Что будет если не оплатить утилизационный сбор. Что такое утилизационный сбор и кто его должен платить. Какие автомобили облагаются

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно .

По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда его нужно оплачивать, кто освобождается от оплаты, а также можно или нет самостоятельно рассчитать размер сбора.

Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля . Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.

Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.

Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.

Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.

На кого возлагается оплата утилизационного сбора?

Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:

  1. В процессе покупки автомобиля из-за рубежа . Это может быть приобретение транспортного средства в Японии и последующий его самостоятельный привоз на территорию РФ.
  2. Покупка средства передвижения у лиц, ранее освобожденных законом от уплаты сбора по утилизации или не оплатившие его в установленном законе порядке.

Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз. Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Размер сбора может быть рассчитана по следующей формуле — ∑ УС = БС × К.

Расшифровать данные обозначения можно следующим образом:

  1. ∑УС – общая сумма сбора.
  2. БС – основная базовая ставка.
  3. К – коэффициент по расчету суммы, основанный на Перечне размеров утилизационного сбора. Список утвержден специальным Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Стандартная базовая ставка может быть определена в прямой зависимости от категории приобретенного автомобиля.

Сюда можно отнести легковые транспортные средства особого некоммерческого назначения, сбор на которые составляет 20 тысяч рублей, а также коммерческие легковые и грузовые автомобили и автобусы. В этом случае сбор по утилизации будет составлять 150 тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора сбора прямо зависит от года выпуска транспортного средства. Также имеют значение его общие параметры – масса, размер и объем двигателя.

Коэффициент расчета для российских легковых транспортных средств старше 3 лет и массой менее 2,5 тонн будет равен 0,88. На основании этого можно сделать вывод, что сумма сбора будет равна 20 088 рублей.

Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.

Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:

  1. ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
  2. Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.

В паспорте транспортного средства, в отношении которого взимается утилизационный сбор, обязательно должна быть проставлена специальная отметка. В ней обозначаются основания для полного освобождения от уплаты утилизационного сбора.

Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.

Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.

В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.

Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ . Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра».

Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.

В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.

Штрафы за неуплату сбора

Зарегистрировать авто без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно . Даже при наличии официального паспортного средства автомобиль будет считаться не прошедшим регистрационный процесс в установленном законом порядке.

Перемещаться на подобном автомобиле допускается только на протяжении 20 суток. Именно столько по правилам Дорожного движения России действуют транзитные номера.

После этого срока управление автомобилем, не прошедшим регистрацию, согласно статье 12.1 КоАП РФ, на водителя будет возложен штраф размером от 500 до 800 рублей, в зависимости от того, с какого года не было оплаты.

Если после назначенного штрафа водитель нарушает данное право снова, он может быть лишен удостоверения водителя на срок до 90 дней.

Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен . В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.

Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.

Это может быть два основных варианта:

  1. Таможенные организации – для транспортных средств, привезенных из иных стран.
  2. Налоговая инспекция — для российских автомобилей.

Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.

Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:

  • паспорта собственников транспортных средств. Здесь потребуется представить копии основных страниц;
  • ПТС – оригинал и копия;
  • квитанция по оплате утилизационного сбора — приходно-кассовый ордер или официальное платежное поручение;
  • обязательно предоставляется документ, который подтверждает ошибочность взыскания сбора.

Решение относительно возвращения сбора или об официальном отказе в его полном возмещении в среднем принимается на протяжении 30 дней. Полностью вернуть средства можно в течении трех лет от даты его уплаты.

При этом нужно помнить, что сумма внесенных денежных средств не индексируется и может быть возвращена без учета начисленных комиссионных платежей. Возврат производится посредством перевода средств на счет заявителя.

Многие водители задаются вопросом, установлен ли утилизационный сбор на полуприцепы в 2019 году . Ответ на данный вопрос дает постановление постановление 81 от 06.02.2016, в котором говорится об обязательной оплате сбора по утилизации в отношении автомобилей и прицепов, для них предназначенных.

В постановлении утверждены правила и условия по взиманию, уплате, исчислению и взысканию установленного законом сбора на утилизацию. Подобному сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.

Заключение

Назначенный утилизационный сбор на автомобили в России уплачивается собственником автомобиля самостоятельно. Опираться при этом требуется на номера счетов для уплаты сбора.

Данная информация доводится до сведения плательщиков из ФТС России, ФНС России, найти ее можно на официальных сайтах этих организаций. Сразу после поступления оплаты в ПТС автомобиля проставляется специальная печать относительно уплаченной суммы сбора.

Если начисления по утилизации не предусмотрены, на бланке паспорта проставляются особые отметки относительно основания для неуплаты сбора.

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

С 1 сентября 2012 г. в составе обязательных платежей появился новый утилизационный сбор. Отныне без его уплаты в большинстве случаев невозможно получить паспорт транспортного средства (ПТС).

Что такое утилизационный сбор

Понятие утилизационного сбора появилось в российском законодательстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Благодаря Федеральному закону от 28.07.2012 N 128-ФЗ в Законе об отходах появилась новая статья - ст. 24.1 "Утилизационный сбор".
Данный сбор уплачивается "в целях обеспечения экологической безопасности" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное (изготовленное) в РФ. Соответственно, те организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты потребительских свойств теми транспортными средствами, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, будут получать за счет средств федерального бюджета компенсацию затрат, связанных с данной деятельностью.

А плата с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, при передаче отходов утилизирующим организациям и предпринимателям взиматься уже не будет: это запрещено п. 9 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Без уплаты утилизационного сбора невозможно будет получить ПТС (кроме случаев освобождения от уплаты сбора, упомянутых в п. 7 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Наложен запрет и на регистрацию транспортного средства, в отношении которого не уплачен законодательно установленный сбор. Соответствующие изменения были внесены и в п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Исключений из состава колесных , за которые придется платить сбор, не так уж много, и все они прямо поименованы в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ. В категорию освобождаемых от сбора попали, например, автомобили, ввозимые в РФ в качестве личного имущества беженцами, вынужденными или добровольными переселенцами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями и т.д. К числу "льготируемых" относятся также старые автомобили (с года выпуска которых прошло не менее 30 лет, при определенных условиях). Не придется платить сбор и в случае, если автомобили произведены (изготовлены) организациями, принявшими на себя в установленном порядке обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе не распространяется на те колесные транспортные средства, на которые ПТС были выданы до 1 сентября 2012 г. , то есть до даты вступления этого Закона в силу.

Конкретные виды и категории транспортных средств, в отношении которых нужно уплачивать утилизационный сбор, с соответствующими размерами сборов, а также Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (наряду с некоторыми другими Правилами) утверждены комментируемым Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870, которое также начало действовать 1 сентября 2012 г.

Кто должен платить

В соответствии с Законом N 89-ФЗ плательщиками сбора являются лица, которые:

  • ввозят транспортные средства в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

По первому основанию фактически платить сбор придется любому импортеру, то есть тем физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или организации, которые приобретают транспортное средство за рубежом и осуществляют его ввоз в Россию.

Исключение составляют случаи ввоза в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, имеющих статус товаров Таможенного союза, при соблюдении Правил и условий, утвержденных тем же Постановлением N 870.

Например, не придется платить утилизационный сбор российской организации, приобретающей у белорусской или казахской фирмы автомобиль, который эта фирма ранее ввезла, скажем, из Германии или из Японии, при условии, что автомобиль ввозится в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом достаточно будет уплатить ввозные таможенные пошлины по применяемым на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан ставкам, отличным от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55).

Однако необходимо учесть, что, как разъяснялось в Телетайпограмме ФТС России от 05.09.2012 N ТФ-975, утилизационный сбор не уплачивается только за транспортные средства, поименованные в указанном Решении Совета ЕЭК N 55, ввозимые с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан и помещенные на территориях этих государств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с 23 августа 2012 г.

По второму основанию плательщиками взноса являются все производители автомобилей, которые изготавливают их на территории РФ. Правда, и для них есть альтернатива: они могут принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами при утилизации "их" автомобилей. Это значит, что при покупке изготовленного в России автомобиля непосредственно у организации-производителя покупателю не нужно беспокоиться об уплате сбора. Хотя, конечно, сумма сбора будет заложена в цену автомобиля и по большому счету конечным "плательщиком" станет покупатель, как и, например, в случае с НДС.

И наконец, по третьему основанию плательщиком может стать любой покупатель автомобиля на территории РФ. А это значит, что при покупке в России транспортного средства у любого лица, не являющегося его производителем, после 1 сентября 2012 г. необходимо проверять статус продавца, а также факт уплаты им утилизационного сбора.

К примеру, покупатель автомобиля на территории России однозначно должен уплатить утилизационный сбор, если продавцом (предыдущим собственником) является консульство иностранного государства, дипломатическое представительство, международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, либо физическое лицо, являющееся сотрудником консульства, диппредставительства, международной организации (или член семьи такого сотрудника).

Кто и как рассчитывает

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением N 870, взимать утилизационный сбор поручено органам ФТС России . Но рассчитывать сумму сбора должны сами плательщики . Для подтверждения правильности расчета нужно представить пакет документов в таможенный орган. Это может быть таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо таможня, в регионе деятельности которой находится место регистрации (место жительства) плательщика (если декларирование не осуществляется).

В пакет документов включаются:

  • заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной Приложением N 1 к Правилам;
  • копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Таможенники должны проверить правильность расчетов и дождаться поступления уплаченного сбора по соответствующему КБК. Только после этого в бланке ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании его неуплаты в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Плательщику сбора выдается приходный ордер (в настоящее время это таможенный приходный ордер (ТПО)) (Телетайпограмма ФТС России от 31.08.2012 N ТФ-963).

Сведения об уплате утилизационного сбора передаются таможенниками в МВД и в Минсельхоз России.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (п. 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).

В Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном Постановлением N 870, выделены пять групп. Они соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720).

Для этих пяти групп ТС предусмотрены базовые ставки для расчета сбора, а также коэффициенты, дифференцированные:

  • в зависимости от "возраста" (для новых транспортных средств и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет), а также
  • по иным признакам в зависимости от разновидности транспортного средства (исходя из объема двигателя либо массы транспортного средства).

В случае если дата выпуска (дата изготовления) транспортного средства не может быть подтверждена документально, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Базовая ставка утилизационного сбора для первой группы, в которую входят транспортные средства категории M1, равна 20 тыс. руб., а для остальных - 150 тыс. руб.

Причем для транспортных средств первой группы, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены максимально низкие коэффициенты, поэтому за новый автомобиль (коэффициент 0,1) "частнику" придется заплатить всего 2 тыс. руб., а за подержанный (если его "возраст" превышает 3 года, коэффициент 0,15) - 3 тыс. руб.

А вот предпринимателям, ввозящим транспортное средство или приобретающим его у лица, которое ранее этот сбор не уплачивало, придется платить более существенные суммы.

Например, организация ввозит новый автомобиль категории M1 с объемом двигателя 1800 куб. см. За такую машину придется уплатить утилизационный сбор в размере 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).

А если организация в октябре 2012 г. ввозит автобетоносмеситель, выпущенный в 2008 г., ей придется заплатить аж 1 950 000 руб. (150 000 руб. x 13).

Своеобразная "льгота" предусмотрена в отношении транспортных средств категорий N1, N2 и N3, полная масса которых превышает 12 тонн, которые помещаются под таможенный режим временного ввоза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". В отношении указанной категории ТС применяется коэффициент, равный 0,25.

Поэтому, например, если организация ввозит новое транспортное средство категории N1, N2 или N3, полная масса которого составляет 18 тонн, и собирается использовать его исключительно для внутренних перевозок грузов по России, ей надо заплатить сбор "по полной программе" в размере 220 500 руб. (150 000 руб. x 1,47).

Если же точно такое же транспортное средство соответствует нормам Постановления N 147, помещается под таможенный режим временного ввоза и используется для международных перевозок товаров, сумма сбора будет в четыре раза меньше, а именно 55 125 руб. (150 000 руб. x 1,47 x 0,25).

Как учитывать

ФТС России в Информации от 31.08.2012 сообщило реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701;

БИК 044501002;

счет N 40101810800000002901;

получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

ИНН 7730176610, КПП 773001001;

ОКАТО 45268595000.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей :

  • (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией РФ (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор");
  • (107) - восьмизначный код осуществляющего администрирование платежа таможенного органа (в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ).

Но, безусловно, прежде чем перечислять сумму исчисленного утилизационного сбора, необходимо перепроверить реквизиты, ведь они могут меняться.

Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам. Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационные сборы представляют собой неналоговые доходы федерального бюджета.

Поэтому в бухгалтерском учете расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" , а не на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Для покупателя (импортера) транспортных средств в случаях, когда обязанность платить взносы возлагается законом именно на него, перечисление суммы утилизационного сбора является необходимым условием для того, чтобы получить ПТС и зарегистрировать транспортное средство. Значит, уплата данного сбора является одним из видов затрат, непосредственно связанных с приобретением объекта основных средств, которые подлежат включению в первоначальную стоимость транспортного средства в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету " " ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Следовательно, покупатель (импортер) должен отразить начисление утилизационного сбора записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 76.

Однако в случае, если импортером транспортного средства является торговая организация, которая не собирается сама использовать данные автомобили, а приобретает их для последующей перепродажи, ввозимые транспортные средства представляют собой не основные средства, а товары. Но все равно суммы утилизационных сборов должны формировать стоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н)). В такой ситуации составляется запись по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 76.

Пример. Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля автомобилями, ввозит в РФ с территории Германии новые легковые автомобили с объемом двигателя 1600 куб. см.
Сумма утилизационного сбора за каждый автомобиль составляет 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).
Предположим, что в октябре 2012 г. всего ввезено 10 автомобилей по контракту с немецкой фирмой-производителем, условия поставки - DDU Москва (то есть все расходы по доставке, страхованию в пути, а также по уплате необходимых таможенных платежей уже заложены в цену товара и оплачиваются фирмой-поставщиком). Контрактная стоимость одного автомобиля составляет 40 тыс. евро.
Для упрощения примера предположим, что оплата за полученные автомобили была произведена сразу после их получения, также в октябре 2012 г., а установленный Банком России официальный курс евро составил:
- 39,98 руб. - на дату получения автомобилей (перехода права собственности на автомобили к российской фирме - покупателю);
- 40,50 руб. - на дату оплаты (списания средств с валютного счета в адрес иностранного поставщика).
При ввозе автомобилей были уплачены:
- таможенная пошлина - 3 998 000 руб. по ставке 25% от таможенной стоимости (согласно ЕТТ ТС - 25%, но не менее 1,25 евро за 1 куб. см объема двигателя, но в данном случае первая величина (25% от таможенной стоимости) получается значительно больше);
- таможенный сбор за таможенное оформление - 30 000 руб.;
- ввозной НДС по ставке 18% - 3 598 200 руб. ((40 000 евро x 10 шт. x 39,98 руб. + 3 998 000 руб.) x 18%) (в расчет налоговой базы принимается таможенная стоимость и таможенная пошлина, но не учитывается таможенный сбор).
Один из автомобилей приобретен организацией в качестве служебного, то есть он будет использоваться самой торговой организацией при осуществлении ее деятельности и, значит, представляет собой основное средство, которое подлежит регистрации в ГИБДД и постановке на баланс в составе внеоборотных активов. А остальные девять автомобилей куплены для последующей перепродажи, то есть представляют собой товары.
При постановке служебного автомобиля на учет в ГИБДД уплачены государственные пошлины в размере 1800 руб.
В описанных условиях бухгалтер торговой организации составляет следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
- 3 998 000 руб. - уплачена таможенная пошлина;
Дебет 76 Кредит 51
- 30 000 руб. - уплачен таможенный сбор;
Дебет 68 Кредит 51
- 3 598 200 руб. - уплачен ввозной НДС;
Дебет 08 Кредит 60
- 1 599 200 руб. (40 000 евро x 1 шт. x 39,98 руб.) - отражена стоимость автомобиля, приобретаемого в качестве служебного;
Дебет 08 Кредит 76
- 399 800 руб. (1 599 200 руб. x 25%) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля таможенная пошлина;
Дебет 08 Кредит 76
- 3000 руб. (30 000 руб. : 10 шт.) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 359 820 руб. ((1 599 200 руб. + 399 800 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к служебному автомобилю;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по служебному автомобилю;
Дебет 08 Кредит 76
- 26 800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 26 800 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 68 Кредит 51
- 1800 руб. - уплачены государственные пошлины в связи с регистрацией служебного автомобиля в ГИБДД;
Дебет 08 Кредит 68
- 1800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма государственных пошлин;
Дебет 01 Кредит 08
- 2 030 600 руб. (1 599 200 + 399 800 + 3000 + 26 800 + 1800) - введен в эксплуатацию приобретенный служебный легковой автомобиль по первоначальной стоимости;
Дебет 41 Кредит 60
- 14 392 800 руб. (40 000 евро x 9 шт. x 39,98 руб.) - приняты к учету девять автомобилей, приобретенных для последующей перепродажи, квалифицируемых в качестве товаров;
Дебет 41 Кредит 76
- 3 598 200 руб. (14 392 800 руб. x 25%) - включена таможенная пошлина в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации;
Дебет 41 Кредит 76
- 27 000 руб. ((30 000 руб. / 10 шт.) x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 3 238 380 руб. ((14 392 800 руб. + 3 598 200 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 41 Кредит 76
- 241 200 руб. (26 800 руб. x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 241 200 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 60 Кредит 52
- 16 200 000 руб. (40 000 евро x 10 шт. x 40,50 руб.) - оплачены автомобили;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 208 000 руб. ((16 200 000 руб. - (1 599 200 руб. + 14 392 800 руб.)), или (40 000 евро x 10 шт. x (40,5 руб. - 39,98 руб.))) - списана курсовая разница (в связи с изменением курса Банка России на дату фактической оплаты поставленных автомобилей по сравнению с курсом, действовавшим на дату их принятия к учету и возникновения задолженности перед иностранным поставщиком).

В примере для наглядности по отдельности показано начисление таможенного НДС по ввозимым автомобилям (которые в дальнейшем используются по-разному), принятие начисленных сумм налога к вычету, а также перечисление суммы утилизационного сбора. На практике же обычно каждая из перечисленных операций отражается одной проводкой.

А для организаций, являющихся производителями транспортных средств (на территории РФ), уплата утилизационного сбора в отношении собственной продукции представляет собой неотъемлемую часть расходов на производство. Поэтому начисление утилизационного сбора у них должно отражаться записью по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 76.

Подытожим

Уплачивать утилизационный сбор необходимо с 1 сентября 2012 г. Но если ПТС на транспортное средство был выдан до этой даты, платить этот сбор не потребуется (действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе на такие транспортные средства не распространяется).

На практике платить утилизационный сбор придется:

  • всем импортерам, которые ввозят транспортные средства в РФ (за исключением отдельных случаев ввоза с территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС);
  • всем производителям транспортных средств, которые осуществляют их изготовление (производство) на территории РФ;
  • всем тем, кто приобрел транспортные средства в России у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение Закона либо по основаниям, предусмотренным в абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.

Рассчитать сумму утилизационного сбора нужно самостоятельно, а после его уплаты надо представить пакет документов в таможенные органы. Они должны проставить соответствующую отметку в ПТС. Расчет производится исходя из базовых ставок и коэффициентов, приведенных в Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном комментируемым Постановлением N 870.

Порядок бухгалтерского учета сумм уплаченных утилизационных сборов зависит от конкретных обстоятельств, в частности от статуса плательщика и от квалификации соответствующих транспортных средств в качестве тех или иных объектов бухгалтерского учета (основных средств, товаров или готовой продукции).

Декабрь 2012 г.

Основное определение понятия «утилизационный сбор» — это фиксированная сумма на выполнение утилизации определенного товара, которая оплачивается при покупке, но в расчетном документе такого пункта не будет, так как эта сумма включена в стоимость товара.

Вопрос утилизационного сбора

В России в 2012 году был введен закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июля 1998 г. в пункте 1 статьи 24–1 обязали граждан во время приобретения автомобиля оплачивать утилизационный сбор. Другими словами, это разовая оплата в пользу государства, которая идет на принятия мер улучшения экологии и защиту здоровья людей от вредных выбросов во время использования транспортного средства. Также государство обязуется после окончания эксплуатации автомобиля утилизировать его без вреда для экологии.

Кто обязан платить?

Обратившись к третьему пункту этого закона, определяем, кто должен платить утилизационный сбор. В первую очередь - это транспортное средство, завезенное из другой страны (например, при покупке Японского авто и самостоятельной перевозки его в Россию).

Второй вариант – это покупка машины у человека, который по закону освобожден от уплаты сбора на утилизацию или при условии, что бывший владелец не оплатил его, нарушив тем самым установленный законодательством порядок.

Утилизационный сбор взымается однократно на одно транспортное средство, оплачивает который либо владелец, либо производитель, при условии, что это отечественная компания.

Кто попадает под закон об освобождении от уплаты сбора

В законе предусмотрены ситуации, при которых человека освобождают от оплаты сбора утилизации.

Случаи, при которых не придется платить:

  1. Если транспортному средству больше 30 лет, но при этом должно быть соблюдено несколько условий: машина не является коммерческой и у нее сохранились оригинальные рамы, двигатель и кузов.
  2. Если средство передвижения находится в собственности международных организаций или консулов и их семей, также сотрудников таких организаций.
  3. Если человек ввозит средство передвижения на территорию России в статусе личного имущества в пределах программы добровольного переселения из-за рубежа.
  4. Внимание: если приобретать автомобиль у людей, которые попадают под последние два пункта закона, в таком случае потребителю будет необходимо собственноручно уплатить утилизационный сбор.

Производим подсчет размера утилизационного сбора

Сумму утилизационного сбора рассчитать несложно, нужно базовую ставку умножить на величину поправочного коэффициента. Чтобы узнать значение коэффициента, нужно обратиться к закону «Перечня размеров утилизационного сбора» от 26 декабря 2013 года . Это значение будет зависеть от ряда факторов: год выпуска средства передвижения и основных его характеристик (масса, объем двигателя и размеры). Размер базовой ставки рассчитывается по типу и предназначению автомобиля:

  • легковой транспорт при условии неиспользования его в коммерческих целях – 20 тысяч рублей.
  • грузовой транспорт и коммерческое авто – 150 тысяч рублей.

Например, если имеется легковое транспортное средство российского производства не старше трех лет, с массой не более 2,5 тонны – поправочный коэффициент составит 0,88, а сумма базовой ставки равна 20 тысячам рублей. Из этих данных получаем, что сумма утилизационного сбора составит 20 тысяч рублей и 88 копеек.

На чем следует сфокусировать внимание во время оплаты?

Факт оплаты должен быть обязательно зафиксирован. В паспорте автомобиля, в раздел для особых отметок при оплате должны сделать пометку. На нее нужно обратить внимание во время приобретения средства передвижения.

Причины отсутствия отметки об уплате утилизационного сбора:

  1. Владелец автомобиля получил паспорт транспортного средства до 2012 года.
  2. На территорию Российской федерации иностранный автомобиль был ввезен до 1 сентября 2012 года.
  3. Владелец иностранного автомобиля после 1 сентября 2012 года перевез его в Российскую Федерацию, но не уплатил утилизацию.

Стоит отметить, что при освобождении владельца от уплаты сбора на утилизацию также проставят отметку с причинами, поэтому на слово продающему машину человеку верить нельзя. Однако при условии получения паспорта отечественным автомобилем в промежуток от 1 сентября 2012 года до 31 декабря 2013 года в паспорте может быть отметка о том, что компания производитель берет на себя обязательство утилизировать это транспортное средство по истечении срока его использования. В этой ситуации важно проверить наличие организации в реестре компаний, принявших условия утилизации производимой техники. Если произошло исключение организации из списка, тогда нужно сверять даты. Посмотреть список можно бесплатно на официальном сайте Министерства промышленности и торговли.

Отсутствие каких-либо отметок будет означать, что человек незаконно ушел от оплаты, выход из положения – снизить цену договора. Но бывают случаи ошибочной оплаты сбора на утилизацию, при этом нужно обратиться в службу, которая взымала плату (налоговая или таможня) . При обращении владельцу автомобиля придется заполнить предоставленное заявление.

Также нужно иметь при себе копию паспорта, оригинал и ксерокопию паспорта автомобиля, квитанцию об оплате, документ о повторной ошибочной оплате. После чего в течение 30 дней будет рассмотрено заявление и принято решение.

Последствия неуплаты

Если покупка уже совершена, а утилизационный сбор не оплачен, то всю радость приобретения омрачит факт невозможности постановки на учет. Средство передвижения не будет считаться прошедшим регистрацию без заметки об оплате сбора на утилизацию.

Не следует пренебрегать и оттягивать оплату, так как транзитные номера действительны в течение 20 суток, после чего владелец будет обязан оплатить штраф 500-800 рублей, по этой причине при повторном факте проверки возможно лишение прав на срок в 3 месяца . Эти штрафы прописаны в статье 12.1 КоАП Российской Федерации, поэтому полностью на законных основания инспектор ГИБДД будет обязан проверять наличие отметки об оплате утилизационного сбора.

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет о введении утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года. Соответствующие изменения законодательства регламентируются , который вступает в силу уже в конце этой недели.

В этой статье будут рассмотрены самые интересные для рядового автомобилиста вопросы, касающиеся утилизационного сбора на автомобили.

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

Говоря простым языком, утилизационный сбор - это платеж в пользу государства, который должен выплачивается при покупке автомобиля. Используется же этот платеж спустя некоторое время, когда нормальная эксплуатация становится невозможной и требуется его утилизация.

Сразу же хочу заметить, что рассматриваемый сегодня Федеральный закон многие вопросы регламентирует лишь в общем виде. Конкретные же детали должно определить правительство РФ. По этому поводу будет выпущен отдельный нормативный правовой документ - Постановление правительства.

1. За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

Итак, утилизационный сбор направлен на обеспечение экологической безопасности.

В каких случаях утилизационный сбор платить не нужно?

Рассмотрим ситуации, в которых утилизационный сбор на автомобиль платить не нужно:

6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

которые указаны в части 1 статьи 12 2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

Думаю, расшифровывать каждый из подпунктов более подробно не имеет смысла. Этот пункт пригодится нам в дальнейшем при рассмотрении нового Федерального закона.

Размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора, пожалуй, больше всего интересует отечественных автолюбителей. Тем не менее решение этого вопроса возложено на плечи Правительства, которое пока что никаких разъяснений не выпустило:

4. Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации . Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон определяет лишь факторы, которые будут влиять на размер утилизационного сбора :

5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Еще один интересный вопрос: "Кто должен платить утилизационный сбор?".

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Пожалуй, каждый из подпунктов следует рассмотреть несколько подробнее:

1. Утилизационный сбор должны уплачивать лица, которые ввозят транспортные средства из-за границы. Например, если Вы решите купить автомобиль в Германии, а затем перегнать его на родину, то в дополнение к таможенным пошлинам Вам придется уплатить и утилизационный сбор.

То же самое касается и организаций, которые ввозят в Россию автомобили, произведенные за рубежом.

2. Также утилизационный сбор будет уплачиваться и лицами, которые производят автомобили на территории РФ. Например, речь идет о расположенных на территории РФ автозаводах.

3. Этот пункт, пожалуй, самый интересный. Вам придется заплатить утилизационный сбор, если Вы покупаете автомобиль:

  • У участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
  • У дипломатического представительства или консульского учреждения, международной организации.
  • Помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.
  • У лица, которое в нарушение установленного порядка не уплатило утилизационного сбора.

Хочу обратить внимание, что неуплата утилизационного сбора приведет к тому, что на автомобиль не будет выдан паспорт транспортного средства (ПТС):

7. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, и транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается в соответствии с абзацами вторым - четвертым, шестым и седьмым пункта 6 настоящей статьи.

Это, в свою очередь, приведет к тому, что автомобиль будет невозможно поставить на учет, т.е. его невозможно будет использовать.

Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за имеющиеся автомобили?

Итак, пожалуй самый волнующий для водителей вопрос: "Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за автомобили, которые уже находятся в Вашей собственности?":

2. Действие положений статьи 241 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Итак, если ПТС для Вашего транспортного средства выдан до 1 сентября 2012 года, то утилизационный сбор Вам уплачивать не нужно .

В этой статье были рассмотрены основные особенности уплаты утилизационных сборов. Если у Вас остались какие-то вопросы, задайте их на форуме pddclub.ru .

Удачи на дорогах!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook