Можно ли отремонтировать аккумулятор. Способы восстановления автомобильного аккумулятора. Кислотный АКБ, устройство и принцип работы

Наверное, каждый автолюбитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда по каким-то причинам отказывалась работать. Это серьезная проблема, если необходимо срочно куда-то ехать. Многие пойдут и приобретут новую АКБ. Но, зная, в домашних условиях, можно не только восстановить батарею, но и продлить срок ее эксплуатации еще на несколько лет.

Как устроены аккумуляторы, принцип работы

АКБ представляет собой герметичную пластиковую емкость, внутри которой установлены отрицательные и положительные свинцовые пластины. В современных моделях пластины могут быть не только из свинца, но и никелевых, кадмиевых и других сплавов.

Внутри также находится серная кислота - благодаря ей образуется гальваническая пара.

Когда к клеммам батареи будет подан ток, начнется накопление энергии. Когда предел емкости будет достигнут, АКБ превратится в источник энергии с напряжением в 12 В.

Каждый раз, когда автовладелец заводит свое авто, аккумулятор теряет часть энергии. Но как только двигатель запустится, генератор должен восполнить запасы энергии. Но это только в идеальном случае. Поэтому иногда до предела, а как реанимировать аккумулятор, автолюбитель, особенно начинающий, не всегда знает. Причин, по которым АКБ выходит из строя, много. Статистика говорит, что большое количество батарей выходит из строя вследствие сульфатации и осыпания намазки.

Сульфатация - одна из причин выхода АКБ из строя

Итак, типичный аккумулятор - это пластины из свинца в серной кислоте. Данный металл легко разрушается воздействием слабых кислот, к примеру, уксусной. А вот серная для него совсем не опасна, даже если она будет очень концентрированной или нагретой. Пленка, которая образуется в результате реакции серной кислоты и свинца, защищает металл от разрушения.

Аккумуляторная батарея - это источник электричества химического типа. Если АКБ заряжена, то серная кислота - в электролите. При разряженной батарее она находится на электродах в виде сульфата. Операция обратима при заряде и это нормальный процесс.

Если оставить батарею надолго разряженной, то сульфаты свинца начнут растворяться, и в результате они начнут образовываться на электродах в виде больших нерастворимых кристаллов.

Слой сульфатов - изолятор. В результате теряется часть емкости батареи, а если АКБ долго находилась в состоянии разряда, то она погибнет.

Диагностировать сульфатацию очень просто - быстро теряется емкость АКБ, недостаточно мощности для запуска двигателя, закипает электролит и перегреваются пластины. Также наблюдается более высокое напряжение на клеммах.

Кальциевые сульфаты

В современных аккумуляторах свинец легируется кальцием. Это позволяет свести практически к минимуму выкипание воды и снизить саморазряд. Однако если батарея разрядилась достаточно сильно, то электроды покрываются Зарядить этот АКБ полностью уже не получится. Из-за того, что увеличивается такой батареи, считается, что ее нужно заряжать напряжениями от 15 В. Это ошибка. Нужно точно знать, как реанимировать аккумулятор, иначе можно его убить вовсе.

Осыпание угольных пластин

Это также довольно распространенная причина, по которой выходят из строя АКБ. Диагноз поставить легко - серная кислота потемнеет. В этом случае есть риск смерти батареи - к сожалению, такая задача, как реанимировать автомобильный аккумулятор, в данном случае не решаема.

Свинцовые АКБ в ходе эволюции много раз изменялись и модернизировались.

Однако принцип действия остался все тем же. На пластины нанесена паста окиси свинца. Эта деталь или намазка удерживается на электродах благодаря сцепным свойствам и конструкции пластин. Осыпается она в результате вибраций, сульфатации, колебаний температур. Процесс осыпания вполне естественный. Это говорит о старении аккумулятора. Если обращаться с батареей аккуратно, то срок ее службы существенно увеличится.

Как реанимировать аккумулятор автомобиля

С причинами все понятно. В гарантийных талонах на автомобили на этот случай водитель найдет лишь рекомендацию по замене батареи. Но есть варианты восстановления источника питания.

Как поднять емкость и плотность

Главный способ, который используют для батарей самых разных модификаций, - это зарядка малым током. АКБ быстро заряжается и также разряжается. За короткий период времени источник питания перестает брать заряд. Здесь необходимо сделать паузу, а затем повторить цикл.

Необходимо точно знать, как реанимировать аккумулятор автомобиля - при выборе неверных параметров заряда можно полностью уничтожить АКБ. Так, сила тока должна составлять всего 4-6% от емкости батареи. К примеру, для аккумуляторов на 60 Ач допускается ток заряда не более 3,6 А. Зачастую, время одного такого цикла составляет около 6-8 часов. Пауза - от 8 до 16 ч. Для восстановления может понадобиться 5-6 таких циклов.

Прекратить процедуру можно, если восстановилась а уровень напряжений находится в допустимых для конкретной батареи пределах.

Восстанавливающие процедуры в домашних условиях

Этот вариант подойдет тем, кто не имеет времени. Опытные автолюбители используют его уже давно. Если кто не знал, как реанимировать аккумулятор, то этот метод предусматривает растворение сульфатов посредством промывки специальными растворами.

Первым делом батарея заряжается на максимум своих возможностей. Далее - сливается электролит, а внутренности промываются дистиллированной водой 2-3 раза. Затем в полость заливают и трилона Б и оставляют батарею на час. Когда реакция закончится, то будет видно. Прекратится выделение газов. Затем следует повторить процесс, если пластины очистились недостаточно. После всего батарею снова промывают, заливают электролит и заряжают стандартным способом.

Как реанимировать старый аккумулятор автомобиля

Производители АКБ рекомендуют по окончании срока старые батареи выбрасывать. Не стоит с этим спешить - есть возможность оживить их. Сегодня во многих городах есть компании по скупке старых аккумуляторов - они их реанимируют и затем продают по приемлемой стоимости.

Если в гараже лежит один такой, можно попробовать вернуть ему былые возможности. Следует только знать, как реанимировать старый аккумулятор, чтобы все получилось. Ведь даже китайская батарея обойдется не менее 2000 р., а это какие-никакие, но все-таки деньги и их можно сэкономить.

Приступаем к процессу

Первым делом следует определить неисправности. Черный электролит - это разрушенные угольные пластины. Упала емкость - сульфатация. Также возможно замыкание пластин, но о том, как реанимировать аккумулятор с такой проблемой - расскажем ниже. Тяжелый случай - вздутые бока батареи. Здесь только замена.

Как лечить замыкание пластин

Для ликвидации этой проблемы поможет специальная присадка.

Она добавляется в электролит, плотность которого составляет 1,28 г/куб см, и оставляется там на двое суток. После этого смесь заливают в батарею и измеряют плотность. Если показатель остался на том же уровне, то ее заряжают и разряжают. Если в процессе не наблюдается нагревания или кипения, то ток можно уменьшить в два раза.

Через два часа снова измеряют плотность электролита. Если она снова в норме, зарядку прекращают. Можно считать, что батарея восстановлена. Если плотность выросла, доливают воду. Когда снизилась, то серную кислоту. После этого снова проводят зарядку.

Ремонт замыканий: способ №2

Чтобы устранить замыкание, проблемную зону выжигают большими токами. Для этого достаточно подключать батарею к сварочному аппарату с Ток должен быть от 100 А. Цепь замыкают лишь на пару секунд.

О необслуживаемых АКБ

Производители сделали эти батареи, чтобы их просто меняли.

О том, как реанимировать необслуживаемый аккумулятор, в инструкциях к ним не пишут. Но способ все-таки есть.

Первым делом сливают электролит, а заменяют его дистиллированной водой. Далее батарею заряжают на постоянном напряжении в 14 В. Через несколько часов следует слушать, что происходит внутри АКБ. Процесс должен сопровождаться образованием газов. При интенсивном выделении ток уменьшают.

За две недели батарея превратит воду в электролит, а сульфат свинца преобразуется в серную кислоту.

Через две недели содержимое сливается и снова заливается вода, и снова повторяется этот процесс. Когда десульфатация полностью закончится, можно заливать нормальный электролит и заряжать аккумулятор со стандартными параметрами.

Как правильно реанимировать аккумулятор, современный производитель не рассказывает. Все эти способы автолюбители применяют сами, на свой страх и риск. Главное, в точности соблюдать эти рекомендации, и тогда есть шанс, что АКБ оживет и будет радовать своего владельца еще долгие годы.

Итак, мы выяснили, как реанимировать необслуживаемый аккумулятор автомобиля.

Запуск автомобильных двигателей и других силовых установок осуществляется стартером, представляющим собой специальный электрический двигатель. Для создания пускового момента ему требуется электроэнергия, получаемая от внешнего источника - аккумуляторной батареи. Однако с течением времени в процессе эксплуатации у батареи могут возникнуть различные неисправности, и тогда у владельцев появляется вопрос, как восстановить аккумулятор. Эта задача решается различными способами, в зависимости от конструкции и технического состояния батареи, с использованием специального оборудования и инструмента.

Устройство кислотного аккумулятора

Основная функция аккумулятора состоит в кратковременной подаче мощного электропитания к стартеру, обеспечивающему запуск различных силовых установок. На короткое время АКБ снабжает электричеством все бортовые приборы до запуска двигателя, после чего питание к ним начинает вырабатываться генератором. Для автомобилей выпускаются устройства двух типов - кислотный и щелочной аккумулятор. Восстановительные мероприятия чаще всего касаются первого варианта, который и будет рассмотрен более подробно в качестве примера.

Все батареи имеют достаточно надежную конструкцию, но несмотря на это все равно случаются повреждения и неисправности из-за неправильного обслуживания или неаккуратной эксплуатации. Если кислотный аккумулятор старый, то ремонтировать его нет никакого смысла. Как правило восстановительные мероприятия проводятся в отношении сравнительно новых АКБ. Для этого нужно хорошо представлять конструкцию данных устройств.

Любая батарея помещается в закрытом пластиковом корпусе, из которого наружу выходят две клеммы плюса и минуса. Конструкция предполагает возможность обслуживания аккумулятора или же модель является необслуживаемой. В первом случае в верхней части корпуса имеются отверстия, закрывающиеся пробками. Во втором случае данные конструктивные элементы отсутствуют, за исключением одного небольшого отверстия, через которое отводятся газы. Подобные устройства обладают улучшенными характеристиками.

Внутреннее пространство корпуса разделено на 6 частей, называемых секциями или банками. Они заполнены рабочими элементами - свинцовыми пластинами с положительным или отрицательным значением, на которые нанесено активное вещество. Пластины аккумулятора располагаются поочередно таким образом, чтобы плюс чередовался с минусом. Между ними расположен сепаратор, исключающий возможность случайного соприкосновения. Пластины соединяются в общие блоки на каждом из которых установлена выводная перемычка, соединенная с мостом. Таким образом, все элементы соединяются в единый мост и выводятся на клеммы.

Принцип работы АКБ

Образование и передача электроэнергии в АКБ осуществляется путем химических реакций. С этой целью в каждую банку заливается электролит, представляющий собой раствор, в котором в строго определенных дозах смешаны кислота и дистиллированная вода.

Аккумулятор не может самостоятельно вырабатывать электроэнергию, он лишь получает ее из посторонних источников и сохраняет в течение определенного времени. В процессе зарядки электричество поступает на клеммы, после чего происходит его преобразование в химическую энергию. Разряжаясь, батарея вступает в обратный процесс, когда химическая энергия превращается в электрический ток.

Когда к аккумулятору подключается нагрузка, начинается реакция между губчатым свинцом, расположенным на отрицательных пластинах, двуокисью свинца с положительной пластины и электролитом. В результате происходит высвобождение электроэнергии, которая затем и используется по назначению. В это же время отрицательные пластины покрываются слоем сульфата свинца. Во время зарядки АКБ весь процесс происходит в обратной последовательности, после чего сульфат оказывается растворенным в электролите, а положительные пластины покрываются слоем диоксида свинца.

Основные неисправности батареи

Положительные и отрицательные пластины аккумулятора помещаются в закрытую пластмассовую емкость, внутрь которой заливается электролит, представляющий собой раствор соляной кислоты. Совместно со свинцовыми пластинами он образует так называемую гальваническую пару. К клеммам поступает ток от генератора или зарядного устройства. Когда он накапливается в достаточном количестве, аккумулятор сам превращается в источник электричества.

Потери электроэнергии, затраченной на пуск и другие нужды, восполняются с помощью генератора. Однако через определенное время накопленных запасов становится недостаточно для нормальной работы. В процессе эксплуатации наступает старение пластин. В отдельных случаях батарею можно реанимировать. Но для этого нужно вначале точно установить причину нерабочего состояния аккумулятора, чтобы восстановить АКБ автомобиля в домашних условиях.

Чаще всего батарея выходит из строя из-за сульфатации свинцовых электродов. В случае глубокой разрядки кристаллы не успевают раствориться. Кроме того, сульфатация возникает по причине регулярной недостаточной зарядки и продолжительного хранения АКБ в состоянии полной разрядки. Она легко определяется визуально, достаточно всего лишь открутить пробки и взглянуть на пластины, покрытие светло-коричневым налетом.

В других случаях при наличии сульфатации батарея начинает быстро закипать при зарядке, при полной зарядке она не вращает двигатель стартера и садится в течение нескольких минут даже под самой незначительной нагрузкой. Корпус покрывается белым налетом и вернуть первоначальное состояние уже проблематично.

Другая широко известная причина неисправности АКБ заключается в разрушении пластин и их дальнейшем осыпании. Основным внешним признаком является черный цвет электролита. В случае разрушения многих решеток ремонт такого аккумулятора становится невозможным и восстановлению он уже не подлежит.

Неисправность батарей нередко связана с замыканием пластин, расположенных рядом. Они деформируются или осыпаются, а на дне корпуса образуется осадок, вызывая замыкание одной из секций. В этом случае электролит в данной банке при зарядке не закипает, или кипение наступает очень медленно. Напряжение вообще не растет или поднимается крайне слабо. В этом случае неизвестно, можно ли вернуть устройство в начальное состояние.

Иногда аккумулятор выходит из строя по причине замерзания электролита. Это случается, когда батарея находится на морозе в состоянии сильной разрядки. Если корпус разорван льдом, то и пластины скорее всего тоже деформировались и замкнулись. При целом корпусе батарею следует разморозить в теплом месте и затем попытаться решить задачу, как восстановить аккумулятор.

Перед началом ремонта корпус нужно очистить. С его поверхности удаляется грязь, после чего он промывается содовым раствором с целью нейтрализации электролита. Клеммы очищаются от налета средней наждачной бумагой. Иногда после очистки клемм батарея сразу же частично восстанавливает свою работоспособность.

Десульфатация методом КТЦ

В результате сульфатации на поверхностях пластин оседает сернокислый свинец, препятствующий проникновению электролита в глубину активной массы. По этой причине какая-то часть массы уже не принимает участия в химической реакции. Поэтому в АКБ наблюдается рост внутреннего сопротивления, из-за чего емкость падает. Аккумулятор не может полностью зарядиться и очень быстро теряет набранный заряд.

Одним из основных методов решения проблемы, как восстановить автомобильный аккумулятор, считается контрольно-тренировочный цикл, с помощью которого сульфатация может быть ликвидирована на ранней стадии, а емкость АКБ восстановлена. Суть метода состоит в зарядке и разрядке, которые выполняются единым циклом. Необходимо заранее подготовить зарядное устройство, вольтметр, ареометр, потребитель в качестве нагрузки и можно восстанавливать работоспособность.

Вначале батарея полностью заряжается. Для этого используется сила тока, составляющая 10% от номинальной ёмкости АКБ. То есть, батарее на 60 ампер-часов потребуется ток, силой 6 ампер. По окончании зарядки выполняется проверка плотности электролита во всех банках, который в норме должен быть 1,27. Если показатель меньше номинала, необходимо поднять плотность до нужного уровня и еще полчаса заряжать батарею для перемешивания электролита.

Далее выполняется контрольная разрядка при помощи нагрузки, подключенной к клеммам. При этом потребляемая электроэнергия составляет не более 10% от емкости аккумулятора. В процессе разрядки выполняются периодические замеры напряжения, которое должно снизиться на клеммах до 10,2В. Данный показатель соответствует полному разряду устройства. Одновременно нужно следить за временем разрядки. Новой батарее для этого требуется примерно 10 часов. Меньшее время разрядки соответствует большей потере емкости АКБ. Таким образом, решается задача, как восстановить аккумулятор автомобиля.

Аккумулятор не должен оставаться разряженным слишком долго. После полного разряда он должен быть сразу же поставлен на зарядку до тех пор, пока заряд полностью не восстановится. В результате этой операции ёмкость восстанавливается, а внутреннее сопротивление батареи снижается после понижения сульфатации.

Замена электролита

Иногда электролит, содержащийся в банках, становится мутным и приобретает черный цвет. В этом случае требуется его замена. Подобное состояние характерно для коротких замыканий или старых аккумуляторов, которые не использовались в течение длительного времени. Одним из способов восстановления аккумулятора автомобиля, считается замена электролита.

Испорченную жидкость нужно слить путем вытягивания ее резиновой грушей. Откачивать электролит рекомендуется не только с испорченной, но и со всех остальных банок.

В пустые банки заливается дистиллированная вода, после этого корпус АКБ нужно немного покачать и выполнить слив. Переворачивать батарею нельзя, иначе частички осадка могут застрять между пластинами. Процедура повторяется неоднократно, пока сливаемая вода не будет чистой.

  • Заливается электролит с плотностью 1,28 и отстаивается в течение суток, пока изнутри не выйдет весь воздух.
  • Зарядка током силой 0,1 А пока плотность полностью не восстанавливается. Электролит не должен сильно кипеть, а корпус - сильно нагреваться. Если нужно, зарядка прерывается, чтобы жидкость остыла. Батарея должна зарядиться до 14-15 вольт.
  • После проверки показаний ареометра, ток уменьшается и остается еще на 2 часа. Если плотность за это время осталась на прежнем уровне, зарядку можно прекратить.

С помощью тока 0,5 ампер старый аккумулятор разряжается до 10 вольт. При достижении напряжением этой отметки менее чем за 8 часов следует повторить весь предыдущий цикл. Если же все в норме, батарея заряжается до своего номинального значения.

Современные автомобильные аккумуляторы могут без проблем служить до пяти, а то и семи лет. По истечении этого срока они перестают держать заряд, а их емкости едва ли хватает для старта двигателя. Если с вашим аккумулятором приключилась подобная история, скорее всего, придется покупать новый. А что делать со старым? Его можно просто выбросить, сдать в приемный пункт, или попытаться восстановить.

Восстановление аккумулятора займет, конечно, определенное время, и гарантии, что батарея «оживет» никакой нет. А если это и случится, то она уже никогда не будет прежней, поэтому применять ее в качестве основной АКБ для автомобиля мы бы не рекомендовали. Но ее можно успешно использовать в качестве резервного аккумулятора, а также для других целей, где требуется автономный источник энергии.

Почему аккумулятор «стареет»

Чтобы понять, что случается с аккумуляторной батареей со временем, рассмотрим химические процессы, происходящие внутри классической обслуживаемой кислотно-свинцовой АКБ. Итак, в процессе работы исправной батареи на ее минусовые пластины оседают частички активного свинца, на положительные – его оксид. При разрядке происходит обратный процесс, в результате которого свинец вступает в реакцию с электролитом, образуя сульфат. Соль оседает мелкими кристаллами на пластинах. Со временем эти кристаллы увеличиваются, образуя слой практически нерастворимых отложений, из-за которых активные вещества постепенно перестают восстанавливаться. Данный процесс называется сульфатацией. Он приводит к снижению емкости аккумуляторной батареи и увеличению ее сопротивления. Что это значит? Емкость аккумулятора напрямую зависит от площади рабочих пластин, которая увеличена за счет ячеек и ребер. Осевший на них сульфат превращает решетку в одну плоскость, уменьшая ее площадь. Кроме того, его слой препятствует доступу электролита к активным веществам, усугубляя ситуацию.

Соли свинца, и сульфат в том числе, обладают достаточно высоким электрическим сопротивлением, что затрудняет движение частиц активных веществ от электрода к электроду. Это ведет к снижению рабочего напряжения, а также повышению температуры электролита, что способствует процессу сульфатации. Вот такой получается замкнутый круг.

Кроме времени и высокой температуры к сульфатации могут привести:

  • большой ток разрядки;
  • низкое разрядное напряжение;
  • глубокий разряд;
  • длительный период хранения без использования в разряженном состоянии.

Диагностируем аккумулятор

Прежде чем приступить к спасению АКБ, необходимо убедиться, что она не совсем «умерла», иначе все наши попытки могут оказаться тщетными. Кроме сульфатации существуют и другие причины, по которым батарея может полностью выйти из строя, и восстановить ее вряд ли получится. К ним относятся:

  • замыкание свинцовых пластин, возникающее при выкипании электролита и нагревании электродов (шансов на восстановление мало, но попробовать можно);
  • повреждение угольных пластин, признаком чего является электролит черного цвета (реанимировать батарею можно и не пытаться);
  • замерзание электролита, характеризующееся вздутием банок (можно сразу выбрасывать или сдавать в приемку).

Вот мы и подобрались к выводу: реанимировать АКБ возможно только при умеренной сульфатации и некритичном замыкании пластин.

Начинаем диагностику. Для этого проверьте напряжение в каждой из банок. Если у вас есть подозрение на замыкание в определенной банке, обратите внимание, насколько отличается выдаваемое ею напряжение от соседних ячеек. Если разница превышает 0,5 В, ваши подозрения небезосновательны.

Открутите пробки банок, и проверьте уровень электролита при помощи стеклянной палочки. Он не должен быть ниже 10 мм от верхней поверхности решеток. Если в банке, которую вы подозревали в замыкании уровень ниже, или вообще не определяется – это свидетельство того, что электролит в ней выкипел, а значит, имеет место и замыкание.

Наденьте резиновые перчатки и слейте весь электролит из аккумулятора в какую-нибудь посуду. Не бойтесь его потрясти. Вы увидите, как вместе с электролитом из банок выходят частицы сульфата свинца. Убедившись, что электролит не содержит угольной пыли, свидетельствующей о разрушении угольных пластин, можно приступать к его восстановлению.

Десульфатация с помощью химических средств

Начнем с самого простого – использования химически активных веществ, позволяющих избавиться от сульфата свинца на пластинах. В автомобильных магазинах можно приобрести специальные десульфатизирующие присадки, предназначенные именно для этих целей. Покупаем присадку, дистиллированную воду и свежий электролит.

До начала процедуры восстановления рекомендуется промыть банки горячей водой, пока из них не вымоются отложения. Когда банки будут чистыми, растворяем в электролите присадку в соответствии с инструкцией, и даем ему полностью раствориться (на это может уйти до 2-х суток). Заливаем раствор в аккумулятор, доводим его плотность до оптимальной (1,28 г/см 3). Подключаем зарядное устройство, устанавливаем ток зарядки не более 0,1 А, и даем АКБ зарядиться, пока напряжение на клеммах не достигнет 13,5-14,4 В. Следите, чтобы электролит не кипел! Далее уменьшаем ток до 0,05 А, и продолжаем заряжать, пока напряжение и плотность не будут оставаться неизменными на протяжении двух часов. После зарядки меряем плотность и при необходимости доводим ее до оптимальной.

Теперь подключаем к клеммам аккумулятора лампочку с нагрузкой 0,5-1 А, и ждем, пока напряжение не упадет до 10,2 В. Далее повторяем цикл зарядки-разрядки 2-3 раза. Не забываем контролировать плотность электролита.

Вместо присадки и электролита для десульфатизации можно использовать аммиачный раствор трилона (натрия этилендиаминтетрауксуснокислого). Его заливают в банки и дают ему время «поработать» 40-60 минут. Процесс происходит с активным выделением газа. Прекращение газообразования свидетельствует о завершении химической реакции. После завершения этой процедуры жидкость сливают, а банки промывают дистиллированной водой. После этого батарею заряжают по описанному выше алгоритму.

В качестве химически активного вещества можно применить и раствор обычной пищевой соды, однако такой способ не принесет желаемого результата.

Десульфатация дистиллированной водой

Данный метод требует еще больше времени, однако, спешить здесь и не стоит. Он больше подходит для АКБ, в которых уровень сульфатации минимальный.

Промыв банки, как было описано, залейте в них дистиллированную воду, чтобы она покрыла пластины. Не закручивая пробок, подключите зарядное устройство, установите на нем напряжение на уровне 14 В, и оставьте заряжаться на пару часов. Когда вода закипит, уменьшите напряжение, добившись минимального газообразования. Внимание, вода должна кипеть, но на минимуме! Выдерживаем аккумулятор в режиме такой зарядки неделю, а еще лучше две. За этот срок вода превратится в слабенький электролит за счет растворения сульфата и трансформирования его частиц в молекулы серной кислоты.

Слейте из банок жидкость и наполните их опять чистой дистиллированной водой. Повторяйте процесс до тех пор, пока вода не перестанет превращаться в электролит (измеряйте ее плотность ареометром). По окончании процедуры залейте в банки полноценный электролит и зарядите аккумулятор обычным способом.

Устранение замыкания пластин с использованием тока большой величины

Способ с применением «шоковой терапии» рекомендуется использовать лишь в крайних случаях, когда другие методы надежд не оправдали. Он заключается в том, чтобы с помощью мощного импульса устранить замыкание между пластинами в банке. В качестве источника такого импульса может быть использован трансформаторный сварочный аппарат, выдающий ток в пределах 80-100 А и напряжение 20 В.

Плюсовой провод подключают к минусовой клемме аккумулятора, а «массу» подают на плюс. При этом электролит не сливают, просто откручивают пробки.

На аккумулятор подают напряжение в течение 30 минут. Естественно, электролит за это время закипит, но не обращайте на это внимания. Выдержав время, слейте его, промойте банки горячей водой и залейте новый. После «терапии» зарядите аккумулятор обычным способом, соблюдая обратную полярность.

В дополнение посмотрите видео:

По причине «смерти» аккумулятора. Это одна из незначительных проблем, которую можно решить самостоятельно. Для этого не нужно обращаться на СТО или бежать в магазин за новым аккумулятором. Давайте разберемся, как зарядить необслуживаемый аккумулятор (или обслуживаемый), который лежал у вас в гараже длительный срок или просто разрядился в ходе естественного процесса эксплуатации.

Почему ломается батарея?

Прежде чем разобраться в том, как реанимировать аккумулятор, необходимо понять, почему он вообще выходит из строя. Причин может быть несколько:

  1. Сульфатация пластин. Это одна из самых распространенных причин, последствием которой является быстрая потеря заряда батареей. Чаще всего восстановить емкость батареи можно.
  2. Один из блоков перестает работать в результате короткого замыкания. Из-за замыкания двух контактных пластин одна из банок аккумулятора сильно перегревается, емкость батареи снижается, и часто заряда не хватает даже для того, чтобы завести автомобиль.
  3. Замерзание электролита. При использовании батареи с низкой плотностью зимой электролит может замерзнуть. Корпус батареи может потрескаться, из-за чего пластины будут деформированы. При замерзании электролита внутри в 90 % случаев аккумулятор приходится выкидывать и покупать новый.
  4. Осыпание угольных пластин. В этом случае батарея также не восстанавливается.

Если обобщить, то есть всего две причины выхода из строя аккумулятора:

  1. Брак на производстве (некачественная обмазка пластин, к примеру).
  2. Неправильная эксплуатация. Чаще всего это влечет за собой сульфатацию пластин.

Отметим, что именно сульфатация - самая распространенная причина плохой работы необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. Поэтому давайте рассмотрим подобную неисправность подробнее. Отметим, что приведенные ниже советы годятся только для кислотных аккумуляторов. Щелочные батареи ремонтируются по-другому, однако в автомобилях они практически не используются.

Сульфатация пластин

Принцип работы любого аккумулятора для автомобиля основан на использовании жидкого электролита. Основная характеристика электролита - это плотность, которая для заряженного аккумулятора должна быть в районе 1.25-1.27 г/см3.

При зарядке на свинцовых пластинах накапливаются активные вещества, плотность электролита растет из-за поглощения дистиллированной воды. Когда батарея разряжается, плотность падает, поглощается серная кислота, а дистиллят выделяется.

В процессе поглощения энергии на пластинах образуются сульфаты свинца - кристаллы, которые не оказывают негативного воздействия при работе батареи. Эти кристаллы при малом заряде являются небольшими, и при систематическом использовании аккумулятора они просто размываются. Однако при глубоком разряде кристаллы сильно увеличиваются и достигают большого объема, из-за чего не растворяются в электролите. Следовательно, рабочая поверхность пластин уменьшается из-за сульфатов свинца, емкость аккумулятора падает. Этот процесс и называется сульфатацией.

Необслуживаемые аккумуляторы

Необслуживаемые батареи отличаются от обслуживаемых тем, что здесь нет доступа к банкам. Поэтому плотность электролита нельзя проверить. Некоторые рекомендуют сделать отверстия сверху, чтобы добраться до внутренностей, но там может находиться система газоотвода. Определяют уровень электролита в банках с помощью яркого фонарика, который просвечивает насквозь батарею. Если уровень ниже нормы, то делается отверстие в корпусе (выше уровня электролита) и шприцом добавляется дистиллированная вода. Отверстие запаивается. В остальном необслуживаемые аккумуляторы не отличаются от обслуживаемых, и их восстановление осуществляется теми же способами.

Десульфатация

Перед тем, как зарядить необслуживаемые аккумуляторы с низкой емкостью, необходимо выполнить десульфатацию пластин. Для этого могут применять один из следующих трех методов:

  1. Физическая очистка пластин.
  2. Химическая очистка.
  3. С помощью зарядного устройства.

Каждый из способов разберем подробнее.

Физическая очистка

Этот способ является одним из экстремальных, и он предполагает ручную очистку контактных пластин. Экстремальным он называется из-за того, что в аккумуляторе находится кислота, и при контакте с кожей она может навредить. Так что выполнить следующие действия нужно очень аккуратно:

  1. Сливается весь электролит.
  2. В верхней крышке нужно сделать окошки. Это делают с помощью паяльника или электролобзика.
  3. Теперь пластины вынимают через сделанное отверстие, очищают.
  4. После этого они тщательно промываются дистиллированной водой.
  5. Внутренности банок также промываются дистиллятом.
  6. Пластины помещаются обратно в банку, окошки запаиваются пластиком.
  7. В аккумулятор заливается электролит до необходимого уровня.
  8. Батарея ставится на зарядку.

Вроде бы нет здесь ничего сложного, однако свинцовые пластины являются довольно хрупкими, особенно после длительной эксплуатации. Поэтому перед тем, как реанимировать аккумулятор таким способом, сначала пытаются выполнить химическую очистку.

Химический способ

Для десульфатации таким способом потребуется химический раствор «Трилон B». Данный процесс занимает всего 1-2 часа, но сложность заключается в приготовлении раствора. Процесс очистки выглядит следующим образом:

  1. Полностью заряжается аккумулятор для автомобиля.
  2. Электролит сливается.
  3. Банки промываются дистиллированной водой.
  4. Внутрь заливается раствор «Трилона B». Он должен находиться внутри около одного часа. Процесс растворения сульфатов должен сопровождаться кипением и выделением газа. Реакция закончится в течение часа. Раствор старого «Трилона B» сливается. Можно залить новую порцию раствора, хотя не обязательно, так как первый должен был справиться.
  5. Батарея снова промывается дистиллированной водой.
  6. Заливается электролит.
  7. Аккумулятор снова ставится на зарядку.

При этом способе многие владельцы автомобилей пытаются понять, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор. Конечно, можно, и в данном случае это необходимо. Данный способ восстановления является весьма эффективным после очень глубокой разрядки батареи.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством?

Проще всего использовать зарядку для восстановления емкости и десульфатации АКБ. Данный процесс является простым, однако длительным. Есть несколько способов провести ремонт, но оба основаны на чередовании полного разряда с зарядом аккумулятора автомобиля.

Из-за частого разряда и заряда батареи сульфаты на пластинах будут растворяться естественным образом, как это и происходит в активно используемых аккумуляторах. Однако перед тем, как зарядить необслуживаемый аккумулятор, необходимо проверить уровень электролита внутри. И если уровень окажется ниже нормы, то необходимо долить дистиллированной воды. Добавлять электролит нельзя, так как в процессе десульфатации его плотность поднимется.

Для проведения десульфатации таким образом потребуется только специальное зарядное устройство с функцией десульфатации. Оно подключается к аккумулятору, и больше от пользователя ничего не требуется. Устройство само заряжает батарею, затем подает нагрузку с целью ее разряжения. Интервалы зарядки и нагрузки могут быть разными, но суть от этого сильно не меняется. Недостаток такого способа заключается в стоимости самого зарядного устройства - его цена может достигать 5-10 тысяч рублей.

Восстановление обычным зарядным устройством

Конечно, если аккумулятор полностью разрядился из-за сульфатов, то можно попытаться и самостоятельно избавиться от этих кристаллов с помощью обычного «зарядника». Как зарядить необслуживаемый аккумулятор в этом случае? Для этого нужно заряжать батарею, отключать зарядку, подключать какой-нибудь бытовой прибор для его разрядки, затем снова подключать зарядное устройство и т.д. На это может уйти много времени, но суть в том, что заряжать и разряжать батарею, что приведет к растворению сульфатов на пластинах.

  1. Аккумулятор заряжается на низком токе. Устанавливаем на зарядном устройстве 14 В и 0.8-1 А. Так батарея должна заряжаться в течение 8 часов. Если электролит начнет кипеть, нужно сбавить силу тока.
  2. В АКБ будет расти напряжение. После 8-часовой зарядки отключаем устройство и ждем сутки.
  3. Теперь снова заряжаем 7-8 часов с повышенным током (2-2.5 А).
  4. В результате будет расти напряжение и плотность электролита.
  5. Теперь разряжаем батарею до 9 В. Подключаем обычную лампу дальнего света (автомобильную) и ждем, пока аккумулятор разрядится.
  6. Данный цикл повторяем до момент получения напряжения 12 В и нормальной плотности электролита.

Подобный способ показывал высокую эффективность и позволял оживить весьма запущенные аккумуляторы. Его недостаток заключается в длительности самого процесса и вмешательстве пользователя. Гораздо проще подключить зарядное устройство с функцией десульфатации.

В заключение

Теперь вы знаете, как зарядить необслуживаемые аккумуляторы, и сможете произвести этот процесс самостоятельно. Но даже если описанные выше способы не помогли, то придется идти в магазин за новой батареей. И вообще, аккумулятор - это расходный материал, который рано или поздно приходится менять.

На чтение 5 мин. Просмотров 114 Опубликовано 26 ноября 2015

В данной статье мы расскажем, как можно восстановить аккумулятор своими руками.

Автомобилисты со стажем наверняка сталкивались с или его полного выхода из строя. В таких ситуациях не обязательно выбрасывать аккумулятор в утиль и покупать новый, можно попробовать восстановить аккумулятор. В данной статье мы расскажем, как можно восстановить аккумулятор своими руками.

В процессе эксплуатации автомобиля возникает множество ситуаций, когда аккумулятор выходит из строя. У выхода аккумулятор из строя есть несколько причин. Мы их рассмотрим ниже. Основные причины выхода аккумуляторной батареи из строя указаны в таблице ниже.

Причина Описание
Возраст автомобильного аккумулятора Довольно старый аккумулятор, возраст которого стремительно приближаться к 10 годам, невозможно будет восстановить. Любое восстановления такому аккумулятору не поможет.
Недостаток электролита Из-за низкого качества либо недостатка электролита аккумулятор также может выйти из строя, и потребуется его восстановление. При недостатке электролита необходимо осмотреть полностью весь корпус аккумулятора. Электролит мог просто вытечь через трещину.
Сильные морозы на улице В довольно холодный период времени года аккумуляторная батарея может не держать заряд и быстро выходить из строя. Опытный автомобилист знает, что сильные перепады температуры могут довольно быстро убить любой надёжный аккумулятор.
Замыкание пластин аккумуляторной батареи Если в одной секции аккумулятора произойдёт замыкание пластин, тогда вся батарея может выйти с тобой. Определить замыкание пластин можно по закипанию электролита в одной из секции.
Повреждения угольных пластин аккумулятора Повреждения угольных пластин можно определить по окрашиванию электролита в чёрный цвет.
Сульфатирование пластин аккумулятора. При сульфатировании пластин аккумулятор также не будет держать заряд и выйдет из строя.

Отдельно стоит упомянуть о воздействие низких температур на аккумуляторные батареи автомобилей. Из-за сильных морозов в аккумуляторе могут раздуться бока, и после этого выкипит электролит, как только вы начнёте заряжать батарею. Все эти признаки говорят о промороженности батареи. Если аккумулятор подвергся довольно низким температурам и проморозился, тогда его уже невозможно будет восстановить, так как произойдёт множество коротких замыканий в разных пластинах аккумулятора.

Далее мы расскажем о возможностях для восстановления аккумуляторной батареи автомобиля. Также будут рассказаны лучшие способы восстановления автомобильных аккумуляторов. Причём эти способы подойдут для восстановления кислотных аккумуляторных батарей, а также таких аккумуляторов, которые эксплуатировали неправильным способом.


В процессе эксплуатации автомобиля возникает множество ситуаций, когда аккумулятор выходит из строя. У выхода аккумулятор из строя есть несколько причин.

Восстановление аккумулятора автомобиля

Самостоятельное восстановление аккумулятора автомобиля невозможно без использования определённых материалов и инструментов. Чтобы восстановить аккумулятор своими руками, вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

— пипетка,

небольшая клизма,

— концентрированный электролит,

— дистиллированная вода,

— зарядное устройство, в котором можно регулировать уровень тока,

— измеритель плотность электролита,

— ареометр,

— присадка сульфат для электролита.

Первый способ подойдёт для восстановления таких аккумуляторов, работа которых происходила при минимальном заряде, равнявшемся практически нулю. Чтобы восстановить такие аккумуляторные батареи для автомобиля, необходимо применение для них длительного зарядно-разрядного цикла.

Процедуру длительного зарядно-разрядного цикла необходимо применять для уставших аккумуляторных батарей минимум два раза. Этот способ восстановления также подходит для аккумуляторной батареи с сульфатацией пластин.

Второй способ восстановления аккумуляторов подразумевает под собой полную реанимацию аккумуляторной батареи. Этот способ можно применять при восстановлении кислотного аккумулятора. Для этого необходимо вылить из секций батареи весь электролит, затем промыть её внутренности дистиллированной водой.


Мы напишем пару способов, как восстановить аккумулятор своими руками.

Для промывки аккумуляторов подходит только дистиллированная вода, иначе на внутренних стенках аккумулятора осядут сторонние примеси и соли, которые присутствуют в обычной водопроводной воде.

После промывки аккумулятора мы разбавляем электролит дистиллированной водой или специальной присадкой. После этого мы заливаем его обратно в аккумуляторную батарею и подключаем её к зарядному устройству. При первой зарядке после промывки аккумулятора нельзя закрывать крышку, через которую заливали электролитово-водяную смесь. Дело в том, что аккумулятор может выделять газ при первой зарядки, а если внутренняя часть аккумулятора будет закрыта, то скопление газа может привести к взрыву из-за чрезмерного давления внутри. Набрав первую полную зарядку, аккумулятор необходимо разрядить с помощью любого подключённого к нему электроприбора. Как только он будет полностью разряжен, необходимо вновь зарядить до полной зарядки.

Циклы разрядки и зарядки необходимо проводить при восстановлении аккумуляторной батареи до тех пор, пока вольтметр не покажет нам напряжение на клеммах минимум 14 В. Показатели ёмкости аккумулятора можно вычислить с помощью разрядки батареи до 10,5 В и последующей зарядки. В этот момент необходимо будет отметить время зарядки и показатель зарядного тока. Эти два показателя необходимо будет перемножить, чтобы получить значение ёмкости аккумулятора.

Основные правила эксплуатации кислоты аккумуляторов

Чтобы ваши аккумулятор прослужил как можно дольше, необходимо придерживаться :

  1. Защищать аккумуляторную батарею от низкой температуры в зимний период. Если на ночь погоду прогнозируют с резким снижением температуры, тогда нельзя оставлять аккумулятор внутри автомобиля, необходимо забрать его с собой в тёплое помещение.
  2. Контроль уровня электролита в секциях аккумулятора. Необходимо проводить регулярную проверку уровня электролита во всех секциях батареи. Если уровень будет недостаточный, электролит необходимо пополнить с помощью дистиллированной воды.
  3. Контролировать соответствие мощности аккумуляторной батареи и зарядного устройства. Использование чрезмерно мощного зарядного устройства скажется на долговечности аккумуляторной батареи.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook