Объем двигателя ваз 2111. Общие сведения об автомобилях. клапанные моторы на автомобилях марки ВАЗ

Двигатель 2111 продолжил серию силовых установок, выпускаемых ВАЗом, сменив на конвейере модели 21083 и 2110. Этот мотор считается первым полностью доработанным отечественным инжекторным движком.

Применение и общая характеристика двигателя

Агрегат 2111 мог устанавливаться на всю линейку Самара", начиная с 2108 и заканчивая 2115, а также на «десятку» и ее модификации (2110-2112).

Рабочий цикл 2111 (инжектор) - классический, то есть осуществляется в четыре такта. Топливо в камеру сгорания подается через форсунки. Цилиндры расположены в один ряд. Распредвал установлен сверху. Охлаждение ДВС осуществляется принудительно при помощи закрытой жидкостной системы, а смазывание деталей обеспечивает комбинированная система смазки.

Технические характеристики инжекторного двигателя ВАЗ-2111

  • Число цилиндров (шт.) - 4.
  • Количество клапанов (общее) - 8 шт. (по два на каждый цилиндр).
  • Рабочий объем - 1490 см куб.
  • Величина сжатия - 9,8.
  • Мощность при скорости вращения коленвала 5400 об/мин. - 77 л. с., или 56,4 кВт.
  • Минимально возможная частота коленвала, при которой мотор продолжает работать устойчиво - 750-800 об./мин.
  • Диаметр одного цилиндра - 82 мм.
  • Длина вертикального хода поршня - 71 мм.
  • Крутящий момент (максимальный) - 115,7 Нм (при 3 тыс. об./мин.).
  • Порядок воспламенения смеси в цилиндрах стандартный: 1-3-4-2.
  • Рекомендуемый тип топлива - Аи-95.
  • Рекомендуемый тип свечей зажигания - А17 ДВРМ или их аналоги, например, BPR6ES (NGK).
  • Масса мотора без учета тех. жидкостей - 127,3 кг.

Расположение под капотом автомобиля

Двигатель 2111 в совокупности с коробкой передач и механизмом сцепления составляет единый силовой блок, который в подкапотном пространстве машины закреплен на трех резинометаллических опорах.

Справа (если смотреть по направлению движения автомобиля) от блока цилиндров расположен комплекс приводов: вала распределительного, а также насоса для перекачки по системе охлаждения антифриза. Приводы выполнены в виде соединенных одним ремнем. С этой же стороны установлен генератор, который также посредством соединен со шкивом коленвала.

Слева на блоке цилиндров закреплен термостат с датчиком температуры.

В передней части снизу стоит стартер. Между ним и генератором находится модуль зажигания, от которого идут высоковольтные провода к свечам. Там же (правее модуля) установлен щуп, погруженный в картер двигателя, для ручного контроля уровня масла.

В задней части БЦ установлен ресивер с топливной рампой и форсунками, чуть ниже находится масляный фильтр, а также впускной и выпускной коллекторы.

Особенности блока цилиндров двигателя 2111 (инжектор, 8 клапанов)

Прежде всего, отличить блок цилиндров модели 2111 от блока 21083 можно по дополнительным отверстиям, используемым для крепления кронштейна генератора, а также модуля зажигания и детонационного датчика.

Отверстия под болты для монтажа головки блока имеют размер резьбы М12 х 1,25. Высота блока, если за эту величину брать расстояние от оси коленвала до площадки, на которую устанавливается ГБЦ, составляет - 194,8 см. Исходный диаметр цилиндра равен 82 мм, но ремонтную расточку можно проводить на 0,4 мм или же на 0,8 мм. Предельный износ «зеркала» (поверхности) цилиндра не должен быть больше 0,15 мм.

В двигателе 2111 установлен коленвал мод. 2112-1005015. По своим посадочным местам он идентичен валу 2108, но его противовесы имеют больший размер, и кроме того, они прошли дополнительную заводскую обработку, в результате которой удалось добиться значительного снижения вибрации при вращении, а также повысить его общую надежность.

Поршни и шатуны

По своим размерам поршни двигателя 2111 (инжектор) аналогичны тем, что устанавливались на 21083 и также имеют противоударную выемку на днище, обеспечивающую сохранность клапанов, если произошел обрыв ремня ГРМ.

Отличие заключается в специальных канавках под стопорные кольца, которые предотвращают смещение поршневого пальца. Сам палец отличается от того, что использовался на модели 2108. Если наружный диаметр остался прежним, то есть - 22 мм, то внутренний уменьшили до 13,5 мм (был - 15). Кроме того, его немного укоротили - на 0,5 мм (60,5 мм).

Размер поршневых колец не модифицировался - 82 мм, а вот шатун переделали: его нижняя головка стала более массивной, поменялся профиль, для его изготовления использовался более прочный сплав, устойчивый к механическим воздействиям.

Длина шатуна составляет 121 см.

Головка блока цилиндров

ГБЦ инжекторного двигателя 2111 такая же, как устанавливалась на модель 21083, отличие только одно - крепежные болты головки имеют большую длину.

Аналогичен 2110. Его посадочные размеры совпадают с валом от 2108, но профиль кулачков несколько иной, из-за чего увеличился подъем клапанов: впускные - 9,6 мм, выпускные - 9,3 мм (на 2108 и те и другие поднимались на 9 мм). Кроме того, были измены углы наклона кулачков относительно паза, в который устанавливается шпонка шкива приводного ремня ГБЦ.

Благодаря внесенным изменениям производителю удалось улучшить характеристики двигателя 2111.

Что касается привода ГРМ, то он конструктивно такой же, как и на 21083. Ремень (шириной 19 мм) имеет 111 зубьев с эвольвентным профилем.

Другие особенности двигателя

Из-за того что после обновления двигателя в нем возрос крутящий момент, была изменена и конструкция маховика: поверхность под сцепление увеличилась со 196 до 208 мм, ширина венца также возросла до 27,5 мм (прежняя была 20,9), кроме того, изменились размеры и форма его зубьев.

Стартер соответствует модели 2110, ведущая шестерня которого имеет 9, а не 11 зубцов.

На этом силовом агрегате установлен масляный насос 2112, отличие которого от модели 2108 заключается лишь в том, что крышка корпуса изготовлена из алюминия, на которую крепится датчик коленвала.

Водяная помпа в составе системы охлаждения такая же, как и на 2108.

Генератор имеет маркировку 9402 3701 (80 А).

Управление двигателем осуществляется электронным блоком (ЭБУ). На эту роль подходят контроллеры (Bosch, GM или «Январь»).

«Лада» десятого семейства в кузове «хэтчбек» – это модель ВАЗ-2112. Все авто этого семейства выпускались до 2009 года. Гамма двигателей включала в себя четыре варианта. Среди них, кстати, были два 8-клапанника. Дальше мы приводим характеристики 16-клапанных моторов, а двигатели с 8-ю клапанами внимания не заслуживают. График крутящего момента доказывает правильность этих слов. Итак, рассмотрим характеристики двигателей ВАЗ-2112 с четырьмя клапанами на цилиндр.

124 двигатель под капотом «двенашки»

В поршнях двигателей 124-й серии сделаны проточки под клапаны. Проще говоря, ДВС ВАЗ-21120 – втыковый ( в результате , а дальше как повезёт), а 21124 – не втыковый (). Оценим крутящий момент.

Момент сил, Н*м

Интереснее всего здесь выглядит мотор ВАЗ-21120. По «тяге на низах» он мало уступает 8-клапанникам.

Формальные характеристики

Приводим характеристики двух разных моторов:

  • Модель ДВС: 21120/21124;
  • Рабочий объём: 1,488/1,596 л;
  • Степень сжатия: 10,5/10,3;
  • Мощность: 93/90 л.с.;
  • Обороты номинальной мощности: 5600/5000 об/мин;
  • Наибольший крутящий момент: 140/131 Н*м;
  • Рекомендуемое топливо: АИ-95/АИ-95;
  • Экология: Евро-3/Евро-4 или Евро-3.

Чем степень сжатия ниже, тем более «всеядным» будет двигатель по отношению к топливу.

Некоторые выводы

Стальной ресивер выглядит мощно и красиво

Все двигатели хэтчбеков ВАЗ-2112 по характеристикам отличаются, и отличия – существенны. Кажется, лучшим вариантом будет 16-клапанный 1,5-литровый мотор. Но у двигателя 21124 (1,6) есть свои преимущества:

  • Номинальная мощность достигается при 5000 об/мин, а не при 5600;
  • Обрыв ремня ГРМ не приводит к загибанию ;
  • Допустимо использовать 92-й бензин.

Любой мотор 21124 допускает переделку под Евро-4 либо соответствует этим нормам сразу.


1.1. Габаритные размеры автомобиля ВАЗ-2110

1.2. Габаритные размеры автомобиля ВАЗ-2111

1.3. Габаритные размеры автомобиля ВАЗ-2112

Автомобили малого класса ВАЗ-2110 (экспортное наименование Lada 110) с четырехдверным пятиместным кузовом типа седан (по международной классификации класс С) оснащают двигателями объемом 1,5 и 1,6 л, мощностью 58–68 кВт (79–92,5 л.с.), расположенными поперек моторного отсека.

Ранее на заводе автомобили оснащали двигателями объемом 1,5 л: сначала карбюраторными, а затем с системой распределенного впрыска топлива. В настоящее время автомобили комплектуют только двигателями рабочим объемом 1,6 л: восьмиклапанным ВАЗ-21114 и шестнадцатиклапанным ВАЗ-21124 с системами распределенного впрыска топлива и трехкомпонентными нейтрализаторами выпуска отработавших газов с обратной связью. Двигатели удовлетворяют нормам Евро-2 и Евро-3.

Кузов несущий, цельнометаллический, сварной конструкции с навесными дверями, передними крыльями, капотом и крышкой багажника. Автомобиль ВАЗ-2110 – первый в России седан с открываемым из багажника лючком, ведущим в салон, что позволяет перевозить длинномерные предметы.

Часть выпуска модификации 21103 с 16-клапанным двигателем ВАЗ-2112 оснащают кондиционером, а с конца 2002 г. по заказу гидроусилителем руля фирмы ZF.

Эта модификация отличается от базовой капотом с интегрированной облицовкой радиатора более современной формы и передним бампером, а также оригинальными блок-фарами. Изменены также задние фонари, молдинги и детали интерьера салона.

В 1998 г. начат выпуск автомобиля ВАЗ-2111 (экспортное наименование Lada 111) с кузовом типа универсал. По компоновочной схеме, двигателю, трансмиссии, ходовой части, оборудованию кузова этот автомобиль идентичен автомобилю ВАЗ-2110. Он отличается измененной задней частью кузова с большой дверью задка. Багажник этого автомобиля самый вместительный в семействе: 490 л при поднятом заднем ряду сидений и 1420 л при сложенном.

Выпуск автомобиля ВАЗ-2112 (экспортное наименование Lada 112) с кузовом типа хэтчбек начат в 2000 г. Компоновочная схема этого автомобиля такая же, что и у ВАЗ-2111, но кузов отличается большим углом наклона задка. Двигатели применяются только с системой распределенного впрыска, как 8-клапанные, так и 16-клапанные. Заднее сиденье складывается в пропорции 2:3, вместимость багажника при этом увеличивается с 415 до 1270 л. Салон, как и у других моделей семейства, оснащают в комплектациях «стандарт», «норма» и «люкс». Последняя комплектация включает противотуманные фары, очиститель и омыватель фар, 14-дюймовые легкосплавные диски колес, трехкомпонентный каталитический нейтрализатор (Евро-2), внутреннюю противошумную обивку капота, брус безопасности в дверях, иммобилайзер, бортовую систему контроля, обивку сидений из бархата и мягкую обивку дверей, центральную электроблокировку дверей, электростеклоподъемники. По дополнительному заказу устанавливают бортовой компьютер, электрообогреватель передних сидений, электропривод наружных зеркал заднего вида, антиблокировочную систему тормозов, подушку безопасности и люк в крыше.


1.4. Компоновочная схема автомобиля ВАЗ-2111: 1 – двигатель; 2 – запасное колесо; 3 – глушитель; 4 – стойка задней подвески; 5 – барабанный тормоз; 6 – балка задней подвески; 7 – топливный бак; 8 – резонатор; 9 – дисковый тормоз; 10 – амортизаторная стойка; 11 – рулевой механизм

Компоновочная схема всех трех автомобилей практически одинакова, поэтому она показана на примере автомобиля ВАЗ-2111 на .


1.5. Подкапотное пространство автомобилей с двигателем мод. 2111 (вид сверху): 1 – двигатель; 2 – адсорбер системы улавливания паров бензина; 3 – ресивер; 4 – главный цилиндр тормоза; 5 – расширительный бачок; 6 – бачок омывателя; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – воздушный фильтр; 9 – модуль зажигания

1.6. Подкапотное пространство всех автомобилей снизу (защита двигателя снята): 1 – двигатель; 2 – стартер; 3 – поперечина передней подвески; 4 – коробка передач; 5 – растяжка; 6 – приемная труба; 7 – стабилизатор поперечной устойчивости; 8 – рычаг передней подвески; 9 – привод колес; 10 – масляный картер двигателя; 11 – генератор

1.7. Подкапотное пространство автомобилей с двигателем мод. 21124 (вид сверху со снятой декоративной крышкой): 1 – впускной коллектор с ресивером; 2 – дроссельный узел; 3 – бачок главного тормозного цилиндра; 4 – расширительный бачок; 5 – бачок омывателя; 6 – впускной патрубок; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – воздушный фильтр; 9 – катушка зажигания; 10 – защитная крышка ремня ГРМ; 11 – адсорбер; 12 – бачок омывателя стекла двери задка (на автомобилях с кузовами универсал и хэтчбек)

1.8. Подкапотное пространство автомобилей с двигателем мод. 2112 (вид сверху): 1 – двигатель; 2 – адсорбер системы улавливания паров бензина; 3 – ресивер; 4 – главный цилиндр тормоза; 5 – расширительный бачок; 6 – бачок омывателя; 7 – аккумуляторная батарея

1.9. Органы управления: 1 – сопло обдува стекла передней двери; 2 – боковые сопла системы вентиляции и отопления салона; 3 – крышка вещевого ящика; 4 – часы (электронные или кварцевые); 5 – блок индикации бортовой системы контроля; 6 – крышка гнезда магнитолы; 7 – прикуриватель; 8 – передняя пепельница; 9 – облицовка тоннеля пола; 10 – блоки управления*; 11 – рычаг стояночного тормоза; 12 – рычаг переключения передач; 13 – педаль акселератора; 14 – патрон подключения переносной лампы; 15 – педаль тормоза; 16 – педаль сцепления; 17 – выключатель зажигания; 18 – рукоятка регулировки рулевой колонки; 19 – рукоятка привода замка капота; 20 – выключатель звукового сигнала; 21 – крышка монтажного блока; 22 – выключатель привода замка багажника (двери задка)*; 23 – кнопка замка монтажного блока; 24 – гидрокорректор фар; 25 – рычаг переключателя указателей поворота и света фар; 26 – переключатель наружного освещения; 27 – выключатель передних противотуманных фар*; 28 – контрольная лампа включения противотуманных фар*; 29 – комбинация приборов; 30 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 31 – выключатель заднего противотуманного света; 32 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; 33 – выключатель обогрева заднего стекла; 34 – выключатель освещения приборов; 35 – датчик-сигнализатор иммобилизатора*; 36 – рычаг переключателя очистителей и омывателей стекол; 37 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона; 38 – выключатель рециркуляции; 39 – выключатель кондиционера*; 40 – рычаг управления заслонками системы отопления; 41 – контроллер системы автоматического управления отоплением; 42 – выключатель аварийной сигнализации; 43 – выключатель очистителей и омывателей фар*; 44 – сопло обдува ветрового стекла

1.10. Комбинация приборов: 1 – контрольная лампа включения стояночного тормоза; 2 – контрольная лампа недостаточного давления масла; 3 – резервная контрольная лампа; 4 – контрольная лампа включения габаритного света; 5 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 6 – тахометр; 7 – контрольная лампа включения левых указателей поворота; 8 – контрольная лампа включения правых указателей поворота; 9 – спидометр; 10 – суммирующий счетчик пройденного пути; 11 – сигнальная лампа резерва топлива; 12 – указатель уровня топлива; 13 – контрольная лампа включения дальнего света; 14 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 15 – сигнальная лампа аварийного состояния рабочей тормозной системы; 16 – кнопка установки на ноль счетчика суточного пробега; 17 – счетчик суточного пробега; 18 – контрольная лампа «CHECK ENGINE» («проверьте двигатель»); 19 – контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи

Разработкой нового семейного автомобиля ВАЗ-2111 с кузовом типа универсал специалисты Волжского автомобильного завода занялись еще в 1985 году , параллельно с переднеприводным седаном ВАЗ-2110 . Как и полагается, первые прототипы и деревянные макеты были далеки от серийного автомобиля, что и естественно. Универсал на базе «Десятки» был построен в нескольких деревянных и даже пластилиновых макетах с различными формами задка. Стоит отметить, что некоторые варианты оформления макетов, выглядели несколько лучше серийного автомобиля (Например, форма задней части автомобиля, предложенная Рузановым), но как говориться на вкус и цвет…

Первые прототипы и макеты автомобиля ВАЗ-2111

По аналогии с автомобилем ВАЗ-2110, при разработке нового универсала ВАЗ-2111 каждое новое развитие прототипа именовали сериями. Эти так называемые серии выходили с шагом в одну сотню от 100 (сотой) и далее (200, 300, 400). Самый первый прототип ВАЗ-2111 сотой серии вышел в 1986 году. Именно на этом макете подбирали различные варианты оформления задней части автомобиля, кроме того на прототипах сотой серии вместо опускных стекол присутствовали так называемые форточки-стограммовки рядом с которыми находились встроенные в стекла ручки дверей.

На смену 100-й серии в 1989 году пришла серия 200. Автомобили ВАЗ-2111 серии 200 получили люк на крыше, однако позднее от него отказались, вслед за люком отказались и от форточек-стограммовок в пользу опускных стекол, точно таких же какими комплектовали серийные автомобили. Двухсотая серия автомобиля ВАЗ-2111 насчитывала 11 автомобилей, которые прошли все испытания необходимые по техническому заданию.

Последний предсерийный прототип автомобиля ВАЗ-2111 получивший индекс 500 был выпущен в 1995 году . Автомобили ВАЗ-2111 500-й серии были выпущены всего двух экземплярах и в 1998 году практически без изменений были поставлены на конвейер для серийного производства.

Таким образом, в 1998 году Волжский автомобильный завод запустил в серийное производство переднеприводный универсал с заводским индексом ВАЗ-2111. В России ВАЗовский универсал 11-ой модели выпускали до 2009 года в Тольятти и Ижевске, после чего автомобиль получил новую жизнь в украинской компании «Богдан» где его выпускали вплоть до 2014 года под индексом Богдан-2111.

Дизайн и конструкция

Внешне передняя часть универсала ВАЗ-2111 ничем не отличается от седана ВАЗ-2110, а различия состоят только в задней части. Багажник ВАЗ-2110 стал намного больше и теперь находится в салоне. Кстати на счет салона, тут тоже все без изменений за исключением задних сидений, которые теперь можно сложить в пропорции 60/40 тем самым делая багажный отсек еще вместительнее для перевозки крупногабаритных грузов. В остальном салон универсала ВАЗ-2111 ничем не отличается от салона седана ВАЗ-2110 или хэтчбека ВАЗ-2112. Все то же торпедо, руль, анатомические сиденья с подголовниками и т.д.

Кузов автомобиля ВАЗ-2111 крепится к несущей раме в десяти точках, такой подход позволил увеличить прочность, а так же снизить уровень вибраций и шумов в салоне автомобиля. Преимуществом универсала ВАЗ-2111 по сравнению с теми, которые «АвтоВАЗ» выпускал ранее, является повышенная комфортабельность, хорошая плавность хода и устойчивость на дороге. У автомобиля вместительный багажный отсек объемом 1420 литров, а грузоподъемность составляет 500 килограмм. На крыше устанавливается дополнительный багажник, на котором можно разместить до 50 килограмм грузам (больше нагружать крышу не стоит, может не выдержать и промяться).

На первых серийных автомобилях ВАЗ-2111 устанавливали карбюраторный двигатель объемом 1.5 литра, позднее ему на смену пришел инжекторный двигатель нескольких вариантов - с электронно управляемым многоточечным впрыском и электронной системой зажигания.

За все время производства у универсала ВАЗ-2111 появилось множество модификаций, в том числе полноприводная модель ВАЗ-2111-90 под названием «Тарзан 2», которую выпускало предприятие «Лада Консул» с 1999 года. Полноприводная модель получила заднюю подвеску от Нивы и задние дисковые тормоза, кроме того многие детали были взяты от серийных моделей автомобилей семейства «ВАЗ».

Модификации

ВАЗ-21111

Универсал с карбюраторным двигателем объемом 1,5 литра

Модификация, оснащенная инжекторным 8-клапанным двигателем рабочим объёмом 1,5 литра.

ВАЗ-21112

На данную модификацию устанавливали инжекторный 8-клапанный двигатель объемом 1,6 литра и мощностью 80 лошадиных сил.

ВАЗ-21113

Модификация с 16-клапанным инжекторным двигателем объёмом 1,5 литра.

ВАЗ-21114

Модификация с 16-клапанный инжекторным двигателем объемом 1,6 литра и мощностью 89 лошадиных сил.

ВАЗ-21116-04

Полноприводный универсал оснащенный двигателем Opel C20XE объемом 2 литра и мощностью 150 лошадиных сил. Отличался увеличенными вырезами колесных арок, измененной юбкой бампера со встроенными противотуманными фарами и обновленным аэродинамическим щитком над задней частью

ВАЗ-2111-90 "Тарзан-2"

Полноприводный универсал Тарзан второго семейства построенный на базе ВАЗ-2111, выпускался с 1999 года. Как и предыдущее поколение Тарзанов, кузов автомобиля ВАЗ-2111 посадил на раму от "Нивы", задняя подвеска автомобиля была независимой, сконструирована из передней "Нивовской" подвески. У автомобиля применялись дисковые тормоза на всех колесах. На автомобиль устанавливали 2 вида двигателя - ВАЗ-21214 объемом 1,7 литра и ВАЗ-2130-20 объемом 1,8 литра.

Комплектации

1.5, 1.5I

Автомобили базовой комплектации для внутреннего рынка, оснащены 8-клапанным карбюраторным (1.5) и инжекторным (1.5I) двигателем объемом 1,5 литра. В базовую комплектацию входит:

  • Обивка сидений из капровелюра и (или) твида;
  • Ручные стеклоподъемники.

Дополнительные опции, такие как электростеклоподъемники, блокировка замков дверей, иммобилайзер, окраска кузова в "металлик" и др. можно было установить опционально.

LI (ЛЮКС-ИНЖЕКТОР)

Комплектация "Люкс" с инжекторным двигателем. В эту комплектацию входили:

  • Электростеклоподъемники;
  • Блокировка замков дверей;
  • Обивка сидений из бархата;
  • Иммобилайзер;
  • Вентилируемые 13-дюймовые тормозные диски.

GLI 16V (ГРАН-ЛЮКС-ИНЖЕКТОР)

Автомобиль с 16-клапанным инжекторным двигателем в комплектации "Гран-Люкс". В эту комплектацию входит:

  • Электростеклоподъемники;
  • Блокировка замков дверей;
  • Блокировка замка багажника;
  • Обивка сидений из бархата;
  • Иммобилайзер;
  • Передние сиденья с обогревом;
  • Противотуманные фары;

GTI 16V (ГРАН-ТУРИЗМ-ИНЖЕКТОР)

Автомобиль с 16-клапанным двигателем. В комплектацию гран-туризм входит:

  • Электростеклоподъемники;
  • Обивка сидений из бархата;
  • Иммобилайзер;
  • Вентилируемые 14-дюймовые тормозные диски;
  • Спойлер задка с дополнительным стоп-сигналом;
  • Противотуманные фары;
  • Руль с подушкой безопасности;
  • Боковые молдинги дверей;
  • Гидроусилитель рулевого управления.

GTE (ГРАН-ТУРИЗМ-ЭСТЕЙТ)

Комплектация для универсала, в данную комплектацию входили:

  • Электростеклоподъемники;
  • Блокировка замков дверей и багажника;
  • Обивка сидений из бархата;
  • Иммобилайзер;
  • Вентилируемые 13-дюймовые тормозные диски;
  • Спойлер задка с дополнительным стоп-сигналом;
  • Противотуманные фары.

GTE 16V (ГРАН-ТУРИЗМ-ЭСТЕЙТ)

Универсал с 16-клапанным двигателем, в данную комплектацию входили:

  • Электростеклоподъемники;
  • Блокировка замков дверей и багажника;
  • Обивка сидений из бархата;
  • Иммобилайзер;
  • Вентилируемые тормозные диски 14";
  • Легкосплавные 14-дюймовые колесные диски;
  • Спойлер задка с дополнительным стоп-сигналом;
  • Противотуманные фары;
  • Руль с подушкой безопасности;
  • Боковые молдинги дверей;
  • Зеркала заднего вида с обогревом и электрорегулировкой;

Проектировался двигатель 2111 для переднеприводного автомобиля на основе ВАЗ 2108, но уже седана, а не хэтчбэка, поэтому мотор стал гибридом ДВС 2108 и 2110, широко использует их детали в своей конструкции. Именно с модификации 2111 производитель АвтоВАЗ начал комплектацию машин инжекторными двигателями с управлением бортовым компьютером.

Характеристики мотора 2111

Начиная с 1993 года, производителем АвтоВАЗ был открыт проект ВАЗ-2110. Разрабатывался переднеприводной седан повышенной комфортности, поэтому карбюраторные модификации моторов 2108, 2110 и их вариантов не удовлетворяли условиям.

Уже на начальном этапе проект разделился на две самостоятельных работы. Простая переделка хэтчбэка «Восьмерки» в седан получила название ВАЗ-21099. Наименование второго проекта осталось прежним, но работа над ним изрядно затянулась по ряду причин:

  • в 1985 году появился образец для испытаний, в серию машину с новым мотором планировалось запустить с 1992 года;
  • кризис спутал планы, руководство завода производителя поставило ВАЗ-2110 на конвейер лишь в 1996 году;
  • в первых машинах стоял карбюраторный ДВС, затем доработанный 2111 инжекторного типа.

Конструкторам удалось по максимуму использовать существующие элементы моторов, чтобы пользователь предыдущих поколений ВАЗ не путался, какое масло и охлаждающую жидкость использовать. По умолчанию технические характеристики ДВС 2111 имеют вид:

Изготовитель АвтоВАЗ
Марка ДВС 2111
Годы производства 1997 – 2014
Объем 1490 см 3 (1,5 л)
Мощность 56,4 кВт (77 л. с.)
Крутящий момент 183 Нм (4400 – 4800 об/мин)

186 Нм (4400 – 5200 об/мин)

Вес 127,3 кг
Степень сжатия 9,8
Питание инжектор
Тип мотора рядный
Впрыск электронный многоточечный
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор короткие перегородки
Выпускной коллектор ширина 1 – 1,4 мм, угол 45°
Распредвал от 2110, обеспечивает ход клапана впускного 9,6 мм, выпускного 9,3 мм
Головка блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра А-класс – 82 – 82,01 мм

В-класс – 82,01 – 82,02 мм

С-класс – 82,02 – 82,03 мм

D-класс – 82,03 – 82,04 мм

Е-класс – 82,04 – 82,05 мм

Поршни от 2110
Кольца от 21083
Диаметр поршня А-класс – 81,94 – 81,95 мм

В-класс – 81,95 – 81,96 мм

С-класс – 81,96 – 81,97 мм

D-класс – 81,97 – 81,98 мм

Е-класс – 81,98 – 81,99 мм

Коленвал модель 2112
Количество подшипников коренных 5
Ход поршня 71 мм
Горючее АИ-95
Нормативы экологии Евро-2/Евро-3
Расход топлива трасса – 8 л/100 км

смешанный цикл 9,5 л/100 км

город – 13 л/100 км

Расход масла максимум 1 л/1000 км
Моторное масло для 2112 5W-30 и 10W-30
Объем масла моторного 4,5 л
Температура рабочая 95°
Ресурс мотора заявленный 200000 км

реальный 250000 км

Регулировка клапанов шайбы в гнезде толкателя
Система охлаждения принудительная, антифриз
Количество ОЖ 7,8 л
Помпа от 2108
Свечи на 2111 BPR6ES, А17ДВРМ
Зазор между электродами свечи 0,5 – 0,6 мм
Ремень ГРМ от 2110, 111 зубов, ширина ремня 19 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр номер по каталогу 90915-10001

замена 90915-10003, с обратным клапаном

Маховик толщина 27,5 мм, диаметр под сцепление 208 мм
Болты крепления маховика М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм
Маслосъемные колпачки код 90913-02090 впускные светлые

код 90913-02088 выпускные темные

Компрессия от 13 бар
Обороты ХХ 750 – 800 мин -1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 18 Нм

маховик – 61 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный)

головка цилиндров – 4 стадии 20 Нм, 69,4 – 85,7 Нм + 90° + 90°

Официальный мануал содержит информацию, какое масло лить: 5W30/5W40 (зима), 20W30/20W40 (лето) и 10W30/15W40 (всесезонное). Изготовителем указаны смазки в двигатель производителей Роснефть, Мобил и Лукойл, специалист на СТО обычно рекомендует масла для двигателя Mannol, Zic и Valvoline.

Конструкционные особенности

После многолетних доработок мотор 2111 обладает следующими нюансами конструкции:

  • схема двигателя – электронное управление распределенным впрыском;
  • блок двигателя – имеет отверстия для фиксации кронштейнов навесного оборудования;
  • цилиндры – расточены под размер 82 мм;
  • коленвал – с длинным 71 мм ходом поршня, напоминает модель 2108, но противовесы мощнее для уменьшения вибраций;
  • поршень – овальная выемка на днище, чтобы не гнул клапаны, плавающая посадка пальца;
  • шатун – длина 121 мм, нижняя головка тяжелее;
  • распредвал – профиль кулачков изменен, посадочные размеры совпадают с вариантом 2108;
  • ГРМ – скопирован с 21083, передача ременная;
  • маховик – зубья шире, профиль изменен, диаметр посадки сцепления больше (208 мм), венец шире, чем у 2110 (27,5 мм);
  • стартер – шестерня с 11 зубьями;
  • ремень – 742 мм в базовом варианте, 1115 мм при наличии ГУР, 1125 мм при комплектации авто кондиционером;
  • ЭБУ – GM, Bosch или Январь;
  • форсунки – Siemens VAZ 6393 (сопло с 4 отверстиями, цвет желтый) с контроллером Январь 7.2 либо М 7.9.7 или Siemens 6238 (сопла с 2 отверстиями, цвет серый) с контроллерами Январь 5 либо МР 7.0.

Благодаря указанным конструкционным решениям характеристики двигателя заметно улучшены.

Модификации ДВС

Сразу после создания мотора 2111 была проведена модернизация впрыска, появились варианты:

  • 2111-75 – впрыск фазированный;
  • 2111 -80 – впрыск попарно-параллельный.

В первом случае штифт на торце распредвала позволяет датчику ДПРВ отследить положение клапанов (закрыто/открыто). В маслонасос добавлено крепежное отверстие для датчика положения коленвала. Для второго варианта применяется распредвал 2110.

Плюсы и недостатки

Вышеприведенное описание параметров превосходит характеристики всей линейки существующих на тот момент ДВС, производившихся АвтоВАЗом. Однако «в наследство» от моторов 21083 и 2110 двигатель 2111 получил недостатки:

  • обрыв шпилек в креплении «глушитель-выпускной коллектор»;
  • поломка топливного погружного насоса;
  • негерметичность прокладки клапанной крышки;
  • низкий ресурс элементов охлаждающей системы;
  • периодическая разрегулировка клапанов.

Плюсами являются низкий расход масла и топлива, возможная форсировка своими руками, но только в счет доработки имеющихся агрегатов.

В каких авто использовался?

Устанавливался двигатель 2111 на следующие модели переднеприводных автомобилей ВАЗ:

  • 2108 – хетчбэк трехдверный;
  • 21083 – хетчбэк трехдверный;
  • 2109 – хетчбэк пятидверный;
  • 21093 – хетчбэк пятидверный;
  • 21099 – седан;
  • 2113 – хетчбэк трехдверный;
  • 2114 – хетчбэк пятидверный;
  • 2115 – седан;
  • 2110 – седан;
  • 2111 – универсал пятидверный;
  • 2112 – хетчбэк пятидверный.

На «восьмерки» и «девятки» мотор устанавливался после 1987 года, соответственно.

Порядок техобслуживания

Модернизированное устройство ДВС изменило стандартный регламент ТО, разработанный для ранее выпущенных двигателей, поэтому обслуживается мотор 2111 следующим образом:

Объект техобслуживания Время, год / пробег, тыс. км (что наступает раньше)
Ремень ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 /20
Зазор в клапане 2 /20
Вентиляция картера 2 /20
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 /20
Топливопровод и крышка бака 2 /40
Масло моторное 1 /10
Фильтр масляный 1 /10
Фильтр воздушный 1 – 2 /40
Фильтр топливный 4 /40
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 /40
Жидкость охлаждающая 2 /40
Датчик кислородный 100
Свеча зажигания 1 – 2 /20
Коллектор выпускной 1

Если владелец производит тюнинг ДВС, чтобы увеличить мощность, периодичность замены и диагностики, указанной в таблице, следует сократить на 30 – 50%.

Типичные неисправности

После многолетнего опыта эксплуатации замечено, что двигатель 2111 подвержен следующим поломкам:

Недоработана выхлопная система мотора, поэтому трескается выпускной коллектор и ломается его крепеж. Особенностью ГРМ является низкий ресурс прокладки клапанной крышки.

Тюнинг ДВС

По умолчанию в двигателе использован максимальный диаметр цилиндров, поэтому расточить их еще больше никак не получится или обойдется слишком дорого. Применяется тюнинг следующих видов:

  • фильтр ФНС – нулевое сопротивление может «оживить» мотор;
  • дроссель 54 – заслонка большего диаметра монтируется обязательно в паре с ФНС;
  • прямоточня выпускная система – паук схемы 4/2/1 и резонатор с банками;
  • спортивный распредвал – изменяются режимы газораспределения.

Таким образом, ДВС 2111 на порядок превосходит карбюраторные модификации, не гнет клапана, экономичен в работе, поэтому его выпускали долго и много, чтобы комплектовать всю линейку переднеприводных авто, выпускаемую на тот момент. Благодаря нескольким ремонтным размерам поршня и цилиндра, можно сделать капитальный ремонт собственными силами.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Понравилось? Лайкни нас на Facebook