Заливаем в раздатку правильное масло. Масло в раздатку — какое и сколько заливать, как проверить уровень и состояние Трансмиссионное масло в раздатку

Раздаточная коробка передач, как и любой механизм, в конструкции которого имеются трущиеся пары, требует периодической замены масла. Поскольку могут значительно отличаться, следует внимательно подойти к выбору трансмиссионной жидкости. Рассмотрим, как осуществляется замена масла в раздатке своими руками.

Классификация масел

Основные виды классификации трансмиссионных масел:

Некоторые производители наряду с API GL и SAE J306 указывают спецификацию MIL, которая лишь показывает соответствие масел требованиям Военного ведомства США.

Как подобрать масло

Трансмиссионку следует подбирать по климатическим условиям, в которых используется автомобиль. Если в регионе эксплуатации температура часто опускается ниже -30ºС, то рекомендованы масла с низкотемпературным показателем 70W (75W также допустим, но в особенно лютые морозы масло до прогрева будет излишне густым). В областях, где указанный температурный барьер недостижим, следует использовать 75W. Для регионов с умеренным климатом подойдет и 80W. Что касается высокотемпературного показателя по SAE, то для гражданских внедорожников и легковых автомобилей вполне подойдут значения: 80,90 (к примеру, 75W90).

Если вы хотите своими руками заменить масло раздатки, то информацию о необходимых допусках, спецификациях, заправочном объеме можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации вашей модели авто (либо сходных машинах, на которых устанавливается такой же тип раздаточной коробки).

Влияние компоновки узлов трансмиссии

Тип трансмиссионной жидкости будет зависеть не только от конструкции раздаточной коробки, но и от связки двигатель-трансмиссия. В полностью механических раздатках, у которых принцип работы сводится к перемещению скользящих муфт и изменению комбинации вращающихся шестеренок, используется простое трансмиссионное масло – API GL 4/5. Оно же заливается и в механические коробки передач, дифференциалы ведущих мостов. Но если такой же архаичный тип раздаточной коробки установлен в паре с АКПП, то вместо обычного масла следует использовать трансмиссионную жидкость для автоматических коробок передач – ATF.

Учтите, что поступать наоборот – заливать при замене в коробку автомат трансмиссионку, категорически запрещено!

Обусловлено такое требование тем, что КПП и раздатка имеют общий вал, через который и передается крутящий момент от коробки передач к ведущим осям автомобиля. Чтобы в случае износа сальника, смешивание не привело к вспениванию, загустению или образованию эмульсии, в случае замены рекомендуется в обоих узлах использовать один класс технических жидкостей. Такое же требование выдвигается и для автомобилей с МКПП, где раздатка крепится непосредственно к корпусу коробки передач.

В каких раздатках обязательно использование ATF

Использование ATF обязательно в раздаточных коробках, устройство которых предполагает блокировку межосевого дифференциала или подключение одного из ведущих приводов пакетами фрикционов. В раздатках систем TOD (Torque-on-demand), муфтах Haldex масло выполняет не только смазывающе-охлаждающую функцию, но и используется в качестве рабочей жидкости.

Каждый производитель новомодных раздаточных коробок рекомендует оригинальную жидкость ATF. Если вы покупаете аналог, то важно, чтобы продукт соответствовал допускам завода изготовителя. Общепризнанная классификация трансмиссионных жидкостей носит название Dexron. За неимением оригинальной продукции масло в раздатке можно заменить на Dexron IV Service Fill, Dexron V или Dexron VI, но обязательно следует придерживаться рекомендаций завода-изготовителя по допускам и спецификациям.

Сроки замены

Менять масло в механической раздаточной коробке передаче необходимо примерно раз в 100 тыс. км пробега. Необходимо учитывать, что ресурс сильно зависит от условий эксплуатации. Если автомобиль часто используется в условиях тяжелого бездорожья, пыльных дорог, сроки замены желательно сократить на 1/3. Сопоставимый ресурс и трансмиссионки редуктора заднего моста.

Учтите, что масло обязательно следует заменить, если вы преодолевали брод, уровень воды в котором выше расположения сапуна раздаточной коробки.

Для электронных раздаток средняя периодичность замены – 60-70 тыс. км. Также условия эксплуатации влияют и на интервалы обслуживания раздаток с электрогидравлическим приводом блокировок. Частая езда в скольжении, преодоление бездорожья ускоряют окисление масла, загрязнение продуктами износа фрикционных дисков.

Простой метод проверки

Визуальный контроль консистенции, наличия эмульсии можно оценить, выкрутив заливную пробку. Воспользуйтесь шприцом с подходящей по диаметру трубкой для забора из раздатки небольшого количества старого масла.

  • Замена масла в раздатке должна быть осуществлена в течение 10-15 минут после поездки продолжительность хотя бы 5-10 км. В процесс работы масло нагревается и становится жиже, из-за чего лучше сливается.
  • На большинстве автомобилей сливные и заливные отверстия выполнены под «квадрат», поэтому для откручивания потребуется лишь трещетка либо вороток соответствующей размерности. Разумеется, это при условии, что днище не прикрыто пыльником, который перед заменой нужно будет демонтировать.
  • Из сопутствующего инструмента, скорее всего, потребуется гидравлический шприц для технических жидкостей. В некоторых авто использование тары с «носиком» позволяет произвести замену и без шприца.
  • На большинстве раздаточных коробок считается нормальным, когда уровень немногим ниже (5-10 мм) заливного отверстия. Определить фактическое количество залитого масла можно пальцем либо отрезком изогнутой проволокой. Чтобы ускорить процесс самостоятельной замены, заливать масло можно до того момента, пока оно не потечет из отверстия для контроля уровня – этим вы нисколько не навредите раздатке или заднему мосту.

Руководство по самостоятельной замене

Инструкция по замене своими руками масла раздатки на ВАЗ – 2121 «Нива».


На видео вы можете посмотреть, насколько проста замена масла в раздатке как на ВАЗ 2121 (2131, 4х4), так и на VW Touareg.

Трансмиссионное масло - техническая жидкость, использующаяся для защиты механизма коробки переключения передач, раздатки и ведущих мостов от износа.

Она образует на трущихся деталях устойчивую пленку, которая препятствует разрушению деталей в процессе трения.

Масло получают в процессе очистки и переработки нефтепродуктов с добавлением различных присадок, которые улучшают смазывающие свойства и не допускают разрушения защитной пленки.

Периодичность замены

В сервисной книжке указано, что масло в раздаточной коробке, КПП и мостах следует менять при первом, четвертом и восьмом ТО. Это соответствует пробегу 2000, 45000 и 105000 км. После этого трансмиссионка меняется через 45000 км.

Важно: срок службы масла зависит от условий эксплуатации. Если машина много ездит по бездорожью или используется в климате с большими температурными перепадами, замена смазки должна выполняться чаще.

Периодичность замены не связана с сезонностью. Трансмиссионку не надо менять в преддверии лета или зимы.

Какое масло заливать?

Смазочные материалы состоят из базы (основы) и присадок. Их химические и физические свойства зависят от состава и происхождения этих компонентов.

По способу изготовления основы трансмиссионка делится на три вида:

Синтетическое трансмиссионное масло отличается от минерального и полусинтетического тем, что его вязкость меньше меняется при изменении температуры. Это уменьшает износ деталей трансмиссии при зимней эксплуатации Нивы Шевроле. Зато «синтетика», за счет большей текучести, легче просачивается через изношенные сальники КПП.

Однако главная характеристика смазки - вязкость. Именно она указывается в инструкции по эксплуатации. Компания-производитель рекомендует заливать следующие сорта трансмиссионные масла (по SAE):

  • Раздаточная коробка и КПП - 75W-90, 80W-85, 80W-90.
  • Ведущие мосты (передний и задний) - 80W-90, 85W90.

Важно: заливать в коробку переключения передач трансмиссионку популярного стандарта качества API GL-5 не допускается. Сернисто-фосфорные и противозадирные добавки, которые входят в его состав, нарушают работу синхронизаторов.

Поэтому в КПП нужно лить API GL4 и GL4/GL5, а в мосты и раздатку - GL4/GL5 и GL5.

На рынке представлены десятки брендов трансмиссионного масла. Самые известные из импортных - Castrol, Liqui Moly, Mobile, Shell, из отечественных - Лукойл и Роснефть.

Цены на литровую бутылку начинаются от 400 рублей.

Компания Лукойл - официальный партнер АвтоВАЗ. Именно этот бренд полусинтетики заливают в трансмиссию при производстве Нивы Шевроле.

Замена масла в узлах трансмиссии

Перед началом работ необходимо запастись достаточным количеством трансмиссионки.

Каждый из агрегатов вмещает соответствующий объем:

  • КПП — 1,6 л;
  • Раздаточная коробка - 0,79 л;
  • Передний и задний мост - 1,15 и 1,3 литров соответственно.

Можно сразу купить 5 литров трансмиссионки 80W-90, соответствующей стандарту качества GL4/GL5. Оно подойдет для всех агрегатов трансмиссии.

Также необходимо запастись промывочным маслом, которое позволяет избавиться от продуктов окисления и распада компонентов смазки.

Замена масла в КПП

Для проведения работ понадобятся:

Замена трансмиссионки выполняется на эстакаде либо смотровой яме. Иначе будет сложно добраться к сливной пробке на КПП. Порядок операций:

  • Прогрейте двигатель до рабочей температуры. В этом случае масло будет обладать должной текучестью и полностью сольется из картера.
  • Подставьте емкость для сбора отработки под сливное отверстие КПП.
  • Тряпкой очистите области вокруг сливной и заливной пробок.
  • Ключом на 17 открутите пробку для залива масла. Это позволит воздуху поступать в корпус КПП.
  • Шестигранником открутите сливную пробку.
  • Дождитесь, пока вся трансмиссионка вытечет из картера.
  • С помощью тряпки очистите стружку с магнитной пробки сливного отверстия.
  • Залейте литр промывочного масла.
  • Заведите мотор и дайте ему поработать 3-5 минут. В это время можно переключать передачи, выжав сцепление.
  • Заглушите двигатель и слейте промывочное масло.
  • Закрутите пробку сливного отверстия.
  • Через воронку залейте новую трасмиссионку в сливное отверстие.
  • Закрутите заливную пробку.
  • Заведите двигатель и дайте ему поработать 5 минут.
  • Заглушите мотор и проверьте уровень масла. При необходимости долейте трансмиссионку.

Видео-инструкция по замене масла в КПП Шнивы:

Замена масла в раздатке

Кроме ключей, тряпки и емкости для отработки, перечисленных в предыдущем разделе, вам понадобится заправочный шприц. Масло в раздатке меняется при прогретом двигателе. Не нужно менять трансмиссионку на уличной эстакаде в мороз - жидкость быстро остынет, загустеет и не полностью сольется из раздатки.

Порядок замены:

Замена масла в мостах Нивы Шевроле

Учитывая расположение заливных отверстий, откручивать пробку нужно торцовой головкой с воротком, а не обычным ключом. В остальном набор требуемых инструментов и материалов тот же, что нужен для замены масла в раздатке:

  • 3 литра трансмиссионного масла;
  • шестигранник на 12;
  • тряпка;
  • заправочный шприц;
  • емкость для отработки.

Процедура замены трансмиссионки в переднем и заднем мостах выглядит так:

Замена трансмиссионного масла не требует специальных навыков и умений. Выполнить эту операцию может даже начинающий водитель, не имеющий опыта ремонта авто. Нужно лишь придерживаться вышеописанной инструкции и обязательно заливать трансмиссионку соответствующей вязкости и качества.

Каждый механизм транспортного средства, в котором имеются трущиеся детали (в число которых входит раздаточная коробка), нуждаются в (и соответственно, его регулярной замене для беспроблемного передвижения).

Отметим, что как устройство, так и способ работы «раздаток» могут между собой значительно отличаться, следовательно, к выбору смазочного материала необходимо подходить очень тщательно, желательно предварительно изучив схему работы раздаточной коробки своего авто.

В данной статье рассмотрим, какие бывают масла и к каким раздаточным коробкам перемены скоростей они подходят.

Замена трансмиссионного масла должна производиться каждые сто тысяч километров пробега транспортного средства.

Важно! Ресурс во многом зависит от условий эксплуатации. Если вы часто передвигаетесь в пыльной местности и по бездорожью, тогда, замену нужно производить чаще (один раз в 4 месяца). Также возьмите себе на заметку, если вы преодолевали брод, где уровень воды был выше сапунов, тогда заменит масло необходимо максимально быстро.

Электронные «раздатки» нуждаются в замене смазочного материала каждые 70 тысяч километров пробега.


Отметим, что частое передвижение по бездорожью, при скольжении и иных «препятствиях» нормальному движению, негативно влияют на уровень окисление масла, а также приводят к износу фрикционных дисков.

Как выбрать

На сегодняшний день существует два вида смазочных масел для «раздатки»: ATF жидкость и трансмиссионное масло в раздаточную коробку. Как правило, в те транспортные средства, на которых установлена , нужно заливать – трансмиссонку, а в те, где есть АКПП – ATF.

Отметим, что для современных транспортных средств, производители рекомендуют заливать трансмиссионные масла класса GL-5. Они замечательно справляются с защитой гипоидных передач, а также хорошо справляются во время передвижения по (ибо, имеют в своем составе противоударные присадки).

Также важную роль в выборе смазки для раздатки отыгрывает её вязкость. Возьмём, к примеру, значение «80W90»:

  • W – это значит, что материал всесезонен;
  • 80 – значения уровня вязкости при низких температурных режимах;
  • 90 – вязкость при высоких температурах.

Если вашей машине подходит ATF жидкость, тогда рекомендовано покупать оригинальные материалы, которые рекомендует производитель. В крайнем случае подойдёт аналог, который имеет в своем составе все необходимые допуски.

Какое масло и сколько заливать

Следует разделить смазочные трансмиссионные материалы на несколько квалификаций, а именно:

  • SAE J306 – классификация, касательно вязкости. Этот показатель говорит о вязкости (а именно о том, как она будет реагировать на сильные морозы или жару). Стоит сказать, что смазки под подобным обозначением являются всесезонными.
  • API GL – этот показатель гласит об разделении смазочных материалов для раздаточной коробки по качеству. Показатели различаются между собой уровнем работоспособности, уровнем противопенных, антиокислительных, а также противоизносных присадок. Масла API GL 3 подходят для полноприводных транспортных средств. API GL 4 – отлично совместим с раздаточными коробками, установленными на следующих ТЗ УАЗ, НИВА, Opel Frontera, Mitsubishi Pajero II, Toyota Land Cruiser 90. Лидерами по качеству считаются API GL 5 – именно они наилучшим образом подходят для самых новых ТЗ.

Как подобрать

Трансмиссионное масло для раздаточной коробки своего транспортного средства стоит подбирать, исходя из климатических условий, где эксплуатируется авто. Если в вашем регионе зачастую температура воздуха снижается больше – 30 градусов Цельсия, тогда рекомендовано обратить свое внимание на смазки 70-75W (последний показатель подходит для очень лютых морозов).


Для регионов с умеренным климатом подойдёт смазка с обозначением 80W. Если же вы постоянно находитесь в регионе, где радуют высокие температуры, тогда обратите своё внимание на смазку 75W90.

Ну что же, теперь вам известно, какое именно масло нужно подбирать и что оно собой представляет. Мы сделали всевозможное, а также провели собственные расследования с целью определить для различных транспортных средств.

На будущее пожелаем вам быть максимально осторожными и, владея определёнными знаниями, доверять исключительно себе, а не продавцам (которые, как правило, отличаются многословием и даром переубеждать людей). Доверяйте только себе!


Очень надеемся, что данная статья была полезной для вас и позволила сделать определённые выводы. Желаем вам удачных покупок и счастливых путешествий!

Раздаточная коробка, как и любой агрегат с парами трения, нуждается в периодической замене смазочного материала. Ввиду того, что устройство и принцип работы данного узла может различаться в зависимости от модели, масло в раздатку следует выбирать особенно внимательно.

Что такое раздаточная коробка?

Раздаточная коробка – неотъемлемая часть полноприводного автомобиля. Она предназначена для распределения крутящего момента по осям автомобиля, а также для увеличения крутящего момента при движении по бездорожью и плохим дорогам.

В зависимости от того, какая система полного привода установлена на автомобиле, различается конструкция раздаточной коробки. Тем не менее в каждой из них есть общие элементы:

  • Валы привода передней и задней оси
  • Цепная/зубчатая и понижающая передачи
  • Межосевой дифференциал с механизмом блокировки
  • Ведущий вал

Ведущий вал служит для передачи крутящего момента от КПП к раздаточной коробке. Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент между мостами и позволяет им вращаться с разными угловыми скоростями. Такой узел может быть симметричным (распределяет момент поровну) и несимметричным (распределяем в определенном соотношении).

В автомобилях, где полный привод подключается автоматически или вручную, межосевой дифференциал, как правило, не устанавливается.

Полностью реализовать полноприводные возможности позволяет блокировка межосевого дифференциала. Под ней подразумевается частичное или полное отключение дифференциала, которое обеспечивает жесткое соединение переднего и заднего моста между собой. Осуществляться блокировка может как вручную, так и автоматически.

Ручное отключение производится при помощи гидравлического, механического, электрического или пневматического привода. Сегодня в качестве механизмов автоматической блокировки применяются вязкостная муфта (вискомуфта), самоблокирующийся дифференциал Torsen и многодисковая фрикционная муфта. Существуют конструкции, где предусмотрены оба этих варианта.

Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочки, а также цепи. Она служит для передачи крутящего момента от задней оси к передней. Вместо цепного привода в раздатке также может использоваться зубчатая цилиндрическая передача. Конический редуктор, как правило, устанавливается, если система полного привода подключается автоматически.

Понижающая передача увеличивает крутящий момент при езде по бездорожью и плохим дорогам. Она устанавливается на отдельные конструкции раздаток внедорожных автомобилей. Современные транспортные средства оснащены планетарным редуктором.

Когда нужно менять масло в раздатке?

Не все автовладельцы знают, но мосты и раздаточная коробка нуждаются в периодическом обновлении смазочного материала. В процессе эксплуатации масло загрязняется продуктами механического износа, что со временем приводит к абразивному истиранию поверхностей и выходу из строя раздатки.

При периодической проверке состояния смазочной жидкости можно достаточно точно определить, в каком состоянии она находится и нужна ли замена на более свежий материал. Также при обычном визуальном осмотре можно обнаружить подтеки масла.

Замена масла в раздаточной коробке должна производиться строго по регламенту, установленному производителем. Обычно он составляет около 20-40 тыс. км пробега. При регулярной проверке и замене смазочной жидкости раздатка может прослужить достаточно долго.

Некоторые автопроизводители утверждают, что масло в раздатке заливается на весь срок службы. Данное заявление истинно только в том случае, если вы планируете через 3-5 лет сдать транспортное средство в утиль и купить новое. Поэтому даже в таких автомобилях следует менять масло, иначе можно попасть на дорогостоящий ремонт или еще более дорогостоящую замену раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла в раздаточной коробке?

Для проверки уровня и состояния масла для раздаточной коробки смотровые окна не предусмотрены, поэтому контроль и замену можно осуществить лишь через заливное отверстие.

Перед проверкой автомобиль необходимо поставить на ровную поверхность и демонтировать заливной, либо при наличии – контрольный болт. Обычно они откручиваются четырех или шестигранными ключами, или обычными гаечными.

Нормальный уровень масла – чуть ниже контрольного или заливного отверстия. Необходимость замены определяется визуально. Для этого небольшое количество масла нужно набрать шприцем с гибкой трубкой. Если масло мутное, черное и содержит следы выработки – его следует заменить.

Как подобрать масло?

В раздаточную коробку заливается трансмиссионное масло. Оно подбирается исходя из климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

Для таких жидкостей существует две основных классификации: SAE J306 и API GL.

SAE J306 - это классификация смазочных жидкостей для ведущих мостов, раздаточных коробок и механических коробок передач по вязкости. Она показывает зависимость вязкости масла от изменения температуры. Благодаря современным технологиям производства можно смело применять всесезонные масла. Если в названии жидкости присутствует буква W - это означает, что оно всесезонное. Наиболее распространены масла 75W-90, 80W-90, 75W-85. Первое число обозначает вязкость при низкой температуре, а второе – при высокой.

Классификация API GL разделяет масла по классам качества, которое зависит от основных эксплуатационных свойств составов. Эти классы определяются тем, как работают противопенные, противоизносные, антиокислительные присадки и ингибиторы коррозии. Минимальный класс жидкостей, которые можно использовать в раздаточных коробках – API GL-3. Масла API GL-4 подходят для раздаток большинства иномарок и всех отечественных автомобилей. Для гипоидных передач, ведущих мостов и раздаточных коробок современных легковых транспортных средств предназначены жидкости API GL-5.

Если в зимнее время года температура опускается ниже -30 °С, рекомендуется использовать масла 70W. Жидкости с низкотемпературным показателем 75W тоже можно заливать, но при очень низких температурах оно будет слишком густым. В умеренных широтах можно заливать масла 75W и 80W. Рассматривая высокотемпературный показатель, для гражданских внедорожников и легковушек подойдут масла 80 и 90, например 75W-90.

Процесс замены масла в раздатке

Замена масла в раздатке – процедура не сложная. Тем не менее она требует аккуратности. Рассмотрим данную процедуру на примере автомобиля Suzuki Grand Vitara.

Для начала вам следует найти эстакаду или яму. Так вы сможете без особых проблем подобраться к картеру коробки, который расположен практически посередине транспортного средства.

Затем нужно прогреть автомобиль до рабочих температур, после чего заглушить его. При помощи шестигранного ключа открутите сливную пробку масляного картера раздатки и слейте отработанную жидкость в заранее подготовленную тару.

Как только масло слилось пробку можно закрутить обратно. Но перед этим ее рекомендуется промазать герметиком, чтобы исключить вероятность утечки. Затягивать крышку следует плотно, но не прилагая чрезмерных усилий, так как можно сорвать резьбу.

Далее следует открутить заливную пробку и через отверстие залить требуемое количество трансмиссионной жидкости. В кроссовер Suzuki потребуется 1,6 литра масла. Здесь рекомендовано Motul Gear 300 SAE 75W-90. Заливать масло удобно при помощи заправочного шприца. Затем заливная пробка промазывается герметиком и устанавливается на штатное место.

Вот и все. На этом процедура замены масла в раздаточной коробке завершена.

Помните, что приведенная схема замены масла в раздаточной коробке не универсальная. Для разных автомобилей этот процесс может различаться.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook