Bentley Mulsanne"Исцеление (Mulsanne)". Биография Война, как карьерная лестница

В этом году мир отмечает 126 лет со дня рождения Уолтера Оуэна Бентли, британского автомобильного конструктора и основателя марки Bentley. И хотя дата не круглая, это хороший повод рассказать о выдающемся человеке и основанной им фирме

Уолтер Оуэн Бентли, родившийся 16 сентября 1888 г. в Лондоне, стал девятым ребенком в семье довольно обеспеченного предпринимателя. И уже в детстве увлекся различными механизмами. Видя пристрастие сына к машинам, Бентли-старший отправил его учиться в Клифтонский технический колледж, окончив который юноша устроился на железную дорогу, одновременно посещая занятия в Королевском колледже.

Как и многие молодые люди его круга, Бентли живо интересовался такими новинками, как мотоцикл и автомобиль, поэтому вскоре, уйдя с железной дороги, он устроился в компанию National Motor Cab, где занимался обслуживанием автомобилей Unic, а в 1912 г. предпринял попытку открыть собственный бизнес. Вместе с братом Уолтер приобрел французскую компанию Doriot, Flandrin & Parant (DFP), которая по лицензии поставляла свои автомобили в Англию.

Братья ввозили машины, проводили их предпродажную подготовку, а затем продавали, при этом Уолтер старался по возможности улучшать конструкцию. Одним из основных достижений того периода стало использование алюминиевых поршней в двигателе. Однако довести до логического конца многие из своих проектов Бентли так и не сумел: началась Первая мировая война, и ему пришлось стать офицером королевской военно-морской авиации. Здесь пригодился его опыт инженера-двигателиста, поскольку основным делом стала модернизация и разработка новых самолетных моторов.

За годы войны Бентли лично сконструировал два очень удачных агрегата, названных в честь своего создателя BR1 и BR2 (“BR” расшифровывалось как “Bentley Rotary”). Эта деятельность выдвинула его в ряд самых известных специалистов своего времени. Двигатели, созданные Уолтером Оуэном Бентли, устанавливали на аэропланы Sopwith Camel.

Воплощение мечты

Сделав себе имя в авиации, Бентли не забыл о юношеском увлечении и, как только война закончилась, организовал компанию по выпуску автомобилей - Bentley Motor Ltd с производством в Криклвуде. Ее деятельность началась в августе 1919 г., а первенцем стал автомобиль, который конструктор построил вместе со своими приятелями Ф. Берджесом и Г. Варли. Машина имела 4-цилиндровый двигатель объемом 3 л и мощностью 80 л.с. Над тем, как назвать детище, друзья не особо задумывались, поэтому именовали его просто 3L, что указывало на объем мотора.

Машина получилась удобной, функциональной и надежной - именно такой, какой, по мнению Бентли, и должен быть настоящий английский автомобиль. Ее изюминкой стала пятилетняя гарантия - таких обязательств в ту пору не брал на себя ни один автопроизводитель, и это привлекло богатых покупателей. В серию модель пошла в 1923 г., выпускалась вплоть до 1929 г. и оснащалась различными кузовами. Причем по качеству исполнения, комфорту и другим техническим показателям машины Уолтера Бентли на равных конкурировали со знаменитыми Rolls-Royce и заслужили право считаться настоящими аристократами в автомобильном мире.

Два года спустя линейка Bentley расширилась за счет модели Big Six с 6-цилиндровым мотором мощностью 147 л.с. На протяжении 20-х годов обе модели постоянно совершенствовались, появлялись и новые.

Широкую известность продукции марки принесли спортивные победы, которые ее автомобили не раз одерживали на гонках в Ле-Мане и Брукленде. Там цвета фирмы часто защищал гонщик Вульф Барнато, который, будучи очень богатым человеком и личным другом Уолтера Бентли, спонсировал его компанию. Именно благодаря финансовой помощи Барнато фирма сумела выжить в начале мирового экономического кризиса 1929 г.

Самой дорогой и престижной моделью Bentley была 8L, появившаяся во второй половине 1930 г. Но находить клиентов на дорогие авто становилось все труднее, и бизнес шел все хуже и хуже. Барнато сам попал в тяжелое финансовое положение и больше не мог помогать компании Bentley, которая в итоге обанкротилась и была продана с аукциона. При этом за наследие знаменитой марки развернулась настоящая борьба. Сначала ее хотела приобрести фирма Napier, но ей помешала British Equitable Trust Ltd. Правда, и она ушла с торгов несолоно хлебавши, уступив добычу более крупной рыбе: в 1931 г. Bentley за 125 тыс. фунтов стерлингов купил ее конкурент - фирма Rolls-Royce.

Бентли некоторое время оставался в основанной им компании в качестве наемного специалиста, но в 1935 г. покинул фирму и перешел главным конструктором в другую известную британскую компанию - Lagonda. Там он разработал один из самых выдающихся автомобилей 30-х годов прошлого столетия - модель V12. При этом основанная им марка не канула в Лету, и хотя сам Бентли к ней никакого отношения уже не имел, он организовал клуб поклонников марки своего имени - Bentley Drivers Club, при котором была небольшая мастерская, где он реставрировал старые модели.

Под эгидой Rolls-Royce

Первым Bentley, созданным после перехода марки в собственность Rolls-Royce, стала машина 3.5L, появившаяся в 1933 г. (базой для нее послужило шасси Rolls-Royce 20/25НР). Модель получила название Peregrine и была весьма удачной: 3.5L в свое время называли “самым бесшумным спортивным автомобилем в мире”. Правда, именно с этого времени марка стала все реже показываться на гонках, да и результаты ее становились все скромнее. Со временем выпуск Bentley был переведен на завод Rolls-Royce в городе Крю.

В 30-е годы поменялся и имидж Bentley. Продукция компании стала переходить из категории спортивных автомобилей в категорию люксовых. Правда, Вторая мировая война прервала развитие марки, но почти сразу после ее окончания на рынке появилась модель Mark-VI. Руководство Rolls-Royce посчитало целесообразным выпускать ее на базе своего Silver Wraith. В дальнейшем оно придерживалось того же принципа, и с середины 50-х годов прошлого века практически все модели Bentley стали похожи на Rolls-Royce как братья.

Впрочем, различия все-таки остались. Они были обусловлены тем, что в представительских Rolls-Royce хозяин автомобиля не мог себе позволить лично сесть за руль: этикет требовал, чтобы он располагался в задней части салона, и акцент делался именно на нее. Bentley же позиционировались как “роскошные авто для получения удовольствия от вождения”, поэтому были “заточены” под водителя.

Прошло уже более столетия со дня рождения Уолтера Оуэна Бентли, 1888-1971). Этот человек не стал миллионером, его компания не разрослась в транснациональный концерн, более того, многие предрекали скорую гибель Bentley, как и многих других прославленных марок начала ХХ века. Но вместо этого родилась легенда, нестареющая классика. Автомобиль, хранящий в себе дух авантюризма и благородства.

Основатель марки Уолтер Оуен Бентли был самым младшим из девяти детей в семье, уже в самом раннем возрасте он проявлял искренний интерес к разнообразной технике. В 16 лет Уолтер начал работать на заводе локомотивов северо-британской железнодорожной компании «Грейт-нотерн рейлуэй» , где и проявилась его способность мгновенно разбираться в работе практически любого механизма. Паровозы стали его первым серьёзным увлечением. Тяга к машинам и сложным механическим системам была отличительной чертой юного Уолтера — наряду с незаурядным умом, нетривиальным техническим мышлением и стремлением к совершенству.
В 24 года W.O., как называли младшего Бентли в семье, на пару с братом Горацием Милнером купили франшизу на французский автомобиль DFP и основали компанию, называвшуюся вполне в духе того времени — Bentley & Bentley Ltd. Это был 1912 год, заря автомобилестроения и начало эпохи «соревнования моторов».

В те времена участие в зарождающихся автогонках было наиболее простым, быстрым и относительно дешёвым способом громко заявить о себе и своих автомобилях. Кроме того, для Уолтера это был прекрасный шанс опробовать авто в по-настоящему экстремальных условиях. После ряда доработок W.O. установил рекорд скорости на гонках в Брукландсе — 106,85 км/ч.

Через год Уолтер на уже серьёзно переработанном DFP установил новую скоростную планку — 131,16 км/ч. Секрет успеха был в двигателе. Бентли доработал и переосмыслил «родную» двигательную установку DFP и впервые применил алюминий для изготовления поршней. Это техническое ноу-хау во многом определило дальнейшую судьбу фирмы. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война поставила жирный крест на Bentley & Bentley Ltd. Братья были призваны в армию, а французская компания DFP, автомобили которой они продавали, приостановила свою деятельность более чем на пять лет. Между тем капитан Королевской морской авиационной службы Уолтер Бентли стал применять свои алюминиевые поршни для улучшения тактико-технических характеристик самолётов. 250-сильные моторы «from Bentley» стали мечтой асов той войны, а саму идею, кстати, используют до сих пор все моторостроительные фирмы.
За заслуги перед британским отечеством Уолтер получил премию в размере девяти тысяч фунтов стерлингов и использовал эти деньги как начальный капитал для создания новой фирмы. W.O. решил — лучше делать собственные машины, чем продавать чужие. В результате Уолтер с группой единомышленников купил участок земли в Криклвуде под небольшой автомобильный завод и основал фирму Bentley Motors Ltd. Пока строился завод, первый прототип Bentley собирали в автомобильной мастерской на Бейкер-стрит. Именно там сформировался своеобразный коллектив, называемый Bentley Boys — блестящее гоночное братство отчаянно смелых, азартных и весёлых людей, влюблённых в автомобили.

Итак, в октябре 1919 был собран первый автомобиль — Bentley 3 Litre. Даже сейчас, спустя 90 лет, технические особенности этой машины не выглядят архаизмом: по две свечи и четыре клапана на цилиндр, односкатная камера сгорания с вихревым наполнением, алюминиевые поршни. В начале ХХ века это было почти сверхъестественно. Мощность «трёхлитрового Бентли» составила 65 л. с., а на радиаторной решетке, форма которой тоже стала классикой, был впервые установлен прославившийся впоследствии логотип в виде крылатой буквы «B».

Уолтеру повезло — клиенты появились почти сразу. Машины Бентли пришлись по душе поколению британцев, вернувшихся с Первой мировой. Это был особый тип клиентов — циники-романтики, люди, отлично разбирающиеся в автомобилях и одержимые гонками. Им требовались стремительные, надёжные и стильные машины — именно то, что и предлагал Bentley Motors Ltd. Период с 1920 по 1930 год вошёл в историю автомобилестроения как «ревущие двадцатые». Это было десятилетие стремительного развития индустрии автогонок, спортивных рекордов скорости и состязания автомобилей. На старт выходили машины прославленных марок: Lorraine-Dietrich, Bugatti, Alfa Romeo, Mercedes. Однако именно Bentley принадлежит рекорд, продержавшийся 34 года, — четыре победы подряд на сложнейших 24-часовых гонках в Ле-Мане.

Чествование команды победителя в гонках в Ле-Мане проходило в 1927 году в гостинице Savoy.
Фото: Bentley Motors Ltd Только в 1964-м команде Ferrari удалось повторить это достижение.
Между тем в конце 20-х, несмотря на заслуженную славу, компания погрязла в долгах. Она никогда не была прибыльной и держалась исключительно на энтузиазме владельцев. В 1926 году председателем Bentley Motors Ltd. стал мультимиллионер Вульф Барнато, сын владельца алмазных приисков в Южной Африке. Он стал заядлым гонщиком и хорошим другом для Уолтера Бентли. Благодаря его финансовой поддержке были спроектированы и выпущены рекордсмены гонок в Ле-Мане:

Bentley 4,5 Litre
и его более продвинутый вариант

Blower Bentley

Bentley 6,5 Litre
и знаменитая «стремительная шестёрка»

Bentley 6,5 Litre Speed Six

В июне 1930-го экипаж Вульфа Барнато и Глена Кидсона одерживает победу на гонках в Ле-Мане, другой Speed Six приходит вторым. На этом гребне успеха Уолтер Бентли решает завершить спортивную карьеру своих автомобилей. Барнато потерял интерес к автогонкам, это увлечение принесло ему слишком серьёзные убытки. 1930 год стал последним, когда Бентли делал Bentley. Уолтер распродал почти всё имущество, в том числе и личный автомобиль, в попытке выправить отчаянное положение компании.

Неизвестно, чем руководствовался Генри Ройс, когда решил купить Bentley Motors Ltd. Возможно, он просто не хотел, чтобы компания досталась конкурентам. Впрочем, есть версия, что владелец Rolls-Royce симпатизировал Уолтеру Бентли, талантливому гонщику и создателю лучших машин своего времени, который, к сожалению, никогда не умел вести финансовые дела. В конце концов именно Rolls-Royce оплатил огромные долги компании. По условиям сделки Уолтер вышел из состава совета директоров, но согласился заключить пятилетний контракт, став инженером-конструктором. Впрочем, в 1935 году он не стал продлевать его и ушёл в компанию Lagonda.
В истории Bentley началась совсем другая эпоха.

Интуиция и трудолюбие основателя компании Bentley в истории марки

Компанию Bentley Motors можно смело назвать одной из наиболее дорогостоящих, люксовых и изысканных английских автомобильных марок и в полной мере это заслуга ее создателя.

Как все начиналось

Уолтер Оуэн Бентли, ставший основателем легендарной компании Bentley, был рожден в многодетной семье. С самого детства он страстно увлекался техникой. Впоследствии современники отмечали, что Уолтер всегда интуитивно чувствовал, как будет вести себя на практике то или другое инженерное решение. Но на одном только интуитивном чутье механиком не станешь, а потому шестнадцатилетний Бентли поступает в Донкастер на должность помощника на фабрике локомотивов, а после в лондонский Королевский колледж, где изучает инженерную теорию.

Фанатичное увлечение паровозами и железными дорогами Уолтер сохранил на всю жизнь, но благодаря еще одному хобби талантливого юноши - мотоциклам Уолтер, совместно со своим братом Горацием, начинает брать участие в гонках и ралли. Поняв, что автобизнес является идеальным сочетанием технической составляющей, карьеры и прибыли, братья Бентли приобретают лицензию на реализацию французских авто DPF и открывают в Лондоне фирму Bentley&Bentley. Уолтер придумал отличный маркетинговый ход для своих автомобилей - если авто выигрывает в ралли, оно в дальнейшем отлично продается.

В 2012 г. в соревнованиях на десяти кругах 2-литровый DPF Bentley поставил рекорд скорости в 66,8 миль в час среди авто с аналогичным объемом двигателя. Через год, благодаря применению легких металлов для создания поршней авиамоторов собственной конструкции, Уолтер побил свой прошлогодний рекорд, разогнавшись до 82 миль в час. После этого о фамилии Бентли заговорили во всех кругах английских промышленников. Изобретенные Бентли легкосплавные поршни совершили революцию не только в автомобилестроении, но и в большей части в авиастроении. Авиация принесла Уолтеру не только репутацию, но и деньги на разработку новых проектов.

Начало деятельности Bentley Motors

В 1918 году Бентли решает начать выпускать собственные автомобили, которые будут не просто быстрыми, а совершенными. Для этого он создает компанию Bentley Motors, которая уже в 1919 году выпускает своего легендарного первенца - Bentley 3L. Под капотом авто был установлен 4-цилиндровый агрегат, развивающий мощность в 65 «лошадок». Каждый цилиндр оснащался четырьмя клапанами и двумя свечами. Распределительный вал находился вверху, а цилиндры располагались по разные стороны. Компания самостоятельно не занималась выпуском кузовов своих авто, предпочитая заказывать их в кузовных ателье.

Осенью 1919 года новинка дебютировала на автовыставке в Лондоне, а в продажу авто вышло только через два года. Примечательно, что на Bentley 3L предлагался беспрецедентный по тем временам пятилетний гарантийный срок. Нельзя сказать, что новинка была очень популярна, ведь между Bentley 3L и рядовым автолюбителем стояла чрезвычайно высокая, хоть и оправданная цена. Bentley Motors выпускала эту модель почти без доработок до 1929 года. Также к 3-хлитровому «Бентли» добавилось еще несколько других моделей с парящей над радиаторной решеткой буквой «В». Новинки были еще более дорогостоящими и по-прежнему с аскетичными салонами.

В 1925 году вышел Bentley Big Six, который был очень похож внешне с «первенцем» компании. Авто оснащалось шестицилиндровым 147-сильным двигателем, объемом 6,597 л. В 1927 году разработчики оснастили Bentley 3L 4,5-литровым агрегатом, что позволило попасть модели в число наиболее быстрых и мощных на то время авто.

Трудности и успехи в истории Bentley Motors

Следует отметить, что Уолтера Бентли нисколько не волновал дизайн своих моделей. Его задачей было создавать крепкие автомобили, которые будут победителями гонок, а потому акцент делался на техническую составляющую. Победы в автогонках обеспечивали неплохую рекламу и привлекали клиентов, но, тем не менее, больших продаж у компании не было. К 1931 году Bentley Motors выпустила немного более чем 3 тыс. авто, из которых большую долю занимала модель Benltey 3L. Фирма балансировала на грани между прибылью и убытками, а в начале 30-х годов для компании наступили «мрачные времена».

Кризис настиг Bentley после провального производства дорогостоящей модели Bentley 8L. В условиях жесточайшей конкуренции и снижения спроса на дорогостоящие машины, авто компании Bentley стали не интересны даже постоянным покупателям.

Ослабевшую фирму в 1931 году прибрал к рукам могущественный концерн Rolls Royce. После чего марка начала потихоньку наращивать производственную мощь. С Уолтером Бентли заключили контракт на 4 года, по истечению которого он все же покинул компанию. С того времени история марки пошла по другой дороге. Руководители Rolls-Royce приняли решение больше не участвовать в автогонках, но при этом сохранить спортивную составляющую бренда Bentley. Для этих целей модели Bentley стали позиционироваться как авто для состоятельных автомобилистов, которым не требуется личный шофер.

Под управлением Rolls Royce вышла первая модель Bentley 3,5L, которая дала начало модельному ряду SS Cars, что означает «тихое, спортивное авто». Новинка была оснащена 6-цилиндровым мотором объемом 3,699 л, который позволял автомобилю разгоняться до 150 км/ч. Похожая модель под названием Bentley 4,5L начала выпускаться с 1936 г.

Но в дальнейшем Bentley Motors ушел в тень своего владельца и хоть авто компании находили почитателей по всему миру, но, по сути, были «клонированными» моделями Rolls-Royce, хоть и со спортивными характеристиками, а также по более доступной цене. Bentley стали автомобилями для тех, кто хочет ездить быстро, но с комфортом.

1965 год ознаменовался появлением марки Bentley Т, которая дала старт созданию авто с турбированными двигателями. Последующие полтора десятилетия компания под новой торговой маркой выпускает седаны из серии Turbo R и Mulsanne.

В 1980 году Rolls-Royce Motors Ltd приобретает компания Vikers, после чего Bentley потихоньку возрождается. С этого времени и начинает формироваться современная модельная гамма компании.

Последующая история марки богата и на знаменательные события и на знаменательные модели. В 1998 году Volkswagen и BMW подписали соглашение о «дележке наследства» Rolls-Royce, в итоге с конца 2012 года правами на торговый бренд Bentley стал владеть немецкий автомобильный концерн Volkswagen, которому детище Уолтера Бентли принадлежит и ныне. В тот период многие сомневались в удачном для марки Bentley результате этого соглашения, но сегодня все сомнения развеялись. Bentley занял прочную позицию в элитном сегменте премиум-автомобилей и невзирая на далеко не самые благоприятные тенденции в этой нише, продажи компании продолжают неуклонно расти. Иногда складывается впечатление, что Уолтер Оуэн Бентли незримо оберегает марку «Бентли» от различных рыночных неурядиц и привлекают к ней новых поклонников.

БЕНТЛИ (Bentley) Уолтер Оуэн (1888-1971), английский пионер автомобилестроения.
Родился 16 сентября 1888 г. в Лондоне в семье, где кроме него было еще 8 человек. Свой трудовой путь начал на железной дороге. В начале работал подмастерьем в депо Большой Северобританской железной дороги, затем кочегаром на паровозе "Атлантик", но вскоре увлекся гонками на мотоциклах, и затем занялся продажей французских автомобилей в Лондоне.
После окончания Клифтоновского колледжа Уолтер получил квалификацию инженера и участвовал в проектировании авиационных двигателей. Но его страстью были автомобили, а еще точнее гонки. Он даже участвовал в нескольких таких автомобильных гонках. Вероятно, в это время он и задумал создать автомобиль, обладающий хорошими ходовыми качествами и одновременно совмещающий в себе надежность и долговечность дорогих машин.
Он усовершенствовал свой гоночный автомобиль. В 1914 г. поставил на автомобильный мотор поршни из алюминиевого сплава, что оказалось весьма удачным техническим решением. Это доказали победы на гонках в Брукленде, а затем в состязаниях по подъему на холм "Астон Клинтон".
В годы Первой мировой войны Бентли служил в военно-морской авиации, где занимался разработкой и модернизацией самолетных двигателей. Свое изобретение по использованию поршней из алюминиевых сплавов применил в строительстве авиационных двигателей. Это дало известность и материальное благополучие.
Но он мечтал об автомобилях. В 1918 г. Бентли вернулся к автомобилям, а в августе следующего года учредил фирму "Бентли Мотор" с заводом по производству автомобилей в Криклвуде.

Его первая машина, разработанная совместно с Ф. Барджесом и Генри Варлеем, дебютировала на Лондонском автосалоне 1919 г. под индексом "3L". Она имела четырехцилиндровый двигателем объемом 3 литра и сразу же стала "шлягером" автомобильной промышленности. Бентли давал на этот автомобиль беспрецедентную для тех времен гарантию в 5 лет. Объем сбыта автомашин увеличивался, и Бентли выпускал уже восемь штук еженедельно.
Все автомобили марки "Бентли" отличались высоким качеством, комфортом, надежностью и на равных конкурировали со знаменитыми "Роллс-Ройс".
Но самой сильной страстью в жизни Уолтера Бентли все же оставались автомобильные гонки. Его автомобили, начиная с 1923 г., регулярно участвовали в автосоревнования. В том же 1923 г. во французском городе Ле-Мане в течение 24-часовых состязаниях автомобиль "Бентли" был четвертым. Годом позже "Бентли" был уже первым. После 1927 г. последовала непрерывная серия побед, вплоть до 1930 г. Автомобили "Бентли" с крылатым "В" на радиаторе, казалось, были непобедимыми. Но разразился экономический кризис. Несмотря на большую популярность своих моделей, фирма оказалась в затруднительном финансовом положении.
Промышленный кризис вынудил его объявить в 1931 г. банкротство фирмы. Кроме завода Бентли потерял все свое имущество, в том числе и свой автомобиль "Бентли". Долги оплатила фирма "Роллс-Ройс" , которая приняла на работу и бывшего конструктора фирмы Бентли на должность демонстратора новых моделей.
В 1935 г. Бентли перешел на фирму "Лагонда", где сконструировал мощный автомобиль с двенадцати цилиндровым двигателем "Лагонда Бентли", ставшим одним из самых выдающихся автомобилей 30-х годов. Скончался Бентли 3 августа 1971 г.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook