сохраняет вязкость, поэтому хорошо сохраняет защитную пленку и предупреждает механическое трение.
  • Температурный диапазон у масла 5w30 сдвинут в отличие от жидкости 5w40 вниз, поэтому масло имеет меньшую вязкость и упрощает запуск мотора в холодное время года. При повышенных температурах масло обретает высокую текучесть, поэтому смазывающие свойства ухудшаются.

Какое масло лучше заливать летом и почему?

Моторная жидкость 5w40 более вязкая, поэтому создает более стабильную и прочную маслянистую пленку, чем более жидкое масло. Неопытные автомобилисты уверены, что такое масло не отличается при зимней эксплуатации авто, а летом лучше защищают мотор от износа, но так ли это?

Данное утверждение отчасти справедливо. В первую очередь, значение имеют конструктивные особенности мотора и рекомендации автопроизводителя. Даже несущественное увеличение вязкости относительно нормальных параметров иногда приводит к ухудшению прокачиваемости, то есть смазка не проникает в пары трения в нужном количестве.

При определении летнего параметра вязкости нужно учитывать, что чересчур жидкое масло 5w30 в некоторых случаях приводит к протечкам жидкости сквозь прокладки, сальники и прочие уплотнения. Масляная пленка, образуемая на элементах мотора при заливании маловязкой жидкости, может быть слишком тонкой. Это поспособствует повышению износа мотора и повышению рабочей температуры двигателя.

Таким образом, при выборе, что лучше 5w30 или 5w40 летом, убедитесь в том, что оба масла есть в списке рекомендуемых в руководстве пользователя. В таком случае летом лучше использовать более густую смазку 5w40, а зимой жидкую 5w30.

Совместимы ли два масла?

Многим автовладельцам будет интересно узнать не только о том, какое масло гуще 5w30 или 5w40, но и выяснить, совместимы ли они? Обычно автопроизводители советуют не смешивать разные моторные жидкости, особенно с разными основами – минеральные и синтетические. Что касается 5w40 и 5w30, они оба синтетические или полусинтетические, поэтому теоретически их можно совмещать без вреда для двигателя.

При этом лучше использовать масла одного производителя, чтобы не возник конфликт между используемыми присадками. Перемешав масла разных производителей, разные присадки могут вступить в реакцию, в результате чего мотор будет работать неправильно.

Каждому автомобилисту известно, что от правильного выбора моторного масла зависит эксплуатационный срок двигателя. Владельцам современных машин необходимо меньше думать о том, какое вещество лучше выбрать, ведь нынешние изготовители рекомендуют товары под конкретные характеристики разных двигателей. Сложнее определиться с выбором пользователям старых транспортных средств. Чтобы агрегат не преподнес неприятных сюрпризов, к примеру, зимой, им нужно со всей ответственностью и внимательностью отнестись к обозначениям масел, представленных на канистрах. Но ведь символика настолько разнообразна, как сделать правильный выбор?

Основные параметры

Если вы решили без профессиональной помощи выбрать моторное масло, значит необходимо ознакомиться с рекомендациями производителя авто, учитывая основные отличия между нынешними смазочными продуктами. Примером послужит полусинтетика 5w40 и всесезонное масло 5w30. В чем же разница между представленными продуктами, какое масло лучше подходит для вашей модели авто?

Главным параметром масла является вязкость. Согласно классификации SAE (Американская ассоциация автомобильных инженеров) двойное число в классификации, к примеру, 40 говорит об универсальности продукта. Его можно использовать в любую пору года.

Рассмотрим обозначения на примере 5w40. В этом случае первое значение 5W описывает вязкость при низкой температуре. Полусинтетика загустевает сильнее при понижении температуры. Следовательно, насосу прокачивать жидкость сложнее. Вторая цифра говорит о высокотемпературности жидкости. Весомая вязкость 5w40 способствует образованию прочной пленки, обеспечивающей хорошую защиту трущимся деталям силовой установки. Что касается числовых значений, все рассматриваемые жидкости отличаются лишь индексом вязкости температуры.

Сходство товаров

Полусинтетика ультра 5w40 – высококачественный продукт, обеспечивающий хорошую смазку всем движущимся элементам двигателя. Приемлемая вязкость продукта позволяет запускать мотор даже при низких температурах зимой. В жаркую пору при этом масло шелл 40 обеспечивает защиту за счет формирования хорошей смазывающей пленки.

Моторное масло 5w30 – полусинтетика с классом применения 5w. Товар отличается обеспечением прочной пленки и предлагает хорошие характеристики работы. Даже учитывая, что вязкость существенно влияет на функционирование мотора, в силу чего выбирать масло нужно с учетом рекомендаций изготовителя, данный продукт подходит для большинства современных транспортных средств. Буква «W» в названии товара говорит о том, что масла можно использовать в холодную пору.

Сравнение параметров

Будь то синтетика или полусинтетика любой продукт состоит из основных масел, а также загустительных присадок. Последние элементы отвечают за необходимые характеристики в зимнее и летнее время. Последнее время потребители чаще обращают внимание на всесезонные продукты, ведь они гораздо эффективнее и удобнее. От количества присадок непосредственно зависит класс вязкости. Масло 5w40, как и 5w30 способно менять указанную характеристику за счет изменения скорости сдвига. Соответственно, чем она меньше, тем вязкость масла шелл 40 выше. К примеру, индекс полусинтетики 5W30 варьируется в пределах от 9.3 до 12.6 мм2/с. Для 40 диапазон меньше – составляет от 12.6 до 16.3 мм2/с.

Сравнивая масло 5w30 и 40, следует учесть, что они располагают разным количеством загустительных присадок. Следовательно, определить, какое лучше использовать масло для двигателя следует, отталкиваясь от характеристики вязкости, рекомендаций производителя, погодных условий. В нашем случае при высоких температурах показатель равен 30 и 40. Параметры отвечают за то, сколько будет держаться защитная пленка в летнее время на деталях агрегата. Речь идет о важной характеристике полусинтетики, ведь пленка отвечает за преждевременный износ силовых установок. Если вы будете использовать неподходящую жидкость, вполне вероятна непредсказуемая остановка мотора в жаркую пору.

  • Увеличится трение между движущимися деталями.
  • Уменьшится гидравлическое сопротивление.
  • Снизится расход топлива.
  • Масляное голодание.
  • Учитывая, что чем больше вязкость, тем выше сопротивление насос станет работать в сторону меньшего расхода. Следовательно, пользователь допустит преждевременный износ силовой установки в целом. Из-за масляного голодания детали станут выходить из строя и двигатель постепенно ломаться. Соответственно, если рекомендуется 5w40, но будет залита моторная полусинтетика 30, то масляная пленка будет недостаточно прочной, а масло слишком жидким. Таким образом, в трибосистемах (система узлов, подверженных трению) тоже произойдет преждевременный износ комплектующих деталей.

    Разница моторной жидкости 5w40 от остальных масел заключается в том, что 40 является усредненным показателем. Данный продукт справляется с поставленными производителем задачами, как зимой, так и летом превосходно. Характеристики полусинтетики с индексом 30 скорее рассчитаны на современные марки авто. Разница вышеуказанных продуктов между маслами с индексом 50 и выше заключается в более широком диапазоне применения. В последнем случае рекомендуется использовать продукт для авто с большим пробегом.

    В целом отличия между моторными жидкостями 5w40 и 5w30 не существенны, однако если температура двигателя составляет 100-120 градусов лучше использовать 40. Вязкость будет в полтора-два раза большей. По этой причине моторное масло серии 5w40 можно использовать даже для двигателей внутреннего сгорания, которые отличаются высокой тепловой нагрузкой. Полусинтетика привлекает сохранением первоначальных свойств при высоких напряжениях. Даже при высоких сдвигах скорости и высокой температура смазка позволит создать прочную пленку для защиты запчастей.

    Говоря о том, какое лучше задействовать масло при весомых нагрузках на двигатель, ответ очевиден – полусинтетика с индексом 40! Но выбирая между описанными вариантами для зимы, следует рассмотреть и 30. Возможно, такой вид будет рациональнее применить в силу того, что оно эффективнее запускает силовую установку, когда холодно, ведь обладает меньшей вязкостью. При высоких же нагрузках жидкость становится слишком текучей.

    Таким образом, мы рассмотрели нюансы разных масел. Вывод один: следует учитывать рекомендации завода, выбирая между разными маслами и учитывать, в каких условиях будет использоваться продукт!

    Среди автовладельцев наиболее популярными марками считаются моторные масла 5w30 и 5w40, однако в чем между ними отличие и что обозначает маркировка масла, знают не многие. Это важный вопрос, поэтому стоит разобраться какое масло лучше.

    Что обозначает маркировка моторного масла 5w30 и 5w40

    Итак, первая цифра из маркировки масла обозначает его вязкость в условиях низких температур, вторая часть - означает текучесть вещества в теплый сезон. Такая маркировка масла для двигателя характеризует его согласно распространенной классификации SAE .

    Числа в маркировке обозначают тип масла – оба типа всесезонные, этим и обусловлена его столь высокая популярность у автомобилистов. Этот класс смазочных жидкостей является универсальным (всесезонным) его можно применять в двигателях с любым видом топлива при любых температурах.

    Расшифровка масла 5w30 и 5w40

    Вязкость в условиях низких температур. Параметр вязкости имеет очень большое значение для машины, поскольку он определяет способность смазки оставаться на поверхности мотора длительное время. Важнейшее свойство моторного масла и описывается частью 5 индекса 5W, а W означает – winter (зима). В холодное время моторное масло загустевает. Чем сильнее его вязкость, тем с большим усилием работает масляный насос. В данных типах масла маркировка имеет одинаковый первый индекс.

    Высокотемпературная вязкость. Этот параметр характеризует вторая часть маркировки. По установленной классификации SAE для марки 5w30 при t 100 °С вязкость вещества будет от 9,3 до 12,6 мм кВ/с. Для марки типа 5w40 от 12,6 до 16,3 мм кВ/с. Также высокотемпературная вязкость смазки характеризуется еще одним важным показателем: минимальной вязкостью на скорости сдвига (106 с-1). У масла 5w30 этот показатель ниже (2,9) чем для масла 5w40, у которого этот показатель равен (3,50).

    Расшифровка моторного масла 5w40 достаточно проста:

    1) 5W говорит о низкотемпературной вязкости вещества и допускает запуск авто при t -35 °С.

    2) Отнимаем 40 от цифры, находящейся перед W. В результате полученное число (-35 °С) будет минимальной температурой масла, которая позволит насосу ДВС прокачать его по системе, максимально обеспечив смазку деталей.

    Такими математическими манипуляциями можно легко определить наименьшую температуру «проворачиваемости» двигателя. Расшифровка масла 5w30 указывает, что этот параметр составляет -30°С. Это определить не сложно: от значения температур запуска мотора (5 °С) отнимаем 35 и становится очевидным, что понижение температуры масла приводит к повышению его вязкости, и стартеру становится достаточно сложно провернуть мотор.

    Какое моторное масло лучше 5w30 или 5w40

    Моторное масло в автомобиле применяется с единственной целью – образование обильной масляной пленки на взаимодействующих деталях двигателя. Между такими деталями в моторе очень малые зазоры (всего в несколько микрон), которые требуют постоянно находящейся качественной смазки. Какая марка смазки наиболее подходящая для каждого автомобиля, знает только производитель.

    Компании-производители, рекомендуя использовать определенный тип, прежде всего, учитывают конструктивные особенности самого силового агрегата, а уже исходя их этих показателей – характеристики масла. Поэтому при выборе масла рекомендуется следовать указаниям производителя.

    Немаловажно учитывать, что, кроме распространенной классификации SAE, все смазочные материалы тоже должны соответствовать требованиям систем API и ACEA. Маркировка масла по данным системам классификации указана на упаковке, однако не привлекает к себе внимания автовладельцев.

    Что касается популярных марок масла 5w40или 5w30:

    1) Марка 5w40 эффективно держит пленку, полностью исключая сухое трение деталей. Оно идеально подходит для современных агрегатов с высокой тепловой напряженностью.

    2) Масло с маркировкой 5w30 имеет гораздо меньшую вязкость и незаменимо в холодную погоду, поскольку упрощает пуск двигателя, но в жаркую погоду оно становится слишком текучим. В условиях t 120 – 140 °С в моторе вязкость масла 5w40 на 50% превышает вязкость масла с маркировкой 5w30.

    Моторное масло 5w30 или 5w40 – как сделать выбор

    Стоит отметить, что автомобили с разным годом выпуска имеют собственные рекомендации касательно наиболее оптимального выбора моторного масла. Специалисты рекомендуют применять масло 5w30, если вашему автомобилю более семи лет, а его пробег не превышает 70 000 километров.

    В случае, если пробег автомобиля превышает этот показатель, следует заливать масло 5w40, что обусловлено тем фактом, что со временем промежутки между элементами, входящими в состав мотора, увеличиваются. Следовательно, если ранее использовалось масло с невысоким показателем вязкости, то следует перейти на 5w40. Кроме вязкости, эти моторные масла отличаются количеством присадок.

    Также профессионалы рекомендуют отслеживать реакцию автомобиля на разное моторное масло. Машина сама подскажет, какое масло лучше всего подходит. К примеру, на некоторых моделях силовых агрегатов масло 5w30 не редко не выдерживает повышенные обороты (крутящий момент), что нарушает стабильность его работы. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется использовать наиболее густую по структуре смазку.

    Совместимость масел 5w30 и 5w40

    Бывают ситуации, когда в случае неисправности необходимо срочно долить масло в мотор. Как правило, не всегда рядом находится смазка именно того производителя, чей продукт первоначально был залит в двигатель.

    То же самое касается индекса вязкости масла, и поэтому следует знать, можно ли смешивать масла с маркировкой 5w40 и 5w30. Стоит отметить, что зачастую не рекомендуется смешивать масло с полностью синтетической базовой основой с минеральным маслом. Также не рекомендуется смешивать синтетики и полусинтетики и т.д.

    Что же касается смазки с маркировкой 5W30/5W40, то теоретически смешать эти жидкости можно с минимальными рисками только в случае, если это оба продукта одного и того же производителя. Смешивание продуктов разных производителей допускается только в экстренной ситуации, но учитывая, что они должны иметь одинаковую базовую основу.

    Из этого можно сделать вывод, что полусинтетика смешивается только с полусинтетикой, минеральное масло смешивается с аналогичным продуктом и т. д. Однако ответить однозначно на вопрос, можно ли доливать в масло с маркировкой 5w40, казалось бы, аналог – 5w30, нельзя, поскольку для каждого типа смазки производители используют свои пакеты присадок, которые после смешивания могут вступить в реакцию.

    Даже если не было никаких последствий в случае экстренного долива жидкостей – это аварийная мера, которую нельзя применять постоянно. После устранения поломки необходимо немедленно сливать смешанную смазку из мотора и обязательно менять масляный фильтр, а в некоторых случаях даже может понадобиться перед заменой масла дополнительная промывка двигателя.

    Подведем итоги

    Подбирая моторное масло, приходится делать выбор продукта той или иной марки, и от нее нередко зависит не только качество работы мотора, но и других значимых частей автомобиля. Профессионалы рекомендуют заливать масло с более высокой вязкостью, поскольку его использование лучше защищает детали мотора. Масла марки 5w30 и 5w40 являются надежным помощником двигателю автомобиля.

    Их отличия несущественны, эти типы масла обладают достаточным качеством и отвечают всем европейским требованиям. Использование качественного масла убережет силовой агрегат автомобиля от поломок и позволит сэкономить на ремонте либо замене мотора.

    Существуют различные типы масел, которые применяются для различных целей. Жидкие масла подразделяются на индустриальные или промышленные, трансмиссионные и автомасла. Особенностью автомасел является их подразделение на промывочные и эксплуатационные. В этой статье мы рассмотрим относительно новые моторные масла, а именно моторное масло 5w 40.

    Масла моторные по температурным условиям эксплуатации делятся на зимние, летние и универсальные. Зимние масла в своем обозначении имеют один цифровой индекс с буквой W, что указывает на предпочтительное применение это типа смазки только в двигателях, работающих при отрицательных температурах.

    Если в индексе обозначения указаны только цифры, то такую смазку можно использовать только в летний период при положительных температурах.

    5w40 расшифровка

    Маркировка рассматриваемого в этой статье продукта имеет значение 5w40. Расшифровка этого обозначения позволяет понять температурные условия, обеспечивающие оптимальный смазывающий эффект при запуске двигателя. Запуск двигателя является одним из самых нагруженных процессов.

    Сопротивление покоя во много раз превышает сопротивление трения, а тем более трение качения. Основную нагрузку в сопрягаемых деталях ДВС в момент пуска воспринимает пленка на поверхности контактов. Тесты, подразумевающие контроль состояния частей при пусковом процессе, показывают, что при неправильном подборе характеристики жидкости, не обеспечивается нормальный пуск.

    Пленка или скатывается с деталей при высоких температурах, или образует, твердеет при низких. И тот и другой процессы ведут к повышенному износу механического сердца автомобиля.

    Для того, чтобы понять, что обозначает 5w40 на моторном масле, необходимо обратиться к стандартам, используемых при коммерческой маркировке. Существуют три основных стандарта для обозначения - вязкость масла:

    Маркировка sae 5w40 обозначает, что содержимое канистры соответствует стандарту, разработанному американским сообществом инженеров (SAE). Следует отметить, что подобная маркировка формально не соответствует ГОСТу.

    Для выполнения требования по маркировке в соответствии с российским законодательством, производители на территории РФ моторное масло 5w40 обозначают как ГОСТ 4з14. Тест моторных масел 5w40, выполненный в соответствии с методикой, описанной в ГОСТах, полностью подтверждают соответствие этого типа российским стандартам.

    Масло sae 5w 40 относится к универсальным всесезонным жидкостям способным работать в диапазоне температур от −30С до +40С.

    Первый индекс 5W указывает, что он относится к режиму зимнего запуска и, в соответствии с применяемым стандартом, указывает на минимальную температуру, при которой обеспечивается нормальное сопряжение деталей в момент пуска. Индекс 5W соответствует температуре −30С.

    Следует понимать, что как любое другое изделие, масло имеет определенную защиту от неправильной эксплуатации. Так в рецептуре этого масла имеются присадки, обеспечивающие относительно нормальный запуск без критических последствий для деталей мотора до температуры −35С.

    При понижении температуры нижеуказанного порога возможно загустение масла, что приведет к изменению физического состояния маслянистой жидкости и возможности сухого трения как в деталях ЦПГ, так и в прочих деталях, требующих жидкой смазки. Следует заметить, что запуск двигателя в температурных пределах −35…-30С может привести к выпиранию масляных прокладок, лобового и заднего манжетного уплотнения коленчатого вала.

    По этой причине запуск двигателя при отрицательных значениях температуры, ниже границы, определенной индексом 5w не рекомендуется. Желательно или отказаться от поездки или произвести предварительный подогрев двигателя от независимых тепловых источников.

    Второй числовой индекс 40 определяет максимально рекомендованную температуру запуска двигателя. В процессе работы продукт нефтеперегонки нагревается до рабочей температуры +90С, в некоторых случаях, например, при выходе из строя элементов охлаждения, или при превышении максимально рекомендованной нагрузки на автомобиль, или при движении с постоянным подъемом, этот температурный показатель может быть даже превышен.

    Поэтому числовой индекс 40, указывающий на максимальную температуру наружного воздуха +40С, определяет именно вязкость нефтепродукта при запуске двигателя. Как и с нижним пределом, верхний температурный предел имеет свои расширенные допуски. Запуск двигателя при температурах до +45С возможен, но может привести к повышенному износу.

    При превышении указанного значения возможно полусухое трение при запуске двигателя, которое быстро проходит за счет начала работы насоса и подачи жидкости из картера под давлением по всем магистралям.

    Минералка, полусинтетика, синтетика

    По базовой основе масла делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Минеральное имеет в качестве базы продукт переработки нефти. Полусинтетика 5w40 в зависимости от места производства в качестве основы использует от 60 до 70% натурального продукта нефтеперегонки и, соответственно, 30 или 40% различных присадок улучшающих показатели масла 5w40 по вязкости и температурной стабильности. Синтетическое масло полностью основано на сгенерированной основе.

    Наличие или отсутствие каких-либо присадок и сама база не значит, что масло хорошее или плохое. Во-первых, качество зависит непосредственно от основы, затем от технологии и культуры производства, и лишь потом от наличия или отсутствия различных добавок.

    Чтобы определится, какое масло больше подходит для заливки в конкретный двигатель: натуральное, синтетика или полусинтетика - необходимо первоначально определить техническое состояние мотора. Синтетическое моторное масло 5w40 не предполагает его применения в сильноизношенных двигателях.

    Даже если вторичные диагностические параметры и тесты указывают на хорошее техническое состояние, все равно тип жидкости для заливки в картер двигателя определяется его действительным пробегом.

    Применение минералки может быть обосновано при эксплуатации в сильно запыленных условиях. Это обусловлено тем, что и по условиям эксплуатации и по межсервисному интервалу, требуется замена смазывающей жидкости, не дожидаясь пробега, указанного в сервисной книжке. При подобной тяжелой эксплуатации характеристика масла по загрязнению в процессе работы ухудшаются. Поэтому значение межсервисного пробега до перезаливки нужно сократить в два, а то и три раза.

    Полусинтетическое масло более распространено. Добавленные в натуральную основу масел присадки обеспечивают стабильность масла при высоких температурах и обеспечивают наличие масляной пленки требуемой вязкости при зимнем запуске автомобиля. Используемые присадки позволяют выдержать межсервисный интервал и даже продлить сроки работы масла сверх параметров, определенных производителем автомобиля.

    Хотя и существует вероятность, что обозначенный на моторном масле параметр вязкости и сохранится к моменту замены, необходимо следовать рекомендациям автопроизводителей, чтобы гарантировать минимально возможную чистоту масла для обеспечения нормальной работы мотора.

    Для новых современных двигателей рекомендовано применение синтетического масла. Эта искусственная смазка обладает большей стабильностью к окислению и не требует преждевременной замены. За счет применения синтетики можно увеличить межсервисный интервал замены. О возможности такого продления нужно уточнять на сайтах производителей.

    Принимая решение о увеличении пробега до замены, нужно учитывать рекомендуемые интервалы сервисных работ, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля. Такое решение можно принять, если годовой пробег меньше межсервисного интервала и имеется желание избежать визита на сервис по временному графику.

    По инструкции масло подлежит замене не реже одного раза в год, но это относится к минеральным и полусинтетическим маслам. Автомобильный двигатель подвергается износу вне зависимости от режима его эксплуатации. Одна из задач, которое выполняет масло, это вынос продуктов износа из пятна контакта с последующим осаживанием таких загрязнений на элементах фильтра.

    Синтетика 5w40 обладает высокими моющими свойствами, что позволяет отвести абразивные частицы из сопрягаемых пар. Некоторые присадки, добавляемые в состав, отвечают за теплопроводность жидкости. Комплекс добавок в синтетику позволяет улучшить температурный режим работы двигателя.

    Почему 5w40, а не 5w30

    Если по зимнему режиму эксплуатации масла имеют одинаковые характеристики, то по летнему индексу масло 5w40 имеет определенные преимущества, так как летнее пороговое значение оптимальной вязкости повышено на 5С. Не 35С, как у 5w30, а 40С. Эта небольшая разница способна продлить срок эксплуатации двигателя автомобиля.

    По данным исследований, проведенных в Германии и США, наработка на отказ ДВС до первого капитального ремонта в условиях нормальной эксплуатации, но при повышенных температурах увеличилась на 7-18 тысяч километров, в зависимости от типа используемого топлива и конструкции двигателей.

    Использование масла 5w40 предпочтительнее, так как с ростом среднегодовой температуры увеличивается количество дней, когда летняя погода преподносит сюрпризы в виде 35С. Даже при температуре около 30С в подкапотном пространстве могут возникать температуры до 50С.

    Кроме того, заявленные температурные параметры предпочтительнее при работе автомобиля в гористой местности, при наличии значительного количества затяжных подъемов и при работе двигателя при повышенных эксплуатационных нагрузках.

    Работу любых трущихся деталей невозможно представить без смазки, задача которой состоит в уменьшении износа сопрягаемых поверхностей и отводе тепла из зоны трения. Двигатель внутреннего сгорания, устанавливаемый на большинство современных автомобилей, как никакой другой механизм чувствителен к характеристикам применяемых для его нормального функционирования смазочных материалов. Это обусловлено высокими скоростями вращения деталей и микроскопическими зазорами между деталями. Плюс к этому силовые установки вынуждены работать в широком диапазоне температур, которые, как известно, оказывают существенное влияние на свойства материалов, и в том числе смазочных.

    Международными системами классификации предусмотрена градация моторных масел по ряду показателей. Важнейшим среди них является показатель вязкости, регламентируемый спецификацией SAE. В настоящее время одними из самых ходовых являются масла с определенными этим стандартом обозначениями 5w-30 и 5w-40. Мы уже подробно знакомились с и методиками, с помощью которых устанавливаются вязкостно-температурные свойства смазочных материалов. Приведенная в той статье информация понадобится для сравнения характеристик рассматриваемых масел.

    Моторные масла 5w30 и 5w40: отличие вязкостно-температурных свойств

    Итак, маркировка масел 5w-30 и 5w-40 начинается с одного и того же индекса 5w, который указывает на низкотемпературную вязкость, влияющую на холодный пуск двигателя и его работу при отрицательных температурах. Этот параметр нам будет неинтересен, так как он одинаков в обоих случаях, а, значит, в этой части различий нет. А вот вторая цифра у сравниваемых масел отличается. Она определяет высокотемпературные свойства, характеризуемые двумя показателями – кинематической вязкостью при 100 °С и динамической вязкостью при 150 °С. Если мы сравним значения этих параметров для масел 5w30 и 5w40, то обнаружим, что во втором случае оно будет больше, т.е. масло 5w-40 более вязкое. На практике это означает, что смазочный материал обладает более густой консистенцией и, соответственно, меньшей текучестью. В каких случаях это будет полезным для двигателя, а в каких навредит ему? Будем разбираться.

    Как известно, зазоры между парами трения в двигателе (например, коленвал-вкладыши или поршень-цилиндр) измеряются тысячными долями миллиметра (микронами). Точные значения определяются разработчиками силового агрегата. Образуемые зазоры должны заполниться смазывающим веществом так, чтобы исключить возможность сухого трения на каких-то участках контактирующих поверхностей. Какое масло способно сделать это оптимальным образом знает только производитель двигателя, как правило, подвергающий собранные силовые агрегаты длительным сериям тестов. Рекомендации по использованию смазочных материалов можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Именно этими, и никакими другими, данными должен оперировать владелец машины, выбирая конкретную марку масла.

    Чем может быть чревато использование не соответствующих требованиям моторных масел? Тут все будет зависеть от того, большую или меньшую вязкость, чем рекомендуемая, имеет заливаемое в двигатель масло. Если применяется масло с большей высокотемпературной вязкостью, то на каких-то режимах работы мотора толщина образующейся между трущимися деталями пленки может не соответствовать необходимым значениям. В худшем случае в отдельные зоны смазка кратковременно может вообще не поступать. Это чревато повышением температуры двигателя и ускоренным износом деталей. Наоборот, использование масла с меньшей вязкостью не создает подобных угроз, так как оно более текучее и поэтому быстро заполнит зазоры. Если разбирать наш случай, то при наличии рекомендаций производителя использовать исключительно масло 5w30 заливать масло 5w40 нельзя. Обратную рокировку произвести можно, но нежелательно, иначе 5w-30 также присутствовало бы в списке разрешенных.

    Особенности сезонного применения масел 5w30 и 5w40

    Бывает такая ситуация, что производитель допускает применение любого из двух рассматриваемых типов моторных масел, при этом часто оговаривая, что 5w-40 предпочтительно использовать в условиях высоких температур окружающего воздуха. На чем же основаны такие рекомендации? Мы уже отмечали, что за зимнюю эксплуатацию ответственно обозначение 5w, характеризующее низкотемпературную вязкость. Так как оно одинаково для обоих типов масел, то отличий в работе двигателя при низких температурах не будет. А вот при сильном нагреве мотора имеют место определенные особенности.

    Для большинства автолюбителей не является секретом, что нормальная рабочая температура двигателя составляет 86 °С, и отклонения от этого значения минимальны. Показания берутся с датчика, встроенного в охлаждающий контур силового агрегата, т.е. температура двигателя – это не что иное, как температура охлаждающей жидкости. Казалось бы, масло не должно нагреваться сильнее. Однако на самом деле температура моторного масла при определенных условиях может достигать 150 °С, и одним из факторов, влияющих на максимальный показатель, является температура воздуха на улице. Так, движение в жаркую погоду на малых скоростях (стояние в пробке) совершенно точно способствует более интенсивному нагреву моторного масла, чем, например, езда на средней скорости в прохладную погоду. Это связано с менее активным обтеканием силовой установки воздушными потоками, способствующими охлаждению. Не случайно спецификация SAE в части высокотемпературных характеристик указывает значения вязкости при 100 и 150 °С. Таким образом, густое масло 5w-40 при более высоких температурах окружающей среды в прогретом двигателе приобретает более жидкую консистенцию, чем в той ситуации, если бы «за бортом» было холоднее. Это позволяет ему образовывать пленку требуемой толщины, что учитывается производителем, допускающим возможность применения данного типа масла.

    Использование масел 5w-30 и 5w-40 в зависимости от состояния двигателя

    В ходе длительной эксплуатации автомобиля неминуемо происходит износ деталей двигателя, в результате чего зазоры между ними увеличиваются. Соответственно, толщина необходимой для пар трения масляной «прослойки» также становится больше. До определенного момента увеличение зазоров не сказывается на функционировании силового агрегата, однако рано или поздно износ деталей становится чрезмерным, значительно превышая установленные производителем допуски. В этой ситуации жидкое масло, рассчитанное на совсем иные зазоры, не способно сформировать качественную защитную пленку в зоне сопряжения трущихся поверхностей, что ускоряет их деградацию. Еще одной проблемой может стать попадание большего количества масла в камеру сгорания и вытекающий отсюда его повышенный расход. Это как раз тот случай, когда залив в двигатель масла 5w-40 вместо 5w-30 является оправданным шагом. Его более густая консистенция обеспечит нормальное смазывание, она же не позволит так легко просачиваться через увеличенные зазоры цилиндро-поршневой группы или газораспределительного механизма. Недаром после определенного пробега многие автодилеры советует переходить на масла с увеличенными показателями высокотемпературной вязкости.

    Пожалуй, это все, о чем мы хотели рассказать в данной статье. Надеемся, что изложенная информация станет полезной в плане более четкого понимания разницы между свойствами моторных масел 5w-30 и 5w-40, оказывающими влияние на выбор в конкретной ситуации того или иного варианта.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook