Урал с роторным двигателем. Эскортные мотоциклы иж с роторными двигателями. Роторно-поршневой двигатель на мотоцикле

Здравствуйте.

За всю историю мотоцикла предпринимались попытки массового производства мотоциклов с двигателем Ванкеля, или роторными двигателями. Рассмотрим десятку таких мотоциклов, по версии Visordown .

Роторный двигатель Ванкеля, в плане массового производства, оказался одним из величайших технических провалов XX века. Конструкторы обещали нам революцию в автомобилестроении и производстве мотоциклов, но за десятилетия работы над двигателем этой конструкции так и не смогли решить присущие ему технические проблемы.

Не будем углубляться в подробности крышесносящей и кажущейся не вполне логичной концепции работы роторного двигателя, но отметим, что стремление к моторам такой конструкции, помимо мощности, вызвано еще и отсутствием множества деталей, вроде поршней, шатунов, ГРМ и т.д. К сожалению, эта столь же гениальная, сколько и крышесносящая концепция, зажата в рамки нескольких конструктивных недостатков, не позволяющим ей одержать победу над традиционными поршневыми двигателями.

Мы все знаем о существовании роторных мотоциклов Norton и Suzuki RE5, но также история мотоциклостроения знает и множество других примеров, когда мотоциклы с такими двигателями выходили за рамки прототипов и выходили на рынок. Вот наша подборка:

10: Hercules/DKW W-2000.

Первым в нашем списке будет самый старый мотоцикл с двигателем Ванкеля. Это Hercules, обозначаемый в Великобритании как DKW W-2000. Рекордсмен по продажам среди мотоциклов с роторным двигателем, выдававший 30 лошадиных сил при объеме двигателя в 294 кубических сантиметра (хотя объем роторных двигателей нельзя сравнивать с объемом поршневых).

Этот мотоцикл производился в Германии с 1974 по 1977 годы. Было выпущено 1800 экземпляров. В качестве передачи на колесо кардан, питание карбюратором Bing.

9: Yamaha RZ201.

Не волнуйтесь, это не пробел в ваших знаниях истории мотоцикла. Yamaha действительно так и не запустила массовое производство мотоциклов с роторным двигателем, но уже была на грани этого. В 1972 году, на Tokio Motor Show был показан мотоцикл Yamaha RZ201 c 660-кубовым двигателем Ванкеля мощностью 66 лошадей. К сожалению, было построено всего несколько прототипов, но если этот мотоцикл вам очень понравился, можете обратить свое внимание на Yamaha TX750, с традиционным мотором, но на той же раме и схожим дизайном.

8: Norton Interpol II

Компания Norton работала над прототипом роторного мотоцикла в течение 70-х годов прошлого века, но в серию такие мотоциклы пошли только 1984 году. Тем не менее, выпуск был мелкосерийным, это было что-то среднее между прототипом и серийной моделью, поэтому, если пластик вам показался знакомым, вы не ошиблись — весь обвес был взят с мотоцикла BMW R100RT, любимого мотоцикла полиции в те годы.

7: Kawasaki X99 RCE.

Опять вернемся к прототипам. Kawasaki X99 RCE был двухроторным мотоциклом с 900-кубовым двигателем на 85 лошадей, показанным публике в 1972 году. Но потом компания Kawasaki осознала уровень затрат на производство и приобретение лицензии, и этот мотоцикл растворился в истории.

6: Norton Classic.

Результатом нескончаемых конструкторских изысканий стало производство роторного мотоцикла Norton Classic. Используя тот же двухроторный 588-кубовый мотор воздушного охлаждения, что и на Interpol II, была выпущена ограниченная серия мотоциклов в количестве 100 штук. Это была первая попытка выпуска серийного роторного мотоцикла за 11 лет, с 1987 года, когда мотолюбители смогли увидеть Suzuki RE5.

5: Van Veen OCR1000.

Один из небольших Голландских мотопроизводителей осуществил амбициозный проект по созданию мотоцикла с двигателем Ванкеля. Двухроторный 996-кубовый (разработанный NSU для автомобилей Citroen) мотор выдавал 107 лошадей и мог разгонять мотоцикл до максимальной скорости 135 миль в час (217 км/ч) — очень нехило для 1978 года, в котором и началось массовое производство, после нескольких лет научных изысканий. Мотоцикл имел приятный внешний вид, хотя роторный двигатель изначально не так эстетичен, как поршневой. Покупатели, тем не менее, не были впечатлены, и за годы производства, с 1978 до 1981, удалось продать всего 38 штук. Попытка возродить производство в 2011 году, при неприличной стоимости мотоцикла в 81 000 Евро, прибавила к тому результату еще 10 мотоциклов.

4: Norton Commander.

Коммандер «P53» стал еще одним серийным роторным мотоциклом, увидевшим свет в 1989 году. Он был построен на базе нового двухроторного двигателя водяного охлаждения и был во всех смыслах не слишком плохим. Небольшой толчок в продажах помогли дать и гоночные успехи.

3: Suzuki RE5.

На самом деле, если вам захочется получить опыт езды на роторном мотоцикле, почти наверняка вы придете к Suzuki RE5. В то время как конкуренты ограничивались выпуском мелких партий, компания Suzuki смогла наладить по-настоящему массовый выпуск роторных мотоциклов. До сих пор на ebay можно найти парочку — и купить. Двигатель однороторный (меньше вероятности, что возникнут какие-то проблемы), 65-сильный, не мог похвастаться мощностью даже в 1975 году, но мотоцикл имеет аккуратный дизайн и своеобразный стиль заднего фонаря и приборной панели.

2: Norton F1.

Принимая во внимание факт успешных гоночных выступлений Norton с двигателями Ванкеля, кажется странным решение установить такой мотор на Commander, являвшийся турером. Но эта странность была устранена в 1990-х годах с выходом Norton F1, практически полноценного спорт-байка, по дизайну похожего на первые поколения CBR600, CBR1000 и Ducati Paso. Было выпущено около 130 мотоциклов.

1: Norton F1 Sport.

Наконец был выпущен настоящий спорт-байк, заслуживший себе порядочную гоночную репутацию на таких гонках, как BSB и TT. По сравнению с предыдущей версией, был изменен боковой пластик, теперь открывавший эстетам вид на изящную раму, изменена форма седла. К сожалению, на тот момент компания Norton уже находилась в состоянии агонии, так что осуществляла сборку F1 Sport скорее ради реализации оставшихся запчастей, нежели ради привлечения потребителя. В любом случае, следующий роторный F2, хотя и был показан публике в 1992 году, уже не вышел на конвейер.

В конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД.
Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.
Богатырев Виктор Николаевич и Глухов Герман Яковлевич работают над макетом ИЖ-Лидер:

В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.

Финальный вариант мотоцикла ИЖ-Лидер с РПД:

В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов «советского супербайка», которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов.

Первым стал ИЖ «Лидер» - аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год).

В таком состоянии уникальный мотоцикл пребывал в последний раз, когда его видели:


Как и на «баварце», тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта «Лидера»: первый - с уже упомянутым РПД, а второй - с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла «Урал».

А это уже останки другого Лидера - с мотором от Урала:

Другой эскортный мотоцикл от «Ижмаша» получил название ИЖ-8.201 или «Вега». Он отличался более изящным и стремительным обликом. В отличии от «Лидера», его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.

В поисках оптимальной формы… Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором.

Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например - барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).

Итоговый вариант эскортного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем:

Современный и привлекательный дизайн:


Вариант с классическим ДВС:


Кроме роторной «Веги», существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла «Днепр».

Ничем не хуже тогдашних BMW, Honda и Moto Guzzi:


Задняя передача - карданная.


Барабанные тормоза тут не в тему:

Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу - для нужд полицейских служб в разных странах.

Отлично сохранившийся экземпляр ИЖ-8.201 на одной из современных выставок:


Жаль, что он так и не попал на конвейер.


2-секционный роторно-поршневой мотор РД-601 мощностью 52 л.с.:


Однако, перестройка, связанные с ней проблемы в экономике СССР и дальнейший развал страны поставил крест на этих перспективных разработках.


Силовой агрегат был построен специалистами АвтоВАЗа.


Тут тоже спицованные колеса.


Панель приборов частично унифицирована с Жигулями.

В музее Меркс-Мотор (Нюрнберг) представлен первый и единственный в мире Hercules W-2000, оснащенный мотором с вращающимся двигателем. Это удивительное изобретение не оставляет равнодушными даже всезнающих циников в мире моторостроения.

В Германии роторные двигатели пользуются особой популярностью — немцы любят их за смешной работающий звук, высокие обороты и за технологическую причудливость. Особенное уважение такие моторы приобрели после того, как были установлены под капот многих сверхкрутых автомобилей. Эти двигатели также можно увидеть в раме некоторых мотоциклов, например, Suzuki RE5.


Однако мотор, установленный на японском мотоцикле — только последователь первого, настоящего новатора в производстве вращающихся шариковых моторов. Первой компанией, которая выпустила чудо техники, была немецкая фирма Hercules. Именно она разработала и первый в истории Wankel Rotary.


Фирма «Геркулес» была создана в 1886 известным дельцом Карлом Маршуцом для выпуска велосипедов. Цена велосипеда на то время составляла около 170 марок, и спрос на новое средство передвижения увеличивался с каждым месяцем. Упускать перспективу было глупо, и компания произвела в первый год работы 100 новых велосипедов. За десять лет непрерывной работы обороты фирмы, которая к тому времени уже превратилась в большую компанию, достигли 6 500 изделий в год.

В 1900 году компания изменила название на «Velocipedfabrik Marschütz & Co» и стала активно развивать выпуск электромобилей. К сожалению (или к счастью) выпуск электромобилей быстро закончился, но за этот период компания установила собственный рекорд — они выпустили первый электромобиль, который мог проехать 25 миль на одном заряде, и это был настоящий четырехколесный автомобиль, со всеми своими атрибутами современной машины. С 1904 года Геркулес все внимание перенес на разработку, производство и модернизацию мотоциклов.


Первый мотоцикл «FN» увидел свет в 1905 году. Примечательно, что двигатель к нему был заказан и впоследствии изготовлен на бельгийском заводе по производству боеприпасов. Этот мотор включался с помощью магнитной системы зажигания и имел карбюратор, который выдавал мощность 4,5 л.с. Передача оборотов на колеса осуществлялась с помощью ременного привода.

Продолжая развиваться, Геркулес до 30-х годов модернизировал рамы мотоциклов и тщательно скрывал все свои разработки двигателей от конкурентов. В частности, компанией был разработан двигатель системы Fichtel & Sachs, который позже стал частью трансмиссии ZF.

Наиболее известным мотором того времени был двигатель «Saxonette», который устанавливался на мопедах. Он имел мощность в 1,2 л.с. и объем 60 куб. см. Позже его интегрировали в ступицу (изготовленную фирмой «Торпедо») и установили в корпус первого мотоцикла Hercules, максимальная скорость которого достигала 19 миль в час.


К сожалению, основатель фирмы Маршуц был вынужден уехать из Германии в 1930 году в Калифорнию, чтобы избежать преследований, поскольку был евреем. В Америку основатель Геркулеса смог перевести только 25% акций своей компании. Его завод был национализирован и позже полностью уничтожен во время войны, остатки производства разграблены, и возрождение компании началось только в 1950 году. Фактически Геркулес восстал из пепла и в короткие сроки смог удовлетворить послевоенный спрос немцев на мотоциклы.


В 1960 фирму приобрела известная компания по производству двигателей Fichtel & Sachs. Под новым руководством к 1970 году компания разработала и выпустила электрический велосипед Е1, который быстро завоевал популярность. Примерно в то же время с конвейера Hercules сошел гораздо более захватывающий экземпляр. Это был мотоцикл W-2000 с двигателем Ванкеля.

Феликс Вангель разработал свой первый жизнеспособный роторный двигатель в 1950 году. Лицензию на использование и внедрение новой технологии приобрела компания Sachs, которая единственная на то время имела право внедрять подобные разработки. В 1970 году технологи компании после пятилетних споров решились внедрить роторную машину в линию мотоциклов Hercules и впервые показали новую технологию на вставке мотоциклов Fall West 1970 года в Кельне.

Новый двигатель объемом 294 куб. см выдавал 27 л.с. мощности и охлаждался воздушной системой. Для этой цели разработчики расположили спереди осевой вентилятор, который мог работать как на холостом ходу, так и на полных оборотах. Данная конструкция позволяла поддерживать в двигателе нужную температуру.


Для того, чтобы обеспечить надлежащую смазку всех вращающихся узлов мотора, гонщику приходилось вливать масло прямо в бензин. На более поздних моделях мотоцикла, начиная с «W-2000 Injection», устанавливалась автономная система смазки, которая состояла из масляного бака и дополнительного насоса.


Первый мотоцикл имел однороторный двигатель, который закреплялся под рамой специальными болтами, изготовленными из трубчатой стали. оснащался передним дисковым тормозом, который мог остановить 18-дюймовые колеса. Двигатель имел ось разворота в 90 градусов, которая соединялась с шестиступенчатой коробкой передач, также он соединялся топливной магистралью с карбюратором постоянной скорости (система Bing).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook