Нужна ли обкатка двигателя и как пройти ее правильно? Обкатка двигателя после капремонта: правила и рекомендации

Обкатка двигателя после капитального ремонта – это определенный период времени для притирки деталей после расточки, шлифовки и т.д. Как правило, Обкатка двигателя после капитального ремонта длиться в течение 2–3 тыс. км. Однако этот пробег не означает, что обкатка завершена, так как с этого момента можно плавно наращивать нагрузку на двигатель.

Окончательная притирка элементов наступает после 10–15 тыс. км. Только после этого можно давать двигателю «жари». Притирка трущихся деталей всегда сопровождается с повышенным нагревом. По этой причине обкатка должна производиться при минимальных нагрузках и оборотах не более 60% от номинальных. Правильно обкатанный мотор в дальнейшем обеспечит безупречную работу на тысячи километров пробега.

Общие рекомендации по обкатке двигателя после капитального ремонта

Главная цель обкатки это сглаживание микронеровностей при минимальных нагрузках на сопряжения. Не верьте, если вам скажут качественно сделанные детали не требуют обкатки, это не так. Элементы обрабатываются режущим инструментом, а он после себя оставляет разного рода микронеровности, размер которых и определяет продолжительность обкатки двигателя после капитального ремонта.

Однако, можно порекомендовать обкатку, которая отличается от заводских рекомендаций, т.е. обработка деталей должна производится на заводском оборудовании и в соответствии с технологическими требованиями. На практике технология часто не соблюдается. Причин этому много. Даже имея фирменное оборудование, нужны навыки для работы на нем. По этим и другим причинам качество отремонтированных деталей не удовлетворительное.

Предлагаемый режим обкатки в гаражных условиях не требует наличие стендов и иного оборудования и на практике не влияет на ресурс капитального ремонта. Он подойдет как для обкатки , ГАЗ, марок отчественного производства, так и для иномарок.

Первый запуск двигателя следует делать так:

  1. должен быть заряжен на 100%, иначе первый запуск коленчатого вала не осилить. Так же стартер должен быть исправен.
  2. Используйте только качественное моторное масло, залив до верхней метки щупа, не забыв, что масло - густая жидкость и требует времени, что бы стечь в поддон. Не заполняйте масляный фильтр маслом, во избежание воздушной пробки, создаваемая пропитанным маслом фильтрующим элементом.
  3. Если мотор карбюраторный или дизельный, т.е. отсутствует электрический топливный насос, подкачиваем топливо вручную до заполнения камеры карбюратора или при дизельном моторе до поступления к насосу высокого давления.
  4. Регулируем воздушную заслонку с температурой окружающей среды.
  5. Заводим мотор , контролируя появление давления масла в магистрали, руководствуясь индикаторами на приборной панели. Если через 3–4 секунды холостого хода давление не появится, срочно глушим машину, если не хотим делать ещё один капитальный ремонт и пытаемся устранить дефект. Давить на педаль акселератора дело бесполезное и вредное -нагрузка и отсутствие масла в сопряжениях быстро и безвозвратно выведут из строя.
  6. Если давление масла в порядке, то прогреваем мотор на холостых оборотах до температуры 85–93 °С. В это же время, контролирует появление утечек технических жидкостей.После завершения охлаждения радиатора вентилятором глушим двигатель. Не пугайтесь появления дымления из-под капота, это обгорает слой масла, оно исчезнет само собой в течении не продолжительного времени и больше не появляться. Как только температура охлаждающей жидкости повысилась, давление масла должно упасть, из-за нагрева масло становится более жидким. Допустимое значение давления масла в пределах 0,4–0,8 кг/см2. Если это не так, то при сборке были допущены ошибки (зазоры не верны, масляный насос не исправен) или низкого качества масло. После того как температура мотора станет 30–40 °С, запускаем его снова. Повторяем процедуру в 15–20 раз, этого будет достаточно для обкатки на более высоких оборотах.
  7. Далее, держим 1000 оборотов в течении 3 минут, 1500 оборотов в течении 4 минут и 2000 оборотов в течении 5 минут.
  8. Далее на ходу производим обкатку не превышая при этом скорость 60–70 км/час на прямой передаче. Пятую передачу в этот период лучше не втыкать. Первые 300–500 км самые «обкаточные», появление сизого дыма из глушителя нормальная ситуация, особенно если установлен новый комплект колец. Также нестабильность оборотов холостого хода не дает причин для паники, точную регулировку следует делать после 500–1000 км. пробега.
  9. После 2500–3000 км. Можно увеличить скорость до 80–90 км/час.
  10. После всех этих несложных операций, двигатель вашего автомобиля «скажет вам большое спасибо» и можно будет переходить к нормальной эксплуатации к пробегу в 10–15 тыс. км до максимальной нагрузки. Во время 2500–3000 км пробега желательно несколько раз заменить фильтр и масло. В этот период в масляной системе находится большое число продуктов износа и фильтр не всегда пропускает через себя 100% масла. На большей части новых импортных автомобилей есть инструкцией, которая запрещает менять масло во время обкатки, так как производители сами заливают обкаточные масла, т.е. с содержанием специальным пакетом присадок, ускоряющим притирку элементов двигателя. отремонтированного двигателя.

В каких случаях производится обкатка двигателя Ваз 2107? Мотор автомобиля нуждается в обкатке в двух случаях: когда машина новая, только что сошедшая с конвейера или она после капитального ремонта силового агрегата. Цель обкатки - притирка всех деталей двигателя. Самое главное правило езды в режиме обкатки двигателя - не перегружать его.

Это значит, что не стоит ездить на повышенных оборотах, не перевозить большое количество пассажиров и груза, не сбрасывать резко скорость и как можно меньше ездить на низких передачах. Придерживаемся этого правила первые 1500 километров. Следующее правило - нужно следить за скоростью. Пока автомобиль не проехал 200-300 км, максимальная скорость не должна превышать отметки 80 км/ч. Рекомендуется ехать с постоянной скоростью, не допускать ускорения и стараться не переходить на низкие передачи. Поэтому выбираем дорогу с минимальной загруженностью и без крутых поворотов. Обкатывать автомобиль Ваз 2107 лучше всего в вечернее время, тогда на дороге становится мало автомобилей и это позволит выполнить данное требование. После того, как вы проехали первые 300 км, можно постепенно увеличивать обороты, но все это делается в разумных пределах. При этом вы должны стараться ехать с постоянной скоростью. Следующий момент - не нужно жалеть масла. Итак, мы рассмотрели один способ обкатки двигателя автомобиля Ваз 2107. Теперь перейдем к другому способу. Начальный этап обкатки должен производится не в движении, а на месте, в режиме холостого хода. На это потребуется как минимум 2-3 часа. В течении этого времени пытаемся отрегулировать систему питания и зажигания. Далее проводим обкатку в движении.

Очень сложно добиться высокого качества ремонта из-за того, что, как правило, у нас нет точного оборудования, необходимого инструмента и качественных запчастей. Именно поэтому процесс обкатки длится 2-3 тыс. км пробега. При этом нужно первые 100 км исключить работу силового агрегата на повышенных оборотах и при больших нагрузках. В холодное время года мотор необходимо прогревать, первые 500 км лучше всего передвигаться на прямой передаче за один два захода, то есть по трассе. Именно так удается добиться качественной притирки зеркал цилиндров и рабочих поверхностей поршневых колец и самих поршней. Во время езды в городе старайтесь не допускать работу двигателя на малых оборотах при большой нагрузке, то есть в натяг. Рекомендуется соблюдать установленные заводом-изготовителем обороты скорости переключения передач. В случае выполнения всех этих правил, новый или отремонтированный двигатель будет работать долго, при этом доставляя вам минимум проблем в процессе эксплуатации. Не нужно игнорировать обкатку и думать, что это маловажный момент, на который не стоит обращать внимания. Новые элементы нуждаются в обкатке, если не сделать этого, то двигатель может заклинить и тогда придется делать еще один дорогостоящий ремонт или даже полную замены двигателя Ваз 2107.

Водители с опытом знают, что после покупки нового автомобиля необходимо некоторое время проводить так называемую горячую обкатку двигателя. То есть первые несколько тысяч километров придерживаться оптимальных режимов езды, не давить резко на газ или тормоз, не давать двигателю длительное время работать на холостых ходах и на повышенных оборотах. .

Однако, со временем практически любому двигателю требуется капитальный ремонт. Симптомы того, что «сердце» вашей машины нуждается в диагностике и ремонте следующие:

  • постепенно повышается расход топлива и моторного масла;
  • снижается ;
  • пропадает тяга на низких или высоких оборотах, двигатель глохнет при переходе с передачи на передачу.

Избавиться от всех этих проблем можно разными способами: замена прокладки блока цилиндров, использование различных .

Однако, это лишь временные меры, которые на некоторое время исправляют ситуацию. Капитальный ремонт - наиболее правильное решение.

Само понятие «капитальный» означает, что проводится полная диагностика двигателя и полная замена всех износившихся и вышедших из строя элементов.

Вот из каких этапов он обычно состоит:

  • демонтаж двигателя - его снимают с автомобиля с помощью специального подъемника, предварительно отсоединив все системы и сопряженные с двигателем узлы - сцепление, коробку передач, систему охлаждения;
  • мойка - чтобы оценить реальный уровень повреждений и дефектов, нужно полностью очистить все внутренние поверхности от защитного слоя масла, золы и нагара, только на чистом двигателе можно правильно провести все замеры;
  • дефектовка - мотористы оценивают износ двигателя, смотрят, что нужно заменить, составляют список необходимых деталей и работ (шлифовка, замена колец, расточка, установка новых коренных и шатунных вкладышей коленчатого вала и так далее);
  • непосредственно сам ремонт.

Понятно, что все это очень дорогостоящая и кропотливая затея, реализовать которую под силу только хорошим специалистам. Стоимость работ возрастает многократно, если речь идет об иномарках. Именно поэтому мы бы советовали не покупать иномарки с пробегом более 500 тысяч километров. Лучше уже купить отечественную Ладу Калину или Приору - ремонт обойдется намного дешевле.

Процесс обкатки двигателя после капремонта

После того, как мастера закончили ремонт, двигатель поставили на место, заменили все фильтры, все подключили и завели мотор, чтобы убедиться, что он работает нормально, автомобиль опять готов к использованию. Однако, теперь вы имеете дело с практически новым двигателем, поэтому нужно его некоторое время обкатывать, чтобы все поршни, кольца, подшипники скольжения притерлись друг к другу.

Как проводится обкатка после капремонта?

Все зависит от того, какие работы проводились.

Сама по себе обкатка подразумевает некий набор мероприятий:

  • использование щадящего режима при езде;
  • проведение несколько раз промывки двигателя путем заливки и слива моторного масла (никаких промывок или присадок желательно не использовать);
  • замена фильтрующих элементов.

Так, если ремонтные работы затронули механизм газораспределения, меняли сам распределительный вал, цепь, клапаны, то обкатывать двигатель достаточно первые 500-1000 километров пробега.

Если же проводилась полная замена гильз, поршней с поршневыми кольцами, регулировалось сцепление, устанавливались новые коренные и шатунные вкладыши на коленчатый вал и так далее, то нужно придерживаться щадящего режима до 3000 километров . Щадящий режим подразумевает отсутствие резких стартов и торможений, желательно не разгоняться быстрее 50 км/час, обороты коленвала не должны превышать 2500. Никаких резких рывков и перегрузок.

Некоторые могут спросить - зачем все это нужно, если работами занимались мастера своего дела?

Отвечаем:

  • во-первых; поршневые кольца должны встать на свои места в канавках поршней - при резком старте кольца могут попросту сломаться и двигатель заклинит;
  • во-вторых, в процессе притирки неминуемо образуется металлическая стружка, от которой можно избавиться только путем смены моторного масла;
  • в-третьих, если взглянуть на поверхность поршней под микроскопом, то даже после самой тщательной шлифовки вы увидите массу остроконечных бугорков, которые за время обкатки должны выровняться.

Также стоит отметить еще один фактор - даже после полного выдерживания режима обкатки на протяжении первых 2-3-х тысяч километров, полная притирка всех деталей происходит где-то после 5-10 тысяч км пробега. Только тогда от двигателя можно требовать демонстрации всех его возможностей.

Советы специалистов

Итак, прежде чем приступить к обкатке двигателя после капитального ремонта, постарайтесь проверить заряд аккумулятора - он должен быть полностью заряжен, потому что первый запуск двигателя - самый ответственный момент, коленчатый вал будет вращаться достаточно туго и потребуется вся мощность АКБ.

Второй важный момент - установите новый масляный фильтр и залейте качественное моторное масло. Смачивать фильтр в масле перед установкой нельзя, поскольку может образоваться воздушная пробка и мотор в самый ответственный момент будет испытывать масляное голодание.

Как только двигатель заведется, оставьте его работать на холостых оборотах до тех пор пока давление масла не нормализуется - это должно занять не более 3-4 секунд. Если же давление масла держится на низком уровне, двигатель необходимо сразу же заглушить, поскольку возникли какие-то проблемы с подачей масла - воздушная пробка, не качает насос и так далее. Если двигатель не заглушить вовремя, все возможно, что придется делать новый капремонт.

Если же с давлением все нормально, то даем двигателю разогреться до необходимых температур. По мере того, как масло нагревается, оно становится более жидким и давление должно уменьшаться до определенных величин - примерно 0,4-0,8 кг/см кв.

Еще одна проблема, которая может случаться при обкатке после капремонта, - утечки технических жидкостей. Эту проблему тоже нужно будет решить в срочном порядке, иначе может понизиться уровень тосола или масла, что чревато перегревом двигателя.

Можно несколько раз таким вот образом заводить двигатель, дать ему разогреться до нужных температур, немного покрутить на холостых и затем заглушить. Если при этом не слышны никакие посторонние шумы и стуки, можно выезжать из гаража.

Придерживайтесь скоростного режима - первые 2-3 тысячи не ездите быстрее 50 км/час. После 3 тысяч можно разгоняться до 80-90 км/час.

Где-то на отметке в пять тысяч можно слить моторное масло - вы увидите сколько в нем разных посторонних частиц. Заливайте только то масло, которое рекомендовано производителем. Стоит также учесть, что если изменялась геометрия цилиндров - они растачивались, устанавливались ремонтные поршни с большим диаметром - для поддержания нужного уровня компрессии понадобится масло с большей вязкостью.

Ну, а после прохождения 5-10 тысяч километров можно уже нагружать двигатель по полной программе.

На этом видео специалист дает советы о правильной эксплуатации и обкатке двигателя.

Дабы восстановить первоначальные характеристики силовой установки, может возникнуть необходимость в проведении капремонта, который предполагает замену отдельных элементов, узлов и агрегатов. После осуществления такого мероприятия использовать автотранспорт в обычном режиме не желательно до тех пор, пока им не будет пройдена обкатка.

Обкатка движка после капремонта необходима для продления технического ресурса силового агрегата и улучшения его показателей. Игнорирование правил обкатки будет способствовать снижению функциональности отремонтированной машины на 25-30 процентов, а порой и на все 50%. Но при правильном подходе можно создать большой запас прочности.

Так что это такое - обкатка?

Это не что иное, как правильная эксплуатация только что отремонтированного двигателя в щадящем режиме. Обкатка мотора после капремонта обязательная мера, поскольку новые детали должны адаптироваться к трущимся поверхностям.

На первом этапе автомобиль должен проехать порядка 3000. км и только потом нагрузки на силовую установку можно постепенно нарастить. Только после 10-15 тыс. км. пробега все детали полностью притираются За этот период, при условии, что при обкатке будут использоваться рекомендуемые производителем масла, а нагрузки контролироваться, возможность задиров и каких-либо оплавлений на замененных элементах нивелируется. При обкатке нагрузки на силовую установку и коленвал должны быть снижены до 60 процентов.

Даже если все замененные запчасти оригинальные, без обкатки все равно не обойтись. Причин тому несколько:

В автомастерской нет никакой возможности создать заводские условия, и, соответственно, качество сборки ниже;

Срок службы не требующих замены деталей отличается от первоначального;

Новые детали после обработки обычно не полностью соответствуют необходимым требованиям.


Первый запуск силового агрегата после капремонта

Очень важно перед обкаткой правильно запустить мотор. Поскольку этот момент весьма и весьма ответственный, то важно чтобы все узлы и системы реанимированного автомобильного двигателя работали в нормальном режиме.

Колбы АКБ должны быть полными, так как их запаса на тяжелый ход коленчатого вала в противном случае может не хватить. Так же следует проверить состояние стартера.

Масло должно быть заливается до самого верхнего уровня. Но чтобы не образовалась воздушная подушка масляный фильтр заполняться не должен.

Поплавковую камеру надо заполнить топливом. При отсутствии электропривода, воздушную заслонку надо прикрыть. Если холодно, то двигательное масло надо как следует подогреть и довести моторный блок до приемлемой температуры.

После запуска агрегата стартером на манометре тут же должно отобразиться давление моторного масла, которое должно составлять 3,5 – 4 кг/см2. Однако, если спустя 3-4 секунды после работы силовой установки вхолостую этого не случилось, то «движок» срочно надо заглушить и приступить к выяснению и устранению причины приведшей к неисправности.

Если давление моторного масла в «движке» автомобиля нормальное, то он до 85-93? должен прогреваться вхолостую.

Затем надо запустить радиаторный вентилятор и после нескольких минут его работы мотор надо заглушить и дождаться пока он остынет до 30-40?. После 15-20 разового прогрева можно приступить к обкатке.

Как правильно обкатать двигатель ТС после капремонта?

Прежде чем обкатать автомобиль на ходу, следует обкатать его на средних холостых оборотах:

- 1 тысяча оборотов - 3-4 мин;

1, 500 тыс. оборотов - 3-4 мин;

2 тысячи оборотов - 5 минут.

В момент обкатки с незначительной нагрузкой скорость не может быть выше 60-70 км. На протяжении первых 5 сотен км вероятно проявление нестабильной работы агрегата в холостом режиме, что потребует дополнительной регулировки.

При достижении пробега автомобилем в 3 тыс. км скорость можно увеличить до 90 км/ч. Последующее же ее повышение потребует осторожности. Лучше будет дождаться, когда пробег достигнет 10000-15000 км.

Замена масла

После 3 тысяч км. пробега следует 2-3 раза поменять масло и фильтре. Все элементы в этот период притираются жестко, и существует вероятность появление множества микрочастиц.

В идеале машинное масло следует обновлять через 500, тысячу и 2 тысячи км пробега. Заливаться должен только качественный продукт. После того, как обкатка будет завершена, надо опять заменить масло и тщательно промыть мотор. Теперь можно использовать полу- и синтетические моторные масла.


Весьма важные предостережения

Некоторые нежелательные условия могут создать автомобилисту новые проблемы. Поэтому, не желательно:

- ездить на непрогретой машине;

Повышать обороты двигателя до 2 тыс. об/мин;

Перегружать авто и цеплять прицеп;

Резко менять скорость движения;

Долго ездить в одном режиме двигателя.

Автовладелец должен помнить, что от капремонта польза будет лишь при правильно проведенной обкатке.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook