В бараках, выбежавший на дорогу лось, чуть не спровоцировал аварию. Как не сбить лося и что делать, если все же его сбили? Почему лоси выбегают на дорогу

Сбил лося! Сколько и кому платить? Можно ли забрать тушу?

Лось — это спокойное травоядное животное. Живет в лесу, питается корой, мхом, ощупывает кустарники и ветви деревьев. У лося очень миролюбивый характер. Если его не пугать и не дразнить, он никогда не станет нападать на человека первым. Но встретить его на трассе смертельно опасно.

Дело в том, что лось весит 500 кг, а его центр масс расположен выше капота легковой машины. Поэтому при наезде высокая вероятность, что туша пробьет лобовуху и влетит в салон. Такой случай произошел в Кировской области.

На загородной трассе Лада сбила лося. Обратите внимание на повреждения, передняя часть машины цела, а весь удар пришелся на пассажирский салон. Туша пробила стекло и убила 37-летнюю женщину, которая сидела на переднем сидение. А эта авария произошла в Череповце. Лось влетел в салон чёрного Chevrolet. Но повезло, что на пассажирском сидении никого не было, поэтому никто из людей не пострадал. Лобовое стекло и крыша – не самые крепкие части машины. Лось своей массой и легко пробивает их. Подушки безопасности и ремни в таких случаях не спасают.

Почему лоси выходят на дорогу?

Загородные лесные трассы часто проходят через среду обитания лосей и пересекают их миграционные тропы. Зимой дорога становится еще более привлекательной. Вдоль трассы перемещаться комфортнее, чем по лесу, который завален глубоким снегом. Вдобавок к этому дорогу посыпают реагентом. Он содержит много соли, которую очень любят лоси. Она нужна им в больших количествах, чтобы организм нормально функционировал. В природе лоси ищут соль в других местах, например на реках и болотах.

Но зимой проще слизать ее с трассы, где она просто лежит на поверхности.

А осенью у лосей брачный период, который называется «гон». Животные становятся возбужденными и агрессивными. Самцы устраивают поединки, которые часто заканчиваются тяжелыми травмами или даже смертью. Поэтому в это время стоит особенно остерегаться появления лосей на трассе.Если лось оказался рядом с дорогой, он очень опасен для водителей. Природа заложила в него поведение, которое помогает выжить в диком лесу, но играет во вред при встрече с машиной. Мир вокруг себя лось воспринимает по звукам. Зрение у него очень слабое и не позволяет заметить машину издалека. А когда она приближается, лось склонен делать резкие движения, что часто приводит к столкновению.

Как не сбить лося?

Избежать аварии с лосем часто невозможно или очень сложно.

Единственный действенный способ — это ехать медленно.

Так у вас будет время среагировать и остановиться, или хотя бы уменьшить последствия, если столкновение неизбежно. Особенно это актуально ночью. Большинство аварий с лосями происходит, когда на трассе темно. Заметить лося и днем непросто, а ночью это становится особенно сложной задачей. Также обращайте внимание на знак «Дикие животные». Им помечают те участки трассы, где животные появляются особенно часто. Поэтому, если вы увидели такой знак, притормозите.

Кто виноват если сбили животное?

В случае аварии виновником будете вы, даже если ехали аккуратно и не превышали скорость, а лось неожиданно бросился прямо под колеса. Закон устроен так, что водитель виноват всегда. Правила обязывают ехать со скоростью, при которой получится среагировать на любую опасность.

Если вы сбили лося, значит, вы ехали слишком быстро, и нужно было ехать медленнее.

Так что не надейтесь, что охотхозяйство или дорожники оплатят вам ремонт машины, потому что допустили, что лось оказался на трассе. Дорожники и государство не отвечают, даже если лось вышел вне зоны действия знака «Дикие животные». Этим знаком помечают особо опасные места, но никто вам не гарантирует, что животное не выйдет из леса в каком-то другом месте. А если серьезно пострадал или погиб кто-то из людей, водителя ждет уголовная ответственность.

Так что можно на ровном месте сесть в тюрьму из-за глупого животного.

Сбил лося, что делать?

Если пострадали люди или нужно оформить документы для , понятно, что нужно вызывать полицию. Но, если нет, и пострадал только лось, с первого взгляда неясно, какой в этом смысл и почему нельзя просто уехать, ведь ремонтировать машину все равно за свой счет. Лось дикий, то есть ничейный и вдобавок есть соблазн заработать на туше.

Ведь лось весит 500 кг, из них мяса где-то 200 кг, а цены на мясо лося начинаются от 500 руб/кг. То есть с туши можно выручить как минимум 100 000 рублей.

Но нужно знать, что делать так незаконно. В лесу не бывает ничейных животных. Все они собственность государства, поэтому водитель обязан не только вызвать полицию, но и заплатить за погибшее животное 80 000 рублей. У каждого животного есть своя цена. Дороже всего обойдется гибрид зубра с бизоном – 180 000 рублей, снежный баран – 100 000 рублей, сибирский горный козел – 80 000 рублей. Есть животные и подешевле. Медведь стоит 60 000 рублей, кабан – 30 000. Если поймают, оплачивать придется даже кротов и бурундуков. Государство оценило каждого из них в 100 рублей.

Полный список зверей можете посмотреть в приказе Министерства природы.

Так что, если водитель сбил лося — он повредил собственность государства. Если он не вызовет полицию и уедет, будет считаться, что он скрылся с места .

Конечно, можно надеяться, что полиция про это не узнает, но нужно знать, что за это грозит и перед тем как уехать взвесить все риски. А если прихватить с собой тушу, все может закончиться еще хуже. Если поймают в охотничьих угодьях с добычей — обвинят в браконьерстве. Наличие туши в машине достаточно для возбуждения уголовного дела. И водителю еще придется постараться убедить суд, что он не браконьер. Если у него не получится, то помимо судимости придется заплатить крупную сумму. В случае браконьерства она гораздо больше 80 000, в зависимости от пола животного и статус леса, возьмут от 240 до 560 тысяч рублей. Так что, как и при любом другом ДТП нужно вызвать сотрудников ДПС. Они оформят аварию и вызовут охотинспектора.

Охотинспектор составить свой протокол о порче охотничьих ресурсов, а потом водителю предъявит счет на 80 000 руб.

Логично подумать, что после этого водитель может забрать душу себе, ведь все документы оформленные государство получит компенсацию. Но нет. Выдавать тушу водителю не положено, ее забирают, проводят ветеринарную экспертизу и после этого обычно утилизируют. Но возможно удастся избежать выплаты 80 000. Водитель обязан иметь страховой полис , по нему выплачиваются компенсации потерпевшему в случае ДТП, если водитель виновник. В данном случае потерпевший — это государство, которому нанесен материальный ущерб. Поэтому 80 000 должна заплатить страховая компания, но судебная практика по таким делам неоднозначна. Скорее всего, придётся посудиться, чтобы добиться своего.

Лось остался жив, что делать?

Если лось не пострадал и убежал обратно в лес это не считается ущербом. Если не нужно оформлять ДТП для компенсации по КАСКО, можно спокойно уехать. Но если лось ранен серьёзно и не может встать, нужно вызывать полицию и оформлять бумаги. И не подходите к покалеченному животному, в таком состоянии оно очень опасно. Скорее всего, егерям придется его добить, потому что помочь ему уже нельзя.

Какие еще звери выбегают на дорогу?

На дорогу может выбежать медведь, может выбежать косуля. В Австралии под колеса постоянно бросаются кенгуру. Но ни кенгуру, ни косули не сравнятся с лосями по степени опасности. И многим странам повезло, что у них нет лосей. В Западной Европе их нет, они водятся практически на всей территории нашей страны и в странах Скандинавии. В континентальной части США они есть только в северных районах, так что большая часть американцев никогда не увидят лося на дороге.

Как пытаются защитить людей?

Это специальный краш-тест, который имитирует столкновение с лосем. Специалисты изготавливают вот такой манекен и сбивают его машиной. После этого они смотрят на повреждения и пытаются понять, как сделать машину безопаснее. Но такой краш-тест не обязателен для всех выпускаемых машин, а к проблеме пытаются подойти с другой стороны: не уменьшать последствия от аварии, а не допускать такие аварии вообще.

И самый действенный способ — это оградить трассу забором.

Статистика показывает, что он снижает количество аварий до минимума. Но у этого метода есть недостаток – нарушается привычная среда обитания животных. Они не могут перейти с одной стороны дороги на другую. Поэтому заборы нужно использовать в сочетании со специальными переходами, которые называются «экодуками».

Экодук — это широкий мост, который строят на месте естественной миграционной тропы.

Животные могут перейти только по нему, так как сама дорога огорожена забором. Экодук покрывают грунтом и деревьями, поэтому звери чувствуют себя естественно и не боятся им пользоваться. В России такой переход пока только один, его построили в Калужской области в 2016 году. На нём высадили ели, а по краям огородили шумозащитными экранами. Внедрять это массово пока что не получается, потому что такие проекты требуют огромных инвестиций. Даже простой забор-сетка стоит очень дорого, если кинуть его на сотни километров. А экодук — это вообще капитальное строительство, которое стоит очень дорого.

Выводы

Если вы едете по лесной трассе, будьте готовы к появлению лося. Двигайтесь медленнее, чем позволяет дорога, особенно, если есть знак «дикие животные» или в темное время суток. Так вы дадите себе время, чтобы остановиться или хотя бы сможете уменьшить последствия.

Порой нам кажется, что знак 1.27 (Дикие животные) стоит на дороге просто так и никаких диких животных там уже давно нет. Да и вообще, для человека, выбирающегося из мегаполиса несколько раз в год, и то на дачу, дикие животные становятся уже диковинкой, вероятность повстречаться с которой крайне низка. Тем не менее, лось на дороге не такая уже и редкость, даже совсем рядом с городом. Особенно это важно учитывать осенью, когда у лосей начинается осенний гон и они ломятся, не разбирая дороги, независимо от возникших преград, будь то густые заросли леса или автомагистраль.

Опасность встречи с лосем на дороге вполне очевидна, как для людей, так и для самого животного. После столкновения с автомобилем, вероятность выжить у лося крайне низка. В то же время люди, находящиеся в салоне автомобиля, рискуют не сильно меньше, а даже больше. Ведь представьте, что такое на скорости получить удар в лоб туши массой более 400 килограмм. И хорошо, если машина повыше (внедорожник или микроавтобус) и удар придётся в район радиатора. А если это обычная легковушка, то лось может влететь в салон через стекло и нанести серьёзные увечья водителю и пассажирами.

Самое плохое, что лось на дороге появляется внезапно. Он не стоит и не думает, перебегать её или нет, а просто летит на полном ходу, видя перед собой какую-то свою цель и ничего кроме. Единственно, что вы можете предпринять для предотвращения столкновения с лосем на дороге - это соблюдать скоростной режим и быть предельно внимательным. Под соблюдением скоростного режима здесь подразумевается не просто следовать установленным ограничением скорости, но и делать поправку на время суток, погодные условия и местность, где вы передвигаетесь. Так, например, на большинстве загородных трасс ограничение скорости 90 км/ч, но стоит ли двигаться с такой скоростью, если стоит знак 1.27, вы двигаетесь ночью, идёт дожь или снег, а дорога проходит через густой лес. Конечно же, разумным в такой ситуации будет ехать не с максимально допустимой скоростью, а так, чтобы в случае необходимости можно было предпринять экстренное торможение. К примеру в данной ситуации это 60-70 км/ч.

Что делать, чтобы избежать ДТП с лосем

  • Соблюдать скоростной режим и следить за установленными знаками.
  • Быть предельно внимательным, особенно в тёмное время суток и в условиях плохой видимости.
  • Если заметили какое-то шевеление в кустах на обочине, снижайте скорость и будьте осторожны.
  • Если лось выбежал на дорогу, то не пытайтесь по-быстрому проскочить перед ним. Снизьте скорость до минимума и если животное не собирается уходить, остановитесь.
  • Не сигнальте, не моргайте ему фарами, лось может воспринять это как вызов и напасть на вас.
  • Если ширина дороги позволяет, постарайтесь аккуратно объехать его сзади.
  • Если дорога узкая, то лучше не пытаться объезжать животное, а постарайтесь сдать назад или развернуться и отъехать.

Что делать если сбил лося на дороге

  • В первую очередь, как и в случае любого ДТП, убедиться, что ни вы, ни пассажиры не пострадали.
  • Если есть пострадавшие, то необходимо вызвать скорую помощь.
  • Сообщите о ДТП в ГИБДД. Если у вас есть каско и машина серьёзно повреждена, то получить выплату без вызова ГИБДД вам не удастся. Но здесь есть момент - штраф за сбитое животное, если наезд произошёл в зоне действия знака 1.27. Об этом говорит приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам». За наезд на кабана или дикого северного оленя, предусмотрен штраф в размере 15000 рублей. За сбитого лося 40000 рублей, а зубр или бизон - 90000 рублей. В общем вполне так прилично. Но если уверены, что знака 1.27 не было, то всё это вполне может быть оспорено в суде.

Да и дело даже не в штрафе, само по себе убить или покалечить животное - очень неприятно и любого нормального человека потом будет мучить совесть. Так что будьте предельно внимательны, передвигаясь по загородным трассам помните о возможности внезапного появления на дороге диких животных даже там, где не установлен знак 1.27, ведь звери не по знакам ходят.

Удачи на дорогах! Берегите себя!

Фото 1 Лось стоящий на обочине. Здесь конечно не глубокая темнота, когда тёмное тело лося практически сливается с лесом.
Фото 2 И вот приблизительно, как, эта ситуация выглядит ночью.
Лишь светящиеся глаза, да белые ноги, могут выдать присутствие животного на дороге!
Теперь попробуйте представить, что можно увидеть, если стемнеет ещё больше!


Ярославская область вышла на печальное первое место по столкновению машин с лосями. Гибель лосей и тяжёлые травмы людей однозначны. Сколько таких случаев я не знаю, но сам факт говорит за себя.
Столкновения обычно происходят в ночное время на оживлённых автострадах. Перемещаясь из пункта А в пункт В водители под музыку наслаждаются скоростью своего железного коня и по вполне понятным причинам стараются поскорее преодолеть расстояние. В тот момент они особо не задумываются, что кто-то внезапно может появиться на дороге, ведь рядом нет населённых пунктов, и следовательно не о чем беспокоится.
Здесь и случается непоправимое. Лоси, целый день ожидавшие перехода через дорогу, с наступлением темноты начинают двигаться. В темноте животным кажется, что их не видно, а по сему, они становятся более решительными, но они никак не могут связать светящиеся вдали фары с быстро приближающейся смертельной опасностью. Плохих вариантов, развития событий, несколько:1. Лось близко перебегает дорогу перед быстро едущим авто. Водитель не успевает среагировать, лось не успевает пересечь трассу.2. Лось стоит на обочине в ожидании попытки пересечь трассу. Водитель приближающейся машины, как правило, находится в процессе управления. Скорее всего, в салоне есть пассажиры, с которыми он общается, играет музыка, и никто не видит в темноте стоящего зверя. Даже на блеснувшие, в луче фар глаза, никто не обращает внимания. А лось, животное непредсказуемое, и вот он, при приближении транспортного средства, вдруг шагает на дорогу. Водитель, уже ничего не успевает сделать.3. Лось переходил дорогу и от вида проезжающих машин в растерянности вдруг впадает в ступор и остановливается. Водитель одного из авто посигналив животному, принимает решение не снижая скорости объехать его. И тут лось, испугавшись, бросается под машину.
Нет смысла говорить, что во всех случаях у лося нет ни единого шанса выжить.
У водителя есть, но немного. У его машины тоже.
Как же избежать подобной аварии?В первую очередь не нужно гнаться, особенно в темноте.Во вторых нужно быть более внимательным, особенно когда трасса идёт лесом.Реагировать на знаки «Осторожно животные».Постоянно контролировать обочину и при подозрении, что на ней кто-то есть, снижать скорость.При обнаружении на дороге светящихся глаз так же снижать скорость.Ну и самое главное – включать мозги, а не ехать, как в потустороннем мире. Туда Вы всегда успеете.Далее, на примере фотографий, я хочу показать, как ведут себя лоси при переходе через дорогу.Фото 3 Лось вышел на дорогу.
Никогда, не рискуйте проехать на скорости мимо животного, лучше всего подождать пока оно скроется в лесу. Потому что неизвестно, как поведёт себя животное дальше.


Фото 4 Мгновение, и спокойно стоящий на обочине лось, бросается на дорогу.
Если сейчас скорость вашей машины больше 60 км/час, то шансов избежать столкновения у Вас нет!


Фото 5 Если вы вдруг увидели на дороге лося, не сигнальте, сбросьте скорость и дайте животному уйти.
Кстати, лоси не любят звук клаксона.


Хочется надеяться, что мой пост поможет открыть глаза на проблему и спасти хотя бы несколько человеческих и лосиных жизней. Иначе зачем писать. Предлагаю всем желающим перепостить его, как и вчерашнюю тему про лосей. Заранее Спасибо!
Берегите их и себя!
Счастливого вам пути!
Ссылка на аналогичную тему про других животных: О грустном, что присутствует в нашей жизни.
Tags: лоси

Tags: Почему, лоси, выходят, на, трассу, прямо, перед, машиной

Мне как специалисту хотелось бы рассмотреть проблему ДТП на дорогах с участием диких копытных животных (ДКЖ).

Приведу небольшой личный пример. Дача у меня находится в поселке Сычево по трассе «Новая Рига». Не на всех участках, где наиболее вероятен переход диких копытных животных, установлены дорожные знаки, предупреждающие об этом. Так как дача у нас в этом районе больше десяти лет, то участки, где чаще происходит столкновение автотранспорта с ДКЖ (в большинстве случаев это лоси), мне по большей части известны.

Как то я ехал с другом на рыбалку на платный пруд в районе города Волоколамска. Время 0.30. Не доезжая до поворота на Сычево-Чисмено, участок с узким перешейком леса, я сказал напарнику: «Тут очень часто сбивают лосей. На этом участке я видел пару знаков предупреждения, но этого мало. Это наиболее любимое место перехода зверя».

Только мы проехали это место и поворот на Сычево, как впереди я увидел две стоящих на «аварийке» машины: одна на правой обочине, другая на левой. Я стал притормаживать и сразу увидел на обочине мертвого лося. Им оказалась самка второго года. Так как этот район принадлежал Румянцевскому военно-охотничьему хозяйству, я хотел сообщить об этом начальнику или егерю этого хозяйства. Но из машины вышел сотрудник охотинспекции Юрий Заикин, который мне сообщил, что все уже оповещены и они ждут подъезда сотрудников ДПС и охотхозяйства. В пострадавшей машине ехала семья отдыхать на Селигер (муж, жена и двое детей), по счастью они не пострадали, что не скажешь об их машине.

Юрий мне сообщил, что ранее в этом же месте, только в сторону Москвы произошло еще одно столкновение с лосем, но с более трагическими последствиями. Зверь при столкновении влетел в лобовое стекло и практически вылетел через заднее, четверо пассажиров погибли. На этом участке я не встретил ни одного предупреждающего знака.

Почему? Знаки у дорожников закончились? Или они не сотрудничают с местными охотничьими хозяйствами, которые должны подсказывать, где больше уделить вниманию предупреждающей информации. Неужели государство привлекает специалистов ведущего института страны - Всероссийского НИИ охотничьего хозяйства им. Б.М. Житкова - только для проектирования скоростной платной автомобильной дороги Москва—Санкт-Петербург (СПАД) на участке 543 км - 646 км (2010 г).

Наверное, крупные автомобильные дороги, такие как автомобильная дорога Адлер - Красная Поляна, проходящая по территории Сочинского национального парка и скоростная платная автомобильная дорога Москва—Санкт-Петербург (СПАД), больше интересуют наши власти. А до других уже построенных трасс или трасс с наименьшим значением, чем перечисленные выше уже никому нет дела, пускай тут гибнут и звери, и люди.

Специалисты Всероссийского НИИ, при поддержке нашего правительства и при взаимодействии с охотпользователями, должны этим плотно заниматься, выявлять такие места, огораживать их, делать под трассами проходы, чтобы звери могли свободно передвигаться под ними по своим путям миграции.

По официальным данным на трассе «Клин-Дмитров» в 2010 г. сбито 40 лосей. И это только официально зарегистрированных, а сколько неучтенных?! Не надо забывать, что за этими столкновениями стоят и ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ жизни. Как тут быть? Трасса очень сложная, потому как намного уже, чем «Новая Рига». Огораживать весь участок никому не выгодно. И тут я считаю, что есть наиболее примелькавшиеся места столкновений, где надо дать животным беспрепятственный проход под трассой или над трассой.

Есть у меня большая претензия к дорожным службам. Практически повсеместно дорожная обочина прокашивается на метр-полтора в обе стороны, а то и того меньше, а далее стоит плотная стена кустарников или борщевика. И дела до этого никому нет. Не проверяют их что ли?

В России, к сожалению, не ведется статистика дорожно-транспортных инцидентов, обусловленных столкновениями с дикими животными. Самое страшное, что ЭТО НИКОМУ НЕ НАДО! Неужели это не интересует наше МПР, ведь дело не только в погибших животных - ГИБНУТ ЛЮДИ.

Такую информацию можно узнать только у сотрудников ГИБДД. Из архива: по словам начальника отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД ГУВД по Московской области полковника милиции Александра Криволапа, только за период с 2007 по июль 2009 года на территории нашего региона зарегистрировано около 600 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на ДКЖ, в своем подавляющем большинстве именно с лосями.

Из них почти сотня так называемых «учетных», то есть таких ДТП, в которых пострадали люди. Общий счет жертв столкновений с ДЖК за указанный период таков - 21 погибший и 105 получивших ранения различной степени тяжести. Наибольшее количество ДТП с участием лосей зафиксировано на Минском, Новорижском, Дмитровском шоссе, а также в Клинском, Рузском и Серпуховском муниципальных районах.

ДТП с участием лосей практически все схожи между собой. Предсказать же поведение лосей не возьмется никто. Лось может идти вдоль проезжей части, а затем внезапно выпрыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может просто остановиться посреди дороги, при этом создается впечатление, что на него не действуют ни свет фар приближающегося авто, ни рев клаксона (если водитель, разумеется, успеет на него нажать).

Осенью лось особенно непредсказуем — время гона и…«пьяных яблок»: лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-дички и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в некое подобие опьянения. В мае-июне идет расселение прошлогоднего молодняка и число выходов лосей на дороги возрастает.

В общем, для нас остается только один кардинальный и простой способ предотвращения ДТП с участием лосей - установка ограждения. Согласно зарубежному опыту, заборы, изготовленные из стальной сетки высотой минимум 2 м, которые устанавливаются вдоль дороги в тех местах, где животные часто переходят трассу, сокращают количество ДТП с участием диких животных примерно на 60—70%.

Так как, согласно данным областной Госавтоинспекции, многие ДТП с участием лосей произошли вне заповедников, то Управление ГИБДД обратилось в МПР РФ и соответствующее министерство Московской области с просьбой, во-первых, определить участки миграции ДЖК через автомобильные дороги, а во-вторых, учитывая зарубежный опыт, ввести в практику использование сетчатых ограждений, которые бы предотвратили внезапный выход животных на автомобильные дороги. Но если определение направлений миграции животных через дороги задача вполне реальная, то вот насчет установки ограждений… Надо быть реалистами — в настоящее время средства на установку ограждений вряд ли у кого найдутся.

Можно сделать ставку на увеличение количества предупреждающих знаков, но они действуют только на тех водителей которые «дружат с головой», тех же кому «море по колено» можно остановить только большими штрафами или лишением прав. Хотя при нашем жизненном укладе, когда толщина кошелька решает все проблемы, эта мера не поможет, так что число ДТП можно снизить, только ограничив выход ДКЖ на дороги.

В принципе неплохие результаты показали опыты по использованию запахов: на стволы деревьев и столбы ограждения была налита жидкость, имеющая одинаковый запах с мочой волков. Подсчеты, проведенные до начала опыта и после его завершения, показали, что эта мера привела к сильному снижению количества ДТП на тех участках, где использовалась упомянутая жидкость. Но это все проводилось в Норвегии.

Я полностью согласен с мнением Александром Криволапа по поводу ограждения дорог сеткой, но с одной оговоркой: только в местах наиболее постоянных переходов, а в самом центре этих мест обязательно должен присутствовать подземный переход. А самое лучшее что может нам подойти это наземные экодуки. Экодуки - безопасные мосты для братьев наших меньших, через которую любой зверь не боясь перейдет на другую сторону дороги.

Экодуки были созданы во Франции в течение 1950-х годов. С тех пор несколько европейских стран, включая Нидерланды, Швейцарию, Германию и Францию использовали подобные структуры. В одних только Нидерландах есть более 600 туннелей, устроенных под главными и второстепенными дорогами и магистралями, включая самый протяженный в мире экодук длиной в 800 метров.

Почему мы так боимся обратиться к зарубежной практике, где этому придают наивысочайшее значение? И там не только думают, как обезопасить проход крупных копытных животных, там даже мелких хищников и даже обычную лягушку не обходят вниманием.

Пример зарубежных дорожных происшествий с ДКЖ: Швеция лоси и олени (до 13.500 и 59.000 столкновений в год соответственно), зайцы (до 81.500), барсуки (до 33.000), лисицы (до 12.500). Голландия, Чехия, Швейцария, США, Германия, Канада далеко шагнули в этом направлении.

В Германии на дорогах в местах наиболее массовых переходов зверя (в основном это косули) ставят низкие заборы, с одним или несколькими верховыми мостами или проходами под дорогой. Но там почти все земли частные и огораживают забором сами частники, естественно они не будут делать никакие проходы для зверей, это раз, а второе им выгодней огородить свою территорию, чем выплачивать фермерам неустойку за потраву посевов.

Что же делается у нас в РФ для того, чтобы уберечь животных и самое главное людей от ДТП и гибели? Честно скажу - практически ничего. Дорожники выбрали самый дешёвый и простой способ: прокашивание обочин и установка предупреждающих знаков. Практически они оставили водителей и животных на произвол судьбы. МПР РФ тоже только может с трибуны кричать о повышении в будущем численности биоресурсов, а практически ничего для этого не делает, никто никого не контролирует.

Представляю читателям интересный документ, который если бы работал, дал наибольший эффект в сохранении братьев наших меньших, но про который, наверное, все забыли, который аж с 2008 года не обновлялся, так как никому от этого не выгодно, а животные как гибли сотнями на дорогах, так и продолжают гибнуть. Вот куда надо обратить свой всевидящий глаз «зеленым защитникам природы», а не махать мечами по закрытию весенней охоты по науськиванию западных стран.

Сначала надо у себя в стране навести порядок. И мы охотпользователи, которых все кому не лень обвиняют в попустительстве при сохранении объектов животного мира, готовы к сотрудничеству в этом направлении, ведь никто кроме нас не знает лучше эти места переходов.

ПостановлениеРФ от 13 августа 1996 года №997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2008 N 169).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.

В постановлении много пунктов, и желающие могут сами, найдя его, ознакомится с ним. Тема статьи: дороги и я выставляю главу V.

Требования при эксплуатации транспортныхмагистралей и объектов.

23. При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в места концентрации объектов животного мира.
24. Владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
25. Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
26. При пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков) должна обеспечиваться свободная миграция рыб и наземных животных.
27. При проектировании транспортных магистралей для снижения влияния на объекты животного мира шума движущегося транспорта необходимо устанавливать санитарно-защитные зоны в соответствии с действующими правилами и нормами.

Типы и конструкции уже используются в зарубежных странах уже не одно десятилетие, и отработаны как в экономических, так и в практических целях, и нет ничего зазорного, чтобы использовать их опыт: проделать все это у себя.

Хочу привести еще один пример как НЕ работает это постановление. Недавно я раскопал одну очень интересную информацию по Ярославской области. Почему она меня заинтересовала, да потому что у нашего МВОО ЦО ВУ в этих местах как раз находится охотничье хозяйство, где только с мая по июнь 2014 года сбито 11 лосей (самка 2-х лет, самец 3-х лет, а остальные все бычки-годовички, отторгнутые маткой от себя в связи с рождением нового потомства), и которые как глупые котята тыкаются куда ни лень, тем самым, попадая под колеса транспортных средств.

Первый в России экодук должен появится под Переславлем-Залесским в Ярославской области при реконструкции участка 115-135-й километр трассы М8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск), сообщил замдиректора филиала управления автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства Анатолий Пясецкий на пресс-конференции.

Скоростной участок, который называют трассой-дублёром М8, призван разгрузить существующую трассу, испытывающую колоссальную нагрузку - до 17 тысяч автомобилей в сутки. Новая дорога пройдёт по территории национального парка «Плещеево озеро». «И впервые в Российской Федерации предусмотрено строительство экодука в зоне национального парка. Он будет создан для того, чтобы животные могли перемещаться из одной части национального парка в другую.

Это по сути тот же путепровод шириной около 50 метров, на котором будет посажена растительность, будет воссоздан природный ландшафт», - сказал Пясецкий. По его словам, протяжённость экодука составит около одного километра, и он будет незаметен на рельефе местности, то есть животные не будут воспринимать его как большую возвышенность. При создании этого объекта дорожники будут опираться на опыт США и Канады. По словам Пясецкого, участок в Переславском районе - самый сложный по согласованию.

Всего существует 14 вариантов прохождения трассы, и ни один пока не утверждён, поскольку местные жители неоднократно выступали «против». «Сначала вмешались лыжники, потом дачники, потом Свято-Алексеевская пустынь», - сказал чиновник. После того, как решился вопрос с обителью, против трассы выступил национальный парк «Плещеево озеро», несмотря на то, что районные власти выделят парку земли взамен тех, что будут затронуты дорогой. «Нацпарк и Минприроды на сегодня согласие на строительство трассы не дают».

Сейчас подготовлены две рабочие группы - со стороны федерального дорожного управления и со стороны Минприроды. В ближайшее время произойдёт их встреча, и они должны договориться. У меня есть такая информация», - сообщил представитель Росавтодора. По словам Пясецкого, можно ожидать, что строительство участка 115-135-й километр начнётся в 2013 году.Уже закончился 2014 год, а движения в эту сторону так и нет.

Казалось бы, почему руководство нацпарка и Минприроды «против» - всех должно очень устраивать, ведь делаем одно дело: сохраняем поголовье диких животных и человеческие жизни при строительстве новой трассы. Вот вам и казус: строительство новых трас с экодуками буксует, что уж говорить об уже построенных трассах, где построить экодуки по зарубежной технологии, как говорится, плевое дело.

Получается, что все наши трассы как федерального, так и местного значения, построенные за последние 10-15 лет, а то и ранее в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции, не ограждались устройствами со специальными проходами и конструкциями, практически не согласовывались со специальным уполномоченным государственным органам по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.

В последнее время наметились подвижки по ярославской трассе после Переславль-Залесского, там стали расширять дорогу и в месте с ней расчищают широкую дорожную обочину, что позволяет просматривать ее более чем на 20-30 метров, такой же способ я наблюдал при реконструкции трассы Вологда-Санкт Петербург, там вообще обочины расширили по сотне метров.

Вот так бы везде бы расширили хотя бы придорожное пространство (не только траву и кустарники спилить, но в глубь в лес метров на пять десять все почистит), это бы позволило все водителям ночью вовремя обнаружить приближающее к дороге животное.

Уполномоченные органы готовы винить в уменьшении поголовья братьев наших меньших кого угодно, только не себя и не свое безразличие к нашей природе.

Не знаю, чего нет у нашего правительства для этого - средств или желания. Но видать не так важны ему жизни братьев наших меньших, да и человеческие тоже. Важность леопардов, белых медведей, и других кошачьих хищных видов, стоит на приоритете в противовес другим массовым крупным животным, которые сотнями гибнут на дорогах, и которые составляют одно из важнейших звеньев во всем охотничьем хозяйстве России.

Люди поймите, что охраняя животных от гибели, мы в первую очередь охраняем себя от нее!!!

Осень – период повышенной активности диких копытных животных.

Охотоведы уверяют, что олени, лоси, кабаны (а именно эти животные попадали под машины в нашем районе) активно передвигаться начинают осенью - во время гона. В результате зверьё появляется на дорогах, гибнет само и калечит людей в машинах. Дорожные аварии с участием диких животных на наших дорогах не редкость. Последнее резонансное ДТП с участием лося произошло 27 сентября на 158 километре автодороги А-113 Кострома - Иваново. 60-летний водитель автомобиля «Фольксваген Тигуан» сбил лося, после чего тушу животного отбросило на движущийся во встречном направлении автомобиль «Рено Дастер» под управлением 43-летнего жителя с. Ново-Талицы. В результате ДТП пассажирка автомашины «Рено», женщина 65 лет, получила ушиб грудной клетки.

В Шуйском районе в этом году подобных аварий зарегистрировано не было. Однако, по информации директора Шуйского охотничьего рыболовного хозяйства Анатолия Абрамова, за последние несколько лет у нас произошло уже девять случаев ДТП с участием диких животных. Теоретически водитель, увидев знак «Дикие животные», должен притормозить и форсировать опасный участок дороги с предельной осторожностью и на минимальной скорости. Но! На загородных шоссе мало кто сбрасывает скорость и, соответственно, успевает среагировать.

Компетентное мнение

Марина ЛЫЧЁВА, инспектор по БДД ОГИБДД МО МВД России «Шуйский»:

Если лось вышел на дорогу, не пытайтесь сигналить ему световым или звуковым сигналом, чтобы отпугнуть. Вместо того, чтобы уйти, зверь весом до полутонны может броситься вам навстречу. Исключением является мигающий свет «аварийки» - им вы подадите сигнал транспортным средствам, едущим за вами. Если животное долго не уходит с дороги, попытайтесь медленно объехать его сзади. Если наезда избежать не удалось, водитель должен остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и сообщить о случившемся в полицию и «скорую», если есть пострадавшие, и ожидать прибытия сотрудников полиции. За оставление водителем места ДТП предусмотрена административная ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток.

Анатолий АБРАМОВ, директор Шуйского охотничьего рыболовного хозяйства:

Большая доля ответственности за исход аварии с участием дикого животного возлагается на водителя в любом случае. Если внезапно выскочивший на дорогу зверь гибнет под колёсами, то водитель заплатит 40 тысяч рублей штрафа даже когда на дороге нет предупреждающего знака «Дикие животные». Если же этот знак установлен, и водитель, видя его, всё равно сбил животное, то штраф увеличивается.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook