Что такое зимник, его особенности, правила движения по зимним дорогам. Кто и почему не пускает на зимники частный автотранспорт? Что такое зимник

Мы проехали 21 тысячу километров по дорогам России, но меня не покидает ощущение, что мы видели лишь малую её часть. Узкая полоска цивилизации вьется вдоль Транссиба. А в стороне лежат огромные земли, доступные, как и сотни лет назад, только там, где есть реки. И зимники.

Зимники — это главные артерии Северов , районов лежащих вне дорог в привычном для жителя европейской России смысле. 65 процентов территории России приходятся на районы с вечной мерзлотой, причем, именно там сосредоточена масса полезных ископаемых, с которых, собственно, и кормится Россия. Изрядная часть северных поселений соединена с материком только зимниками. Каждый год их строят, накатывают, поддерживают или просто едут по ним на свой страх и риск. Вот, например, в Якутии:

  • почти 7 тысяч километров зимников прокладывается в Якутии каждый год
  • зимники — это 60% общей протяженности местных якутских дорог
  • по зимникам в Якутии перевозится 80% необходимых грузов
  • 18 северных и арктических районов Якутии сообщаются с Большой землей только по зимникам.

Зимники — это испытание для человека. Рассказы дальнобойщиков не хуже, чем рассказы Джека Лондона. Мороз, удаленность от цивилизации, капризы природы делают доставку грузов опасным приключением. Обязательно почитайте заметки Альбины С. на drom.ru. Зоркий глаз и хороший слог. Она уже 12 лет ездит с мужем-дальнобойщиком и повидала на своем веку немало. Собственно, большая часть фотографий — это то, что бывает с машинами на зимниках.

Подъем на зимнике. Не осилил подъем. Фото Альбины С. @ drom.ru

Каждый подъем с тяжелым грузом чреват сходом с дороги. то отмечали, что многие грузы тащат машины, которым не хватает энерговооруженности. Обычно в голове такой «колбасы», которая движется километров 20 в час, едет КАМАЗ, который еле справляется с грузом. Эта «колбаса» растягивается на десятки километров, и обогнать ее очень сложно.

А на зимниках перегруженные машины просто порой не выдерживают.


Перегруженный цементом прицеп просто сломался на зимнике. Фото Альбины С. @ drom.ru

Судя по фото Альбины С., большую часть парка составляют именно КАМАЗы. Видимо, основным критерием оказывается то, что их можно починить в самой глухой глуши (об этом, собственно, нам рассказывал Ильдар ).


Ремонт КАМАЗа на зимнике. Зимой звенеть ключами особенно «приятно». Фото Альбины С. @ drom.ru

Однако Альбина отмечает, что:

Машин много. Почти все — большегрузные иномарки, которые вызвали двоякое чувство. Радостно, что в прошлое уходят старые машины, появился некоторый достаток. Огорчало, что в этой массе автомашин мало отечественных. И что заработанные деньги россиян уходят на новые рабочие места за рубежом, на процветание чужого автопрома.


Грейдер на зимнике. Фото Альбины С. @ drom.ru

Важные зимники чистят и ровняют грейдером, подсыпают щебень на подъемах. Однако, и тут экономят:

От начала зимника и до пикета «Бур» пролетели махом. Это около 200 км. Раньше этот участок проходили почти сутки. Одно огорчило, что дорогу сделали узкой. Говорят, строили две организации. Одни — шириной шесть метров, другие - семь. Мужики, которые укладывали грейдер, рассказывали, что вышестоящая организация не разрешила делать дорогу шире хотя бы метра на два. Денег нет. Чувствую, ударит по дальнобойщикам эта экономия, если уже сейчас видны следы съездов машин на обочину.


Не разъехались на зимнике. Дорога узковата.

Но, пожалуй, не буду больше рассказывать с чужих слов и показывать чужие фото. Я, собственно, это пишу, чтобы еще раз подчеркнуть, что та дорога, по которой мы ехали — это очень и очень хорошая дорога. И что есть много территорий, достаточно населенных, но построить там постоянную дорогу пока не получается. Конечно, новые технологии, применение геополотна и геосеток дают надежду на исправление ситуации. Вот

Так что, пока жизнь на Северах — это борьба за жизнь в достаточно суровых условиях. Спасает закалка людей, только обидно, что на людях по-прежнему экономят.

Документальный фильм «Зимник. Край лютых»

Типичное видео про зимник на Ямале

Бовоненково — поселок на Ямале, где располагается администрация Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. Это гигантское месторождение в центре Ямала и зимников тут хватает. Фото, музыка, кадры ДТП.

Каждую зиму реки, покрывающие огромные пространства Сибири, замерзают. В это время по ним могут ехать грузовики, а значит, - до тех пор, пока держится лед, - может идти торговля в труднодоступных районах.

Весенние температуры уже начинали разъедать ледяную трассу - зимник, когда фотограф Амос Чаппл присоединился к одному молодому водителю в 12-дневном путешествии на арктический север России.

Встречайте Руслана Дороченкова, ему 28 лет, он отец двух маленьких мальчиков. Уже восемь лет он ездит на своем «Камазе» по замерзшей Индигирке, отвозя продукты в арктический город Белая гора. Он получает хорошие деньги - около 600 долларов за поездку. Но каждая поездка - это «особенное приключение», и, как я понял на своем опыте, опасности сибирских зимников очень реальны.

Каждая поездка начинается здесь - в гараже на окраине Якутска. В машину загружают товары, делают последние приготовления. Груз бывает разным, в этот раз он большей частью состоял из продовольствия: в грузовик Руслана поместили 12 тонн макарон, масла для готовки и безалкогольных напитков, даже пару килограммов шоколадных круассанов. Нам помогает загружать машину парень по имени Гарик, он уезжает из Якутска к семье на север. Руслан предложил подвезти его в обмен на помощь во время поездки.

Собакам в гараже сейчас мало что перепадает. Весна берет свое, а значит, все мысли сосредоточены на тех нескольких днях, после которых закроются зимники. Руслан (справа) разговаривает по телефону с другим водителем, спрашивает у него о состоянии льда. Подготовка шла не быстро, но, наконец, поздним вечером Руслан отправляется в путь. Путь в Белую гору начинается с Колымского шоссе, которое построили с использованием труда заключенных в сталинскую эру. Мы проезжаем участок, на котором в феврале грузовик съехал с дороги. Машина и ее злосчастный водитель пролетели 70 метров.

Это первая из нескольких историй, заставивших меня нервничать из-за предстоящей поездки. Около полуночи все ложатся спать. Двигатель и обогрев кабины на ночь оставляют включенными. Даже с работающим двигателем ночью может замерзнуть несущий вал. Водители грузовиков берут с собой огнеметы на случай, если придется размораживать части двигателя.

Руслан смотрит вперед, в то место, где Колымское шоссе поворачивает налево среди гор. Ясное солнечное утро, мы хорошо проводим время. До поры до времени. Мы встречаем друга Руслана Андрея, который тоже направлялся в Белую гору, но попал в аварию на своем минивэне. Мы перегружаем содержимое его грузовичка в нашу машину, Андрея приглашают присоединиться к нам.

В кабине, рассчитанной на двух человек, нас теперь четверо. Примерно в середине пути наш грузовик съезжает на лед. Следующие 730 километров мы будем ехать по замерзшей Индигирке в сторону Арктики. Во многих участках реки течение настолько быстрое, что летом по ней не пройдешь на лодке. Зимой же река, подобно волшебному ковру, открывает доступ в области республики Саха, в которые практически невозможно добраться другим способом.

В узких местах лед стал очень гладким из-за образовавшихся здесь воронок. Вода просматривается на несколько метров в глубину, где поток несет осколки льда. Когда перед нами появилась прогалина, по форме напоминавшая грузовик, Руслан резко нажал на тормоз и начал разворачиваться, чтобы найти другой маршрут. «Свежая», - только заметил он. Руслан показывает фотографию грузовика коллеги. «Ему повезло. Если сначала будет заливать кабину, то все, конец». Мы едем дальше и проезжаем место, где в декабре сломались три грузовика. Один водитель умер чудовищной смертью, оказавшись подо льдом.

Руслан рассказывает, как все произошло: «Ехало три грузовика конвоем, между ними было по 100-200 метров. Вдруг второй водитель потерял первый грузовик из виду. Не понял, что происходит. Когда он увидел воду [от первого грузовика, после того, как тот провалился под лед], нажал на тормоза. Первый на 9 метров ушел под лед, старик [водитель] утонул. Второй жал на тормоза, пытался остановиться, но тоже упал под лед. Температура −45°. Молодой парень, 23 года. У него в кабине был молоток, он разбил окно, вылез из воды и увидел третью машину. Он весь мокрый проходит 50 метров, пытается помахать третьему водителю, а температура −45° - на нем все [одежда] замерзает, пока он идет. Третий водитель не сразу понимает, что он ему пытается показать. Колеса скользят, машина наполовину уходит по воду. Но кабина остается наверху, и он выпрыгивает. Они идут пешком в Белую гору, которая от них в 25 километрах, но повезло - их подобрал человек на снегоходе. Молодой парень серьезно обморозился».

Вскоре и нам приходится столкнуться с тонким льдом. В некоторых участках реки талая вода, которая появляется близко к поверхности, даже в самые холодные зимние месяцы не дает образоваться толстому слою льда. Когда Руслан попытался проехать от одного берега прогалины до другого, мы услышали, как лед начал хрустеть. Я сидел у пассажирской двери и начал беспокоиться, что, если грузовик опрокинется на мою сторону, я окажусь под водой - с тремя людьми надо мной, которые будут пытаться найти выход. Я видел, что лед был хрупким, поэтому приоткрыл свою дверь и приготовился выпрыгнуть. Грузовик неожиданно накренился в мою сторону. Когда Руслан нажал на газ, он накренился еще сильнее. Я открыл дверь и выпрыгнул, в надежде преодолеть хрупкий лед, прежде чем грузовик обрушится на меня. Но лед выдержал. С помощью цепей Руслану удалось задним ходом выехать из прогалины. Еще дважды в этот день мы проезжали участки с пугающе тонким льдом.

Эту ночь я проводил в полной глуши, приговоренный к путешествию, которое начинало казаться ошибкой, но вдруг произошло нечто очень важное. В три часа утра небо передо мной начало зажигаться зеленым. Полярное сияние охватило всю линию горизонта. Кроме меня, его никто не увидел, - все остальные спали. Не могу объяснить это логически, но пока я смотрел на небо, меня покинуло чувство ужаса. Я почувствовал, что, что бы ни случилось, все будет хорошо.

Следующее утро было ясным, а дорога - твердой, как скала. Когда я рассказал о пережитом Руслану, русский воспринял аспект «послания от Вселенной» серьезно. Несмотря на его любовь к грязному языку и тяжелой музыке, Руслан глубоко религиозен. Маленькая Зашиверская часовня - к ней приходят водители, проезжающие по зимнику. Руслан - во время каждой своей поездки.

По его словам, Бог всегда помогал ему в сложные моменты на реке. У водителей есть и уникальные суеверия. Одно из них - нельзя справлять нужду рядом перед грузовиком: аналог убийству альбатроса. Руслан набирает питьевую воду из проруби, а мы приближаемся к одной из целей нашего пути. Вода удивительно чистая, даже если посмотреть на свет. Однако, несмотря на чувство гордости, которое вселяет в водителей грузовиков вид девственной природы, большинство, в том числе и Руслан, бросают мусор прямо на лед.

В городах и деревнях, окружающих Белую гору, начинаются проблемы с доставкой продуктов и с автомобилем. Руслан останавливается и для того, чтобы помочь каждому водителю, который встречается нам по пути. Поездка длится уже неделю - это неделя из 12-16-ти часовых дней, без душа и смены белья. Наконец, грузовик разгружен, и на горизонте появляется Белая гора. Большей частью город и его две тысячи жителей обеспечивают себя за счет рыбной ловли. Все, что осталось теперь, - безопасно вернуться в Якутск. Но сначала надо принять ванну. Руслан говорит, что он «будто заново родился».

В магазинах Белой горы на удивление много продуктов, но цены здесь значительно выше, чем в крупных российских городах. 100 грамм орешков кешью в одном магазине стоили 18 долларов (1150 рублей - прим. пер.). Поездка сильно отклонилась от графика, дороги официально закроются всего через несколько дней, поэтому на обратном пути Руслан едет быстро, иногда не останавливается и ночью.

Грузовик пуст, но на улице становится теплее, а значит, дорога быстро исчезает. Начинается весеннее таяние, и уровень воды в реках начинает подниматься. Вода проходит сквозь лед и образовывает слой хрупкого льда над замерзшей рекой. Мы опаздываем на несколько дней и едем по тающему льду. Руслан останавливается, чтобы помочь еще одному водителю грузовика. Он берет на буксир сломавшуюся машину и предлагает водителю подвезти его до Якутска. Руслан говорит, что взаимопомощь на льду - это то, что «ты просто делаешь и все», и добавляет: «Традиции „обмани и ограбь“ сюда еще не добрались».

Когда мы снова оказываемся на твердой почве - Колымском шоссе, настроение улучшается - мы попадаем в яркие лучи весеннего солнца. Мы это сделали, Руслан успешно завершил еще одну поездку - за несколько дней до того, как ледяная дорога закроется до следующего сезона. Но, оказывается, Руслан не совсем закончил с зимниками. Он проведет три дня в Якутске, а затем попробует совершить путешествие еще один, последний в этом году, раз. «Тебе надо поехать со мной! - говорит он мне. - Воды будет по шею». Но на сей раз Руслан поедет один. Такие игры с ледяным шоссе - только для специальной породы людей: для тех, у кого зимник, как говорит Руслан, - «в крови».

Подписывайтесь на Квибл в

— 17.03.2019

Вы не поверите, но я даже не предполагал, что буквально в полутора тысячах километров от Москвы есть города, в которые летом просто не доехать, потому как туда нет дороги. Вот нет и все. Никакой. Железнодорожный транспорт по понятным причинам тоже туда не ходит и единственный вариант - это самолет.

Зимой несколько попроще, так как существует так называемый "зимник". Сейчас я вам расскажу что это, покажу как мы по нему ехали и какие опасности таит в себе такая зимняя дорога...

Для начала по традиции предлагаю видеозарисовки по теме:


Подписывайтесь на мой канал в Ютюбе https://www.youtube.com/c/MasterokST . Скоро будет Сыктывкар, Гажа Валяй и много Калининградской области.

Продолжаем в формате фоторепортажа.

Фото 2.

Вообще зимник - это автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр. В нашем случае он проходил по болоту.

Т.к. в связи с изменением погоды (о этом чуть позже) дорогу периодически закрывают, то на въезде есть пост МЧС. Вот так он выглядит:

Фото 3.

Зимник Нарьян-Мар – Усинск (в народе «дорога жизни») - единственная дорога, которая связывает территорию Ненецкого автономного округа с железной дорогой и автомагистралями России. Протяженность зимника в этом году составляет 70,9 км

По зимнику в Нарьян-Мар везут продукты питания, одежду, лекарства, стройматериалы. В случае его отсутствия авиация является единственным средством сообщения с «материком» в долгую полярную зиму.

Очередной год тут пытаются насыпать и достроить круглогодичную дорогу, но все как то движется очень медленно. То ли большие технические сложности, то ли ради небольшого количества людей не хотят тратить большие бюджеты. Я так и не понял если честно.

В течении всей зимы периодически зимник заливают очередным слоем воды, которая превращается в лед и утапливает предыдущий слой в вечную мерзлоту.

Погода выдалась нормальная и мы решили не тратить время и побыстрее проскочить этот сложный участок дороги.

Фото 4.

Напомню вам, в этом году я впервые стал участником автопробега и начал его с неизвестного ранее для меня городка Нарьян-Мар . Все это путешествие организовали питерские блогеры в рамках проекта "Открывая Серебряное ожерелье" . Туристические маршруты по городам Северо-Западного региона будут реализовываться в рамках проекта еще весь год и вы не раз встретите отчеты об этом на просторах рунета.

Вот наша дружная и боевая команда.

Фото 5.

Перед поездкой по зимнику мы постоянно мониторили прогноз погоды и проверяли сведения от МЧС - открыт ли он вообще. Эта дорога сильно зависит от погодных условия и есть вероятность просто на неделю остаться в Нарьян-Маре и ждать открытия дороги.

Фото 8.

Вообще у нас в стране много подобных зимников. Часть из них ведомственные, и имеют ограничение на передвижение частного транспорта. Поскольку строятся и обслуживаются такие дороги силами частных компаний (обычно нефтяными или газовыми) то хозяева имеют полное право ограничивать движение на них. Но частная техника все же ездит по этим дорогам, правда далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. Дело в том, что как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья.

Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег. Для удобства работы техники, а также для транспорта передвигающегося по не расчищенному зимнику дорога маркируется специальными вешками снабженными светоотражающими лентами. Благодаря им даже заметенная дорога легко читается и полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути.

Фото 6.

Вот посмотрите и у нас вдоль всей дороги стояли вешки. А дорога то - лед! Обычно это воспринимается очень плохо, а в данных условиях это хорошо. Твердая поверхность.

Фото 7.

Периодически встречается занесенная снегом и временно оставленная техника.

Фото 9.


Длинна зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят-сто километров сооружаются базы дорожной техники из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь и водители автомобилей передвигающихся по зимнику отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах-выездах зимников.

Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду.

Фото 10.

На середине пути небо стало застилать облаками и даже началась небольшая поземка. Мы уже подумали, что вот вот может начаться метель и надо гнать что есть мочи. Но вроде бы все обошлось и распогодилось. На видеоролике в начале поста можно посмотреть чем чревата метель на такой трассе.

Но на следующее утро зимник все таки зарыли и он оставался закрытым несколько дней. Все те, кто проехал в Нарьян-Мар вынуждены ждать открытия дороги. Точно так же и грузы и весь трафик в город и близлежащие населенные пункты просто встал. И это даже зимой такое бывает не редко. Отрезает от "большой земли" и живешь как на острове с авиационным и морским сообщением.

Фото 11.

А вот известное всем явление - гало.

Гало появляется на небе при сочетании нескольких факторов. Чаще всего оно наблюдается в морозную погоду в условиях повышенной влажности. В воздухе при этом находится большое количество ледяных кристаллов. Проходя сквозь них, солнечный свет преломляется особым образом, образуя дугу вокруг Солнца.

Солнечное гало различается по своему расположению на небе относительно Солнца. Чаще всего можно наблюдать гало, расположенные близко к светилу – так называемые 22-градусные гало. Реже встречаются гало, расположенные под углом 46 градусов и более по отношению к Солнцу, а самыми редкими являются его разновидности, занимающие все небо.

Фото 12.

Андрей Шрайб , видеоблогер, автомобильный блогер занимается своим любимым хобби - тестирует машину.

Как вы уже заметили мы передвигаемся на Subaru Forester и Subaru Outback. Машины показали себя отлично и за все 5000 километров пути не произошло ни единой поломки.

Лично мне больше по душе Forester из-за высокой посадки водителя, хотя клиренс у них одинаковый. Хотя как мне показалось, атмосферный двухлитровый двигатель, 150 л/с. на этой машине все же слабоват. Но это все на любителя.

Фото 13.

А вокруг нас пролетает тундра. Интересно было бы посмотреть как тут летом.

Фото 14.

Есть небольшой период цветения в тундре, говорят вокруг все красно-желтое?

Фото 15.

А вот еще один "попаданец". Доподлинно не известно что тут случилось, но вероятно что то отказало в технике, водителя забрала попутка, а машину вывозить на эвакуаторе дороговато. Хотя к лету скорее всего ее вообще уже не вытащишь.

Фото 16.

На видео в начале поста можно посмотреть что там внутри автомобиля.

Фото 17.

Вот что я еще узнал в этой поездке. На зимниках существуют и свои собственные правила, например, на подъеме преимущество имеет автомобиль двигающийся вверх. И если вы, подъехав к спуску, увидели машину подъезжающую снизу, остановитесь, оставив место для маневра на выезде и подождите пока встречный автомобиль закончит подъем и минует вас, только после этого продолжайте движение. Ведь подняться по скользкой заснеженной дороге далеко не просто особенно большегрузному автомобилю и если из-за того что вы, не подумав выехали ему навстречу он потеряет ход, то может возникнуть довольно опасная ситуация, в которой грузовик, становившийся на склоне может опрокинуться сдавая назад.

До Нарьян-Мара 100 км.

Фото 18.

Вот еще один брошенец. На самом деле выходить и тем более выезжать за дорожное полотно крайне не рекомендуется. Всякое может случиться.

Фото 19.

Очень меня удивил такой факт, что движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же напротив дорога сливается с окружающим снегом и можно легко сползти на рыхлую обочину.

Ночью конечно не ездил, но в нормальную погоду зимой вроде ничего так. А как представишь себе все это во тьме, так как то и не по себе даже.

Фото 20.

Вот базы строительной техники. Она который год пытается создать тут круглогодичную дорогу.

Фото 21.

Фото 22.

Вот такие попадаются сюрреалистичные картины.

Фото 23.

Фото 24.

Лед, сплошной лед... И вон вешки, видите?

Фото 25.

И мы в своих оранжевых "миньонских" курточках.

Фото 27.

Все, конец. Мы прорвались и погода н испортилась и зимник не закрыли и мы не осталиь еще на неделю в Нарьян-Маре! Ура! А все это было очень вероятно! Дорога эта не простая, хотя местные жители ездят по ней несколько раз на неделе. А может и чаще...

Фото 29.

Тундра постепенно исчезает и появляются мелкие елочки.

Фото 28.

Вот первая заправка на пути.

Фото 30.

Кому интересно вот тут такие цены на бензин

Фото 31.

Надо "покормить" наших "ласточек".

Фото 32.

Кстати, весь маршрут мы пользуемся мобильным интернетом от "Мегафон", который является цифровым спонсором проекта "Открывая Серебряное ожерелье". Собственно если места не совсем "дикие", там где связи нет никакой в принципе, Мегафон раздавал нам интернет исправно и надежно.

Между прочим для наших просторов это очень ценно. Перегоны между городами у нас были по 600-700 километров, а работать нужно было и в дороге. Переживал, что такой возможности не будет, но все прошло хорошо.

Фото 33.

У Мегафона самая протяженная сеть в России среди мобильных операторов и наибольшее покрытие на федеральных трассах (по последним данным Роскомнадзора). При этом сигнал МегаФона легко поймать и на региональных дорогах, и даже в удаленных деревушках. В целом доступ к услугам оператора есть без малого у 100% населения страны, и более половины имеют доступ к 4G.

Неоднократно читал информацию, что у МегаФона самый быстрый в России мобильный интернет. По результатам поездки сделал для себя пометку, что скорости хорошие, работать можно и для путешествий по стране использовать Мегафон выгодно!

Фото 34.

Фото 35.

Снега конечно тут валом. Он не серый, грязный, обледенелый как у нас - он белый, мягкий, как мелкий песок. И его очень много!

Фото 36.

Вот в дали виднеется Печора, а это двустороннее движение по реке.

Фото 37.

Держим направление в сторону Сыктывкара.

Фото 38.

А тут в основном гоняют вот на такой технике.

Фото 39.

Я уже не раз пересекал полярный круг на самолете, а тут получилось пересечь его по земле.

Фото 40.

Вот и очередной день нашей экспедиции "Открывая Серебряное ожерелье" закончен. Впереди еще Сыктывкар, деревенька Ыб, рисование нефтью и праздник Гажа Валяй.

Фото 41.

Часто вылезаешь из машины на разведку, а потом лень, или некогда, возвращаться за зеркалкой. На этот случай на поясе висит телефон, а в нагрудном кармане - мыльница. Фотки, что получше - с зеркалки, что похуже - с мыльницы.

Итак, Москва, утро, на улице слегка похолодало, идёт снежок. Термуха пока лежит в сумке, потому что -3 - это не серьёзно. И так жарковато в унтах и в пуховике.

11:35 Обнаружили высокую температуру тосола - решили остановиться. Пока грели двигатель, чтобы разобраться - замёрзли как суки.

В Ярославле по стандартной процедуре запасли чизбургеров - всё равно на заднем сиденье температура отрицательная, не испортятся. А потом зашли в "Метро" за чаем и прочим.

16:15 Остановились помыть стёкла, и, судя по тому, что вода, выливаемая на машину, мгновенно замерзает, может быть и правда за бортом -17.

21:26 Два советских инженера, разочарованные тем, что датчик забортной температуры показывает полную ерунду, придумали небольшое техническое усовершенствование - теперь датчик всё показывает правильно. Мы оторвали его от стекла, где он, якобы, должен находиться, и высовываем его на верёвочке в окно - точность замечательная. За бортом 18 градусов мороза.

22:32 Проезжая фура по секрету сообщила, что в Сыктывкаре холодно: -33. Контрольное измерение с помощью усовершенствованной методики показало, что за бортом -15,5.

День закончился в гостинице в Кирове.

Утром на стоянке гостиницы был обнаружен новый Трэкол, перегоняемый из Москвы. Едем верной дорогой. :)
Телевизор в номере показал, что на улице -22, машина завелась так себе, но для -22 это нормально.


Полдень, за бортом -24. Неторопливо ползём в сторону Сыктывкара. Вокруг ничего нет, одни ёлки и снег.
На заправке купили антизамерзательную зимнюю жидкость, которая ещё и чистит стекло. Хорошая вещь, не знал, что бывает.

Возле Сыктывкара стоит знак "Ухта 417", а через километр - "Ухта - 315". Интересно.

Набежали облака. Предчувствия их не обманули, под облаками температура сразу стала -18,5
На очередной заправке установили причину шума, донимающего нас второй день. Однако, это выжимной подшипник.

16:35 Сумерки, пошёл снег. За бортом -19.
17:15 Снег идёт неслабый. Остановись на пробу сожрать доширак - греем воду чайником от прикуривателя. Греет он медленно, но светится прикольно.

19:02 Добрались до Ухты, нашли гостиницу "Парма". В этой поднапарме за двухместный номер нам зарядили 6800. Газпром - зло.
Пока искали другую гостиницу, на улице Строительной спросили у мужика дорогу. Мужик оказался спецом по гостиницам и за 600 рублей сдал нам на ночь прикольную двухкомнатную квартиру с кухней, кладовкой и двумя телевизорами.


С утра -10. Снег так и идёт. Как не вовремя. Он всё засыплет и мы не проедем.
Прогноз обещает ноль, а потом вообще -40.
Выпили чаю/какао на вокзале Ухты.

10:18 Перед Сосногорском вдоль по дороге тёк какой-то ручей. Вариантов не было - проехали по нему. После вынужденного форсирования пришлось останавливаться и обкалывать лёд с колёс, брызговиков и крыльев. Его было много и он аццки скрежетал на ходу.


Дорога теперь выглядит сильно интереснее.

12:35 Снег всё идёт, за бортом -9. Что характерно - дорогу чистят, а не ждут пока он выпадет и растает, как у нас. Видели уже две машины.


Снег падает и налипает на всё. Дорожные знаки не читаются вовсе. Стоят такие белые таблички.
Пришлось взять антиснежную щётку (хорошо, что она раздвигается), залезть в сугроб и очистить самый большой из них.
Как выяснилось - зря. :)


12:50 На подъезде к Вуктылу из-за профиля дороги похожего на верх буквы "о" на 80 км/ч случилась ошибка пилотирования.
Снимок сделан с той стороны, откуда мы приехали, что, впрочем, видно по следам. :)

В самом Вуктыле заскочили в дирекцию заповедника Югыд-Ва на предмет разведки. Сотрудницы как раз предавались поглощению обеда, но, тем не менее, выделили нам одну, которая и провела краткий ликбез. Заодно удалось выкупить у неё фотоальбом заповедника, чтобы позже рассмотреть его в подробностях, а так же вытребовать буклет.

Вуктылом заканчивается Большая земля. То что мы доедем досюда мы предполагали с известной долей уверенности. Но вот что будет дальше - было совершенно непонятно. Информация заканчивалась на том, что ледовые переправы открыты для легкого транспорта. И вот, в 14:17 мы проходим по ледовой переправе через Печору и вступаем на зимник.

Кстати о зимниках. Их не расчищают, а наоборот - утрамбовывают. Поэтому дорога вместо привычной нам насыпи с сугробами по бокам представляет собой полутораметровую траншею в лесу. Вот так выходишь из машины, подходишь к краю дороги, а у тебя на высоте носа начинается ровный снежный покров, уходящий вдаль. И повсюду ёлки. :)

Так вот, по идее, при такой технологии, чем больше выпало снега - тем лучше дорога. В перспективе так оно и есть. Однако, 10-15 сантиметров выпавшего на дорогу снега... На полном приводе я бы не обратил на него внимания, но привод-то был совсем не полный...

18:05 Догнали мужика на 11-й. Ехали то перед ним, то за ним, пока не встретилась горка, на которую он не смог заехать. Стали его выпихивать. Он стал разворачиваться, потому что привод передний, и если заедешь, то жопой вперёд, и застрял. Мы немножко подкопали - благо, естьдве лопаты - зацепили его за морду и выдернули. Но жопой он тоже не заехал. Стал его объезжать справа - сделал аццкий миллиметраж, машину понесло влево, еле поймал. Повезло.

19:15 Приехали грузовики с уазами и всех спасли. Температура за бортом ~0. Всё мокрое, ужас.
Кстати, интересный эффект получается, когда толкаешь машину в унтах на снегу. Подходишь сзади, примериваешься, упираешься в снег, ка-ак толкнёшь!... Результат: машина с места не сдвинулась, а ты лежишь мордой в снег. :)

Что интересно, мужик уехал из Усинска в августе в Молдавию и слегка там подзадержался. Понятно, что зимнюю резину он туда не возил, и теперь возвращается домой на летней. С женой и ребёнком. Мы сначала подумали, что он псих - оказалось, нет. Он просто обычный супермонстр. :) 30 лет за рулём в Усинске, как надо ездить по снегу он знает хорошо и доехал бы вообще без проблем, но у него сдохла печь и пришлось потерять сутки в Емве - за это время пошёл снег. А по такому снегу на летней резине - это абзац. В общем, поехали дальше с ним - мало ли что. Как у него летала жопа - не передать. Первые раз двадцать я думал, всё - абзац, сейчас будем выкапывать, а потом уже привык. Он просто едет в постоянном разнонаправленном заносе. :) Кстати, сказал, что из Усинска ж/д-платформа для машины до Ухты стоит 17 тысяч, а паром до Вуктыла 4-5 тысяч. Думаю, летом выбор очевиден.

20:26 Прошли вуктыльский зимник, вышли на печорские дороги. Заправились.
22:57 Пробиваемся по зимнику к Усинску. За бортом какой-то аццкий буран, бывает что и на ближнем свете не видно вообще ничего. Дорогу переметает только так.

Доехали до ремонтно-дорожных работ (как я понимаю, делают всесезонную трассу Печора-Усинск). Указатель на Усинск стоял влево от известного нам трека - поехали по указателю. Рубиловка на этих дорожных работах пошла серьёзная: угадай в каком месте ехать и не застрянь. Мужика, как специалиста пустили вперёд, плюс если уж кто-то сядет - лучше вытаскивать на зимней резине. Мужик застрял всего два раза, и то вынули просто на руках. Встречный КАМАЗ сказал, что мы правильно едем, а той дороги, что у нас на треке - просто нет (может, он просто не знает).

23:58 Вышли на ледовую переправу через Печору у Усть-Усы. Переправа вся помечена вешками, кое-где что-то мигает... Красота!

00:15 Ледовая переправа Усть-Усы имеет одну характерную особенность: на восточном берегу Печоры дорога идёт вдоль реки, а потом под 90 градусов поворачивает вправо, в очень неслабую горку. Поэтому в этом месте всегда случаются проблемы, а уж в такой снегопад - к гадалке не ходить.

Короче, снег засыпал весь песок, если он там был, а потом этот снег раскатали в лёд. В общем, с первого раза мы заехали метров на 50 и этим всё завершилось. Тогда был введён в действие альтернативный план: набрать скорость вдоль реки и так заскочить наверх. Нифига не вышло. Раздолбленный снег на повороте в начале подъёма погасил почти всю скорость, тем не менее, мы поднялись немного выше грузовика, который стоял на у края дороги в точке изменения кривизны склона и нервировал нас, а там по чуть-чуть, по чуть-чуть развернулись и, жопой вперёд, легко заехали наверх. А там оказывается стоит дли-инная очередь полноприводных грузовиков и ждёт разъезда, потому как им так же не спуститься по этой ледяной горке. В смысле спуститься-то они спустятся, но быстро, по прямой и в Печору.

01:22 Поездили с мужиком по деревне, поискали трактор, ничего не нашли. Оставили ему канистру бензина и трос. Никак не придумали, как его затащить наверх.
[Примечание. Потом, когда уже не надо, был придуман план для этой ситуации: надо было поставить запаску, оставить машину на домкрате и скатить ему два шипованных колеса, он бы точно заехал. Эх, хорошая мысля приходит опосля.]

02:43 Въезжаем в Усинск. Похолодало, за бортом -10,5. Снег почти не идёт.
03:52 Путём тупого перебора нашли себе гостиницу "Геолог". С помощью администратора из гостиницы "Пилигрим". Она мало того, что сказала, где есть дешёвая гостиница, позвонила туда, узнать есть ли места, так ещё сокрушалась, что не может нас проводить, потому что на дежурстве.

Гостиница "Геолог", хотя и недорогая, зато вместо того, чтобы спать, мы ещё полчаса оформляли _четыре_ бумажки, чтобы впустить внутрь.

Подъём в девять утра. Вчера думать было тяжело, а сегодня понятно, что цель-минимум достигнута, мы в Усинске (ударение на "и"). Правда, нам сказали, что в Нарьян-Мар мы, конечно, не доедем: нужна тачила посерьёзнее - ну, это нам уже говорили перед дорогой на Нижмозеро, которую, мы, кстати, вполне прошли. Короче, было решено доехать до начала НМ зимника и, хотя бы, посмотреть, что это такое. Заодно пересечь Полярный Круг. Тем более, что туда асфальтовая дорога. Итак, за окном снова -20, вот только... раньше я думал что поговорка "если ворона летит хвостом вперёд - на улице сильный ветер " - это шутка.


Ветер дует.
Обратите внимание на способ подвеса и высоту светофоров.


Снег убирают сразу, а не как у нас.


Бывает и так. :)


И мы двинулись на север.
Пейзаж за окном был очень нефтегазовый и чем дальше, тем больше.


Погода улучшалась. Точнее, сдувало облака.
Хорошо было видно гало - ну ещё бы, вчера 0, а сегодня -20.


Сезонные леса.
Месяц вегетация, 11 месяцев - спячка.


11:50 Достигли Полярного круга.
Вот они, два разных знака в одном месте.
За бортом -20, и ветер явно за 10м/с. Замерзаешь в момент.
Влажный после вчерашнего унт отлично сохнет на морозе.


Два вида деревьев: берёза и лиственница.
Солнце всё так же на запад, а мы на север.


Тундра начинает так: раз - и деревьев дальше нет. Одни факелы.
Самое популярное название ручья здесь... правильно - Безымянный. За километр пересекли три таких.

Что любопытно, в этом месте стоит невнятный пустой домик без признаков жизни, зато с ограничением 10км/ч.


Факел попутного газа.
Вещь, освещающая всю Северо-Восточную Европу и Западную Сибирь.
Все кто его видят - тут же снимают.

Он же, но в движении.
Ветер чувствуется даже в записи.


13:20 Хотели в Харьяге заправиться, но на заправке был слив бензина.
Обнаружили очередной агрегат на шинах низкого давления.
Ждать не стали, у нас с собой есть ещё 40 литров про запас, не пропадём.


13:40 Доехали до конца дороги, нашли ведомственный зимник "Печоранефть". Поговорили с мужиками на посту: они говорят, что, может, мы и проедем, шансы у нас есть. Надо доехать до первого поста Нарьян-Марского зимника - это 22км - и спросить там. Поехали, посмотрим!


И мы поехали.
Должен сказать, что на неопытного меня НМ-зимник произвёл большое впечатление. Раньше я полагал, что зимник - это либо место где просто ездят зимой, когда всё замёрзнет, либо сначала тракторами утаптывают снег, а потом все ездят. Здесь всё не так.


Снег топчут тракторами, поливают кипятком и потом ровняют такими чугунными чушками и ставят вешки.
Получается настоящая широченная ледяная дорога, хотя и волнистая местами.
С каждым снегопадом она становится всё лучше, и отдельные психи прорываются по ней аж до мая (на 6х6 КАМАЗах, конечно).


14:01 Доехали до первого поста. Такой вагончик МЧС, спрятанный за насыпной горой снега (чтобы не дуло) и шлагбаум.
Спросили, как насчёт Нарьян-Мара. Нам говорят: мы не знаем, решайте сами ехать, или нет.
Всё что требуется, чтобы поехать - записаться в журнал.
Что называется, угадайте с трёх раз принятое решение.

Мы записались, и нас пропустили через шлагбаум. Осталось только залить канистру, и можно ехать.


Залить канистру оказалось не так просто. Ветер всё сильнее и сильнее. Как результат - литров пяти из двадцати мы не досчитались.
Пока заливали канистру, а потом снимал эти кадры - конкретно подморозил правую руку. Минут 15 потом держал её под печкой.


14:13 Старт. Посмотрим, как тут ездят в Нарьян-Мар.
На самом деле выяснилось, что, вследствие волнистости зимника, тут ездят 40-50км.
Пока мы это выясняли - несколько раз воткнулись мордой в лёд так, что ледышки градом полетели через капот, по лобовому стеклу и дальше назад. Замёрзшие волны перекатывались через борт. :)
Любой опыт имеет свою цену.

14:55 Встретили уже вторую группу машин, заливающих зимник водой. За бортом -27, лобовое стекло подмерзает.


15:41 Нашли ведомственную отворотку со шлагбаумом и вагончиком. Не поворот ли это на Варандей?
Зимник дальше пошёл не из голубого льда, а из коричневого. И светоотражающая лента на вешках пропала.

16:02 Еле-еле обогнали вездеход, который мчал по зимнику все 50км/ч.
По горизонту стоит шарфом какой-то непонятный туч. Лихорадочно вспоминаем прикладную метеорологию - не признак ли это надвигающейся пурги?

Во многих местах со сложным рельефом маршрут для спуска и подъёма не совпадает. Спуск идёт по прямой, а подъём - по траектории меньшей крутизны. Особенно часто это бывает там, где через ручьи наморожены ледяные мосты - не ледовые переправы, а настоящие ледяные мосты: насыпи из снега пролитые водой. Так вот эти подъёмы зачастую засыпаны снегом, в котором колея от Уралов. Конечно, мы там садимся на брюшко. Поэтому приходится брать препятствие по другому: с разгону, по дороге, предназначенной для спуска, но перед этим посылать второго пилота на следующий холм, для высматривания подкрадывающихся КАМАЗов, чтобы, выскочив на сотне км/ч на холм, не влететь им прямо в лоб. Считаю, это была бы нелепая смерть.

17:37 Прошли зимник, вышли на насыпь. Зимника здесь действительно 130 километров.

18:17 Угодили в старый перемёт. Заметили, но не успели затормозить - лёд. Снег старый, слежавшийся; в нём - колея от грузовиков. Вот в ней мы аккуратно вывесились. Здесь случился интересный момент. Когда пытались выехать задним ходом - заглохли. Второй пилот открывает дверь и что-то делает, собираясь выйти посмотреть. Я поворачиваю ключ зажигания. Ничего. Ни единого звука. Пилоты молча смотрят друг на друга: "закрой дверь".
На самом деле, пять минут спустя проходящий грузовик нас спас. Заодно испытали свой самодельный 20м металлический трос - он вполне работает. Машина завелась, поехали дальше.

18:52 Ночь, -25. Поднялся совсем некислый ветер.



19:30 Свершилось чудо, мы вступаем в Нарьян-Мар. Ну кто бы мог подумать. :)

21:30 Нашли самую дешёвую гостиницу НМ - 3000 рублей за двухместный номер. Технически она находится в посёлке Искателей. Заодно запарковали машину на ночь за 400 рублей. Вот это я понимаю, цены. Поругались с ними по этому поводу. Нам сказали включить машину в розетку. Поскольку включать нам нечего - вытребовали себе тёплый бокс. Не надо бы ставить машину с мороза в тёплый бокс, но, боюсь, иначе мы утром просто не заведёмся. На улице конкретный дубарез .

Предлагаем вам репортаж столичного журналиста, совершившего вояж Владивосток - Москва, о тех нелегких испытаниях, которые ждут новоиспеченного автовладельца, перегоняющего свой японский автомобиль из Владивостока.

Самолет плавно заходит на посадку. Еще несколько минут - и мы уже топчем землю Приморья в аэропорту Артем. До Владивостока километров пятьдесят, проблем с транспортом нет: автобус, маршрутное такси или частник. Выбираем последнего, благо цены приемлемы, - и сразу до места. Уже издалека показались автомобили, выставленные вдоль дороги, ведущей на местный авторынок под названием "Зеленый Угол". Он расположился с обеих сторон по обочинам, местами даже в два ряда. От этого изобилия иномарок глаза просто разбегаются.

У меня, однако, конкретная цель: я точно знаю, какой автомобиль мне нужен. И потому мне проще. Если же вы заранее не наметили, что хотите купить, то можно целыми днями ходить по рынку. Все равно потом будет казаться, что тот красный Mitsubishi был лучше, чем выбранный Nissan. Входим в ворота рынка. С волнением в душе осматриваем море автомобилей, родина которых - Япония.

На площадке - полный порядок. Не надо бегать по рядам, выискивая машину своей мечты. Все они сгруппированы по маркам: Toyota, Mitsubishi, Nissan, Honda и другие стоят в своих рядах. Остается только спокойно пройтись по ряду и выбрать, что понравилось. Мне нужна Toyota-Corolla 4WD дизель.

Из сотни разных Toyota в конце концов выделяю только три Corolla: универсал 93 года, коробка ручная, цена $5500, седан 93 года, коробка-автомат, $5500 и седан 94 года, коробка ручная, цена $6600, - естественно, все 4WD и дизели (цены прошлой зимы). При более тщательном осмотре универсал отпал сразу: салон самый простой и довольно изношенный, пробег явно не соответствует внешнему виду. У седана 93 года цена подходящая и салон люкс, но меня не устраивает коробка "автомат". Остается Corolla 94 года с ручной коробкой передач, полным электропакетом и прекрасным салоном. Вот только цена высоковата. Пробежался для ориентировки по рядам около рынка. Цены такие же, но более интересного варианта не нашел. Возвращаюсь к хозяину приглянувшейся мне машины. После долгого торга удается сбавить $200, но получить магнитолу в придачу. Стукнули по рукам, - и через полчаса я уже держал ключи от машины и все документы.

Машины, предлагаемые здесь на продажу, 100 % растаможены, имеют ПТС с Владивостокским учетом и транзитные номера. При покупке советую обратить внимание, до какого числа действительны транзитные номера и лучше сразу их продлить в ГАИ. Иначе на каждом посту будете платить штраф.

За ворота выезжать не спешу. На рынке много палаток, торгующих запчастями. Выбираю себе комплект зимней шипованной резины на дисках, масло, фильтры, ремни. Все это в два раза дешевле, чем в Москве. Без шипованной резины перегонять машину просто опасно. В крайнем случае можно купить хотя бы две таких покрышки и перебортовать резину ведущих колес.

Первое знакомство с правым рулем приводит в легкий шок: рука автоматически, как на "Жигулях", ищет переключение передач справа, а оно слева. На руле все рычажки тоже наоборот: щетки слева, а свет справа. Переключая свет, включаю дворники. В остальном к машине привыкаю быстро, и уже через несколько минут езды чувствую себя вполне уверенно.

Днем в городе машин немного, есть возможность спокойно привыкнуть к управлению. На продуктовом рынке закупаю еды на всю дорогу: в пути некогда будет ходить по магазинам. В оставшееся до темноты время устраиваю себе экскурсию по городу. Уехать, не посмотрев Владивосток, было бы глупо. Нас четверо, вечером все встречаемся у гостиницы, каждый нахваливает свою покупку.

Рано утром, в составе: Toyota-Vista, Toyota-Corolla, Toyota-Tercel и Mitsubishi-Lancer, выезжаем из города. Хочу предупредить сразу: если у вас нет хотя бы пятилетнего стажа круглогодичной езды на машине, лучше не рисковать и отправить ее поездом.

Трасса Владивосток - Хабаровск великолепна, проезжаем ее на одном дыхании. Вечером пересекаем по льду Амур. Автомобильного моста здесь нет. Летом ходит паром, а зимой проложена дорога прямо по замерзшей реке. Хабаровск пользуется дурной славой в плане криминала, особенно - переправа, поэтому проскакиваем все без единой остановки. До города Свободного есть небольшие участки со щебенкой в приличном состоянии. Заправочных станций очень много, и государственных и коммерческих. Зимняя солярка и 92-й бензин есть всегда. За поселком Тыгда грунтовая дорога неважная, узкая и разбитая, последний асфальт видим в городе Сковородино. Здесь и последняя до Сретенска государственная АЭС.

Заливаем полные баки и канистры. В городе есть телеграф и междугородный телефон - еще можно связаться с материком. После Сковородино дорога, в полном смысле этого слова, отсутствует, начинается узкая грунтовая накатанная полоска по замерзшему болоту. Она тянется вдоль железнодорожной насыпи. Настоящий зимник с глубокими ухабами и продавленными колеями (скорость аж 20 км/ч). Движение только в одном направлении. Со встречным транспортом разъехаться невозможно. Но его и нет. За весь день встретили только две машины. Все едут гуськом, об обгоне и не мечтаем. Впереди затор: одна машина повисла на брюхе, как черепаха, колеса вращаются в воздухе. Десятка человек хватило, чтобы стащить ее с ледяной кочки. Оглядываемся назад, за нами выстроились в ряд еще машин двадцать. К вечеру это была сплошная река машин, которая медленно текла в одном направлении. В нашей "четверке" одна Toyota оказалась на летней резине. Так случилось, что наш товарищ был невнимателен, когда покупал шипованные покрышки: взял 14-дюймовые, а нужны были на 13 дюймов. Теперь за это расплачиваемся все.

Его Tercel постоянно буксовал, его стаскивало в глубокие колеи. Приходилось толкать. Однажды, на пологом спуске, машина сползла на обочину в огромную яму глубиной метра два. В этой яме, судя по обломкам бамперов и цветным осколкам от фонарей, побывала не одна бедолага. В дальнейшем наш приятель еще не раз улетал с дороги.

Наконец, добрались до поселка Ерофей Павлович и на его окраине все остановились на ночлег.

Следующий день оказался самым интересным и сложным. Вдоль берега реки Амазар огромные горы замерзшего грунта, летом здесь работает артель старателей, намывает золото.

Переезжаем реку, зимник уходит в тайгу и петляет среди сопок. Он хорошо укатан, ровный, почти без ям. Но возникают новые препятствия: отшлифованные колесами до зеркального льда подъемы. Преимущество полного привода моей машины неоспоримо. Corolla легко, почти без пробуксовок, идет в любой подъем. На самых крутых и скользких подъемах скапливается много машин. Всем миром заталкиваем их по одной на гору. На спусках наледи. Но в феврале еще сильные морозы, и вода быстро замерзает, образуя водяную гребенку, не успевая затопить дорогу. Мучениям приходит конец, когда выкатываемся на голубой лед реки Шилки. Рано обрадовались: по льду до Сретенска больше двухсот километров. Первые километров восемьдесят зимник извивается, как змея, среди торосов, едем, как по стиральной доске. Затем тряска заканчивается: по льду расчищена трасса с раздельными полосами в разных направлениях. Дорога голубой стрелой убегает вперед, иногда даже забываем, что под колесами не асфальт, а зеркальный лед. Стрелка спидометра уже ушла за сотню, когда колесо попадает в продольную трещину. Машину сильно мотнуло - и завертело волчком. Когда снежное облако осело, Corolla оказалась в сугробе метрах в двадцати от трассы. Повезло, что снег был рыхлый - ничего не побилось. После такого урока скоростной режим был снижен. На льду появились бензовозы, торгующие топливом, но цены у них в два раза выше государственных. В прибрежных деревнях свой бизнес. Ночевали в доме, стоящем на берегу, висит вывеска "Горячие пельмени", в сугробе у дороги огромные щиты со стрелами, указывающими поворот. За полночь приезжаем в Сретенск, отсюда по атласу начинается дорога на Москву.

Погода стоит прекрасная. Проезжаем вдоль закованного во льды Байкала. До горизонта простирается безмолвная снежная пустыня. Местные жители говорят, что лет пятнадцать назад зимой существовала прямая дорога по льду Байкала из Шанхая в Листвянку и Иркутск, не надо было колесить по сопкам вдоль берега. Сейчас Байкал берегут. Такого количества джипов, как в Иркутске, не видели нигде: каждая седьмая машина - джип.

На вновь строящейся трассе Новосибирск - Омск мы попали под удар стихии. С наступлением темноты погода стала резко ухудшаться, пошел сильный снег, поднялась метель, перед стеклом встала сплошная белая стена. Дорогу перемели такие сугробы, что машина, пробив снежный гребень, полностью увязала в них. Спасали КамАЗы, которые изредка проходили по трассе и вытаскивали нас, горемычных, из заносов. Тридцать километров пробиваемся два часа. Наконец, впереди показался свет фонарей: это строящаяся бензоколонка. На маленьком освещенном островке скопились сотни машин. Останавливаемся и мы со всеми на ночь переждать непогоду.

За Омском выбор: ехать через Казахстан (так короче) или через Тюмень, по России. Водители, ехавшие от границы с Казахстаном, на вопросы, как там таможня, матерились и крыли ее как попало. Говорили, что казахи придираются ко всему, чтобы выудить денег. Через Тюмень очень большой крюк (триста километров). Решаемся через Казахстан. Нам везет: таможенники заняты встречным потоком транзитников. Отделались проверкой документов и сверкой по компьютеру на угон машины.

Одолев Уральские горы, считаем, что уже дома. До Москвы рукой подать - полтора дня езды. За Уралом, правда, трасса превратилась во что-то ужасное: снежно-грязевая жижа равномерно растекалась по всей ширине проезжей части, скрывая огромное количество выбоин на дороге. Но и эту трудную часть пути мы преодолели.

Москва встречает пробками на окружной и грязными отвалами на обочине.

Подведем итог: за десять дней пути из Владивостока до Москвы пройдено 9750 километров, израсходовано 650 литров дизельного топлива. Потери: одно пробитое колесо.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook