Газ м 21 волга. Отзыв ГАЗ М21 (1963 г.). Прототипы автомобиля ГАЗ-М21

Проблемы остались, жор бензина, в принципе, тоже. Хотя последнее не такое и большое. Перед двигателем есть такая необходимая в зимнее время вещь, как жалюзи. Перед прогревом закрываешь их, запускаешь и ждешь, пока нагреется двигатель. Главное их потом открыть, иначе до кипения не далеко – машина изначально на воде была.

Под капотом все оригинально – родной бензовасос, фильтр с отстойником, а также масляный фильтр.
В паре с эти двигателем работает механическая коробка передач с переключением на руле. Особенностью, помимо способа управления, является еще и то, что отсутствует синхронизатор на передний и задний ходы, поэтому такая вещь как двойной выжим сцепления для этого автомобиля не редкость. Алгоритм работы таков: первая передача – на себя и вниз, вторая – от себя и вверх, третья – от себя и вниз. Задняя передача – на себя и вверх.

По вариациям здесь ничего, кроме этих двигателей не стояло. Разве только в первой серии, небольшая часть машин оснащалась нижнеклапанным двигателем от «Победы». Коробка передач тоже всегда была механической, но было выпущено примерно 700 автомобилей первой серии с автоматическими коробками. Но они не прижились из-за недостаточной культуры обслуживания и отсутствия необходимого гипоидного масла.
На экспорт шли с импортными дизелями «Пежо-Инденор», «Перкинс» и «Ровер» с теми же механическими коробками. Или же были родные бензиновые, но мощностью уже 80-85 лошадиных сил.

Такими же немногочисленными были и версии «догонялки» ГАЗ 23 - у этих «Волг» под капотом уютно располагался V-образный 8-цилиндровый двигатель на пять с половиной литра от «Чайки» с трехступенчатой АКПП. Для маскировки управление также было на руле, но была и маленькая табличка с положением скорости. Многие сейчас корчуют 21 «Волги», устанавливая в нее газоновские движки на 4,2 литра вкупе с четырехступенчатой механикой от 24-ки. Кстати – байки про плиту в багажнике. У этих «догонялок» там находилось специальное оборудование для прослушивания. Плиты и ящики с песком пошли на других моделях этих спецмашин.

«Волга» одна из тех машин, у которой можно спокойно сделать фото дна и деталей подвески без какого либо труда.

Спереди здесь независимая подвеска на пружинах, в рулевом управлении применены уже давно архаичные шкворня и отсутствие усилителя. До 60-го года применялась централизованная система смазки подвески, но она была крайне сложна и оставляла пятна на асфальте. Смазывать приходиться и довольно часто. Особенно 21 точка, маятник, это нечто. Вполне приятно, что спереди есть такая вещь как стабилизатор поперечной устойчивости. Именно в третьей серии на машине появились и телескопические амортизаторы, вместо архаичных рычажных. Сзади – разрезной мост на продольных рессорах с телескопическими амортизаторами. Минус этого моста в том, что после разъединения чулков, сборка происходит довольно затруднительно, особенно выставлять пятно контакта. Тормоза по кругу барабанные, без усилителя на педаль. Стояночный тормоз на трансмиссии, как и у «Победы», ГАЗ 69 и всех предыдущих машин. Это значит, блокируется карданная передача. Но и здесь есть свой минус – если машина одним колесом на обычном покрытии, а другим на мокром или скользком и в горку, она может покатиться.

«Волга» это – ГАЗ-М21. Этот автомобиль выпускался с ленты завода в течение 14 лет, начиная с 1956 года. Проект на машину был готов еще в 51-ом году. Но, первая модель «Волги» немного устарела и имела некоторые минусы, о которых вслух говорили владельцы авто. Дизайн оставался прежним, усовершенствовались узлы механизмов. В итоге, переделали и дизайн машины. Она выглядела престижно и привлекала своим видом всех любителей машин.

Так выглядит ГАЗ-М21

В то время, когда выпускалась данная машина, дизайн был довольно-таки привлекательный для всего Советского Союза. Хотя, если посмотреть на неё, индивидуальных элементов в этом автомобиле нет. Но, даже при таком солидном виде, к 58-му году Волга потеряла свою индивидуальность, потому как на заводе ежегодно выпускались новые модификации, которые имели не только внутренние перемены, но и внешние.

Машина к тому времени стала выглядеть более официально и более строго. Поэтому, именно этой маркой заинтересовалось правительство Советского Союза. ГАЗ-М21 имел все необходимые внутренние данные для того, чтобы ездить по дорогам СССР. В салоне машины помещалось 6 человек. Сзади был поставлен огромный диван. Двигатель внутреннего сгорания был четырехцилиндровый, коробка переключения передач стояла автомат, взятый у американской фирмы Ford. Кузов автомобиля очень сильно напоминал машину «Победа».

Подвеска также была взята с этой марки машины, потому что она была сделана из металла, который трудно поддавался коррозии, и был сделан из высшей марки железа.


Так выглядит двигатель Газ 21

Предки машины

Первый автомобиль имел тёмно-красную окраску, как вишня. У него стояла коробка переключения передач автоматическая. Внешне автомобиль также очень сильно отличался-решеткой радиатора, бамперами, обтекаемостью кузова. Были некоторые элементы в салоне, которые отличали автомобиль от ГАЗ-М21. В 55-ом году машина получила другую решетку радиатора. В 56-ом году вышло 5 машин. Автомобиль испытывал вся очень долгое время. Для него были созданы самые экстремальные ситуации. В течение осени и зимы Волга прошла 29 000 км. Она проехала Украину, Россию, Беларусь и весь Кавказ. В итоге она появилась в Москве. При таком длинном пути были выявлены недостатки машины, некоторые минусы были сразу же исправлены, но остались и те, с которыми Волга проездила весь свой срок.

Читайте также

Фигурка оленя на Волгу

Первоначально в свет вышли 2 вида Волги. Они отличались и внешне и по «внутренней начинке». В итоге в серийное производство попала модель, которая не была похожа ни на один вид предшественников. Отличалась она, прежде всего, нанесением хрома на отдельные части кузова. Но и это потом стало дополнительной частью машины, за которую требуется доплачивать денежные единицы. Но всё равно внешний вид был уникален, чего только стоили задние двери.

Поколения

Есть 3 серии выпуска «ГАЗ-М21». В основном на всех сериях был похож дизайн машины. Отличия имеют водоотводники на крыше машины. Это было сделано для того, чтобы влага не могла попасть в салон автомобиля.

  • 1 серия. Выпускалась с 56-го года. Она закончилась в 58-ом году. Люди называли эту модель «Волга со звездой». В ней стоял силовой агрегат с машины «Победа». За 25 лет заводом было произведено 30 000 моделей автомобиля.

внешний вид первой серии ГАЗ-21М

  • 2 серия. 59-ый год. Волга претерпела некоторые изменения. В основном они коснулись дизайна. Фонари, приборная панель были другими. Был изменен кузов. В его чертах, возможно, было увидеть американские нотки. Но, с иностранными намеками вышло определенное количество машин. В основном это были с небольшими изменениями. За период производства 2 серии было выпущено 120 000 единиц автомобилей.

Вид Газ 21М второй серии

  • 3 серия. Были изменены бампера и добавлены детали в самом кузове. Решетка радиатора также выглядела по-иному. В итоге машину можно было назвать «лёгкой» из-за модификации кузова. Её часто сравнивали со знаменитой «Чайкой». Также поставили более мощный силовой агрегат. Он теперь был 75 л.с. Коробка передач была снята с производства и полностью заменена на механику.

Так выглядит Газ 21М третей серии

ГАЗ-21
Технические характеристики:
кузов 4-дверный седан (модификация ГАЗ-22 - 5-дверный универсал)
количество дверей 4/5
количество мест 5
длина 4770 мм
ширина 1695 мм
высота 1620 мм
колесная база 2700 мм
колея передняя 1410 мм
колея задняя 1420 мм
дорожный просвет 190 мм
объем багажника 170 л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя карбюраторный, 4-цилиндровый, с алюминиевым блоком цилиндров и чугунными мокрыми гильзами, верхнеклапанный
объем двигателя 2432 см 3
Мощность 65/3800 л.с. при об/мин
Крутящий момент 167/2200 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр 2
КП 3-х ступенчатая с синхронизатором 2-й и 3-й передачи
Подвеска передняя независимая, рычажно-пружинная
Подвеска задняя зависимая рессорная
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 9 л/100 км
максимальная скорость 120 км/час
годы производства 1956-1970
тип привода задний
снаряженная масса 1460 кг
разгон 0-100 км/ч 34 сек

ГАЗ-21 «Волга» - советский легковой автомобиль с кузовом седан. До 1965 года назывался ГАЗ-М21 «Волга». Выпускался серийно с 1956 года (до 1958 года параллельно с ГАЗ-М20 «Победа») по 1970 годы. Общий объем выпуска ГАЗ-21 всех модификаций 638798 экземпляров (по серийному номеру последнего сошедшего с конвейера автомобиля). Стал самым удачным автомобилем отечественной разработки за все годы существования СССР .

История создания

Разработка автомобиля началась в 1952 году. Поначалу работа велась над двумя независимыми проектами ГАЗ-М21 «Звезда» и ГАЗ-М21 «Волга». Первый проект вел художник Джон Вильямс, второй - Лев Еремеев. В 1953 году были построены макеты двух машин. Проект Вильямса выглядел более передовым, но машина Еремеева больше соответствовала реалиям того времени. В дальнейшую разработку будущего автомобиля был принят проект Льва Еремеева. В том же 1953 году ведущим конструктором ГАЗ-М21 был назначен А. Невзоров, который работал под началом главного конструктора Горьковского автозавода Н. Борисова.


В конце зимы или начале весны 1954 года первые прототипы будущей «Волги» были готовы и поступили на предварительные испытания. 3 мая 1955 года три машины - вишнево-красная (прототип 1), синяя (прототип 2) и белая (прототип 3) - выехали из ворот Горьковского завода и отправились на государственные приемочные испытания. Вместе с ними на испытания поступили другие отечественные автомобили и машины иностранного производства того же класса, что и «Волга». Все прототипы отличались друг от друга в деталях, два из них были оснащены автоматической коробкой передач, одна - механической.
Автомобили были испытаны в самых различных дорожных условиях и показали хорошие результаты. Новый автомобиль был экономичней и динамичней «Победы» , превосходил по динамике устаревающий ЗИМ , по надежности и проходимости опередил зарубежные аналоги. Кроме того «Волга» выгодно отличалась от автомобилей зарубежного производства гармоничным дизайном.


Фото: В 1954-ом году началось строительство опытных образцов ГАЗ-21

В мае 1955 года Горьковским заводом был выпущен еще один, четвертый экземпляр «Волги». Он был передан на Муромский радиозавод для отладки радиоприемника А-9, которым комплектовался автомобиль (в некоторых вариантах). Летом 1955 года все прототипы, кроме первого, были немного модернизированы, получив новую решетку радиатора (со звездой).
Первая серия из пяти автомобилей была собрана на заводе в октябре 1956 года. 10 октября 1956 года из заводских ворот выехали первые три «Волги», которые можно назвать серийными. Пять новых машин присоединились к прототипам 1,2 и 3, чтобы принять участие во всесторонних испытаниях в конце 1956 года. Эти пять серийных машин оснащались двигателями от ГАЗ-М20, форсированными до 65 л.с. для установки на экспортный вариант джипа ГАЗ-69 . Автомобили оснастили механическими коробками передач. Окончательные испытания «Волги» проходили в таксопарках в условиях интенсивной эксплуатации, что позволило быстро устранить многие «детские болезни» новой машины.

Модификации ГАЗ-М21 в рамках «выпусков»

Автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» первого «выпуска» - производился с 1956, по ноябрь 1958 годов. До конца 1957 года комплектовался нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом в 2,42 л (2420 куб. см), мощностью 65 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Позаимствованный у «Победы», этот двигатель был форсирован путем увеличения рабочего объема (расточкой цилиндров) и степени сжатия. Всего с таким мотором было выпущено 1100 экземпляров «Волги».
ГАЗ-М21Г - помимо форсированного двигателя от ГАЗ-М20 «Победа» оснащался позаимствованным у автомобиля «ЗИМ» задним мостом с укороченными полуосями и их кожухами. Отличительной особенностью всех машин первого «выпуска» является выведенный на кузов «плюс» системы электрооборудования.
ГАЗ-М21Б - автомобиль с форсированным двигателем от «Победы», модификация для такси с упрощенной отделкой. ГАЗ-М21 - выпускался с 1957 года с новым двигателем ЗМЗ-21 Заволжского моторного завода (специально построенного для выпуска «волговских» двигателей). Двигатель имел рабочий объем 2,445 л и мощность в 70 л.с. Мотор был верхнеклапанным, целиком алюминиевым (основные детали - картер, блок цилиндров, патрубки) и для своего времени отличался множеством прогрессивных решений. Также на модификацию под индексом М21 устанавливалась автоматическая трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором.
ГАЗ-М21В - серийный автомобиль с двигателем ЗМЗ-21.
ГАЗ-М21А - такси с двигателем ЗМЗ-21 (на базе ГАЗ-21В).
ГАЗ-М21Д - экспортная модификация с форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Оформление дополнено поясным хромированным молдингом.
ГАЗ-М21Е - экспортная модификация с двигателем 80 л.с. и автоматической КП.
Автомобиль ГАЗ-М21 второго «выпуска» производился с 1959 по 1962 годы. «Выпуск» 1958-1959 годов считают переходным. Изменения внедрялись постепенно и касались оформления кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения электропроводки («переполюсовка» в 1960-м году, на кузов стал подаваться «минус», что уменьшило потери тока и интенсивность коррозии металла). Общий объем производства автомобилей второго «выпуска» составил 160 тысяч экземпляров.
ГАЗ-М21И - базовая модель.


ГАЗ-М21А - такси.

ГАЗ-М21 - автомобиль с АКП. Неизвестно, выпускался ли он в действительности (информация об этом отсутствует).
ГАЗ-М21Е - еще одна модификация с АКП, выпущенная очень ограниченной серией.
ГАЗ-М21У - модификация «люкс» с улучшенной отделкой, но с обычным двигателем.


ГАЗ-М21К - экспортная модификация с двигателем 75 или 80 л.с. и дополнительными элементами отделки (хромированные вставки). Автомобиль ГАЗ-М21 третьего «выпуска» производился с 1962 по 1970 годы. Машина получила новую решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота исчезла фигурка оленя и молдинг (олень не всегда устанавливался и на автомобили второго «выпуска» - его убрали из соображений безопасности). Было уменьшено количество хромированных декоративных деталей. Линии кузова стали более плавными и гармоничными. Из производственной линейки убрали модификацию с АКП, рычажные амортизаторы заменили телескопическими, была увеличена до 75 л.с. мощность мотора для базовой серийной модификации. Общий объем производства автомобилей третьего «выпуска» составил 470 тысяч экземпляров.

ГАЗ-М21Л - основной серийный седан.
ГАЗ-М21Л - экспортная модификация.
ГАЗ-М21У - модификация «люкс», отличалась от серийного автомобиля молдингами на крыльях.
ГАЗ-М21Т - модификация такси с раздельными передними сидениями. Пассажирское переднее сидение складывалось, освобождая место для перевозки груза.


В 1962 году на базе ГАЗ-М21 был создан и поставлен на конвейер автомобиль ГАЗ-М22 с кузовом «универсал». Он выпускался в различных вариантах - как «гражданский» автомобиль общего назначения, как «скорая помощь», автомобиль сопровождения самолетов для аэропортов и так далее.

Тогда же была выпущена небольшая серия автомобилей марки ГАЗ-23 - скоростная модификация ГАЗ-М21 с силовым блоком от ГАЗ-13 «Чайка» (АКП, 8-цилиндровый двигатель мощностью 160, а позже 195 л.с.). Этот автомобиль предназначался для силовых структур (в частности, КГБ) и был выпущен в количестве 608 экземпляров.
В 1965 году «Волга» третьего «выпуска» претерпела последнюю модернизацию. Были улучшен отопитель, немного изменено оформление кузова. Одновременно из индекса моделей исчезла буква «М» (то есть «Молотовец», до 1957 года ГАЗ назывался Горьковский автомобильный завод имени Молотова). Основные модификации «Волги» стали обозначаться так:
ГАЗ-21 - базовый вариант.
ГАЗ-21С - экспортная модификация с улучшенной отделкой и комплектацией. Двигатель мощностью 85 л.с.
ГАЗ-21УС - модель с улучшенной отделкой для внутреннего рынка и частично для экспорта. Двигатель 75 л.с.
ГАЗ-21Т - модификация для такси.
ГАЗ-21ТС - экспортный вариант такси (поставлялся во многие страны мира, в том числе в Финляндию, ГДР).
В 1968 году была выпущена первая небольшая партия автомобилей новой модели ГАЗ-24 (по обходной технологии). До 1970 года обе модели выпускались параллельно. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 всех модификаций был прекращен.

Особенности конструкции - недостатки и достоинства

Количество модификаций автомобиля ГАЗ-21 чрезвычайно велико. По сути, под общим именем «Волга» ГАЗ выпускал схожие внешне и по базовым характеристикам разные автомобили. Например, ГАЗ-23, построенный на агрегатах ГАЗ-13 «Чайки» обладал скоростными характеристиками, которые свойственны современным легковым автомобилям. А ГАЗ-М21 первых опытных выпусков мало чем отличался по тем же скоростным характеристикам от серийной ГАЗ-М20 «Победы».


В конструкции «Волги» всех «выпусков» было много архаичных даже для тех лет черт. В частности, на «Волгу» с большим запозданием пришли телескопические амортизаторы (вместо рычажных). Автоматическая КП так и не прижилась (советские автомобилестроители так и не смогли освоить ее массовое производство). Гидропривод тормозов и рулевое управление не оснащалось усилителями, управление тяжелой машиной требовало от водителя физических усилий. Стояночный тормоз центрального типа (барабанный тормоз, схожий по устройству с колесным, устанавливался на хвостовик КП и воздействовал через карданный вал на ведущий задний мост) был неэффективен и ненадежен. При попытке аварийной остановки автомобиля стояночным тормозом, последний ломался. До 1960 года «Волга» оснащалась системой централизованной смазки - приводимой в действие специальной педалью. Это решение применялось на зарубежных (немецких) автомобилях 30-40-х годов. Наконец, трехступенчатая МКП имела синхронизатор лишь для двух высших передач, что для второй половины 60-х годов было совершенно устаревшим решением.
Однако, были и настоящие открытия. Конструкторам «Волги» удалось создать автомобиль, который привлекает внимание безупречным дизайном и спустя сорок лет после прекращения производства машины. Высокая прочность кузова - за счет точного просчета силовых элементов - породила многочисленные мифы о «толстом металле», из которого якобы штамповались кузовные детали автомобиля (на самом деле металл применялся такой же, что и в зарубежном автостроении).
«Волга» отличалась высокой устойчивостью к коррозии - за счет специальной обработки кузова «фосфатированием». Качество окраски кузова автомобилей первого и второго «выпусков» таково, что некоторые из них не требуют перекраски по сегодняшний день. Отдельно следует упомянуть двигатель ЗМЗ-21, выпускавшийся в огромном количестве модификаций. Он нашел применение на советских микроавтобусах, устанавливался на катера, экспортировался за рубеж. Модификация этого двигателя - УМЗ-451МИ - устанавливалась на автомобили высокой проходимости УАЗ-469, которые стояли на вооружении Советской Армии.
Высокое качество изготовления ГАЗ-21, особенно второго и начала третьего «выпусков» (автомобилей первого «выпуска» осталось очень мало), высокая степень унификации деталей с автомобилями ГАЗ и УАЗ, безупречная репутация надежной машины привели к тому, что рынок автомобилей этой марки существует и сегодня. Автомобили реставрируются, поддерживаются в работоспособном состоянии, перепродаются и находят новых хозяев. Правда, лишь относительно небольшая часть владельцев ГАЗ-21 использует эти машины для ежедневной езды. В основном это экспонаты частных коллекций или машины для эпизодических выездов и прогулок.


Журнал "За рулем" о ГАЗ-21







Новое в автомобиле "Волга"


ГАЗ-21 "Волга" - советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1957 - 1970 гг.

Работа над "Волгой" началась в ноябре 1953 года. Ведущим конструктором проекта был Александр Михайлович Невзоров. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.

Ford_Mainline

Прототипом ГАЗ-21 послужил автомобиль Ford Mainline. В 1954 году ГАЗ приобрел такой автомобиль, чтобы изучить его автоматическую коробку передач.

К 1954 году относится начало строительства опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя неважно и в серийное производство не пошел).

3 мая 1955 года начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно. Сразу после первых испытаний было получено разрешение на выпуск чертежей и подготовку к производству.

10 октября 1956 года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л. победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".


Волга ГАЗ-21 1 серии

В 1957 году "ГАЗ-21" был поставлен на конвейер. "Волга" получает собственный двигатель - верхнеклапанный, мощностью 70 л.с. Внешним отличием первой серии автомобилей Волга ГАЗ-21 была решётка радиатора со звездой. Считается, что эта звезда была одной из причин относительно низкой популярности первой серии Волги в евопейских странах,так как она явно указывала на происхождение автомобиля из Советского Союза

На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно установлена автоматическая трансмиссия. Но из-за плохого положения в стране с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом, было выпущено всего 700 автомобилей с "автоматами".

Всего за два года выпуска 21ой первого поколения было произведено около 31000 автомобилей.

Основные модификации:

  • ГАЗ-М-21Г - с форсированным двигателем от «Победы»,
  • ГАЗ-М-21Б - с форсированным двигателем от «Победы», такси.
  • ГАЗ-М-21 - двигатель 2,445 л. и АКПП,
  • ГАЗ-М-21А - такси на базе ГАЗ-М-21В,
  • ГАЗ-М-21В - общего назначения с двигателем 2,445 л.,
  • ГАЗ-М-21Д - экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стёкол появились начиная со второй серии).
  • ГАЗ-М-21Е - экспортная с АКПП.


Волга ГАЗ-21 2 серии

В 1958 году начинается выпуск "Волги" второго поколения с 16-ю вертикальными отверстиями на радиаторе. Так же были изменены передние указатели поворотов и бамперы.

В этом же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при".

Основные модификации

  • ГАЗ-М-21И - базовый седан,
  • ГАЗ-М-21А - такси,
  • ГАЗ-М-21 - версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны),
  • ГАЗ-М-21Е - версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу),
  • ГАЗ-М-21У - улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем),
  • ГАЗ-М-21К
  • ГАЗ-М-21К - экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки),


Волга ГАЗ-21 3 серии

В 1962 году начинается выпуск Волги ГАЗ-21 третьей серии. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. Знаменитый олень, который украшал капот Волги 1-ой и 2-й серии, не был использован в 3-й серии (в качестве меры безопасности - оленей часто воровали).

Основные модификации

  • ГАЗ-М-21Л - базовый седан,
  • ГАЗ-М-21М - экспортная,
  • ГАЗ-М-21У - улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям - на передних в виде стрел и на задних - в форме плавников),
  • ГАЗ-М21Т - таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов.

В этом же году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом ГАЗ-22 с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.

Так же в этом году на секретную модификацию Волги установят 160-сильный V 8 "Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель руля, и назовут её "ГАЗ-23". Всего до 1970 года было выпущено 603 автомобиля.

В 1965 году Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых.

Экспортные модификации

«Волга» ГАЗ-21 (М-21) была одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей.

Экспортные автомобили имели улучшенное оформление, состав комплекта - согласно году выпуска. Кроме того, двигатели этих машин были форсированы на 10 л.с. или 5 л.с. относительно базовой модели (соответственно, 80 л.с. и 75 л.с. на ранних выпусках и 85 л.с. - на 3 серии) за счёт повышения степени сжатия для работы на более качественном бензине с октановым числом 80 (по моторному методу - в те годы, европейский «регулярный» - сорт «regular», не путать с современным АИ-80 с октановым числом, измеренным по исследовательскому методу - его использование в этих форсированных двигателях недопустимо, так как по октановому числу, измеренному по моторному методу, он примерно соответствует сорту А-76).

15 июля 1970 года последняя "Волга" ГАЗ-21 сошла с конвейера. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970й год было выпущено 638875 автомобилей "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22".

Автомобиль Юрия Гагарина

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин после первого полёта в космос в 1961 году получил в качестве награды автомобиль «Волга» ГАЗ-21 специальной сборки. Машина была чёрного цвета с нештатным голубым салоном (и металл, и обивка) и полным комплектом люксового хрома. Год выпуска - 1960 (2 серия). Регистрационный знак 78-78 МОД. Любопытно, что водительского удостоверения до этого у Гагарина не было: впоследствии он получил его на общих основаниях, пройдя обучение и сдав экзамены в секции ДОСААФ.

В настоящее время эта машина хранится в музее в городе Гагарин (Гжатск). Состояние автомобиля изначально соответствовало возрасту, так как на хранение машину поставили в 70-х годах без реставрации, да и хранение под глухим стеклянным колпаком его также отнюдь не улучшало. Впоследствии, уже в недавнее время, «Волга» Гагарина прошла восстановительный ремонт в местном автосервисе.

Позднее Юрием Алексеевичем была приобретена более поздняя «Волга» III серии (очевидно, 21УС), также чёрная, но уже со штатным серым салоном.

В 1965 году французы подарили Гагарину во время его визита (по другим данным, непосредственно после него) спортивный автомобиль - купе Matra Bonnet Djet V S голубого цвета. Однако, судя по источникам, активно эту машину он не эксплуатировал.

Берет свое начало в далеком 1952 году. Работы над дизайном автомобиля, в которых немаловажную роль сыграли разработки концерна «Форд», производили художники в двух независимых проектах параллельно:

  • ГАЗ-21М - Волга , художник Лев Еремеев;
  • ГАЗ-21М - Звезда , художник Джон Вильямс.

В 1953 году были изготовлены макеты двух автомобилей. Если второй макет выглядел более передовым, первый макет был признан идеально соответствующим требованиям того времени. Также в 1953 году к работе группы присоединился конструктор А. Невзоров, и в первом полугодии 1954 года первые прототипы были изготовлены. Приступили к предварительным испытаниям.

На протяжении всего года работы по доводке и усовершенствованию прототипов шли полным ходом, и 3 мая 1955 года из ворот Горьковского автозавода своим ходом направились на государственную приемку три автомобиля, один из них - с механической коробкой, два - с . Каждый автомобиль достойно выдержал испытания, в том числе длительный и сложный в то время автопробег по маршруту Москва–Крым–Москва.

Массовое производство

Получив одобрение, группа приступает к изготовлению промышленных чертежей и занимается подготовкой конвейерной сборки. 10 октября 1956 года три промышленных образца с 65-сильными нижнеклапанными «победовскими» двигателями объема 2,432 литра вышли в свет. В декабре 1956 года сборочный конвейер был запущен, и модель получила официальную дату рождения.

В 1957 году конвейерная Волга комплектуется как первым, так и новым 70-сильным двигателем с верхним расположением клапанов, с V – 2,445 литра. В соответствии с задачами, первоначально заводом серийно выпускаются автомобиль в двух модификациях:

  • М-21Б - для общего использования;
  • М-21Г - для такси. В них на заводе устанавливали счетчик и зеленый фонарь.

С появлением нового двигателя и установкой заднего моста с гипоидной передачей произошли изменения в индексах, и Волга получила следующие модификации:

  • М-21А - такси;
  • М-21В - общего использования;
  • М-21Д - экспортный вариант с механической коробкой передач.

В 1958 году завод начал выпуск автомобилей с автоматической трансмиссией, и к ряду добавили экспортный вариант М-21Е с автоматической коробкой передач и форсированным 80-сильным двигателем.

Выпустив около 700 машин с автоматической коробкой передач, завод прекратил их производство из-за отсутствия сервисного обслуживания по стране.

Первые значительные внешние и внутренние изменения Волга претерпела в 1959 году. В этот период в автомобиле появились:

  • стеклоомыватель;
  • светоотражающий элемент в задних фонарях;
  • новая облицовка радиатора, передний бампер, подфарники;
  • задние брызговики;
  • новая панель приборов;
  • мягкие поручни на спинках передних сидений и заднего сиденья.

В соответствии с внесенными изменениями, появились новые модификации:

  • М-21И - для общего использования;
  • М-21К - экспортный вариант с форсированным двигателем и хромированным молдингом по нижнему краю остекления.

Следующие и последние внешние изменения были сделаны в 1962 году:

  • изменение , бамперов;
  • добавление подсветки заднего номера, изменение подфарников и задних фонарей;
  • усовершенствование передней подвески;
  • появление буксировочных крюков.

Начат выпуск модифицированной Волги со следующими индексами:

  • М-21Л - для общего использования;
  • М-21У - с улучшенной отделкой, названный народом «Люкс»;
  • М-21Т - такси, с 1963 года выпускались с раздельными передними сидениями;
  • М-21М - экспортный вариант с 80 и 85-сильными двигателями, хромированными окантовками стекол, накладками на крыльях и стилизованными надписями на передних крыльях. Выпускался также с правосторонним расположением руля.

Последняя модернизация была проведена в 1964 году, при этом во всех модификациях вместо буквы М появилась аббревиатура ГАЗ. В ходовой части были сделаны изменения и усиления передних лонжеронов, ступицы передних колес стали комплектоваться роликовыми подшипниками. Салон автомобиля получил мощный обогреватель, передние сиденья с регулируемым углом наклона спинки, модернизированные стеклоочистители.

Любители ГАЗ-21 получили возможность приобрести базовую модификацию с индексом Р, а модификация такси стала именоваться ГАЗ-21Т

Секрет успеха

Чем же так интересна модель ГАЗ-21 в наше время? Почему, завидев эту машину, так и тянет сделать несколько фото на ее фоне? Откуда популярная тенденция у молодоженов: в день свадьбы, воспользовавшись автомобилем клуба «Ретромобиль», прокатиться на раритетном автомобиле по городу с помпезностью и ветерком?

На видео - история автомобиля ГАЗ-21:

Ответ прост. В 50-е годы прошлого века конструкторам удалось сделать прорыв в создании идеальной формы автомобиля, которая притягивает взор и в наши дни. С 1956 по 1970 год заводом было выпущено 638 798 автомобилей отличного качества, простоты и надежности в эксплуатации. Не стоит говорить о том, что отлично известно, - о прочности кузова. Применяя при производстве стандартный металл, при помощи точных просчетов силовых элементов конструкторы добились такой прочности, что миф о «специальном толстом металле» жив и сейчас.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook